|
Станьте участниками описанных событий
Притчи Царства
Большинство людей считает, что притчи Иисуса иллюстрируют какую-то одну определенную истину, однако в этой книге автор предлагает хорошо известные евангельские притчи в новом свете, подмечая малозаметные детали и находя им практическое применение.
Для широкого круга читателей.
«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).
Вступление
Все любят истории! Взрослые, бывает, притворяются, что истории интересны лишь детям, но вы когда-нибудь наблюдали за их лицами, когда в их присутствии рассказывается «история для детей»? Им зачастую больше хочется услышать, что же будет дальше, чем детям!
Хороших рассказчиков много. Может быть, вам повезло и вы слышали истории из уст одного из лучших рассказчиков, который способен повествовать так, что вы видите, и чувствуете, и слышите все, что происходит в его историях, — и запомнили их навсегда. Но самым великим рассказчиком всех времен был Сам Иисус. Очень часто, беседуя с людьми, Он приковывал к Себе их внимание, не прибегая к изощренным приемам.
Рассказы Иисуса нередко принимали форму притчей. Притчи — это иносказательные повествования, и фактически большая часть рассказов в определенном смысле представляет собой притчи. Студенты филологических факультетов приобретают навык в каждом повествовании распознавать скрытый смысл. У психологов и адвокатов вырабатывается умение внимательно слушать истории, которыми делятся с ними люди, и находить скрытое значение излагаемых фактов.
Притчи, рассказы и сравнения представляют собой для Иисуса наилучший способ передачи Божественной истины. Одной из целей Его наставлений посредством притчей и было открытие этой истины. Увязывая духовные уроки с примерами из жизни, близкими Его слушателям, Он помогал им понять и запомнить Свои поучения. Другая цель, которую преследовал Иисус, прибегая к помощи притчей, была прямо противоположной — Его притчи скрывали истину. Таким образом Он мог высказываться против греха и заблуждений, не давая врагам повода для использования Его слов против Него. И нередко, неожиданно для себя, они оказывались в центре историй, которые Он рассказывал, и осуждали самих себя.
Многие истории Иисуса начинались словами: "Царство Небесное подобно...". Он, конечно же, знал, как трудно людям, живущим в земных царствах, понять сущность Царства Небесного.
Мы в изобилии слышим рассказы о том, чему подобны царства земные. И во дни Христа существовало множество историй, повествующих о царях и царицах, наделенных неограниченной властью и огромными богатствами, алчных и своекорыстных. На протяжении веков передавались неисчислимые истории о войнах, завоеваниях и битвах. Немало было и повествований о борьбе, о лишениях людей простых сословий, которым нелегко жилось под гнетом власти царей, правивших ими. А сколько сохранилось историй о восстаниях и бунтах, которые жестоко подавлялись правителями, стремившимися упрочить свою власть над народом.
Но в притчах Иисуса нам открывается возможность заглянуть в Царство Небесное, в котором действует система ценностей, совершенно отличных от ценностей земных царств. Мы слышим, как Он повествует об основании грядущего Царства Небесного, а также о царстве благодати в наших душах, которое и есть начало Небесного Царства.
Если нас стесняет Царство Небесное сейчас, мы не будем чувствовать себя в нем свободно в жизни вечной. Царство Небесное основывается на принципе дара, царства же земные — на заслугах и стремлении получить награду. Царство Небесное предлагает служение для других как самую высокую привилегию, в земных царствах люди добиваются служения от других, считая это свидетельством высочайшей чести. Царство Небесное воздействует силой любви, земные же царства основываются на силе власти и денег.
Вдохновляет ли вас перспектива вечной жизни в Небесной Стране? Привлекает ли вас мысль о дружбе с Иисусом здесь и сейчас? Один из самых простых способов понять сущность Царства Небесного состоит в изучении притчей Христа об этом Царстве.
Глава 1
Сеятель, семя и почва
Вам когда-нибудь доводилось трудиться в саду? Вероятно, у большинства из нас сохранились воспоминания о том, как наши мамы и папы помогали нам, перепачканным в земле, сажать семена редиски. Да разве только редиски? Затем мы отправлялись спать, а следующим утром, едва проснувшись, бежали посмотреть, как она растет, не так ли? Помните, что появлялось сначала? Это была не редиска — это были сорняки!
