|
Пищевые добавки и эффект плацебо
Конечно, полные клинические испытания требуют значительных временных и материальных затрат, крайне невыгодных производителям «чудодейственных» продуктов, хотя только такого рода исследования и могут с достаточно высокой достоверностью определить реальный терапевтический эффект проверяемого препарата. Сюда входит прежде всего обязательная проверка так называемым двойным слепым методом с использованием эффекта плацебо, или пустышки, — лекарственной формы, лишенной действующего начала, но предлагаемой наравне с проверяемым препаратом. При этом обязательным условием является то, чтобы врач не знал, что он дает, а больной не знал, что он получает, — именно поэтому такое исследование называется «двойным слепым» или плацебо-контролируемым. То, что плацебо, или пустая лекарственная форма, нередко оказывает не меньший или даже больший терапевтический эффект, нежели реальное лекарство, известно давно[29] и, разумеется, достаточно широко применяется в медицине, как, равным образом, и в фармацевтике[30]. Именно эффектом плацебо объясняется «большая» эффективность, то есть читай: большая раскупае-мость, шипучих и быстрорастворимых форм парацетамола («Эффералган упса» и «Панадол экстра») по сравнению с обычным отечественным парацетамолом. И это при том, что действующее начало и там и тут абсолютно одинаково, хотя разница в цене может достигать 500%! Фармацевтические компании быстро уловили, что будет намного дешевле производить старые, уже проверенные лекарства под новыми названиями в яркой красивой упаковке, нежели связываться с производством новых лекарственных препаратов, обрекая себя на неизбежные расходы по их долговременной клинической проверке.
Именно для целей поддержания эффекта плацебо при использовании коммерческих пищевых добавок и нужна фигура пресловутого дистрибьютора, который будет постоянно «капать на мозги» доверчивому клиенту, что, дескать, все идет хорошо, с умным видом проверять эффективность пищевой добавки на основании показаний пресловутой рамки или раскачивающегося маятника, который сам же дистрибьютор и раскачивает (разумеется, в нужную сторону). А в ответ на нередкое ухудшение состояния клиента, он будет убеждать его, что якобы это пошел несомненный процесс очищения и так далее в том же духе, пока деньги клиента наконец не перекочуют в карман данного дистрибьютора. Но на этом общение с клиентом не заканчивается! В идеале ставится задача сделать его еще одним дистрибьютором по схеме многоуровневого маркетинга (MLM), кстати, целиком скопированной с сетей распространения наркотиков,где также предусмотрено вовлечение первоначально обычных потребителей в систему тех же самых многоуровневых продаж. Но это уже совсем другая история...
На чем же основывается механизм действия продуктов фирмы «Гербалайф», или Чашка кофе за $150
Мы рассмотрим подробнее продукцию фирмы «Гербалайф» вовсе не потому, что хотим еще раз «пнуть мертвого льва» (основатель фирмы Марк Хьюз и так уже пострадал, скоропостижно скончавшись в собственной постели в возрасте 44 лет). Главная причина в том, что торговая марка «Гербалайф» у всех на слуху («Гербалайф» НЕ предлагать!), да и информации о составе и, соответственно, всякого рода эффектах некоторых продуктов этой фирмы уже накопилось вполне достаточно для подробного анализа[31].
Среди продуктов фирмы «Гербалайф» особое место занимают таблетки с «удачным» названием «Энер-джи» от английской аббревиатуры N.R.G. (натуральная сырьевая гуарана). С участием этих «травяных» таблеток проходят практически все предписанные курсы приема прочих продуктов фирмы «Гербалайф». Название этого продукта не случайно созвучно английскому слову «энергия», поскольку он содержит довольно большое количество кофеина (до '4%). Стоп! Это как раз то, что нам и нужно для анализа механизма действия продуктов фирмы «Гербалайф». Дело в том, что кофеин и аппетит теснейшим образом связаны между собой. Судите сами...
