Сделай Сам Свою Работу на 5

Упанишада I. Санатана Дхарма Упанишад. Вечные истины





Садгуру Шивайя Субрамуниясвами

"Танец с Шивой. Совре­менный катехизис индуизма"

 

Перевод:

Л. Озолин (Введение и мандала 1)

П. Алейников (Мандалы 2-25)

А. Костенко (Мандалы 26-31 и приложения)

 

"Танец с Шивой" - важнейшая из книг известного шиваитского Мастера. Это настоящий энциклопедический справочник по самым разным сторонам богатейшей индуистской духовной куль­туры, иллюстрированный, объемный (в английском оригинале 1008 страниц!) и аутентичный текст по шиваитскому индуизму. "Танец с Шивой" - это долгожданный и неоценимый подарок не только всем любителям йоги, индийской философии, религии и духовной культуры, но и вообще всем людям, не лишен­ным духовных запросов. Написанный доходчвым и увлекатель­ным языком и, по словам самого автора, "по новому излагающий очень древнее и непреходящее знание", "Танец с Шивой" будет интересен и понятен как специалисту-религиоведу и индологу, так и самому массовому читателю. "Танец с Шивой" - это украшение любой общественной или личной библиотеки.

Содержание

Посвящение. 3

Предисловие автора ко второму русскому изданию.. 3



Предисловие автора к английскому изданию.. 3

Упанишада I. Санатана Дхарма Упанишад. Вечные истины.. 1

Мандала 1. Параматма даршана мандала. Самореализация. 1

Мандала 2. Хинду Мандала. Индуизм.. 3

Мандала 3. Шайва Дхарма Мандала. Шиваитский индуизм.. 5

Упанишада II. Дэва дэвата упанишад. Бог и боги.. 8

Мандала 4. Шива Мандала. Наш Всевышний Бог. 8

Мандала 5. Ганеша Карттикейя Мандала. Владыки дхармы.. 10

Упанишада III. Амритатма Упанишад. Наша бессмертная душа. 12

Мандала 6. Атмасварупа Мандала. Природа души.. 12

Мандала 7. Сансара Мандала. Карма и перерождение. 15

Мандала 8. Санмарга Мандала. Путь к освобождению.. 17

Упанишада IV. Шивамайя Упанишад. Мир. 19

Мандала 9. Трилока Мандала. Три мира. 20

Мандала 10. Сарвабхадра Мандала. Благость всего. 22

Мандала 11. Папа Духкха Мандала. Грех и страдания. 24

Упанишада V. Дхарма Упанишад. Праведная жизнь. 26

Мандала 12. Чатурдхарма Мандала. Четыре дхармы.. 26

Мандала 13. Садачара Мандала. Праведное поведение. 29

Мандала 14. Ахимса Мандала. Непричинение зла. 31

Упанишада VI. Грихастха Упанишад. Семейная жизнь. 33



Мандала 15. Дампати Мандала. Муж и жена. 33

Мандала 16. Виваха Мандала. Брак. 36

Мандала 17. Апатья Мандала. Дети.. 38

Упанишада VII. Мангала Крия Упанишад. Священная Культура. 40

Мандала 18. Бодхи Тантра Мандала. Пути мудрости.. 40

Мандала 19. Самскара Мандала. Обряды.. 43

Мандала 20. Утсава Мандала. Праздники.. 45

Упанишада VIII. Упасана Упанишад. Священное почитание. 47

Мандала 21. Шивалайя Мандала. Храмы Шивы.. 47

Мандала 22. Пуджа Мандала. Храмовые ритуалы.. 50

Мандала 23. Бхакти Мандала. Любовь к Богу. 52

Упанишада IX. Махатма Упанишад. Святые мужчины и женщины.. 54

Мандала 24. Вайрагья Мандала. Монашеская жизнь. 54

Мандала 25. Джняни Мандала. Познавшие Бога. 57

Упанишада X. Шастра Упанишад. Священные писания. 59

Мандала 26. Шрути Мандала. Богооткровенные писания. 59

Мандала 27. Смрити Мандала. Второстепенные писания. 61

Мандала 28. Мантра Мандала. Исповедания веры.. 63

Упанишада XI. Адвайта Ишваравада Упанишад. Монистический Теизм.. 66

Мандала 29. Адвайта Двайта Мандала. Монизм и дуализм.. 66

Мандала 30. Сиддханта Мандала. Воззрения на реальность. 68

Упанишада XII. Сампрадайя Упанишад. Передача Силы.. 70

Мандала 31. Кайласа Парампара Мандала. Гималайская линия передачи учения. 71

Упагрантха. Приложения. 73

1. Шайва Шраддха-Дхарaхa. Шиваитский символ веры.. 73

2. Шатшайва Сампрадайя. Шесть школ шиваизма. 74

3. Экам Кат Анеках Пантхах. Истина одна, путей много. 85

4. Бхарата Калачакра. Индуистская хроника. 105

5. Кайласа Парампара. О духовной традиции автора. 126

Заключение. Нирвахана. 130

Посвящение

