Сделай Сам Свою Работу на 5

Как развивается мировой разум?

В ходе саморазвития мировой разум последовательно прохо­дит ряд ступеней, развиваясь от простого к более сложному со­стоянию. Развиваясь, Абсолютная идея проявляет себя в виде природы, общества и человеческой истории. Поэтому мировой процесс разумен, логичен и закономерен. «Все действительное разумно, все разумное рано или поздно станет действитель­ным» — подчеркивал Гегель.

Что было источником всех вещей?

Источником всех конкретных вещей было понятие — ис­ходная «клеточка» абсолютной идеи. По Гегелю, понятие со­держит в себе все богатство бытия и сущности, оно кладет на­чало всякой жизни и всякой действительности. С помощью по­нятия логика вскрывает единство общего, особенно в единич­ных вещах. Понятие обладает огромной теоретической мощью, поскольку содержит в себе весь путь движения человеческой мысли от абстрактного (простейшего) к конкретному (полному знанию о предмете).

Какую роль сыграло учение Гегеля?

Гегель продолжил «линию Платона» в истории философии и сделал ее самостоятельным и своеобразным философским миросозерцанием. Философия Г. Гегеля оказала значитель­ное влияние на развитие общественной мысли, породила сво­их многочисленных последователей и критиков. В Германии XIX столетия это учение было объявлено государственной философией.

 

Людвиг Андреас Фейербах

Биографическая справка

Годы жизни: 1804—1872. Будучи преподавателем универси­тета, Фейербах опубликовал «Мысли о смерти и бессмертии», где отрицал бессмертие души. За это философ был лишен пра­ва на преподавание. Женившись, он поселился в деревне, где провел 25 лет. Сосредоточившись на научной работе, он не принимал участие в общественной жизни, прослыв «деревен­ским философом». Фейербах поставил цель опровергнуть уче­ние Гегеля, как он выразился, возвратить философскую мысль «из царства душ усопших в царство душ живых».

Против каких положений Гегеля выступил Фейербах?

Фейербах критиковал Гегеля за то, что тот ставил Дух выше природы. В учении Гегеля человек как бы подавлен «грузом мирового разума» и предстает всего лишь как некая марионет­ка в руках Абсолютной идеи. Фейербах, в противовес учению Гегеля, рассматривал окружающую природу как единствен­ную реальность, а человека — как ее продукт, завершение эво­люции. Жизнь есть высшее проявление природы, а природа является основой всей жизнедеятельности человека.



Как нужно изучать человека?

Для Фейербаха основным предметом философских исследо­ваний был человек, которого он рассматривал с материалисти­ческих позиций. Человек — неотъемлемая часть природного мира, и его существование должно исследоваться комплек­сом наук: физиологией, психологией, историей, философией. Философия должна в процессе изучения человека опираться на антропологический принцип.

Что такое антропологический принцип?

Антропологический принцип, по мнению Фейербаха, состо­ит в том, чтобы свести сверхъестественное к естественному и, рассматривая человека, учитывать все стороны его природы. Антропологизм в философии — это отказ от умозрительных конструкций, это взгляд на человека в его тесном единстве с окружающей природой.

Что Фейербах понимал под сущностью человека?

Сущность человека сводится к разуму, воле и сердцу, ко­торые, как он считал, неизменны во все времена. Вместе взя­тые, эти качества составляют высшую и абсолютную сущность человека. По убеждению Фейербаха, человек существует для того, чтобы познавать, любить и хотеть. Сущность человека проявляет себя и в религии.

Зачем человеку религия?

Фейербах считал, что в религии проявляется слабость и уяз­вимость человека перед природными и социальными силами. Религия — это выражение всех трудностей и страданий чело­века, его стремлений и надежд. Религия зарождается в самом человеке и имеет глубокие психологические корни; к религии ведут неудовлетворенные желания и переживания, связанные с неудовлетворенностью.

