Сделай Сам Свою Работу на 5

Базовые концепции финансового менеджмента





Сущность, функции и принципы организации финансов предприятия

 

Частью финансовой системы являются децентрализованные финансы, т.е. финансы, обслуживающие сферу частного бизнеса и дом.хоз.

Одним из секторов децентрализованных финансов, наравне с фин.дом.хоз. и фин. НКО, являются фин. Предприятия (или фин. КО)

Финансы предприятия (финансы фирмы) – совокупность финансовых объектов и способов управления или в контексте деятельность фирмы на рынке продукции и факторов производства и ее взаимоотношений с государством (СОВОКУПНОСТЬ ОТНОШЕНИЙ ПО ПОВОДУ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОНДОВ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА УРОВНЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА)

Задачи фин.пр.:

1. вложение привлеченных фин.ресурсов (инвестиционный аспект);

2. мобилизация источников финансирования (источниковый аспект).

Функции:

1. инвестиционно-распределительная – распределение фин.рес. внутри предприятия наиболее эффективным образом – суть – оптимизировать активную сторону баланса;

2. фондообразующая (или источниковая) – эффективное управление пассивной стороной баланса, т.е. оптимальный выбор источника финансирования;



3. доходораспределительная – создание системы распределения полученной прибыли предприятия между заинтересованными лицами, участвующими в работе фирмы капиталом, трудом, другими ресурсами;

4. обеспечивающая – функция определяется целевым назначением предприятия (рост благосостояния собственников фирмы) и системой расчетных отношений (оптимизация расчетной (платежной) дисциплины с контрагентами);

5. контрольная – с помощью финансовых показателей м.б. осуществлен контроль за эффективностью ресурсного потенциала предприятия и решена задача гармонизации отношений топ-менеджеров и собственников.

 

Управление Финансами предприятия является одним из важнейших компонентов общей систему управления предприятия. Во многом структура управления фин.пр. зависит от масштаба предприятия. В малом м.б. не выражена и ограничиваться руководителем предприятия и главбухом.

В крупном – предприятие м. иметь отдельную финансовую службу, включающую подразделы. Например, планово-аналитический и учетно-контрольный и др. В любом случае, система управления фин.предприятия строится исходя из след. Принципов:



  1. принцип экономической эффективности - расходы по созданию и поддрежанию системы фин. Контроля должны быть экономически оправданы;
  2. принцип фин.стимулирования – в системе управления финансами должен быть разработан механизм повышения эффективности работы отдельных подразделений и оргструктуры управления предприятием в целом путем установления мер поощрения и наказания (например, центры ответственности, награждение отдельных сотрудников акциями фирмы);
  3. принцип материальной ответственности – коллктив ответственен за движение и состояние ценностей предприятия (наиболее эффективное – угроза возмещения фактического или потенциального ущерба).

2. Структура и содержание системы управления финансами предприятия

Управление Финансами предприятия является одним из важнейших компонентов общей систему управления предприятия. Во многом структура управления фин.пр. зависит от масштаба предприятия. В малом м.б. не выражена и ограничиваться руководителем предприятия и главбухом.

В крупном – предприятие м. иметь отдельную финансовую службу, включающую подразделы. Система управления фин.предприятия строится исходя из след. Принципов:

  1. принцип экономической эффективности - расходы по созданию и поддрежанию системы фин. Контроля должны быть экономически оправданы;
  2. принцип фин.стимулирования – в системе управления финансами должен быть разработан механизм повышения эффективности работы отдельных подразделений и оргструктуры управления предприятием в целом путем установления мер поощрения и наказания (например, центры ответственности, награждение отдельных сотрудников акциями фирмы);
  3. принцип материальной ответственности – коллектив ответственен за движение и состояние ценностей предприятия (наиболее эффективное – угроза возмещения фактического или потенциального ущерба).

 



Совет директоров
Исполнительный директор
Вице-президент по финансам  
Старший фин.менеджер
главбух
Вице-президент по производству
Вице-президент по маркетингу
1. Фин.анализ и планирование 2. управление инвестиционной деятельностью 3. управление источниками финансирования 4. управление ДС 5. Кредитная плт с контрагентами 6. Управление налогами  
1. финансовый учет 2. управленческий учет 3. информационное обеспечение деятельности 4. составление отчетности 5. организация внутреннего аудита

Например, финансовый компонент в оргструктуре управления деятельностью фирмы может подразделяться на два крупных подраздела финансовой службы предприятия:

  1. планово-аналитический (прогнозирование, планирования, организация фин.потоков)
  2. учетно-контрольный (учет, фин.контроль, обеспечение информацией заинтересованных в деятельности предприятия лиц)

 

Субъектом управления финансами фирмы является совокупность 5 базовых элементов:

  1. оргстуктура управления финансов
  2. кадры финслужбы
  3. фин.инструментарий
  4. информация фин.характера
  5. технические средства управления финансами

Объектом управления являются:

  1. фин.отношения - отношения между различными субъектами (физ, юр. лица), которые влекут за собой изменение в составе активов и/или источников средств этих субъектов (основой их являются договоры и из разновидности – фин.инструменты) Примеры: отношения с бюджетом, контрагентами, поставщиками, покупателями, фин.рынками. работниками и др.
  2. фин.ресурсы - ресурсы, с помощью которых хоз.субъект может решать свои задачи инвестиционно-финансового характера, они представлены в активе баланса, очень многообразны. Например: долгосрочные материальные, нематериальные и фин.активы, производственные запасы, дебиторка. ДС и их эквиваленты и др.
  3. источники фин.ресурсов - источники представлены в пассиве баланса. Т.к. за каждый надо платить, возникает проблема с оптимизацией структуры источников финансирования в долгосрочном и краткосрочном периодах.

