Сделай Сам Свою Работу на 5

Специфические ценности профессиональной социальной работы и особенности их реализации

Важнейшей целью социальной работы является привнесение и утверждение гуманистических ценностей в общественном и индивидуальном сознании, в государственной политике и практике.

Идеальные ценности в системе социальной работы приобретают специфическое и более узкое содержание по сравнению с социальной деятельностью общества. Социальную работу целесообразно рассматривать как частный случай социальной деятельности общества.

Можно выделить специфические ценности в профессиональной социальной работе, реализация которых оказывает существенное влияние на ее эффективность. Они не имеют самостоятельного значения для общества как основного заказчика деятельности. Однако для той части общества, которая непосредственно включена в профессиональную социальную работу (в первую очередь социальных работников и их клиентов) утверждение этих ценностей в общественном и индивидуальном сознании представляет большую важность.

Можно выделить следующие специфические ценности социальной работы:

  • благо человека и общества;
  • права и индивидуальность человека;
  • профессионализм;
  • гуманистический смысл деятельности;
  • социальный статус человека;
  • его возраст и пол и др.
  1. Благо человека.

Социальный работник всегда должен осознавать, что его работа направлена на благо этого человека и благо общества. Специфическая особенность социальной работы состоит в том, что а отличие от обычной сервисной службы, учреждение социальной работы не может оказывать по просьбе клиента любые услуги, не заботясь при этом, принесет это человеку пользу или вред.

Выполняя заказ общества, социальный работник содействует нормализации жизнедеятельности и социального функционирования личности, а не просто оказывает ей комплекс услуг.

Социальный работник ответственен за человека, доверившегося его заботам. Он ответственен и за судьбу и благополучие общества, поручившего ему заботиться о людях и оказывать им помощь.

Таким образом, благо человека и общества, прямо связанные со смыслом деятельности, являются специфическими ценностями профессиональной социальной работы, занимающие высокие ранги в иерархии ценностей.



  1. Права и индивидуальность человека

В конституции каждого современного государства человек наделен множеством прав: правом на жизнь,на свободу, труд, образование, жилище, охрану здоровья, обеспечение в случае нетрудоспособности и т.п. Однако природно обусловленные возможности людей в реализации прав от природы не равны. Поэтому, государством должны быть предусмотрены дополнительные меры, увеличивающие гарантии обеспечения прав людям со сниженными возможностями. Эти меры обеспечивает социальная работа. Защита прав в ней является специфической ценностью.

Кроме закрепленных в конституции прав, всегда подразумевается, что человек имеет право на счастье, развитие, благополучие и право быть самим собой. Это последнее право – на индивидуальность приобрело в последнее время особое значение. Индивидуальность человека – это то, что дает возможность развиваться и прогрессировать всему человечеству. Поэтому уникальность человека представляет собой специфическую ценность и для социальной работы.

Для социальной работы важна индивидуальность человека, в какой бы жизненной ситуации он не находился. Разрешение трудной жизненной ситуации или ее стабилизация на приемлемом уровне может способствовать развитию человеческой индивидуальности.

  1. Профессионализм.

Вопрос о профессионализме в социальной работе отнюдь не так прост и однозначен, как может показаться на первый взгляд.

Помощь человека человеку – это важнейшая характеристика человеческого бытия. Она настолько укоренена в общественном и индивидуальном сознании, что может служить даже препятствием для признания социальной работы как насущно необходимого вида профессиональной деятельности.

Действительно, наиболее «простые» из обыденных обстоятельств клиентов (возрастное снижение жизнедеятельности, например) могут и не потребовать наличия у помогающего специфических профессиональных знаний, что делает помощь человеку, оказавшемуся в затруднительном положении одним из наиболее демократичных видов деятельности, поскольку позволяет включаться в нее практически любому члену общества.

С другой стороны, институализация социальной работы в обществе как формализованной помощи не освобождает членов общества от обязанности оказывать помощь друг другу.

Но далеко не все трудные жизненные ситуации могут быть разрешены с участием людей, не обладающих специальным знанием и профессионализмом. Для того, чтобы действительно принести человеку благо и оградить его от возможного ущерба, необходимо оказывать помощь, руководствуясь не только состраданием, но и определенными знаниями, опытом, с учетом возможностей, условий и т.п.

