Стратегии интеграции данных в зависимости от типов решаемых диагностических задач.
Диагностические задача
| Диагностическая направленность
| Базовые логические операции
| Формальный процедуры
| 1. Различение состояний
| Классификация ФС по эмпирическому основанию (напр., адекватной мобилизации – динамического рассогласования)
| сравнение
| Частотный анализ
Экспертные оценки
Алгоритм распознавания
| 2. Оценка динамики состояний
| Выделение стадий в развитии ФС (напр, фазы динамики рабоспособностей)
| Упорядочение в рамках единой шкалы
| Дисперсионный анализ MANOVA
Регрессионный анализ
| 3. Качественная специфика состояний
| Содержательная интерпретация конкретного синдрома ФС (напр, вид утомления, острое или хроническое ФС)
| Структурализация многомерных признаков
| Корреляционный анализ
Факторный анализ
Кластерный анализ
|
Комплекс методик для оценки ФС
Трудовое поведение
| Продуктивность, скорость исполнения задачи, ошибки
| Мотивация
| Удовлетворенность трудом
| Текущее субъективное состояние
| Общее самочувствие, эмоциональная нпаряженность, монотония, острое устомление
| Хроническое субъективное сотсояние
| Длительный стресс, хронические утомления, личностная тревожность
| Психосоматика
| Сердечно-сосудистые заболевания, заболевания ЖКТ
|
Оптимизация ФС
Оптимизация ФС:
· Устранение накапливающихся эффектов утомления в процессе повседневной работы
· Купирование симптоматики стресса, дезорганизирующей деятельность и препятствующей ее выполнению в оптимальном режиме
· Снятие чрезмерного эмоционального напряжения и восстановление оптимального эмоционального фона деятельности
Оптимизация состояния:
· Исходное (фоновое)состояния – что не так?
· Целевое состояние- каким оно должно быть?
Объективные методы оптимизации ФС:
· Нормирование рабочих нагрузок
· Оптимизация режимов труда и отдыха
· Обогащение содержания труда
· Элиминация факторов экологически вредной среды
· Рациональная организация рабочих мест, пространств, помещений, средств и орудий труда
· Изменение управленческих концепций
· Организационная культура: ценности здорового образа жизни
Приемы и средства саморегуляции:
· Спонтанно-сфомированные в процессе накопления жизненного и профессионального опыта.
· Целенаправленно освоенные в результате применения психологических технологий обучения
Актуальность внедрения психологических программ, обучения новым навыкам ПСР:
1. Наличие негативной динамики ФС в ечениераочх периодов
2. Потребность в оптимизации ФС
3. Неспособность эффективно оптимизировать свое ФС при помощи спонтанно сложившихся приемов саморегуляция
Практические задачи, при которых рекомендуется проведение тренингового обучения ПСР:
1. Оптимизации ФС для обеспечения и поддержания высокой работоспособности в течение как можно более продолжительного периода деятельности
2. Формирование системы комплексных мер поддержания психического и физического здоровья
Комплексная программа обучения навыкам психологической саморегуляции ФФС на основе методов ПСР:
1. Нервно-мышечная релаксация
2. Идеомоторная тренировка
3. Сенсорная репродукция образов
4. Аутогенная тренировка
Направление повышения эффективности обучения ПСР:
Профессиональной специфики
Индивидуальных особенностей
Эргономические аспекты безопасности труда и производства. Психология ошибок работников, их виды, причины, методы анализа и пути профилактики.
План:
1. Психология безопасности
2. Соотношение различных качеств эргатических систем в фокусе проблемы безопасности
3. Концепции анализа ошибок в профессиональной деятельности. Классификации ошибок (классификационные схемы Дженсена; Фитца и Джонса; Расмуссена).
4. Ошибка и профессиональный опыт.
5. Профилактика ошибок
6. Расследование происшествий. Методики расследования происшествий и анализа ошибок
1. Психология безопасности
Основной источник Котик «Психология безопасности» + установочная лекция
Опасность- совокупность факторов и условий, которые угрожают здоровью и целостности человека.