Среди механизмов, запускающих малоприятное ощущение все возрастающего аппетита, ведущее место занимает влияние на гипоталамус уровня сахара в крови. Иными словами, аппетит у человека появляется тогда, когда содержание сахара, основного «горючего» для клеток, в крови падает. Поднять его можно несколькими способами. Самый простой — это поесть чего-нибудь вкусненького, лучше сладенького. Но тогда избыток углеводов может перейти в жировые отложения! Собственно, вся борьба с лишним весом сводится к тому, как поднять уровень глюкозы хотя бы на время, чтобы удовлетворить аппетит без еды, то есть без приема внутрь лишних калорий. Это возможно только в том случае, если задействовать имеющиеся в организме запасы сахара — гликогена, представляющего собой полимерные цепочки из молекул глюкозы. Поэтому его еще называют «животным крахмалом». Итак, второй способ повышения уровня сахара (глюкозы) в крови идет за счет расщепления внутренних запасов гликогена в печени (до глюкозы) и в мышцах (до лактата). Рассматриваемый процесс носит название гликогенолиз, что означает «расщепление гликогена».
Запуск гликогенолиза инициируется рядом гормонов, биохимических регуляторов внутренней среды организма, таких, как, например, глюкагон и более широко известный адреналин. Каждый может на себе прочувствовать, как при сильном испуге (одномоментный выброс в кровь большого количества адреналина) аппетит на время пропадает. Именно вследствие повышения уровня глюкозы в крови. Этот же механизм лежит в основе известного всем феномена так называемого испорченного аппетита. Равным образом, мы забываем о еде в моменты душевного подъема и, соответственно, в минуты внезапного горя. Говоря языком физиологии, всякий раз, когда активируется симпато-адреналовая система.
Из внешних (экзогенных) веществ гликогенолиз запускают так называемые симпатомиметики, препараты, обладающие адреналоподобным действием, такие, как эфедрин, амфетамины, и прочие стимуляторы симпатической нервной системы, включая и... кофеин! Стоп! Вот мы и вернулись «на круги своя». Как вы думаете, есть ли какая-нибудь разница между кофеином «натуральной сырьевой гуараны» и кофеином, содержащимся в обыкновеннейшем кофе? Да в том-то и дело, что никакой! Разница только в цене.
Именно стимулирующим гликогенолиз действием кофеина и обязаны своей всемирной популярностью чай и кофе. При «совершенном нуле» калорий появляется заметное притупление чувства голода. Выпил чая или кофе — и как будто что-то съел (поскольку уровень глюкозы в крови поднялся). В этом-то и состоит смысл традиционного чаепития (например, английского файф-о-клока) или, как говорили в старину, «откушивания кофия» в перерывах между едой. В этом, кстати, состоит и «тайна» так называемого ев-розавтрака, с которым столкнулись наши незадачливые туристы, получавшие в Европе по утрам на завтрак маленькую чашечку кофе с булочкой, что вызывало у них полное недоумение: как «этим» можно насытиться? Оказывается, очень даже можно, но только на весьма непродолжительное время. В норме за «еврозавтраком» следует второй завтрак — как правило, не включаемый в полупансион для наших туристов.
Однако вернемся к кофеину гуараны. Ведь именно на нем лежит основная задача в подавлении аппетита, благодаря чему низкокалорийное «клеточное» питание ведет к неуклонному сбрасыванию веса потребителя «чудодейственных» продуктов фирмы «Гербалайф»... за 150 долларов! Возникает закономерный, хотя и несколько наивный, вопрос: а не платят ли потребители продуктов фирмы «Гербалайф» по 150 долларов фактически за чашечку обыкновеннейшего растворимого кофе, содержание кофеина в котором как раз и составляет те самые 4%? Окончательного ответа мы никогда не получим, ибо дистрибьюторы «Гербалайфа», сами накачанные кофеином из таблеток «Энерджи», с выпученными от возбуждения глазами будут убеждать нас в том, что в состав продуктов фирмы «Гербалайф» входит множество других компонентов, стоимость которых «бесценна» (?!), и все такое прочее.
И еще несколько слов
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|