Сделай Сам Свою Работу на 5

Что, согласно Пифагору, лежит в основе мира?





Пифагор считал, что в основе мира — математические от­ношения. Космос — это упорядоченное, гармоничное целое, выраженное в числах. Круговое движение небесных тел демон­стрировало, что эти тела подчиняются законам математики. Вещи исчезают, а математические понятия неизменны. Число придает вещам соразмерность и тайну. И мир, и душа челове­ка имеют, в конечном счете, количественное измерение.

Что понимал Пифагор под мирозданием?

Мироздание Пифагор представлял в виде космоса, кото­рый, соединяясь с бесконечной «пневмой», то есть «беспре­дельным дыханием», порождает мир. Пифагор первым назвал Вселенную «космосом», поскольку ей присущ порядок: по-гре­чески «космос» означает «порядок», «целостное строение». Космос, согласно учению Пифагора, «вдыхает пневму» и по­рождает отдельные вещи.

Что дает человеку знание математики?

Математика позволяет познать окружающий мир и позабо­титься о своей душе. Забота о душе предполагает аскетический образ жизни и приобретение научных знаний. Благополучие человека состоит в согласии с самим собой.

Каким образом возникает истинное



Мировоззрение человека?

Истинное мировоззрение, по Пифагору, покоится на трех основах, это мораль, религия и знания. Пифагор попытался подчинить задачи науки интересам религии, которая должна совпадать с моралью.

 

 

Философия Ксенофана

Биографическая справка

Ксенофан жил в 6—5 вв. до н.э. Он родился в городе Коло­фоне, из которого был изгнан. Он долго скитался. Свои фи­лософские взгляды Ксенофан излагал в стихотворной форме. Сохранились отдельные отрывки из его поэмы «О природе».

Что лежит в основе философского учения Ксенофана?

В центре философского учения — идея о единстве мира. Мир для Ксенофана — не творение Бога, мир не сотворен, а вечен и неуничтожим. Всеединый мир вечен и неподвижен, но его части изменчивы, возникают и уничтожаются.

Каким образом возникли Солнце и Земля?

Солнце и другие светила возникли из воспламенившихся облаков. Облака возникают из влажных испарений, вода — их источник. Земля первоначально была покрыта водой и посте­пенно от нее освободилась.



Может ли человек познать мир?

Познать мир можно, только нельзя ограничиваться чув­ственным созерцанием, поскольку оно не дает познать сущ­ность вещей. Истинное знание человек получает только в про­цессе размышления.

 

 

Философия Эмпедокла

Биографическая справка

Годы жизни: ок. 483-423 гг. до н.э. Эмпедокл родился и жил на Сицилии. В древнем мире он славился как философ, поэт, оратор, врач, активный политический деятель, сторон­ник демократии. В качестве врача Эмпедокл был основателем италийской медицинской школы. Эмпедоклу приписываются две философские поэмы: «О природе» и «Очищения». Из них сохранилось около 450 строк.

Что, по мнению Эмпедокла, лежит в основе мира?

Эмпедокл считал, что мир материален, что его многообра­зие сводится к четырем «корням». Корнями вещей он назы­вал элементы, которые, механически сочетаясь, образуют все предметы. Эти корни — земля, вода, воздух и огонь. Корни вещей вечны, неизменны и неделимы.

Как проходит мировое развитие?

Эмпедокл различал четыре периода в мировом развитии. Сначала существовал исходный пункт с полным единством элементов. Второй период — возникновение отдельных вещей. В третьем периоде наступает полное разъединение элементов. Наконец, в четвертом периоде элементы вновь соединяются. Таким образом, происходит циклическое развитие вселенной. Космогонический процесс состоит из вечно повторяющихся, вечно обновляющихся четырех мировых периодов.

Что представляет собой человек?

Человек и внешний мир состоят из одних и тех же элемен­тов, субъект и объект — качественно однородны, вследствие чего человек способен познать внешний мир.



Познание возможно при помощи органов чувств. Признавая первостепенное значение ощущений для познания, Эмпедокл пришел к выводу, что нужно проверять и регулировать ощу­щения разумом.

