Как развивается сознания?
С точки зрения современной философии, сознание развивается из отражения. Отражение — это всеобщее свойство материи, он означает, что одни материальные системы способны оставлять «след» в других системах при их взаимодействии.
Что такое отражение?
Отражение — способность материальной системы воспроизводить строение или некоторые особенности строения тех объектов, которые воздействуют на нее. Иными словами, отражение есть свойство воспроизводить в ходе взаимодействий свойства и особенности других систем.
Все живые организмы обладают элементарной формой отражения — раздражимостью. Раздражимость — это избирательное реагирование на внешние воздействия.
Высшей формой отражения является мышление. Оно присуще только человеку. Данные современной науки свидетельствуют о том, что многие виды животных обладают специфическим «языком», но человеческое сознание и психика животных глубоко различны. Человеку свойственно мышление в понятиях, суждениях и умозаключениях, его сознание является самосознанием — осознанием своего «Я».
Как формировалось сознание человека?
Психика животных перестроилась в сознание человека благодаря труду. Присвоение готовых продуктов природы сменилось у человека трудовой деятельностью, в процессе которой животные инстинкты уступили место сознательной деятельности. По мере того, как в ходе трудовой деятельности формировалось сознание, вырабатывалось специфическое человеческое отношение к окружающему миру. Осуществляя практически- преобразовательную деятельность, человек формировал культуру. Благодаря языку накопленный опыт передавался следующему поколению.
В чем различие между мышлением и языком?
Различие состоит в том, что мысль отражает объективную реальность, а слова выражают мысль, передают ее другим людям. Благодаря языку мысли других людей могут быть восприняты нами. С помощью языка происходит не только внешнее воплощение мысли, но и ее оформление. Мышление возможно лишь тогда, когда оно облекается в языковую форму.
Что такое самосознание?
Самосознание — специфическое качество и высшее выражение человеческого сознания. Это осознание человеком своей собственной практической и духовной деятельности, осмысление своих поступков и своего отношения к другими людям. Самосознание развивается в процессе утверждения человека как личности. Ребенок не сразу осознает себя, он не выделяет себя как особое «Я», не противопоставляет себя внешнему миру. Осознание себя приходит в результате многообразной деятельности и общения с другими людьми. Его проявления — самоконтроль, самосовершенствование, ответственность в социальных действиях, самокритичность.
Что такое общественное сознание?
Сознание индивида и общественное сознание образуют противоречивое единство. В индивидуальном сознании отражается личностный опыт человека, в общественном — социальное бытие людей. Общественное сознание не существует вне сознания отдельных индивидов, но оно не исчерпывается им. Для человека общественное сознание выступает как некая совокупность чувств, мыслей, настроений, существующих в обществе в конкретный период времени. Многие из таких настроений человек воспринимает как близкие, другие не всегда понятны, третьи неприемлемы. Общественное сознание проявляется в виде социальных чувств, например, таких, как неприятие иноверцев, иностранцев; в виде общественных настроений, например, переживание по поводу политических неудач или гордость за какие-либо достижения; в виде общественных мнений, идеалов, норм.
Какие есть формы общественного сознания?
Политическое сознание касается межгосударственных, национальных, межпартийных отношений. Правовое сознание формирует представления о нормах социальной жизни. Нравственное сознание регулирует поведение человека в отношении с другими людьми.
Что такое духовный мир человека?
Длительное время понятия «дух», «душа», «духовность» в философии связывались с религиозно-идеалистическими учениями. У Платона и Аристотеля дух представал перводвига- телем космоса и формообразующим началом. Христианское учение истолковывало дух как Бога, сотворившего из ничего мир и человека. Уже в подобных воззрениях выделялась существенная черта духа — побуждать человека к активной, преобразовательной деятельности. Дух, прежде всего, есть высшее средоточение интеллектуальных сил, воли и эмоций человека в его социальных действиях. Можно выделить различные типы духовности: эстетическая духовность (ориентация на идею красоты), моральная духовность (акцентирование на идеях добра и справедливости, религиозная (вера в Бога), сциентическая (установка на идею знания и чувство реальности). Всем типам духовности свойственны любовь к ближнему, милосердие, доброта, верность идеям и идеалам, чувство собственного достоинства, долга, совести, чести и т.д.
Духовная жизнь человека оказывает влияние на процесс человеческой деятельности.
Глава 4. Деятельность. Познание. Практика
Что такое деятельность?
Деятельность — специфическая форма человеческой активности, она обусловлена потребностями, интересами и целями общества. Ее важнейшая особенность — освоение и преобразование окружающего мира.
В философии выделяют практическую и духовную деятельность.
Практическая деятельность (практика) — это предметно-материальные действия человека, которые направлены на освоение и преобразование природы и общества.
Духовная деятельность — это освоение и преобразование внешнего мира в сознании человека. Духовная деятельность, с одной стороны, направляет и регулирует практическую деятельность, с другой стороны, она является результатом практической деятельности.
Что понимают в философии под целью?
Цель — идеальное, мысленное представление результата, ради которого предпринимаются те или иные действия, практические или духовные. Возникнув, цель определяет способ и характер действий, те или иные средства, которые необходимы для ее достижения. Не всякая цель реально достижима.
Что такое ценность?
Ценность — реальный объект или духовное явление, которое имеет для человека особое значение. Она придает смысл всей жизнедеятельности человека, образует основу его отношения к окружающей действительности и к самому себе. Благодаря ценностям у человека вырабатывается определенная жизненная позиция, формируются способности к выбору целей и сознательному руководству собственным поведением.
Различая ценности и цели, следует иметь в виду, что разделяющая их граница весьма условна и относительна.
Какие подходы к изучению познания
Сложились в философии?
Важная часть духовной деятельности человека — познание окружающего мира. Основным вопросом философии стал вопрос об отношении мышления к бытию. В соответствии с теорией познания, которая существует в диалектическом материализме, тождество бытия и мышления достигается в трудном процессе человеческого познания. Конечный продукт этого состояния — образы, знания — отличаются достоверностью, точностью отображаемых свойств и отношений. Диалектико- материалистическая трактовка противоположна различным идеалистическим теориям. В субъективном идеализме не существует реальности вне и независимо от нашего сознания, так что объект отождествлялся с чувственными впечатлениями о нем. Последователи этого направления считают, что субъект способен познать только собственные чувственные впечатления, а бытие — это самостоятельный и многообразный мир, который невозможно познать.
В объективном идеализме познание интерпретировалось как изначальное совпадение познающего человека (субъекта) с познаваемым явлением, предметом (объектом).
Как протекает процесс познания с
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|