Объекты психологического исследования профессий
Сходства и различия: психология труда и инженерная психология (с установочной лекции).
Сходства: предмет- деятельность, функционирование человека; человек как предмет труда.
Различия:
Ø по объекту:
труд- все виды профессиональной деятельности, общие закономерности;
инженерная психология - операторская деятельность.
Ø По методу:
Труд - перечисляем все: наблюдение, эксперимент и т.п.
Инженерная - эксперимент и моделирование
Эргономика – комплексная наука о труде; научная и проектировочная дисциплина, сформировавшаяся на стыке психологии, физиологии, гигиены труда, биомеханики, антропологии, ряда технических наук, исследования которой подчинены задачам проектирования и ориентированы главным образом на преобразовательно-проектное действие, а не на познание. Основной объект исследования эргономики – система «человек-машина».
Эргономика нужна для решения задач (триединая задача): повышения эффективности профессиональной деятельности, сохранения здоровья субъекта и развития личности.
Эффективность может быть достигнута разными путями, в частности с помощью субъекта.
Психология- психологические закономерности изучает для решения триединой задачи, ориентация в основном для субъекта. Направлена на человека.
Эргономика- в основном ориентирована на разработку метода и изменением условий для решения этой задачи. Направлена на внешнюю среду. Связь с организационной психологией.
- Микроэргономика. Ориентирована на изучение и проектирование интерфейсов «человек – другой компонент рабочей системы» (напр., «человек – программное обеспечение»).
- Макроэргономика. Ориентирована на изучение и проектирование рабочей системы в целом.
2. Связи психологии труда (ПТ) с другими непсихологическими науками. Климов выделяет три категории степеней родства ПТ с другими непсихологическими науками:
1.Первая степень родства: философия (профессиональная этика и деонтология – учение о долге и должном), экономика труда, социология труда, физиология труда и медицина, профессиональная педагогика. Берутся понятия, методология, техники.
2.Вторая степень родства: техника. Взаимодействие: ПТ должна учитывать прогресс, новинки, ноу-хау. ПТ участвует в гуманистической оптимизации этой новой техники
3.Третья степень родства: различные системы - биологические, технические, социальные, экономические, знаковые, художественные.Эти связи нужны для того, чтобы психолог мог свободно ориентироваться в многообразии профессий, а без этого нет, например, никакой нормальной профориентации.
Место психологии труда в системе психологических наук.
1)Общая Ψ – с-ма псих знания о чем-то общезначном. Научная теоретич основа для понимания конкретных явлений, характ-их субъекта труда и его активность на разных уровнях(от сенсорики до отношений личности). Взаимод общΨ и Ψтруда способств приближению псих наук к жизни.
2)Психофиз-я – в том же отношен, что и общая, только регуляторами и мех-ми активности субъекта здесь явл мозг механизмы.
3)Возрастная Ψ – проясняет вопросы о развитии человека как субъекта деят-ти. Ψтруда разраб для решения задач трудового обучения и воспитания детей системное представление о мире трудовой деят-ти, о «эталонах» личностных качеств, необх трудящемуся челу, что явл основой для разработки вопр воспитанияи обучения. Оценка компетентности, психология профессионального развития личности, кризисы и конфликты.
4) Псих детей, аномальных на уровне анализаторов и моторики. Адаптация аномального ребенка к обществу = адаптация к труду. Уточняются представления о псих требованиях к челу, о проф пригодности.
5)ПатоΨ и клинич Ψ. Пограничн проблемы с Ψ труда: оценка трудоспособности людей с нарушенным здоровьем (душевным и телесным). Проблема соц-трудовой реабилитации инвалидов.
- Сравнительная характеристика дисциплин по задачам и методам
Задача эргономики - повышение эффективности труда за счет всего комплекса мер (дисциплина комплексная и включает в себя не только психологию, но и гигиену и др)
Задачи психологии труда:
Теоретические (исследовательские) задачи
- Исследование особенностей психических процессов (ощущения, восприятия, внимания, представления, памяти, мышления) как регуляторов трудовой деятельности
- изучение психических свойств субъекта трудовой деятельности;
- исследование закономерностей развития личности в трудовом процессе;
- изучение проблемы мотивации трудовой деятельности и др.
