Сделай Сам Свою Работу на 5

Мультимедийные жанры современной журналистики: подходы к типологии





Традиционно выделяют следующие жанры новых медиа: текстовые, мультимедийные и синтетические. К текстовым относятся как традиционные жанры (новость, очерк, колонка и т.д.), так и новые жанры — текстовая трансляция, статус в соцсетях. [Лосева, 2014] Синтетический жанр подразумевает под собой объединение нескольких элементов — текста, иллюстрации, звука, интерактива. Среди мультимедийных жанров выделяют иллюстративные жанры, аудиальные жанры, видеожанры.

К иллюстративным жанрам относятся:

• Статичная иллюстрация, которая является одной из наиболее часто используемых «инфомолекул» в мультимедийном материале. Ее функции остались такими же, каковыми были и в традиционных СМИ: раскрытие истории, выстраивание визуального ряда, дополнение информации.

• Фотолента, фоторепортаж являются визуальными производными истории с помощью фотографии. Они могут быть построены по классическим правилам, как в традиционных СМИ, где каждая фотография последовательно «раскрывает» событие, или в виде смешанного набора фотографий, связанных какой-либо одной тематикой. Навигация может быть построена в виде последовательной смены иллюстраций или предложена в виде превью, где пользователь выбирает фотографию для просмотра произвольным образом. Также как и остальные «инфомолекулы», фотографии могут быть самодостаточным материалом со стандартными подписями (Что? Где? Когда?) или размещаться в «теле» мультимедийного материала. Во втором случае они могут быть представлены в единственном числе или представлены с функцией листания непосредственно в «теле» статьи.



• Слайд-шоу, похожее на фотоленту. Главным образом отличается тем, что фотоподборка здесь «перелистывается» сама.

• Графика/рисунок/карикатура в классическом понимании остается также распространенным видом иллюстрирования материала, как и в традиционных видах СМИ. Но, как и остальные элементы мультимедиа, обретает дополнительные свойства, такие как анимированность. В нее можно вложить действие, движение и звук.

• Инфографика объединяет слова и иллюстрации с целью представления идей и информации в тех случаях, когда это невозможно сделать с помощью только текста или иллюстрации в отдельности. Ю.Куприянов считает: «Инфографика имеет большую визуально-художественную составляющую, в ней обязательно присутствует образ». [Куприянов, 2015] Идеальная инфографика помогает читателю понять и («представить») информацию. Она дает проникнуть в суть темы. Так объясняет суть графической журналистики (как еще ее называют в Европе), которая на сегодня является одним из наиболее перспективных мультимедийных форматов подачи информации, профессор Джеймс Стовалл. [Паласиос, Диас, 2009] Инфографика обеспечивает несколько уровней «погружения». В некоторых случаях с ее помощью воссоздаются почти документальные картины. Ее ценность состоит не только в ее визуальной составляющей, но и в большой концентрации информации в рамках ограниченного «поля».



Испанские исследователи Маркос Паласиос и Хавьер Диас Носи по типологии разделяют инфографику на две группы: энциклопедическую, которая охватывает универсальные темы (например, строение тела человека) и журналистскую, являющуюся более специфичной и используемую в описании таких явлений, как, например, катастрофы, выборы и т.д. [Паласиос, Диас, 2009]

Ниже, не вдаваясь в категоризацию каждого из видов инфографики по вышеизложенным двум группам, перечислим имеющиеся на сегодня их формы для получения общего представления:

ü Статичная инфографика — карты, схемы, диаграммы и пр.

ü Простая динамичная инфографика — продолжение развития статичной, отличительным свойством которой является наличие интерактивных элементов (видео, аудиокомментария, слайд-шоу).



ü Оперативная 3D-реконструкция — создается на основе технологии 3D. Темой обычно служат крупные происшествия: крушения самолетов, техногенные катастрофы. Задача — реконструкция события и его изображение максимально близкое к реальности. Требования — точность сбора и анализа данных.

ü Сложная статичная схема — занимает большое пространство, состоит из множества иллюстрированных и 3D объектов.

ü Flash-заметка — состоит из текста, фотографий, видео и пр. Составляется редактором, в отличие от других видов инфоргафики. [Паласиос, Диас, 2009]

Аудиальные жанры:

• Подкаст - новый термин, вошедший в обиход в последние два десятилетие. Английское слово Podcast состоит из двух частей: Pod — производное от iPod и Сast — от Broadcast (радио- или телевещание), и переводится, как цифровая запись радио- или телепрограмма, которую можно скачать из Интернета. Чаще это отдельный файл или серия регулярно обновляемых аудиофайлов. По длительности выделяют: короткая новость, сюжет или передача.

