Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие гуманистической направленности личности социального работника





Развитие личности специалиста по социальной работе должно быть направлено на формирование его этико-аксиологического сознания.

Важна гуманистическая направленность личности специалиста, которая характеризуется следующими показателями:

  • осознанной приверженностью гуманистическим ценностям;
  • признанием человека высшей ценностью современной цивилизации;
  • организацией активной деятельности, направленной на реализацию гуманистических ценностей;
  • мотивацией основной деятельности необходимостью реализации гуманистических ценностей.

Этико-аксиологическое сознание социального работника может включать в себя следующие идеальные и реальные компоненты:

  1. Философскую, которая сложилась в результате изучения и присвоения научно обоснованных фундаментальных знаний в области общей философии, этики и аксиологии;
  2. Социокультурную, которая образовалась под влиянием:
    • всех факторов социальной реальности;
    • адаптированных в массовом сознании научных представлений об истинных ценностях и идеале (общественном, профессиональном, групповом, индивидуальном);
  3. Профессиональную, которая представляет собой результат:
    • воздействия на личность смысла и содержания социальной работы как профессии;
    • воззрений совокупной профессиональной группы, в том числе в области профессиональной этики и аксиологии.
  4. Социально-групповую, которая сложилась вследствие:
    • принадлежности личности к определенной социальной группе;
    • усвоения ею определенных взглядов, стереотипов, ролей и статусов.
  5. Индивидуальную, которая выступает как результат развития, становления личности специалиста и его собственного жизненного пути.

Соотношение указанных компонент является не константным, а , напротив, весьма изменчивым. Поэтому, профессионально-этическое сознание социального работника имеет сложную структуру, элементы которой постоянно подвергаются коррекции.



Можно выделить ряд факторов, которые обуславливают ценностные противоречия в сознании специалистов:

  • Социальный работник , как член общества, подвергается влиянию процессов и явлений, которые существуют в обществе;
  • В профессиональную деятельность он включается, будучи зрелой личностью;
  • Специалисты по социальной работ не являются замкнутой группой;

Кроме того:



  • профессионально-значимые ценности могут вступить в противоречие с реальными ценностями общества и социальной группы, отдельного социального работника;
  • Ценностный хаос в России способствовал утверждению в общественном и индивидуальном сознании приоритета личностно значимых ценностей и девальвации ценностей социальных.

В результате носителями ценностного противоречия становятся как социальные работники, так и совокупная профессиональная группа.

Все большее значение в этих условиях приобретает не только образовательная, но и воспитательная деятельность, направленная на формирование личности специалиста.

Основные цели формирования этической компетентности специалиста:

  • содействие формированию социально и профессионально значимых черт личности специалиста;
  • обеспечение высокого престижа и статуса профессии в обществе;
  • достижение высокого уровня социализации личности в профессиональной группе;
  • формирование потребности в нравственном самосовершенствовании специалиста и др.

Компоненты и основания профессионально-этического сознания

Формирование специалиста, его этико-аксиологического сознания представляет известную трудность, причинами которой являются:

во-первых, это, как правило, уже сложившаяся личность;

во-вторых, помимо направленного воздействия в процессе профессионального воспитания, человек испытывает заметное стихийное влияние со стороны социальной и профессиональной среды.



Основные факторы, оказывающие влияние на формирование личности специалиста:

  • среда (социальная и профессиональная)
  • воспитание личности
  • самосовершенствование личности специалиста.

Профессионально-этическое сознание социального работника является многоуровневым и может быть представлено как совокупность этико-аксиологических знаний, убеждений и потребностей.

  • Этико-аксиологические знания – это основы знаний этики, аксиологии, в том числе и профессиональной деятельности. Социальный работник получает их в процессе обучения в среднем специальном, высшем учебном заведении или на курсах и факультетах повышения квалификации, а так же в процессе жизнедеятельности и профессиональной деятельности.
  • Этико-аксиологические убеждения – это основанная на опыте и знаниях уверенность социального работника в справедливости требований профессиональной морали, объективности профессиональных ценностей. Это более высокий уровень развития личностного сознания. Этико-аксиологические убеждения определяют теоретическую и практическую подготовленность специалиста к профессиональной деятельности.
  • Этико-аксиологические потребности – это наивысшая степень развития сознания социального работника. Это моральная потребность в соблюдении требований профессиональной этики, организации деятельности с целью реализации этических ценностей.

Место и роль этико-аксиологической подготовки социального работника

Нравственность социального работника как личности всегда подвергается воздействию принятых в практике данного трудового коллектива профессионально-этических норм поведения. Специалист не просто усваивает их как определенный идеал, но и постоянно сопоставляет с реальной действительностью.

Теоретическое изучение специалистом объективных профессиональных ценностей может оказаться недостаточным:

  • моральная проповедь становится бессильной, если её содержание и требования не совпадают с реальными интересами человека и опровергаются социальной реальностью;
  • такой схоластический подход может привести к прямо противоположному результату - социальный работник, сравнив теорию с социальной практикой, может сделать вывод о том, что в социальной работе царит так называемая «двойная мораль».

Поэтому процесс формирования этико-аксиологического сознания должен включать в себя не только изучение профессионально-этических ценностей, но и практическую демонстрацию ценностных трансверсий, дилемм, конфликтов, с тем, чтобы в профессиональной практике специалист свободно ориентировался в условиях ценностного противоречия и умел разрешать ценностный конфликт.

Проблемы формирования личности специалиста социальной работы

План лекции:

  1. Проблемы развития и становления личности социального работника.
  2. Требования к профессионально-значимым личностным качествам социального работника.
  3. Профессионально-этические критерии пригодности в социальной работе.

Проблемы развития и становления личности социального работника

Усвоение и присвоение специалистом системы профессионально-этических ценностей является фактором гуманизации общественных отношений, условием социального прогресса.

Поэтому, правомерны особые требования к профессионально значимым качествам личности специалиста.

Формирование абсолютно идеальной личности невозможно. Однако, это не означает, что в нынешних условиях следует опираться лишь на знания социальным работником профессионально-этических императивов.

Неповторимость профессионально-этической ситуации не всегда укладывается в рамки абстрактных предписаний, что требует от специалиста творческого подхода к решению моральных проблем.

Поэтому, поведение, отношения и действия социального работника должны определять вполне конкретными качествами его личности.

Требования к профессионально-значимым личностным качествам социального работника

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.