Но как только пробивались первые слабые ростки редиски, я поступал с ними довольно странным образом. И, возможно, я не единственный, кто проделывал подобные вещи. Я выдергивал их, чтобы посмотреть, есть ли плоды. Я вспоминаю, как ежедневно выдергивал по ростку, чтобы наблюдать, как они развиваются, — конечно, пользы от этого не было никакой. Если побеги не появлялись в течение нескольких дней, я раскапывал землю, чтобы посмотреть, на месте ли они. Я проделывал это даже с травой!
Но в саду многому можно научиться, и Иисус Сам не однажды использовал притчи о саде. Похоже, земледелие было одной из Его излюбленных тем, когда Он раскрывал слушателям истину о Царстве Небесном.
Давайте обратимся к одной из Его основных притчей из 8-й главы Евангелия от Луки: "Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею: вышел сеятель сеять семя свое; и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и взошед засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и взошед принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?" (ст. 4—9).
Что ж, если Иисус встает и призывает ко вниманию всех, кто стремится понять Его, значит, эта весть очень важная. Иисус говорил нечто подобное в нескольких случаях. Произнося: "Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию", Он увещевал людей учиться пониманию того, что значат Его притчи. Давайте же постараемся уяснить, что Он хотел сказать в этой притче о сеятеле, семени и почве.
Сеятель
Кого символизирует сеятель? Сеятелем является Иисус — Он говорил о Самом Себе. Он пришел из города со стенами из ясписа и двенадцатью основаниями в недружелюбную страну.
Во времена Христа земледельцы жили не на разбросанных далеко друг от друга фермах, а в поселениях. Оставаться в чистом поле было небезопасно. Города с целью защиты обносили стенами. Вы можете отправиться в те страны, где до сих пор возвышаются руины тех давних сооружений. Стены оберегали людей от грабителей, разбойников и убийц. Несчастный путник, избитый разбойниками по дороге в Иерихон, которому помог добрый самарянин, являет собой пример того, что нередко происходило во дни Иисуса. Земледельцы жили в городах с укрепленными стенами, а днем выходили трудиться в поле.
Иисус оставил прекрасный небесный город, где Ему поклонялись ангелы, а вся сотворенная Вселенная прославляла Его. Он покинул безопасные стены, пришел в недружелюбную страну, где было немало разбойников, грабителей и убийц. Он подвергся неизбежным опасностям, дабы посеять здесь семена истины. Вот таким человеком был Сеятель.
Можно ли думать об Иисусе как о земледельце? Это не простой земледелец; это Земледелец Иисус. Не будет ли непочтительным звать Его Земледельцем Иисусом? Нет, ибо в Своей жизни здесь, на этой земле, Он поставил печать Своего одобрения на тяжелом физическом труде. Он Сам восемнадцать лет плотничал в Назарете, распиливая бревна и строгая доски.
Я рад, что Иисус жил не во дворце, а вы? Я рад, что Иисус был бедняком, знавшим не понаслышке о тяжелом труде. Благодаря тому, что Он был таким Человеком, Его слово могло достичь каждого. И Он пришел, чтобы сеять.
Семя
Что такое семя? Иисус разъясняет смысл этой притчи, и потому, если вы прочли 8-ю главу Евангелия от Луки до конца, вы знаете, что семя — это Слово Божие. Не более и не менее того. У Слова Божьего есть сила порождать жизнь, давать побеги и плоды в душе человека.
Это истинно и сегодня. Мы можем обладать всем, кроме Слова Божьего. Иногда мы пытаемся привлечь людей философией, психологией, всевозможными развлечениями и прочими подобными вещами. Иногда нам кажется, что наши дети нуждаются в разного рода увеселениях или же каких-то уловках, чтобы удержать их внимание. Мне кажется, нам необходимо помнить о силе Слова Божьего, "живого и пребывающего вовек". Когда вместе с Иисусом мы сеем семена Благой вести, семена эти — Слово Божие. В них заключено это Слово.
Почва
Ну, а что же такое почва? В притче упоминалось о четырех видах почвы. Это звучит как предопределение, не так ли? Довелось ли вам родиться при утоптанной дороге, или на каменистой почве, или между тернием? А может, вы были рождены на доброй земле? Как вы считаете, можно ли определить: ваше собственное сердце — какая это почва? А если вы обнаружите, что почва эта нехороша? Можно ли с этим что-нибудь поделать? Держите эти вопросы в уме, пока мы будем размышлять о четырех видах почвы, о которых говорил Иисус в Своей притче.
