|
Послесловие ко второму изданию
После выхода в свет первого издания этой книги под названием «Коррекция веса» я получил как положительные, так и отрицательные отзывы на свой опус, что вполне соответствовало ожиданиям начинающего автора, затронувшего подобную тему.
Письменные отзывы оказались не столь многочисленны, но все исключительно положительные, что дает мне приятную возможность привести один из них полностью (с любезного разрешения автора).
«Здравствуйте, Ринад!
Я прочла Вашу книгу "Коррекция веса. Теория и практика здорового питания". И хочу сказать Вам за нее большое спасибо. Я и посмеялась (что ни говори, Вы человек достаточно ироничный), и многое поняла. Хотя уверена, что прочитаю Вашу книгу еще раз. Вы так здорово разбили в пух и в прах современные методики похудения (ой как хорошо мне знакомые!), что Вам, по моему мнению, полагается медаль за критический склад ума. После Вашей книги (я прочла ее за полтора часа) я стала относиться к проблеме лишнего веса с чувством юмора, а это немаловажно для меня. В общем, я просто хотела выразить Вам свою благодарность. Ринад, Вы молодец! Со мной все до банальности просто. В 16 лет решила НЕМНОГО похудеть. И вот сейчас мне 20, студенческая жизнь, заработанный гастрит, пресловутый эффект маятника (минус 2 кг — плюс 3 кг и т. д.) и затяжная депрессия. Ваши взгляды меня немного встряхнули, потому я Вам так признательна... Месяц я жила трехдневными циклами. Это оказалось не так уж и трудно. И результат отличный. Обмен веществ у меня нормализовался, аппетит улучшился, здоровье прекрасное. Я похудела, но представьте себе, не взвешиваюсь, потому что довольна своей фигурой. Но разве это главное? О еде я думаю теперь не со страхом и ненавистью, а просто нормально. Вы вернули меня в общество нормальных людей». (Юля К. Ростов-на-Дону)
Спасибо и Вам, Юля, на добром слове! Вдвойне приятно, что книгу с интересом и пользой читает молодежь, для которой, хочется думать, эта книга послужит примером РАЗУМНОГО подхода к своему здоровью и противоядием от оздоровительной «шизогонизации», получившей столь широкое распространение в последнее время.
Отрицательные отклики также имели место, в основном в виде изустной реакции на развенчание в книге тех или иных кумиров «оздоровительного кретинизма». Чтобы дать обобщенный ответ, мне придется немножко повториться, поскольку мои оппоненты, как правило, пытаются спорить всякий раз не со мной, а с уже неоднократно упомянутыми здесь учебниками по физиологии человека. По этой же причине я вынужден уже в который раз ОТОСЛАТЬ как самих «экстрасенсов/целителей/оздоровителей», так и их обиженных восторженных почитателей/читателей все к тем же учебникам по «самой что ни на есть» НОРМАЛЬНОЙ физиологии человека. Аллах свидетель — если бы у них были тверды знания хотя бы в объеме ШКОЛЬНОЙ программы по биологии, я бы не стал тратить время на многократное повторение некоторых объективных истин из этих авторитетных изданий.
Поступили также и вопросы, заслуживающие конкретных ответов. Точнее говоря, это была целая дискуссия в Интернете, отдельные, наиболее интересные выдержки из которой представлены ниже.
Вопрос:Все, кто худел с помощью фитнеса, Вам скажут: СНАЧАЛА успехи поразительные (скинули 5-7-10 кг со 100-105-110 кг), потом хуже, а затем стопор — И ВСЕ, а потом все потихоньку возвращается на место — это знают ВСЕ, кто пробовал, а вот ПОЧЕМУ?
Ответ:Ответ, собственно, содержится в моей книге, в разделе «Эта загадочная липопротеинлипаза». Напомню: одним из этапов циркуляции жиров (липидов) в нашем организме является их совместное существование в крови с белками в виде липопротеиновых комплексов разной плотности. Чтобы отправить их (жиры) на долгое хранение в депо жирных кислот (подкожную жировую клетчатку), эти липопротеиновые комплексы необходимо разделить, что и выполняет фермент липопротеинлипаза. Чем более активен этот фермент, тем быстрее наполняются жиром белые жировые клетки. Активность этого фермента резко возрастает при слишком быстром опустошении жировых клеток (обычная реакция гомеостаза — сохранения постоянства внутренней среды организма, точнее сказать, ПОНДЕРОСТАТА — постоянства веса организма[62]).
