|
Характер существующих взаимосвязей главных социально-психологических феноменов
Понятие о ценностях
Ценности, идеалы и другие социально-психологические феномены – это действенные регуляторы человеческого поведения. Знание этих феноменов необходимо для анализа и оценки как поведения отдельного человека, так и поведения различных групп людей, вплоть до человеческого сообщества в целом.
Основные социально-психологические феномены, характеризующие поведение человека и группы.
Ценности– это специфически социальные определения объектов окружающего мира (явлений действительности), выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества.
Ценности – это не любые, а лишь значимые для человека объекты. Через категорию ценности человек демонстрирует свое отношение к ним. Ценности – это то, что небезразлично для человека.
В своих суждениях, принятии решений, поведении, даже единичных поступках человек исходит из определенных ценностей.
Ценности являются всеобщим основанием человеческой деятельности и ее всеобщим регулятором.
Важно, чтобы ценностные основания личности, группы или общества в целом соответствовали представлениям о благе человека и общества.
Необходимость реализации ценностей человек ощущает через потребность.
Потребность – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в чем-либо (объекте потребности). Это состояние необходимо для существования и развития и выступает источником активности человека.
Потребности человека являются регуляторами его поведения, мышления, чувств и воли.
Важнейшие для человека ценности могут быть представлены как ценностные ориентации, которые являются составным элементом внутренней структуры личности.
Непротиворечивость, целостность и устойчивость ценностных ориентаций – важный показатель, характеризующий зрелую, самостоятельную и автономную личность, устойчивый, сплоченный коллектив.
Установка – фиксированная в социальном и профессиональном опыте личности предрасположенность воспринимать и оценивать значимые объекты, а так же готовность личности действовать определенным образом, ориентируясь на значимые объекты.
Совокупность установок определяет общую направленность личности. Установки – это внутренне ставящиеся задачи, которые диктуют индивиду конкретные способы поведения и отношения к жизни.
Нормы – некие внешние предписания, диктующие индивиду конкретные способы поведения и отношения к жизни.
Характер существующих взаимосвязей главных социально-психологических феноменов
Ценности – важнейший фактор, обусловливающий регуляцию социального поведения личности. Основные потребности индивида становятсямотивацией социального поведения, опредмечивать в базовых ценностях личности.
Ценности венчают иерархически организованную структуру регуляции социального поведения в качестве наиболее обобщенного содержания человеческой мотивации.
Так, например, потребность в безопасности опредмечивает себя в различных формах обеспечения безопасности индивида, которые в обобщенном виде осознаются как понятие Безопасность. Высокая потребность в достижении всех этих форм формируют так же осознание человеком того, что Безопасность входит в число важнейших для него ценностей и является мощным мотивом его деятельности и поведения.
Далее ценность Безопасность находит свое выражение в таких основных жизненных целях как человека как материальная независимость, защищенное жилье, постоянная работа, сохранение здоровья, крепкая семья и т.п., направляя тем самым социальную регуляцию поведения.
Еще более низкий уровень социальной регуляции поведения описывается в виде усваиваемых человеком норм и формируемых у негоустановок. В примере с безопасностью они выглядят так:
Нормы: «Нельзя нарушать существующие в обществе запреты», «Нельзя ущемлять права других людей», «Надо хорошо трудиться»
И более конкретные правила: «Если хочешь, чтобы тебя не трогали, не спорь с начальством, не скандаль в коллективе и пр.»; «Для того, чтобы заработать много денег надо делать больше, чем другие, много времени проводить на работе, постоянно изобретать что-то новое и пр.». Указанные нормы и правила, интериоризируясь и становясь мотивом деятельности, принимают форму социальных установок «Я должен приходить (я всегда прихожу) на работу вовремя».
Изучением ценностей занимается аксиология – философское учение о ценностях. Это научная дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований бытия, задающих направленность и мотивированность человеческих поступков, действий, отношений и всей его жизни.
Праксиология изучает ценности профессиональной деятельности.
- Система и иерархия ценностей
Система ценностей – совокупность ценностей, связанных между собой, позволяющих индивиду или группе осознанно и целенаправленно организовывать свою деятельность, решать поставленные задачи, достигать намеченных целей.
Иерархия ценностей – их упорядоченность в соответствии со значимостью.
Ранг ценности – уровень ее положения в иерархии. Ранг ценности в иерархии может быть объективным и субъективным, идеальным м реальным – это зависит от множества факторов.
