Сделай Сам Свою Работу на 5

Как развивается сознания?





С точки зрения современной философии, сознание развива­ется из отражения. Отражение — это всеобщее свойство мате­рии, он означает, что одни материальные системы способны оставлять «след» в других системах при их взаимодействии.

Что такое отражение?

Отражение — способность материальной системы воспро­изводить строение или некоторые особенности строения тех объектов, которые воздействуют на нее. Иными словами, от­ражение есть свойство воспроизводить в ходе взаимодействий свойства и особенности других систем.

Все живые организмы обладают элементарной формой отра­жения — раздражимостью. Раздражимость — это избиратель­ное реагирование на внешние воздействия.

Высшей формой отражения является мышление. Оно при­суще только человеку. Данные современной науки свидетель­ствуют о том, что многие виды животных обладают специфи­ческим «языком», но человеческое сознание и психика живот­ных глубоко различны. Человеку свойственно мышление в по­нятиях, суждениях и умозаключениях, его сознание является самосознанием — осознанием своего «Я».

Как формировалось сознание человека?



Психика животных перестроилась в сознание человека бла­годаря труду. Присвоение готовых продуктов природы смени­лось у человека трудовой деятельностью, в процессе которой животные инстинкты уступили место сознательной деятельно­сти. По мере того, как в ходе трудовой деятельности формиро­валось сознание, вырабатывалось специфическое человеческое отношение к окружающему миру. Осуществляя практически- преобразовательную деятельность, человек формировал куль­туру. Благодаря языку накопленный опыт передавался следу­ющему поколению.

В чем различие между мышлением и языком?

Различие состоит в том, что мысль отражает объективную реальность, а слова выражают мысль, передают ее другим лю­дям. Благодаря языку мысли других людей могут быть воспри­няты нами. С помощью языка происходит не только внешнее воплощение мысли, но и ее оформление. Мышление возможно лишь тогда, когда оно облекается в языковую форму.

Что такое самосознание?

Самосознание — специфическое качество и высшее выра­жение человеческого сознания. Это осознание человеком своей собственной практической и духовной деятельности, осмысле­ние своих поступков и своего отношения к другими людям. Самосознание развивается в процессе утверждения человека как личности. Ребенок не сразу осознает себя, он не выделя­ет себя как особое «Я», не противопоставляет себя внешнему миру. Осознание себя приходит в результате многообразной де­ятельности и общения с другими людьми. Его проявления — самоконтроль, самосовершенствование, ответственность в со­циальных действиях, самокритичность.



Что такое общественное сознание?

Сознание индивида и общественное сознание образуют про­тиворечивое единство. В индивидуальном сознании отражает­ся личностный опыт человека, в общественном — социальное бытие людей. Общественное сознание не существует вне созна­ния отдельных индивидов, но оно не исчерпывается им. Для человека общественное сознание выступает как некая совокуп­ность чувств, мыслей, настроений, существующих в обществе в конкретный период времени. Многие из таких настроений человек воспринимает как близкие, другие не всегда понят­ны, третьи неприемлемы. Общественное сознание проявляется в виде социальных чувств, например, таких, как неприятие иноверцев, иностранцев; в виде общественных настроений, например, переживание по поводу политических неудач или гордость за какие-либо достижения; в виде общественных мнений, идеалов, норм.

Какие есть формы общественного сознания?

Политическое сознание касается межгосударственных, на­циональных, межпартийных отношений. Правовое созна­ние формирует представления о нормах социальной жизни. Нравственное сознание регулирует поведение человека в от­ношении с другими людьми.



Что такое духовный мир человека?

Длительное время понятия «дух», «душа», «духовность» в философии связывались с религиозно-идеалистическими уче­ниями. У Платона и Аристотеля дух представал перводвига- телем космоса и формообразующим началом. Христианское учение истолковывало дух как Бога, сотворившего из ниче­го мир и человека. Уже в подобных воззрениях выделялась существенная черта духа — побуждать человека к активной, преобразовательной деятельности. Дух, прежде всего, есть высшее средоточение интеллектуальных сил, воли и эмоций человека в его социальных действиях. Можно выделить раз­личные типы духовности: эстетическая духовность (ориента­ция на идею красоты), моральная духовность (акцентирование на идеях добра и справедливости, религиозная (вера в Бога), сциентическая (установка на идею знания и чувство реально­сти). Всем типам духовности свойственны любовь к ближнему, милосердие, доброта, верность идеям и идеалам, чувство соб­ственного достоинства, долга, совести, чести и т.д.

Духовная жизнь человека оказывает влияние на процесс че­ловеческой деятельности.

 

Глава 4. Деятельность. Познание. Практика

Что такое деятельность?

Деятельность — специфическая форма человеческой актив­ности, она обусловлена потребностями, интересами и целями общества. Ее важнейшая особенность — освоение и преобразо­вание окружающего мира.

В философии выделяют практическую и духовную деятель­ность.

Практическая деятельность (практика) — это предметно-материальные действия человека, которые направлены на освоение и преобразование природы и общества.

Духовная деятельность — это освоение и преобразование внешнего мира в сознании человека. Духовная деятельность, с одной стороны, направляет и регулирует практическую дея­тельность, с другой стороны, она является результатом прак­тической деятельности.

Что понимают в философии под целью?

Цель — идеальное, мысленное представление результата, ради которого предпринимаются те или иные действия, прак­тические или духовные. Возникнув, цель определяет способ и характер действий, те или иные средства, которые необходи­мы для ее достижения. Не всякая цель реально достижима.

Что такое ценность?

Ценность — реальный объект или духовное явление, которое имеет для человека особое значение. Она придает смысл всей жизнедеятельности человека, образует основу его отношения к окружающей действительности и к самому себе. Благодаря ценностям у человека вырабатывается определенная жизнен­ная позиция, формируются способности к выбору целей и со­знательному руководству собственным поведением.

Различая ценности и цели, следует иметь в виду, что раз­деляющая их граница весьма условна и относительна.

Какие подходы к изучению познания

Сложились в философии?

Важная часть духовной деятельности человека — познание окружающего мира. Основным вопросом философии стал во­прос об отношении мышления к бытию. В соответствии с тео­рией познания, которая существует в диалектическом матери­ализме, тождество бытия и мышления достигается в трудном процессе человеческого познания. Конечный продукт этого состояния — образы, знания — отличаются достоверностью, точностью отображаемых свойств и отношений. Диалектико- материалистическая трактовка противоположна различным идеалистическим теориям. В субъективном идеализме не су­ществует реальности вне и независимо от нашего сознания, так что объект отождествлялся с чувственными впечатлениями о нем. Последователи этого направления считают, что субъект способен познать только собственные чувственные впечатле­ния, а бытие — это самостоятельный и многообразный мир, который невозможно познать.

В объективном идеализме познание интерпретировалось как изначальное совпадение познающего человека (субъекта) с познаваемым явлением, предметом (объектом).

Как протекает процесс познания с

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.