Вопрос:Прочитав Вашу книгу, пришел к выводу, что как минимум всю ТЕОРИЮ О КАЛОРИЯХ, а может, и кое-что еще можно забыть. Насколько я прав?
Ответ:Количество калорий продукта определяют очень просто: сжигают его в так называемой КАЛОРИЧЕСКОЙ БОМБЕ и измеряют в калориях количество выделившегося тепла. Самое интересное, что в калорическую бомбу можно заложить хоть табуретку, и она равным образом выдаст вам положенное число килокалорий. Из этого, впрочем, не следует, что табуретка - ценный пищевой продукт (разве что для верблюдов, которые при мне спокойно грызли деревянную скамейку). К сожалению, калорическая теория полностью овладела умами современных диетологов, поскольку позволяла в удобной численной форме оценивать энергоемкость продуктов питания. То, что эти цифры могут ОЧЕНЬ СИЛЬНО различаться у разных людей, на сегодняшний момент мало кого интересует. Впрочем, подавляющее большинство обычных потребителей продуктов питания, которые с этим сталкиваются каждый день, попросту игнорируют эту дурацкую надпись о якобы фиксированной калорийности данного продукта. Тем более что сознательный ОБМАН здесь очень распространен. Например, общеизвестный рекламный «ТИК-ТАК - 2 КАЛОРИИ!» на самом деле имеет разъяснение мелким шрифтом, что имеются ввиду 2 ккал (две КИЛОкалории), то есть разница, ни много ни мало, в ТЫСЯЧУ раз!
Вопрос:Когда я начал худеть, лет 6 назад, понятно, первым делом перебрал ВСЮ доступную (и не очень) литературу на данную тему и понял, ЧТО ЕЙ (литературе) ДОВЕРЯТЬ НЕЛЬЗЯ, настолько она противоречива. Первым делом было голодание (вспомнишь — ну и дурость!), затем литры! пота на вело-, бего- и т. д. тренажерах (для ПОХУДЕНИЯ — дурость не меньшая). Затем стал вспоминать, от чего хоть чуть-чуть чувствовал себя бодрее — вспомнил: поспишь (а со сном у меня были большие проблемы) — оно вроде получше, и со стулом проблем вроде поменьше (а это совсем не до смеха, когда они, эти проблемы, есть).
Ответ:Про голодание и «литры! пота» как бесполезные в деле эффективной коррекции веса Вы сказали достаточно определенно, что нашло свое отражение и в моей книге в соответствующих разделах. А то, что с нормализацией сна у Вас наладился стул, — это нормальное следствие возрастания активности парасимпатической нервной системы, связанной со сном и отвечающей в том числе и за активность перистальтики кишечника. При этом скорость прохождения пищи по кишечнику возрастает и, соответственно, снижается всасывание излишних жиров и, возможно, углеводов, что не замедлит сказаться на энергоемкости пищи, а это, в свою очередь, ведет к необходимости использования жировых депо ПОХУДЕНИЕ!). Кстати, именно этот эффект используется в многочисленных китайско-тибетско-алтайских и тому подобных «ЧАЯХ ДЛЯ ПОХУДЕНИЯ», на поверку представляющих собой самые банальные слабительные фитосборы, куда в обязательном порядке входит кора крушины и другие лекарственные травы с явно выраженным послабляющим эффектом.
Вопрос:Хочется спросить: если йогой занимается гражданин России, то какого питания надо ему придерживаться? Того, традиционного для данной местности и национальности, или традиционного для йогов, проживающих в Индии, — вегетарианства?
