|
Включать ли имя брэнда в слоган?
Одним из важных вопросов, который должен решить для себя копирайтер, прежде чем браться за создание слогана — нужно или нет включать в слоган имя брэнда. Я считаю, что в большинстве случаев это необходимо и оправдано с маркетинговой точки зрения. Конечно, бывают случаи, когда слоган может быть успешным и функциональным без упоминании названия объекта рекламы. Но это — скорее исключение, подтверждающее правило. И даже в этих случаях наличие имени брэнда будет отнюдь не лишним и придаст рекламной фразе дополнительные преимущества.
Существуют ситуации, в которых упоминание брэнда в слогане является непременным условием его функциональности. Чтобы решить для себя эту задачу, нужно ответить на несколько вопросов. Является ли брэнд известным или новым? Является ли он русскоязычным или иноязычным? Является ли слоган общим слоганом рекламной кампании или он разработан для разовой рекламной акции? Будет ли слоган работать в различных рекламных форматах или его создают для какой-то одной, конкретной формы рекламного воздействия?
Рассмотрим каждое из этих условий более подробноНовизна брэнда
Если брэнд является новичком на рынке, слоган обязательно должен включать упоминание его имени. Особенно это справедливо для слоганов, рассчитанных на длительный срок использования и обслуживающих рекламную кампанию, включающую различные рекламные формы (радио и телевидение, прессу и наружную рекламу). Такой слоган является краткой формулировкой центральной рекламной идеи кампании, строящейся, в свою очередь, на основном потребительском преимуществе рекламируемого товара. Он, подобно подписи художника на картинах, объединяет все рекламные материалы, приводя их к общему знаменателю. Он подсказывает потребителю вывод, который тот должен сделать из каждого рекламного обращения и изо всей кампании в целом — вывод о преимуществе объекта рекламы перед конкурентами.
Представим себе, что слоган нового брэнда, удачно воплотивший идею основного преимущества, не содержит имени брэнда. Потребитель запомнил удачную фразу и его привлекло ее содержание. Но, поскольку имя рекламодателя ему пока что не знакомо, он будет совершенно не способен вспомнить, к какому из множества аналогичных брэндов относится рекламная фраза. Более того, он может «пристроить» бесхозный слоган к другому, уже знакомому брэнду.
Создавая слоган для нового брэнда, копирайтер должен позаботиться о том, чтобы при каждом контакте с рекламной фразой (визуальном или слуховом) потребитель непременно вспоминал имя рекламодателя. Это — один из самых легких и продуктивных путей запоминания названия брэнда, без чего любые самые яркие рекламные идеи не принесут желаемого результата: повышения спроса на объект рекламы.
С брэндом хорошо известным, «раскрученным» проблем гораздо меньше. Слоганист даже может себе позволить, по достижении стойкой известности имени брэнда, не включать его в рекламную фразу, как это делают сегодня производители многих продуктов массового спроса.
Еще одно важное замечание касается формы, в которой имя брэнда . существует в рекламной фразе. Говоря о включении имени брэнда в слоган, мы имеем в виду его полноправное членство в словесной рекламной конструкции. При удалении такого имени брэнда из слогана, вся фраза разваливается и теряет смысл.
Часто включение имени брэнда в слоган происходит по принципу «свободного радикала»: когда название просто примыкает к рекламной фразе и может быть свободно из нее изъято без ущерба для смысла и целостности собственно слогана. Имя брэнда нельзя считать включенным в слоган, если оно стоит перед или после собственно рекламной фразы и легко может быть отделено от слогана точкой, тире или двоеточием, либо вообще изъято. Слоганы с именем брэнда в форме «свободного радикала» если и запоминаются, то чаще всего без самого имени. Имя, которое ничем не связано с фразой (тем более — если оно иностранного происхождения и непонятно русскоязычному потребителю), отбрасывается в процессе запоминания, как громоздкий и тяжелый довесок к слогану.