Почва при дороге
Придорожная земля плотно утоптана ногами множества путников. Эта земля располагается вблизи дороги, и она тверда как камень. Там, на обочине, валяются бумажные пакеты, разбитые бутылки и конфетные обертки. Там полно мусора. Это малопривлекательное место, и, конечно, оно не подходит для засеивания семенами.
Такой образ ассоциируется с человеком, который, постоянно посещая церковь, при этом позволяет мусору взлелеянного греха, дурных привычек и небрежения заполнять свою жизнь. Придорожная земля не поддается изменению — фактически она противится ему. "Придорожные" люди убеждены в том, что все, бывшее пригодным для их родителей, годится и для них. Их религия полна условностей и заключается в следовании определенным формальностям. Если в такой земле образуется трещина, свободная от мусора, где может прорасти упавшее семя, то его находят и склевывают хищные птицы, которых немало в царстве этого мира.
Итак, семя, упавшее на придорожную землю, не дает всхода. Если мы и донесем туда весть об Иисусе, это почти все, что Он может ожидать. На урожай или плод во славу Его надежды нет. Придорожная почва не сулит ничего хорошего для сердца человека.
Каменистая почва
Давайте рассмотрим еще один вид почвы — каменистую почву. Не вызывает сомнений, что возможности для роста семени, упавшего на нее, также невелики. Но даже среди камней, как правило, есть немного земли, и после дождя там, где, казалось бы, только голая скала, могут появиться тонкие зеленые ростки. Но они не живут долго — полдня, может, полтора. Причина этого проста: в расщелинах слишком мало почвы, чтобы пустить корни. Либо солнце опаляет их своими лучами, либо хлынувший дождь смывает их с камней, и вскоре они гибнут.
Каменистая почва олицетворяет религиозное переживание, — которое сегодня есть, а завтра уже улетучивается, — человека, который может пережить возрождение и совершить отступничество в течение одной недели. Она символизирует верование, основанное на эмоциях, зависящее от надлежащего пения, ностальгических чувств, каких-то душещипательных повествований. Но вскоре, когда эмоциональный подъем проходит, все возвращается на круги своя.
Эта почва олицетворяет человека, который воспринимает все лишь на уровне эмоций, а подобное переживание не может быть ни глубоким, ни продолжительным — это только минутный порыв, мимолетная реакция. Это все равно, что сделать рок-н-ролл религией, которая лишь возбуждающе действует на нервную систему, но не изменяет душу. Под воздействием минутного порыва может произойти кажущееся обращение. Но как только стимул исчезает, духовная жизнь умирает — иногда за одну ночь. Каменистая почва также не сулит ничего хорошего для сердца человека.
Тернистая земля
Некоторые семена упали на тернистую землю. Колючки и сорняки обитают повсюду, не так ли? За ними не нужно ухаживать. Они растут сами по себе. Когда наша семья несколько лет назад жила в Небраске, у нас был земельный участок площадью почти три гектара, полностью заросший сорняками. Казалось, эти сорняки тысячекратно умножаются каждую весну и лето, не требуя при этом никаких забот. Если бы нам вздумалось выращивать этот чертополох, все, что нам пришлось бы делать, — это лежать в гамаке и ждать урожая!
Итак, некоторые семена упали между терниями, и, даже если почва под ними была неплохой, терниев оказалось слишком много. Многие из нас, возможно, напоминают такую землю. Кто-то мог бы поспорить, соответствует он или нет придорожной или каменистой почве, но отрицать свое сходство с тернистой землей невозможно. Терние легко различимо в нашей жизни — это то, что заглушает добрые семена. Его можно наблюдать повсюду.
Что же представляет собой терние в нашей жизни? Это могут быть мирские удовольствия, возможно, даже вполне невинные удовольствия — игра в теннис, например! Что-либо само по себе хорошее становится тернием, когда вытесняет добрые семена. Еще одним родом терния являются повседневные заботы, затруднения, горести. Множество проблем требует нашего понимания, кем бы мы ни были. Жизненные трудности могут отнимать много времени и сил. Бедняк боится нужды, а богач — убытка. И тот, и другой рискуют погрязнуть в житейских мелочах.