Ганеше, божеству качеств, устранителю всех пре­пятствий на пути появления этого современного инду­истского катехизиса, - Ему мы оказываем глубочайшее почтение! Этот святой текст посвящается моему садгуру, мудрецу Йогасвами из Шри-Ланки, совершенному сиддха-йогу и просветленному учителю, познавшему Непоз­наваемое и державшему Истину в ладони своей руки. Как патриарх Кайласа-парампары Нандинатха-сампрадайи, этот смиренный ученик Челлаппасвами посвятил меня во все, что вы найдете здесь. Он велел всем искать внутри, познать Себя и видеть Бога Шиву везде и в каждом. Среди его великих высказываний: "Познай Себя сам. Шива дела­ет это все. Все есть Шива. Пребывай в спокойствии". Более чем 2000 лет тому назад наш великий парамагуру, Риши Тирумулар, ярко выразил сущность танца с Шивой:



Тридцать шесть элементов танцуют. Садашива танцует. Сознание танцует. Шива и Шакти танцуют. Живое и неживое танцуют. Все они и Веды танцуют, когда Всевышний танцует Свой танец блаженства. Семь миров - словно Его золотая обитель, пять чакр - словно Его пьедестал, центральная кундалини-шакти - словно Его божественная сцена, так в экстазе Он танцу­ет, Он, Кто есть Трансцендентный Свет. Он танцует с небожителями. Он танцует в золотой зале. Он танцу­ет с тремя богами. Он танцует с собранием безмолвных мудрецов. Он танцует в песне. Он танцует в первичной энергии. Он танцует в душах - Он, Господь Танца. Тат Асту.

Предисловие автора ко второму русскому изданию

Есть очень много книг об индуизме, написанных уче­ными и свами. "Танец с Шивой" отличается от них тем, что суммирует весь индуизм, каков он есть сегодня, в его полно­те. Эта книга рассказывает о современном индуизме простым языком, понятным и взрослым, и молодежи. Мы надеемся, что она пробудит в читателе интерес к древнейшей религии мира. Читайте "Танец с Шивой: современный катехизис индуизма" снова и снова - по одной шлоке с комментарием-бхашьей в день. Это принесет радость и пользу всей семье. Обзоры всех мировых религий и индуистская хроника также дадут вам новые полезные знания.

Я уже бывал в великой стране России дважды и собираюсь побывать еще. Я был здесь в 1972 году, когда мы, семьдесят два индуиста-шиваита, возвращались домой после месяцев, прове­денных в Индии, а потом в 1990 году, когда правительство Со­ветского Союза спонсировало приезд 700 духовных и 700 политических лидеров на Всемирный форум за выживание че­ловечества. В конце отведенной на форум недели две с половиной тысячи человек собралось в историческом Кремле. К удивлению всех собравшихся, мой собрат, индуистский свами, Е. С. Парамананда Бхарати, открыл заседание, пропев три раза "Аум". Звуки голосов, подпевавших почтенному свами (среди них был и голос Михаила Горбачева), отражались от каменных стен и наполняли зал магической энергией. Эта энергия, как утверждали, сыграла свою роль в приближении перемен, кото­рые произошли вскорости со страной, занимающей одну шестую часть земной суши. Индуизм сегодня тоже представля­ет одну шестую - только не территории, а населения Земли: миллиард человек. То, что о великих истинах индуизма теперь снова читают в русскоязычных странах искренние искатели Истины, - знак нового времени, знак того, что люди возвраща­ются к своим древним корням, к общению с Индией и ее духов­ным гением. Мы приветствуем весь коллектив, усилиями кото­рого моя книга "Танец с Шивой" была переведена на ваш язык. Мы надеемся, что за ней последуют две другие книги моей трилогии, "Жизнь с Шивой" и "Сливаясь с Шивой". Мы также надеемся, что вы прочтете все три тома и сможете понять во всей полноте благородный Шиваитский Путь, ведущий к по­знанию вашего Высшего "Я".

Посылаю обильные благословения чистой праны русско­язычным искателям, какую бы религию они ни исповедовали.

Пусть расширение религиозного знания послужит укреплению духовной жизни каждого.