Мы провели несколько экспериментальных опросов потребителей, находящихся в состоянии покупательской активности (в момент посещения магазина). Выбрав слоганы, где имя брэнда не связано со слоганом композиционно и структурно и существует в форме «свободного радикала», мы попросили посетителей магазина (причем выбраны были специализированные магазины, где представлены лишь товары, попадающие с интересующим нас брэндом в один класс) вспомнить 3 наиболее запомнившиеся рекламные фразы для данной группы товаров. Потом мы попросили их указать, к какому брэнду относится каждая из вспомненных ими фраз. И, наконец, интервьюируемые должны были указать, какую марку из данной группы товаров они предпочитают.
Показателен результат опроса по магазину, торгующему автомобильными запчастями. Из 50-и опрошенных почти половина (21 человек) вспомнили удачный рекламный слоган шин «Bridgestone» «Победа над дорогой». Но из них всего лишь четверо (!) правильно указали брэнд, которому этот слоган принадлежит. А между тем, в многочисленных рекламных материалах имя брэнда в слогане присутствует, но, к сожалению, лишь в форме «свободного радикала» — перед самой рекламной фразой. («Шины Bridgestone: победа над дорогой»).
Но самое печальное даже не это. Из четырех, все же вспомнивших правильно имя марки, трое оказались ее приверженцами: то есть, по крайней мере однажды, они уже покупали эту марку. Из остальных 17-и человек, вспомнивших слоган, 11 не смогли вспомнить название брэнда (ответ «затрудняюсь ответить). При этом, все они либо были приверженцами других марок, либо не помнили название марки, которой пользовались в последний раз (несформировавшиеся предпочтения). А остальные шесть назвали в качестве «владельца» слогана другие марки. При этом, в ответе на третий вопрос (какую марку предпочитаете) пять из шести указали именно ту марку, которой приписали слоган шин «Bridgestone». Таким образом, налицо тенденция не просто плохо запоминать новые имена брэндов, не связанные со слоганом структурно, но и приписывать удачную, запомнившуюся фразу своей любимой марке.
О некоторых эффективных приемах вписывания имени брэнда в канву рекламной фразы мы расскажем ниже, в разделе, посвященном художественной ценности слогана.
Язык и значение имени брэнда
Многое зависит и от того, к какому языку принадлежит слово, использующееся в качестве имени брэнда, а также — от значения этого слова.
Как мы уже отметили, значимые русскоязычные слова в качестве коммерческих имен употребляются у нас крайне редко. И даже из тех немногих примеров, которые можно наблюдать, далеко не все слова по смыслу связаны с называемым ими продуктом, услугой или организацией.
Русскоязычное слово, понятное носителям языка и отражающее суть называемого ими объекта рекламы, само по себе является рекламоносителем. Так, название брэнда детских каш быстрого приготовления «Вкуснятка» представляет собой и имя брэнда, и УТП (производное от слова «вкусно»). Такое имя может войти в слоган в качестве значимой рекламной единицы, содержащей УТП, как это случилось с маркой отечественных средств для укладки волос «Прелесть», чей слоган
Какая Прелесть!
в качестве основного потребительского преимущества использует название брэнда.
Что же касается имен иноязычных, то для россиянина, плохо знакомого с иностранными языками, они звучат набором пустых звуков. Более того, такие имена плохо запоминаются и имеют тенденцию в процессе адаптации русскоязычными потребителями подвергаться фонетической переделке (так называемая «народная этимология», когда неловкое для произнесения иноязычное слово «перекраивается» по образу и подобию русского слова, близкого по звучанию). И далеко не всегда такая переделка оказывается нейтральной и не привносит в смысл имени негативной коннотации.
Слоганы, принадлежащие брэнду с иноязычным именем, должны не просто содержать это имя в своей структуре, но и максимально связать его с другими — знакомыми и понятными — словами в своем составе. Такие имена желательно обыграть, подобрать для них созвучия, применить игру слов, которая поможет быстрее и проще запомнить незнакомое и непонятное имя, наполнив его именно тем смыслом, который нужен нам. Как это можно сделать описано в разделе, посвященном художественной ценности слогана и популярным художественным приемам его создания.
Широта использования слогана
Следует делать различие между слоганами, используемыми в комплексных рекламных кампаниях, и фразами, созданными специально под конкретный рекламный продукт или одну- единственную рекламную форму (например — только для прессы или только для радиорекламы).