Ответ:Йоги «проживают» не только в Индии, но и, например, в Тибете, где мясо употребляют во всех видах, в соответствии с актуальным сезоном. Мнение о том, что питание йогов должно быть исключительно вегетарианским, основывается на спутывании йоги и индуизма. И как следствие — привнесение в истинную йогу некоторых пищевых запретов индуизма. В действительности, в классических текстах по йоге («Йога-сутра» Патанджали[63]) ничего не сказано о каких-либо пищевых запретах, поскольку ничего религиозного в йоге отродясь не было. В Бхагавадгите сказано очень просто: «Йог не тот, кто переедает, и не тот, кто не ест совершенно»[64]. Но, как издавна говорят у нас на Руси, свято место пусто не бывает!Очень быстро его заполнили вначале индуистские пищевые ограничения (отсюда представление о сугубо вегетарианском характере «питания йогов»), а затем, последовательно, джайнистские, буддистские и прочие, что и нашло свое отражение в средневековых текстах по йоге. В наше время «питанием йогов» принято называть то раздельное питание, то макробиотическое, то сыроедение и т. д. и т. п. К йоге все это не имеет ни малейшего отношения, хотя все кому не лень очень любят расхожую фразу, что вот, дескать, «согласно учению йогов» надо питаться тем-то и тем-то, пить не менее 5 литров воды и т. д. Наиболее близким к тому, что можно было бы назвать питанием йогов, является то, что принято называть аюрведой. С термином «аюрведа» современная публика знакома в основном начиная с публикаций некоего Дипака Чопра, недавно удостоенного звания так называемого антинобелевского лауреата за самые антинаучные представления, «изложенные с самыми серьезными намерениями» (квантовая модель человека). Так что пока все это очень далеко от науки, хотя и рассматривается большинством читателей как нечто авторитетное. В действительности исходные тексты аюрведы считаются утраченными, и до нас дошли только древние пересказы этого труда (в которых, кстати, потребление мяса разрешено во всех видах). Гораздо более полно то, что можно было бы назвать подлинной традицией аюрведы, представлено в текстах традиционной тибетской медицины, и прежде всего в тибетском каноне «Чжуд-ши». Авторитетность этой традиции основана на критических изданиях тибетского канона «Чжуд-ши»[65] и мощной комментаторской традиции. «Чжуд-ши» содержит колоссальный объем знаний, и по вопросам питания втом числе. Если лень читать «Чжуд-ши», можете попробовать освоить собрание сочинений Авиценны[66] или раздобыть недав но переизданный «Прохладный вертоград»[67] — везде написано практически одно и то же, что лишний раз подтверждает достоверность традиционных представлений. Следующая наша книга, как раз на тему традиционных основ сезонного питания, в скором времени должна выйти в свет в издательстве «Питер».
Вопрос:Как известно, с конца Масленицы по Пасху в России принято поститься. К сожалению, несмотря на свое славянское происхождение, до сих пор не придерживался этой традиции (как и многих других). В этом ключе следующий вопрос: как пост обосновывается с точки зрения традиционных методов оздоровления? Православные посты — одна из древнейших русских традиций.
Ответ:С точки зрения традиционных методов оздоровления христианские посты, собственно, никакого положительного значения не имели. Скорее наоборот, здоровью нации посты всегда ВРЕДИЛИ. Об этом, в частности, говорится в малоизвестной работе М. В. Ломоносова «О сохранении и размножении российского народа», где в числе факторов, снижающих народонаселение России, названа и традиция «христианского пощения»: «Паче других времен пожирает у нас масленица и св. неделя великое множество народа одним только переменным употреблением питья и пищи... Мертвые по кабакам, по улицам и по дорогам и частые похороны доказывают то ясно... Неоспоримо есть дело, что неравное течение жизни и крутопеременное питание тела не токмо вредно человеку, но и смертоносно, так что вышеописанных строгих постников, притом усердных и ревностных праздниколюбцев, самоубийцами почесть можно»[68]. Да и в самом монашестве возникло понятие «запоститься», то есть довести себя слишком строгим постом до голодной смерти. Судя по всему, ранняя смерть Н. В. Гоголя в какой-то мере связана с его строгими постами[69]. Именно поэтому НЕ РЕКОМЕНДОВАЛОСЬ соблюдать посты детям, старикам, больным и беременным, а также занятым тяжелым физическим трудом и путешественникам. Отсюда известное выражение — «Как мне все это оПОСТылело!», четко отражающее народное отношение к постам. Особенно это относится к зимним постам, и прежде всего к Рождественскому посту, который все наше, якобы православное, население России дружно НАРУШАЕТ в ночь с 31 декабря на 1 января и так далее, до полного безобразия.
