|
Судебные издержки процессов над ведьмами
Все судебные издержки судов над ведьмами во Франции, Германии и Шотландии оплачивались из имущества осужденных ведьм, или родственниками или, в тех редких случаях, когда жертва не имела денег, землевладельцем или жителями города. Охота за ведьмами самоокупалась и стала основным занятием, для множества людей, наживавшихся на сбережениях жертв. Ведьмы, особенно в Германий, в основном не были бедными, и часто самые богатые становились первыми обвиняемыми. Их собственность распределялась между священниками, судьями, врачами, писцами, помощниками в суде, палачами, охранниками, посыльными — вплоть до рабочих, рубивших лес для сожжения и сооружавших эшафоты. Косвенную прибыль получали содержатели гостиниц и таверн от толпы, собиравшейся наблюдать за казнями. Собственность осужденных ведьм обеспечивала средствами к существованию не только тех, кто был непосредственно связан с судами, но и становилась добычей местных властей, наделенных судебными полномочи-
ями. После уплаты судебных издержек собственность ведьм конфисковывалась городским самоуправлением, местным дворянином, королем, епископом или инквизицией, что зависело от статуса города или поселения, в котором проживала жертва; иногда несколько судов, церковных и светских, делили добычу. В Англии, только при Елизавете, собственность ведьм конфисковьюалась короной одновременно с приговором к пожизненному заключению — без казни. При таком легком источнике приобретения капитала неудивительно, что правители Германии и Англии в течение столь длительного времени соглашались на продолжение преследований ведьм.
Ниже приводится стоимость некоторых характерных судов из различных районов. В большинстве случаев семья со скромными доходами должна была неизбежно впасть в нищету.
1. Отчеты о судах над ведьмами в XVIIe. в Оффенберге (Баден), вольном городе Римской империи, представляют интересную дополнительную информацию о судебных издержках. В 1629г. советник Филипп Бек, чья жена была сожжена как ведьма, был оштрафован за оскорбление Rath [парламента]: он оспаривал стоимость ее суда как покушение на свою собственность. Оплачиваться должно было все. Так, каждый из двух сопровождающих, охранявших обвиняемую, получал еженедельную плату в десять батценов и 7 мер вина. Палачу было заплачено 10 батценов только за перевод заключенного из одной тюрьмы в другую. После каждого заседания судьи наслаждались банкетом, на который отпускали по четыре батцена за голову и по два батцена посыльным. За три дня между их приговором и казнью три женщины, сожженные заживо в Аппенвейе-ре 22 июня 1595г. должны были заплатить:
Флоринов Батценов Пфеннигов
Палачу 14 7 10
За развлечения и банкет для судей, священников и адвоката 32 6 3
За содержание заключенных и их сторожей 33 6 6
Часто стоимость суда была настолько обременительной, что, в сущности, все добро и собственность обвиненного использовались для оплаты, еще до конфискации соответствующими властями. Например, 8 октября 1608г. суд над фрау Дитрих был отложен за недостатком доказательств; 17 января 1609г. ее муж потребовал прекращения дела из-за накопившихся судебных издержек. Подобным же образом собственность семьи Паб-стов была продана с аукциона в феврале 1612г., чтобы выплатить стоимость суда над фрау Пабст, который начался 15 октября г. и затянулся из-за отсутствия показаний, пока она не умерла в сумасшедшем доме в апреле 1611г. Судебные издержки возрастали с каждым днем в течение более, чем трех лет, пока она находилась под арестом по явно ложному обвинению.
2. На судах в Монтебельяре (Франш-Конте), тогда еще входившем в Римскую империю, собственность осужденных иногда конфисковывалась, а иногда требовалось оплатить судебные издержки. Так в 1652г. Катрин Жано должна была заплатить 480 франков 3 сантима. Пьер Турнье-Фосилье и его жена в 1655г. были обязаны заплатить 437 франков 1 сантим. Суды в этой стране редко обходились менее, чем в 500 франков из-за высоких сборов, налагавшихся на каждого со дня ареста до дня казни. Каждое действие и оказываемая услуга, независимо от их причин, предъявлялись к оплате жертвой. Даже после сожжения для всех чиновников устраивался банкет, оплачиваемый из состояния казненной ведьмы. Так, при казни Андриенн де Хер 11 сентября 1646г. владельцу гостиницы Давиду Морло заплатили 25 франков за сервировку завтрака для настоятеля, переписчика, мэра, 4 сержантов и тюремщика. Франсуа Паро также устроил завтрак и обед, очевидно, для бюргеров и дворян, наблюдавших за казнью, обошедшихся в 15 франков 9 грошей. За исключением стоимости этой еды, сожжения и оплаты палача расходы только на гонорары и заработную плату составили 26 франков.