В том случае, когда слоган является слоганом большой и комплексной кампании, он используется в самых разных форматах: и вэмоциональных рекламных видео роликах, и в более рациональной печатной рекламе, и в лишенных изображения радиоспотах, и в наружной рекламе, где зачастую является единственным текстовым элементом. Такой слоган должен быть универсальным и в любой ситуации способным донести до потребителя суть рекламного сообщения — заложенную в нем центральную рекламную идею.
В случае, когда рекламная фраза целенаправленно делается для одной рекламной формы (чаще всего это видео реклама или реклама в прессе — так, например, многие торговые фирмы ведут локальную рекламную кампанию, пользуясь одной газетой бесплатных объявлений), ее функция часто сводится к подытоживанию и обобщению конкретного рекламного сообщения, более подробно развернутого в изображении и тексте. Такой слоган не будет употребляться отдельно от данного рекламного сообщения и смысловая нагрузка на него, соответственно, может быть гораздо меньше.
Кроме того, слоганы для одного формата или одного сообщения гораздо больше связаны с другими элементами сообщения — например, изображением или мелодией.
Для слоганов такого типа допускается отсутствие классифицирующих слов и даже имени брэнда, поскольку и то, и другое может содержаться в картинке или тексте. Тем не менее, по каким-либо причинам текст или изображение могут быть не восприняты или восприняты не так, как задумывал автор. Поэтому даже в этом случае желательно, чтобы имя брэнда было все же включено в рекламную фразу.
Что же касается слоганов комплексных рекламных кампаний, то упоминание имени и названия товарной категории остается для них непременным условием. Специфика различных рекламных СМИ (телевидение, пресса, радио) зачастую делают невозможным использование единого узнаваемого визуального или музыкального образа. И в этом случае слоган, который может существовать как в графике, так и в звуке, остается главной, если не единственной, связующей нитью между всему «участниками» рекламной кампании. Если при этом в нем не содержится хотя бы название брэнда, риск смешения различных форм рекламы слишком велик: кампания просто разваливается, как детская пирамидка, из которой выдернули стержень.
УНИКАЛЬНОЕ ТОРГОВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (УТП)
УТП — вторая (а по значению, пожалуй, — первая) основная значимая единица рекламного слогана.
Уникальное Торговое Предложение — это основное потребительское преимущество товара перед конкурентами. То, что отличает его от других марок аналогичного товара в глазах потребителя.
Сложность выявления УТП во многом зависит от специфики товара. Для некоторых типов товаров, чтобы найти уникальное преимущество, необходимо тщательно собирать информацию и долго ее перерабатывать, отбирая из многих особенностей одну, наиболее привлекательную для потребителя. Для других достаточно небольшого самостоятельного анализа.
Часто бывает, что у объекта рекламы реально не существует уникального преимущества — он ничем не отличается от конкурентов. Особенно типична подобная ситуация для недорогих товаров повседневного спроса: продуктов питания, косметики, канцелярских товаров, моющих средств. В этом случае задача рекламиста — создать УТП из одной из обычных характеристик или построить его на эмоциях. Здесь в ход идет все: необычная упаковка, оригинальная форма, цветовое решение.
Иногда УТП можно создать, подчеркнув одну из типичных характеристик товара, присутствующую и у других марок, но которая до сих пор не была подчеркнута в рекламе ни одним из конкурентов. В своей книге «Настольная книга копирайтера» («The Copywriter's Handbook») известный американский рекламист Роберт Блай рассказывает о рекламной кампании одной из множества систем связи. Рации этой системы по своим техническим характеристикам, дизайну и ценам принципиально не отличались от других брэндов. Тогда рекламисты пошли на рекламный трюк, эффектно обыграв диапазон действия переговорных устройств: два человека переговаривались с помощью рекламируемых раций, стоя на противоположных сторонах Большого Каньона. И хотя большинство конкурирующей аппаратуры также обладали подобным диапазоном, драматизация типовой характеристики привела к тому, что заурядное качество превратилось в яркое преимущество.