Прикладные задачи
- разработка процедур профотбора;
- оптимизация процедур профподготовки;
- разработка оптимальных режимов труда и отдыха и др.
Задачи инженерной пси:согласование характеристик технических средств и возможностей и ограничений оператора в системе
Инженерная психология больше связана с созданием информационной предметной среды, а эргономика включает междисциплинарные исследования в области наук о человеке (анатомия, физиология, психология) Соответственно от задач выводим методы: в пси труда все эти методы, в эргономике все не оканчивается психологическими методами (ну и задачи тоже прикладные), а в инженерной вообще все узко, т.к. очень узкая область: это анализ деятельности оператора, анализ ошибок, наблюдение, моделирование… Ну и дальше наболтаете же?
Методы построение теория (общенаучный)
| Эмпирико-познавательные методы (методы научных исследований в психологии труда)
| Конструктивно-преобразующие (научно-практичные методы и технологии)
| · Наименование (ищем то что пытаемся обозначить )
· Логического генерирования (формируется логика по неким законам логики )
· Вербального комбинирования
· Определение (сами устанавливаем границы употребления данного слова, того значения, которым будем пользоваться)
· Индуктивное предсказание (выстроение некого обобщения на основе отдельного факта)
· Дедуктивное предсказание (движение от теоретических отношений к определенным объектам)
· Синтаксическое комбинирование (по правилам синтаксиса)
| · Метод наблюдения
· Метод беседы (опрос, интервью, анкета) – базовый на начальных тапах изучения профессии.
· Метод анамнеза, биографический метод
· Метод эксперимента (лабораторный, естественный или производственный). Моделирование деятельности (метод моделирования заключается в замещении реального объекта другим объектом для изучения свойств и характеристик оригинала)
· Тесты
· Метод экспертных оценок (напр., метод дифференцированной оценки Климова)
· Метод анализа продуктов деятельности
| · Рационализация рабочего места
· Рационализация орудий, средств труда
· Рационализация режима труда и отдыха
· Методы диагностики и прогнозирования,
· Методы консультирования,
· Методы обучения, тренинга (в т.ч. стажировки и др)
· Методы оптимизации функционального состояния
· Методы психологии воздействия в труде
|
Тема 2. Психологическое изучение профессиональной деятельности: цели, объекты изучения, методы исследования, способы фиксации результатов (профессиограмма, психограмма). Как связаны психические регуляторы профессионального поведения работника и компоненты его трудового поста?
План:
1.Объекты психологического исследования профессий
2. Цели психологического изучения профессиональной деятельности.
3. Методы психологического изучения профессиональной деятельности.
4. Профессиограмма и психограмма как способы фиксации результатов профессиографирования.
Объекты психологического исследования профессий
Психологическое профессиоведение (психология профессий) — направление психологии труда, в котором разрабатываются теоретико-методологические подходы, принципы и технологии, методы изучения конкретных профессий, а также проводятся исследования по их классификации.
Профессия «говорить публично, объявлять, заявлять»:
1. Область общественного разделения руда, в которой создаются определенные продукты, имеющие потребительную стоимость. Множество трудовых постов. 2. Сам процесс трудовой деятельности, его своеобразия 3. Требуемая квалификация и уровень компетентности работников 4. Сознание человеком своей принадлежности к профессиональному сообществу (профессиональная идентичность)
Специальность – образовательная программа, модель того, что должен знать профессионал.
Специализация – профиль специальности.
Профессиональная роль — специфические обязанности работника, его типичные функции, а также воспринимаемые обязанности человека в организации (со стороны самого работника и других людей).
Профессиональная деятельность (конкретно определение не нашла, но:
Климов предлагает определение понятия «деятельность» как формы активности субъекта, которой присущи 3 признака:1) имеет место процесс действий (некоторая совокупность, последовательность); 2) процесс действий сознательно направлен на приспособление к требованиям среды или некоторому ее преобразованию; 3) процесс действий имеет значение для существования и развития человека и (или общества).
Задача — единица труда, которая предполагает выполнение трудовых действий.
