|
Флауэр, Маргарита и Филиппа
«Специально привлечены к суду и осуждены перед сэром Генри Хобартом и сэром Эдвардом Бромлеем, судьями выездной сессии, признавшиеся в соучастии в умерщвлении Генри, лорда Росса и гнусных действиях, направленных против других детей достопочтенного Френсиса, графа Ратленда («Wonderful Discovery»).
В данном трактате, напечатанном в Лондоне в 1619г., после высокопарного перечисления мнений и примеров колдовства, рассказывается о суде, завершившимся казнью сестер Ф. в Линкольне в 1618г. Матушка Жанна Ф. была «ужасной злобной женщиной», известной как ведьма. Две ее дочери, Маргарет и Филиппа (в памфлете — «Филип»), очевидно, унаследовали злонравие своей матери. Когда их уволили со службы в замке, они обратились к магии и напустили порчу на семью графа, вследствие чего его старший сын умер.
В признании Филиппы последовательно отражено, как она осуществляла maleficia. Она «принесла из замка правую перчатку лорда Генри Росса, отдала ее своей матери, которая потерла ею о спину своего духа Раттеркина и затем положила в кипяток. После этого она проколола ее в нескольких местах и похоронила во дворе, пожелав, чтобы лорд Росс никогда больше не здравствовал. Ее сестра, Маргарет, жившая с матерью, часто видела с ней кота, которому она позволяла вспрыгивать на плечо и сосать шею».
В том же самом трактате содержатся признания трех ведвм, вероятно, связанных со скандалом Ф.: Анны Бейкер, Джоан Уилмот и Элен Грин. Правда, их «призна ния» не содержат ничего примечательного кроме обычного списка домашних духов (бе лой собаки, белой мыши, совы и котенка по прозвищу Пусси) и случаев maleficia,но трактат иллюстрирован гравюрой, изобража ющей этих трех женщин в соответствии с типичным представлением о старухе — ведьме и ее домашних духах.
Ф. впадала в такое же яростное безумие как и любая из известных одержимых монахинь конца XVI-XVII вв. Ее конвульсии напоминали те, что были у большинства других одержимых: например, Элизабет Алье (1639) или Жанны Фери (1585), Бартонского мальчика в Англии (1596), Маргарет Рилл в Америке (1693). Хотя в «Memoires» (ок. 1600) Пьера-Виктора Пальма Кайе дается краткое описание дела, официальная стенограмма 1591г. оставалась неопубликованной до 1883г. Луи Морель, генеральный прево Нормандии, диктовал ее во время суда greffier (секретарю суда) Луи Воке. Зафик сированы даже его реплики, такие, как распоряжение принести свечи и факелы, «рuor nous esclarier» («для нашего освещения»), чтобы допрос мог продолжаться и после наступления темноты.
Издатель рукописи заявляет, с небольшим преувеличением, что в ней описаны все классические симптомы истерии и эпилепсии: дрожание, обмороки, падения, корчи, потеря чувствительности, паралич, судороги, напоминающие столбняк, аномальные движения (иногда завершавшиеся в форме распятия), каталептические контрактуры, потеря памяти и так далее.
Помимо важности для истории психических заболеваний, по некоторым другим причинам отчет примечателен и для истории колдовства. Во-первых, Франсуаза была освобождена светским судом, хотя и признала договор и сношения с дьяволом. Во-вторых, не предпринималось никаких попыток к розыску женщин, обвиняемых в ее околдовывании. В-третьих, у Франсуазы были и конвульсии, и сексуальные фантазии, а в большинстве других случаев подчеркивалось или то, или другое. В-четвертых, Франсуаза не подвергалась пыткам, за исключением прокалывания; наоборот, за ней ухаживали изгонявшие из нее дьявола прево, врач-протестант и католические священники. В-пятых, Франсуаза оправилась от своего расстройства, смогла выйти замуж и вести нормальную жизнь.
В апреле 1591г. Лувьер находился в состоянии гражданской войны, накануне захвата силами роялистов. Население было в напряжении и возбуждено. Поэтому, когда Франсуаза Ф. вызвала беспокойство, заявив, что некий дух спустился по трубе, чтобы досаждать ей и другой девушке, и когда начались происшествия, похожие на полтергейст, ее поместили в тюрьму. Другие заключенные протестовали, ибо необычные проявления сопровождали ее и в тюрьме, и тогда было решено, что Ф. является ведьмой. Во время суда два священника попробовали изгнать дьявола, и 2 сентября 1591г., перед аудиторией в 1200 человек, собравшихся в церкви Нотр-Дам, Ф. была публично раздета и полностью обрита по всему телу, чтобы облегчить прокалывание и обнаружить потайные места, где могли спрятаться дьяволы.