Финансовый менеджмент – система действий по оптимизации финансовой модели фирмы (или система действий по оптимизации баланса хоз.субъекта).

Суть работы фин.менеджера заключается в следующих ключевых позициях:

  1. аналитическая оценка положения фирмы в конкурентной среде
  2. управление денежными потоками в контексте текущих взаиморасчетов с контрагентами
  3. разработка мер по обеспечению стабильной прибыльности и достаточного уровня рентабельности
  4. финансовое обоснование инвестиционной деятельности фирмы
  5. управление источниками финансирования

Цели и задачи фин.менеджмента можно структурировать по разделам баланса:

  1. вертикальный разрез по активу (внеоборотные активы, оборотные активы): определение общего объема ресурсов, оптимизация их структуры, управление вложениями во внеоборотные активы, управление произв. запасами, управление ДЗ
  2. вертикальный разрез по пассиву (разделы баланса 3,4,5)– задачи по управлению источниками финансирования – управление СК, управление Заемным Капиталом, краткосрочными обязательствами, оптимизация структуры источников финансирования, дивидендная политика.
  3. фин.решения долгосрочного характера (разделы баланса 1,3,4) – задачи по управлению инвестиционными программами – как развивать основной компонент ресурсного потенциала, из каких источников финансировать развитие (прибыль, деньги собственников, заемные средства) – т.е. 2 основные задачи: обоснование инвестиционных проектов и управление капиталом
  4. финансовые решения краткосрочного характера (2,4) – задачи по управлению тек. фин. деятельностью, в том числе управление ликвидностью и платежеспособностью, т.е. задачи по управлению оборотными активами и источником их финансирования.

Базовые концепции финансового менеджмента

1. Финансовый менеджмент,или система управления финансами предприятия – система отношений, возникающих на предприятии по поводу привлечения и использования финансовых ресурсов. Финансовый менеджмент можно также трактовать как систему действий по оптимизации финансовой модели фирмы. Наилучшей реализацией модели фирмы выступает бухгалтерский баланс фирмы.

Как самостоятельное научно-практическое направление финансовый менеджмент сформировался в начале второй половины XX в. на стыке трех наук: неоклассической теории финансов; бухгалтерского учета; общей теории управления.

2. Концепции финансового менеджмента. Концепция – определенный способ понимания и трактовки какого-либо явления, выражающий ключевую идею для их освещения. С помощью системы концепций выражается основная точка зрения на данное явление, задаются некоторые конструктивные рамки, определяющие сущность и направления развития этого явления. Основополагающие концепции ФМ:

2.1. Концепция денежного потока. Представление предприятия как совокупности чередующихся притоков и оттоков денежных средств. Данная концепция предполагает:

а) идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид;

б) оценку факторов, определяющих величину его элементов;

в) выбор коэффициента дисконтирования;

г) оценку риска, связанного с данным потоком и способ его учета.

2.2. Концепция временной ценности денежных ресурсов. Денежная единица сегодня, и денежная единица, ожидаемая к получению через какое-то время, не равноценны, т.е. «рубль завтра» всегда меньше «рубля сегодня». Эта неравноценность определяется действием трех основных причин:

ü инфляцией,

ü риском неполучения ожидаемой суммы

ü оборачиваемостью (денежные средства, как и любой актив, должны с течением времени генерировать доход по ставке, которая представляется приемлемой владельцу этих средств).

2.3. Концепция компромисса между риском и доходностью. Ключевым критерием при планировании большинства обещающих доход финансовых операций является критерий субъективной оптимизации соотношения «доходность (доход) - риск».

Категория риска в ФМ принимается во внимание в различных аспектах: в приложении к оценке инвестиционных проектов, формированию инвестиционного портфеля, принятию решений по структуре капитала, обоснованию дивидендной политики и др.

2.4. Концепция операционного и финансового рисков. Любой фирме всег­да свойственны два основных типа риска:

ü операционный (предпринимательский и производственный) отраслевые особенности бизнеса, специфическая структура активов. Вложив свой капитал именно в этот бизнес, инвестор рискует не окупить вложения.)

ü финансовый- связан со структурой капитала и должен приниматься во внимание при принятии решений в отношении источников финансирования фирмы (пассивная сторона баланса, источниковый аспект).

2.5. Концепция стоимости капитала. Практически не существует бесплатных источников финансирования, причем мобилизация или обслуживание того или иного источника обходится компании не одинаково. Стоимость капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимого для покрытия затрат по поддержанию данного источника и позволяющего не оказаться в убытке.

