Сделай Сам Свою Работу на 5

ГЛАВА 1 ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКА: ПОНЯТИЕ, ЖАНРЫ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ





МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ЖАНРЫ ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКИ

 

 

Магистерская диссертация

студентки 3 курса

филологического факультета

специальности

«Досуговая журналистика»

заочной формы обучения

Поспеловой Екатерины Константиновны

 

Научный руководитель –

кандидат филологических наук

доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций

Власова Елена Георгиевна

 

 

Пермь 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1 ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКА: ПОНЯТИЕ, ЖАНРЫ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ.. 9

1.1 Мультимедиа в журналистике: история и содержание понятия. Конвергентная журналистика. 9

1.2 Специфические свойства Интернет – СМИ и особенности мультимедийного контента. 15

1.3 Мультимедийные жанры современной журналистики: подходы к типологии 21

1.4 Тенденции и перспективы развития современных мультимедийных СМИ 29

ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ЖАНРОВ ТРЕВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКИ.. 37

2.1 Мультимедийные жанры трэвел-журналистики в зарегистрированных СМИф 40

2.2 Мультимедийные жанры трэвел-журналистики в частных Интернет-проектах 61

2.3 Мультимедийные жанры трэвел-журналистики в социальных сетях и блогах (на примере сайтов Вконтакте, YouТube, Instagram, Periscope) 73



ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 83

Список использованной литературы.. 87

Список источников. 94

 

ВВЕДЕНИЕ

Предметом данного исследования являются мультимедийные жанры трэвел-журналистики. Актуальность данной темы связана с общими процессами мультимедиатизации современных СМИ. Мультимедиатизация – распространение одного и того же медиасодержания в текстовом, фото- и видеоформате через разные каналы и на максимально возможном количестве медианосителей. А. Качкаева в своей книге «Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные» пишет: «Мы уже привыкли, что на сайте радио есть статьи, колонки и фоторепортажи, на сайте газеты или информационного агентства есть звуковые новости и видеорепортажи. Телевизионное ток-шоу в Интернете, помещенное на мультиэкран и поддержанное блогом телесетевого ведущего, мультимедийными статьями со звуковыми и видеофрагментами, контекстными ссылками, инфографикой, 3D-анимацией – это уже реальность» [Качкаева, 2010: 5].



Как известно, одной из важнейших тенденций развития современных медиа, как и всей современной культуры, называют тотальную визуализацию восприятия. Технические новинки, особенно персональные гаджеты, кардинально расширяют возможности потребления визуальной информации. Например, мини-экран Google Glass, подает информацию непосредственно на сетчатку глаза. Мы все чаще используем несколько устройств одновременно (например, телевидение + планшет), что дает повод говорить о феномене «второго экрана», который со временем может совершенно изменить привычные процессы медиа-потребления.

Но главной причиной визуализации СМИ стали изменившиеся запросы потребителя. За последние 20 лет кардинально изменилась роль информации, мы стали по-другому воспринимать и потреблять её. Современный человек живет в мире информационной перегруженности: ежедневно мы сталкиваемся с сотнями различных медиасообщений. Футуролог и медиаэксперт Андрей Мирошниченко считает, что «огромный объем контента, окружающий человека, ведет к тому, что мы переходим к новому, мультимедийному способу восприятия информации». [Мирошниченко, 2014:65].

«Мультимедийность — принцип создания контента/информации с использованием нескольких технологических платформ — вербального текста, фотографии, аудио, видео, инфографики и т.д.» - пишет М. Лукина. [Лукина 2011: 2].

Люди от текстового мышления и текстовых видов потребления переходят к изобразительному мышлению и визуальным видам потребления. По статистике, примерно 40% аудитории — визуалы, 20-30% — аудиалы.



Появление такого прибора, как Eye track, позволяющего отслеживать движение человеческого взгляда, совершило революцию в области процессов визуального восприятия материалов СМИ. В результате тестов выяснилось, что в первую очередь человек обращает внимание на центральный визуальный элемент страницы (заголовок и фотографию), а затем начинает читать все вокруг. Подсознательно он экономит время, перепрыгивая с наиболее длинных и перегруженных текстом элементов на наименее перегруженные текстом и визуализированные.

