Сделай Сам Свою Работу на 5

Методические основы построения урока





ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

ТЕХНИКЕ ВИДОВ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ

Общие предпосылки обучения

Обучение в процессе физического воспитания в школе обеспечивает одну из его сторон - физическое образование, под которым понимается «системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний».

На уроках физической культуры в школе учащихся обучают различным движениям в целях развития способности управлять своими движениями, а также в целях познания закономерностей движений своего тела. Обучают также правильному выполнению движений, используемых в качестве «общеразвивающих» упражнений для управления физическим развитием. И, наконец, учащихся обучают технике двигательных действий, необходимых в труде, быту или спортивной тренировке.

При овладении техникой какого-либо двигательного действия, вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере дальнейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык.

Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок: минимума основных знаний о технике действия; наличия двигательного опыта; достаточного уровня физической подготовленности; при творческом мышлении в процессе построения новой системы движений.



Для двигательного умения характерно постоянное совершенствование способа выполнения действия при осмысленном подходе в процессе управления движениями. Это и составляет сущность двигательного умения. Таким образом, под двигательным умением понимается такая степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов.

Роль двигательных умений в физическом воспитании школьников может быть различной. В одних случаях умения доводят до навыков, если необходимо добиться совершенного владения техникой двигательного действия. В других случаях двигательные умения вырабатываются без последующего перевода их в навыки. В этом случае они являются как бы вспомогательными. В целом ряде случаев материал программы по легкой атлетике в школе должен быть усвоен именно на уровне умения. Двигательные умения имеют большую образовательную ценность, поскольку главным в них является активное творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений.



Дальнейшее совершенствование двигательного действия при многократном повторении приводит к автоматизированному его выполнению, т.е. умение переходит в навык. Это достигается постоянным уточнением и коррекцией движения, в результате появляется слитность, устойчивость движения, а главное автоматизированный характер управления движением. Следовательно, двигательный навык можно определить как оптимальную степень владения техникой действия, характеризующуюся автоматизированным управлением движениями, высокой прочностью и надежностью пополнения.

Процесс обучения движениям зависит от многих факторов. Одни из них имеют существенное значение, другие - второстепенное. Так, трудность и длительность процесса обучения определяется двигательным составом и структурой движения. Чем сложнее его техника, тем длительнее процесс обучения. Обучение двигательному действию может существенно облегчаться или усложняться в связи с явлением переноса навыков, выработанных ранее или формируемых параллельно. В случае положительного переноса - процесс обучения облегчается и ускоряется, при отрицательном переносе - наоборот. Характер процесса обучения зависит от соотношения техники изучаемого действия с проявлением физических качеств. Есть двигательные действия, которые осуществляются при непредельном уровне проявления силы, быстроты, гибкости. Имеются двигательные действия, которые рассчитаны на максимальное проявление физических качеств при относительно стандартной технике. В последнем случае техника постоянно изменяется в деталях в соответствии с развитием физических качеств. Совершенствование движений здесь должно осуществляться при оптимальных усилиях, увеличивающихся по мере повышения функциональных возможностей занимающихся.



Успешность обучения в значительной мере зависит от наличия двигательного опыта, а также индивидуальных особенностей занимающихся. Чем богаче двигательный опыт, тем быстрее образуются новые движения. При обучении движениям учитывается тип высшей нервной систем. Отмечено, что дети, имеющие плохую подвижность нервных процессов, с трудом осваивают движения скоростного и скоростно-силового характера. Необходимо также учитывать возраст детей. Наиболее благоприятным периодом овладения сложными по координации движениями является возраст 12-15 лет.

 

СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ЭТАПОВ

 

С точки зрения общепедагогических концепций, обучение включает в себя умение и преподавание. Учение - это деятельность ученика по активному овладению знаниями, умениями и навыками. И здесь он должен выступать как субъект деятельности. Преподавание - это педагогическая деятельность учителя по организации и управлению учебной деятельностью школьника. Учение и преподавание это две взаимопроникающие друг в друга стороны процесса обучения. Невозможно качественное преподавание без учения, также как учение без преподавания. Таким образом, единство преподавания и учения является объективной необходимостью процесса обучения в школе.

Содержание обучения на уроках легкой атлетики в общеобразовательной школе составляют техника бега, прыжков, метаний, а также знания, которыми должен овладеть ученик и которые имеют самое непосредственное отношение к процессу обучения.