Суд открылся 17 августа 1591г. Во время допроса Ф. «навзничь упала на землю, ее руки были с силой раскинуты в стороны, как у распятого... Мы заметили, что ее горло распухло, глаза почти вылезли из орбит, а лицо покрылось крупными каплями пота». Прево заметил, что она не дышала, хотя он нащупал ее пульс и температура была нормальной. Однако, когда он попытался передвинуть ее руки, все еще застывшие подобно кресту, «это оказалось невозможным, без надавливания на них ногами и дерганья ее рук изо всей силы».
Показывая, насколько впечатлительными бывали молодые девушки, Ф. повторила шаблонные признания ведьм о демоне-любовнике и даже приукрасила их. Прево был так потрясен ее любовными историями, которые, как она сказала, имели место и в тюрьме, что взобрался на крышу, чтобы исследовать дымоход и найти признаки входа, где увидел множество мелких следов, которые могли быть оставлены недавно.
Дьявол появлялся в виде grand homme (крупного мужчины), одетого в черное, с черной бородой и сверкающими глазами». Она отдавалась ему охотно (de bon coeur — от всего сердца), как она заявляла, и даже обнажила в зале заседания свою грудь, чтобы показать любовные укусы дьявола. Во время своего первого визита «он приказал ей снять одежду и, когда она сделала это, grand homme бросил ее на кровать и овладел, лежа на ее животе, познал ее плотски два раза, каждый раз на протяжении получаса». Затем Ф. отбарабанила цепочку клише:
«У него был membre viril (мужской член) очень крепкий и такой плотный, что свидетельница испытывала значительную боль, когда он совокуплялся с ней, потому что упомянутый membre был твердым, как кремень {dm comme un caillou), и необычайно холодным... Когда упомянутый мужчина покидал ее, он несколько раз поцеловал ее и нежно погладил грудь и интимные места».
Вместе с тем она добавила деталь, которая не прослеживается в других признаниях:
«Она также сказала, что, когда однажды вышеназванный grand homme наслаждался ее прелестями, он испытал большие сложности, извлекая свой membre viril из ее nature (здесь: влагалища), которое она не смогла расслабить, как он уже сделал со своим, так что они оставались соединенными вместе, подобно кобелю и сучке, когда они наслаждаются друг другом».
Во время своего второго визита дьявол изменил свою технику:
«Он привлек ее к себе, поместил между коленями, целовал и, даже не заставляя снять одежду, совокупился с ней. Он сделал это только однажды, но это продолжалось почти полчаса, и он закончил, выделив что-то очень холодное в ее желудок. С тех пор вышеназванный grand homme регулярно каждую ночь посещал вышеназванную свидетельницу, только единожды наслаждаясь ею при каждом визите».
Невероятно, что после подобного добровольного признания Ф. не была сожжена. Она поправилась и счастливо жила, что столь же удивительно после всего пережитого ею.
Франция, колдовство
Каждая страна реагировала на колдовство в соответствии со сложным комплексом факторов — национальными, экономическими, религиозными, политическими и иными особенностями. Для удобства развитие колдовства во Ф. рассматривается в пяти основных разделах, ни один из которых точно не повторяется в Англии или Германии:
I. Определение инквизицией колдовства как ереси и искоренение ордена тамплиеров
в 1307г.
II. Политические суды над национальными героями по обвинению в ереси, включая чародейство (например, над Жанной д'Арк и Жилем де Ре).
III. Эпидемии охоты на ведьм, состряпанные на скорую руку гражданскими судьями в «великие дни колдовства» (1450-1670), вызвавшие классические описания колдовства французскими демонологами.
IV. Распространение в первой половине XVIIb. одержимости демонами, особенно среди монахинь, склонных к обильным сексуальным фантазиям. Подобные скандалы заставляли многих людей усомниться в основах теории колдовства.
V. Всеобщая коррупция французской знати, связанная с использованием ядов и черных месс, обнаружившаяся при полицейских расследованиях в 1682г. [см. Слушания в «Огненной палате»], приведших к окончанию колдовского заблуждения.
VI. Определение колдовства как ереси.
Еще до того, как колдовство было приравнено к ереси, в ранних законах преследовались чародеи. Салический закон (примерно 500г. н.э.), однако, требовал доказательства совершения определенного злонамеренного действия, такого как отравление; даже когда яд вызывал смерть, чародею разрешалось заплатить определенную сумму денег как компенсацию семье жертвы.
Если убийца не мог выплатить этой виры, его сжигали. При неудачных попытках отравления или случаях лигатуры налагался небольшой штраф. При знавая фольклорные представления о ночных собраниях, Салическая правда, в противопо ложность инквизиционному праву, устанавли вала, что тот, кто назовет другого strix, lamia и.ли stioportius (колдун мужского рода) и не сможет доказать этого, должен оплатить причиненный ущерб. Если бы Салическая правда осталась в силе, ни один из тысяч обвиненных в посещении шабаша не был бы сожжен.