С любовью и благословениями, струящимися из этого и внутренних миров,

Садгуру Шивайя Субрамуниясвами,

основатель и издатель международного журнала

"Хиндуизм тудэй" ("Индуизм сегодня"),

основатель и духовный глава Церкви Шайва Сиддханты

и монашеского ордена Шайва Сиддханта Йоги.

18 апреля 2001 г. Адинам (монастырский комплекс) на острове Кауаи, Гавайи, США.

Предисловие автора к английскому изданию

ЭТО НЕ СЛУЧАЙНОСТЬ, ЧТО В ВАШИ РУКИ ПОПА­ЛА ЭТА КНИГА И ТО БОГАТСТВО, КОТОРОЕ В НЕЙ СОДЕРЖИТСЯ. ВСЕ ЭТО - ЧАСТЬ БОЖЕСТВЕННОГО ТАН­ЦА СУДЬБЫ.

Богатство, которое вы держите в своей руке, - это божест­венное знание, знание о вас и о Боге, знание о том, как жить духовной жизнью, знание о том, чему учат и во что верят индуисты. Все это и многое другое ожидает вас на страницах этой книги. Последуйте этому, и однажды вы будете держать саму Истину в вашей руке - так же просто, как сейчас держите кни­гу.

В то время как другие религии заключены в строгие рамки четко сформулированных и зачастую догматичных верований, индуизм не приемлет таких ограничений. Для индуиста интуи­ция гораздо важнее, чем интеллект; опыт вытесняет догму, а личная реализация считается бесконечно более ценной, нежели внешнее выражение веры или принадлежность вере. Философ С. Радхакришнан хорошо выразил это: "Механическая вера, ко­торая зависит от авторитета и желает принимать утешения ре­лигии, не утруждая себя тем, чтобы быть религиозной, отлича­ется от религиозной веры, которая имеет свои корни в опыте". Индуистская религиозная философия основана на опыте, на личном раскрытии и испытании всего. Она не говорит: "Либо верь, как остальные, либо страдай". Напротив, она говорит: "Познай свое "Я", будь пытлив и свободен". В индуизме нет еретиков, поскольку Бог везде и во всем. В такой открытой ла­боратории индуистская духовность выросла за тысячелетия на­столько разнообразной и богатой, что уже просто не поддается определениям. Даже многознающие индуисты, изучавшие предмет в течение всей своей жизни, редко могут с увереннос­тью сказать, что индуизм - это то-то и то-то, а не что-либо другое. Вообще говоря, сама идея индуистского катехизиса для многих покажется немыслимым, опасным и дерзким прожек­том. До сих пор никто не предпринимал попыток написания полного обзора индуизма. Вот почему эта книга, которую вы держите в руках, - книга редкая и, в своем роде, примечатель­ная. Можно даже сказать, неизбежная, поскольку рано или поз­дно подобная работа должна была появиться. Поэтому, если в нашей первой попытке осуществить невозможное мы пропус­тили какую-либо линию передачи знаний, пренебрегли какой- либо традицией или важным вопросом, пожалуйста, помните, что человеку свойственно ошибаться и только Бог совершенен, и снисходительно простите нам эту оплошность.

Необходимо простое предостережение. Это собрание обы­чаев и верований не является беспристрастным академическим анализом индуизма, но взглядом изнутри, взглядом на религию, отражающим то, каким образом самим индуистам хотелось бы, чтобы их традиция чтилась и объяснялась другим. Не является оно и еще одной догмой, добавленной к горам доктрин и пред­писаний, которые подавляли человеческую духовность на про­тяжении всей истории. Индуизм инстинктивно восстает против любой доктрины, которая угнетает или демонстрирует узость воззрений. Индуизм по природе веротерпим и признает мно­жество путей, даже тех, которые, как кажется, противоречат его собственному. Когда вы верите, что Бог находится везде, во всем сущем, то становится невозможным ненавидеть или стремить­ся агрессивно обратить в свою веру других. Таков дух этой кни­ги: она ничего не навязывает, а просто рассказывает о той жиз­ни, которой живут сотни миллионов людей, одна шестая часть человечества. Как и сам индуизм, этот "современный катехи­зис" является развертывающимся откровением. Это скорее та­нец, чем доктрина.

Танец с Шивой! Что за необычное выражение нашей бли­зости к Богу, нашего созидательного взаимодействия с Богом. Космический Танец - это символ, суммирующий индуистский взгляд на существование, от первого удара барабана в правой руке Шивы, провозглашающего Начало, до конечного всепог­лощающего пламени в Его левой руке, провозглашающего За­вершение, которое предвещает новое Начало. Таким образом, Танец с Шивой есть все, что мы делаем, все, что мы думаем, говорим и чувствуем, от нашего кажущегося рождения до на­шей так называемой смерти. Это человек и Бог, навечно вовле­ченные в священное движение.