2.6. Концепция эффективности рынка. В условиях рыночной экономики большинство компаний в той или иной степени связано с рынками капитала, на которых можно найти дополнительные источники финансирования, получить некоторый спекулятивный доход, сформировать инвестиционный портфель для поддержания платежеспособности и др.

Ø Уровень насыщения рынка релевантной информацией является существенным фактором ценообразования на данном рынке.

Ø Рынки капитала как основные источники дополнительного финансирования фирмы в информационном плане не являются абсолютно эффективными. (При этом в контексте финансовых рынков под эффективностью рынка понимается уровень его информационной насыщенности и доступности информации его участникам)

Выделяют три формы эффективности рынка: слабую, умеренную, сильную.

1) В условиях слабой формы эффективности текущие цены на акции полностью отражают динамику цен предшествующих периодов, т.е. анализ динамики цен не позволит «обыграть рынок», т.е. получить сверхдоходы.

2)В условиях умеренной формы эффективности текущие цены отражают не только имевшиеся в прошлом изменения цен, но и всю равнодоступную участникам информацию. Аналитику не нужно изучать статистику цен, отчетность эмитентов, сводки специализированных информационно-аналитических агентств, в том числе и прогнозного характера, поскольку вся подобная информация немедленно отражается на ценах.

3)Сильная форма эффективности означает, что текущие цены отражают не только общедоступную информацию, но и сведения, доступ к которым ограничен. Если эта гипотеза верна, то никто не сможет получить сверхдоходы от игры на акциях, даже так называемые инсайдеры, т.е. лица, имеющие доступ к информации, являющейся конфиденциальной и способной принести им выгоду.

Ни один из существующих рынков ценных бумаг не признается аналитиками как эффективный в полном смысле слова, хотя существование слабой формы эффективности некоторых рынков подтверждается эмпирическими исследованиями.

Обособление трех форм эффективности рынка капитала было предложено в 1967 г. исследователем из Чикагского университета Г. Робертсом. Детальную проработку этой идеи позднее осуществил Ю. Фама.

2.7. Концепция асимметричной информации. Отдельные категории лиц могут владеть информацией, недоступной всем участникам рынка в равной мере. Носителями инсайдерской информации чаще всего выступают менеджеры и отдельные владельцы компаний. Эта информация может использоваться ими различными способами в зависимости от того, какой эффект, положительный или отрицательный, может иметь ее обнародование.

Достижение абсолютной информационной симметрии равносильно подписанию смертного приговора фондовому рынку. Однако гипертрофированная информационная асимметрия также противопоказана рынку. Например, среди подержанных автомобилей (Дж. Акерлофа) могут встречаться как вполне приличные, так и совершенно негодные машины. Если информационная асимметрия велика, то потенциальные покупатели не смогут делать различия между такими автомобилями и будут стараться максимально занижать цену, что сделает невыгодным продажу приличных автомобилей и приведет к тому, что доля невыгодных машин будет возрастать. Увеличение вероятности покупки такой машины приведет к новому снижению средней цены на рынке и, в конце концов, к исчезновению рынка.

2.8. Концепция агентских отношений. Интересы владельцев компании и ее управленческого персонала могут совпадать далеко не всегда; особенно это связано с анализом альтернативных решений, одно из которых обеспечивает сиюминутную прибыль, а второе – рассчитано на перспективу. В основе теории агентских отношений — модель взаимоотношений {принципал — агент}. Принципал (собственники предприятия) поручает нанятому им за определенное вознаграждение агенту (управленческий персонал) действовать от его имени в интересах максимизации благосостояния принципала. Агентская теория объясняет, почему в этом случае возникает конфликт интересов между принципалами и агентами, состоящий в ­том, что последние отклоняются от сформулированной задачи и руководствуются в своей работе прежде всего принципом приоритета собственных целей, заключающихся, в частности, в максимизации полезности для себя, а не для принципала.

2.9. Концепция альтернативных затрат. Одной из ключевых концепций в финансовом менеджменте является концепция альтернативных затрат, или затрат упущенных возможностей, суть которой состоит в том, что принятие любого решения финансового характера в подавляющем большинстве связано с отказом от какого-то альтернативного варианта, который мог бы принести определенный доход.

2.10. Концепция временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта. Концепция означает, что компания, однажды возникнув, будет существовать вечно, у нее нет намерения внезапно свернуть работу, а потому ее инвесторы и кредиторы могут полагать, что обязательства фирмой будут исполняться. Концепция временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта в явной или неявной форме предусматривается и основными нормативными документами, регулирующими ведение бизнеса в России; для примера можно упомянуть о Федеральном законе «Об акционерных обществах», где в статье 2 сказано, что «общество создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом».

2.11. Концепция имущественной и правовой обособленности субъекта хозяйствования. Концепция состоит в том, что после своего создания хозяйствующий субъект представляет собой обособленный имущественно-правовой комплекс, т.е. его имущество и обязательства существуют обособленно от имущества и обязательств его собственников и других предприятий. Хозяйствующий субъект является суверенным по отношению к своим собственникам.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.