В VIII в. законы Хильдерика III помогли церкви в подавлении проявлений язычества, включая магию. Эдикт Каролинского периода позволял церкви арестовывать чародеев, про давать их в рабство и присваивать прибыль. Однако преследование носило хаотичный характер, хотя штрафы предусматривались не только за колдовство, но и за отравительство или магию.
Колдовская ересь родилась во Франции. Богословская основа для колдовства обеспе чивалась продолжительными дискуссиями,начиная с епископа Гильома Овернского из Парижа (1228-1249), Фомы Аквинского (ум. в 1274г.) и Дунса Скота (ум. в 1308г.) и заканчивая Пьером де Палу (ум. в 1342г.) и Габриелем Бьелем (ум. в 1484г.). На основании их заключений теологи и адвокаты создали свои законы судопроизводства, в итоге разработав подробную концепцию до-говора с Дьяволом, ставшую основой право-вого обоснования колдовских судов [см. Первые исследователи колдовства]. На основании данных формулировок, впервые предложенных во Франции Парижским университе-том в 1398г., колдовство из магии превратилось в религию и стало антикатолической ересью, а, следовательно, объектом деятельности инкви-зиции.
Сокрушив религиозные отклонения в юж-ной Франции, например, альбигойцев и валь-денсов, инквизиция почти утратила обосно-вание дальнейшего своего существования. Она сделала свое дело. Несмотря на это, ииквизиция распространяла и развивала те-орию колдовской ереси, посредством которой расширяла сферу своей деятельности. В ка-честве основы в ней сочетались фантастичес-кие и невозможные утверждения, рассеянные по ранним судам. В течение XIVb., прежде, чем теория приняла определенную форму, отдельные осуждения за ересь включали обвинения, которые позже стали стандарт-ными образцами для массовых судов за колдовство, проводимых по нормам граждан-ского права. Суды состоялись уже в начале 1245г. в Тулузе. В 1275г. Анжела де ла Барт, заподозренная в поедании детей и сношениях с дьяволом, была сожжена Югом де Баньо-лем, тулузским инквизитором. Ее можно считать первым человеком, сожженным за колдовство. В ряде папских булл, направлен-ных инквизиторам южной Франции, системати-знровалась ересь ведьмовской секты: в 1318г. - против черной мессы, особенно в Лионе; в 1320, 1326 и 1330 гг. — против сатанизма в Тулузе и Нарбонне [см. Иоанн XXII]. После 1331г. Париж был включен в число районов распространения колдовства.
Гонения на военно-религиозный орден ры-цареи-тамплиеров, во многом предвосхитив-шие усиливающиеся атаки на ведьм, были узаконены папой в 1307г. Комиссию возглавлил Гильом де Ногаре, министр короля Фи-липпа IV (Красивого) и брата Гильома Имбера, духовника короля и Великого ин-квизитора Франции. Предметом обвинения была ересь, но его пункты включали действия, характерные для ведьм и спустя 300 лет, например, поклонение дьяволу в образе козла (ведьминский «козлиный бог»), попирание креста, беспорядочные сношения с суккубом-демо-ном и «поцелуй стыда», когда новообращенный целовал главаря в губы, зад и половые органы. Признание подобных заявлений легко подтверждалось под пыткой, но большинство тамплиеров отрекались от своих признаний. Главный магистр ордена Жак де Моле и наставник Нормандии Жоффруа де Шарней отреклись от своих признаний перед сожжением заживо в Париже 14 марта 1314г. Причина уничтожения ордена заключалась не только в получении его огромного богатства — король оказался его неплатежеспособным должником — но и в стирании с лица земли внецерковной религиозной системы, которую развивали тамплиеры. Одновременно с преследованиями тамплиеров усилились и гонения на евреев.
Если пытки могли сломить военных, воспитанных в подчинении религиозному идеалу, неудивительны признания ведьм, подвергавшихся подобным мучениям. Успешное искоренение тамплиеров стало образцом для последующего преследования ведьм.
После 1390г. парламент Парижа призвал светские суды расследовать случаи колдовства, разумеется, за исключением тех, которые расследовались инквизицией. До этого времени гражданский суд сосредотачивался только на явных случаях нанесения вреда, при котором чародейство занимало несущественное место, наказывая за поступок, а не за намерение. Но и когда королевские суды начали столь же энергично преследовать ведьм за договор с дьяволом, церковные суды (инквизиторские и епископские) не запретили это расширение юрисдикции. Несколько ранних судов отмечены в этой «Энциклопедии»: первый светский суд в Париже (1390г.), инквизиторские суды в Аррасе (1459г.), Люксейле (1529г.), Авиньоне (1582г.) [см. Приговор] и Туле (1631г.).