4. Высокая стоимость сожжения обнаружена и во время казни двух абердинских ведьм, Дженет Вишерт и Изобель Крокер в феврале 1596г.:
Пункт Шиллинги Пенсы
За двадцать лоудов торфа для их сожжения 40 0
За болл [шесть бушелей] угля 24 0
За 4 барреля дегтя 26 8
За пихтовые и железные бочки 16 8
За столб и его установку 16 0
За 4 фатома [24 фута] бечевы (веревки для повешения) 4 0
За переноску торфа, угля и бочонков на гору 8 4
Каждому судье за их казнь 13 4
5. Другая иллюстрация стоимости сожжения ведьм взята из Кирккалди, где 19 ноября 1636г. Уильям Коук и Алисой Дик, его жена, были казнены за колдовство. В Кирккалди ведьм облачали в сшитый специально для казни балахон из рогожи и помещали в просмоленные бочонки, чтобы ускорить их сожжение. Расходы на данную казнь были разделены между городским советом и пресвитерианской церковью.
Франки Гроши
Священникам, двум по 1 франку, 8 грошей каждому 3 4
Адвокату 1 8
Мэру 1 8
Девяти бюргерам и четырем дворянам 13 0
Писарю 1 0
Двум асессорам и «Якобу» по 9 гроше каждому 2 3
Четырем сержантам 3 0
3. Полная смета расходов из Туля, около Нанси, 1597г., включающая перечень расходов на заключение Катин Жуйез, также известной как жена мэра Этьена, которые менее чем за месяц составила 104 франка. Стоимость за ее пребывание в тюрьме и ее казнь будут представлены во второй сводке.
Франки Гроши
За хлеб с 14 ноября 1597г. по 11 декабря 1597г., когда она была передана мэру 2 11
За мясо, масло, соль, рыбу и другие продукты, предоставленные ей во время заключения 4 10
За вино (включая вино для тюремщиков) 13 0
За солому 0 6
За переноску ее вещей, когда она переходила в другие тюрьмы 0 2
Тому, кто вел суд 20 0
Прокурору 10 0
Писцу 10 0
Офицерам 10 0
Дополнительно на другие расходы: сделанные сержантами, охранявшими упомянутую Катерину от оглашения решения о пытке и до времени этой пытки 3 6
За исследование судебного отчета 4 0
Женщине, которая обрила ее 1 0
Палачу 20 0
На расходы человека, который должен был отправиться в Нанси, чтобы привести упомянутого палача 4 4
Фунты Шиллинги Пенсы
За десять лоудов угля, чтобы сжечь их, 5 марок или 3 6 8
За бочонок смолы 14 0
За веревку для палача 6 0
За рогожу для балахонов 3 10 0
За их изготовление 8 0
Тому, кто отправился в Финмут за лэйрдом, чтобы он сидел на выездной сессии присяжных в качестве судьи 8 14 0
Палачу за его старание 8 14 0
За его содержание здесь 16 4
6. Шестой пример связан с осужденной за колдовство, арендовавшей участок большого поместья в Шотландии в середине XVII века. Собственность осужденной конфисковывалась, оценивалась, и счет прикладывался к общему счету стоимости ее суда, остаток был заплачен владельцам поместья, где у нее был домик (Отметим ссылку на Джона Кинкейда, получившего шесть футов за прокалывание). Следующие суммы, приведенные ниже, назначены за казнь Маргарет Данхем [варианты написания — Динхем, Доллмаун] в Бернкастле в 1649г., приведены по расписке управляющего поместьем (ввиду того, что владелец занимал меньшую часть). Расходы исчисляются в шотландских фунтах, равных примерно одной шестой английского фунта. Счет был доведен до 4 фунтов, общая стоимость — 88 фунтов, 14 шиллингов 0 пенни вместо заявленной в счете.
Дополнительно причитается с Маргарет Данхем за время, что она была в тюрьме и до
ее казни. 65 ф. 14 ш. 0 п.
Счет, предъявленный Александром Лоудоном в Лильстауне, в 1640 год от рождества
Христова за Маргарет Данхем из Бернкастла.