Истинное значение христианских постов, разумеется, не в очередном «методе питания», и сводить их до диетического оздоровительного мероприятия есть не что иное, как кощунство по отношению к главному — ДУХОВНОМУ смыслу постов. Дело в том, что при любых ограничениях в еде возрастает кровенаполнение мозга и, соответственно, увеличиваются его (мозга) функциональные возможности, а значит, растет и возможность ПОНИМАНИЯ. Неожиданное прояснение в голове на определенном этапе голодания отмечают многие «голодающие ради здоровья». И наоборот: сытое брюхо к учению глухо.Отсюда и следует необходимость соблюдения постов, вплоть до полного голода, перед многими духовными таинствами, в частности причащением.
Вопрос:Уважаемый Ринад! Вам, наверное, неоднократно приходилось от разного рода мастеров шлаковыведения и прочих «целителей» слышать о «непоправимом вреде», который наносит нашему организму молоко. Дескать, организм взрослого человека теряет способность его усваивать. Лично я больше склонен доверять И. П. Павлову и его бессмертному «Молоко — удивительный продукт, дарованный нам природой». Но, если поговорить о подробностях, возможно, есть какие-то ограничения (количественные, например) на употребление молока, то есть этот дым не совсем без огня?
Ответ:Дело в том, что у одних людей после завершения ими периода питания материнским молоком в кишечнике продолжается образование фермента, переваривающего молочный сахар, —лактазы, у других этот фермент перестает вырабатываться. С возрастом число людей, у которых этот фермент отсутствует или его выработка недостаточна, заметно возрастает. Они и становятся противниками употребления молока, поскольку у них молочный сахар разрушается бактериями толстого кишечника с образованием газов. Возникают вздутие живота, пучение, метеоризм, поносы. Установлено, что не переносят молоко 13% русского населения, причем в возрасте 75-89 лет этот показатель достигает уже 24%. А в Японии не переносит молока значительная часть населения. Именно основываясь на опыте таких людей, японская макробиотика утверждает, что молоко — неприемлемая пища для взрослого человека[70]. Сие означает только, что у них диагноз такой: лактазная недостаточность. А люди, у которых фермент продолжает вырабатываться, пьют молоко и нахваливают его, им непонятна причина неприязненного отношения к этому продукту.
Вопрос:Многоуважаемый Ринад, к сожалению, не имею возможнссги принять участие в занятиях по Вашей программе, а на многие вопросы, которые Вы рассматриваете в рамках своего учебного плана, хотелось бы найти ответы. Не могли бы вы посоветовать одну-две книги по физиологии, успешное чтение которых не требовало бы выходящих за пределы программы средней школы знаний о человеческом организме (увы, у меня техническое образование), но которые могли бы стать хорошей прививкой против антинаучной и псевдонаучной информации о здоровом образе жизни, распространение которой в настоящее время приняло характер эпидемии? Полагаю, что этим Вы могли бы помочь не только мне, но и остальным читателям, особенно живущим в других городах (и даже государствах) и лишенным возможности пройти Ваш курс.
Ответ:С удовольствием выполняю Вашу просьбу, хотя должен Вам заметить, что ликвидация физиологической безграмотности своими силами — дело далеко не простое. Большая часть серьезной учебной литературы, к сожалению, написана отнюдь не обиходным разговорным языком. Но есть приятные исключения. Попробуйте начать с замечательной книги: Блум ф., Лейзерсон А, ХофстедтерЛ, Мозг, разум и поведение/Пер, с англ. — М.: Мир, 1988. Здесь великолепно изложены (просто, доступно и вместе с тем по-научному строго) принципы регуляции организма «изнутри». Иллюстративный материал подобран гениально! Большую помощь в анатомических «дебрях» окажет «Клиническая анатомия человека» И. В. Егорова (Ростов-на-Дону: феникс, 1997). Вопреки сугубо трафаретному названию, книга написана в форме забытых ныне письменных лекций, что делает ее идеальной для самостоятельной проработки.
А в качестве прививки против антинаучной и псевдонаучной информации о здоровом образе жизни весьма рекомендую очень грамотный обзор Стивена Брэтмена «Нетрадиционная медицина. Плюсы и минусы двадцати методов лечения». СПб: Питер, 1997.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|