Сделай Сам Свою Работу на 5

Послесловие ко второму изданию





 

После выхода в свет первого издания этой книги под названием «Коррекция веса» я получил как положи­тельные, так и отрицательные отзывы на свой опус, что вполне соответствовало ожиданиям начинающе­го автора, затронувшего подобную тему.

Письменные отзывы оказались не столь многочис­ленны, но все исключительно положительные, что дает мне приятную возможность привести один из них полностью (с любезного разрешения автора).

«Здравствуйте, Ринад!

Я прочла Вашу книгу "Коррекция веса. Теория и практика здорового питания". И хочу сказать Вам за нее большое спасибо. Я и посмеялась (что ни говори, Вы человек достаточно ироничный), и многое поняла. Хотя уверена, что прочитаю Вашу книгу еще раз. Вы так здорово раз­били в пух и в прах современные методики похудения (ой как хорошо мне знакомые!), что Вам, по моему мнению, полагается медаль за кри­тический склад ума. После Вашей книги (я прочла ее за полтора часа) я стала относиться к проблеме лишнего веса с чувством юмора, а это немаловажно для меня. В общем, я просто хотела выразить Вам свою благодарность. Ринад, Вы молодец! Со мной все до банальности про­сто. В 16 лет решила НЕМНОГО похудеть. И вот сейчас мне 20, сту­денческая жизнь, заработанный гастрит, пресловутый эффект маятни­ка (минус 2 кг — плюс 3 кг и т. д.) и затяжная депрессия. Ваши взгляды меня немного встряхнули, потому я Вам так признательна... Месяц я жила трехдневными циклами. Это оказалось не так уж и труд­но. И результат отличный. Обмен веществ у меня нормализовался, аппетит улучшился, здоровье прекрасное. Я похудела, но представь­те себе, не взвешиваюсь, потому что довольна своей фигурой. Но разве это главное? О еде я думаю теперь не со страхом и ненавис­тью, а просто нормально. Вы вернули меня в общество нормальных людей». (Юля К. Ростов-на-Дону)



 

Спасибо и Вам, Юля, на добром слове! Вдвойне приятно, что книгу с интересом и пользой читает мо­лодежь, для которой, хочется думать, эта книга по­служит примером РАЗУМНОГО подхода к своему здоровью и противоядием от оздоровительной «шизогонизации», получившей столь широкое распростра­нение в последнее время.

Отрицательные отклики также имели место, в основ­ном в виде изустной реакции на развенчание в книге тех или иных кумиров «оздоровительного кретиниз­ма». Чтобы дать обобщенный ответ, мне придется не­множко повториться, поскольку мои оппоненты, как правило, пытаются спорить всякий раз не со мной, а с уже неоднократно упомянутыми здесь учебника­ми по физиологии человека. По этой же причине я вынужден уже в который раз ОТОСЛАТЬ как самих «экстрасенсов/целителей/оздоровителей», так и их обиженных восторженных почитателей/читателей все к тем же учебникам по «самой что ни на есть» НОРМАЛЬНОЙ физиологии человека. Аллах свиде­тель — если бы у них были тверды знания хотя бы в объеме ШКОЛЬНОЙ программы по биологии, я бы не стал тратить время на многократное повторение некоторых объективных истин из этих авторитетных изданий.



Поступили также и вопросы, заслуживающие конкретных ответов. Точнее говоря, это была целая дискуссия в Интернете, отдельные, наиболее инте­ресные выдержки из которой представлены ниже.

 

Вопрос:Все, кто худел с помощью фитнеса, Вам скажут: СНАЧАЛА успехи поразительные (скинули 5-7-10 кг со 100-105-110 кг), по­том хуже, а затем стопор — И ВСЕ, а потом все потихоньку возвра­щается на место — это знают ВСЕ, кто пробовал, а вот ПОЧЕМУ?

Ответ:Ответ, собственно, содержится в моей книге, в разделе «Эта загадочная липопротеинлипаза». Напомню: одним из этапов цир­куляции жиров (липидов) в нашем организме является их совместное существование в крови с белками в виде липопротеиновых комплексов разной плотности. Чтобы отправить их (жиры) на дол­гое хранение в депо жирных кислот (подкожную жировую клет­чатку), эти липопротеиновые комплексы необходимо разделить, что и выполняет фермент липопротеинлипаза. Чем более активен этот фермент, тем быстрее наполняются жиром белые жировые клетки. Активность этого фермента резко возрастает при слиш­ком быстром опустошении жировых клеток (обычная реакция гомеостаза — сохранения постоянства внутренней среды организма, точнее сказать, ПОНДЕРОСТАТА — постоянства веса организма[62]).