Фунты Шиллинги
Пункт: во-первых, Уильяму Карри и Эндрю Грею за наблюдение за ней на протяжении 30 дней, каждый день — 30 шиллингов 45 0
Пункт: дополнительно за ее прокалывание Джону Кинкейду 6 0
Дополнительно за мясо и питье и вино ему и его человеку 4 0
Дополнительно за одежду для нее 3 0
Дополнительно за два просмоленных дерева [перекладины и столба] 40
Пункт: дополнительно за два дерева и установку их, рабочим 3 0
Пункт: палачу из Хаддингтона, его доставку, три доллара на его расходы, что составило 4 14
Пункт: дополнительно за мясо и питье и вино для его содержания 3 0
Пункт: дополнительно за мужчину и двух лошадей, за привоз его и доставку домой после казни 40
Дополнительно: за ее еду и питье, за каждый день, 4 шиллинга на протяжении 30 дней, всего 6 0
Пункт: дополнительно двум офицерам в качестве их жалованья, за каждый день по 6 шиллингов, восемь пенсов, всего 10 0
Сумма в целом — 4 скора 12 фунтов, 14 шиллингов
Гильберт Лаудер (бывший Лаудер Бильзаур)
Из вышеуказанной суммы исключено 27 шотл. фунтов, которые упомянутая Маргарет Данхем имела в собственности 92 ф. 14 ш. 27ф. 00 ш. итого: 65 ф. 14 ш.
7. В сравнении с ними счета, представленные на Салемских судах, кажутся незначительными, но для фермеров с очень небольшой наличностью цена их была чрезмерно велика. Поскольку заключенные официально не были подвернуты пытке, этот пункт не включался в счет, но они должны были заплатить за то, что их заковывали в кандалы. Кандалы для человека, обвиненного в колдовстве, стоили 5 шиллингов, для женщины набор наручников и более легких ножных кандалов (около восьми фунтов) стоил семь шиллингов и шесть пенсов. Типичный счет, предъявленный Саре Паркер из Андовера, которая находилась в заключении в течение 17 недель:
Тюремщику 2 ф. 8ш. 4п.
Судебные издержки 1 ф. 10ш. 4п.
Оплата сопровождения в суд 1 ф. 4 ш.
Даже, когда обвиняемые объявлялись невиновным, им наносился дополнительный ушерб содержанием в тюрьме до выплаты расходов по их незаконному заключению. Маргарет Джекобе была освобождена благодаря щедрости незнакомца. Титуба фактически была освобождена в мае 1692г., но, не имея денег, чтобы заплатить за свое заключение в течение 13 месяцев, была продана за издержки как рабыня. Чтобы получить тело Энн Фостер, умершей в тюрьме, ее сын должен был заплатить 2 ф. 16 ш., прежде чем он смог обеспечить своей матери достойное погребение. Что касается трупа Сары Ос-борн, умершей в тюрьме от лихорадки, то следовало оплатить еще и 1 фунт 3 шиллинга 5 пенсов за его доставку.
Расценки за пытку 1757г.,
одобрены архиепископом Кельна
Хотя Кельнское архиепископство и обеспечивало главного палача постоянным ежегодным жалованьем в 80 рейхсталлеров, 20 альбусов, 12 мальдеров зерна и 4 корда дров, однако, оказалось, что во время и после исполнения казни и других вещей, связанных с ними, было так много неподтвержденных и завышенных дополнительных расходов, что это стало слишком накладно для Главного архиепископского суда. Следовательно, архиепископ уполномочен, чтобы упорядочить эти требования, установить следующие правила, согласно которым за каждую отдельную операцию взыскивается своя стоимость, которая обнародуется ниже:
Ценовый лист
Рейхсталеров Альбусов
1. За разрывание на части и четвертование четырьми лошадьми 5 26
2. За четвертование 4 0
3. За веревку, необходимую для этой цели 1 0
4. За вывешивание четырех четвертей в четырех местах, включая необходимые
веревки, гвозди, цепи и транспорт 5 26
5. За обезглавливание с сожжением, в сумме 5 26
6. За веревку, необходимую для этой процедуры и за приготовление и поджигание костра 2 0
7. За удушение и сожжение 4 0
8. За веревку, приготовление и поджигание костра 2 0
9. За сожжение живьем 4 0
10. За веревку, приготовление и поджигание костра 2 0
11. За разламывание живьем на колесе 4 0
12. За веревку и цепи для этой процедуры 2 0
13. За подъем тела, которое привязано к колесу 2 52
14. Только за обезглавливание 2 52
15. За веревку, необходимую для этой цели и материю, чтобы закрыть лицо 1 0
16. За копание ямы и зарывание трупа 1 26
17. За обезглавливание и привязывание тела к колесу 4 0
18. За необходимую веревку и цепи, вместе с материей 2 0
19. За отрубание руки или нескольких пальцев и обезглавливание 3 26
20. То же самое с выжиганием раскаленным железом 1 26
21. За необходимую веревку и материю 1 26
22. За обезглавливание и укрепление головы на колу 3 26
23. За необходимую веревку и материю 1 26
24. За обезглавливание, привязывание тела к колесу, прикрепление головы на кол 5 0
25. За необходимую веревку, цепи и материю 2 0
26. За повешение 2 52
27. За веревку, гвозд и цепь, нужные для этой цели 1 26
28. За уязвление раскаленными прежде чем начнется настоящая казнь, не считая вышеупомянутой платы за повешение, за каждое прикладывание 0 26
29. За отрубание языка полностью или части его, и затем за выжигание рта раскаленным железом 5 0
30. За веревку, щипцы и нож, используемые при процедуре 2 0
31. За прибивание к перекладине вырванного языка или отрубленной руки 1 26
32. За снятие, переноску и рытье ямы для захоронения трупа повесившегося, утопившегося или покончившего с собой иным способом 2 0