Решение задач обучения предусматривает методически грамотный подход к организации, структуре и содержательной части уровня физической культуры. Необходимо учесть множество факторов, которые могут в той или иной мере влиять на качество учебного процесса.

В процессе овладения техникой каждого вида легкой атлетики можно условно выделить три этапа; этап первоначального овладения техникой действия; этап углубленного разучивания; этап закрепления и дальнейшего совершенствования техники двигательного действия.

Первый этап. Общая задача, которая ставится на этом этапе - овладение основой техники изучаемого легкоатлетического двигательного действия. Изучение начинается с создания общего представления об изучаемом движении путем демонстрации, объяснений и практического апробирования. В зависимости от сложности, движение изучается либо путем расчленения, или при целостном исполнении. Обучение начинается с ведущего звена техники. Если же ведущее звено существенно зависит от подготовительных фаз, вначале разучиваются эти фазы. В отдельных случаях изучение техники действия начинается с завершающих фаз, если необходимо предупредить травмирование. Показ движений должен быть четким, с пояснением основных элементов. Указываются ориентиры: куда должно быть направлено то или иное движение, до какого уровня нужно наклониться и т.п. Показ может быть повторен после пробного выполнения движения учащимися. При повторном показе, некоторые элементы, на которые должно быть обращено внимание, несколько акцентируются, то есть выполняются особенно четко, даже несколько утрированно. Движения демонстрируют в обычном темпе, потом в более медленном, с подсчетом. В заключение полезно установить правильный ритм движений, для чего применяют подсчет. При объяснениях необходимо пользоваться принятой в легкой атлетике терминологией.

В младших классах учитель использует показ упражнений, сопровождая его пояснениями, требуя точности в выполнении простых элементов техники. Большой эффект имеют образные сравнения. Для школьников младших классов, при сравнительно мало понимании ими своих ощущений, большую значимость имеет наглядный метод. Применение этого метода требует от учителя квалифицированной демонстрации деталей изучаемой техники и подводящих упражнений. Для. школьников старших классов, связи с увеличивающейся способностью концентрировать свое внимание, предпочтителен метод объяснения. При объяснении не следует сообщать учащимся большое количество подробностей; квалифицированный выразительный показ элементов техники сделает еще более ясным предлагаемое задание. Лучше усваиваются задания, когда они осмыслены в момент показа, а затем ученик делает попытку их воспроизвести сам по памяти.

В процессе обучения усилия учеников направляются на решение главной задачи. Дополнительные замечания, пояснения, наряду с выразительным показом - это одно из условий для обеспечения сознательности и активности учащихся на уроках физической культуры.

Внимание учеников среднего и старшего возраста акцентируется на закономерностях освоения техники легкоатлетических действий, при этом учитель стремится на основе межпредметных связей опираться на знания и умения, полученные школьниками в предшествующих классах на уроках физической культуры и других предметов. Такой подход позволяет учащимся не только лучше понять предстоящее задание, но и точнее воспроизвести упражнение и закрепить его.

Для освоения двигательных действий необходимо с самого начала дать правильную технику основ движений. Все то, что изучается вначале закрепляется особенно прочно, и впоследствии требуются огромные усилия для какого-либо переучивания. Использование снарядов, соответствующих силам учеников, количество повторений, темп и скорость выполняемых упражнений - все это должно быть в поле зрения учителя, все это определит доступность изучаемого материала. как, при прыжках в длину следует раздельно заниматься с мальчиками и девочками, а при обучении прыжкам ввысоту - дополнительно еще подразделять учеников на более сильную и более слабую группы. Без такого разделения одним учащимся будет неинтересно, а другим - трудно.

Второй этап. Основная задача - овладение техникой действия в совершенстве. Эффективность обучения будет во многом зависеть от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения. Используя метод целостного исполнения действия, необходимо в комплексе с ним широко применять зрительную, звуковую и двигательную наглядность, направленную на создание ощущений правильного исполнения деталей техники. Метод словесного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор техники легкоатлетических действий, беседа. Такой подход позволяет более углубленно познать технику изучаемых движений.

На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств:

1. Применяются упражнения для укрепления мышечной системы и всего организма с учетом особенностей изучения предстоящей техники. Этими упражнениями создается база для овладения техникой конкретного вида. Обычно подготовительные упражнения используются на уроках на протяжении всего учебного года.

