Расчет основных показателей углубленного операционного анализа
Под углубленным операционным анализом понимают такой операционный анализ, в котором совокупные постоянные затраты относятся непосредственно к данному товару (изделию, услуге). Рассчитать их величину несложно: например, к такому-то изделию будут относиться амортизационные отчисления по оборудованию, на котором данное изделие производится, зарплата мастеров, начальника цеха, расходы по содержанию цеха (и/или его аренде) и т. п. Косвенные постоянные затраты — это постоянные затраты всего предприятия (оклады руководства, затраты на бухгалтерию и другие службы, на аренду и содержание офиса, амортизационные отчисления по собственным административным зданиям, расходы на научные исследования и инженерные изыскания и т. п.). Косвенные затраты весьма трудно разнести по отдельным товарам. Универсальный способ — отнесение косвенных постоянных затрат на тот или иной товар пропорционально доле данного товара в суммарной выручке от реализации предприятия.
Основной задачей углубленного операционного анализа является решение вопросов ценовой и ассортиментной политики. При проведении углубленного операционного анализа часть постоянных затрат относят непосредственно на конкретный товар. При этом к прямым постоянным затратам относят амортизационные начисления по оборудованию, на котором производится именно рассматриваемый продукт, зарплата работников конкретного цеха, расходы по содержанию этого цеха и т.п. Косвенные постоянные затраты относятся к предприятию в целом.
Основной принцип углубленного операционного анализа заключается в объединении прямых переменных затрат и прямых постоянных затрат на данный товар и вычисление промежуточной маржи.
Для проведения анализа необходимо рассчитать порог безубыточности и порог рентабельности для каждого вида продукции в натуральных и стоимостных единицах измерения и разработать рекомендации по совершенствованию товарной политики предприятия.
Углубленный операционный анализ направлен на решение главнейших вопросов ценовой и ассортиментной политики: какие товары выгодно, а какие — невыгодно включать в ассортимент, и какие назначать цены.
Промежуточная маржа занимает срединное положение между валовой маржой и прибылью. Желательно, чтобы промежуточная маржа покрывала как можно большую часть постоянных затрат предприятия, внося свой вклад в формирование прибыли.
В разработке ценовой и ассортиментной политики расчет промежуточной маржи имеет неоспоримые преимущества перед оперированием валовой маржой: анализ получается более тонким и реалистичным, повышается обоснованность выбора наиболее выгодных изделий, появляется возможность решения проблемы использования цеховых производственных мощностей.
Это правило лишь на первый взгляд кажется самоочевидным и не требующим цифровой иллюстрации. На самом же деле здесь есть тонкости, сводящиеся к трем проблемам.
Проблема первая: расчет порога безубыточности, в отличие от порога рентабельности товара. Порог безубыточности данного товара — это такая выручка от реализации, которая покрывает переменные затраты и прямые постоянные затраты. При этом промежуточная маржа равна нулю. Если, несмотря на все старания, не достигается хотя бы нулевого значения промежуточной маржи — этот товар надо снимать с производства (либо не планировать его производство заранее).
Проблема вторая: расчет порога рентабельности товара. Порог рентабельности товара — это такая выручка от реализации, которая покрывает не только переменные и прямые постоянные затраты, но и отнесенную на данный товар величину косвенных постоянных затрат. При этом прибыль от данного товара равна нулю.
Главное правило: Если промежуточная маржа покрывает хотя бы часть постоянных затрат предприятия, то данный товар достоин оставаться в ассортименте. При этом, товары, берущие на себя больше постоянных затрат предприятия, являются предпочтительными.
Таблица 25. Результаты расчета основных показателей углубленного операционного анализа.
Показатели (тыс.руб.)
| СК 1 НФ
| СК 1,4 НФ
| Объем реализации ( единиц)
|
|
| Выручка от реализации
|
|
| Переменные издержки
|
|
| в т.ч. затраты на основные материалы
|
|
| затраты на оплату труда основных производственных работников
|
|
| переменная часть накладных расходов
|
|
| Прямые постоянные затраты:
|
|
| Амортизация
|
|
| Контроль качества
|
|
| Оплата электроэнергии
|
|
| Ремонт и обслуживание оборудования
|
|
| Общие косвенные постоянные (непроизводственные) расходы
|
| Маржинальный доход
|
|
| Удельный маржинальный доход
| 26,04
| 51,53
| Удельный вес маржинального дохода в выручке от реализации
| 0,2894
| 0,4685
| Промежуточная валовая маржа
|
|
| Удельный вес промежуточной маржи в выручке от реализации
| 0,21
| 0,22
| Удельный вес выручки от реализации данного товара в общей выручке
| 0,83
| 0,17
| Порог безубыточности (единиц)
|
|
| Порог безубыточности (тыс.руб.)
|
|
| Порог рентабельности (единиц)
|
|
| Порог рентабельности (тыс.руб.)
|
|
| 1. Объем реализации берем из плановой информации.
2. Выручка от реализации – из бюджета продаж (из п.1.1).
3. Переменные издержки = затраты на основные материалы + затраты на оплату труда основных производственных работников + переменная часть накладных расходов
Для Силикатного кирпича 1 НФ: 270 040 + 232 200 + 54 180 = 556 420 тыс. руб.
Для Силикатного кирпича 1,4 НФ: 52 170 + 29 610 + 5 922 = 87 702 тыс. руб.
4. Затраты на основные материалы из бюджета использования основных материалов (из п.1.3);
затраты на оплату труда основных производственных работников из бюджета прямых затрат на оплату труда (из п.1.4); переменная часть накладных расходов из сметы общепроизводственных расходов (из п.1.5).