33. За высылку человека из города или страны 0 52
34. За порку в тюрьме, включая розги 1 0
35. За порку 0 52
36. За выставление к позорному столбу 0 52
37. За выставление к позорному столбу, порку, включая веревку и розги 1 26
38. За выставление к позорному столбу выжигание клейма и порку, включая угли, веревку и розги, а также притирание для клейма 2 0
39. За обследование заключенного после того, как он был заклеймен 0 20
40. За приставление лестницы к виселице, независимо от того, один или несколько повешены одновременно 2 0
Относительно пытки
41. За устрашение показыванием орудий пытки. 1 0
42. За первую стадию пытки 1 26
43. За закрепление и раздрабливание большого пальца на этой стадии пытки 0 26
44. За вторую стадию пытки, включая выворачивание конечностей и использование мази 2 26
45. Если личность подверглась обоим степеням пытки, палач должен получить за исполнение обоих степеней в одно и то же время, выворачивание конечностей и использование мази, за все это следует заплатить 6 0
46. За перемещения и ежедневные расходы за каждый день, исключая, однако, дни казни или пытки, независимо от того, был ли казнены в эти дни один или несколько
преступников 0 48
47. За ежедневное питание 1 27
48. За каждого помощника 0 39
49. За нанимание лошади, вместе с фуражом и конюшней, ежедневная плата 1 16
50. Если пытка или казнь состоятся в Кельне, палач получит за эту процедуру выше упомянутое жалование за казнь, без добавления любых дополнительных расходов, таких как путешествие, ежедневные издержки, еда, сено и фураж для лошади, и должен удовлетвориться вышеупомянутой платой за казнь.
51. Когда он совершает казнь в Мелатене и Дейтце, он получает дополнительную оплату расходов на сено для своей лошади и ничего больше.
52. Поскольку пункты 16, 32 и 40 настоящих правил в провинции падают на оружейного мастера, следовательно, оружейный мастер должен получить соответствующую плату.
53. Если палач выполняет работу для тех, кто является вассалами или субвассалами архиепископа, он должен получить на третью часть больше, чем выше перечислено, по причине того, что он получает свое ежегодное жалованье без какого-либо вознаграждения от вышеупомянутых вассалов.
54. Только палач, а не посторонний должен быть нанят вассалами или их подчиненными для исполнения любой казни.
55. Поскольку было много жалоб, что во время казни, когда председательствующий служащий архиепископства или палач в дополнение или вместо положенного жалования осмеливался требовать определенную сумму денег, и поскольку это рассматривается как оскорбление, это раз и навсегда запрещается. Следовательно, нижеследующим мы приказываем, чтобы каждое должностное лицо архиепископства строго придерживалось вышеприведенных правил и платило палачам только обусловленную плату и ничего сверх того при любой казни, а все расчеты вместе с расписками представлялись в казначейство архиепископа.
Дано в Бонне, 15 января 1757. L.S.
Суды
В данной статье обсуждаются только самые первые суды по обвинениям в чародействе или колдовстве, чтобы наглядно показать истоки теории колдовства как ереси. Процедура поздних судов описана в других статьях [перечисленных ниже].
Еще в 1258г. инквизиция запросила папу, «не следует ли обратить внимание на гадание и чародейство». Папа Александр IV ответил, что нет, «nisi manifeste haeresim saperent» — пока они не станут явным проявлением ереси.
Первые суды по обвинениям в еретическом чародействе были проведены инквизицией в соответствии с буллой папы от 22 августа 1320г., когда папа Иоанн XX//уполномочил инквизитора из Каркассона преследовать тех, кто поклонялся демонам, вступал в сговор с ними, изготовлял подобия или использовал священные предметы для магических действий. Однако и раньше, в ХШв., женщин казнили за чародейство. Анжела де Лабарт была, возможно, первой женщиной, сожженной за «колдовство» в Тулузе в 1275г. В Каркассоне женщина призналась, что у нее был ребенок от дьявола, родившийся с головой волка и змеиным хвостом — чтобы прокормить его, она воровала детей; в «His-toire de Languedoc» говорится, что женщина была сожжена в 1274г. В течение XTVs. чародейство было переоформлено в колдовскую ересь. Первая волна нападок изголодавшейся инквизиции обрушилась на южную Францию, недавно столь сурово очищенную ею от альбигойцев, что там почти не осталось еретиков. Суды за чародейство были проведены в 1330 и 1335 гг. в Каркассоне (когда были обвинены 74 человека), и, по крайней мере, по одному суду в каждое последующее десятилетие до 1400г. Тулуза (место зарождения инквизиции) была еще одним центром, где инквизиция действовала против ведьм. В 1335г. инквизитор Бернар Гидонис привлек к суду 63 человек и сжег восьмерых из них. На этом массовом суде были представлены самые ранние признания о шабаше (Суды над 6 ведьмами, казненными в Аррасе в 1460г., часто приводятся как первое упоминание о нем). После пытки некая Анна-Мария де Жоржель призналась, что высокий темноволосый человек соблазнил ее, когда она умывалась, и перенес ее на шабаш, и что козел научил ее тайнам зла. С 1350г. в этих двух городах инквизиция подвергла преследованиям за чародейство 1000 человек и 600 из них сожгла.
