Классификация Климова, где профессии представлены как многопризнаковые объекты.
4 уровня признаков:
1) типы профессий попредметному содержанию труда:
· Социономические (человека),
· Биономические (природа),
· Технрономические (техника, неживая природа),
· Сигнономические (знак),
· Артономические (художественный образ);
2) по цели трудовых задач:
· преобразовательные,
· гностические,
· изыскательские;
3) по орудию труда:
· Ручной,
· Механизированный,
· Автоматизированный;
4) по условиям труда:
· бытовые условия,
· на открытом воздухе.
Анализируя конкретную профессию по указанным 4-м основаниям, можно составить её «формулу», указывая преобладающие в ней признаки каждого уровня.
Психограмма - выделение и описание тех качеств, признаков, которые важны для успешного выполнения профессиональных задач работником в данном виде труда (ПВК). Термин «психограмма» был предложен немецким психологом Вильямом Штерном.
Виды психограмм:
–полные (психологическое изучение составлялось по обширной программе),
- частичные (программа обследования личности касалась лишь важных для обсуждаемой проблемы сторон)
–срезовые (составлялась при разовом обследовании личности)
-продольные (составлялась при сопоставлении результатов психологического обследования личности несколько раз во времени.) Только продольные психограммы, считал Штерн, могли дать психологу сведения о тенденциях развития личности, т.е. позволяли понять личность, устойчивые и случайные ее проявления.
ПВК - те качества, признаки, которые важны для успешного выполнения работником профессиональных задач в данном виде труда.
Разновидности ПВК: (Геллерштейн С.Г., 1931)
Виды ПВК
| Задачи ПВК
| Устойчивые свойства психики работников (способности)
| Профотбор, профконсультирование
| Развиваемые свойства психики в обучении
| Профобучение, профрзавитие
| Изменчивые психические функции, повдерженные обратимому нарушению при утомлении
| Оценка утомления, рационализация труда
| Подходы к выявлению ПВК:
1) описание проф поведения (трудовая ситуация, стимулы и реакция на них работника).
2) Экспериментальное выявление проф способностей при сравнении групп профессионалов разного уровня успешности (перечень способностей, ПВК – статистика).
3) Выделение хар-к трудов задач, действий и их психологич интерпретация.
Компетентность – знания в какой-нибудь области. Например: уровень языковой компетентности; компетентность этого специалиста не вызывает сомнения.
· профессиональная
· Социальная
· Личностная
Компетенция - 1) круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен; 2) круг чьих-либо полномочий, прав. Например: это дело не входит в мою компетенцию.
Компетенция– базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно – продуктивной деятельности.
Как проверить компетентность?
Скорее всего, здесь нужно написать сочинение о соответствии выполнения человеком работы и описания профессии, например. О профпригодности, работоспособности и т.д.
3. Отличие труда от других видов деятельности: психологические признаки сознания субъекта труда. Идеал «нормального труда» и развития его субъекта: неблагоприятные варианты профессионального развития, их оценка, пути коррекции и профилактики.
· Сущностные признаки труда.
Труд - деятельность, результатом которой является социально-ценный продукт.
Климов: труд отличается от игры, учения, общения 4 существенными признаками:
1) труд ориентирован на заданный социально-ценный результат;
2) труд регламентирован социальными нормами, правилами, традициями;
3) в труде используются орудия, имеющие культурно-историческое происхождение и способы употребления;
4) в труде люди вступают между собой в особые производственные отношения.
· Нормальный труд и его признаки.
Нормальный труд— это труд безопасный и здоровый, свободный от внеэкономического принуждения, высокопродуктивный, качественный, осмысленный. Это основа для нормального профессионального развития личности его субъекта. Работник имеет возможность самореализации, проявляет свои лучшие качества и всесторонне развивается. Человек осваивает все более сложные виды профессиональных задач, накапливает опыт, который остается востребованным обществом. Человек получает удовлетворение от процесса труда, его результата. Он успешно преодолевает постоянно нарождающиеся противоречия развития и конфликты. Такое прогрессивное развитие происходит постепенно, сменяясь регрессивным, когда начинают преобладать периоды декомпенсации (обусловленные возрастными изменениями и болезнями).
