Сделай Сам Свою Работу на 5

Упрощенная система налогообложения. Налог на вмененный доход

 

В отношении доходов малого и среднего бизнеса применяются особые налоговые режимы.

Первый из них, получивший название упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, состоит в замене уплаты организацией совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации. Индивидуальные предприниматели, перешедшие на такую систему, вместо налога на доходы от предпринимательской деятельности уплачивают стоимость патента на занятие данной деятельностью (далее — патент).

Субъекты малого предпринимательства имеют право выбора упрощенной системы налогообложения либо обычного налогового режима. Документом, удостоверяющим право применения упрощенной системы налогообложения, является годовой патент, выдаваемый налоговыми органами. Запрет на применение упрощенного налогового режима установлен только для организаций, занятых в производстве подакцизной продукции, для кредитных организаций, страховщиков, инвестиционных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и др.

Стоимость патента зависит от вида деятельности и устанавливается представительными органами субъектов Федерации.

Применение упрощенной системы налогообложения направлено на вовлечение в сферу налогообложения малого бизнеса, либерализацию обычных форм налогового контроля, которые не всегда действенны именно в этой сфере.

Ко второму виду особого режима налогообложения относится единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.

В отличие от упрощенной системы налогообложения применение налога на вмененный доход обязательно для налогоплательщиков, перечень которых установлен федеральным законом и законом субъекта Федерации, вводящим налог на своей территории. Плательщиками этого налога являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в определенных сферах, к которым, например, относятся: общественное питание, розничная торговля, бытовые и парикмахерские услуги, розничная торговля горюче-смазочными материалами и др. С момента введения налога на вмененный доход на территориях соответствующих субъектов Федерации с плательщиков этого налога не взимаются основная часть налогов от предпринимательской деятельности и платежи в государственные внебюджетные фонды.



Объектом налогообложения является так называемый вмененный доход — потенциально возможный валовой доход плательщика налога за вычетом необходимых затрат. Размер вмененного дохода рассчитывается с учетом действия факторов, непосредственно влияющих на его получение, на основе результатов статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также при оценке независимыми организациями. Конкретный размер вмененного дохода для различных видов деятельности устанавливается правовыми актами представительных органов государственной власти субъектов Федерации. Правительство РФ доводит до их сведения формулы расчета суммы единого налога, а также перечень их составляющих, носящие рекомендательный характер[136].

Федеральным законом установлена ставка налога в размере 20% вмененного дохода. Уплата налога производится ежемесячно в виде авансового платежа в размере 100% суммы единого налога за календарный месяц. Налоговые льготы и сроки уплаты налога устанавливаются на региональном уровне. Суммы налога распределяются между бюджетами разных уровней и внебюджетными фондами. Документом, свидетельствующим об уплате налога на вмененный доход, является специальное свидетельство, выдаваемое для каждого вида деятельности.

На федеральном уровне установлены основания и условия налогообложения вмененного дохода организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся определенными видами деятельности, но право детализации налогового режима предоставлено законодательным органам субъектов Федерации.

Применение налога на вмененный доход, в основе которого лежит предполагаемая, а не реальная доходность налогоплательщика, наряду с упрощением порядка налогообложения направлено прежде всего на достижение определенных фискальных целей в той сфере экономики, где уклонение от налогов считается наиболее распространенным.

 

Налог с продаж

 

В настоящее время в налоговую систему России вновь введен налог с продаж, взимавшийся непродолжительное время в конце 80-х годов. Его введение было обусловлено необходимостью обеспечения региональных и местных бюджетов дополнительными и регулярными источникам и доходов для финансирования социальных расходов.

Налог с продаж является ярким примером косвенного налога, он взимается в сфере потребления, что сближает его с другими косвенными налогами—акцизами, НДС.

Налоговая техника, применяемая при взимании налога с продаж, традиционна для косвенного налогообложения: налоговые отношения реализуются в сфере потребления, юридический плательщик налога не совпадает с фактическим носителем налогового бремени, налог поступает в бюджет в результате совершения различных сделок, суммы поступающих в бюджет налогов автоматически увеличиваются вместе с ростом цен и потребления.

Применением косвенного налогообложения государство сглаживает те возможные негативные моменты, которые связаны с применением прямых налогов: потребитель товара либо услуги компенсирует продавцу сумму налога, заложенную в уплачиваемой цене, не сознавая себя вовлеченным в сферу налогообложения. Существовавшая ранее точка зрения, что косвенное налогообложение распространено только в наименее экономически развитых странах, опровергается преобладанием таких налогов в доходах бюджетов большинства европейских стран. Эти страны отличаются высоким уровнем доходов населения и как следствие—более развитой сферой потребления.

Плательщиками налога с продаж являются организации, втом числе иностранные, а также физические лица — индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица.

Обязанность заплатить налог в бюджет связана с фактом реализации товаров (работ, услуг) как в розницу, так и оптом, но только за наличный расчет. К наличному расчету в целях налогообложения приравниваются расчет с использованием кредитных карточек, расчетных чеков банков, перечисление средств со счетов физических лиц в банках, а также бартер.

Налоговой базой является стоимость товаров (работ, услуг), включая налог на добавленную стоимость и акцизы для подакцизных товаров. На федеральном уровне установлена максимальная ставка налога в размере 5%. Конкретная ставка налога устанавливается законами субъектов Федерации, вводящими налог в действие на территории региона. Порядок и сроки уплаты налога также устанавливаются законами субъектов Федерации[137].

Льготы по налогу с продаж устанавливаются как федеральным законом, так и законами субъектов Федерации. Не облагаются налогом с продаж товары и услуги повседневного спроса и социального значения: хлебобулочные изделия, молочные продукты, детское и диабетическое питание, лекарства, жилищно-коммунальные и ритуальные услуги, услуги по перевозке пассажиров общественным транспортом и др.

 

Земельный налог

 

Земельный налог — поимущественный налог рентного типа. Он построен таким образом, чтобы изъять часть доходов налогоплательщика, которые получены не в результате его личных усилий, а являются следствием относительно более благоприятных условий хозяйствования на земле, в которые объективно поставлен налогоплательщик: участок более плодороден, имеет лучшее расположение и т.п.

Закон делит земельные участки на группы в зависимости от характера их использования и, следовательно, от условий получения дохода: земли сельскохозяйственного использования (сельхозугодья и земли сельских населенных пунктов) и земли несельскохозяйственного использования (земли городов и других населенных пунктов, земли промышленного, транспортного, военного и другого использования вне населенных пунктов, земли водного и лесного фондов).

Размер земельного налога напрямую не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога могут пересматриваться в связи с изменением условий хозяйствования, не зависящих от пользователя земли.

Ставки налога определяются местными органами государственной власти или органами государственной власти субъектов Федерации на основе установленных федеральным законом базовых ставок и поправочных коэффициентов, учитывающих особенности земельного участка. За земельные участки, не используемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере[138].

Льготы носят в основном социальный характер. Так, освобождаются от налога инвалиды I и II групп, Герои Советского Союза, Герои России, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы и «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР». Не платят налог высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, заповедники и ботанические сады. Органы представительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные льготы в пределах суммы налога, поступающего в бюджеты соответствующих территорий.

Налоговым периодом является календарный год. Юридические лица самостоятельно рассчитывают сумму налога, а для землевладельцев — физических лиц это делают налоговые органы. Налог уплачивается по срокам, конкретно определенным Законом (15 сентября и 15 ноября).



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.