Палата правосудия — зал заседаний окружного гражданского суда в Валансьене, судившего обвиняемых в колдовстве. А — Место для короля.
В — Граф Валансьенский, присягающий герцогу де Эно, представлявшему короля, от чьего имени могло быть вынесено обвинение. С — Окружной профос. D — Мэр.
1-10 — Магистраты (Echevins), назначенные графом, который, вместе с настоятелем формировал суд присяжных. Е — Последний echevin. F — Судебные чиновники.
В этом регионе сожжения продолжались на протяжении XIVs., а к 1393г. распространились на восток, к Беарну.
В начале XVe. инквизиция (к тому времени возглавлявшаяся францисканцами вместо традиционных доминиканцев) проводила расследования в Дофинэ, охватив территорию от Лиона до Гренобля. 15 марта 1438г. Пьер Валлен, старик из Ла Тур де Пена, признался, что 63 года назад он предался дьяволу, платившему ему ежегодное денежное пособие, пожертвовал свою шестимесячную дочь дьяволу, убившему ее, вызывал бури, ездил на палке на шабаш (называемый здесь синагогой), ел детей и имел сношения с демоном-суккубом в образе 22-летней девушки. Расследования продолжались на следующий день, чтобы выявить сообщников, и Валлен назвал трех мужчин и одну женщину, к тому времени уже умерших. 23 марта Валлен был снова допрошен по поводу сообщников, и ему сказали, что не может быть, чтобы за 63 года колдовства он смог вспомнить только четверых мертвых колдунов. Под пыткой первой степени он назвал еще пять имен. Затем, на страппадо, в кухне замка Квинезоназиум, он назвал еще пятерых. Отчет о суде был затем отправлен в гражданский суд.
Значение суда над Пьером Валленом в том, что в столь ранний период на нем была представлена развитая концепция колдовства, точно такая, как на судебных разбирательствах конца XVIe. Он знаменателен и тем, что все обвиняемые были состоятельными людьми, и инквизиция делила с гражданскими судами конфискованную собственность осужденных.
Из южной Франции суды за колдовство распространились через юг и запад Швейцарии, включая Французскую Савойю, в северную Италию, где епархия Комо стала одним из первых центров деятельности инквизиции. Спина в «Quaestio de Strigibus» (1523) пишет, что в Комо сжигалась по крайней мере сотня, а иногда до тысячи ведьм в год. На одном из ранних судов, о котором сообщалось в «La Vauderye de Lyonois» (1460), использовался один из самых популярных впоследствии тестов для ведьм — произнесение «Отче наш» без запинок или ошибок [см. Аррасские ведьмы]. В 1462г. в Шамони, в Савойе инквизитор передал гражданским судам для сожжения 4 мужчин и 4 женщин, под пыткой признавшихся в колдовстве. Одну из них, Перонетту, признавшуюся в том, что она ела детей на шабаше (синагоге), перед тем как сжечь заживо, заставили в течение 3 минут сидеть обнаженной на раскаленном железе. До нас дошли сообщения и о других судах в Савойе. Например, в 1477г. женщина из Аннеси, которую выдала осужденная ведьма, была допрошена инквизитором. Под пыткой мадам Антуан дала подробное описание шабаша, без сомнения, подсказанное инквизитором. Она воздавала почести собаке, поцеловав ее под хвостом, получила клеймо дьявола, летала на палке длиной в 18 дюймов, которую натерла мазью и поместила между ногами, скотским способом вступала в половые сношения с мужчинами, использовала ядовитые мази, поедала детей, попирала освященную облатку и пыталась жарить ее. На cmpannatfo она назвала сначала трех, затем тринадцать, и, наконец, еще четверых сообщников.