Древние мудрецы имели вескую причину, чтобы избрать танец как образ Бога. Эзотерически движение является самым первичным действием существования, без этой простой вещи не было бы ни Вселенной, ни нас, ни опыта, ничего. Свет - движение. Мысль - движение. Атомы - движение. Жизнь - движение. И, как считают индуисты, Бог - это движение. Кро­ме того, танец является единственным созидательным действи­ем, в котором имеет место совершенное единство творца и его творения. В отличие от картины, поэмы, изобретения или лю­бого другого творческого порыва, когда танец закончен, не ос­тается результата труда, ничего, что можно было бы сохранить и чем наслаждаться. Как и в случае с самой жизнью, мы можем созерцать танец, но никогда мы не можем владеть им. Никто не может отделить танцора от танца, точно так же, как никто не может отделить Бога от мира или от нас. Особое значение имеет место танца Шивы: чит-сабха, "зал сознания". Другими слова­ми, танец происходит внутри каждого из нас.

Невероятно сложный Космический Танец Шивы традици­онно изображается в 108 позах. Более чем двадцать веков назад Риши Тирумулар из Кайласа-парампары Нандинатха-сампрадайи с любовью и красноречием прославил никогда не прекра­щающийся танец Бога Шивы: "Во всех мирах присутствует Он, Святой Господь. Он - в темноте, Он - свет, Он - в солнце, Он - в луне. Он - везде. Господь находится во всем творении. Неисповедимы Его пути. Он далеко. Он близко. Он - множес­твен. Он - един. Вода, земля, небо, огонь и ветер, искра духа внутри тела - все это Он. Он - странствующая джива здесь внизу. Бессмертен Он". Совершенно необходимо в настоящий исторический момент - когда мир, наша Земля, находится на пороге века раскрытия внутреннего и внешнего пространства, - чтобы мы продолжали ценить и учиться древней индуист­ской мудрости. В очень далеком прошлом великие мудрецы Ин­дии раскрыли эти вечные истины внутри себя и сохранили их в виде писаний, чтобы они могли воспеваться голосами их пред­ставителей сегодня. Настолько велико было их понимание. Во­истину, эта вечная мудрость живет теперь и будет продолжать жить в последующих поколениях. Послушайте прославленную молитву, которую предложили риши древности: "Веди меня от нереальности к Реальности, веди меня от темноты к свету, веди меня от смерти к бессмертию".

Верования индуизма

Индуизм включает в себя целый спектр различных фило­софских позиций - более широкий, чем у любой другой рели­гии, - и по сей день почитает представителей каждой из этих позиций. Один учитель восхваляет преданность в качестве вы­сшего пути, тогда как другой, пренебрегая преданностью, гово­рит, что освобождение приходит только после того, как разру­шена иллюзорная видимость вселенной. Как же, в таком случае, понять индуизм? С гималайских вершин ниспадают десятки ты­сяч потоков мысли, и их холодные воды дают жизнь всему вни­зу. Они текут вместе, их пересечения образуют широкие потоки. Из них рождаются две могучие реки, которые на протяжении всей истории орошали и озеленяли поросль индийской духов­ности. Одна из них - веданта, а другая - сиддханта. Этот современный катехизис представляет собой слияние этих двух мощных традиций в один поток, полноводный поток Санатана Дхармы, неудержимый и мощный.

Во что верит большинство индуистов?

Существует девять основных положений веры, или шраддх, которые, хотя и не являются исчерпывающими, представляют собой краткое изложение индуистской духовности.

1. Индуисты верят в божественность Вед, самого древнего писа­ния в мире, и почитают Агамы как равно откровенные. Эти исконные гимны - слово Бога и основа Санатана Дхармы, вечной религии, которая не имеет ни начала, ни конца.

2. Индуисты верят в одно всепроникающее Верховное Сущест­во, которое одновременно имманентно и трансцендентно, од­новременно является и Создателем, и Непроявленной Реаль­ностью.

3. Индуисты верят, что Вселенная претерпевает бесконечные циклы создания, сохранения и растворения.

4. Индуисты верят в карму, закон причины и следствия, по ко­торому каждый индивидуум создает собственную судьбу сво­ими мыслями, словами и поступками.

5. Индуисты верят, что душа перевоплощается, развиваясь во многих рождениях до тех пор, пока все кармы не будут исчер­паны и достигнута мокша, духовное знание и освобождение от цикла перерождений.

6. Индуисты верят, что в невидимых мирах живут божествен­ные существа и что храмовые богослужения, ритуалы, таин­ства, так же как и личное совершение обрядов, создают об­щение с этими дэвами и богами (махадэвами).