Терние может проявиться в горести и душевных страданиях. Печаль и сочувствие обычно сопутствуют человеколюбию, но некоторые из нас позволяют дьяволу обратить себя в терние, мешающее нам узреть Иисуса.
Сюда же можно отнести и недостатки других. Сколько раз люди претыкались о недостатки окружающих? Все мы подвержены этому в определенной степени. Недостатки других могут обернуться терниями на нашем пути, если мы допустим, чтобы они отвлекали наше внимание от Христа. И наше собственное несовершенство может привести к тому же.
Что же может сделать человек с терниями — сорняками, мешающими росту семени благовестия? Терниев много повсюду, и это не сулит ничего хорошего для земли, поросшей сорняками.
Добрая почва
Что же такое добрая почва? Это те, кто с чистым и добрым сердцем принимает семя истины. Звучит привлекательно, не правда ли? А у вас сердце чистое и доброе? И часто ли вам встречаются подобные сердца?
Мы нередко слышим, как христиане молятся за "чистых в помыслах". Но слышали ли вы когда-нибудь, чтобы кто-то молил Господа благословить нечистых в помыслах? Мне не доводилось, пока как-то раз один человек не сказал: "Господи, благослови всех нечистых в помыслах!" Несомненно, и такие люди тоже нуждаются в молитвах.
Однажды на собрании в христианском лагере я услышал, как ведущий спросил: "Кто из вас молится за Хрущева?" Ни один человек не поднял руку! Тогда он сказал; "Я недавно молился за Хрущева. Похоже, он нуждается в молитве. Я думаю, из него получился бы замечательный проповедник, не правда ли?"
Что касается апостола Павла, до пережитого им на дороге в Дамаск он вряд ли представлял собой подходящую кандидатуру на роль руководителя раннехристианской Церкви. В Библии он описывается как человек, стерегущий одежду людей, избивавших камнями Стефана. И это было только начало. Продолжая свою борьбу с христианами, он стал непосредственным виновником заточения в темницы и смерти многих из них. Он сам говорит нам об этом.
Но Богу ведомы людские сердца, и Он увидел добрую почву в сердце Павла. И однажды Он вмешался и остановил Савла на его путях; и Савл стал Павлом, великим проповедником, евангелистом, писателем и миссионером.
Так как же мы можем судить о том, что в сердце человека? Мы не знаем, что представляют собой окружающие нас люди, их корней. Только Богу открыто, что составляет чистое сердце. Только Он знает, где находится добрая почва; и подчас места, где ее можно обнаружить, оказываются весьма неожиданными для многих из нас.
Что же такое добрая почва? Вот несколько ее основных признаков. Это почва, которая поддается воздействию Святого Духа, признает нужду в Нем и поддерживает с небесным Садовником непрекращающуюся личную связь, дающую жизнь. И именно на такой почве созревает совершенный плод веры, кротости и любви.
Каким образом вы можете стать "доброй почвой"? И можете ли вообще? Зависит ли это лишь от предопределения — быть ли человеку доброй почвой, придорожной, каменистой или тернистой почвой? И если такого предопределения для человека не существует, как ему стать доброй почвой? Интересует ли вас этот вопрос?
Иисус никогда не учил о предопределении. И Библия не учит этому. В притче о сеятеле говорится, что в каждом сердце можно обнаружить все вышеназванные виды почвы.
Все виды почвы
Разве вы не заметили наличие каждого вида почвы в своем собственном сердце? Все мы знаем, что значит быть придорожной почвой по отношению ко многим, если не ко всем, вещам. Если некто встает и порицает какой-то грех, который я тоже не одобряю, то, стало быть, я — добрая почва. Мои родители, к примеру, воспитывали меня, налагая определенные запреты. Некоторые вещи не привлекают меня просто потому, что они не соответствуют моим вкусам, наклонностям и личностным качествам. И когда я слышу, как осуждаются эти вещи, я — добрая почва.
Но если кто-то встает и порицает один из моих преобладающих недостатков, я в мгновение ока становлюсь придорожной почвой.
Человеку вполне возможно быть придорожной, каменистой либо тернистой почвой в каком-то отношении и доброй почвой в чем-то еще. Мы все это испытали и выяснили, что даже тогда, когда дело касается самого благовестия и призыва Иисуса к человеческому сердцу, мы даем разноречивые ответы.