• Аудиоиллюстрация - фрагмент аудиозаписи, относящийся к определенной части текста; призвана передать часть сообщения, которая может нести в себе смысловую или эмоциональную нагрузку, в случаях, когда тон и экспрессия сказанного ньюсмейкером имеет не меньшее значение, чем сами слова.

• Аудиоверсия текста как следует из названия, воспроизводит текст статьи. Как правило, текст читается диктором и посему не может быть альтернативой радиопотоку, так как отсутствуют «живые голоса», «синхроны» и т.д. Стоит отметить, что некогда пользовавшийся популярностью мультимедийный элемент, сейчас используется уже реже.

• Аудиосюжет можно назвать производным от классического радиосюжета, так как помимо голоса диктора содержит «живые» голоса, интершумы и пр. Это осмысленная и срежисированная аудиозапись небольшого формата.

Видеожанры:

• Видеоиллюстрация выполняет аналогичные классической фотоиллюстрации функции и редко имеет законченный сюжет. Фрагмент видео традиционно имеет отношение к определенной части текста или мультимедийного материала.

• Видеосюжет, в свою очередь, уже является законченным сообщением с завязкой, кульминацией и развязкой и может быть самодостаточным материалом или размещен в «составе» мультимедийного материала.

• Потоковое видео с места событий является привычным прямым эфиром с места событий. Только в отличие от телевидения, Интернет-СМИ может предложить сразу несколько потоков одновременно с места события.

• Интерактивный видеомост (интервью с ньюсмейкером в прямом эфире) является продолжением телевизионного жанра с добавлением, помимо режима виедоконференции, возможности участия в нем и другими доступными средствами, например, написанием комментариев.

Синтетические жанры:

• Слайд-шоу со звуком (аудиослайд-шоу) включает элементы аудио-иллюстраций — аудиоцитаты, интершум, начитанный текст, звуковые эффекты. Визуальный ряд свободный — это могут быть как фотографии с места события, так и архивные кадры, документы, карты, скриншоты, карикатуры и т.д. Слайд-шоу относится к жанрам пассивного просмотра. Технология аудиослайд-шоу уникальна тем, что, с одной стороны, дает эффект хроникального видеорепортажа, погружает в атмосферу места, заставляет сопереживать героям, а с другой — разрешает на несколько секунд задержаться на каждой фотографии, рассмотреть ее внимательно. Эта технология подходит для иллюстрирования репортажей, очерков, реже — для новостей. На данный момент слайд-шоу — одно из самых перспективных направлений фотоиллюстрирования в Интернет-СМИ.

• Мультимедийное ток-шоу — жанр, перебирающийся из телевидения, но использующий преимущества и законы Интернета: интерактивность, аудиторию пользователей, технологию мультиэкрана.

Когда мы говорим о мультимедийном продукте, который создается в режиме прямого эфира, предполагается, что он складывается, как минимум, из трех частей — доэфирной (начало темы, может состоять не только из анонса прямого включения, но и из подборки контекстного материала), прямого эфира (простого из одной картинки или сложного, когда подверстаны дополнительные мультимедийные элементы, режиссируемого и интерактивного) и послеэфирной части.

· Мультискрипт, interactive video (новый формат подачи информации, который упрощает навигацию по видеоматериалам большого объема): использование элементов мультискрипта упрощает навигацию по видеоматериалам большого объема. Сервис позволяет быстро и с высокой точностью выбрать интересующий фрагмент видеозаписи.

· Информационные игры (интерактивный инфотеймент):

ü Викторины могут не просто быть уместными как элемент информационной картины дня, но и играть существенную роль в формировании таких важных вещей, как лояльность пользователя к изданию, увеличение времени пребывания на сайте, увеличениеpageview. Викторина часто оказывается остроумно организованным блоком справочной информации или является промоэлементом большой темы.

ü Турниры — продолжение викторин, они могут выявлять победителя, проходить в несколько серий, быть связанными с реальным течением событий, как популярные на спортивных сайтах игрыfantasy team.

ü Flash игры тоже могут стать частью инфотеймента. Для этого сюжет игры и ее этапы должны раскрывать информацию, близкую к информационному тренду или долгоиграющей актуальной теме. Например, игрушка для брокеров на сайте газеты «Ведомости» или «датные игры» на сайте «РИА Новости».

Надо признать, что информационные игры быстро распространяются в блогосфере и становятся элементом вирусного маркетинга.

