Идеальная иерархия ценностей социальной работы
Человеккак главная ценность современной цивилизации является главной ценностью и для социальной работы. Реализация этой ценности – основное направление и смысл деятельности специалиста.
Сущность человека как социального существа может быть реализована только в сообществе людей. Потребность человека в общении и совместной деятельности – это основа его социальности. Вне общества человеком утрачивается значительная часть его социальных и духовных качеств. Эти качества вообще могут в человеке не развиться, если его формирование на ранних стадиях онтогенеза происходило вне сообщества людей и определяло только развитие его биологической сущности.
Социальная работа вне общества полностью утрачивает свой смысл. Общество по отношению к человеку выступает в разных ипостасях.
- Общество является средой жизнедеятельности человека;
- Оно же является условием, при котором становится возможным проявление его родовой сущности;
- Общество становится необходимым средством достижения человеком его личных и социально значимых целей;
- Одновременно общество является целью деятельности человека, стремящегося обеспечить наиболее благоприятные социальные условия для своего личного существования, жизнедеятельности и развития;
- Общество является субъектом деятельности, оказывающим при помощи социальной работы социализирующее воздействие на человека;
- Наконец, общество выступает в качестве объекта воздействия со стороны каждой конкретной личности или социальной группы;
Таким образом, общество объективно является ценностью высокого порядка, рядоположенной с ценностью человека. Система «человек-общество» представляет собой органичное, нерасторжимое единство.
Реализация ценности как человека, так и общества невозможна вне деятельности, а деятельность предполагает возможность использования человеком своих способностей.
Для организации деятельности человеку необходима определенная свобода. Чем большей свободой обладает человек, тем в большей степени он может реализовать себя. Свои способности, свою ценность.
Свобода как возможность личности реализовать деятельность и образ мышления на основе собственного выбора считается одной их высших ценностей современного цивилизованного общества.
Однако, очевидно, что «неограниченное бытие» в принципе невозможно:
- ограничены возможности человеческого организма и психики;
- ограничены ресурсы природы и общества;
- в природе и обществе действуют законы, которым человек должен подчиняться;
- имеется необходимость во взаимодействии различных обществ и это ограничивает свободу каждого из них.
Поэтому, человек может считаться свободным, если его действия и поступки совершаются в соответствии с собственным решением и при наличии альтернативы, возможности осуществления осознанного выбора.
Свободным может считаться и общество, если его деятельность осуществляется на основе осознанного выбора большинства его членов в отсутствии внешнего давления.
Свобода – это важнейшее, необходимое условие фактической реализации ценности человека и общества.
Однако свобода не всегда может принести благо. Выбор человека может быть неудачным по разным причинам.
- Существует воздействие внешне спонтанных и неучтенных факторов;
- Ошибочность выбора, совершенного человеком;
- Недостаточная или чрезмерная активность человека и т.п.
Вследствие этого, реальный результат деятельности человека будет противоположным запланированному и желаемому.
Поэтому, даже в условиях достаточной свободы человек должен быть застрахован, защищен от негативных последствий собственных действий или бездействия, а так же влияния на него внешних факторов.
Защищенность – это важнейшее условие, при наличие которого становится возможной полная реализации ценности человека.
Защищенность не может быть тотальной. Целесообразная защищенность человека выступает как следующая по рангу ценность в иерархии идеальных этических ценностей.
Особенно важно обеспечение защищенности в отношении лиц со сниженными или ограниченными возможностями.
Естественное различие возможностей людей делает актуальной ценность справедливости.
Справедливость требует установления определенного, одобряемого большинством членов общества соотношения между действительными заслугами личности и оценкой их со стороны общества.
Справедливость – категория исторически изменчивая, однако пренебрежение общепринятым в данном конкретном обществе пониманием ее смысла расценивается обществом и индивидуальным сознанием как несправедливость.
Наличие в общества справедливости повышает ценность свободы, поскольку дает гарантию адекватной оценки самодеятельности личности.
Свобода при отсутствии справедливости может быть лишена своей важнейшей компоненты – ответственности, которую должен нести человек за негативные последствия своих действий
Наиболее распространенным и социально одобряемым видом деятельности в настоящее время является труд как осознанная, целесообразная общественно-полезная деятельность.
Трудовая деятельность существенно влияет на интеллектуальные, моральные, эмоциональные и другие качества личности, а так же на ее профессиональный, экономический и социальный статус. Отстраненность добровольная и тем более вынужденная от трудовой деятельности, в результате, например, безработицы, может не только привести к снижению социально-экономического статуса и маргинализации человека, но и к постепенной деградации его личности.
Труд – важнейшая ценность, так как он не только является главным источником материальных и духовных благ, но и выступает как средство и условие самореализации личности.
Реальный труд не всегда может осознаваться в качестве ценности, тем более высшей. Ценность труда определяется ценностями свободы, защищенности и справедливости.
Жизнь и деятельность современного человека, в первую очередь трудовая, немыслима в условиях полной изоляции. Поэтому, одной из важнейших ценностей человеческого общества является коллективизм, основанный на социальности человека. Коллективизм отнюдь не препятствует становлению и развитию индивидуальности личности. Напротив, только в коллективе индивидуальность личности (ее отличие и уникальность) становится очевидной и получает адекватную оценку.
Таким образом, коллективизм в иерархии выступает ценностью, следующей по рагу за ценностями свободы, защищенности, справедливости и труда.
Вышеназванные ценности не могут быть реализованы в полной мере в отсутствии равенства, предполагающего одинаковое социальное положение людей, принадлежащим к различным социальным группам и слоям, входящим в общество.
Принцип социального равенства предусматривает не только равенство прав (равноправие), закрепленных и защищаемых законом, но и равенство обязанностей и возможностей членов общества независимо от любых признаков личности.
Полное, абсолютное равенство людей невозможно в принципе, поэтому целесообразно рассматривать равенство людей как их социальное равенство. Принцип социального равенства включает в себя признание одинаковой ценности индивидов и отрицает возможность сравнения их ценности на основании естественных физиологических, психических, духовных, интеллектуальных, социальных и прочих признаков.
Один из аспектов защищенности личности включает в себя нивелирование неравенства. То есть, неравенство, присутствующее в обществе, должно быть организовано с помощью механизмов государственного управления (налогов, льгот, преимуществ и т.п.) таким образом, чтобы абсолютно все члены общества могли извлечь из этого обстоятельства ощутимую пользу в части реализации своей ценности.
Таким образом, социальное равенство должно быть признано одной из высших ценностей в иерархии этических ценностей.
Специфические ценности и идеал профессиональной социальной работы
План лекции:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|