Вопрос:Прочитав Вашу книгу, пришел к выводу, что как минимум всю ТЕОРИЮ О КАЛОРИЯХ, а может, и кое-что еще можно забыть. Насколько я прав?

Ответ:Количество калорий продукта определяют очень просто: сжи­гают его в так называемой КАЛОРИЧЕСКОЙ БОМБЕ и измеряют в ка­лориях количество выделившегося тепла. Самое интересное, что в калорическую бомбу можно заложить хоть табуретку, и она рав­ным образом выдаст вам положенное число килокалорий. Из это­го, впрочем, не следует, что табуретка - ценный пищевой продукт (разве что для верблюдов, которые при мне спокойно грызли де­ревянную скамейку). К сожалению, калорическая теория полно­стью овладела умами современных диетологов, поскольку позво­ляла в удобной численной форме оценивать энергоемкость про­дуктов питания. То, что эти цифры могут ОЧЕНЬ СИЛЬНО различаться у разных людей, на сегодняшний момент мало кого интересует. Впрочем, подавляющее большинство обычных потре­бителей продуктов питания, которые с этим сталкиваются каждый день, попросту игнорируют эту дурацкую надпись о якобы фикси­рованной калорийности данного продукта. Тем более что созна­тельный ОБМАН здесь очень распространен. Например, обще­известный рекламный «ТИК-ТАК - 2 КАЛОРИИ!» на самом деле име­ет разъяснение мелким шрифтом, что имеются ввиду 2 ккал (две КИЛОкалории), то есть разница, ни много ни мало, в ТЫСЯЧУ раз!

Вопрос:Когда я начал худеть, лет 6 назад, понятно, первым делом пе­ребрал ВСЮ доступную (и не очень) литературу на данную тему и понял, ЧТО ЕЙ (литературе) ДОВЕРЯТЬ НЕЛЬЗЯ, настолько она противоречива. Первым делом было голодание (вспомнишь — ну и дурость!), затем литры! пота на вело-, бего- и т. д. тренажерах (для ПОХУДЕНИЯ — дурость не меньшая). Затем стал вспоминать, от чего хоть чуть-чуть чувствовал себя бодрее — вспомнил: по­спишь (а со сном у меня были большие проблемы) — оно вроде получше, и со стулом проблем вроде поменьше (а это совсем не до смеха, когда они, эти проблемы, есть).

Ответ:Про голодание и «литры! пота» как бесполезные в деле эффек­тивной коррекции веса Вы сказали достаточно определенно, что нашло свое отражение и в моей книге в соответствующих разде­лах. А то, что с нормализацией сна у Вас наладился стул, — это нор­мальное следствие возрастания активности парасимпатической нервной системы, связанной со сном и отвечающей в том числе и за активность перистальтики кишечника. При этом скорость про­хождения пищи по кишечнику возрастает и, соответственно, сни­жается всасывание излишних жиров и, возможно, углеводов, что не замедлит сказаться на энергоемкости пищи, а это, в свою оче­редь, ведет к необходимости использования жировых депо ПО­ХУДЕНИЕ!). Кстати, именно этот эффект используется в многочис­ленных китайско-тибетско-алтайских и тому подобных «ЧАЯХ ДЛЯ ПОХУДЕНИЯ», на поверку представляющих собой самые баналь­ные слабительные фитосборы, куда в обязательном порядке вхо­дит кора крушины и другие лекарственные травы с явно выражен­ным послабляющим эффектом.

Вопрос:Хочется спросить: если йогой занимается гражданин России, то какого питания надо ему придерживаться? Того, традиционно­го для данной местности и национальности, или традиционного для йогов, проживающих в Индии, — вегетарианства?