• Интерактивный рисунок

• Интерактивный видеосюжет - это видео, в тело которого встроены ссылки на другие мультимедийные элементы. В самом простом варианте это появляющиеся в определенный момент «иконки» или микробаннеры, предлагающие перейти на связанное по контексту расширение. Эти элементы могут открываться как в параллельных окнах, так и в основном окне, прерывая или не прерывая основной поток. Сценарии интерактивности могут быть совершенно разными, и мы увидим в ближайшие годы развитие этого синтетического жанра. Такие форматы также «собираются» с помощью технологий flash или silver light. Традиционного «одноокошечного» плеера для этого жанра, очевидно, недостаточно.

• Интерактивная карта / схема — это электронная карта, работающая в режиме двухстороннего диалогового взаимодействия человека (пользователя) и компьютера и представляет собой визуальную информационную систему. Для интерактивных карт расширяется понятие информативности. Помимо информации, воспринимаемой пользователем при чтении карты, интерактивные карты обладают скрытой информацией, которую можно получить, выполнив на карте определенные действия (например, при наведении курсора на объект).

С учетом определения понятий «интерактивная карта» электронные карты можно разделить на три группы:

— неинтерактивные программно-зависимые - карты, созданные в таких программах, как CorelDRAW, Adobe Illustrator, Macromedia Freehand и другие. Для использования такой картой необходим компьютер с операционной системой (в основном Windows) и соответствующая программа, в которой она была создана, или программа, поддерживающая данный формат карты.

— интерактивные программно-зависимые электронные карты создаются, в основном, в специальных программах, таких как MapInfo, Panorama, Microstation, Нева и другие картографические программы. В результате карта представляет собой файл (или несколько файлов). Для работы с такой картой необходим компьютер с и соответствующая программа, в которой она была создана или программа, поддерживающая данный формат карты.

— интерактивные программно-независимые электронные карты создаются в специальных программах, таких как, например, Gisware, Curious World Maps, MapGps и т. п. Для работы с такой картой достаточно иметь только компьютер, то есть, в отличие от двух предыдущих случаев, нет необходимости использовать программу, в которой данная карта была создана, так как в этом случае необходимый механизм визуализации внедряется в файл карты при ее создании.

Развитие новых форматов и жанров стимулируется технологиями и новыми функциями в устройствах, некоторые приживаются и становятся «промышленными», другие проходят пик «моды» и исчезают новой формации должен чувствовать тенденции и наблюдать за технологиями и пользователем.

Также, Н. Лосева относит к синтетическим жанрам и мультимедийную заметку, состоящую из текста, графики, видео, карты и др. [Лосева, 2014]. Другими словами, это – лонгрид, или «Длинный текст». Это достаточно спорный вопрос, например, Колесниченко А.В., кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, пишет, что «мультимедийная составляющая жанровой характеристикой лонгрида не является, так как с использованием мультимедийных средств можно подавать тексты любого жанра» [Колесниченко А.В., 2015]. Однако, стоит учесть, что большое количество информации, которое предполагает лонгрид, достаточно тяжело воспринимать, и именно поэтому текст часто чередуют с мультимедийными вставками. Именно поэтому А. Галустян, редактор спецпроектов ИД «Коммерсантъ» относит мультимедийное сопровождение при подаче материала в Интернете к жанровым характеристикам лонгрида, и называет лонгридами именно мультимедийные проекты, когда видеозаписи и иллюстрации, в том числе анимированные и сопровождающиеся звуковым фоном, являются составной частью опубликованного в Интернете материала. Мультимедийные элементы, по его мнению, помогают привлечь внимание аудитории, разнообразить подачу новостей, а главное — улучшить воспринимаемость информации. В то же время нельзя забывать об основной идее в лонгриде, ее нужно вложить в видео, галерею, инфографику. [Галустян, 2015]

Таким образом, именно мультимедийный контент обеспечивает полное погружение в тему. Поэтому, если изначально, лонгридом назывались большие текстовые материалы на сайтах, чтение которых требует большого времени, чем чтение заметок, то сейчас лонгридом стали называть не просто длинные статьи, а истории, рассказанные с помощью большого текста с вкраплениями фоторепортажа, видеосюжетов и инфографики. В 2012 году лонгридом с приставкой «мультимедийный» впервые называют конкретный визуальный формат. У формата отличная от основного сайта верстка и особая структура построения истории. В этом формате впервые фото и видео являются не иллюстрацией, а главными элементами материала. Это произошло, когда The New York Times опубликовал первый мультимедийный проект «Snow Fall». [2012 / URL: http://www.nytimes.com/projects/2012/snow-fall/#/?part=tunnel-creek]

В этом материале, впервые все элементы мультимедийного лонгрида были сверстаны с использованием эффекта параллакса (изменение видимого положения объекта относительно удалённого фона в зависимости от положения наблюдателя) на отдельной странице.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.