· Варианты отклонений конкретных видов труда от идеала нормального труда и возможные проявления этих отклонений в личности и психических процессах профессионалов.
Е. А. Климов выделяет пять неблагоприятных вариантов развития человека как субъекта труда: 1) ≪стихийное≫ развитие; 2) ≪ложнонаправленное≫ развитие; 3) ≪застой≫ развития, стагнация; 4) ≪обратное развитие≫, деградация; 5) ≪отягощенное≫, деструктивное развитие.
≪Стихийное≫ развитие субъекта труда — речь идет о случайном выборе профессии, без учета склонностей, способностей личности. Внутренними предпосылками стихийного развития субъекта труда может быть относительно низкий уровень интеллекта, ограниченный кругозор.
≪Ложнонаправленное≫ профессиональное развитие оказывается результатом реализации намерений и убеждений личности, но сами эти намерения и убеждения могут быть ошибочными, морально ущербными (мальчик хочет быть ≪начальником≫, девочка — топ-моделью, кто-то мечтает любыми способами разбогатеть и не работать и т.п.).
≪Застой≫ , стагнация — профессиональное развитие человека застывает, консервируется. Внешними причинами могут быть монотонность трудовых заданий, невостребованность инициатив, консерватизм начальника, организации. Внутренними причинами стагнации может быть снижение трудоспособности в силу возрастных факторов, спад здоровья, накопившееся хроническое переутомление. Главной причиной могут быть и депрессивные установки личности, преобладание пассивной жизненной позиции.
≪Обратное≫ развитие, деградация проявляются в резком несоответствии требований труда и его субъекта, порожденном либо кардинальным обновлением технологий, к которым оказывается не готов работник, или грубыми формами снижения трудоспо собности в результате болезни, травмы, возрастных изменений психики. Несоответствие квалификации работника может усиливаться также его негативной установкой в отношении своего опыта и необходимости доподготовки.
≪Отягощенное≫, деструктивное развитие состоит в перестройке, трансформации личностных качеств, установок, направленности личности под влиянием длительного выполнения профессиональных задач, пребывания в профессиональной среде. Эти феномены обозначаются как профессиональные деформации личности
· Субъект труда как результат социализации. Психологические признаки труда (Климов). Профессиональный опыт, профессиональная идентичность, личностная зрелость. Критерии личностной зрелости и использование в управлении персоналом.
Субъект – носитель активности во взаимодействии с объектом, действует осознанно, руководствуясь образом требуемого результата (замыслом).
Изучение человека как субъекта труда – предполагает исследование тех его сторон, свойств, процессов, которые важны для труда, или являются его следствием, сформированы трудом.
У субъекта труда мы исследуем те качества личности, индивидуальные характеристики, которые необходимы для труда, либо они являются результатом труда, как-то детерминированы трудом (может деформировались из-за труда).
· Субъектом труда человек не рождается, но становится в процессе социализации · Люди проявляют свои уникальные качества в труде, т.е. не рассматриваются как формальные единообразные звенья производственного процесса · Психологи изучают человека как субъекта труда на разных уровнях регуляции (личностно-смысловом, на уровне действий и операции, на уровне когнитивных процессов, психомоторики, на уровне психофизиологических функций, комплексно) · Субъект труда может быть индивидуальным (отдельный человек) или групповым при совместных формах труда
Психологические признаки сознания субъекта труда:
1. Осознания социальной ценности продукта труда (понимание и отношение) 2. Осознание обязательного, социально-нормативного характера труда (понимание (человек мог словами описать, что означает выполнение, как приемы выполнения, что можно и чего нелья) и отношение (д.б. позитивным)). 3. Осознание и владение орудиями труда (понимание, умение и отношение к использованию орудий). Как пользоваться орудиями и распоряжаться ими, и позитивное отношение 4. Осознание межлюдских производственных отношений и своего места в них (понимание и отношение)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|