II. Суды над дворянами по обвинению в политической ереси.
Как в Англии, так и во Франции обвинения в колдовстве выдвигались в политических целях, поскольку они могли успешно привести к исполнению приговора. Так, в 1278г. епископ Пьер из Байе и его племянник были обвинены в использовании чародейства против короля Филиппа III; епископ был освобожден, но его племянник казнен. В 1308г. епископ Гишар из Труа был аналогично обвинен в использовании чародейства против жены короля Филиппа Красивого и других. В 1314г. король Людовик X обвинил Алипс де Монс, жену д'Энгеррана де Мариньи, и ее сестру в заговоре с целью убить его с помощью восковых подобий. Они вовлекли Жака Дюло, волшебника, и его жену. Мадам Дюло была сожжена живьем, Дюло умерщвлен в тюрьме, а д'Энгерран казнен. Спустя всего несколько лет граф Робер д'Артуа изготовил восковое подобие, намереваясь убить сына короля Филиппа III, Жана, заставив священника крестить фигурку, чтобы сделать свое чародейство более эффективным. Робер был изгнан в 1331г. В Т340г. была предпринята попытка околдовать Филиппа Валуа, за которую двое монахов были привлечены к суду. В 1398г. обвинение в договоре с Дьяволом явились следствием длительного скандала, вовлекшего безумного французского монарха (свекра английского короля Генриха V) и герцога Орлеанского. Чтобы вылечить недуг короля, призвали ведьм, а затем двух монахов-августинцев, занимавшихся магией. Королю стало хуже, и «специалисты» были обезглавлены. Список подобных судов может быть продолжен. Хотя в них была вовлечена только знать, суды ускорили распространение колдовства по всем сословиям.
Два самых интересных политических суда в связи с использованием колдовства как повода для преследований привели к сожжению Жанны д'Арк (1431) и Жиля де Ре (1440). Эти суды рассмотрены в специальных статьях «Энциклопедии».
///. Типичные французские суды за колдовство.
Суды за колдовство с перерывами продолжались на протяжении XV и XVI вв. В конце концов светские суды заменили собой суды инквизиции, которая, однако, продолжала вести некоторые дела (например, в 1592г. Тренье) и рассматривать религиозные отклонения священников и монахинь (например, в 1611г. в Экс-ан-Провансе). Инквизиция также влияла на философию светских судей, следовавшими за такими теоретиками, как Жан Винетус, инквизитор в Каркасоне (1450); Жакье, инквизитор Франции (1458); Петрус Мамор (1462) и Жан Винсент из ла Венде (1475).
С 1500 по 1670г. едва ли хоть один год проходил без казни каких-нибудь ведьм. Некоторые из них, несомненно, несли ответственность за смерть людей и животных ( отравления спорыньей, болезни, вызваннс поеданием зараженного зерна (типично щ Ф. XVI и XVII вв.). Ниже перечислен некоторые типичные суды (отмеченные рассмотрены в отдельных статьях). Перечне ление судов, связанных с одержимостью си отдельно [см. Одержимость].
1275-1500: Теория колдовской ереси еш не получила широкой поддержки.
*1390. Первый суд за колдовство, прове денный светским судом в Париже с некото рой степенью законности, в отличие от судо инквизиции.
1428г. В Брианконе 110 женщин и 5' мужчин сожжены заживо за колдовство з, два десятилетия до середины века.
1453г. Инквизитор в Эвре приговори. Гильома Эделина, приора в Сен-Жермен-ан Лэ, к пожизненному заключению за совокуп-ление с суккубом, полеты на помеле и целование козла под хвостом.
1456г. Робер Олив сожжен в Фальезе зг полеты на шабаш.
*1459г. Инквизиция расследовала вспышк> ереси вальденсов в Аррасе, сожгла четырех старых женщин и одного мужчину. Ее действия были настолько возмутительны, что вмешались парламент Парижа и три епископства и безоговорочно настояли на освобождении остальных заключенных. В 1491г. парламент реабилитировал тех, кто был казнен.
1479г. Священник из Макона был казнен за ересь, чародейство и дьявольские искусства.
1490г. Король Карл VIII опубликовал вердикт против предсказателей, чародеев и некромантов; их собственность должна была конфисковываться.
1500-1575 гг.: Рост количества судов за колдовство.
1508г. Массовые суды в Беарне.
*1521г. Волкодлаки из Полиньи, осужденные инквизицией.
*1529г. Суд в Люксейле, проведенный инквизицией.
1556г. Ведьмы из Бьевра около Леона, по ошибке сожженные живьем. Боден объяснил эту ошибку тайным судом Господа.
1557г. Сорок ведьм сожжено в Тулузе.
1564г. Четыре ведьмы (трое мужчин и женщина) сожжены в Пуатье за целование козла и танцы спиной к спине.
