ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ЖАНРОВ ТРЕВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКИ
Для проведения исследования по мультимедийным жанрам трэвел-журналистике, нами были выявлены наиболее рейтинговые Интернет-издания, посвященные путешествиям. Существует несколько платформ, предоставляющих статистику таких изданий: их посещаемость, количество комментариев, количество и новизна публикаций. Наиболее развернуты й вариант статистики представлен на сайте travelzakladka. Все издания, вошедшие в его рейтинг, разделены на категории:
Рис. 1 список популярных сайтов о путешествиях
Источник: travelzakladka // http://travelzakladka.ru/
Рис. 2 рейтинг сайтов о путешествиях
Источник: liveinternet // https://www.liveinternet.ru/rating/ru/tourism
Объединив данные travelzakladka с данными сайтов HotLog, 24Log и статистику Livejournal (на 27.11.2015), мы составили список наиболее популярных изданий, сгруппировав их по трем основным категориям.
1)Зарегистрированные СМИ: Интернет – версии научно-популярных журналов, журналов о путешествиях, а также телеканалов. В данную категорию попали сайты популярных печатных изданий о путешествиях:
• Conde Nast Traveller (ЗАО «Конде Наст» / URL:https://www.cntraveller.ru/);
• Вокруг света (ООО «Издательство ВОКРУГ СВЕТА» / URL:http://www.vokrugsveta.ru/);
• Geo (Акционерное общество «АС РУС МЕДИА» / URL:http://www.geo.ru/).
Кроме того, в выборку вошли:
• сайт самого известного научно-популярного географического издания в мире – National Geographic (URL:http://www.nat-geo.ru/);
• сайт телеканала «Моя планета» (URL:http://www.moya-planeta.ru/).
2) Частные Интернет-проекты: сайты, созданные командой энтузиастов, путешественников, для того, чтобы любой желающий мог поделиться своим опытом. В эту категорию вошли:
· Strana.ru – подробнейший путеводитель по России (URL: http://strana.ru/);
· Сайт Сергея Винского (URL: http://awd.ru/);
· Туристер.py - cоциальная сеть для туристов, блоги, отзывы, фотографии, мнения (URL: http://tourister.ru/);
· Mishka.Travel – пермский сайт о самостоятельном туризме и бюджетных путешествиях (URL: http://mishka.travel/).
3) Блоги, основанные на платформах социальных сетей.
· Публикации путешественников в Instagram (Murad Osmann / URL:https://www.instagram.com/muradosmann/, Simone Bramante / URL:https://www.instagram.com/brahmino/?hl=ru/);
· Страницы сайта Вконтакте, посвященные туризму и путешествиям («Путешествия и туризм» / URL:http://vk.com/vk.travel/, «Один день из путешествия» / URL:http://vk.com/traveljournals/)
· Профили путешественников на YouТube (Везде Сами / URL:https://www.YouТube.com/user/vesmirsvoimiglazami/, Andrey Sosnyakov / URL:https://www.YouТube.com/user/AndreySosnyakov/, travelhackingTV / URL:https://www.YouТube.com/user/travelhackingTV/)
· Профили путешественников в Periscope (Константин Петров / URL:https://www.periscope.tv/KonstantinPetrov/).
Выбранные ресурсы были проанализированы нами с точки зрения особенностей представленных на них мультимедийных жанров. При этом, мы использовал классификацию, предложенную в первой главе данного исследования:
1) Иллюстративные (статичная иллюстрация; фотолента, фоторепортаж; слайд-шоу; графика/рисунок/карикатура; инфографика)
2) Аудиальные (подкаст; аудиоверсия; аудиосюжет)
3) Видеожанры (видеоиллюстрация; потоковое видео; интерактивный видеомост)
4) Синтетические жанры (слайд-шоу со звуком; мультимедийное ток-шоу; мультискрипт, interactive video; интерактивный рисунок; интерактивный видеосюжет; интерактивная карта/ схема)
В данном исследовании мы сосредоточимся на характеристике синтетических жанров трэвел-журналистики, поскольку именно они определяют основные тенденции современной журналистики.
