Сделай Сам Свою Работу на 5

Характер существующих взаимосвязей главных социально-психологических феноменов

Понятие о ценностях

Ценности, идеалы и другие социально-психологические феномены – это действенные регуляторы человеческого поведения. Знание этих феноменов необходимо для анализа и оценки как поведения отдельного человека, так и поведения различных групп людей, вплоть до человеческого сообщества в целом.

Основные социально-психологические феномены, характеризующие поведение человека и группы.

Ценности– это специфически социальные определения объектов окружающего мира (явлений действительности), выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества.

Ценности – это не любые, а лишь значимые для человека объекты. Через категорию ценности человек демонстрирует свое отношение к ним. Ценности – это то, что небезразлично для человека.

В своих суждениях, принятии решений, поведении, даже единичных поступках человек исходит из определенных ценностей.

Ценности являются всеобщим основанием человеческой деятельности и ее всеобщим регулятором.

Важно, чтобы ценностные основания личности, группы или общества в целом соответствовали представлениям о благе человека и общества.

Необходимость реализации ценностей человек ощущает через потребность.

Потребность – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в чем-либо (объекте потребности). Это состояние необходимо для существования и развития и выступает источником активности человека.

Потребности человека являются регуляторами его поведения, мышления, чувств и воли.

Важнейшие для человека ценности могут быть представлены как ценностные ориентации, которые являются составным элементом внутренней структуры личности.

Непротиворечивость, целостность и устойчивость ценностных ориентаций – важный показатель, характеризующий зрелую, самостоятельную и автономную личность, устойчивый, сплоченный коллектив.

Установка – фиксированная в социальном и профессиональном опыте личности предрасположенность воспринимать и оценивать значимые объекты, а так же готовность личности действовать определенным образом, ориентируясь на значимые объекты.



Совокупность установок определяет общую направленность личности. Установки – это внутренне ставящиеся задачи, которые диктуют индивиду конкретные способы поведения и отношения к жизни.

Нормы – некие внешние предписания, диктующие индивиду конкретные способы поведения и отношения к жизни.

Характер существующих взаимосвязей главных социально-психологических феноменов

Ценности – важнейший фактор, обусловливающий регуляцию социального поведения личности. Основные потребности индивида становятсямотивацией социального поведения, опредмечивать в базовых ценностях личности.

Ценности венчают иерархически организованную структуру регуляции социального поведения в качестве наиболее обобщенного содержания человеческой мотивации.

Так, например, потребность в безопасности опредмечивает себя в различных формах обеспечения безопасности индивида, которые в обобщенном виде осознаются как понятие Безопасность. Высокая потребность в достижении всех этих форм формируют так же осознание человеком того, что Безопасность входит в число важнейших для него ценностей и является мощным мотивом его деятельности и поведения.

Далее ценность Безопасность находит свое выражение в таких основных жизненных целях как человека как материальная независимость, защищенное жилье, постоянная работа, сохранение здоровья, крепкая семья и т.п., направляя тем самым социальную регуляцию поведения.

Еще более низкий уровень социальной регуляции поведения описывается в виде усваиваемых человеком норм и формируемых у негоустановок. В примере с безопасностью они выглядят так:

Нормы: «Нельзя нарушать существующие в обществе запреты», «Нельзя ущемлять права других людей», «Надо хорошо трудиться»

И более конкретные правила: «Если хочешь, чтобы тебя не трогали, не спорь с начальством, не скандаль в коллективе и пр.»; «Для того, чтобы заработать много денег надо делать больше, чем другие, много времени проводить на работе, постоянно изобретать что-то новое и пр.». Указанные нормы и правила, интериоризируясь и становясь мотивом деятельности, принимают форму социальных установок «Я должен приходить (я всегда прихожу) на работу вовремя».

Изучением ценностей занимается аксиология – философское учение о ценностях. Это научная дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований бытия, задающих направленность и мотивированность человеческих поступков, действий, отношений и всей его жизни.

Праксиология изучает ценности профессиональной деятельности.

  1. Система и иерархия ценностей

Система ценностей – совокупность ценностей, связанных между собой, позволяющих индивиду или группе осознанно и целенаправленно организовывать свою деятельность, решать поставленные задачи, достигать намеченных целей.

Иерархия ценностей – их упорядоченность в соответствии со значимостью.

Ранг ценности – уровень ее положения в иерархии. Ранг ценности в иерархии может быть объективным и субъективным, идеальным м реальным – это зависит от множества факторов.