1571г. Казнь в Париже чародея Труа-Эшеля, утверждавшего, что во Франции существуют сотни тысяч ведьм.
*1574г. Жиль Гарнье сожжен живьем в Дувре 18 января 1574г. за ликантропию.
1575-1625 гг.: Вершина колдовской истерии во Франции.
1579г. Собор в Мелуне провозгласил: «Каждый шарлатан и гадатель и другие, практикующие некромантию, пиромантию, хиромантию, гидромантию должны быть наказаны смертью».
1581г. Собор в Руане запретил grimoires под страхом отлучения.
*1582г. Восемнадцать ведьм сожжены инквизицией в Авиньоне [форма приговора — см. Приговор].
1583г. Суды над ликантропами в Орлеане.
1584г. Собор в Бурже распространил решения ранее состоявшихся судов на накладывавших лигатуры, добавив смертный приговор для тех, кто советовался с les devins [духами]. В целом церковные суды, в отличие от инквизиции, нападали на гадание и чародейство, почти игнорируя колдовство как ересь.
1588г. Ликантропия в Оверне — охотник ранил волка, позже оказавшегося женой дворянина. Женщина была сожжена в Риоме.
1589г. Четырнадцать ведьм в Туре обратились к королю Генриху III, королевский врач не обнаружил предполагавшихся отметок дьявола и решил, что обвиняемые были «бедными дурочками». «Мы дали совет не наказывать их, а лечить чемерицей, и парламент [Парижа] оправдал их, как мы рекомендовали» (Байле). Король впоследствии был обвинен в защите ведьм.
1597г. В Риоме два мужчины сожжены за наложение лигатуры на мужчин, кошек и собак.
*1598г. Жак Руле сожжен в Париже как ликантроп [см. Анжерские волкодлаки].
1598г. Жак д'Отюн, ликантроп, сожжен в Ренне.
*1598г. Волкодлаки из Сен-Клода.
*16ОЗг. Жан Гренье, ликантроп из Ланд (Бордо).
1625-1682 гг.: Ослабление колдовской истерии.
*1631г. Отец Доминик Гордель подвергнут пытке (до смерти) инквизицией в Лотарингии.
*1659г. Томас Лоотен из Вальеля умирает под пыткой, проведенной светским судом.
1670г. Суды над ведьмами в Руане [см. Людовик XIV: эдикт 1682].
Но основной интерес центрального периода судов над ведьмами, состоявшихся между 1580 и 1620 гг., заключается в массовых преследованиях светскими судами, отраженных в классических работах французских демонологов, таких, например, кгСк Воден (1580), Реми (1595), Боге (1602) и де Ланкр (1612).
Эльзас, составлявший тогда большую часть империи: После 1572г. много сожжений было в небольших селениях; например, в Танне, на юге, с 1572 по 1620г. было сожжено 102 ведьмы (некоторые источники сообщают о 152, исключая округа). В Сент-Амарине с 1596г. было сожжено больше 200 ведьм. По всему же региону погибли тысячи [см. также Германия, колдовство в].
Лотарингия: Реми, генеральный прокурор Лотарингии, лично обвинил 900 ведьм меж-ду 1581 и 1591г.
Нормандия: Две серьезные эпидемии колдовской истерии в 1589-1591 гг. и снова в 1600-1645 гг., когда многие ведьмы были сожжены в Руане.
Бургундия: (Франш-Конте), находившаяся под властью инквизиции, хотя главный судья всегда был адвокатом. Анри Боге, главный судья в Сен-Клоде, провел интенсивную кампанию (убивпримерно 600 ведьм). Вследствие его неистовства суды в Бургундии продолжались дольше, чем где-либо.
Беарн: В 1609г. король Генрих IV уполномочил судью Пьера де Ланкра и президента д'Эспанье искоренять колдовство в баскоязыч-ном Па-де-Лабуре [см. Баскские ведьмы]. Де Ланкр утверждал, что все 30000 жителей были заражены колдовством, и заявлял о сожжении 600 ведьм за 4 месяца. Из Лабура преследования распространились в Бордо.
Центральные территории Ф. не испытали массового террора. Парламент Парижа препятствовал охотам за ведьмами; уже в начале 1601г. он запретил использование «плавания» как средства обнаружения ведьм и, чтобы воспрепятствовать злоупотреблениям ретивых судей, потребовал в свою юрисдикцию все случаи чародейства. Там, где единственным обвинением было посещение шабаша, без обвинения в maleficia, он отказывался возбуждать преследование. Однако в случае, если чародейство было связано с святотатством, оно наказывалось смертью. Конкретным результатом подобных ограничением стало оправдание 14 человек, осужденных на смерть за чародейство судами Низшей инстанции. В то время, когда юрисдикция ограничивалась парламентом, его влияние и авторитет были значительны. Соответственно, во Ф. XVIIb. не было ни германских массовых сожжений, ни продолжения дебатов ранних демонологов по поводу колдовства.