Мультимедийные жанры трэвел-журналистики в зарегистрированных СМИф
Иллюстративные жанры
Трэвелоги используют все многообразие фотоматериалов: здесь присутствуют и фотолента, и фоторепортаж. Так как отобранные СМИ являются Интернет-порталами, статьи с большим количеством иллюстраций крайне удобно просматривать, и во всех трех изданиях такой вид публикаций является преобладающим. Логично считать, что издания о путешествиях являются самыми красочными, ведь задача трэвел-журналиста передать читателю впечатления о пространстве. Наиболее правильный вариант работы с фотографией представлен издательствами «GEO» и «Conde nast traveler» - хорошие слайдшоу и качественные фоторепортажи.
Рис. 1.1 пример работы с фото
Источник: Мечты путешественника // http://www.geo.ru/puteshestviya/mechty-puteshestvennika
Рис. 1.2 пример фоторепортажа
Источник: Швейцарский Route 66, или путешествие по Швейцарии на автомобиле // https://www.cntraveller.ru/travel/shveycarskiy-route-66-ili-grand-tour-of-switzerland, 25.07.2015
Если говорить о рисунке, то он, конечно же, встречается гораздо реже - информации он несет немного, и нужен лишь тогда, когда нет возможности использовать фотосъемку. Например, публикация на портале журнала «Conde nast traveller» за 24.09.13:
Рис.1.3 3 научных открытия, сделанных с помощью Google Maps
Источник: Интересные факты о Google Maps // https://www.cntraveller.ru/travel/interesnye-fakty-o-google-maps, 24.09.2013
Инфографика встречается гораздо чаще: это актуальный мультимедийный жанр, с помощью которого можно представить большой объем информации в удобном сжатом виде; один из самых популярных иллюстративных жанров. Это визуальное представление данных в удобной форме, позволяющей наблюдателю быстро разобраться в представленной информации. Инфографику применяют при визуализации цифр, создании инструкций, схем происшествий, результатов опросов. Инфографика может быть самодостаточным информационным материалом или частью сложной мультимедийной истории. Ценность инфографики состоит не только в визуальной подаче информации, но и в высокой ее концентрации.
Инфографика может быть статичной или динамической (анимированной). Инфографика может быть сложной, многосценарной, интерактивной. С помощью инфографики можно показать развитие события во времени и/или по территориям, сравнение с аналогичным событием, сравнение с аналогичным событием на другой территории, алгоритм поведения пользователя (инструкция), доли, соотношения, динамику изменения данных, предмет в разрезе и т. д.
Безусловно, темам инфографики и журналистики данных можно посвятить отдельное исследование. Конечно, сложные многосценарные инфографические проекты должна создавать отдельная команда, в которой обязательно должны быть журналист, продюсер, программист и дизайнер. Однако простую инфографику может создать любой журналист с помощью веб-сервисов Google Charts, Infogr.am, Pictochart.com, Easel.ly. Инфографику, изготовленную с помощью этих сервисов можно вставить на сайт в виде html-кода или картинкой. Ниже, не вдаваясь в категоризацию каждого из видов инфографики по вышеизложенным двум группам, перечислим имеющиеся на сегодня их формы для получения общего представления:
• Статичная инфографика — карты, схемы, диаграммы и пр.
• Простая динамичная инфографика — продолжение развития статичной, отличительным свойством которой является наличие интерактивных элементов (видео, аудиокомментария, слайд-шоу).
• Оперативная 3D-реконструкция — создается на основе технологии 3D. Темой обычно служат крупные происшествия: крушения самолетов, техногенные катастрофы. Задача — реконструкция события и его изображение максимально близкое к реальности. Требования — точность сбора и анализа данных.
• Сложная статичная схема — занимает большое пространство, состоит из множества иллюстрированных и 3D объектов.
• Flash-заметка — состоит из текста, фотографий, видео и пр. Составляется редактором, в отличие от других видов инфоргафики.
Портал «Вокруг света» имеет рубрику под названием «Инфографика», где публикуется информация только в этом виде. К сожалению, на данный момент рубрика не пополняется, очевидно, ее существование совпало с моментом возникновения этого мультимедийного жанра и пиком его популярности – 2012-2013 годы. Инфографика «Учет голосов» была первой в этом разделе.
Рис. 1.4 как устроены выборы Президента России
Источник: учет голосов// http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/7647, 01.03.2012
Рис 1.5 распространение растений по Земле
Источник: Мультикультурное наследие: как растения распространялись по земле// http://www.nat-geo.ru/fact/783631-multikulturnoe-nasledie-kak-rasteniya-rasprostranyalis-po-zemle/, 01.09.2015.
При этом, инфографика часто комбинируется с другими видами мультимедийных вставок. Например, два элемента инфографики объединены в слайд-шоу.
