Тренажеры для педагогического контроля
Мишени (рис. 73). В трубу волейбольной стойки сверху вставляются две трубы высотой 100 см. К ним на тросе сверху, над сеткой под углом подвешиваются круги различного диаметра от 30 до 60 см посредством двух резиновых лент. Снизу круги (мишени) также прикрепляются к верхнему тросу волейбольной сетки резиновыми лентами. При касании мяча мишени резина натягивается и быстро возвращается в первоначальное положение. Мишенями на противоположной стороне площадки могут служить различные предметы. Может использоваться круг с утяжеленным основанием. Мишени подставляются на противоположной стороне в зависимости от цели подачи (для контроля за точностью подач).
Щит-мишень (рис. 74). На стене зала рисуется круг диаметром 30-40 см и на определенном расстоянии от круга проставляются цифры от 1 до 3. Спортсмен выполняет вторую передачу мяча или прием снизу двумя руками, стремясь попасть в центр круга. Подсчитываются количество точных попаданий и отклонения от круга.
Мишень-ловушка (рис. 75) предназначена для контроля за точностью выполнения различных вариантов подач и нападающих ударов. Устанавливается в различных зонах площадки.
Опрокидывающаяся мишень (рис. 76) предназначена для контроля за точностью выполнения различных вариантов подач и нападающих ударов. Устанавливается в различных зонах площадки. При попадании мя-
чом в мишень она опрокидывается.
Тренажер «Наклонная мишень» (рис. 77). Благодаря нарисованным на тренажере трем концентрическим окружностям 30, 60 и 90 см в диаметре, можно вести педагогический контроль за точностью выполнения нападающих ударов и подач.
Разработана методика тестирования точности, заключающаяся в том, что при попадании в первую окружность начисляется 10 очков (30 см), во вторую — 7 (60 см), в третью — 4 очка (90 см), попадание просто в тренажер — 1 очко.
Тренажер, как правило, устанавливается в 5-й или в 2-й зонах, и игроки выполняют нападающие удары по ходу из зон 4 и 2.
Контроль за точностью подач выполняется аналогичным образом при установке тренажера в зонах
1,6,5. Игроки выполняют верхнюю прямую или боковую подачу на точность, стараясь попасть в центральную окружность тренажера.
Специальное оборудование в физической подготовке'
Специальное оборудование применяется как в общей, так и специальной физической подготовке — для развития основных двигательных качеств и специальных двигательных способностей, применительно к отдельным техническим приемам и тактическим действиям.
Экран прыгучести. Прибор служит для измерения высоты прыжка вверх толчком двумя ногами с места или с разбега, а также для развития прыгучести с помощью соревновательного метода.
Прыжковая тумба. Ее применяют для развития прыгучести и прыжковой выносливости. Выполнена она из секций, чтобы можно было устанавливать различную высоту. Основные виды упражнений — напрыгивание толчком одной и двумя ногами и спрыгивание, спрыгивание с последующим прыжком вверх.
Тренажеры для развития скоростно-силовых качеств. Они представляют собой конструкции из труб, в которых двигается фиксированный груз. Разновидности конструкций позволяют с помощью системы блоков и тросов выполнять упражнения для мышц рук и ног с грузом от 5 до 50 кг. Тренажеры незаменимы для развития силы и скорости сокращения мышц, участвующих в выполнении нападающего удара.
Для избирательного воздействия на мышцы кистей рук и голеностопных суставов применяют различные модификации резиновых амортизаторов. Для развития силы мышц живота и спины используют наклонную доску. Варьирование нагрузки достигается изменением угла наклона.
Отягощения для звеньев тела. Они служат для развития скоростно-силовых качеств. Их прикрепляют на голени у голеностопных суставов
' Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. — Волейбол (учебник для ИФК), М., ФиС,1991.
и на руках — у лучезапястных суставов и на плече. Вес отягощений — 0,5-2 кг в зависимости от характера упражнений. Отягощения способствуют усиленной работе мышц, занятых в выполнении технического приема (например, нападающего удара).
Отягощения для всего тела. Они служат главным образом для развития прыгучести, прыжковой выносливости. В качестве отягощения можно использовать мешочки с песком, пояс, куртку. Мешки с песком изготавливаются из брезента или другого плотного материала, для удобства к ним пришивают лямки. Вес мешочков — от 3 до 20 кг и более. Они гораздо удобнее для работы, чем штанга, особенно для юных волейболистов и женщин. Широкий пояс с мягкой прокладкой может быть постоянного веса (2-8 кг и переменного (вкладывается или выкладывается груз в карманы на поясе). В куртке груз (свинцовая дробь, песок и др.) равномерно распределяется по всей поверхности (вес до 6 кг), что дает возможность выполнять все технические приемы игры.
Комплексные тренажеры
Тренажер «Подвижная мишень-ловушка». На рис. 78 представлен общий вид тренажера «Подвижная мишень-ловушка». Составными частями тренажера являются: мишень; система улавливания мячей; наклонный желоб.