IV. Колдовство и демоническая одержимость.
Хотя ведьм, которых считали одержимыми, наказывали очень жестоко, подобным образом пострадало лишь несколько человек Наиболее известные французские суды по поводу обладания описаны отдельно и в общих статьях.
V. Слушанья в «Огненной палате» и коней, колдовской истерии.
Поразительные дела придворного круга, рас крытые полицией в Chambre ardente, привели к эдикту, изданному королем Людовиком ХIV в 1682г. Данный акт отрицал реальность колдов ства и признавал преступлениями только пред сказание будущего и магические действия, вклю чавшие богохульство. Господствующая точка зрения совпадала с мнением энциклопедистов, что «колдовство [является] постыдным или нелепым магическим действием, основанном на неразумной и напрасной вере в вызывание дьявольской силы».
Однако в некоторых областях истерия затянулась, и отдельные суды происходили в течение следующих 50 лет. В Нормандии в 1684, 1692 гг., в 1699г. в Руане (когда парламент заменил смертный приговор ссыл кой) и в 1730, в Париже в 1701, в Тулузе -в 1702 и Везуле в 1707г. В 1691г. 3 пастуха в Бри были приговорены к сожжению за вызывание гибели скота, двое были изгнаны и один умер в тюрьме; все приговоры были ратифицированы парламентом Парижа. В 1718г. в Бордо мужчина был казнен за наложение лигатуры; этот случай часто упо минается как последняя казнь во Франции, но позже были и другие казни. В 1728г. в Лувьере несколько человек, включая свя щенника, были отправлены на галеры или сосланы за попытку обнаружения спрятан ных сокровищ путем договора с Дьяволом тем женщинам, которые оказались замешан ными в этом, было объявлено публичное порицание. Аналогичный суд за гадание с целью нахождения сокровищ состоялся в Дижоне в 1712г., когда отец Бертран Гилодо был сожжен заживо. Его признание привело к аресту 29 сообщников, после длительного суда в Лионе, закончившегося в 1745г., пятеро были приговорены к смерти, а другие или к галерам или к изгнанию. Отец Луи Дебараз, произно сивший богохульственные мессы, чтобы обна ружить сокровища, был сожжен живьем. Тако ва была последняя казнь за колдовство во Франции (Бен, «Les Sorciers de Lyon»).
Сравнительно короткая история колдовства во Франции прослеживается в 40 статьях данной «Энциклопедии»: развитие теории ере тического чародейства и ранние суды во Франции обсуждены в статьях: Инквизиция; Иоанн ХХП; Парижские суды над ведьмами (1390); Аррасские ведьмы (1460) и Люксельский суд над ведьмами (1529). Развитие теории в: Ранние авторы о колдовстве и Жакье, Никола (1458). Некоторые из нижеследующих статей содержат отрывки из судебных отчетов; кроме того, два суда XVIIb. подробно воспроизводятся на основании стенографических отчетов: Доминика Горделя (1631) и Томаса Лооса (1659). Два известных политических процесса: над Жанной д'Арк (1431) и Жилем де Ре (1440); Слушания в «Огненной палате» (1680) воссозданы на основании секретных полицейских регистрационных книг: разоблачение спровоцировало эдикт Людовика XIV (1682). Некоторые из известных французских авторов, писавших о колдовстве: Жан Боден (1580), Никола Реми (1595), Анри Боге (1602), Пьер де Ланкр (1612) (окончание разговора о нем — Баскские ведьмы), Ле Сьер Буве (1659) — в специально посвященной ему статье и в общей статье о Демонологах. Оппонентом теории колдовской ереси выступал Лоран Борделон (1710). Известные эпидемии одержимости во французских монастырях, включавшие описания сексуальных извращений, обсуждены в ст.: Экс-ан-Прованскиемонахини (1611); Лилльские послушницы (1613); Луденские монахини (1634); Лувьерские монахини (1647) и Оксо-нские монахини (1661). Известные индивидуальные случаи одержимости включают: Жанну Фери (1585); Франсуазу Фонтен (1591); Элизабет Алье (1639); Катрин Кадье (1731) и Луизу Лато (1868) в Бельгии. Другие материалы о французских монахинях можно найти в статьях Одержимость; Сексуальные сношения с дьяволом; Экзорсизм.
Примеры волкодлаков, не столь частые у французских демонологов, можно найти в основной статье Ликантропия, а также в ст. Волкодлаки из Полиньи; Гарнье, Жиль; Волкодлаки из Сен-Клода; Анжерские волкодлаки и Тренье, Жан.
Типичныи случаи французского полтергейста рассматривается в статье Полтергейст из Сидвилла.