Например, пища может представлять ценность высшего ранга для голодного человека, в то время, как будучи сытым, этот же человек в качестве высшей ценности назвать свободу, либо искусство, либо что-то еще.
Выделяют различные группы ценностей:
- абсолютные – безусловные и безотносительные (неизменяемые, ни от чего не зависящие) и относительные (изменяющиеся в зависимости от некоторых факторов);
- истинные, представляющие собой в действительности ценность, и мнимые (ложные), не являющиеся таковыми;
- позитивные, отвечающие истинным потребностям и интересам человека и негативные, реализация которых принесет человеку вред;
- условные, получающие статус ценности при некоторых условиях и безусловные, признаваемые ценностями независимо от условий;
- признанные – являющиеся ценностями и опознаваемые и признаваемые человеком как ценности (институализированные) инепризнанные – в действительности являющиеся ценностями, но не признаваемые таковыми;
- непреходящие («вечные») и ситуативные, становящиеся ценностями в конкретной ситуации;
- субъективные – представляющиеся (кажущиеся) ценностями в силу некоторых обстоятельств и объективные – объективно являющиеся ценностями;
- реальные – имеющие место в действительности и идеальные – имеющие место в теории;
- обыденные – признаваемые и реализуемые в обыденной жизнедеятельности и профессиональные (праксиологические) – признаваемые и реализуемые в профессиональной деятельности;
- индивидуальные, групповые,этнонациональные и общечеловеческие – признаваемые и реализуемые соответственно индивидом, группой,этнонациональной общностью или человечеством;
- действительные(актуальные) – являющиеся ценностями здесь и сейчас и потенциальные – могущие стать таковыми;
- терминальные(конечные) – ценности-цели и инструментальные, представляющие собой ценности-средства и условия достижения цели;
- практические – ценности выживания и духовные – ценности развития и совершенствования личности.
- эгоистические – направленные на себя, на свое благо, и альтруистические – направленные на других;
- высшие (возвышенные) – свидетельствующие о высоком уровне духовного развития личности и низменные, соответствующие низменным потребностям и инстинктам человека;
- простейшие (отвечающие физиологическим потребностям человека), интеракционистские (ценности деятельности),социализационные (ценности развития и становления личности) и смысложизненные, определяющие жизненный путь личности, смысл ее жизни и деятельности;
- материально-вещные (предметные), духовно-интеллектуальные (ценности сознания), этические (определяемые ценностями с точки зрения блага, добра и зла), эстетические (определяемые ценностями с точки зрения красоты), религиозные (определяемые ценностями с точки зрения религии) и т.п.
Это, разумеется, не все известные типологии ценностей, однако приведенные классификации красноречиво говорят о разнообразии и богатстве ценностного отношения человека к миру.
Субъективная природа ценностей определяет не столько их совокупность, которая мало меняется с течением времени, сколько их иерархию, меняющуюся от условий жизнедеятельности человека.
Ценности могут быть неравны самим себе, т.е. могут иметь место ценностные трансверсии (изменения смысла ценности) и ценностныефлуктуации (изменение ранга ценности в иерархии)
Одной из высших ценностей является идеал – представление о высшем итоговом совершенстве, высшая цель стремлений.
Идеал имеет двойственную природу:
- с одной стороны, он содержит в себе настоящее в виде противоречия, требующего своего разрешения;
- с другой стороны, он воплощает в себе желаемое будущее, являясь универсальной ценностью.
Любой идеал как образ желаемого будущего состояния системы должен пройти теоретическое обоснование:
- на соответствие понятию «идеал» вообще, т.е. на его способность выполнять присущие идеалу функции и обладать соответствующими идеалу свойствами, характеризующие его как высшее благо;
- на соответствие объективным представлениям о желаемом будущем.
Основные функции идеала:
- Оценочно-сравнительная, позволяющая сравнивать наличную действительность с желаемой;
- Программно-ориентирующая;
- Деятельностно-практическая.
С точки зрения аксиологии, профессиональная деятельность – это деятельность, направленная на реализацию ценностей.
Соотношение систем ценностей обыденной деятельности (деятельности вообще), профессиональной деятельности и конкретного вида деятельности можно представить в виде таблицы.
