Сделай Сам Свою Работу на 5

Методические указания по технике безопасности





Основными причинами травматизма являются:

Организационные недостатки при проведении занятий и соревнований. Это нарушения инструкций и положений о проведении занятий по видам спорта, соревнований, неквалифицированное составление программы соревнований, нарушение их правил; перегрузка программы и календаря соревнований; неправильное комплектование групп (по уровню подготовленности, возрасту, полу), многочисленность групп, занимающихся сложными в техническом отношении видами спорта в зале, на площадке; неорганизованные смена снарядов и переход с места занятий; проведение занятий в отсутствие тренера-преподавателя.

Ошибки в методике проведения занятий, которые связаны с нарушением дидактических принципов обучения (регулярность занятий, постепенность увеличения нагрузки, последовательность), отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и технической подготовленности обучающихся.

Часто причиной травмы является пренебрежительное отношение к вводной части занятия – разминке; неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие необходимой страховки, самостраховки, неправильное ее применение, частое применение максимальных или форсированных нагрузок; перенос средств и методов тренировки квалифицированных спортсменов на обучающихся начального этапа подготовки. Кроме этого, причинами травм являются недостатки учебного планирования, которое не может обеспечить полноценную общефизическую подготовку и преемственность в формировании и совершенствовании у обучающихся двигательных навыков и психофизических качеств.



Недостаточное материально-техническое оснащение занятий: малые спортивные залы, тесные тренажерные комнаты, отсутствие зон безопасности на спортивных площадках, жесткое покрытие легкоатлетических дорожек и секторов, неровность футбольных и гандбольных полей, отсутствие табельного инвентаря и оборудования (жесткие маты), неправильно выбранные трассы для кроссов и лыжных гонок. Причиной травм может явиться плохое снаряжение занимающихся (одежда, обувь, защитные приспособления), его несоответствие особенностям вида спорта. Вероятность получения травм возрастает при плохой подготовке мест и инвентаря для проведения занятий и соревнований (плохое крепление снарядов, не выявленные дефекты снарядов, несоответствие массы снаряда возрасту занимающихся).



Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок: плохая вентиляция, недостаточное освещение мест занятий, запыленность, неправильно спроектированные и построенные спортивные площадки (лучи солнечного света бьют в глаза). Неблагоприятные метеорологические условия: высокие влажность и температура воздуха; дождь, снег, сильный ветер. Недостаточная акклиматизация обучающихся.

Низкий уровень воспитательной работы, который приводит к нарушению дисциплины, невнимательности, поспешности, несерьезному отношению к страховке. Зачастую этому способствуют либерализм или низкая квалификация судей и тренеров.

Отсутствие медицинского контроля и нарушение врачебных требований. Причинами травм, иногда даже со смертельным исходом, могут стать допуск к занятиям и участию в соревнованиях учащихся без прохождения врачебного осмотра, невыполнение тренером и спортсменом врачебных рекомендаций по срокам возобновления тренировок после заболевания и травм, по ограничению интенсивности нагрузок, комплектованию групп в зависимости от степени подготовленности.

Как видно из вышеизложенного, причины травм и несчастных случаев — это нарушения правил, обязательных при проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований. В основе борьбы с травматизмом и заболеваниями лежит строгое выполнение этих требований организаторами, тренерами-преподавателями, обучающимися.



Профилактика спортивного травматизма заключается в устранении факторов, приводящих к повреждениям, и заключается в следующем:

- осуществление постоянного контроля состояния мест занятий в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями;

- изучение учащимися инструкций по охране труда и мерам безопасности при занятиях определённым видом спорта;

- обязательное включение в каждое тренировочное занятие упражнений в самостраховке, страховке и оказании помощи при выполнении различных упражнений и технических действий;

- тщательное проведение разминки;

- тщательное планирование занятий (последовательность тренировочных заданий, определение величины тренировочных нагрузок в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся и т.д.);

- осуществление постоянного контроля состояния занимающихся (спортсменов);

- снижение нагрузки в случае утомления, первыми признаками которого являются бледность, блеск глаз, перевозбуждение, нарушение координации движений, ухудшение внимания, апатия, сонливость и др.;

- обязательное регулярное медицинское обследование занимающихся (спортсменов);

- соблюдение строгого режима и правил здорового образа жизни;

- соблюдение всех педагогических принципов организации и построения тренировочных занятий (доступность, постепенность, прочность, наглядность, активность, индивидуальность и др.;

- индивидуальный подход к занимающимся видами спорта;

- оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;

- постоянная воспитательная работа с занимающимися (строгая дисциплина на занятиях, товарищеская взаимопомощь, требовательность к себе и к своим товарищам, максимальная собранность на занятиях, своевременное пресечение грубости, запрещённых приёмов, воспитание уважения к противнику, воспитание творческого отношения к тренировке и т.п.).