Например, пища может представлять ценность высшего ранга для голодного человека, в то время, как будучи сытым, этот же человек в качестве высшей ценности назвать свободу, либо искусство, либо что-то еще.

Выделяют различные группы ценностей:

  • абсолютные – безусловные и безотносительные (неизменяемые, ни от чего не зависящие) и относительные (изменяющиеся в зависимости от некоторых факторов);
  • истинные, представляющие собой в действительности ценность, и мнимые (ложные), не являющиеся таковыми;
  • позитивные, отвечающие истинным потребностям и интересам человека и негативные, реализация которых принесет человеку вред;
  • условные, получающие статус ценности при некоторых условиях и безусловные, признаваемые ценностями независимо от условий;
  • признанные – являющиеся ценностями и опознаваемые и признаваемые человеком как ценности (институализированные) инепризнанные – в действительности являющиеся ценностями, но не признаваемые таковыми;
  • непреходящие («вечные») и ситуативные, становящиеся ценностями в конкретной ситуации;
  • субъективные – представляющиеся (кажущиеся) ценностями в силу некоторых обстоятельств и объективные – объективно являющиеся ценностями;
  • реальные – имеющие место в действительности и идеальные – имеющие место в теории;
  • обыденные – признаваемые и реализуемые в обыденной жизнедеятельности и профессиональные (праксиологические) – признаваемые и реализуемые в профессиональной деятельности;
  • индивидуальные, групповые,этнонациональные и общечеловеческие – признаваемые и реализуемые соответственно индивидом, группой,этнонациональной общностью или человечеством;
  • действительные(актуальные) – являющиеся ценностями здесь и сейчас и потенциальные – могущие стать таковыми;
  • терминальные(конечные) – ценности-цели и инструментальные, представляющие собой ценности-средства и условия достижения цели;
  • практические – ценности выживания и духовные – ценности развития и совершенствования личности.
  • эгоистические – направленные на себя, на свое благо, и альтруистические – направленные на других;
  • высшие (возвышенные) – свидетельствующие о высоком уровне духовного развития личности и низменные, соответствующие низменным потребностям и инстинктам человека;
  • простейшие (отвечающие физиологическим потребностям человека), интеракционистские (ценности деятельности),социализационные (ценности развития и становления личности) и смысложизненные, определяющие жизненный путь личности, смысл ее жизни и деятельности;
  • материально-вещные (предметные), духовно-интеллектуальные (ценности сознания), этические (определяемые ценностями с точки зрения блага, добра и зла), эстетические (определяемые ценностями с точки зрения красоты), религиозные (определяемые ценностями с точки зрения религии) и т.п.

Это, разумеется, не все известные типологии ценностей, однако приведенные классификации красноречиво говорят о разнообразии и богатстве ценностного отношения человека к миру.

Субъективная природа ценностей определяет не столько их совокупность, которая мало меняется с течением времени, сколько их иерархию, меняющуюся от условий жизнедеятельности человека.

Ценности могут быть неравны самим себе, т.е. могут иметь место ценностные трансверсии (изменения смысла ценности) и ценностныефлуктуации (изменение ранга ценности в иерархии)

Одной из высших ценностей является идеал – представление о высшем итоговом совершенстве, высшая цель стремлений.

Идеал имеет двойственную природу:

  • с одной стороны, он содержит в себе настоящее в виде противоречия, требующего своего разрешения;
  • с другой стороны, он воплощает в себе желаемое будущее, являясь универсальной ценностью.

Любой идеал как образ желаемого будущего состояния системы должен пройти теоретическое обоснование:

  • на соответствие понятию «идеал» вообще, т.е. на его способность выполнять присущие идеалу функции и обладать соответствующими идеалу свойствами, характеризующие его как высшее благо;
  • на соответствие объективным представлениям о желаемом будущем.

Основные функции идеала:

  1. Оценочно-сравнительная, позволяющая сравнивать наличную действительность с желаемой;
  2. Программно-ориентирующая;
  3. Деятельностно-практическая.

С точки зрения аксиологии, профессиональная деятельность – это деятельность, направленная на реализацию ценностей.

Соотношение систем ценностей обыденной деятельности (деятельности вообще), профессиональной деятельности и конкретного вида деятельности можно представить в виде таблицы.