2. Применяются подводящие упражнения, которые готовят к освоению основного действия путем его целостной имитации, либо частичного воспроизведения в упрощенной форме. Подводящие упражнения обычно представляют собой элемент, часть или связку нескольких движений основного легкоатлетического упражнения. Необходимо, чтобы по форме и характеру движений эти упражнения имели, возможно, большее сходство с соответствующей частью изучаемого вида легкой атлетики. Это главное требование. Например, ученик делает с трех шагов разбега подготовку к отталкиванию, как в прыжке в высоту, но вместо преодоления планки стремится дотянуться маховой ногой до подвешенного предмета. Или, при обучении прыжку в длину с разбега способом «согнув ноги» одним из подводящих упражнений является прыжок в шаге с доставанием коленом маховой ноги определенного ориентира.

К подводящим упражнениям относятся также имитационные упражнения. Их особенность заключается в подражании тому, что требуется в целостном виде легкой атлетики.

Длительность применения подводящих упражнений зависит от сложности разучиваемого вида легкой атлетики и подготовленности учащихся. В применении подводящих упражнений не должно быть перерывов, в противном случае ученики будут забывать ранее выученные движения и эффект воздействия их снизится.

Правильно подобранные подводящие упражнения решают определенную частную образовательную задачу, причем в облегченных условиях.

Критерием подбора подводящих упражнений является наличие в них каких-то элементов, частей разучиваемого вида легкой атлетики.

Рациональность использования каждого упражнения (будь то подготовительные, подводящие, имитационные) будет достигнута при четком определении следующих моментов:

- цель и задачи упражнения;

- структурная взаимосвязь с основными двигательными действиями;

- дозирование упражнения;

- контроль и самоконтроль выполнения.

Используются методические приемы упрощения внешних условий при обучении и упрощения структуры движения. Всякое новое движение, если оно может быть выполнено учащимися достаточно правильно сразу или после нескольких попыток, желательно изучать в целостном виде. Но координационно-сложные движения вначале расчленяют на фазы или элементы, изучают отдельно, а потом соединяют. Следует расчленять движение на такие элементы, которые школьник может выполнить достаточно правильно уже с нескольких попыток. Желательно, чтобы конечное положение одного элемента служило началом другого. Например, при изучении техники прыжка в высоту с разбега вначале ученики знакомятся с особенностями отталкивания с 1, 2 , 3-х шагов разбега, затем осваивается разбег с отталкиванием. Далее сочетают его с фазой полета и, наконец, с приземлением. Освоив эти элементы на нескольких уроках, ученики приступают к выполнению прыжка в целом. Объединять разученные элементы в связки следует постепенно по два, по три, сначала выполняя в медленном темпе, а потом в обычном.

Необходимо в процессе углубленного разучивания применять ориентиры. Чтобы ученики могли контролировать правильность исходных и конечных положений при выполнении тех или иных элементов движения, успешно овладели пространственными и временными параметрами движений, учитель может использовать некоторые ориентиры ( флажки, отметки на полу), звуковые акценты (подсчет, хлопок, музыка). Например, при обучении прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание» шаги при забеге и место отталкивания обозначаются на полу кружками, для освоения ритма движений учитель сначала воспроизводит его сам, говоря быстро или протяжно: «Раз… два… три…». Затем предлагает учащимся вслух повторить этот ритм, а потом, уже во время выполнения упражнения, и про себя.

Третий этап. Общая задача – прочность двигательного навыка, обеспечение успешного его применения в двигательной деятельности. Устраняются скованность, ненужные сопутствующие движения, ошибки в технике. Причинами ошибок могут быть: недостаточно ясное представление о двигательной задаче; неправильное выполнение предыдущих действий; слабое развитие координационных качеств; влияние конкурирующих навыков, боязнь, невнимательность, неуверенность, повышенная возбудимость занимающихся, состояние утомления и др.

Ошибки могут возникать и по вине учителя, если недостаточно четко показал и объяснил движение, не учел возможностей учащихся.

Основной путь исправления ошибок: необходимо указать обучаемому на ошибку, показать правильное исполнение и предоставить ученику дополнительные попытки овладеть правильным способом. Если это не дало результата, следует вернуться к подводящим упражнениям, использовать корригирующие, в частности контрастные, задания.