Таблица 6

ОБЪЕМЫ МАКСИМАЛЬНЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК

Этапный норматив Этапы и годы спортивной подготовки
Этап начальной подготовки Тренировочный этап (этап спортивной специализации) Этап спортивного совершен- ствования
До года Свыше года До двух лет Свыше двух лет
Количество часов в неделю
Количество тренировок в неделю
Общее количество часов в год
Общее количество тренировок в год

 

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

 

Осуществление комплексного контроля тренировочного процесса и уровня спортивной подготовленности обучающихся по предметным областям на всех этапах является обязательным разделом программы.

Для оценки уровня освоения Программы проводятся промежуточная (ежегодно, после каждого этапа (периода) обучения и итоговая (после освоения Программы) аттестация обучающихся.

Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация для перевода на следующий этап (год) обучения осуществляется один раз в год. Срок проведения – с мая по август. Форма промежуточной аттестации – сдача контрольных нормативов. Учащиеся выполняют конкретно установленные для зачисления на следующий этап (год) подготовки нормативы. При успешном выполнении 80 % от установленных зачетных требований (табл. 7), учащиеся зачисляются на следующий этап (год) обучения. Альтернативным вариантом для зачисления в группы является присвоение спортивных разрядов, соответствующих этапам обучения.

В ДЮСШ возможно досрочное зачисление в группы обучения (при условии соответствия возрастным нормам) при выполнении спортивного разряда или зачетных требований, соответствующих данному этапу согласно таблице 7.

 

Таблица 7

СТРУКТУРА ЗАЧЕТНЫХ ТРЕБОВАНИЙ И УСЛОВИЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ В ГРУППЫ ДЮСШ

Зачетные требования ГНП ТГ ГСС
I II III I II III IV I II
ОФП
ТехнП - - - -
ТактП - - - - - - -
СД - - -
ЭИД - - - - - - - -
Всего
Зачисление в группу при выполнении 80% зачетных требований:
Количество упражнений
ИЛИ при присвоении спортивных разрядов:
Разряд - - III II - I

Таблица 8

НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

Контрольные нормативы ГНП ТГ ГСС
I II III I II III IV I II
Прыжок в длину, см д
ю
Бег 5х6м, с д 13,0 12,5 12,0 - - - - - -
ю 12,5 12,0 11,5 - - - - - -
Бег 30м, с д - - - 5,9 5,8 5,7 5,6 5,5 5,4
ю - - - 5,1 5,0 4,9 4,8 4,7 4,6
Прыжок вверх, см д
ю
Метание мяча (2кг), м д 2,20 3,00 3,40 3,70 4,00 4,40 4,70 5,00 5,40
ю 3,20 4,00 4,40 4,70 5,00 5,40 5,70 6,00 6,50
Бег 600м, мин д - - - 2,22 2,20 2,18 2,15 2,12 2,10
ю - - - 2,08 2,06 2,03 2,00 1,57 1,55

Содержание и методика контрольных испытаний по физической подготовке

1. Прыжок в длину с места. Из исходного положения стоя, ноги врозь, носки стоп на одной линии со стартовой чертой выполняется прыжок вверх вперед с места на максимально возможное расстояние. Из трех попыток учитывается лучший результат.

2. Бег 5x6м. На расстоянии 6м чертятся две линии – стартовая и контрольная. По сигналу учащийся бежит, преодолевая расстояние 6м пять раз. При изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.

3. Бег 30 м. Испытание проводится по общепринятой методике, старт высокий (стойка волейболиста).

4. Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами. Для этой цели применяется приспособление конструкции В.М. Абалакова «Косой экран» или другие, позволяющие измерить высоту подъема общего центра масс при подскоке вверх. Нельзя отталкиваться и приземляться за пределами квадрата 50x50 см. Число попыток – три. Учитывается лучший результат. При проведении испытания должны соблюдаться единые требования (точка отсчета при положении стоя на всей ступне, при прыжке с места – со взмахом рук). Из трех попыток учитывается лучший результат.

5. Метание набивного мяча (2кг). Метание сидя. При этом плечи должны быть на уровне линии отсчета (а не ступни ног), держа мяч двумя руками внизу перед собой. Поднимая мяч вверх, производится замах назад за голову и тут же сразу бросок вперед. Из трех попыток учитывается лучший результат.

6. Бег 600 м. Испытание проводится по общепринятой методике, старт высокий (стойка волейболиста).

Таблица 9

НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ В ИЗБРАННОМ ВИДЕ СПОРТА

 

Упражнения I II III IV ГСС-I
связ нап связ нап
Техническая подготовка (из 5 попыток)
Вторая передача: 3 > 4 - - - - - -
2 > 4 - - - - - -
3 > 2 (за голову) - - - - - -
чередование - - - - -
Подача верхняя прямая в поле - - - - - -
в правую, левую половину площадки - - - - - -
по зонам 4-5, 1-2, 6 - - - - - -
в прыжке в поле - - - - -
в прыжке в правую, левую половину поля - - - - -
Нападающий удар прямой в поле - - - - - -
прямой 4 > 4-5 - - - - - -
с переводом 4(3) >1-2 - - - - - -
со второй линии в правую, левую половину - - - - -
с низкой передачи 4 > 4-5 - - - - -
Прием 6 > 3 - - - - -
6 > 2 - - - -
5 > 2 - - - - -
Блокирование - - - - -
Тактическая подготовка (из 6 попыток)
Действия при второй передаче - - - - -
Действия при нападающем ударе - - - - -

Содержание и методика контрольных испытаний по избранному виду спорта

В комплекс контрольных испытаний по избранному виду спорта входят упражнения для оценки технико-тактической подготовленности. Для каждого упражнения дается три подхода.