Категории Общее Особенное Специфическое
Характер деятельности Обыденная деятельность Профессиональная деятельность Конкретный вид профессиональной деятельности
Характер системы ценностей Система ценностей общества Система ценностей профессиональной деятельности Система ценностей конкретных видов профессиональной деятельности
Учение о ценностях Аксиология Праксиология Учения о ценностях конкретных видов профессиональной деятельности
  1. Профессионально-этическая компонента социальной работы

В основе любого вида профессиональной деятельности лежит реализация определенных ценностей.

От того, насколько глубоко специалисты понимают ценностный смысл профессии, зависит их отношение:

  • к непосредственно выполняемой работе;
  • к профессии вообще.

Усвоение и присвоение ценностного смысла и содержания профессии помогает понять место и роль профессии:

  • в обществе;
  • в человеческой жизнедеятельности;
  • в социальном и научно-техническом прогрессе.

Любая профессия, будучи специализированной деятельностью, предъявляет определенные требования к человеку, которые не всегда могут быть удовлетворены в процессе профессиональной подготовки.

Некоторые из профессий (оказывающие решающее влияние на судьбу и благополучие человека и общества) предъявляют особые требования к качествам личности специалиста, в первую очередь, к его ценностным ориентациям

Специалист, неверно расставивший ценностные акценты в своей деятельности, может в качестве высшей ценности воспринимать сампроцесс деятельности, и в меньшей степени – ее конечный результат. Следствие этого- непонимание смысла своей деятельности.

Например, социальный работник может думать, что смысл и цель социальной работы заключается в помощи человеку и затруднится ответить на вопрос зачем это делается. Налицо искаженное понимание цели (процесс деятельности оказался ее важнейшей целью) в связи с недостаточной аксиологической компетентностью специалиста.

Таким образом, ценностные ориентации специалистов играют важнейшую роль не только в их личной профессиональной деятельности, но и в деятельности совокупной профессиональной группы.

Исследовательская деятельность в области профессиональных ценностей чрезвычайно важна, так как:

  • на основе системы важнейших профессиональных ценностей и их иерархии возможно определение ее смысла,места и роли в обществе и жизнедеятельности человека;
  • четкость понимания ценностей профессиональной деятельности позволяет правильно формулировать ее цели в общем, в масштабах совокупной профессиональной группы, а так же каждым специалистом в отдельности;
  • мотивация совокупной профессиональной группы, как и каждого специалиста, должна быть сформирована на основе важнейших ценностей профессии.

Идеал играет огромную роль в постановке значимой профессиональной цели. Являясь образом желаемого будущего состояния объекта деятельности, идеал:

  • «опредмечивается» в ее конечных целях;
  • затем отдельные его фрагменты и черты получают более детальную проработку в частных и промежуточных целях.

Роль идеала в целеполагании можно отразить в виде последовательности:

  1. В начале идеал, как правило, выступает только как представление о совершенном состоянии объекта деятельности.
  2. В дальнейшем идеал требует конструирования идеальных образов самой деятельности и субъекта деятельности (поскольку не всегда возможно достичь идеального состояния объекта без соответствующих изменений в самой деятельности и ее исполнителях)
  3. Затем, как следствие, должны начаться целеполагающая деятельность и соответствующая ей практическая деятельность, направленная на совершенствование профессии или ее отдельных компонентов, профессиональный и личностный рост специалистов.

Таким образом, деятельность по конструированию идеала выполняет следующие функции:

  • способствует повышению эффективности профессиональной деятельности;
  • способствует повышению качества конечного результата;
  • в конечном итоге, способствует более полному удовлетворению потребностей общества и человека.

Для достижения благой цели человек субъективно может использовать нелигитимные средства («цель оправдывает средства»), получить неожиданно негативный результат в итоге деятельности, нанести существенный вред окружающим, обеспечив пользу для себя лично. Поэтому развитие человека и общества может быть прогрессивным или регрессивным, способствовать достижению блага большинства членов общества или узкой группы лиц, одного лишь человека.

Человек и общество могут мотивировать свою деятельность различными, порой противоречивыми и неадекватными соображениями, ноценности, присутствующие в мотиве в явном или неявном виде, обусловливают необходимость деятельности и задают ее направленность,смысл и содержание, определяют средства и методы.

Таким образом, ценностные ориентации личности способствуют выбору ею не только целей, но и социально одобряемых или, напротив, социально порицаемых средств достижения поставленной цели.

Аксиологические основания социальной работы

План лекции:



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.