Среди современной аудитории медиа образовался целый пласт людей, которые не читают газеты, не смотрят телевидение и не слушают радио — более существенную информационную роль для них играет Интернет и мобильные сервисы. Для того, чтобы соответствовать новой аудитории, традиционные СМИ были вынуждены предлагать контент, отвечающий их потребностям в привычной для них онлайновой среде. Таким контентом стал совершенно новый продукт, сочетающий в себе все возможности онлайновой среды — интерактивность, гипертекстуальность, мультимедийность. Так стали появляться мультимедийные или «конвергентные» редакции средств массовой информации, построенные на базе крупных издательских домов.

Описанные изменения коснулись всех областей журналистики, и трэвел-журналистика – не исключение. Трэвел-журналистика (от англ. travel journalism) – это особое направление журналистики, которое предоставляет массовому потребителю информацию о путешествиях, затрагивает темы истории, географии, культуры, искусства, туризма, этики, философии и другие. Несмотря на «несерьезное» отношение к трэвел-журналистике как со стороны массового потребителя, так и со стороны самих журналистов и исследователей, именно это направление журналистики влияет на национальную самоидентификацию людей, преобразуют информацию из одного культурного контекста в другой, формирует у аудитории определенный образ различных культур.

Сегодня можно говорить о том, что трэвел-журналистика становится одной из самых продвинутых сфер в области мультимедиа. Е. Пономарев пишет: «отдельное произведение литературы путешествий называется травелогом». [Пономарев, 2014] Этот термин используется и в журналистике. Фото, видео, аудиоматериалы, интерактивные публикации наполняют сайты о путешествиях и туризме - в создании материала можно использовать практически все виды мультимедийных платформ.

Главным средством художественного изображения становятся качественные фоторепортажи. В Интернет-травелогах фотографии профессионалов рассказывают о культурах стран не меньше, чем репортажи, заметки и интервью. Визуальный ряд — важный фактор в успешном функционировании Интернет-травелога. Издания о туризме и путешествиях отличаются разнообразием качественных фотографий, видеоматериалов. Редакции разрабатывают все новые способы использования современных технологий и таким образом, на страницах Интернет-изданий появляются инфографика, мультискрипт, интерактивные карты и др. для того, чтобы отвечать запросам современной аудитории.

Основная цель данной работы — классифицировать и охарактеризовать ведущие мультимедийные жанры российской трэвел-журналистики, выявить основные тенденции развития мультимедийных технологий в этой сфере журналистики.

В связи с поставленной целью будут решены следующие задачи:

1. Дать определение понятий «конвергенция», «мультимедиа», «мультимедийная журналистика», «мультимедийные жанры»; охарактеризовать основные подходы к их пониманию западными и отечественными экспертами;

2. Дать характеристику основных особенностей Интернет-СМИ, которые способствуют развитию мультимедийных жанров;

3. Подготовить обзор программного обеспечения и Интернет-сервисов, позволяющих создавать мультимедийные элементы для СМИ;

4. Выявить основные виды мультимедийных публикаций о путешествиях, представленных Рунете, в том числе на сайтах зарегистрированных СМИ, частных Интернет-проектов о путешествиях и блогосфере (от англ. blogosphere — термин, обозначающий совокупность всех блогов как сообщество или социальную сеть.).

Положения, представленные на защиту:

· В силу того, что современные СМИ стремятся отвечать запросам информационного общества, появляются конвергентные редакции, использующие в своей работе мультимедийные жанры. Исследователи выделяют следующие жанры новых медиа: текстовые, мультимедийные и синтетические.

· У каждой редакции есть свои «мультимедийные предпочтения» — жанры, которыми журналисты овладели лучше всего.

· Мультимедийные элементы, используемые разными Интернет-платформами о путешествиях, разнятся. Это обусловлено профессионализмом журналистов, спецификой аудитории и концепцией издания. Зарегистрированные СМИ используют более разнообразный мультимедийный контент по сравнению с частными проектами и социальными сетями.

· Мультимедийные жанры российская трэвел-журналистика, безусловно, использует. Однако, характер использования мультимедиа проанализированными порталами можно называть «экспериментальным» — редакции тестируют новые инструменты и отслеживают реакцию аудитории.