Трудовое действие - живой человеческий труд, сознательно регулируемая трудовая активность человека.
Производственная операция как способ осуществления действий;
Эргатическая система – это система взаимодействия человека с внешней реальностью, т.е. система «субъект – объект». Включает: Субъект — орудия и средства труда – объект труда – условия труда
Эргатическая функция – процессы преобразования предмета труда в продукт.
ЭФ могут осуществляться: 1.Работающими людьми; 2.Домашними животными; 3.Механизмами, машинами, автоматами.
ЭФ,выполняемые человеком, являются трудовыми функциями (или формами труда)
Перечень основных эргатических функций:
1. Функции духовного производства: построение идеологии, целеполагание, накопление знаний и эмоционального опыта и тд.
2. Функции производства упорядоченности социальных процессов: построение общественных норм и правил, социальных коммуникаций, общих планов деятельности
3. Функции производства полезных действий и обслуживания и самообслуживания: построение жизнеобеспечения субъекта труда; построение средств развития, восстановления (режим работы, ремонт, лечение)
4. Функции материального производства: оперативно-гностические функции (прием, переработка и хранение информации, принятие решения), оперативно-практические функции (организация предметной и социальной среды, внешних средств работы, себя самого, управление средством и т.д.).
Производственная среда- это среда, где человек осуществляет свою трудовую деятельность (предметы труда, орудия труда, продукты труда, условия труда).
Условия труда по Климову: бытовые условия, на открытом воздухе. + можно добавить разные факторы среды (опасные физические, биологические, химические) Трудовой пост – ограниченная вследствие разделения труда и к-л образом зафиксированная область приложения сил чела, рассчитанная на создание ч-л ценного для об-ва (материал вещи, инфо, сфера услуг, эстетич ценности и т.д.) Это некоторое социально фиксированное разно- многопризнаковое системное образование.
Примерно = должность в организации, трудовых постов в организации столько, сколько людей в ней работе, если все должности заняты.
Компоненты трудового поста:
· Заданные цели (результат или продукт труда)
· Предмет труда (совокупность признаков вещественных или мысленно выделяемых, связанных системно, составляет основу профессионального опыта, которыми субъект должен оперировать)
· Система орудий-средств труда
Ø Вещественные:
средства познания (приема, переработки информации) – приборы, машины;
средства воздействия на предметную ситуацию (ручные, механизированные, автоматизированные).
Ø Внешние функциональные ср-ва труда:
выразительные ср-ва поведения, речи чела как субъекта труда (интонация, позы, жесты, выражение лица).
Организм чела как субъекта труда (балерина, акробат)
Ø Внутренние функциональные ср-ва:
Невербальные (мысленные образцы объектов, процессов, их признаков, мысленные схемы планы познавательных и исполнительных процессов)
Вербальные (правила, самоинструкции, алгоритмы, кот удерживаются в памяти)
· Совокупность профессиональных особенностей (задач) и трудовых функций (действий) по их выполнению
· Требуемая квалификация
· Права и льготы, заработная плата работника
· Производственные условия (предметная, информационная, социальная среда)
На компоненты трудового поста влияют Психические регуляторы труда:
Образ:
· Субъективная модель реальности (по сути)
· Продукт психической активности субъекта (по генезу)
· Средство регуляции его поведения (по функции)
Основные группы образов – регуляторов поведения субъекта.
1. Образ объекта:
· Чувственный, перцептивный
· Репрезентативный, конкретный представления
· Репрезентативный отвлеченный – понятия, схемы, алгоритмы
2. Образ субъекта: Актуальный образ-Я, обобщенный Я-образ, Образ в прошлом, в будущем
3. Образ S-o S-S отношений: Потребности, состояния, мотивы, характер, эмоции, чувства, направленность личности
+
· Потребность – состояние нужды человека в чем-то
· Мотив- образ предмета потребности
· Мотив труда – образ предмета потребности субъекта труда
+ иерархия мотивов, стимулы труда, ожидания, удовлетворенность трудом, смыслы, идеалы, ценности, профессиональные интересы и склонности.
2.Цели психологического изучения профессиональной деятельности (конкретно они не обозначены, но логически можно вывести следующее):
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|