Тем же приемом пользуются сегодня многие российские провайдеры услуг сотовой и пейджинговой связи. Одной из наиболее популярных тем в рекламе этой группы услуг является возможность общения на любом расстоянии. И, хотя данный факт не является преимуществом ни одной из сотовых сетей, его драматизация и эмоциональное наполнение создают видимость УТП.
Основная и самая фатальная ошибка, допускаемая рекламистами, — это смешение понятий «потребительское преимущество товара» и «товарная характеристика». Первое определяет взгляд на товар со стороны потребителя. Второе же имеет значение для производителя.
Известно, что потребитель покупает не сам товар, а решение своих проблем с его помощью. Производитель, разрабатывая и изготавливая товар, смотрит на него с точки зрения профессионала, обладающего более глубоким и детальным знанием предмета. Потребитель же является дилетантом, которому большинство технических деталей просто непонятно.
Особенно часто различие между потребительским преимуществом и характеристикой товара проявляется у высокотехнологичных товаров. Долгое время целый ряд видеомагнитофонов и телевизоров южнокорейского производства ставил в центр рекламного сообщения технологические новинки, использованные в механизме. Так появились «сверхчерный кинескоп», «алмазная головка» и многие другие малопонятные рядовому покупателю УТП. Вероятно, сказалось влияние технократических настроений, охвативших современную Азию
— центр мировой инженерной мысли нашего времени. Для произво дителей и немногих знатоков в области видео технологий означенные фразы, конечно же, содержат действительно сильный и весомый ар гумент в поддержку брэнда. Но для остальных гораздо лучше было бы просто объяснить, чем мудреное приспособление выгодно для рядо вого пользователя без высшего инженерного образования.
Смешение рекламистом характеристики и преимущества способно не просто сбить потребителя с толку, но и произвести эффект антирекламы. Так, вскоре после введения фирмой «Danon» новой рекламной темы, сообщавшей потребителю, что в йогуртах данной марки содержатся «живые бактерии», в одной из массовых газет появилось письмо читательницы из одного российского малого города, в котором она с ужасом спрашивала, что же ей теперь делать: все время она кормила маленького внука йогуртами «Danon», а теперь выяснилось, что в них
— живые бактерии; не посоветует ли редакция, как ей теперь лечить внука, чтобы нейтрализовать бактерии, съеденные с йогуртом.
О необходимости использования УТП в качестве основы содержания любой рекламной единицы, в том числе — и слогана, сказано, вероятно, в каждой книге, посвященной теории и практике рекламы. Но все же до сих пор часто можно встретить рекламные продукты, основанные на чем угодно, только не на четко и ясно сформулированном потребительском преимуществе объекта рекламы. Поэтому, проводя тестирования слоганов и впоследствии обрабатывая полученные результаты, мы прежде всего включили в сферу своего интереса влияние присутствия УТП в слогане на его (слогана) эффективность. Более подробно о ходе, методах и результатах наших исследовательских работ читатель может узнать из приложения «Влияние параметров слогана на его эффективность. Экспериментальные данные», помещенного в конце этой книги. Здесь же мы только приведем беспристрастные цифры, свидетельствующие, что при наличии УТП в слогане его эффективность в целом (запоминание и вовлечение) увеличивается на 41%! При изучении влияния наличия УТП на отдельные составляющие общей эффективности слогана (вовлечение и запоминаемость), было установлено, что вовлечение при наличии УТП увеличивается на 17%, а запоминаемость — на 28%.