Фриас, Алонсо Салазар де
22 мая 1611г. Алонсо Салазар де Ф., высокопоставленный инквизитор из Испании начал то, что Ли назвал «поворотным пунктом в истории испанского колдовства». В предыдущем году светские судьи в Логроно (Наварра) начали охоту на ведьм, редкую в истории Испании, быстро собрали жертвы, принудили к признанию и сожгли обвиненных. Всемогущая испанская инквизиция, ревностно относившаяся к своему авторитету, тотчас отправила трех инквизиторов и других теологов в район Сигаррамунди, чтобы составить отчет. Инквизиторы были поражены легковерием судей и обнаружили более 280 взрослых и много детей (слишком юных, чтобы быть сожженными), поклонявшихся Дьяволу. 40 из этих ведьм предстали перед местным судом испанской инквизиции. Однако, были заподозрены многие другие ведьмы, находившиеся на соседних территориях, и было названо 20 aquellarre (шабашей) ведьм.
Испанская инквизиция решила объединиться с королем, архиепископом Бургоса, местными епископами и главами монашеских орденов в массовой кампании, чтобы известить народ об опасностях колдовства и избавиться от ведьм, как это сделал де Ланкр в Бордо. Чтобы побудить общественность к сотрудничеству, 7 ноября 1610г. было организовано тщательно спланированное аутодафе, когда ведьмы были публично сожжены. Зрелище оказалось не таким впечатляющим, как планировалось: его не посетил король Филипп III, многие ведьмы отреклись от своих показаний и были «прощены», так что казнили только шесть закоренелых преступниц, и их вынужденные признания в том, что они ели разлагавшиеся тела своих родственников были настолько неестественными, что даже наиболее влиятельное духовенство, и миряне проявили естественное недоверие. Королевские чиновники арестовали местных судей за превышение своих полномочий, но Супрема (Верховный комитет инквизиции) не смогла поддержать свой собственный трибунал, когда начались протесты против ареста гражданских судей. В дальнейшем, 2,0 марта 1611г., Супрема приняла «Эдикт милосердия», во время действия которого ведьмы могли признаваться в своих преступлениях без наказания. Ф. был одним из инквизиторов, направленных 22 мая в подозрительные районы, чтобы исполнять эдикт.
Ф. был знаком с ситуацией, поскольку был членом первоначальной комиссии, проводившей аутодафе в Логроно. Тогда он не был удовлетворен показаниями и теперь получил возможность детально расследовать обвинения. Он провел почти 8 месяцев, побеседовал с 1802 раскаявшимися ведьмами, из которых было 1384 детей в возрасте от 12 до 14! Ф. пообещал сохранить тайну и неприкосновенность тем, кто воспользовался преимуществом периода милости, так что 81 человек взяли назад свои первоначальные признания. Другие бы тоже отвели свои показания, если бы не боялись казни за лжесвидетельство.
Отчет Ф. насчитывает 5000 страниц и сгруппирован по 4 главам: перемещения, шабаш, доказательства колдовства и доказательства для наказания. Он находил доказательства иллюзорными. Одна 80-летняя женщина, спавшая в одной кровати со своей дочерью, утверждала, что никто не видел, как ее дочь ночью ездила на шабаш. Другая женщина сказала, что, ожидая Ф., она побывала на aquellarre, хотя многие собеседники продолжали разговаривать с ней все то время, что она отсутствовала. Мать рассказала, как она трогала свою дочь все то время, что, как предполагалось, она была на шабаше. Многие девушки, признавшиеся в сношениях с дьяволом, оказались девственницами. Мальчики рассказывали о некоем месте, в котором якобы происходит aquellarre, в то время как 2 секретаря Ф. оказались там и ничего не видели. 36 человек, давших описание aquellarre, разошлись в указании места. Мазь, якобы данная дьяволом для перемещений, была исследована аптекарем и найдена бесполезной и безвредной. Объективных показаний не было. Более того, признания получали под пытками, один колдун сказал, что его жгли горящими углями. Другие были подкуплены, чтобы назвать чьих-то врагов, в одном месте юный нищий обвинил 147 человек. В целом 1672 человека были обвинены на основании ложных показаний.
После подобных бесед Ф. пришел к однозначному заключению: истерия была спровоцирована присутствием инквизитора, ищущего ведьм. Он подводит следующие итоги своих изысканий:
«Я не обнаружил никаких показаний, на основании которых можно сделать заключение, что имел место хоть один случай колдовства, в равной степени как и посещения aquellarre, присутствие на нем, нанесение повреждений или другие утверждавшиеся факты. Подобное просветле
ние во многом укрепило мои прежние подозрения, что показания сообщников без объективных доказательств от других лиц недостаточны даже для обоснования ареста. Более того, мой опыт приводит к убеждению, что те, кто прикрываюся Эдиктом милосердия, более чем на три четверти ложно обвинили себя и своих сообщников. Кроме того, я верю, что они могли бы свободно прийти в инквизицицию чтобы отречься от своих признаний, если бы знали, что их примут доброжелательно без наказания, поскольку я боюсь, что мои усилия, направленные на это, не получили достаточной огласки».