· Мультимедийная трэвел-журналистика в Интернете развивается неравномерно. Есть безусловные «лидеры» по содержанию количества мультимедийных жанров на своем портале.

· Мультимедийные элементы помогают привлечь внимание аудитории, разнообразить подачу новостей, а главное — улучшить восприятие информации.

Эмпирическая база исследования — публикации, содержащие мультимедийные элементы (инфографику, видео, слайд-шоу, тайм-линии, анимацию, интерактивную графику, карты и т. д.), опубликованные на порталах зарегистрированных СМИ (http://www.vokrugsveta.ru/, http://www.geo.ru/, http://www.moya-planeta.ru/, http://www.nat-geo.ru/, https://www.cntraveller.ru), частных Интернет-проектов (http://mishka.travel/, http://tourister.ru/, http://awd.ru/, http://strana.ru/), а также на платформах социальных сетей (vk.com, instagram, periscope) и видеохостинга YouТube.

Методы исследования: В данной работе применены основные универсальные методы познания: сбор, анализ и синтез информации, метод сравнительно анализа, обобщения. При характеристике основных разновидностей мультимедийных жанров используются методы классификации, проблемно-тематического и стилистического анализа.

Новизна исследования заключается в том, что впервые предпринимается анализ современной трэвел-журналистики с точки зрения мультимедийных жанров.

Теоретическая значимостьопределяется попыткой сведения различных классификаций мультимедийных жанров в единую систему.

Практическая значимостьработы связана с обобщением современного опыта использования мультимедийных жанров в сфере трэвел-журналистики, что может стать руководством к действию для практикующих журналистов.

Структура работывключает две главы. Первая глава посвящена тенденциям конвергенции и мультимедиатизации средств массовой информации, в ней также рассматриваются специфика интернет-СМИ и классификация мультимедийных жанров трэвел-журналистики. Во второй главе рассматриваются примеры создания мультимедийных публикаций в популярных Интернет-СМИ о путешествиях – зарегистрированных, частных, а также в блогосфере и социальных сетях.

 

ГЛАВА 1 ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКА: ПОНЯТИЕ, ЖАНРЫ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

1.1 Мультимедиа в журналистике: история и содержание понятия. Конвергентная журналистика

Сегодня в СМИ все чаще встречается такое словосочетание, как «мультимедийная журналистика». Современное журналистское произведение для конвергентных редакций включает в себя текст, звук, видеозапись, фото, инфографику и т.д. «Интеграция разных типов информации позволяет осветить то, что происходило в действительности, выпукло и наглядно. Не удивительно, что в настоящее время и традиционные СМИ в своих онлайн версиях, и новые медиа активно используют мультимедийный контент» - пишет Д. Ю. Кульчицкая в своей работе «Конвергенция и мультимедийность: попытка теоретического осмысления явлений». [Кульчицкая (22), 2012] Этот процесс еще не настолько осмыслен, но уже сейчас мы можем говорить о том, что мультимедиа – особое культурное явление, благодаря которому происходит множество преобразований в разных сферах жизни. Сложность, многогранность и междисциплинарность этого феномена заставляют задуматься над тем, чем он обусловлен и какие принципы лежат в его основе.

Мультимедиа, если говорить об этимологии слова, в переводе с латинского означает «созданный из многих средств» (multum — много; media, medium — средоточие, средства). М. Лукина, кандидат филологических наук, приводит следующее определение для данной технологии:

«Мультимедийность — принцип создания контента/информации с использованием нескольких технологических платформ — вербального текста, фотографии, аудио, видео, инфографики и т.д.» [Лукина 2011: 2].

 

Применение новых технологий в современной журналистике приводит к серьезным трансформациям как в системе СМИ в целом, так и в отдельно взятом журналистском произведении. «Процесс конвергенции не только изменил редакции с точки зрения организации работы, но и дал журналистам новые возможности в области создания текста. Так, в журналистике сегодня получает распространение мультимедийный контент, формируемый с помощью средств, которые дают возможность рассказать о событии, используя информацию, выраженную в разных знаковых системах» - утверждает Кульчицкая. [Кульчицкая, 2011] Таким образом, произведение объединяет в себе аудио, видео, фотографии, словесный текст, и эта интеграция позволяет объемно и наглядно осветить происходящее. Сегодня мультимедийный контент активно используется как традиционными СМИ в онлайн-версиях, так и новыми медиа.