На основе подобных признаний, сделанных под самой мучительной пыткой, инквизиторы развили ересь колдовства, и, поддерживаемые папскими буллами, двинулись в другие страны, чтобы искоренять мнимых ведьм. То, что о колдовстве сперва было известно лишь инквизиторам, и вера в колдовство изобретена ими, доказывает общественная оппозиция судам над ведьмами. Шпренгер и Крамер, окончательно оформившие это заблуждение в «Malleus Malefi-сагит», жаловались на апатию и даже враждебность правителей и людей, когда оно распространилось в Германии. В дальнейшем ни один светский суд до 1390г. [см. Парижские суды над ведьмами] не вел дела о колдовстве, светские суды занимались только ядами или любовными зельями, т. е. поступками, а не идеями. Первые трактаты по колдовству, как на латыни, так и на родных языках — французском и испанском, были написаны доминиканскими инквизиторами, такими как Никола Эймерик, Никола Жакье, Жан Винетти и Джироламо Висконти [см. Первые исследователи колдовства]. Первоначально францисканцы зачастую противостояли идее колдовской ереси, как, например, их великие теологи — Астезан де ACT (13T7) в XlVe., Альфонс де Спина (1458) в ХУв., Самуэль де Кассини (1505) в XVIa.
Взгляды инквизиции на колдовство вскоре были приняты как духовными, так и светскими судами, делившими доходы от конфискации собственности жертвы. В течение XVe. светские суды также преследовали ведьм, одновременно с судами инквизиции, начав с Савойи и Вале, прилегающих к Швейцарии районов. В «Хронике Люцерна» Иоганна Фрюнда зарегистрировано сожжение 200 ведьм в 1428г. в Вале. В Люцерне светские суды продолжались на протяжении XVe. С 1450г. начались суды над ведьмами в отдельных частях Лотарингии, особенно в Метце и Кельне, а с конца столетия колдовство пришло в Трир. В 1493г. в Юи (Бельгия) Изобель Паке, признавшаяся в участии в оргиях на шабаше, была сожжена как sorceresse (колдунья) — и, что особенно примечательно в аспекте связи колдовства со старой ересью — vaudoise (вальденская). Колдовское заблуждение распространялось по западной Европе как чернильное пятно по скатерти.
Между 1500 и 1700 гг. все суды следовали установленному образцу, основанному на единой теории, созданной инквизиторами для любых судов: светских или духовных, инквизиторских или епископских, протестантских или католических, безотносительно к времени или месту. Цель была двоякая: добиться признания вины (чтобы придать казни законность) и получить имена сообщников (обеспечить постоянный приток подозреваемых, чтобы суды могли продолжать функционировать и приносить доход). Заключительные пытки — страппадо и выворачивание рук — предназначались для получения имен сообщников. За исключением Англии, где сохранились некоторые гарантии объективного судопроизводства, оставшиеся от англосаксонского обычного права (включая отдельные случаи помилования осужденных ведьм королем); Голландии, где после 1610г., не было судов за колдовство; скандинавских стран, едва затронутых этим заблуждением, и некоторых исключительных случаев, все суды над ведьмами предполагали виновность обвиняемого еще до судебного разбирательства. Заключенный не мог иметь адвоката (за исключением очень редких случаев, когда он назначался судьями), был лишен права на перекрестный допрос и вообще на предоставление доказательств в свою пользу. Поощрялись свидетели, неприемлемые при других преступлениях, их личность могла быть скрыта, судьи получали инструкции дурачить и обманывать заключенных, осведомители вводились в камеры, чтобы выведывать сведения, порочащие заключенных, или уговаривать их признаться.
Обвинения в колдовстве были наиболее простым способом доказательства существования ереси. В 1509г. доминиканцы из Гейдельберга выступили против новой концепции «непорочного зачатия». Строгие францисканцы, благоволившие к этой доктрине, обвинили доминиканцев в подписании договора с дьяволом, пытали их до признания вины и затем сожгли. Изображение казни из французского трактата «His-toire veritable... de quatre lacopins», Женева, 1549.
После всего этого, даже, если заключенного оправдывали, суд не признавал его невиновным, а заявлял, что обвинения не были доказаны, и дело может быть снова открыто в любой момент.
Правовые факультеты университетов включались во многие процессы для разрешения сомнительных случаев в обход судов высших инстанций. В связи с этим диссертации ученых посвящались подлинным случаям колдовства, полученным из первых рук, и служили справочниками для судей, пользуясь большим, чем чисто теоретическое влияние.
Характер проведения последних судов обсуждается в отдельных статьях: Доносчики; Обвинительный акт; Приговор; Признание; Прокалывание; Пытка; Свидетель; Свидетельские показания на судах ведьм в Англии; Свидетельские показания на судах ведьм в Европе; Судебные издержки процессов над ведьмами. Подлинные отчеты судов над ведьмами воспроизведены следующим образом для различных стран:
Англия — Сент-Эдмундсберское сожжение; Челмсфордские ведьмы; Ланкаширские ведьмы; Сент-Осайтские ведьмы.