7. Индуисты верят, что духовно пробужденный учитель, или садгуру, важен для того, чтобы познать Трансцендентный Аб­солют, и что так же важны личная дисциплина, праведное поведение, очищение, паломничество, стремление к самопоз­нанию и медитация.

8. Индуисты верят, что вся жизнь священна и должна быть лю­бима и почитаема, и потому практикуют ахимсу, непричине­ние вреда.

9. Индуисты верят, что никакая отдельно взятая религия не учит единственному пути к спасению прежде всех остальных, но что все истинно религиозные пути являются гранями Чистой Любви и Света Бога, заслуживающими терпимости и понима­ния.

Где проживают индуисты?

Ниже мы приводим данные об общей численности индуис­тов в сравнении с другими религиями и о распространении ин­дуизма в мире. Основные статистические источники - "Все­мирная христианская энциклопедия" и данные "Уорлд Уотч Инститьют".

В 1993 население мира составило 5,2 миллиарда чел.

Индуисты 1 миллиард Мусульмане 1 миллиард Католики 0,95 миллиарда Протестанты 600 миллионов Неверующие 600 миллионов Конфуцианцы 400 миллионов Буддисты 350 миллионов Последователи племенных верований 100 млн. Даосы 50 миллионов Последователи малых религий 50 млн Синтоисты 30 миллионов Иудаисты 12 миллионов Сикхи 9 миллионов Джайны 6 миллионов Зороастрийцы 125 000 Всего 5,2 миллиарда

Индуизм - восточная религия

Чтобы поместить индуизм в контекст мировой мысли, вна­чале важно отметить, что он является религией Востока. Это очень важный факт, так как существует огромное различие между тем, как ищущие на Востоке и на Западе традиционно рассматривали вопросы: "Кто я есть? Откуда я? Куда я иду?". Восток имел тенденцию к объединению, идеализму и интрос­пекции. Запад тяготел к дуализму, материализму и экстравертности. Коротко говоря, основными восточными религиями яв­ляются индуизм, джайнизм, буддизм и сикхизм. К западным религиям относятся иудаизм, христианство и ислам. Это срав­нение не включает такие восточные верования, как конфуциан­ство, синтоизм и даосизм.

Восточный ум имеет склонность видеть Бога везде, во всех вещах и, следовательно, относиться ко всему как к священному. Западный ум считает ересью веру в то, что Бог наполняет все вещи, и делает кардинальное различие между священным и мирским. В то время как восточный ум придерживается идей кармы, перевоплощения и освобождения, западное мировоз­зрение постулирует единственную жизнь души, за которой сле­дует вознаграждение или наказание. Если личный внутренний опыт является сутью религии с восточной точки зрения, то на Западе превыше всего ценится вера. В то время как восточные религии уживаются с другими взглядами, веря, что все пути ве­дут в итоге к Богу, западные религии имеют тенденцию к до­гматичности, утверждая, что только их Бог и их религия явля­ются единственным истинным Богом и единственной истинной религией.

Индуистский взгляд на жизнь

Душа в своем духовном постижении ищет свое "Я", мед­ленно восходя по пути, который ведет к озарению и освобож­дению. Это - труднейшее, занимательнейшее путешествие че­рез циклы рождения, смерти и нового рождения, завершающе­еся Самореализацией, прямым и личным духовным пережива­нием Бога, Самости, Истины. Только это одно среди прочего в космосе может принести освобождение от оков невежества и страсти. Это - высочайшая реализация. Не существует более высокой. Индуисты верят, что все женщины и мужчины нахо­дятся на этом пути и что все в конечном итоге достигнут его кульминации. Славная и вдохновляющая концепция - та, что каждая отдельная душа достигнет Истины, мокши, никто не бу­дет оставлен страдать навечно за человеческие слабости и ошиб­ки.

Индуизм - это изначальная и древнейшая живая религия нашей планеты, религия, у которой нет какого-то одного осно­вателя. Во все времена, пока человек жил и распространялся по земле и водным просторам, дышал земным воздухом и покло­нялся в благоговейном страхе огню, Санатана Дхарма была для развивающихся душ ориентиром праведной жизни. В самом на­чале XXI века приверженцев индуизма будет более миллиарда. Все они - индуисты, но они представляют широ­кий спектр верований, садхан, мистических целей.

Хотя индуисты верят во множество разных и зачастую эк­зотических вещей, существует несколько основополагающих концепций, относительно которых практически все они согла­шаются. Все индуисты поклоняются одной Верховной Реаль­ности, хотя они называют ее множеством имен, и учат, что все души в конечном итоге познают истину Вед и Агам. Индуисты верят, что не существует ни вечного ада, ни проклятия. Они сходятся во мнении, что не существует исконного зла. Все есть добро. Все есть Бог. Напротив, западные религии постулируют существование живой силы зла, воплощенной в Сатане, кото­рый напрямую противится воле Бога.