Рис 1.6 средняя продолжительность жизни женщин
Источник: нас опять посчитали// http://www.geo.ru/nauka/nas-opyat-poschitali, 01.09.2015
Рис. 1.7 средняя продолжительность жизни мужчин
Источник: нас опять посчитали// http://www.geo.ru/nauka/nas-opyat-poschitali, 01.09.2015
Инфографика может быть объединена в рамках одной статьи с фотоматериалами. Публикация начинается с фотоиллюстрации и продолжается инфографикой в виде многослойной карты монастырей.
Рис.1.8 карта монастырей
Источник: Монастыри России. Инфографика//, http://www.vokrugsveta.ru/article/213572/17.10.2014
Рис.1.9 карта монастырей
Источник: Монастыри России. Инфографика// http://www.vokrugsveta.ru/article/213572/, 17.10.2014
Рис.1.10 концентрация монастырей (продолжение инфографики)
Источник: Монастыри России. Инфографика// http://www.vokrugsveta.ru/article/213572/, 17.10.2014
Вот еще один вариант объединения нескольких мультимедийных жанров в одной публикации: «Как прожить год в космосе: инфографика от NASA» [16.09.2015 / URL: http://www.nat-geo.ru/science/791582-kak-prozhit-god-v-kosmose-infografika-ot-nasa/] - проект, опубликованный на портале «National geographic» в сентябре 2015 года.
Статья начинается со слайдшоу, включающего в себя данную инфографику:
Рис. 1.11 как прожить год в космосе
Источник: Как прожить год в космосе: инфографика от NASA// http://www.nat-geo.ru/science/791582-kak-prozhit-god-v-kosmose-infografika-ot-nasa/, 01.09.2015
Имеется двухминутная видеоиллюстрация, а также несколько гиперссылок, одна из которых сопровождается фотоиллюстрацией:
Рис. 1.12 как прожить год в космосе
Источник: Как прожить год в космосе: инфографика от NASA// http://www.nat-geo.ru/science/791582-kak-prozhit-god-v-kosmose-infografika-ot-nasa/, 01.09.2015
Рис. 1.13 как прожить год в космосе
Источник: Как прожить год в космосе: инфографика от NASA// http://www.nat-geo.ru/science/791582-kak-prozhit-god-v-kosmose-infografika-ot-nasa/, 01.09.2015
Инфографика может быть представлена и в формате анимации. Например, видео показывает, как за год меняется биосфера Земли:
Рис. 1.14 Как выглядит Земля в течение года
Источник: Как зеленеет Земля: инфографика NASA// http://www.nat-geo.ru/nature/828877-kak-zeleneet-zemlya-infografika-nasa/, 01.10.2015
Журнал «Conde nast traveler» отличается молодежной направленностью и соответствует трендам. Отсюда модные шрифты и более легкая к восприятию подача материала. В инфографике содержатся элементы картографии, она привлекает внимание читателя, на наш взгляд, это один из самых удачных примеров из рассмотренных.
Рис. 1.15 как организовать путешествие в последний момент
Источник: Как организовать путешествие в последний момент// https://www.cntraveller.ru/travel/kak-organizovat-puteshestvie-v-posledniy-moment, 12.10.2013
Пример flash-инфографики, включающей в себя аудиосопровождение, видеоиллюстрацию и анимацию можно найти на англоязычном сайте «National geographic». Инфографика имеет несколько вкладок о жизнедеятельности большого синего кита.
Рис. 1.16 длина большого синего кита
Источник: blue whale interactive// http://animals.nationalgeographic.com/animals/blue-whale-interactive/
Изображение кита анимированное, сопровождается звуками подводного мира. Также есть возможность прослушать запись звуков, издаваемых китами, и посмотреть видеосюжеты.
Рис. 1.17 размножение большого синего кита
Источник: blue whale interactive// http://animals.nationalgeographic.com/animals/blue-whale-interactive/
Вкладка, рассказывающая об анатомии кита является интерактивной: при клике на ту или иную область тела животного, можно получить более подробную информацию и изображение органа:
Рис. 1.18 анатомия большого синего кита
Источник: blue whale interactive// http://animals.nationalgeographic.com/animals/blue-whale-interactive/
Говоря об аудиальных жанрах мультимедиа, стоит отметить, что пик их популярности прошел: журнал «Вокруг света» практиковал аудиоверсии журнала, а также подкаст статей в 2010-2011 годах (всего 7 выпусков), на данный их можно скачать с помощью файлообменников. Также, существует приложение с аудиоэкскурсиями, выпущенными издательством, для Iphone. Скорее всего, редакция сочла аудиоверсию нерентабельной, хотя пользователям это нововведение понравилось.