Мишень представляет собой крут диаметром 90 см, сделанную из поролона толщиной 10 см, что позволяет значительно амортизировать мячи попадающие в нее. Мишень укреплена на двух алюминиевых кругах диаметром 90 и 32 см. По меньшему диаметру круга сделано отверстие, в которое волейболист стремится попасть мячом при выполнении, например, второй передачи. При помощи двух алюминиевых труб мишень прикрепляется к каркасу, который имеет возможность перемещать ее вправо, влево, а также вниз, ставить под тем или иным углом, что позволяет моделировать наиболее встречающиеся передачи мяча в волейболе.
Тренажер можно широко использовать при обучении второй передачи мяча в волейболе. Мишень установлена в 4 зоне, на оптимальном расстоянии от сетки, для выполнения нападающего удара. Угол наклона и высота отверстия в мишени дают возможность волейболисту отрабатывать передачу «полупрострел». При работе с одним мячом частота выполнения передач составляет 25-30 в минуту, при работе с двумя мячами количество передач в минуту равно 55-60.
Можно рекомендовать целый комплекс более сложных вариантов выполнения второй передачи: после поворота — падение на грудь, спину; имитация блокирования, нападающего удара и т.д. Тренажер может служить хорошим средством педагогического контроля за точностью выполнения технических приемов волейбола (в данном случае, второй
Рис. 78. Тренажер «Подвижная мишень-ловушка»
Основные части тренажера: 1 — мишень; 2 — система улавливания мяча; 3 —
наклонный желоб.
передачи). Например, точное попадание в отверстие оценивается в 10 баллов; попадание мячом в диаметр 60 см (вторая окружность) — 7 баллов; попадание между 2-ой и 3-ей окружностью — 4 балла.
Рис. 79. Тренажер для технико-тактической подготовки «Падающий мяч»
Основные части:1— механизм подъема мячей; 2 — лоток; 3 — направляющая сетка; 4 — отражатель мячей; 5 — улавливатель мячей; 6 — цепной конвейер; 7 — захваты мячей; 8 — привод; 9 — наклонный желоб; 10, 11 — металлические рамы;
12 — волейбольная сетка; 13 — эластичный материал; 14 — поролоновые маты; 15 — амортизирующая сетка; 16 — пульт управления
Рис. 80. Тренажер «Бьющая рука»
Основные части тренажера: 1 — металлическая рука; 2 — накопитель мячей; 3 — синхронизатор подачи мячей; 4 — улавливатель мячей; 5 — шестерня; 6 — ось; 7 — шестерня с частью срезанных зубьев; 8 — ось редуктора; 9 — переходник; 10 — электромотор; 11 — пружины; 12 — стойка; 13 — корпус устройства; 14, 15 — наклонные желоба; 16 — ловушка для мячей; 17, 18, 19 — механизм держателя мяча; 20 — штанга, соединяющая синхронизатор и ось бьющей руки.
Тренажер «Падающий мяч». Общий вид тренажера «Падающй мяч» представлен на рис. 79. Тренажер состоит из 5 основных частей: улавливателя мячей (5); подъемного механизма (6); устройства для сбрасывания мячей (2); отражающего экрана (4); пульта управления (16).
При индивидуализированной форме организации занятий на тренажере можно в любой последовательности вести процесс обучения и совершенствования, четырех технических приемов волейбола с различными вариантами их выполнения: подачи, приема мяча снизу, передача сверху и нападающего удара. При этом плотность занятий значительно повышается, так как через каждые 2-3 с игрок должен выполнять тот или иной технический прием. Такая форма занятий возможна как без участия тренажера, так и в процессе тренировки, когда часть игроков принимает участие в двусторонней игре, а остальные, свободные от нее, совершенствуют технические приемы на тренажере.
Данный тренажер можно широко использовать при обучении совершенствовании групповых тактических взаимодействий двух-трех игроков в нападении, отрабатывая прием мяча, вторую передачу и нападающий удар, выполняя их как без смены мест, так и последовательно переходя от одного приема к другому.
Помимо совершенствования технического мастерства волейболистов тренажер можно применять и как средство педагогического контроля за точностью выполнения приемов, регистрируя динамику ее изменения в процессе тренировочных занятий, с использованием специально изготовленных мишеней.
Тренажер «Бьющая рука» для обучения и совершенствования приема подач и нападающих ударов. Сущность тренажера поясняется на рис. 80, где представлен общий вид устройства.
Тренажер для тренировки волейболистов включает четыре основные и взаимосвязанные части: механизм удара (1), накопитель мячей (2), синхронизатор подачи мячей (3), улавливатель мячей (4).
Перед началом работы в накопитель бросают мячи и устанавливают тренажер на волейбольной площадке для выполнения подачи или нападающего удара с передней или задней линии.
Эффективность использования данного тренажера в тренировке заключается в том, что создаются условия для выполнения приемов, близких к соревновательным и даже превышающих их. Благодаря кратковременному соприкосновению металлической руки с мячом создается эффект «планирования» мячей намного выше, чем при выполнении подачи мяча спортсменом. Регуляция силы удара по мячу и небольшой разброс по месту попадания мяча в площадку создают эффективные условия для обучения и совершенствования приема мяча с подачи и от нападающих ударов, а также одиночного блокирования.
Глава 10.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|