Индуисты верят, что Вселенная была создана из Бога и про­питана Им - Верховным Существом, который одновременно является формой и пронизывает форму, который создает, под­держивает и уничтожает Вселенную только для того, чтобы за­ново создавать ее в непрекращающихся циклах. Индуисты при­нимают все истинные духовные пути - от чистого монизма, который заключает, что "существует только Бог", до теистичес­кого дуализма, который спрашивает: "Когда я познаю Его ми­лость?" Каждая душа свободна искать свой собственный путь через преданность, аскетичность, медитацию, йогу или беско­рыстное служение (севу). Три столпа индуизма - это храмовое поклонение, писания и традиция гуру-ученик. Индуизм реши­тельно провозглашает существование трех миров бытия и огромное число богов и дэвов, обитающих в них. Празднества, паломничество, пение священных гимнов, домашняя служба - таковы динамичные практики. Любовь, ненасилие, праведное поведение и закон дхармы определяют индуистский путь. Инду­изм объясняет, что душа перевоплощается до тех пор, пока все кармы не будут исчерпаны и Реализация Бога не будет достигну­та.

Индуисты носят знаки сект, называемые тилаками, на сво­их лбах в качестве священных символов, отличительных знаков их принадлежности. Индуизм - мистическая религия, ведущая приверженцев к тому, чтобы они лично испытали ее вечные истины внутри себя, в конце концов достигая вершины соз­нания, где человек и Бог едины вовеки. Они предпочитают кре­мацию тела после смерти похоронам, веря, что душа продолжа­ет жить и поселится в новом теле на земле.

Хотя индуизм имеет множество священных писаний, все его направления признают как высший авторитет Веды и Ага­мы, хотя Агамы разных школ индуизма несколько отличаются. Около миллиарда приверженцев индуизма имеют десятки ты­сяч священных храмов и святилищ, главным образом в Индии, но сейчас уже и в каждой стране мира, где живут индуисты. Духовное ядро индуизма - это его святые - миллионы садху, йогов, свами, вайраги и садгуру, которые полностью посвятили свою жизнь служению, преданности и Реализации Бога и про­возглашению вечных истин Санатана Дхармы.

О настоящем издании[1] "Танца с Шивой"

В этом издании "Танца с Шивой" ответы на вопросы пред­ставлены в древней форме кратких шлок, известных также как сутры, с последующими более длинными объяснениями, кото­рые называются бхашъями. В Пуранах мы находим описание этого стиля: "Те, кто знает, говорят, что сутра - кратка, без неопределенности, богата смыслом, всеохватывающа, без бес­полезных слов и неопровержима". Ее мистическое значение объясняется в "Мригендра-агаме": "В ней, как в семени, растет дерево, которое является предметом трактата в целом, - такова изначальная сутра, которая сияет, украшенная словами, таки­ми, как атха".

Эта книга более чем утроилась в размере по сравнению с 309-страничным изданием 1990 года. Сначала я дал указание моим саннъясинам переделать художественное оформление книги. Вы можете видеть, что они объединили традиционные изображения с компьютерной технологией, чтобы получить уникальную художественную форму, которая сочетает лучшее на Востоке и лучшее на Западе. Были добавлены новые священ­ные символы, и, кроме того, мы подобрали из многих источни­ков более 150 репродукций раджпутских миниатюр, содержа­ние которых соответствует охватываемым в книге темам.

Кроме того, я включил в книгу сотни стихов из индуист­ских писаний, главным образом из Вед. К каждой бхашъе имеет­ся цитата из писания, а в конце каждой главы, или мандолы, идут две полные страницы цитат из писаний, дополняющих обсуж­даемый вопрос. Мы надеемся, что эта антология вдохновит чи­тателей на то, чтобы самостоятельно окунуться в очарование Вед и Агам.

В этом издании мы увеличили на несколько сотен количес­тво санскритских терминов в книге. Мы усердно трудились над словарем, стараясь более подробно описать существенные по­нятия, столь сжато представленные в изящных шлаках и Бхашьях. В результате через несколько месяцев то, что начиналось как простой словарь терминов, превратилось в энциклопедический словарь. Многие термины индуизма, естественно, можно опре­делить различными способами - это зависит от философских взглядов составителя. Так или иначе, познакомившись с терми­нами, как они определены в нашем словаре, вы сможете лучше понять их смысл в основном тексте книги.