Необходимость профессионализма при оказанию помощи человеку обуславливается следующими моментами:

  • усложнение человеческого бытия требует от оказывающего помощь не только обыденных, но и специальных профессиональных знаний в области социологии, экономики, политики, права и т.д. А так же навыков в использовании этих знаний.
  • усложнение и развитие человеческой личности требует от помогающего учета психических ресурсов клиента, наличия и качества его социальных связей, его восприимчивости к разнообразным методам воздействия. Следовательно, необходимо обладать знаниями и навыками в области психологии и педагогики.
  • оказание помощи может быть малоэффективным в случае, если оказывающий ее не обладает достоверной информацией в необходимом и достаточном объеме;
  • Современное общественное устройство и нормативно-правовая база жизнедеятельности общества требует от личности, представляющей интересы другой личности, наличие определенного статуса и связанных с ним полномочий и ответственности;
  • Помощь зачастую связана с необходимостью руководства личностью. Поэтому, помогающий должен обладать определенными качествами и навыками лидерства, уметь вызывать доверие к себе, вселить в человека уверенность в благоприятном исходе действий, т.е. обладать харизматическими данными и определенными нравственными качествами;
  • личность, оказывающая помощь, должна обладать способностью к интеграции имеющихся у нее специальных знаний, опыта, формируя таким образом специфический стиль мышления, позволяющий ей видеть одновременно общее, особенное и специфическое в этой деятельности.

Таким образом, профессионализм в социальной работе может рассматриваться как специфическая профессиональная ценность, т.к.он определяет:

  • безопасность клиента и общества;
  • повышение эффективности деятельности;
  • ответственность специалиста.
  1. Гуманистический смысл деятельности специалиста.

Социальная работа – это деятельность, исполненная гуманистического смысла. Однако очевидно, что помощь человеку может иметь и иные смыслы:

  • получить что-то взамен;
  • в целях рекламы;
  • в расчете на положительное общественное (или групповое) мнение;
  • с целью быть принятым в определенную социальную группу;
  • желая «замолить грехи»;
  • с целью почувствовать зависимость от себя и своих действий;
  • удовлетворить властные амбиции;
  • реализовать самого себя посредством помощи другому;
  • обеспечит свое карьерное благополучие и продвижение и т.д.

Во всех этих случаях человек является лишь средством, с помощью которого помогающий добивается определенной, важной для него цели.

  1. Социальный статус человека.

Социальный статус личности, который складывается из ее экономического, профессионального, половозрастного, семейного и прочих статусов – это один из предметов деятельности специалиста, поскольку трудная жизненная ситуация зачастую связана со снижением одного или нескольких статусов.

Восстановление или улучшение положения человека способствует раскрытию его творческого потенциала, положительно сказывается на достижении им смысложизненных целей, содействует реализации его ценности.

Поэтому, максимально возможный социальный статус личности является одной из специфических ценностей социальной работы.

  1. Пол и возраст человека.

Пол и возраст личности как естественные характеристики практически не поддаются коррекции. Однако вполне может быть скорректированоотношение личности, как и общества в целом, к этим характеристикам.

В некоторые периоды развития общества индивиды, принадлежащие к определенным половозрастным группам, рассматривались как люди «второго» сорта. Например, престарелые в период экономического неблагополучия или женщины, ущемленные в их правах со стороны представителей противоположного пола.

Однако, с точки зрения природы, а так же объективных интересов человеческого общества, нет пола «высшего» и «низшего», их невозможно сравнивать и невозможно заменить один на другой – гармония мира будет нарушена. Аналогичным образом, нет «хороших» и «плохих» возрастов. Каждому возрасту присущи достоинства и недостатки, отсутствующие в другом возрасте.

Справедливость требует оценки человека не не основе его половозрастной принадлежности, а в связи с его действительными заслугами и достоинствами, реализацией возможностей, данных полом и возрастом, на благо себя, своей семьи и всего общества.

Поэтому пол и возраст человека являются ценностями, реализации которых должен содействовать социальный работник.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.