Но добрая почва есть в каждом сердце. И великий Земледелец, Сеятель — Сам Иисус стремится к тому, чтобы на эту добрую почву упали семена благовестия. Он испробует все возможные средства, чтобы достичь доброй почвы в вашем сердце и посеять семена Его Слова, дабы они могли дать урожай во славу Его.
Я желал бы избавиться от тернистой почвы. Мне не нравится твердость, которую я порой ощущаю в своем сердце. Иногда мне трудно изменить некоторые свои воззрения. Могу ли я что-нибудь поделать с этим? Как мне помочь Садовнику очистить мою жизнь от терниев, камней и придорожной утоптанной земли?
Очень полезно поразмышлять над тем, каково может быть наше реальное участие в этом важном процессе сеяния и взращивания: семени в нашем сердце. Вы когда-нибудь пробовали удалять сорняки из почвы вашей души? Пробовали? Как это можно сделать? Вот притча, которая, думаю, поможет вам при обдумывании этого вопроса.
Что может сделать почва?
Это история о наделе земли, который хотел стать садом. Она начинается с того, что Земледелец купил этот участок по очень дорогой цене. Затем Он запасся добрыми семенами, пришел на эту землю и посеял их.
Надел земли возрадовался! Он всегда хотел быть садом. И он сразу же начал прилагать усилия к тому, чтобы исполнить свою часть работы в разведении прекрасного сада, дающего обильный урожай. Он стал осматривать себя и растерялся, когда обнаружил, что сплошь покрыт неприглядными сорняками. Всюду росли волчцы и тернии, и надел земли был обеспокоен и обескуражен. До прихода Земледельца он обращал мало внимания на подобные вещи, и сорняки заполонили все вокруг. Их корни уже глубоко проникли в землю.
"Как же я смогу извлечь пользу из семян, если все эти сорняки будут расти совершенно беспрепятственно? — спрашивал себя надел земли. — Любому известно: чтобы семена росли, земля должна быть прополота".
Итак, он незамедлительно приступил к удалению сорняков. Он хотел трудиться вместе с Земледельцем, чтобы как можно скорее наступило время, когда он из неприглядного, заросшего сорняками клочка земли превратится в цветущий сад.
Надел земли вел исступленную борьбу с сорняками. Он искренне хотел поскорее избавиться от них, но трудность заключалась в том, что он не знал, как это лучше сделать. Все рекомендации по прополке сорняков, казалось, были неопределенными и противоречивыми. Надел земли где-то слышал, что если он избавится от ботвы, тогда Земледельцу останется лишь выдернуть корни. Но он обнаружил, что у него не хватает сил удалить ботву.
Наделу земли сказали, что если он сделает свою часть работы, то Земледелец сделает Свою. Но надел земли, похоже, был не в состоянии обработать сам себя. Ему часто говорили, чтобы он приложил большое старание в борьбе с сорняками, но он не знал в точности, как это делается; и поскольку проходила неделя за неделей, а сорняки так и не исчезали, все окружающие, да и он сам, стали сомневаться в искренности его желания избавиться от сорняков.
Кто-то посоветовал наделу земли, чтобы он не пытался удалить сорняки сразу по всему саду, а сосредоточивал свои силы на каком-нибудь одном маленьком участке, так будет легче. Но выяснилось, что надел земли не способен выдернуть даже один сорняк.
Временами надел земли почти сдавался и падал духом из-за отсутствия каких-либо заметных достижений, но затем ему снова представлялся прекрасный сад, которым он так хотел стать, и он снова с большим усердием принимался за работу. Но все его усилия избавиться от сорняков и колючек заканчивались ничем.
В один прекрасный день надел земли был вынужден признать, что он никогда сам не сможет стать чудесным садом, и в тот день к нему пришел Земледелец с радостной вестью. Земледелец приходил и раньше, но надел земли был так занят борьбой с сорняками, что ему было некогда слушать. Земледелец сказал наделу земли слова, которым почти невозможно было поверить. На первый взгляд, это шло вразрез со всем, что надел земли слышал прежде о садоводстве. Вот что сказал Земледелец: "Не саду должно заботиться об избавлении от сорняков. Это работа Садовника".