Исследователи все чаще говорят о формировании конвергентной редакции, в которой журналисты используют целый комплекс средств, чтобы рассказать о том или ином событии (видео, аудио, словесный текст, анимацию, графику). Мультимедийная среда приводит к самым разнообразным трансформациям в СМИ. Меняются структура редакции, принципы работы журналиста. Кроме того, формируются новые жанры. Это наша сегодняшняя реальность.

Между тем многие исследователи масс-медиа согласны с утверждением, что идея объединения нескольких видов информации существовала в журналистике и в культуре еще до возникновения компьютерных технологий, то есть, суть мультимедийных технологий не сводится к технической стороне. [Силантьева, 2013; Вартанова, 1999] Действительно, «старые» формы объединения нескольких «медиа» и сейчас бытуют в газетах и журналах, где словесный текст соседствует с иллюстрациями и рисунками, а также в ТВ-передачах, в которых кроме визуального и звукового ряда на экран выводятся титры, графики и т.д.

Однако разница между старыми формами интеграции разных типов информации и новыми цифровыми формами существенна. Она проявляется в интерактивности, которая, как уже подчеркивалось, возникает при взаимодействии пользователя с мультимедийным продуктом.

Несмотря на то, что феномен мультимедиа широко используется в СМИ, его потенциал не раскрыт полностью. Это побуждает исследователей к изучению факторов, способствовавших его возникновению и дальнейшему развитию, что позволяет обнаружить способы оптимального использования мультимедийных ресурсов, а также обогатить профессиональный опыт журналистики в целом. «В этом плане важно учесть, что технологии мультимедиа могут использоваться не только в развлекательных целях. Тому способствует их особенность: мультимедийные продукты направлены на всестороннее воздействие на органы чувств человека» - считает Кульчицкая. [Кульчицкая 2011]

Контент в медиаиндустрии рассматривается как любые данные — текст, звук, зрительные образы или комбинации мультимедийных данных, представленные в аналоговом или цифровом формате. Объем контента может быть выражен в единицах измерения количества информации (мегабайтах, гигабайтах).

Таким образом, получается, что мультимедийность была свойственна СМИ еще задолго до того, как появился сам термин: когда в газетах кроме текстовой информации начали размещать графику — карикатуры, рисунки; позднее, с появлением первых аппаратов, которые позволяли получить и зафиксировать неподвижные изображения объектов, — и фотоиллюстрации.

Первые мультимедийные СМИ в Рунете начали появляться еще в середине 1990-х на базе печатных СМИ. Первым же из них была «Учительская газета», которая была зарегистрирована по адресу www.ug.ru весной 1995 года. Эти сайты представляли собой зеркальное отражение продукции «основного» СМИ. То есть, содержание журнала или газеты, которое обычно добавлялось на сайт без каких-либо изменений или дополнений. Функция Интернет-редакции сужалось до функции технической обработки предоставленного контента и его добавления на сайт. Таким образом, мультимедийность в них выражалась содержанием только двух элементов: текста и фотоиллюстрации. Тогда как сегодня мы наблюдаем, как в одном материале может присутствовать большая часть мультимедийных элементов одновременно — текст, иллюстрация, аудио, видео и инфографика.

Последний по времени этап развития мультимедийности СМИ, который продолжается и по сегодняшний день, наступил в начале 2000-х годов. А. Г. Качкаева считает, что на это могли повлиять несколько факторов, первые два из которых часто приводятся экспертами в качестве основных причин, приведших к мультимедиатизации СМИ. [Качкаева, 2010: 78]

Во-первых, редакции СМИ поняли, что Интернет является особенной средой, где недостаточно публиковать точную онлайн-копию содержания газеты или загружать сюжет передачи, вышедшей в эфире ТВ накануне. Чтобы привлечь и удержать посетителя, необходимо было дать ему нечто большее, публикация или вещание которого не представляется возможным или целесообразным в рамках классических форматов СМИ, но возможно технологически и удобно для посетителя на Интернет-платформе.