Ответ:Йоги «проживают» не только в Индии, но и, например, в Ти­бете, где мясо употребляют во всех видах, в соответствии с акту­альным сезоном. Мнение о том, что питание йогов должно быть исключительно вегетарианским, основывается на спутывании йоги и индуизма. И как следствие — привнесение в истинную йогу некоторых пищевых запретов индуизма. В действительности, в классических текстах по йоге («Йога-сутра» Патанджали[63]) ни­чего не сказано о каких-либо пищевых запретах, поскольку ничего религиозного в йоге отродясь не было. В Бхагавадгите сказа­но очень просто: «Йог не тот, кто переедает, и не тот, кто не ест совершенно»[64]. Но, как издавна говорят у нас на Руси, свято ме­сто пусто не бывает!Очень быстро его заполнили вначале инду­истские пищевые ограничения (отсюда представление о сугубо вегетарианском характере «питания йогов»), а затем, последо­вательно, джайнистские, буддистские и прочие, что и нашло свое отражение в средневековых текстах по йоге. В наше время «пи­танием йогов» принято называть то раздельное питание, то макробиотическое, то сыроедение и т. д. и т. п. К йоге все это не имеет ни малейшего отношения, хотя все кому не лень очень лю­бят расхожую фразу, что вот, дескать, «согласно учению йогов» надо питаться тем-то и тем-то, пить не менее 5 литров воды и т. д. Наиболее близким к тому, что можно было бы назвать питанием йогов, является то, что принято называть аюрведой. С термином «аюрведа» современная публика знакома в основном начиная с публикаций некоего Дипака Чопра, недавно удостоенного зва­ния так называемого антинобелевского лауреата за самые анти­научные представления, «изложенные с самыми серьезными на­мерениями» (квантовая модель человека). Так что пока все это очень далеко от науки, хотя и рассматривается большинством читателей как нечто авторитетное. В действительности исходные тексты аюрведы считаются утраченными, и до нас дошли только древние пересказы этого труда (в которых, кстати, потребление мяса разрешено во всех видах). Гораздо более полно то, что можно было бы назвать подлинной традицией аюрведы, пред­ставлено в текстах традиционной тибетской медицины, и преж­де всего в тибетском каноне «Чжуд-ши». Авторитетность этой традиции основана на критических изданиях тибетского канона «Чжуд-ши»[65] и мощной комментаторской традиции. «Чжуд-ши» содержит колоссальный объем знаний, и по вопросам питания втом числе. Если лень читать «Чжуд-ши», можете попробовать освоить собрание сочинений Авиценны[66] или раздобыть недав но переизданный «Прохладный вертоград»[67] — везде написано практически одно и то же, что лишний раз подтверждает досто­верность традиционных представлений. Следующая наша книга, как раз на тему традиционных основ сезонного питания, в ско­ром времени должна выйти в свет в издательстве «Питер».

Вопрос:Как известно, с конца Масленицы по Пасху в России принято поститься. К сожалению, несмотря на свое славянское происхож­дение, до сих пор не придерживался этой традиции (как и многих других). В этом ключе следующий вопрос: как пост обосновыва­ется с точки зрения традиционных методов оздоровления? Пра­вославные посты — одна из древнейших русских традиций.

Ответ:С точки зрения традиционных методов оздоровления христиан­ские посты, собственно, никакого положительного значения не име­ли. Скорее наоборот, здоровью нации посты всегда ВРЕДИЛИ. Об этом, в частности, говорится в малоизвестной работе М. В. Ломо­носова «О сохранении и размножении российского народа», где в числе факторов, снижающих народонаселение России, названа и традиция «христианского пощения»: «Паче других времен пожи­рает у нас масленица и св. неделя великое множество народа од­ним только переменным употреблением питья и пищи... Мертвые по кабакам, по улицам и по дорогам и частые похороны доказывают то ясно... Неоспоримо есть дело, что неравное течение жизни и крутопеременное питание тела не токмо вредно человеку, но и смертоносно, так что вышеописанных строгих постников, притом усердных и ревностных праздниколюбцев, самоубийцами почесть можно»[68]. Да и в самом монашестве возникло понятие «запостить­ся», то есть довести себя слишком строгим постом до голодной смерти. Судя по всему, ранняя смерть Н. В. Гоголя в какой-то мере связана с его строгими постами[69]. Именно поэтому НЕ РЕКОМЕН­ДОВАЛОСЬ соблюдать посты детям, старикам, больным и беремен­ным, а также занятым тяжелым физическим трудом и путешественни­кам. Отсюда известное выражение — «Как мне все это оПОСТылело!», четко отражающее народное отношение к постам. Особенно это относится к зимним постам, и прежде всего к Рождественскому посту, который все наше, якобы православное, население России дружно НАРУШАЕТ в ночь с 31 декабря на 1 января и так далее, до полного безобразия.