Сорняки удаляет Садовник
Что ж, вы прекрасно понимаете, почему у надела земли возникли затруднения с ответом. Ничего удивительного, что он не сразу понял слова Земледельца.
Но если бы надел земли не принял предложение Земледельца, ему пришлось бы оставить всякую надежду на превращение в прекрасный сад. Таким образом, надел земли подчинился Земледельцу и дал Ему возможность удалить сорняки. И, что самое важное, сорняки были выдернуты вместе с корнями, а не только их верхушки. Вся сорная трава была выкорчевана и выброшена далеко от надела земли, после чего были посажены добрые семена, и сад стал расти и развиваться.
По прошествии времени надел земли, ставший прекрасным садом, не препятствовал Земледельцу в выполнении Его работы. Он продолжал принимать семена, которые сеял Земледелец, вдоволь насыщался водой, которой Тот поливал его, и наслаждался солнечным светом, которым Земледелец щедро наделял его. Деревья в саду все росли и росли и принесли плод — одни во сто крат, другие — в шестьдесят, иные же — в тридцать.
Глава 2
Плевелы
Грядет день, когда все, кто когда-либо жил на земле, встретятся в первый и последний раз. И когда этот день придет, каждый — от самого ничтожного до самого великого, и даже сам сатана — преклонит голову в признании истины, что Бог справедлив и беспристрастен в Своих деяниях в великой борьбе. Он никогда не противоречит Себе. Его слова всегда принимаются на веру Его творениями. Он никогда никого не обманывал, даже Своих врагов.
Царства мира сего руководствуются другими ценностями. В земном царстве вы используете любую возможность, чтобы добиться того, чего вы хотите. В литературных произведениях воспевается благородство средневековых рыцарей, но в современном мире оно встречается редко. Человек и отличается тем, что не упустит возможности лишить своего противника преимущества, если таковая ему представится. Но Небесное Царство руководствуется совершенно иным принципом.
Иисус говорил об этом принципе в Своей притче о плевелах и пшенице, о чем мы читаем в 13-й главе Евангелия от Матфея: "Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Пришедши же рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы; оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою" (Мф. 13: 24—30).
Иисус разъяснил смысл данной притчи Своим ученикам в стихах 36—43 этой же главы. Разделение праведных и нечестивых должно произойти в конце мира. А до того времени всем им будет позволено существовать вместе;
В каждой притче Иисуса духовная истина не лежит на поверхности, смысл ее сокрыт глубже. Он предназначил Свои притчи для размышления и бережного сохранения, дабы того, кто стремится понять их значение, ждали все новые и новые открытия истины. Притча похожа на луковицу! А что, если придумать притчу о притчах? В притче есть слои понятий, все они подогнаны друг к другу, но каждый слой по-своему уникален. Давайте вместе "очистим луковицу" в этой притче о плевелах.
Поле есть мир
Иисус указал Своим ученикам, где отправная точка для размышлений. Очевидно, они ничего не поняли из того, что Он хотел сказать, поскольку Он рассказал несколько притчей, одну за другой, как явствует из 13-й главы Евангелия от Матфея, но ученики попросили Его разъяснить лишь притчу о плевелах.
Иисус отделил первый "слой кожуры", дабы заставить задуматься Своих последователей. Будучи Учителем, Он знал: ученики лучше усваивают то, что они сами выяснили и до чего сами додумались, нежели то, что им просто говорят.
Когда я учился в колледже, мой профессор, бывало, использовал этот прием в обучении студентов. Нередко после его занятий нам приходилось отправляться в библиотеку для дальнейших исследований, вместо того чтобы пойти в спортивный зал или немного отдохнуть в студенческом центре. Я помню, как-то раз один нетерпеливый молодой человек, сидевший в первом ряду, поднялся и сказал: "Господин профессор, ну сколько можно нас мучить? Скажите же нам ответ!" Из этого ничего не вышло. Профессор все равно заставил нас искать решение самостоятельно.
Подобный же метод использовал Иисус, обучая Своих последователей. Он давал им столько, сколько необходимо, чтобы начать думать, и не более того. Потому-то Он и сказал, что поле есть мир. В мире живут праведные и нечестивые. Все они будут расти вместе до жатвы, то есть до конца времени.