 

 

Артур Шопенгауэр

Биографическая справка

Годы жизни: 1788-1860. Шопенгауэр учился в Геттинген- ском университете, защитил диссертацию «О четверояком корне закона достаточного основания». Молодой философ по­знакомился с востоковедом Майером, под влиянием которо­го он заинтересовался восточной религией. Основные труды Шопенгауэра: «Мир как воля и представление», «О воле в при­роде», «Две основные проблемы этики», «Афоризмы житейской мудрости».

Как устроен органический мир?

По теории Шопенгауэра, весь окружающий мир пронизан некой темной, слепой «волей к жизни». Царящая в мире воля исключает закономерность природы и общества и, тем самым, возможность познания. Мир есть представление, обусловлен­ное формами сознания. Этими формами, по Шопенгауэру, яв­ляются время, пространства и каузальность.

Что понимается под волей?

Воля представляет собой внутреннюю энергию тел, которая побуждает их развиваться и взаимодействовать друг с другом. Она беспричинна и непознаваема, абсолютно свободна и являет собой стремление к жизни. Шопенгауэр отмечал, что воля, эта тайная сила живой природы, открывается лишь гениальным творцам искусства.

Что такое жизнь?

Жизнь человека есть непрерывная борьба за существование. В этой борьбе существует лишь одна определенная вещь: со­крушительное поражение в финале. Жизнь — это нужда и страдание, а удовлетворенное желание оседает сытостью и чув­ством неприкаянности. Жизнь, по Шопенгауэру, подобна ма­ятнику, раскачивающемуся между страданием и праздностью. Несчастье — удел всех. Трагична не только жизнь индивида, но и человеческая история.

Можно ли избавиться от нужды?

Можно — с помощью искусства и через подавление воли к жизни. Тогда человек преображается в чистый глаз мира, по­гружается в объект и забывает самого себя и свое страдание. Искусство выражает объективную суть вещей и поэтому помо­гает нам отделиться от страданий.

Как подавить волю к жизни?

Первый шаг: человек обязан признать, что другие равны ему. Следующий шаг — доброжелательность, бескорыстная любовь к другим людям, умение чувствовать чужое страдание как свое собственное. Смирение и добровольная нищета спо­собствуют упразднению воли. Освободившись от воли к жизни, человек вступает в благодать.

 

 

Фридрих Ницше

Биографическая справка

Годы жизни:1844-1900. Ницше учился в Бонне и Лейпциге, в 22 года стал профессором Базельского университета, а в 25 лет Лейпцигский университет присудил ему степень доктора филологии. После 1876 года Ницше был вынужден оставить преподавательскую деятельность из-за болезни. В 1889 г. его поразило душевное расстройство.

Основные философские работы: «Рождение трагедии из духа музыки», «Человеческое слишком человеческое», «Утренняя заря: мысли о моральных предрассудках», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла».

Труды «Антихристианин» и «Воля к власти» были изданы после его смерти.

Что Ницше понимал под философией?

Ницше понимал под философией личное творчество отдель­ного мыслителя, выражающее его субъективность.

Что такое окружающий мир?

Мир — это поток жизни, вечное движение и становление. Нет бытия, подчеркивал философ, а есть лишь вечное станов­ление. Основным законом мироздания является неисчерпае­мая воля к власти, тяга всего живого к самоутверждению.

Каким образом происходит развитие мира?

По мнению Ницше, бессмысленный хаос порождает боль­шое, но все же конечное число комбинаций, которые через огромные промежутки времени повторяются вновь. Все, что происходит ныне, происходило много раз и будет повторяться впредь. Иными словами, прогресса не существует.

Что представляет собой человеческое познание?

По Ницше, в этом мире, где нет постоянства и устойчивости, познание всего лишь вырабатывает фикции, которые позволя­ют человеку выжить и осуществить свою «волю к власти». «Познание работает как орудие власти», — пишет Ницше. И главная цель познания для него — не установить истину, ко­торая тождественна заблуждению, а овладеть миром.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.