Закрепление навыка производится путем многократных повторений упражнения в различных меняющихся условиях (например, прыжки в длину с повышенной опоры и без нее, прыжки в длину через препятствие, установленное на середине прыжка и т.п.).

При совершенствовании навыка необходимо повысить его устойчивость, точность, скорость, экономичность движений. Это приведет к их постепенной автоматизации, которая не исключает роли сознания, контроля за протеканием движений, и обеспечит использование их в двигательной деятельности.

 

методические основы построения урока

Урок физической является основной формой построения занятий физическими упражнениями в школе. Он состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

Цель подготовительной части – посредством действенных физических упражнений при минимальных затратах времени включить в работу все функциональные системы организма занимающегося.

Правильный подбор упражнений в движении (ходьба, бег) и на месте (шеренга, колонна, круг) способствует улучшению работы органов дыхания, кровообращения, обмена веществ, укреплению опорно-двигательного аппарата. Упражнения подготовительной части урока должны соответствовать задачам урока. На уроке легкой атлетике это могут быть – спортивная ходьба, медленный бег, беговые упражнения, прыжки, ускорения, используются подготовительные упражнения из того вида легкой атлетики, которым учащиеся будут заниматься в основной части урока. Если это прыжки в длину с разбега, то подготовительными упражнениями могут быть прыжки через одни, три, пять шагов; в длину с места, тройные, пятерные. Ходьба включается для активного отдыха.

В основной части одной из задач урока является изучение нового материала. В начале разучиваются новые движения (элементы) техники того или иного вида легкой атлетики. Закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков и умений проводится в середине и конце основной части урока. Упражнения, требующие проявления скоростных, скоростно-силовых качеств, тонкой координации и ловкости, выполняют в начале основной части урока, а упражнения, связанные с силой и выносливостью, в конце. Состав всех упражнений в основной части урока должен быть таким, чтобы они оказывали разностороннее влияние.

Для поддержания эмоционального тонуса и закрепления пройденного на уроке материала рекомендуется завершить основную часть подвижными играми, которые имеют большое обучающее и воспитывающее значение, развивают необходимые двигательные качества.

Заключительная часть урока предназначена для приведения функционального состояния организма к нормальной деятельности. Для снижения возбуждения сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, снятия мышечной напряженности используются медленный бег, различные виды ходьбы, упражнения на расслабление, правильную осанку, внимание. В заключение подводятся итоги урока, выставляются оценки, даются домашние задания.

Большое значение для усвоения учебного материала имеет методика организации занимающихся на уроке легкой атлетики. При ознакомлении с новым материалом, разучивании относительно простых упражнений, не требующих страховки и помощи, и также при совершенствовании хорошо освоенных движений применяется фронтальный способ организации и одновременное выполнение всеми учащимися физических упражнений. Его достоинство – максимальный охват учеников двигательной деятельностью и, следовательно, большая моторная плотность урока.

Достаточно эффектным является и поточный способ выполнения физических упражнений, когда учащиеся, двигаясь один за другим, выполняют одно или несколько упражнений (прыжки в длину, в высоту), одинаковых для всего класса (или группы). Этот способ применим лишь в тех случаях, когда учениками прочно освоены упражнения.

При изучении нового материала, повторении его и совершенствовании двигательных действий чаще используется групповой способ организации и выполнения разных упражнений по группам. Он позволяет учителю лучше наблюдать за выполнением школьниками упражнений, точнее дозировать нагрузку и исправлять ошибки.

На уроках может быть использован и индивидуальный способ организации учебного процесса. Отдельные ученики, получив от учителя задание, самостоятельно их выполняют.

Для комплексного развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, прыгучести, гибкости) и повышения функциональных возможностей организма наиболее эффективным способом организации учебного процесса является круговая тренировка. Упражнения выполняются сериями на 4-10 станциях, количество которых зависит от возраста детей и поставленной учителем цели.

Какой бы не была применяемой на занятиях способ организации учебной деятельности учащихся, он во всех случаях предъявляет одни и те же требования к учителю. Он должен обеспечить высокую двигательную активность учащихся, необходимую физическую нагрузку с учетом их подготовленности, используя в должной мере методы ведения учебного процесса, соблюдая требования техники безопасности.

Нет смысла растягивать обучение на длительные сроки. Направленность уроков для решения задач обучения следующая:

1. Ознакомление с изучаемым видом (элементом) основного двигательного действия.