Когда вы окидываете взором поле — наш мир, — возникают ли у вас сомнения в том, что здесь потрудился враг? Мы можем с уверенностью повторить слова "враг сделал это", когда видим боль, горести, болезни, смерть и страдания в заблудшем мире. Не Бог несет ответственность за грех в мире. В нем повинен враг.
И все же Бог допускает, чтобы подобное положение сохранялось до времени. Он в ответе за то, что продолжает биться сердце в груди поносящего Его. Он посылает дождь и праведнику, и грешнику и не начинает последний суд до наступления судного дня. Он позволяет им существовать вместе до жатвы, когда сущность каждого проявится в полной мере перед внимательно наблюдающей за всем происходящим Вселенной. Даже сатану Бог не лишает жизни. Ничего удивительного, ведь в конце всякое колено преклонится, и всякие уста признают Божью справедливость и любовь; ибо только с наступлением жатвы Бог отдаст приказание уничтожить плевелы на поле Его мира.
Поле есть Церковь
Теперь давайте посмотрим на эту притчу с иной позиции и обратим свой взор к полю Церкви. Применима ли притча также и по отношению к нему? Есть ли среди членов Церкви праведные и нечестивые, или все нечестивые находятся вне ее? Ответ на этот вопрос вам известен, не так ли?
Внутри Церкви отличить плевелы от пшеницы бывает очень сложно. В планы Бога не входило, чтобы в Его Церковь проникли двуличные люди. И опять мы можем повторить: "Враг сделал это". Дьявол активно участвует в благовествовании! Он способствует обращению людей к Церкви, в то же время препятствуя их обращению ко Христу. Плевелы в Церкви дают врагу громадное преимущество. Они могут успешно сдерживать рост пшеницы. Они могут порождать суету, дабы искажалась истина. Члены Церкви, сеющие своими словами раздор, исполняют работу сатаны с большим успехом, чем его явные прислужники.
Общеизвестно, что во время войны шпион может сделать для сокрушения мощи врага гораздо больше, чем солдат. Народы, ожидающие начала войны, готовятся к вражескому нападению извне. Но они не всегда подготовлены к удару изнутри, и потому это самое действенное средство. Снова и снова дьявол применяет его в своем стремлении уничтожить Божью Церковь.
Эта притча предостерегает нас от попыток распознавать и отделять пшеницу от плевел в Церкви. До времени они могут выглядеть одинаково. Если мы будем доверять собственному мнению, то, вполне вероятно, совершим множество ошибок.
Взгляните на Церковь, которой Иисус впервые рассказал эту притчу. В ней было всего двенадцать членов. Казалось бы, у нее определенно были трудности. Там возникали споры, кому быть большим. Там были нетерпение, неверные суждения и горделивые сердца. Возможно, самым умиротворенным среди них выглядел Иуда. С высоты нашего времени нетрудно увидеть, где Иуда сбился с пути истинного, поскольку для него "жатва" уже наступила. Но тогда апостолам он, несомненно, казался отличной пшеницей. И ведь они ели с ним за одним столом!
И вновь обратите внимание на то, как в этой притче Иисус поступает с плевелами. Он не приходит с наточенным серпом и не начинает срезать их. Он ждет. Он наблюдает. И нас Он просит ждать и наблюдать, пока события не приблизятся к закономерному концу.
Иисус, позволяя Иуде среди других учеников присоединиться к Нему, знал, что тот одержим демоном себялюбия. Он знал; что этот мнимый последователь в итоге предаст Его, и всё-таки Он не отделил его от других учеников и не прогнал его? Христос подготавливал сознание этих людей к реальности Его грядущей смерти и вознесения и, безусловно, предвидел, что если Он отпустит Иуду, сатана использует его для распространения слухов, которые будет трудно опровергнуть и разъяснить. Иудейские начальники и старейшины искали средство, которое могло быть использовано в целях противодействия словам Христа. Спаситель знал, что Иуда, будучи изгнан, мог так извратить и фальсифицировать Его высказывания, что иудеи с радостью приняли бы ложное толкование Его слов, используя подобные домыслы, чтобы нанести непоправимый вред Его ученикам и создать у врагов Христа впечатление, что иудеи заняли правильную позицию по отношению к Иисусу и Его последователям.
Поэтому Христос не изгнал Иуду, но держал его при Себе, ибо так Он мог противостоять его пагубному воздействию на труд благовествования.
