|
НЕТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ ИСКУССТВА
Все это концентрируется в самом рельефном, самом глубоком признакенового искусства, в странной черте нового эстетического восприятия, котораятребует напряженного размышления. Вопрос этот весьма тонок помимо всегопрочего еще и потому, что его очень трудно точно сформулировать. Для человека самого нового поколения искусство это дело, лишенноекакой-либо трансцендентности. Написав эту фразу, я испугался своих слов -из-за бесконечного числа значений, заключенных в них. Ибо речь идет не отом, что современному человеку искусство представляется вещью никчемной,менее важной, нежели человеку вчерашнего дня, но о том, что сам художникрассматривает свое искусство как работу, лишенную какого-либотрансцендентного смысла. Однако и это недостаточно точно выражает истиннуюситуацию. Ведь дело не в том, что художника мало интересуют его произведениеи занятие: они интересуют его постольку, поскольку не имеют серьезногосмысла, и именно в той степени, в какой лишены такового. Это обстоятельствотрудно понять, не сопоставив нынешнее положение с положением искусстватридцать лет назад и вообще в течение всего прошлого, столетия. Поэзия имузыка имели тогда огромный авторитет: от них ждали по меньшей мере спасениярода человеческого на руинах религии и на фоне неумолимого релятивизманауки. Искусство было трансцендентным в двойном смысле. Оно было таковым потеме, которая обычно отражала наиболее серьезные проблемы человеческойжизни, и оно было таковым само по себе, как способность, придающаядостоинство всему человеческому роду и оправдывающая его. Нужно видетьторжественную позу, которую принимал перед толпой великий поэт илигениальный музыкант, - позу пророка, основателя новой религии;величественную осанку государственного мужа, ответственного за судьбы мира! Думаю, что сегодня художника ужаснет возможность быть помазанным настоль великую миссию и вытекающая отсюда необходимость касаться в своемтворчестве материй, наводящих на подобные мысли. Для современного художника,напротив, нечто собственно художественное начинается тогда, когда онзамечает, что в воздухе больше не пахнет серьезностью и что вещи, утративвсякую степенность, легкомысленно пускаются в пляс. Этот всеобщий пируэт -для него подлинный признак существования муз. Если и можно сказать, чтоискусство спасает человека, то только в том смысле, что оно спасает его отсерьезной жизни и пробуждает в нем мальчишество. Символом искусства вновьстановится волшебная флейта Пана, которая заставляет козлят плясать наопушке леса. Все новое искусство будет понятным и приобретет определеннуюзначительность, если его истолковать как опыт пробуждения мальчишеского духав одряхлевшем мире. Другие стили претендовали на связь с бурными социальнымии политическими движениями или же с глубокими философскими и религиознымитечениями. Новый стиль, напротив, рассчитывает на то, чтобы его сближали спраздничностью спортивных игр и развлечений. Это родственные явления,близкие по существу. За короткое время мы увидели, насколько поднялась на страницах газетволна спортивных игрищ, потопив почти все корабли серьезности. Передовицывот-вот утонут в глубокомыслии заголовков, а на поверхности победоносноскользят яхты регаты. Культ тела - это всегда признак юности, потому чтотело прекрасно и гибко лишь в молодости, тогда как культ духасвидетельствует о воле к старению, ибо дух достигает вершины своего развитиялишь тогда, когда тело вступает в период упадка. Торжество спорта означаетпобеду юношеских ценностей над ценностями. старости. Нечто похожеепроисходит в кинематографе, в этом телесном искусстве par exellence[27]. В мое время солидные манеры пожилых еще обладали большим престижем.