Франция — Аррасские ведьмы; Гордель, Доминик; Жанна д'Арк; Лоотен, Томас; Люксейльский суд над ведьмами; Парижские суды над ведьмами.
Германия — Эйхштадтский суд над ведьмами; Юниус, Иоганнес; Лемп, Ребекка; Рената, Мария.
Шотландия — Барклей, Маргарет; Грир-сон, Изобель; Пертский суд над ведьмами.
США — Нью-Йоркские ведьмы; Салем-ские суды над ведьмами.
Другую информацию о судах над ведьмами можно найти также в статьях — Бамберские суды над ведьмами; Бюирман, Франц; Фа-йан, Джон; Хольт, Джон; Шпее, Фридрих фон; Тенглер, Ульрик; Трирские суды над ведьмами.
Суккуб
Дьявол в женском обличье, специализировавшийся на обольщении мужчин. Обозначающее женскую сущность, средневековое латинское слово succubus — мужского рода (видимо, потому, что демоны якобы были бесполыми), форма женского рода — succu-ba [проститутка] употребляется редко. Поскольку предполагалось, что женщины более похотливы, чем мужчины, в работах по демонологии чаще упоминается мужской персонаж — инкуб; считалось, что инкубов в девять раз больше, чем суккубов.
Личностное и образное объяснение С. появилось в 1801г. в «The Magus» Френсиса Барретта, любопытной книге верующего в магию и демонов. Он полагал, что С. на самом деле был лесной нимфой, хотя и вполне серьезно соглашался с мнением, что сам Сатана мог появиться в образе молодой леди:
«Когда лесные нимфы и фавны увидели, что красотой они превосходят других [духов], они стали производить потомство, и, наконец, начали вступать в брак с мужчинами, воображая, что с помощью подобных сношений они обретут бессмертную душу для себя и своих потомков. Но это происходило благодаря уговорам и обманам Сатаны, допускавшего плотское совокупление этих чудовищ, на которое невежественные легко соглашались, и вследствие этого подобные нимфы называются суккубы, хотя затем Сатана совершал еще худшее, постоянно изменяя свой вид и принимая форму то инкуба, то суккуба, обоих полов, из-за чего от мужчин он производил не настоящих младенцев, но только одних нимф».
В первых сообщениях С. предстает скорее желанным, чем ужасным. Пико делла Мирандола рассказал о мужчине, спавшим с С. в течение 40 лет и предпочитавшим умереть в тюрьме, нежели бросить ее. В «Malleus Maleficarum» сообщается о происшествии в Кобленце. Перед лицом своей жены и товарищей мужчина был вынужден вступить в половые сношения с С. Он входил в нее 3 раза, но, когда С. захотел продолжить, мужчина свалился на пол полностью изнуренным. Более поздние авторы, возможно, стремившиеся к аналогии с ведьмами, находившими совокупление с дьяволом холодным и болезненным, сделали сношения с С. столь же фригидными. Гваццо рассказывает, как супружеская пара достала С. для своего сына. Хотя у нее были копыта вместо ног, юноша стремился к соитию, «но оно было подобно вхождению в ледяную пещеру».
Большинство раннехристианских святых искушалось подобными дьяволами, особенно, как замечает Джироламо Кардане (1550), когда дух и тело ослаблялась продолжительным воздержанием в пустыне. Св. Антонию Египетскому (251-356 до н.э.) по ночам сильно докучал дьявол, «по-своему распространявший грязные мысли» и «имитируя женские жесты». Как пишет в его житии Афанасий, «несчастный дьявол однажды ночью даже появился перед ним в образе женщины и воспроизвел все ее действия, чтобы обольстить Антония». Его ученик, Св. Иларий, приготавливаясь ко сну, бывал «окружен обнаженными женщинами» («Житие 1 св. Илария» блаж. Иеронима).
Конечно, святые оказывали сопротивление дьяволу, но один из них, св. Виторин, уступил. Епископ Веронский Ермолай (1453-71) приводит рассказ об отшельнике, уступившем уговорам дьявола, замаскировавшегося под женщину; отшельник, предавшийся разврату, умер в течение месяца. Св. Ипполита (ум. в 236г. н.э.) однажды посетила обнаженная женщина, но, когда он накинул на нее ризу, чтобы прикрыть наготу, женщина превратилась в труп (оживленный дьяволом, чтобы склонить святого к греху). Благодаря подобным видениям, страх перед С. был увековечен в гимне св. Амвросия «Procul recedant somnia» — «Да сгинут ночные кошмары и видения, оставя тела наши неоскверненными».