При этом, можно с уверенностью говорить о применимости полученных результатов практически к любой товарной группе и любому брэнду, поскольку данные о влиянии параметров слогана на его эффективность получены в результате статистической обработки множества текстов, проведенных на самом разнообразном материале. Нами были протестированы на реальных представителях целевых групп потребителей около ста слоганов для самых различных товарных категорий. Причем слоганы эти принадлежали как уже известным брэндам, так и совершенно новым, а иногда — и вымышленным. Таким образом, мы нивелировали влияние предыдущего рекламного опыта и приобретенного ранее имиджа брэнда на восприятие потребителем нового слогана. Следует отметить, что независимо от внешних условий (тип продукта, известность брэнда, новизна продукта, новизна самого слогана), результаты получились практически идентичными для всех тестируемых групп товаров. Конечно, данные, выраженные в процентах повышения/снижения эффективности слогана, являются статистическими и носят вероятностный характер. То есть, реальная картина для отдельно взятой рекламной фразы в конкретный промежуток времени может несколько меняться по отношению к усредненной оценке. Но изменения эти будут лишь количественными: процент увеличения/снижения эффективности (в целом или по отдельным составляющим эффективности) может колебаться, но не настолько, чтобы полностью не соответствовать тенденциям, выявленным в ходе исследования.
КАК ВЫЯВИТЬ УТП
УТП определяется в ходе исследования товарного и потребительского рынков. Чем более массовой аудиторией обладает товар, тем более широкомасштабными и дорогостоящими могут стать исследования для выявления его УТП. В крупных агентствах этим, как правило, занимаются специальные маркетинговые службы. В случае, если масштабы агентства или бюджет заказчика не позволяют провести полноценные исследовательские работы, копирайтер может попытаться выявить УТП самостоятельно.
Для этого существует несколько техник, которыми с успехом пользуются рекламисты всего мира. Вот некоторые из них.
Начни с себя
Наименее трудоемкий способ — проанализировать свое собственное поведение в качестве потребителя. Это работает только в том случае, если вы являетесь постоянным потребителем товара. Некурящий копирайтер вряд ли сможет понять, какое из свойств новых сигарет является наиболее привлекательным для потребителя. А рекламист — мужчина не может полагаться на свое восприятие такого товара, как губная помада или чулки. Но если вы входите в целевую аудиторию объекта рекламы, то, вполне вероятно, ваше поведение представляет собой типичную модель оценки подобного типа товаров.
Опроси ближних
Если изучение собственного покупательского поведения представляется недостаточным, можно попробовать найти представителей целевой аудитории среди близких, друзей, коллег по работе. Собственная бабушка может предоставить ценную информацию о предпочтениях пожилых покупателей в области стиральных порошков. А друг-автомобилист — стать вполне достоверным источником информации о принципах выбора машинного масла или автосигнализации. К тому же, в отличие от посторонних потребителей, знакомых легче привлечь к сотрудничеству. Они с большей готовностью поделятся с вами информацией, и вам будет легче определить, насколько искренни исследуемые.
Наблюдай
Существует действенный метод исследований рынка, который называется «включенное наблюдение». Исследователя помещают в реальную торговую точку, где происходит выбор и покупка товара. Вращаясь в гуще покупателей, он участвует в обсуждениях (иногда провоцируя их), следит за поведением людей, слушает их реплики, разговоры друг с другом или с продавцом. Лучше всего этот метод действует, когда нужно определить психологические особенности поведения потребителей. Для этого исследователь должен обладать не просто наблюдательностью, но и умением правильно интерпретировать замеченное.
Поговори с продавцами
Продавцы, являющиеся посредниками между товаром и потребителем, ежедневно наблюдают поведение тысяч людей, находящихся в процессе выбора и покупки интересующего нас товара. Наблюдательный продавец может стать неоценимым источником полезной информации о том, на что именно обращают внимание покупатели, какие вопросы они задают, какие марки предпочитают и почему.
Конечно, далеко не каждый копирайтер обладает академическими знаниями в области психологии. Если в штате агентства или среди личных знакомых есть психолог, вы можете привлечь его либо непосредственно к процессу наблюдения, либо к процессу обработки собранных вами данных. Но даже при отсутствии под рукой нужного специалиста, вы можете сделать выводы о важных для потребителя качествах товара и используемых им критериях выбора брэнда, полагаясь на собственное понимание чужих потребностей.