Юноша жаждал как можно скорее перестать быть юношей и стремился подражатьусталой походке дряхлого старца. Сегодня мальчики и девочки стараютсяпродлить детство, а юноши - удержать и подчеркнуть свою юность. Несомненноодно: Европа вступает в эпоху ребячества. Подобный процесс не должен удивлять. История движется в согласии свеликими жизненными ритмами. Наиболее крупные перемены в ней не могутпроисходить по каким-то второстепенным и частным причинам, но - под влияниемстихийных факторов, изначальных сил космического порядка. Мало того,основные и как бы полярные различия, присущие живому существу, - пол ивозраст - оказывают в свою очередь властное влияние на профиль времен. Всамом деле, легко заметить, что история, подобно маятнику, ритмичнораскачивается от одного полюса к другому, в одни периоды допускаяпреобладание мужских свойств, в другие - женских, по временам возбуждаяюношеский дух, а по временам - дух зрелости и старости. Характер, который во всех сферах приняло европейское бытие, предвещаетэпоху торжества мужского начала и юности. Женщина и старец на время должныуступить авансцену юноше, и не удивительно, что мир с течением времени какбы теряет свою степенность. Все особенности нового искусства могут быть сведены к егонетрансцендентности, которая в свою очередь заключается не в чем ином, как внеобходимости изменить свое место в иерархии человеческих забот и интересов.Последние могут быть представлены в виде ряда концентрических кругов,радиусы которых измеряют дистанцию до центра жизни, где сосредоточены нашивысшие стремления. Вещи любого порядка - жизненные или культурные -вращаются по своим орбитам, притягиваемые в той или иной степенигравитационным центром системы. Я сказал бы, что искусство, ранеерасполагавшееся, как наука или политика, в непосредственной близости отцентра тяжести нашей личности, теперь переместилось ближе к периферии. Ононе потеряло ни одного из своих внешних признаков, но удалилось, сталовторичным и менее весомым. Стремление к чистому искусству отнюдь не является, как обычно думают,высокомерием, но, напротив, - величайшей скромностью. Искусство,освободившись от человеческой патетики, лишилось какой бы то ни былотрансценденции, осталось только искусством, без претензии на большее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
"Исида[28] тысячеименная, Исида о десяти тысячах имен!" - взывалиегиптяне к своей богине. Всякая реальность в определенном смысле такова. Еекомпоненты, ее черты - неисчислимы. Не слишком ли смело пытаться обозначитьпредмет, пусть даже самый простой, лишь некоторыми из многих имен? Было бысчастливой случайностью, если бы признаки, выделенные нами среди многихдругих, и в самом деле оказались решающими. Вероятность этого особенно мала,когда речь идет о зарождающейся реальности, которая только начинает свойпуть. К тому же весьма возможно, что моя попытка описать основные признакинового искусства сплошь ошибочная. Я завершаю свое эссе, и во мне вновьпробуждается интерес к вопросу и надежда на то, что за первым опытомпоследуют другие, более глубокие. Но я усугубил бы ошибку, если бы стремился исправить ее, преувеличиводин какой-то частный момент в общей картине. Художники обычно впадают в этуошибку; рассуждая о своем искусстве, они не отходят в сторону, дабы обрестиширокий взгляд на вещи. И все же несомненно: самая близкая к истине формула- та, которая в своем наиболее цельном и завершенном виде справедлива длямногих частных случаев и, как ткацкий станок, одним движением соединяеттысячу нитей. Не гнев и не энтузиазм руководили мной, а исключительно только радостьпонимания. Я стремился понять смысл новых художественных тенденций, что,конечно, предполагает априорно доброжелательное расположение духа. Впрочем,возможно ли иначе подходить к теме, не рискуя выхолостить ее? Могут сказать: новое искусство до сих пор не создало ничего такого, чтостоило бы труда понимания; что же, я весьма близок к тому, чтобы так думать.Из новых произведений я стремился извлечь их интенцию как самое существенноев них, и меня не заботила ее реализация. Кто знает, что может вырасти изэтого нарождающегося стиля! Чудесно уже то, за что теперь так рьяно взялись,- творить из ничего. Надеюсь, что позднее будут претендовать на меньшее идостигнут большего. Но каковы бы ни были крайности новой позиции, она, на мой взгляд,свидетельствует о несомненном - о невозможности возврата к прошлому. Всевозражения в адрес творчества новых художников могут быть основательны, и,однако, этого недостаточно для осуждения нового искусства. К возражениямследовало бы присовокупить еще кое-что: указать искусству другую дорогу, накоторой оно не стало бы искусством дегуманизирующим, но и не повторяло бывконец заезженных путей. Легко кричать, что искусство возможно только в рамках традиции. Но этагладкая фраза ничего не дает художнику, который с кистью или пером в рукеждет конкретного вдохновляющего импульса.
КОММЕНТАРИЙ
ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|