Политика управления запасами
Политика управления запасами - является частью общей политики управления ОА предприятия, заключающейся в оптимизации общего размера и структуры запасов ТМЦ, минимизации затрат по их обслуживанию и обеспечении эффективного контроля за их движением.
Этапы формирования политики управления запасами:
1. Анализ запасов ТМЦ в предшествующем периоде
2. Определение целей формирования запасов
3. Оптимизация размера основных групп текущих запасов
4. Оптимизация общей суммы запасов ТМЦ, включаемых в состав ОА
5. Построение эффективных систем контроля за движением запасов на предприятии
1. Анализ запасов ТМЦ в предшествующем периоде
Рассматриваются показатели общей суммы запасов ТМЦ;Изучается структура запасов, выявляются сезонные колебания их размеров;Изучаются объем и структура текущих затрат по обслуживанию запасов в разрезе отдельных видов этих затрат.
3. Оптимизация размера основных групп текущих запасов
Запасы по назначению:
• производственные (сырье, материалы, полуфабрикаты)
• товарные запасы (готовая продукция).
Запасы по исполняемой функции:
• Запасы текущие (для ежедневных нужд)
• Запасы страховые (на всякий случай)
Для оптимизации текущего размера ТМЦ исп-ся модель Уилсона – она основана на минимизации совокупных операционных затрат по закупке и хранению запасов на предприятии.
Операционные затраты включают:
1) Сумму затрат по размещению заказов (включая расходы по транспортированию и приемке товаров)
2) Сумму затрат по хранению товаров на складе.
Варианты А и Б по периоду расхода запаса (зависимость между размером партии поставки и средним размером поставки запасов):
Вариант «А»:
Вариант «Б»:
Зависимость размера операционных затрат от размера партии поставки:
Где ССОЗ – совокупная сумма операционных затрат
МССОЗ – минимальная сумма совокупных операционных затрат
СЗРЗ – сумма затрат по размещению заказов
СЗХЗС – сумма затрат по хранению запасов на складе
5. Построение эффективных систем контроля за движением запасов на предприятии
а) «АВС – анализ» - контролирует движение наиболее приоритетных групп ТМЦ.
б) «XYZ – анализ» - материалы распределяются в соответствии со структурой их потребления.
(а) «АВС – анализ»
• A – наиболее дорогостоящие виды запасов с продолжительным циклом заказа, которые требуют постоянного мониторинга в связи с серьезностью финансовых последствий при их нехватке. Т.е. правило Парето: 20% товарных запасов делают 80% продаж.
• B – ТМЦ, которые имеют меньшую значимость в обеспечении бесперебойного операционного процесса и формировании конечных финансовых результатов – 30% товарных запасов делают 15% продаж.
• C – все остальные ТМЦ с низкой стоимостью, не играющие значительной роли в формировании конечных финансовых результатов. 50% товарных запасов – 5% товарных продаж.
(б) «XYZ – анализ» (для этого необходимо рассчитать коэффициент вариации – далее группируем все запасы в зависимости от этого коэффициента)
• Группа X – материалы, потребление которых носит постоянный характер (коэффициент вариации – от 0 до 10%)
• Группа Y – сезонные материалы (коэффициент вариации – от 10 до 25%)
• Группа Z – материалы, которые потребляются нерегулярно (коэффициент вариации больше 25%)
Концепция стоимости капитала
Большинство финансовых операций предполагает наличие некоторого источника финансирования данной операции. Концепция стоимости капиталасостоит в том, что практически не существует бесплатных источников финансирования, причем мобилизация и обслуживание того или иного источника обходятся компании неодинаково.
Иными словами, во-первых, каждый источник финансирования имеет свою стоимость в виде относительных расходов, которые компания вынуждена нести за пользование им, и, во-вторых, значения стоимости различных источников в принципе не являются независимыми. Эту характеристику необходимо учитывать, анализируя целесообразность принятия того или иного решения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|