Иногда случается, что преимуществ у товара насколько. Обычно это бывает у высокотехнологичных товаров (бытовая техника, автомобили, лечебная косметика). В этом случае копирайтеры часто поддаются соблазну включить в слоган сразу несколько сильных сторон объекта рекламы — по принципу чем больше — тем лучше. К сожалению, вданном случае этот принцип приводит к обратному результату: чем больше преимуществ включено в рекламную единицу, тем меньше удельный вес и сила воздействия каждого. Одно сильное преимущество лучше нескольких слабых. Поэтому выбирайте то из них, которое наиболее актуально для потенциального потребителя (а не для вас как рекламиста или для заказчика как производителя).
Суммируя все сказанное о формах УТП и способах его определения, можносформулировать свод базовых правил, которых нужно придерживаться при определении главного потребительского преимущества товара.
• Ищите преимущество — не характеристику.
• В центр рекламного сообщения (УТП) может быть поставлено только од но преимущество. Все остальные используются в качестве дополнительных.
• Основное преимущество должно соответствовать ожиданиям целевой аудитории, т. е. предлагать им удовлетворение именно той потребности, которая актуальна для члена целевой группы.
• Основное преимущество должно отличаться от основных преимуществ ближайших конкурентов.
Факты или эмоции?
УТПбывает разным. Это может быть функциональная характеристика товара (мощность, экономичность), уникальная или новая функция (часы с измерителем давления), новая форма или дизайн (увеличенный объем пузырька с шампунем, новая форма бутылки и даже новое цветовое решение фирменного стиля, как в рекламе «Пепси-колы») или даже положительные эмоции, получаемые от обладания данным брэндом и новый имидж, которым рекламируемый товар одаривает владельца.
Содержание и наполнение УТП в каждом конкретном случае зависит от нескольких факторов.
Тип товара
Товары технологичные, при покупке которых потребителю необходимо собрать и проанализировать как можно больше информации (например — бытовая техника, автомобиль, средства лечебной косметики), требуют от рекламы четкого и подробного описания УТП с точки зрения егопрактического применения. Рекламное воплощение такого преимущества будет направлено на активизацию мышления потребителя, его способность анализировать информацию и делать логические выводы. Эмоциональные товары, которые человек покупает не из практических соображений удобства и комфорта, а для достижения желаемого имиджа, напротив, обычно изображаются в рекламе не через процесс их воздействия на потребителя, а через результат этого воздействия (новый имидж, новое социальное положение, хорошее настроение и пр). Если в рекламе телевизора всегда будет присутствовать изображение телевизора, то в рекламе духов сами духи могут и вовсе не присутствовать.
Тип потребителя
Взависимости от товара его потенциальный потребитель может быть более или менее образованным в области знаний, требуемых для производства и понимания принципа действия самого товара. У компьютерного брэнда одно УТП для всех потребителей. Но оно потребует разной интерпретации для профессиональных программистов, рядовых пользователей с техническим образованием и, к примеру, людей с гуманитарным образованием, которые, пользуясь компьютером, абсолютно, не понимают принцип его действия.
Вообще же, УТП является полуфабрикатом рекламного сообщения. Перед тем, как подать потребителю, его предстоит приготовить и красиво сервировать. Форма, в которую облекается УТП в конкретной рекламной кампании, называется рекламной идеей или концепцией. О ней и пойдет речь далее, в следующей главе, посвященной художественной форме слогана.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ЗНАЧИМЫЕ ЕДИНИЦЫ (ВЗЕ)
Кроме основных единиц рекламной информации, наличие которых — непременное условие создания слогана, существует ряд других, пусть не столь важных, но все имеющих большое функциональное значение. Мы будем называть их вспомогательными рекламными единицами, роль которых заключается в том, чтобы сообщить потребителю о дополнительных преимуществах и отличительных особенностях объекта рекламы. Все они повышают маркетинговую ценность слогана, делают его более содержательным и эффективным.
К вспомогательным значимым единицам мы причисляем следующие:
• Товарная категория, к которой относится рекламируемый товар
• Целевая аудитория
• Формальные особенности товара (цвет, форма)
• Производитель товара (фирма, страна)
Конечно, далеко не в каждом случае для конкретного товара будет актуален весь список вспомогательных рекламных единиц. Для одних товаров какие-то из вышеперечисленных характеристик не будут представлять никакой важности. Для других, напротив, этот список потребуется дополнить (например, актуальным может быть долгий срок успешного существования товара на рынке или международное признание). Критерием отбора вспомогательных рекламных единиц для включения в слоган является их потребительская значимость: они действительно должны являться отличительными особенностями данного товара и способствовать либо его узнаванию, либо правильной оценке со стороны потребителя.