1. Испытания на точность второй передачи (№1, №2, № 3). При передачах из зоны 3 в зону 4 (2) расстояние передачи не менее 3м, высота ограничителей 3м, расстояние от сетки не более 1,5м. При передаче из зоны 2 в зону 4 расстояние передачи не менее 5м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток: учитываются количество передач, отвечающих требованиям в испытании, а также качество исполнения передачи (передача с нарушением правил игры не засчитывается).

2. Испытание в передачах сверху у стены, стоя лицом и спиной (чередование)(№4). Учащийся располагается на расстоянии 3м от стены, на высоте 4м на стене делается контрольная линия – надо стремиться выдерживать расстояние от стены и высоту передач. Учащийся подбрасывает мяч над собой и передачей посылает его в стену, выполняет передачу над собой и поворачивается на 180о (спиной к стене), выполняет передачу, стоя спиной, поворачивается кругом, выполняет передачу, стоя лицом к стене и т.д. Передачи, стоя лицом – над собой – стоя спиной, составляют одну серию. Устанавливается минимальное число серий, выполненных без остановки.

3. Испытания на точность подач (№№ 5-9). Основные требования: при качественном техническом исполнении заданного способа подачи послать мяч в определенном направлении – в определенный участок площадки. Эти участки следующие: правая (левая) половина площадки, зона 4-5 (1-2) – площадь у боковых линий в зонах 5,4 (1,2) размером 6x2м, в зоне 6 у лицевой линии размером 3x3м. В упражнениях 6, 7, 9 перед каждой попыткой тренер произносит номер зоны или указывает половину площадки, в которую будет производиться подача. Каждый учащийся выполняет 5 попыток.

4. Испытания на точность нападающих ударов (№№ 10-14). Требования в этих испытаниях сводятся к тому, чтобы качественно в техническом исполнении производя тот или иной нападающий удар, учащиеся могли достаточно сильно послать мяч с определенной точностью. При ударах из зоны 4 в зоны 4-5 площадь попадания ограничивается лицевой, боковой линиями и линией нападения, на расстоянии 3м от боковой. При ударах с переводом площадь ограничена боковой линией и линией, параллельной ей на расстоянии 2м. Выбор нападающего удара с переводом зависит от изученной системы игры («углом вперед» - вторая передача из зоны 3, НУ из зоны 4, «углом назад» - передача из зоны 2, НУ из зоны 3 или 4). Нападающий удар со второй линии выполняется из зон в соответствии с игровым амплуа. Каждый учащийся должен выполнить 5 попыток.

5. Испытания на точность первой передачи (прием мяча)(№15-17). Испытания преследуют цель определить степень владения навыками приема подачи. Выполняется верхняя подача, нацеленная на зону, где расположен испытуемый. Только при этом условии идут в зачет попытки. Принимая мяч в зоне 6(5), учащийся должен направить его через ленту (рейку), натянутую на расстоянии 1,5м от сетки и на высоте 3м, в зону 3 или 2 (квадрат 3*3м). Если мяч выйдет за пределы указанной зоны или заденет сетку, то такая попытка не засчитывается. Каждому учащемуся дается 5 попыток. Учитываются количество попаданий и качество выполнения.

6. Испытания в блокировании (№ 18). При одиночном блокировании учащийся располагается в зоне 3 и в момент передачи на удар выходит в соответствующую зону для постановки блока. Направление удара известно, высота передачи на удар тоже – прямой нападающий удар с высокой передачи из зоны 4. Дается 5 попыток каждому занимающемуся.

7. Действия при второй передаче (№ 19). Испытуемый находится в зоне на границе зон 3 и 2 для выполнения трех разных передач: «в четыре» - высокий длинный пас, «в три» - низкая передача, «в два» - высокая передача за голову. Мяч первой передачей посылается из глубины площадки. Сигнал (звуковой – произнести зону для передачи) подается в тот момент, когда мяч начинает опускаться вниз. Задания следуют в различном порядке. Даются 6 попыток (примерно поровну в каждую зону). Площадь попадания в зонах 2,3, 4 равна прямоугольникам 3*1,5м (1,5м – расстояние от сетки). Учитываются количество правильно выполненных заданий и точность передачи с соблюдением правил игры.

8. Действия при нападающих ударах (№ 20). Нападающий удар или «скидка» (передача через сетку в прыжке) в зависимости от того, поставлен «блок» или нет. «Блокировать» может партнер, стоя на подставке. «Блок» появляется во время отталкивания нападающего при прыжке. Учитываются количество правильно выполненных заданий и точность полета мяча: нападающий удар в зону 4-5 (прямоугольник 9*2м), скидка в зону 1-2 (прямоугольник 9*2м).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.