Категории
| Общее
| Особенное
| Специфическое
| Характер деятельности
| Обыденная деятельность
| Профессиональная деятельность
| Конкретный вид профессиональной деятельности
| Характер системы ценностей
| Система ценностей общества
| Система ценностей профессиональной деятельности
| Система ценностей конкретных видов профессиональной деятельности
| Учение о ценностях
| Аксиология
| Праксиология
| Учения о ценностях конкретных видов профессиональной деятельности
| - Профессионально-этическая компонента социальной работы
В основе любого вида профессиональной деятельности лежит реализация определенных ценностей.
От того, насколько глубоко специалисты понимают ценностный смысл профессии, зависит их отношение:
- к непосредственно выполняемой работе;
- к профессии вообще.
Усвоение и присвоение ценностного смысла и содержания профессии помогает понять место и роль профессии:
- в обществе;
- в человеческой жизнедеятельности;
- в социальном и научно-техническом прогрессе.
Любая профессия, будучи специализированной деятельностью, предъявляет определенные требования к человеку, которые не всегда могут быть удовлетворены в процессе профессиональной подготовки.
Некоторые из профессий (оказывающие решающее влияние на судьбу и благополучие человека и общества) предъявляют особые требования к качествам личности специалиста, в первую очередь, к его ценностным ориентациям
Специалист, неверно расставивший ценностные акценты в своей деятельности, может в качестве высшей ценности воспринимать сампроцесс деятельности, и в меньшей степени – ее конечный результат. Следствие этого- непонимание смысла своей деятельности.
Например, социальный работник может думать, что смысл и цель социальной работы заключается в помощи человеку и затруднится ответить на вопрос зачем это делается. Налицо искаженное понимание цели (процесс деятельности оказался ее важнейшей целью) в связи с недостаточной аксиологической компетентностью специалиста.
Таким образом, ценностные ориентации специалистов играют важнейшую роль не только в их личной профессиональной деятельности, но и в деятельности совокупной профессиональной группы.
Исследовательская деятельность в области профессиональных ценностей чрезвычайно важна, так как:
- на основе системы важнейших профессиональных ценностей и их иерархии возможно определение ее смысла,места и роли в обществе и жизнедеятельности человека;
- четкость понимания ценностей профессиональной деятельности позволяет правильно формулировать ее цели в общем, в масштабах совокупной профессиональной группы, а так же каждым специалистом в отдельности;
- мотивация совокупной профессиональной группы, как и каждого специалиста, должна быть сформирована на основе важнейших ценностей профессии.
Идеал играет огромную роль в постановке значимой профессиональной цели. Являясь образом желаемого будущего состояния объекта деятельности, идеал:
- «опредмечивается» в ее конечных целях;
- затем отдельные его фрагменты и черты получают более детальную проработку в частных и промежуточных целях.
Роль идеала в целеполагании можно отразить в виде последовательности:
- В начале идеал, как правило, выступает только как представление о совершенном состоянии объекта деятельности.
- В дальнейшем идеал требует конструирования идеальных образов самой деятельности и субъекта деятельности (поскольку не всегда возможно достичь идеального состояния объекта без соответствующих изменений в самой деятельности и ее исполнителях)
- Затем, как следствие, должны начаться целеполагающая деятельность и соответствующая ей практическая деятельность, направленная на совершенствование профессии или ее отдельных компонентов, профессиональный и личностный рост специалистов.
Таким образом, деятельность по конструированию идеала выполняет следующие функции:
- способствует повышению эффективности профессиональной деятельности;
- способствует повышению качества конечного результата;
- в конечном итоге, способствует более полному удовлетворению потребностей общества и человека.
Для достижения благой цели человек субъективно может использовать нелигитимные средства («цель оправдывает средства»), получить неожиданно негативный результат в итоге деятельности, нанести существенный вред окружающим, обеспечив пользу для себя лично. Поэтому развитие человека и общества может быть прогрессивным или регрессивным, способствовать достижению блага большинства членов общества или узкой группы лиц, одного лишь человека.
Человек и общество могут мотивировать свою деятельность различными, порой противоречивыми и неадекватными соображениями, ноценности, присутствующие в мотиве в явном или неявном виде, обусловливают необходимость деятельности и задают ее направленность,смысл и содержание, определяют средства и методы.
Таким образом, ценностные ориентации личности способствуют выбору ею не только целей, но и социально одобряемых или, напротив, социально порицаемых средств достижения поставленной цели.
Аксиологические основания социальной работы
План лекции:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|