Во-вторых, технические и программные преобразования в области Интернет, бурное развитие которых пришлось именно на период 2000-х годов, позволили упростить, облегчить и разнообразить содержание и передачу информации в сети. Например, благодаря появлению и развитию флэш-технологий появилась динамичная инфографика. Также увеличились скорость и каналы передачи данных, значительно были улучшены процессы сжатия видео.

В-третьих, у большинства СМИ основным источником дохода является реклама, за размещение которой они получают плату от рекламодателя в обмен на предоставление доступа к своей аудитории. Стремительный рост количества пользователей Интернет, которое в России в 2000 г. уже составило 3,1 млн. человек (или 2,1% от населения), и все большее предпочтение потребления информации в глобальной сети (в 2010 г. 59,7 млн. человек (42,8%)) также подстегнуло борьбу за внимание аудитории, для привлечения и удержания которого необходимо было выходить на более качественный уровень в сети. К тому же, по данным ФОМ (Фонд Общественное Мнение), суточная численность Интернет-пользователей Рунета уже на начало 2013 г. составила 50,1 млн. человек, а ежемесячная уже достигла 64,4 млн. человек, то есть, проникновение Интернета на сегодня составляет 55% от всего населения страны, а уже к 2014 г. их численность достигла 80 млн. человек или 71% от населения. В добавок к этому, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), общий рынок Интернет-рекламы за 2012 г. составил 56,3 млрд. рублей, что на 35% больше предыдущего года (в то время как рост всего рекламного рынка по отношению к 2011 г. 13%) и составляет почти 19% от общего рынка рекламы России (против 16% в 2011 г.) [Интернет в России 2013: 4]. Данный рост оказался выше запланированного. Таким образом, данный фактор, как один из главных стимулов к «уходу» в сеть, также не стоит исключать, а наоборот — рассматривать в качестве одного из приоритетных.

Ранее профиль СМИ, в основном, определялся по содержанию только одного из видов средств коммуникации. В прессе, например, это текст, на основе чего она могла категорироваться как общественно-политическая, развлекательная и т.д. В случае с современными СМИ, размещенными на платформе Интернет, определение тематики и категоризация должна происходить на основе анализа всех видов контента — всех типов средств коммуникации, которые используются в медиа. Как правило, это и письменность, и речь, и картинка.

Таким образом, мы подошли к понятию «конвергенция». М. Лукина определяет конвергенцию, как «сближение, слияние на цифровой основе различных медийных платформ, типов СМИ (от лат. сonvergo — сближаться, сходиться к одному центру)». [Лукина 2005: 25]

Этот термин уже давно используется для обозначения аналогичных процессов схождения, взаимоуподобления. Исходя из этого же значения понятие конвергенции начали употреблять и в общественно-политических науках. С 1970-х годов термин все чаще употребляется для обозначения интеграции информационных и коммуникационных технологических платформ — компьютеров, телефонов, телевизоров. «Но только с 1990-х годов быстрое внедрение Интернета в повседневную жизнь миллионов людей в разных странах мира придало дискуссиям о конвергенции широкий практический смысл». [Вартанова, 1999] Сегодня использование Интернета стало такой же неотъемлемой частью жизни людей, как чтение книг в XIX в. или просмотр телепередач в XX в.

Структурные изменения, происходящие в последние десятилетия в СМИ и медиаиндустрии, основываются на изменениях в технологической сфере. Речь идет прежде всего о переводе содержания во всех его формах — текстовой, графической, звуковой — в цифровую форму. Цифровизация содержания (от англ. digitalization, в русском переводе возможен также термин «оцифровка»), означает перевод всех типов содержания СМИ в цифровой формат, понятный современным компьютерам, что позволяет содержанию легко «транспортироваться» по любому каналу электронной коммуникации. В результате Интернет из сети, технически соединяющей множество компьютеров, превращается в особую среду, где цифровое содержание «старых» СМИ дополняется контент-продуктами и услугами, предоставляемыми только новыми медиа.

Необходимое для распространения печатных изданий время, финансовые ресурсы, затрачиваемые на организацию распространения, пространство, ограничивающее передачу телевизионного и радиосигнала – все это не является более преградами ни для тех, кто создает информацию, ни для тех, кто ее потребляет. Цифровизация, устраняя различия между прежде разными СМИ и уравнивая все типы медиаконтента, создает реальную основу для конвергенции массмедиа.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.