Сделай Сам Свою Работу на 5

Методы анализа финансового состояния предприятия





Умение анализировать текущую финансово-хозяйственную деятельность предприятия, в том числе и в плане перспектив ее развития, входит в число основных требований, предъявляемых к финансовому менеджеру. Как уже было сказано, основным доступным информационным источником для проведения анализа выступает бухгалтерская (финансовая) отчетность компании.

Можно подходить с нескольких позиций, классифицируя виды анализа, наиболее крупными категориями являются внутренний и внешний анализ.

Как правило, эти два вида различаются по целям проведения. Основная цель внешнего анализа – общая оценка имущественного и финансового состояния другого предприятия (при поглощении, предоставлении кредиторской задолженности, сравнительного анализа и др.), а внутреннего - поиск резервов увеличения прибыли и эффективности деятельности.

В этой связи внешний анализ ограничен более узкими рамками, так как вынужден опираться, прежде всего, на бухгалтерскую отчетность, которую можно получить обратившись в органы статистики, или рейтинговые и аудиторские компании. Информационное обеспечение внутреннего анализа гораздо шире, поскольку возможно привлечение практически любой необходимой информации. Безусловно, понятия ограниченности доступа к данным и их конфиденциальности существуют и в отношении внутренних аналитиков, ограничиваясь сферой их интересов и компетентности.



В данном разделе упор будет сделан в основном на внутренний анализ

Финансовый анализ представляет собой процесс исследования финансового состояния и основных результатов финансовой деятельности предприятия с целью выявления резервов повышения его рыночной стоимости и обеспечения эффективного развития.

Перед тем как приступить к проведению внутреннего анализа финансового состояния предприятия, требуется точно определить исходную цель анализа. От цели зависит степень детализации и глубина исследований по отдельным направлениям анализа. В теории финансового менеджмента в зависимости от используемых методов различают следующие основные системы финансовом анализа, проводимого на предприятии: экспресс анализ, и углубленный анализ горизонтальный анализ; вертикальный анализ; сравнительный анализ; анализ коэффициентов, интегральный анализ (факторный анализ).[1]



 

I. Горизонтальный (или трендовый) финансовый анализ базируется на изучении динамики отдельных финансовых показателей во времени. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются темпы роста (прироста) отдельных показателей финансовой отчетности за ряд периодов и определяются общие тенденции их изменения (или тренда). В финансовом менеджменте наибольшее распространение получили следующие виды горизонтального финансового анализа:

 

1. Сопоставление финансовых показателей отчетного периода с показателями предшествующего периода (например, с показателями предшествующего месяца, квартала, года).

2. Сопоставление финансовых показателей отчетного периода с показателями аналогичного периода прошлого года (например, показателей второго квартала отчетного периода с аналогичными показателями второго квартала предшествующего года). Этот вид горизонтального финансового анализа применяется на предприятиях с ярко выраженными сезонными особенностями хозяйственной деятельности

3. Сопоставление финансовых показателей за ряд предшествующих периодов. Целью этого вида анализа является выявление тенденции изменения отдельных показателей, характеризующих результат финансовой деятельности предприятия.

Все виды горизонтального (трендового) финансового анализ дополняются обычно исследованием влияния отдельных факторов на изменение соответствующих результативных ее показателей. Результаты такого аналитического исследования позволяют построить соответствующие динамические факторные модели, которые используются затем в процессе планирования отдельных финансовых показателей



 

II. Вертикальный (или структурный) финансовый анализ базируется на структурном разложении отдельных показателей финансовой отчетности предприятия. В процессе осуществления этого анализа рассчитывается удельный вес отдельных структурных составляющих агрегированных финансовых показателей. В финансовом менеджменте наибольшее распространение получили следующие виды вертикального (структурного) анализа:

1. Структурный анализ активов. В процессе этого анализа определяются удельный вес оборотных и внеоборотных активов; элементный состав оборотных активов; элементный состав внеоборотных активов; состав активов предприятия по уровню ликвидности; состав инвестиционного портфеля и другие.

2. Структурный анализ капитала. В процессе этого анализа определяются удельный вес используемого предприятием собственного и заемного капитала; состав используемого заемного капитала по периодам его предоставления (кратко- и долгосрочный привлеченный заемный капитал); состав используемого заемного капитал по его видам (банковский кредит; финансовый кредит других форм, товарный или коммерческий кредит и т.п.).

3. Структурный анализ денежных потоков. В процессе этого анализа в составе общего денежного потока выделяют денежные потоки по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия; в составе каждого из этих видов денежного потока более глубоко структурируется поступление и расходование денежных средств, состав остатка денежных активов по отдельным его элементам.

Кроме того, отельные разделы баланса могут быть связаны определенными неравенствами. В частности, в балансе нормально функционирующего предприятия сумма собственных средств («Капитал и резервы»), как правило, превышает величину внеоборотных активов .т.е.

Данное соотношение показывает, что часть собственных средств предприятия идет на приобретение основных средств и долгосрочных финансовых вложений, оставшаяся часть – на покрытие оборотных средств.

Также необходимо обращать внимание на наличие «больных» статей в отчетности – убытки, ссуды и займы не погашенные в срок, просроченная дебиторская и кредиторская задолженность, векселя выданные (полученные) простроченные. В основном данную информацию можно получить только из аналитических справок

 

III. Сравнительный финансовый анализ базируется на сопоставлении значений отдельных групп аналогичных показателей между собой. По данным отчетности можно рассчитать ряд аналитических показателей, однако это не даст точной картины, если их не с чем будет сравнить. Поэтому обзор должен быть дополнен сравнением аналогичных показателей по предприятиям-конкурентам, среднеотраслевыми показателями, сравнительным анализом финансовых показателей отдельных структурных единиц, в сопоставлении с плановыми показателями.

Сравнительный анализ финансовых показателей данного предприятия и среднеотраслевых показателей. В процессе этого анализа выявляется степень отклонения основных результатов финансовой деятельности данного предприятия от среднеотраслевых с целью оценки своей конкурентной позиции по финансовым результатам хозяйствования и выявления резервов дальнейшего повышения эффективности финансовой деятельности.

1. Сравнительный анализ финансовых показателей данного предприятия и предприятий — конкурентов. В процессе этого анализа выявляются слабые стороны финансовой деятельности предприятия с целью разработки мероприятий по повышению его конкурентной позиции на конкретном региональном рынке.

2. Сравнительный анализ финансовых показателей отдельных структурных единиц и подразделений данного предприятия. Такой анализ проводится с целью сравнительной оценки и поиска резервов повышения эффективности финансовой деятельности внутренних подразделений предприятия.

3. Сравнительный анализ отчетных и плановых (нормативных) финансовых показателей. Такой анализ составляет основу организуемого на предприятии мониторинга текущей финансовой деятельности. В процессе этого анализа выявляется степень отклонения отчетных показателей от плановых (нормативных), определяются причины этих отклонений и вносятся рекомендации по корректировке отдельных направлений финансовой деятельности предприятия.

IV. Анализ финансовых коэффициентов базируется на расчете соотношения различных абсолютных показателей финансовой деятельности предприятия между собой. В финансовом менеджменте наибольшее распространение получили следующие группы аналитических финансовых коэффициентов:

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.