В силу редкости использования аудиальных жанров мультимедиа в трэвел-журналистике, в нашу выборку попала лишь одна публикация, сделанная сайтом «Моя планета»:
Рис. 1.19 аудиозапись гимна Японии
Источник: Песнь песней// http://www.moya-planeta.ru/travel/view/pesn_pesnej_9692/, 2.02.2015
В статье описаны интересные факты о гимнах разных стран, вставлены аудиоиллюстрации в виде самих гимнов. Это минимально короткий фрагмент аудиозаписи, относящийся к определенной части текста. Также в тексте имеются фото и видеоиллюстрации. Можно сделать вывод, что звуковые элементы уместны, когда важно показать, что особенности произношения персонажа (интонация, смысловые ударения) важны не менее чем сама суть сказанного; когда речь идет непосредственно об аудиофрагменте. Оксана Силантьева советует использовать аудиоматериалы только в случае крайней необходимости.
Использование видео рекомендуется для освещения динамичных событий или видеозаписи мнений участников события. Видео может показать панораму места, где происходит событие, зафиксировать ключевые мнения действующих лиц. Видео – лучшее подтверждение достоверности, уникальности происходящего, оно может передать атмосферу события.
Вообще, видеоиллюстрации довольно часто публикуются на порталах обозначенных изданий, это - набирающая популярность разновидность видеожанров в СМИ. Эти короткие ролики продолжительностью 3-30 секунд не имеют законченного сюжета и относятся к определенной части текста или мультимедийной статьи. Такой ролик не является самостоятельным законченным объектом и нуждается в контексте. Может выполнять роль иллюстрации к заметке. Сервисы для публикации коротких видео — YouТube, Vimeo, Instagram, Vine и Coub (зацикленные видео). Это один из самых простых способов разнообразить поток информации и повысить его достоверность. Например, в статье «ВИДЕО: Монах из Шаолиня пробежал по воде 125 метров» на портале «Вокруг света» [04.09.2015 / URL:http://www.vokrugsveta.ru/news/234671/], описательная часть рекорда сопровождается и видеоиллюстрацией самого достижения. Видео загружено с помощью сервиса YouТube, как и в большинстве случаев.
Сайт телеканала «Моя планета» позволяет зарегистрированным пользователям смотреть вещание в режиме онлайн с помощью программы Adobe flashplayer.
Рис. 1.20 просмотр в режиме онлайн
Источник: «Моя планета» // http://www.moya-planeta.ru/watch_online/
Говоря о синтетических жанрах, нельзя не упомянуть о функции чтения журнала онлайн. Это можно назвать слайд-фильмом со звуком: страницы пролистываются с подобающим узнаваемым звуковым сопровождением. Самый яркий пример – онлайн-версии журнала «Вокруг света». Здесь можно просмотреть журнал именно в таком виде, как он выглядит в печатном варианте. Такая возможность появилась на сайте издательского дома с мая 2008 года. Изображение можно масштабировать, имеется функция отключения звука, журнал можно просматривать в полноэкранном режиме.
Рис. 1.21 просмотр электронной версии журнала
Источник: Вокруг света// http://www.vokrugsveta.ru/view/2015/11/
Элементы картографии и синтетические жанры мультимедиа в большинстве своем также представлены журналом «Вокруг света». Здесь размещена интерактивная экологическая карта России [http://map.vokrugsveta.ru/], созданная Русским географическим обществом в 2013-2014 гг. На ней в виде географических точек отображены основные направления природоохранной работы, которая проводится в каждом из регионов страны. Современная экология очень многогранна, именно поэтому на карте соседствуют, казалось бы, разноплановые «точки» — ветряные электростанции, реконструируемые очистные сооружения, памятники природы и заповедники, в которых охраняют редкие виды животных и растений. Общим для всех этих «точек» является наличие в них экологического содержания.