 

 

Философия Сократа

Биографическая справка

Сократ жил в 470-399 гг. до н.э. Человек незнатного проис­хождения и не богач, он никогда не стремился улучшить свое материальное положение. Его активная философская деятель­ность разворачивалась в период 450-400 гг. до н.э. В силу обстоятельств сложилось мнение, что он представляет опас­ность для афинского общества. Сократа судили и приговорили к смерти, которую он принял, выпив яд.

Сократ ничего не писал, его учение дошло до нас благодаря другим авторам, главным образом, Платону, в диалогах кото­рого Сократ играет основную роль.

Что нового внес Сократ в античную философию?

Он впервые поставил вопрос о том, что есть мудрость во­обще. Сократ стремился также построить целостное учение о человеке.

Сократ разработал философский метод, построенный на во­просах и ответах: задавая ряд вопросов, вы изобличаете со­беседника в противоречиях. С помощью этого метода Сократ создал учение о человеке. В своем учении он подчеркивал, что мы не можем исследовать природу человека тем же путем, ка­ким мы раскрываем природу физических явлений.

Что, с точки зрения Сократа, определяет

Ценность человеческой жизни?

Критическое, испытывающее, познающее отношение к жиз­ни. «А без испытания... жизнь не в жизнь для человека».

О чем должен заботиться человек в первую очередь?

О своей душе. «Ведь я только и делаю, что хожу и убеждаю каждого из вас, молодого и старого, заботиться раньше и силь­нее не о телах ваших или деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше...»

Забота о душе означает, что человек должен воспитывать в себе добродетель и нравственно-разумное поведение. Сократ считал, что главная способность души — разум, которому противостоят страсти, идущие от тела и провоцируемые внешним миром. Посредством разума можно добиться власти над свои­ми страстями.

Человек познает мир и себя тоже при помощи своей души. Жизнь души — это самопознание, поиск ответов на вопросы, осмысление мира.

Что Сократ понимал под разумом?

Способность человека логически мыслить, рассуждать. Именно разум — источник самообладания, которое дает власть над жизненно-стихийными порывами. При помощи самообла­дания человек приходит к власти над собой.

Что означает власть над собой?

Такая власть означает свободу. С точки зрения Сократа, свободен тот, кто умеет управлять страстями. «Не следует ли каждому проникнуться убеждением, что воздержание есть основа добродетели, и его прежде всего запасти в душе? Какой раб чувственных наслаждений не доведет до позорного состоя­ния и тело и душу?»

В чем заключается мудрость человека?

Мудрость состоит в умении различать хорошее и дурное, по­лезное и вредное. С точки зрения Сократа, настоящий герой — это мудрец, который победил своих внутренних врагов.

Главная обязанность для разумного человека — избегать дурного и стремиться к благу.

Что такое благо?

Стремление к благу, считал Сократ, должно быть основным стремлением человека.

Благо объединяет в себе определенные качества. Это:

1. Хорошее здоровье и телесные силы, потому что они со­действуют нравственной жизни.

2. Духовное здоровье, умственные способности.

3. Искусства и науки, потому что они полезны для счастли­вой жизни.

4. Согласие между родителями, детьми, братьями, потому что они созданы для взаимной помощи.

5. Гражданская община или государство, потому что, если они благоустроены, то обеспечивают гражданам великие выгоды.

Каким образом человек может достичь блага?

Воспитывая добродетели.

Сократ выделил три основных добродетели: самообладание, храбрость, справедливость. Взятые вместе, они не что иное, как мудрость. Добродетель всегда есть знание, порок — всегда невежество.

 

 

Философия Платона

Биографическая справка

Годы жизни: 427—347 до н.э. Родился в Афинах. Аристократ по имени Аристокл, он получил прозвище Платон за свою мощ­ную фигуру. Был учеником Сократа, и смерть учителя глубоко потрясла его. Платон поставил себе задачу раскрыть принци­пы, на которых можно построить разумную политику государ­ства. Он пытался применить свои политические идеи на прак­тике — в городе Сиракузы во время правления Дионисия I (430-367 гг. до н.э.) и его сына Дионисия II (367-344 гг. до н.э.). Эти попытки потерпели полное фиаско, и Платону чудом удалось вернуться в Афины. В 388 году он основал не­далеко от Афин свою школу, назвав ее Академией. Над входом в Академию находилось изречение: «Без знания геометрии ни­кто не входи». До нашего времени дошло около 30 диалогов, а также ряд писем Платона.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.