Истинное значение христианских постов, разумеется, не в оче­редном «методе питания», и сводить их до диетического оздоро­вительного мероприятия есть не что иное, как кощунство по отно­шению к главному — ДУХОВНОМУ смыслу постов. Дело в том, что при любых ограничениях в еде возрастает кровенаполнение моз­га и, соответственно, увеличиваются его (мозга) функциональные возможности, а значит, растет и возможность ПОНИМАНИЯ. Не­ожиданное прояснение в голове на определенном этапе голода­ния отмечают многие «голодающие ради здоровья». И наоборот: сытое брюхо к учению глухо.Отсюда и следует необходимость соблюдения постов, вплоть до полного голода, перед многими ду­ховными таинствами, в частности причащением.

Вопрос:Уважаемый Ринад! Вам, наверное, неоднократно приходи­лось от разного рода мастеров шлаковыведения и прочих «цели­телей» слышать о «непоправимом вреде», который наносит наше­му организму молоко. Дескать, организм взрослого человека те­ряет способность его усваивать. Лично я больше склонен доверять И. П. Павлову и его бессмертному «Молоко — удивительный про­дукт, дарованный нам природой». Но, если поговорить о подроб­ностях, возможно, есть какие-то ограничения (количественные, например) на употребление молока, то есть этот дым не совсем без огня?

Ответ:Дело в том, что у одних людей после завершения ими периода питания материнским молоком в кишечнике продолжается обра­зование фермента, переваривающего молочный сахар, —лактазы, у других этот фермент перестает вырабатываться. С возрастом число людей, у которых этот фермент отсутствует или его выра­ботка недостаточна, заметно возрастает. Они и становятся про­тивниками употребления молока, поскольку у них молочный сахар разрушается бактериями толстого кишечника с образованием га­зов. Возникают вздутие живота, пучение, метеоризм, поносы. Уста­новлено, что не переносят молоко 13% русского населения, при­чем в возрасте 75-89 лет этот показатель достигает уже 24%. А в Японии не переносит молока значительная часть населения. Именно основываясь на опыте таких людей, японская макробиотика утверждает, что молоко — неприемлемая пища для взрослого человека[70]. Сие означает только, что у них диагноз такой: лактазная недостаточность. А люди, у которых фермент продолжает выра­батываться, пьют молоко и нахваливают его, им непонятна причи­на неприязненного отношения к этому продукту.

Вопрос:Многоуважаемый Ринад, к сожалению, не имею возможнссги принять участие в занятиях по Вашей программе, а на многие во­просы, которые Вы рассматриваете в рамках своего учебного пла­на, хотелось бы найти ответы. Не могли бы вы посоветовать одну-две книги по физиологии, успешное чтение которых не требовало бы выходящих за пределы программы средней школы знаний о че­ловеческом организме (увы, у меня техническое образование), но которые могли бы стать хорошей прививкой против антинаучной и псевдонаучной информации о здоровом образе жизни, распро­странение которой в настоящее время приняло характер эпиде­мии? Полагаю, что этим Вы могли бы помочь не только мне, но и остальным читателям, особенно живущим в других городах (и да­же государствах) и лишенным возможности пройти Ваш курс.

Ответ:С удовольствием выполняю Вашу просьбу, хотя должен Вам за­метить, что ликвидация физиологической безграмотности своими силами — дело далеко не простое. Большая часть серьезной учеб­ной литературы, к сожалению, написана отнюдь не обиходным раз­говорным языком. Но есть приятные исключения. Попробуйте на­чать с замечательной книги: Блум ф., Лейзерсон А, ХофстедтерЛ, Мозг, разум и поведение/Пер, с англ. — М.: Мир, 1988. Здесь ве­ликолепно изложены (просто, доступно и вместе с тем по-научно­му строго) принципы регуляции организма «изнутри». Иллюстратив­ный материал подобран гениально! Большую помощь в анатомиче­ских «дебрях» окажет «Клиническая анатомия человека» И. В. Егорова (Ростов-на-Дону: феникс, 1997). Вопреки сугубо трафаретному названию, книга написана в форме забытых ныне письменных лек­ций, что делает ее идеальной для самостоятельной проработки.

А в качестве прививки против антинаучной и псев­донаучной информации о здоровом образе жизни весьма рекомендую очень грамотный обзор Стивена Брэтмена «Нетрадиционная медицина. Плюсы и ми­нусы двадцати методов лечения». СПб: Питер, 1997.

 

 


 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.