Экологическую карту России можно условно разделить на несколько направлений. Первое — развитие отраслей энергетики, основанных на использовании возобновляемых природных ресурсов. «Точками» на карте обозначены действующие и проектируемые ветряные, солнечные, приливные и геотермальные электростанции. Вторая категория «точек» отражает экологические мероприятия, направленные на ликвидацию загрязнения окружающей среды — атмосферного воздуха, почвы и воды. «Точки» показывают, где строятся новые очистные сооружения, приводятся в порядок реки и озера, рекультивируются земли, в прошлом использовавшиеся промышленными предприятиями. Третье направление экологической карты посвящено работе по сохранению богатства и многообразия животного и растительного мира. «Точками» отмечены места обитания животных, некоторые заповедники и национальные парки, созданные для сохранения среды обитания ставших редкими видов зверей и птиц. С помощью карты можно не только составить представление о том, кто из животных где живет, но и узнать, какие меры предпринимаются для сохранения видов, занесенных в Красную книгу.
Карта делится на категории, для каждой из которых можно просмотреть размеченную карту, а также перейти к чтению подробностей по регионам и увидеть более подробную карту местности.
Рис. 1.22 карта энергетических ресурсов России
Источник: Вокруг света// http://map.vokrugsveta.ru/
Рис. 1.23 карта Республики Адыгея
Источник: Вокруг света// http://map.vokrugsveta.ru/
Кроме этой карты, на портале имеется еще одна: карта заметок и сообщений издательского дома. Она разделена на части света и регионы. Каждая область на карте служит гиперссылкой, которая направляет нас к заметкам и публикациям разных лет касательно этого региона.
Рис.1.24 карта сообщений о России
Источник: Вокруг света// http://www.vokrugsveta.ru/country/
Сайт журнала «GEO» с помощью карт Google создал интерактивную карту мира. На ней отображается число статей о той или иной области на карте. При выборе области появляется окно с публикациями, к прочтению которых можно сразу же перейти.
Рис. 1.25 Карта сообщений GEO
Источник: GEO// http://www.geo.ru
Пользователю доступно масштабирование карты, а также функция панорамного просмотра улиц или достопримечательностей выбранной местности.
Рис. 1.26 google-панорама (Австралия)
Источник: GEO// http://www.geo.ru
Кроме журнала «GEO» Google карты использует портал «Моя планета».
Рис. 1.27 карта сообщений сайта «Моя планета»
Источник: Моя планета// http://www.moya-planeta.ru/projects/#map
Существует удобный фильтр для поиска нужной публикации; карта интерактивная – при клике на «точку» появляется окно с доступными статьями по указанной теме.
Рис.1.28 выборка статей на тему «путешествия» (Судан)
Источник: Моя планета// http://www.moya-planeta.ru/projects/#map
Длинные тексты или мультимедийные статьи довольно часто встречаются на отобранных нами для анализа ресурсах. Например, в статье «Принцесса Укока: диагноз спустя 2500 лет», опубликованной на портале «Моя планета» [25.10.2015 / URL: http://www.moya-planeta.ru/travel/view/princessa_ukoka_diagnoz_spustya_25_tysyachi_let_15800], текст грамотно разделен на части с помощью фото, слайд-шоу и видеосюжетов. Читать его легко, большое количество мультимедийных вставок помогает читателю представить картину целиком.
Публикацию на портале журнала «Вокруг света» под названием «Красно-белые песни Гражданской войны» [13.03.2014 / URL:http://www.vokrugsveta.ru/article/199706/] также можно назвать длинным текстом с мультимедийными вставками. Однако здесь содержится большое количество гиперссылок для перехода на видеохостинг YouТube. Очевидно, это сделано для того, чтобы страница загружалась быстрее и производительность устройства, которое использует читатель, оставалась высокой. Автор счел более удобным, что читатель будет загружать видеоиллюстрации по одной самостоятельно. На наш взгляд, это неудобно с точки зрения прочтения текста и создания общей картины, читателю приходится совершать много лишних действий. Но, скорее всего, это самое рациональное решение, ведь многие используют для Интернет-серфинга гаджеты, а не стационарный компьютер.
Таким образом, можно сделать вывод, что сайт издательского дома «Вокруг света» имеет на своих страницах наиболее разнообразный мультимедиа-контент, именно эту команду можно назвать «первопроходцами». Хотя другие элементы выборки имеют возможность использовать информацию и контент основного издательства, именно «Вокруг света» использует сложный мультимедийный контент в большей степени.
Зарегистрированные СМИ о путешествиях выпускают в большей степени комбинированные статьи, где используется несколько видов мультимедийных жанров; очень часто используются синтетические жанры мультимедиа.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|