В качестве следующего шага мы составили временную шкалу, детальную хронологию древней Бхараты и современной Индии, запись событий в индуизме, помещенных в контекст вех мировой истории. Мне кажется, что эта хронология является единственной в своем роде, и я надеюсь, что учителя захотят преподавать ее, а студенты - изучать, чтобы увидеть, как про­текала индуистская история параллельно истории других вели­ких цивилизаций.

И наконец, последнее (по порядку, но не по значению). В завершающие недели нашей работы над книгой мы добавили еще одну часть, называемую "Истина одна, путей много", мате­риал которой мы взяли из издаваемой нами международной газеты "Хиндуизм тудэй" ("Индуизм сегодня"). Этот раздел представляет собой краткий конспект верований и путей достижения основных мировых религий, вер и философий и срав­нение различных направлений восточной и западной мысли. В последние десять лет эта работа широко использовалась как учебный материал в университетах и на различных межконфес­сиональных собраниях, и я чувствовал, что она обязательно до­лжна стать частью этой книги. Хроника индуизма, словарь и "Истина одна, путей много" представляют собой самостоятель­ные завершенные исследования.

Одно из ограничений, с которыми мы столкнулись, заклю­чалось в том, как говорить о Боге, не имеющем рода, не подра­зумевая, что Божественное является либо мужчиной, либо жен­щиной. Преодолевая ограничения английского языка, мы прос­то не знали, как поступить со словами "Он", "Она", "Его", "Ее", "Ей" и "Ему" применительно к Богу и богам. Говорить о Боге в среднем роде, "Оно", нам показалось еще худшим решением, так как "Оно", по нашему мнению, указывает на холодное и безразличное Божество. Другой возможностью было говорить о Боге, употребляя слова "Она" и "Он" поочередно. Но это так­же потребовало бы поочередного употребления слов "Бог" и "Богиня", поскольку само слово "Бог" - мужского рода. Похо­же, что в данном случае английский язык не может предложить разумной альтернативы мужским местоимениям, и поэтому нам поневоле пришлось ссылаться на Бога и богов, в основном употребляя слова мужского рода. Наше утешение заключается в том, что эта проблема существует также и в санскрите, а мы просто последовали прецеденту Вед и Агам, чтобы иметь воз­можность как-то говорить о Всевышнем Господе.

Составляя этот современный катехизис, или прашноттарам (буквально "вопросы и ответы"), мы преследовали вполне определенную цель: чтобы индуистские организации и общины по всему земному шару могли иметь под рукой аутентичное изложение Учения, на основе которого они могли бы на месте разрабатывать курсы и различные учебные программы. Мы приглашаем ученых, пандитов, свами и старейшин повсеместно сотрудничать с нами в переводе "Танца с Шивой" на разные языки мира.

Как изучать "Танец с Шивой"

Мы считаем, что тщательное изучение этого катехизиса по­может понять индуистскую религию, как она исповедуется се­годня. Мы преподавали материал ранних изданий этой книги более сорока лет во многих странах, и мы знаем, что она способ­на изменять жизни людей, приводить их ближе к их внутренней Божественности, улучшать взаимоотношения между мужем и женой, крепить единство семьи и устанавливать прочную, неру­шимую связь с Богом и богами. Ключом к этому является учеба, под которой мы имеем в виду не простое заучивание материала, но образ жизни, принятый в наших почитаемых традициях. Су­ществует семь способов систематического изучения этой книги, как индивидуального, так и в группах, больших или малых.

1. Двенадцать частей, называемых упанишадами, этого ка­техизиса могут служить в качестве заметок для лекций или ма­териала для самостоятельного изучения - по одной части на каждый месяц года. Каждая из этих двенадцати частей посвяще­на особой теме. Упанишада включает в себя одну, две или три мандолы.

2. Тридцать одну главу (мандолу), каждая из которых со­держит по пять шлок, можно изучать по одной в день в течение месяца, а затем начинать цикл сначала.

3. В книге 155 шлок. Идеальный путь самостоятельного изу­чения катехизиса состоит в избрании на каждый день одной шлоки и сопровождающей ее бхашьи. Изучайте шлоку, медити­руйте на ней. Применяйте ее к вашей собственной жизни. Затем переходите к следующей. Это даст материал для ежедневных занятий в течение более чем пяти месяцев.

4. Еще один способ работы с книгой - "тематическое изу­чение", выбор отдельных концепций, которые интересуют вас, и прослеживание их через всю книгу. Например, вы можете вы­брать слово "душа" и изучить сотворение души, ее эволюцию, понятия зрелых и молодых душ. При этом полезным может оказаться изучение всех словарных ссылок, связанных с "ду­шой".