Угрозы безопасности(факторы):
• Внутренние психические процессы субъекта (ошибочные действия человека. Ошибка- характеристика/оценка результата действия)
• Внешние факторы(факторы внешней среды, санитарно-гигиенические, организационные факторы)- надо защищать от внешних факторов
Психология безопасности – это отрасль психологической науки, изучающая психологические причины несчастных случаев, возникающих в процессе труда и других видов деятельности, и пути использования психологии для повышения безопасности деятельности
Несчастный случай можно определить как событие, возникающее в результате некоторого нарушения трудового процесса и стечения определённых обстоятельств обстоятельств чаще всего в тот период, когда человек находится в опасной зоне.
Причины несчастных случаев:
Эволюция человека. С развитием орудий труда расширился диапазон воздействия человека на окружающий его мир как по разнообразию, так и по интенсивности. При этом, очевидно, расширился и круг ответных реакций внешнего мира на человека в процессе его труда. Но с развитием техники опасность растёт быстрее, чем человеческое противодействие ей.
Ошибки современного человека обходятся ему гораздо дороже.
Адаптация человека к опасности. Для современного человека техника стала средством удовлетворения многих потребностей, источником удовольствия, объектом мотивации, фактором престижа. Используя блага, даваемые техникой, и привыкая к ним, человека зачастую забывает, что техника обычно является ещё и источником высокой опасности.
Воздействуясистемой безопасности на человека, можно,с одной стороны, способствовать повышению его профессиональных умений производительно и безопасно работать, а также повышению мотивации к безопасному труду и, с другой – обеспечить человека правилами, индивидуальными средствами защиты и таким путём дополнительно увеличить его результатирующую защищённость.
При этом защищенность человека традиционно делится на 2 направления: физическая и психологическая.
Физическая связана непосредственно физическими методами защиты (конструкция орудий, выдача средств защиты и т.д.), а психологическая связана с учетом человеческих и личных факторов эргатической системы, которая призвана снизить вероятность несчастного случая.
Говоря о человеке как элементе эргатической системы следует упомянуть, что под человеческим фактором понимается совокупность присущих профессиональному контингенту в целом качеств и свойств, а под личным фактором речь идет о личных качествах. Эти 2 фактора являются ключевыми для рассмотрения психологией безопасности.
В сумме, все это начинает работать, когда работники добровольно и систематически выполняют все требования безопасности, это подводит к концепции культуры безопасности труда.
Культура безопасности- особая морально-психологическая атмосфера в организации, характеризующаяся, во-первых, приоритетом ценностей безопасности и социальной ответственности в сфере ценностных ориентаций сотрудников и в иерархии организанионных ценностей: во-вторых, направленностью сотрудников организации на упреждающее выявление опасных факторов и предотвращение безопасности. У нее много факторов как и везде, в учебнике несколько глав, но все логично и можно фантазировать, напр., что факторы и внутренние, и эргономические, и социальные. Ну и далее.
2. Соотношение различных качеств эргатических систем в фокусе проблемы безопасности
По Солнцевой:
Интегральная эффективность: надежность (поддержание заданных характеристик на заданном временном интервале), готовность, устойчивость (поддержание заданных характеристик при влиянии внешнего фактора, преодоление фактора). Оптимальность- соотношение эффективности к затратам.
Система может быть эффективной, если он безопасна.
Эргатические системы (ЭС)относятся к классу целенаправленных систем (св-во активности => цель).
Эффективность ЭС-свойство ЭС достигать конечной цели, т. е. получать продукт труда с заданным качеством в заданных условиях и обусловленные достижением цели результаты или эффект от них.
Качество функционирования ЭС -свойство, определяемое хар-камипр-сса функционирования, ведущего к достижению конечной цели в заданных условиях.
Надежность функционирования ЭС -свойство ЭС сохранить устойчивость процесса функционирования, закл. в отсутствии вынужденных прекращений процесса (срывов функционирования) и неправильных действий (ошибок).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|