5. Прямые постоянные затраты: Амортизация + Контроль качества + Оплата электроэнергии + Ремонт и обслуживание оборудования
Для Силикатного кирпича 1 НФ: 23 000+20 000+9 000+11 000=63 000 тыс. руб.
Для Силикатного кирпича 1,4 НФ: 30 000+10 000+400+800=41 200 тыс. руб.
6. Амортизация, контроль качества, оплата электроэнергии, ремонт и обслуживание оборудования из плановой информации.
7. Общие косвенные постоянные (непроизводственные) расходы (из п.1.7 и 1.8) = сумма коммерческих и административных расходов = 64 000+10 600=74 600 тыс. руб.
8. Маржинальный доход равен разнице между выручкой от реализации и переменными издержками.
Маржинальный доход для СК 1 НФ = 783 000 – 556 420 = 226 580 тыс. руб.
Маржинальный доход для СК 1,4 НФ = 165 000 – 87 702 = 77 298 тыс. руб.
9. Удельный маржинальный доход равен отношению маржинального дохода к объему реализации.
Удельный маржинальный доход для СК 1 НФ = 226 580/8 700= 26,04
Удельный маржинальный доход для СК 1,4 НФ = 77 298/1 500=51,53
10. Удельный вес маржинального дохода в выручке от реализации равен отношению маржинального дохода к выручке от реализации.
Удельный вес маржинального дохода в выручке от реализации для СК 1 НФ = 226 580/783 000 = 0, 2824
Удельный вес маржинального дохода в выручке от реализации для СК 1,4 НФ = 77 298/165 000 = 0,2318
11. Промежуточная валовая маржа = Выручка от реализации - Переменные издержки – Прямые постоянные затраты
Промежуточная валовая маржа для СК 1 НФ = 783 000 – 556 420 – 62 000 = 164 580т.р.
Промежуточная валовая маржа для СК 1,4 НФ = 165 000 – 87 702 – 41 200 = 36 098т.р.
Промежуточная маржа должна покрывать хотя бы часть постоянных затрат. При этом товары, берущие на себя больше постоянных затрат предприятия, являются предпочтительными.
Промежуточная валовая маржа СК 1 НФ полностью покрыла постоянные затраты, и превысила их больше, чем в 2 раза.
Промежуточная валовая маржа СК 1,4 НФ полностью покрыла 87% постоянных затрат.
Следовательно, в данном показателе можно отдать предпочтение силикатному кирпичу 1,4 НФ.
12. Удельный вес промежуточной маржи в выручке от реализации = отношение промежуточной маржи к выручке от реализации.
Удельный вес промежуточной маржи в выручке от реализации для СК 1 НФ = 164 580/783000 = 0,21
Удельный вес промежуточной маржи в выручке от реализации для СК 1,4 НФ = 36 098/165000 = 0,22
13. Удельный вес выручки от реализации данного товара в общей выручке = отношение выручки от реализации отдельно каждого изделия к общей выручке.
Общая выручка = 783 000+165 000= 948 000 т.р.
Удельный вес выручки от реализации СК 1НФ в общей выручке = 783000/948000=0,83
Удельный вес выручки от реализации СК 1,4 НФ в общей выручке=165000/948000=0,17
14. Порог безубыточности (единиц) =
Порог безубыточности (единиц) для СК 1 НФ = 62 000/26,04 = 2 381
Порог безубыточности (единиц) для СК 1,4 НФ = 41 200/51,53 = 800
Порог безубыточности данного товара — это такая выручка от реализации, которая покрывает переменные затраты и прямые постоянные затраты. При этом промежуточный маржинальный доход равен нулю. Если не достигается хотя бы нулевого значения промежуточного маржинального дохода — эту продукцию надо снимать с производства (либо не планировать ее производство заранее).
15. Порог безубыточности (тыс.руб.)=
Порог безубыточности (тыс.руб.) для СК 1 НФ= 62 000/0,2894= 214 255 тыс. руб.
Объем реализации СК 1 НФ превышает критический в 3,6 раза (783000/214 255). Это означает, что СК 1 НФ довольно не плохо реализуется.
Порог безубыточности (тыс.руб.) для СК 1,4 НФ = 41 200/0,4685 = 87 945 тыс. руб.
Объем реализации СК 1,4 НФ превышает критический в 1,9 раза (165000/87 945). Неплохой показатель, но требует дальнейшего анализа.
16. Порог рентабельности (единиц)=
Порог рентабельности (единиц) для СК 1 НФ = (62 000+74 600*0,83)/26,07 = 4 746
Порог рентабельности (единиц) для СК 1,4 НФ = (41 200+74 600*0,17)/51,53 = 1 051
Порог рентабельности товара — это такая выручка от реализации, которая покрывает не только переменные и прямые постоянные затраты, но и отнесенную на данный товар величину косвенных постоянных затрат. При этом прибыль от данного товара равна нулю.
17. Порог рентабельности (тыс.руб.) =
Порог рентабельности (тыс.руб.) для СК 1 НФ = (62000+74600*0,83)/0,2894=427 183 тыс. руб.
Порог рентабельности (тыс.руб.) для СК 1,4 НФ = (41200+74600*0,17)/0,4685=115 661 тыс. руб.
Диаграмма 10.1.График точки безубыточности и точки рентабельности для СК 1 НФ
Диаграмма 10.2.График точки безубыточности и точки рентабельности для СК 1,4 НФ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|