5. Пятый способ заключается в том, чтобы читать и меди­тировать на имеющие глубокий смысл ведические стихи, кото­рые вы найдете в изобилии в этом катехизисе. Они столь же живы сегодня, как и тысячи лет назад, когда были произнесены. Является ли на самом деле то, что они говорят, тем, что пробуж­дает высшее сознание, или же таковым является их воздействие на внутренние потоки тела, в то время как они стимулируют духовность?

6. Еще один способ - просто читать книгу "от корки до корки".

7. И последний способ. Поскольку эта книга магическим образом была запечатлена в акаше, полезно даже просто дер­жать ее в руках и впитывать содержащиеся в ней знания или положить ее под подушку на ночь.

Как преподавать "Танец с Шивой"

Для тех, кто серьезно решил проводить регулярные лекции или занятия по материалам "Танца с Шивой", современного ка­техизиса индуизма, мы составили простой план. Эта система преследует несколько целей:

1) она дает вам систематический путь представления материала, с тем чтобы избежать повторе­ний;

2) она помогает вам решить, о чем вы будете говорить, когда подойдет время лекции или семинара;

3) она создает мощ­ную гармонию духа по всему земному шару среди всех, кто пре­подает и изучает материал в одно и то же время.

Основной принцип заключается в том, что имеется одна мандала (содержащая пять шлок, бхашьи к ним и две страницы стихов писаний) для каждого дня месяца. Таким образом, на­пример, если вы читаете лекцию на двенадцатый день месяца, вашей темой должна быть одна или более из пяти шлок 12-ой мандалы, "Четыре дхармы". Эти пять шлок и их бхашьи создают целостную концепцию и более чем достаточны для полноцен­ной лекции или семинара.

12 января: 12-ая мандала (пять шлок и бхашьи)

13 января: 13-ая мандала (пять шлок и бхашьи) и т. д.

Пробуждайтесь! Воспряньте!

Читая "Танец с Шивой, современный катехизис индуизма", вы увидите, что эта книга содержит новое представление очень древнего знания. Вы вскоре осознаете, что где-то внутри себя вы уже знаете эти истины. Вы обнаружите, что путешествуете в глубины своей памяти, возможно, на несколько жизней назад, и вспомните, что вы уже изучали это знание раньше так же, как вы изучаете его теперь.

Эта книга даст вам систематизированный подход к тому, что и как нужно говорить о нашей религии. Она также предла­гает искателям истины, которые уже встретились с определен­ными мистическими реалиями, логически связанную и завер­шенную философскую среду, в которой они могут понять и продолжать исследовать свои зачастую непроизвольные пере­живания. Мы надеемся, что "Танец с Шивой" подтвердит их внутреннее осознавание и придаст им решимости упорно про­должать свои занятия.

Новый род душ уже сейчас приходит в этот мир. Они бес­страшны, потому что они сильны. Они не боятся смерти, пло­хого здоровья или недостатка знания. Их единственное особое качество заключается в том, что они любят Бога и богов и слу­жат им. У них нет магической формулы. Они ничего не прода­ют. Они ни в чем не нуждаются. Они есть те, кто они есть. Вы можете быть одним из них.

Поэтому смело идите вперед. Успех гарантирован. Вы не можете потерпеть неудачу, если бхакти (любовь) объединена с джняной (знанием), сиддханта - с ведантой, Агамы - с Веда­ми, а индуистская Дхарма - с повседневной жизнью. Да, это надежный путь, безопасный путь, ведущий к познанию, переживанию и признанию, а затем реализации вашего истинного, божественного, вечного "Я". Пробуждайтесь, вставайте, не ос­танавливайтесь до тех пор, пока цель не будет достигнута! Не случайно, что вы нашли эту книгу и то богатство, которое она содержит.

С любовью и благословлением к вам из этого и внутренних миров

Садгуру Шивайя Субрамуниясвами,

Джагадачарья Кайласа-парампары

Нандинатха-сампрадайи,

Гуру Махасаннидханам,

Кауаи Адинам, Гавайи, США

18 февраля 1993 г.

(день Махашиваратри 5094 г. по индуистском/ календарю)

 

О, Бесконечное Сияние, хвала Тебе! Хвала!

Ты - вода, огонь, воздух и эфир! Хвала Тебе,

о Творящий души, но Сам остающийся

несотворенным. Хвала Тебе, о конечное

достижение всех душ, хвала! Тому,

Кто воплощает в Себе ведические гимны

и ведическое жертвоприношение, истину и

ложь, свет и тьму, радость и

печаль, разделенное и нераздельное,

привязанность и освобождение, начало и

высший конец, - Тому мы поем

наши песни хвалы.

СВЯТОЙ МАНИККАВАСАГАР


Упанишада I. Санатана Дхарма Упанишад. Вечные истины

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.