Другие инквизиторы, которые сотрудни чали с Ф. по обнародованию Эдикта мило сердия, не согласились с его выводами, но Супрема приняла его заявление и пресекла дальнейшие расследования. 31 августа 1614 г. она опубликовала комплект из 32 инструк ций, приписываемых Ф., как руководство инквизиторам в отношении колдовства. Он настаивал на независимых показаниях, чтобы подтвердить обвинения, предъявленные об виняемым в колдовстве. Свидетели могли отрекаться от своих признаний без страха пытки; признания следовало тщательно ис следовать, но при возникновении сомнений в их истинности никакая конфискация соб ственности не допускалась. Ни один трибу нал испанской инквизиции не мог предпри нять никаких действий без единогласного голосования, и все подобные решения, свя занные с колдовством, должны были направ ляться для рассмотрения в Супрему. Kpoме того, следовало прекратить все дела по кол довству, находившиеся на рассмотрении. Не которые изменения касались жертв аутодафе 1610г. в Логроно: их собственность не дол жны были конфисковывать, а их потомки не должны были подвергаться наказаниям.
В результате данного поразительного за явления, исходившего от Ф., колдовство в Испании фактически прекратилось, и позже отмечено лишь небольшое количество oт дельных и единичных судебных процессов
См. также Инквизиция; Испания, колдовство в.
Хайцман, Кристоф
Незначительный баварский художник. В 1677г. описал свой договор с Дьяволом, наподобие того, что заключил Фауст. Кроме того, он проиллюстрировал его изображениями Дьявола. Подобная иллюстрированная автобиография одержимого уникальна, интерес к ней усилился благодаря цитированию ее Фрейдом для объяснения своей теории паронойи (или шизофрении).
Согласно клинической истории появления видений, 29 августа 1677г. X. был охвачен «некими необычными конвульсиями», когда работал художником в Поттенбрюне; его доставили в полицию. Он сделал удивительное признание. Девять лет назад он якобы продал себя Сатане. Опасаясь приближения Судного дня, X. умолял полицию отправить его ради защиты к близлежащим святым мощам в Мариацель. Ему поверили, и 5 сентября кающийся художник прибыл в Мариацель. После экзорсизма, продолжавшегося в течение трех дней и ночей, X. увидел, как Святая Дева Мария восторжествовала над Дьяволом и вырвала у него тот самый договор, который он написал «кровью, взятой из ладони правой руки». В договоре было сказано: «Я, Кристоф Хайцман, отдаю себя Сатане, чтобы быть его собственным кровным сыном и принадлежать ему как телом, так и душой в течение девяти лет». Вроде бы излечившись, художник отправился жить к своей замужней сестре в Вену, но через месяц его страхи вернулись. К маю 1678г. он вернулся в Мариацель, где Святая Дева вернула ему Другой договор, подписанный чернилами, который .X. увидел лежащим на ступенях алтаря порванным на четыре части. После этого события X. вступил в монастырь и, хотя его одолевали дьяволы, вел набожный образ жизни до самой смерти, последовавшей 14 марта 1700г. в Нейштадте (Модао, Бавария).
Портреты Дьявола работы X. мрачны, благодаря неистовому красноватому фону (поэтому их оказалось невозможно воспроизвести для данного издания).
Представление о дьяволе в Х1Хв., Из "Dictionair infernal" К. де Планси (1863).
Дьявол изображен с человеческим телом, с рогами, женской грудью, птичьими лапами и когтями. Хотя картины иллюстрируют различные стадии его болезни, они немногим отличаются от традиционных концепций Дьявола — впрочем, никто этого и не ожидал.
«Впервые дьявол появился передо мной в облике бюргера, с ним была черная собака, и он спросил меня, почему я так встревожен и печален. Он мог бы помочь мне выйти из моего бедственного положения, если бы я согласился подписать чернилами обязательство быть его сыном, тогда он окажет мне содействие и поможет любым возможным образом».
В восьмой раз Дьявол появился в виде дракона, снова с женской грудью и птичьими лапами. Галлюцинации X. включали видения ада,
наполненного горячим пламенем и ужасным зловонием. В аду находился огромный котел, из которого раздавались душераздирающие стоны и вопли человеческих существ. На краю котла сидел злобный дьявол, который только и делал что поливал их сверху кипящей смолой и серой.
Фрейд находил в этой автобиографии доказательство наличия у X. «эдипова комплекса» и кастрационной фобии, но психиаторы оспаривают данный диагноз.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|