ТОВАРНАЯ КАТЕГОРИЯ
Потребитель воспринимает товарный рынок системно. Для того, чтобы легче ориентироваться в массе окружающих его брэндов, он структурирует их в своем сознании, разделяя на группы, называемые товарными категориями. Основным критерием,*по которому различные брэнды объединяются в одну товарную категорию, служит сфера их применения и потребности, которые потребитель удовлетворяет с их помощью.
Итак,
товарная категория — это совокупность брэндов, являющихся взаимозаменяемыми вариантами решения потребителем одних и тех же проблем или задач(например, брэнды «Колгейт», «Аквафреш», «Маклинз», «Пепсодент», «Бленд-а-Мед» объединяются в товарную категорию «Зубная паста»).
Как и в случае с основными значимыми единицами, вопрос, который первым делом возникает прл создании слогана — насколько необходимо упоминание товарной категории в слогане?
И, как и в случае с ОЗЕ, ответ кроется в специфике ситуации.
В целом, можно принять за правило, что упоминание товарной категории не только не вредит слогану, но и создает дополнительную маркетинговую ценность. Когда в слогане отсутствует четкое указание на тип рекламируемой товара, это может привести к тому, что потребитель не просто не воспримет и не запомнит заключенную в девизе информацию, но припишет ее другому типу товаров, к которому данная фраза подходит. Согласитесь: слоган компании РЕТЕК, производящей кожгалантерею
Традиции качества
может с равным успехом принадлежать практически любому товару. Включение в слоган слова, указывающего на товарную категорию, сделало бы этот слоган хотя бы немного конкретней.
Кроме того, можно выделить ряд случаев, когда указание на товарную категорию необходимо. Это относится к тем ситуациям, когда брэнд или сам тип товара является новым для локального рынка и неизвестен целевой аудитории.
При знакомстве с новым товаром или брэндом, потребитель сначала должен определить для себя место товара или брэнда в его структуре окружающего мира.1 Иными словами, первым его шагом на пути к освоению нового брэнда является объединение новичка с другими, уже известными ему марками однотипных товаров. И только после того, как потребитель поместил новый брэнд на соответствующую «полочку», рядом с другими такими же, он способен производить сравнение и обособление нового брэнда, сопоставляя его с другими, уже известными ему представителями товарной категории и выделяя его преимущества по сравнению с другими марками.
Слоганист обязан помочь потребителю сразу же, при первом, самом кратком контакте с рекламой выполнить эту классифицирующую работу. В противном случае, мы рискуем тем, что раздосадованный потребитель.
Модель принятия нового брэнда дана по книге "Consumer Behavior", Prentis Hall, 1998 год. так и не сумевший определить, что же за товар мы предлагаем, просто потеряет к рекламе всякий интерес.
Особенно это важно для так называемых «эмоциональных» товаров, покупка которых призвана удовлетворить прежде всего не бытовые, а социальные и психологические потребности человека: косметика покупается, чтобы быть привлекательной и любимой, автомобиль престижной марки — чтобы продемонстрировать свой социальный статус, духи — чтобы выразить свое настроение и характер. Потребительские преимущества, лежащие в основе рекламных идей таких товаров, обычно выражаются в эмоциональном состоянии или социальном статусе, приобретаемом вместе с рекламируемым товаром. Не удивительно, что слоганы и хедлайны таких товаров преимущественно «бьют на эмоции».
Здесь и кроется опасность сбить потребителя с толку. Дело в том, что достаточно большое количество разных эмоциональных товаров является «поставщиком» одного спектра эмоций. Если в слоган не включено классифицирующее слово, отсылающее потребителя к конкретной товарной категории, то рекламная фраза может быть приписана целому ряду товарных категорий. Например, слоган «Достоинство и престиж» может с равным успехом обслуживать рекламу дорогой одежды, часов, косметики, духов, даже автомобилей или недвижимости. И в отрыве от картинки и основного рекламного текста весьма трудно определить, что на самом деле он является рекламной фразой колготок. Таких примеров каждый может увидеть множество, стоит только открыть любой из модных журналов.