2. Разучивание.

3. Закрепление основного двигательного действия.

4. Совершенствование основного двигательного действия и проверка знаний.

Такой порядок уроков должен быть сохранен в целевых установках для каждого очередного тематического урока (всего 3-4 урока).

На первом, вводном уроке учащиеся знакомятся с новым видом легкой атлетики (элементом техники). Необходимо, применяя на уроке определенную систему упражнений, подвести учащихся к начальному выполнению целостного вида уже к концу первого урока.

Второй урок основывается на уже знакомых учащимся ощущениях, но теперь применяются новые упражнения, расширяющие представление о выполненном движении. Для этого урока характерно постепенное усложнение условий выполнения упражнений. Учитель требует увеличить скорость движения или вводит дополнительные задания, способствующие лучшему освоению техники движения. Окончательное уточнятся временные соотношения технических элементов, общий ритм и оптимально доступный темп.

Третий урок – закрепление пройденного материала. Целевая установка такого урока – окончательно уточнить и прочно освоить целостное двигательное действие. Условия выполнения упражнений все более усложняются. В процессе повторения целостного упражнения выясняется, какие детали и элементы техники освоены недостаточно хорошо, и применяются специальные упражнения, уточняющие технику двигательного действия. Подбирать упражнения необходимо продуманно.

Четвертый урок – урок совершенствования элементов техники в целом. Условия выполнения главного двигательного действия (основного элемента техники) должны быть близкими к максимальному уровню возможностей учеников. На этом уроке проверяется качество сформированного двигательного навыка.

Таким образом, при классификации типов уроков определяется направленность дидактических задач:

- Урок разучивания нового материала (обучающие);

- Закрепление разученного материала (закрепляющие);

- Совершенствование разученного материала (тренировочные);

- Смешанные;

- Контрольные.

Чем младше класс, тем больше уроков обучающих и закрепляющих, и чем старше – тем больше тренировочных уроков.

При проведении урока учитель должен:

- Избегать однообразия в манере ведения занятий;

- Использовать такие методы оценки, как одобрение, поощрение, замечание, порицание, соблюдение справедливость и объективность, чувство меры и такта;

- Индивидуально исправлять ошибки, указывая причину их возникновения, придерживаясь требования учить всех и отдельно каждого;

- Формировать у школьников умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

 

Занятия в зале отличаются подбором упражнений, по сравнению с уроками на площадке, тем, что в зале делается больший акцент на обучение, а на воздухе, в более благоприятных условиях, чаще применяются упражнения для развития дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Многократное повторение упражнений, необходимое для создания прочных навыков, нередко вызывает у школьников утомление, потерю интереса к выполнению двигательного действия. Это состояние является естественной реакцией организма на однообразный характер работы. Включение в урок легкой атлетики подвижных игр, использование игрового метода активизирует внимание, улучшает эмоциональное состояние учащихся. Ученики забывают об усталости, продолжают заниматься с желанием и интересом. Овладевая техникой изучаемого вида легкой атлетики, учащиеся в играх совершенствуют свою координацию. Однако необходимо помнить, что игра выступает как вспомогательный, дополнительный метод. Она используется лишь тогда, когда движение автоматизируется и внимание сосредотачивается не столько на двигательном акте, сколько на результате действия, условиях и ситуации, в которых оно выполняется. Подвижная игра выступает как метод совершенствования навыка, осуществляемый в повышенном эмоциональном состоянии, в изменяющихся ситуациях, при внешних противодействиях.

Последовательность применения игр на уроках легкой атлетики должна быть спланирована заранее. Выбор игры зависит главным образом от тех педагогических задач, которые ставятся перед уроком. Немаловажное значение имеет подготовленность класса, физическая и техническая оснащенность учеников в плане тех задач, которые будут решаться игрой. Надо четко знать, что занимающиеся могут и что еще не в их силах. Вряд ли следует, например, применять игру с передачей эстафетной палочки «в коридоре», если правила и элементы техники передачи эстафеты еще не разучены. От того, где проводится игра (в зале, на площадке), также зависит подбор игр. Это связано с наличием инвентаря.

Игровой материал необходимо планировать с учетом положительного переноса навыков. Поэтому при изучении элементов легкоатлетических видов подбирать игры следует по степени их трудности для занимающихся и в определенной последовательности. Непродуманный подбор игр может привести к отрицательному переносу навыка.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.