Истории о С. проходят через все средневековье, в XVI и XVII вв. их можно найти в основном в отчетах о судах. Хотя обвинение появляется в преследованиях примерно с 1430г., только в последующие столетия совокупление с дьяволом приобрело отчетливые признаки. Возможно, самую известную историю поведал Уолтер Мапес в «De Nugis Curia/ium» (ок. 1185), связанную с Гербертом из Орильяка, будущим папой Сильвестром II (999-1003). В молодости Герберт влюбился в дочь реймсского профоса. Девушка отвергла его, и Герберт впал в такое отчаяние, что дошел до нищеты и умопомрачения. Однажды он увидел молодую девушку, сидевшую на шелках, окруженную грудами монет. Она сказала, что ее зовут Мери-I диана, и если он будет предан ей, то сможет обладать ею, ее магическими познаниями и деньгами. Герберт охотно согласился и начал быстро процветать, став архиепископом Реймса, кардиналом, архиепископом Равенны и в конце концов папой. Все это время он тайно каждую ночь наслаждался обществом Меридианы и был даже прощен своим С., когда дочь профоса, обнаружив его пьяным, соблазнила его.
Демон-суккуб, из книги проповедника Матиаса де Жиральдо «Histoire curieuse et pittoresque des sorciers, augmentee par M.Fornari» (Париж, 1854).
Наконец Меридиана предсказала, что Герберта постигнет смерть, когда он будет служить мессу в Иерусалиме (он поклялся совершить паломничество в это святое место). Однако этот Иерусалим находился вблизи от его дома, это была церковь, названная так потому что, как предполагалось, в ней хранился кусок св. Креста. Осознавая, что конец близок, Герберт публично признался в своих грехах и умер раскаявшимся. Мапес рассказывает, что его гробница в Латеране обильно покрывалась влагой накануне смерти какого-нибудь папы.
Другую из ряда вон выходящую историю сообщает доминиканец Нидер (1435). Как он пишет, многие проститутки предлагали свои услуги тем, кто собрался на собор в Констанце (1414-1418), но большинство из этих девок были С., которые даже хвастались заработанными деньгами. В 1468г. подобные выдумки привели к осуждению на смерть одного человека из Болоньи за посещение публичного дома, устроенного С. Спустя 2 столетия Синклер в «Satan's Invisible World Discovered» рассказывает о казни в 1655 году в Шотландии Уильяма Бартона и его жены. «Он признался, что возлежал с дьяволом в образе дворянки, и [она] дала ему пятнадцать фунтов золотом, но перед казнью он снова отрицал это [см. также Моровские ведьмы; Колдовство в Финляндии; Норвегия, колдовство в.].
США, колдовство
Салем — быть может, самое громкое имя во всей истории колдовства. Несмотря на это, проявления охоты на ведьм в Америке были единичными и не столь жестокими, а в сравнении с европейскими бойнями XVI и XVII вв. даже незначительными. Всего было казнено только 36 человек. Суды над ведьмами практически ограничились северными английскими поселениями в Новой Англии. Почти не подверглись влиянию южные колонии, вероятно, потому, что они были населены более умеренными епископалианцами (приверженцами англиканской епископальной церкви). Отмечается несколько незначительных случаев. Так, в Вирджинии в 1706г., в округе принцессы Анны была привлечены к судебной ответственности и, по-видимому, освобождена Грейс Шервуд [см. Шервудское помилование]. В 1709г., в Южной Каролине, несколько человек были также наказаны за колдовство. Ребекка Фаулер была единственной повешенной из пятерых, обвиненных в колдовстве в Мериленде в 1685г. Несколько обвиненных в колдовстве подали в суд на своих обвинителей за клевету; некоторым удалось выиграть дело.
Отношение к колдовству в Северной Каролине было обусловлено действиями судьи из Чарльстона Николаса Тротта, давшего в 1703г. следующие инструкции своим присяжным заседателям:
«Я полагаю, что могу вполне обоснованно утверждать, что те, кто предоставил нам достаточно доказательств существования призраков и ведьмы, оказали услугу общему делу религии, поскольку, если ведьмы, действительно существуют, то есть и духи, с чьей помощью и поддержкой они действуют, а, следовательно, существует и другой, невидимый мир духов. ...И я не сомневаюсь в том, что ведьмы существуют на самом деле, и, отрицая это, я отрицал бы Священное Писания, или самым серьезным образом извращал бы его смысл».
Северные пуритане были приверженцами теократической форме правления, где церковнослужители (священники и иеродьяконы) составляли и применяли законы в соответствии с собственным толкованием Библии. В любом обществе, где, независимо от причины, с суровой непреклонностью сохраняется непоколебимость веры, инакомыслие всегда сурово наказывается. Однако, несмотря на все это, в Новой Англии состоялось немногим более 50 судов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|