Еще большую важность указание на товарную категорию приобретает, когда не только брэнд, но и сам товар является для потребителя новинкой. В этом случае, без точного и однозначного указания на класс товара, потребитель, даже при наличии удачного изображения, вряд ли сможет решить для себя — к какому же классу товаров относится данный брэнд.
Конечно, в том случае, если с объектом рекламы на рынок выводится не просто новый брэнд, но и новая товарная категория, рекламная кампа ния обещает быть особенно долгой и трудной. Зато и вознаграждение за столь тяжелую работу — соответствующее. Если товар успешно утвердит ся в сознании потребителя, он имеет все шансы стать прототипным брэн дом — эталоном, с которым потребитель будет сравнивать все последую щие брэнды, примыкающие по своим свойствам к данной категории товаров. В том случае, если брэнд становится прототипным, его имя часто превращается в нарицательное существительное, обозначающее название не просто марки товаров, но и всей товарной категории (как это случилось с именем «Ксерокс», а чуть раньше — с маркой болеутоляющих препара тов «Аспирин»).
ФОРМЫ УПОМИНАНИЯ ТОВАРНОЙ КАТЕГОРИИ
Как мы говорили выше, в разделе, посвященном центральной рекламной идее, форма выражения основного потребительского преимущества или УТП может быть различной — как прямой, так и описательной (через изображение процесса или результата потребления товара) или даже иносказательной (через символический или метафорический образ, использующий аналогии и ассоциации с объектом
рекламы).
То же самое может быть сказано и о форме указания на товарную категорию. Присутствие в слогане отсылки к товарному классу, к которому принадлежит рекламируемый брэнд, увеличивает информационную и маркетинговую ценность слогана. Указание на товарную категорию помогает потребителю быстрее и легче пройти через процесс категоризации нового брэнда: отнесения его к определенному типу товаров. Без определения товарной категории, потребитель не сможет оценить брэнд, поскольку оценка отдельного брэнда производится им на основе сравнения с другими марками, входящими в ту же товарную категорию.
Итак, указание на товарную категорию необходимо. Остается только решить, в какой форме это указание будет включено в слоган.
Первым и самым очевидным решением является номинативный подход, когда товарная категория просто называется своим именем:
Зубная паста ASTA:
ASTA — народная паста
Средство для мытья посуды Fairy:
Fairy — самое экономичное средство для мытья посуды • Шоколад Cadbury Только настоящий шоколад может носить имя Cadbury
Кофе МасСопа
Для влюбленных в кофе
Преимуществом этого подхода является его простота и понятность. Потребитель, как правило, не занимается активным поиском информации с помощью рекламы. Перегруженность окружающей современного человека информационной среды рекламными сообщениями приводит к тому, что наш мозг выставляет барьер восприимчивости к подобного рода влияниям извне. Мы воспринимаем лишь мизерную часть из того, что услужливо предлагают нам рекламоносители: радио, телевидение, пресса, щиты и наклейки в метро, на улицах, на транспорте. И даже тогда, когда рекламное сообщение прорывается через барьер восприимчивости и достигает сознания человека, это еще не означает, что последний воспримет и запомнит рекламу. Длительность контакта человека с рекламой, как правило, чрезвычайно мала. Поэтому, если процесс обработки рекламной информации будет труден и потребует серьезной работы мозга, девять против одного, что человек просто откажется от дальнейшего обдумывания рекламы и переключится на что-либо менее сложное.
Поэтому, чем проще и легче для считывания будет наша рекламная информация, тем больше вероятность, что потребитель ее воспримет. Любые иносказания, конечно, повышают интерес к слогану (в частности, улучшают запоминаемость). Но интерес — далеко не первая стадия обработки слогана человеком. Прежде всего, нужно, чтобы он обратил на него внимание и понял, что именно предлагает ему краткое
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|