Иисус не только принимает тех, кого приводит в Его Церковь дьявол с целью вредить ей, но и делает все возможное, чтобы отвоевать каждого из них для Себя! Подобным образом действует и Царство Божие.
Рассказывают, как однажды Аврааму Линкольну задали вопрос относительно его обыкновения мириться со своими врагами даже ценой предоставления им ответственных постов в его правительстве. "Неужто вы не стремитесь уничтожить своих врагов?" — спросили его.
На что он ответил: "Разве я не уничтожаю своих врагов, когда превращаю их в своих друзей?"
Иисус почти завоевал Иуду! Только вечность откроет, скольких "шпионов", засланных врагом в Церковь, покорило Евангелие благодаря тому, что они тесно соприкасались с Божественным.
Поле есть ваше сердце
Готовы ли вы открыть еще один смысловой слой? Некоторым из вас, возможно, будет нелегко сразу принять такую трактовку притчи о плевелах. Но хорошенько поразмыслите над ней и постарайтесь докопаться до истины.
На поле вашего сердца рядом с пшеницей могут произрастать и плевелы. Знали ли вы об их существовании? Намеревались ли искоренять их самостоятельно? Эта притча о плевелах учит тому, что труд по их уничтожению — это труд Божий, направляемый Иисусом Христом.
Конечно, узнав о плевелах, укоренившихся в нашем сердце (даже после того, как семя благовестия прижилось там), мы не станем возражать, что это сделал враг. Бог не несет за них ответственности. Но может ли такое быть, что Бог иногда ведает плевелами в нашем сердце так же, как он ведает плевелами в Церкви и в мире? Может ли быть, что даже в таком случае Он позволяет всем растениям до времени вместе расти и развиваться, дабы суть каждого из них могла раскрыться в полной мере.
Не стоит тешить себя мыслью, что жатва в конце мира разрешит все проблемы и трудности, возникающие из-за несовершенства нашего характера. Нет, жатва означает созревание плодов Духа в нашей жизни, развитие характера. Однако разве порой не требуется нам некоторое время, чтобы распознать, где порок, а где добродетель? Поэтому даже на поле сердца, не лучше ли предоставить Садовнику возможность удалять сорняки?
Анализируя, насколько это реально, давайте обратимся к опыту Петра. Петр принял Иисуса и последовал за Ним. Он изо дня в день находился рядом с Ним. Дружба с Христом была для него наивысшей радостью. Здесь кто-то наверняка вспомнит слова Иисуса, сказанные Им Петру: "И ты некогда, обратившись". Но поскольку обращение — это каждодневный процесс, то речь здесь идет о новом, а не о первоначальном опыте обращения.
Петр был послан на служение с двенадцатью, а затем с семидесятью учениками. Он исцелял больных, очищал прокаженных, изгонял бесов и воскрешал мертвых. Иисус сказал ему, что его имя записано на небесах (см. Лк. 10:20). Мы знаем, что если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божьего (см. Ин. 3). Следовательно, мы имеем свидетельство, что Петр был обращен.
Но у Петра был один главный недостаток. Конечно, у него были и другие, но в основе всех их лежало то, что он был самонадеян и при этом не осознавал своего состояния. Он знал, что время от времени грешит. Он был с учениками, которые отстали от Иисуса по дороге в Капернаум, дабы им было удобнее спорить и рассуждать о главенстве. Но Петр считал, что может справиться со своими недостатками сам. Происшествие на озере, когда он чуть не утонул ночью, должно было предупредить его об опасности, но он не внял предостережению. В сердце Петра пустили корни плевелы, но он был уверен, что может управиться с ними сам. А о худших плевелах он даже и не подозревал.
Петр был настолько уверен в себе, что заявил Иисусу, что останется верен Ему, даже если остальные ученики откажутся от Него. Самоуверенность была худшим из его недостатков, а он даже не осознавал этого.
Что же предпринял Иисус? Он поступил с Петром так же, как Он поступает с плевелами в Церкви. Он дал возможность до времени созревать урожаю. Он дал ему время самому увидеть разницу между плевелами и пшеницей, дабы, когда плевелы будут вырваны с корнем, Петр воспринял все в правильном свете и не подумал, что Христос совершает ошибку.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|