Сделай Сам Свою Работу на 5

Священник Сюнгаку, XVI в.





 

Принимая во внимание приоритетность наступательной тактики, учитывая полноконтактный способ ведения поедин­ка, необходимо отдельно рассмотреть систему пассивной безопасности.

Под пассивной безопасностью подразумевается защита, не требующая амплитудных защитных действий. Имеется в виду, что в случае контратаки противника идеальными за­щитными действиями будут те, которые не потребуют от спортсмена активных физических проявлений, что позволит, в свою очередь, сосредоточиться на атакующей линии пове­дения и экономить энергоресурс.

Какая цель стоит перед любой защитной техникой? Не позволить противнику причинить вред. Как формируется защитная техника?

— Исходя из правил соревнований.

— Анализируя предполагаемую технику ударов. Каждому виду спорта свойственна собственная защита.

Причём, учитывая конкуренцию между видами, идет посто­янная полемика о лучшей ударной технике и о лучшей за­щите. Не раз приходилось слышать мнение уважаемых тре­неров по боксу о бездарности каратэ как вида. И столько же раз самбисты уверяли в непобедимости своей техники.

В трактате «Хагакурэ» на эту тему есть очень глубокая мысль: «...Тот, кто потратил свою жизнь на познание одной боевой дисциплины, глупец, потому что о других видах он имеет поверхностное впечатление».



Рассмотрим особенности защитной техники и тактики самых популярных видов единоборств. Заранее извиняюсь перед специалистами, рассмотрение каждого вида будет но­сить ознакомительный характер.

1. Бокс:

— прижатый подбородок, поднятые руки;

— уходы «на ногах» (принятый термин) с линии атаки;

— уклоны;

— встречные отбивы ударов;

— уход в «глухую» защиту.

2. Тхэквондо WTF:

— использование различных степов и уходов с линии атаки;

— подставки руками.

3. Каратэ до (традиционные стили):

— блоки руками и ногами;

— захваты и броски;

— уходы с линии атаки.

4. Муай тай:

— подставки руками и ногами;

— ударное закаливание корпуса и ног;

— «вязание» противника руками.

5. Кёкусинкай:

— блоки;

— уходы на ногах;

— набивание корпуса и ног.

6. Дайдо-джуку:

— уходы на ногах;

— уклоны;

— захваты и броски.

Этот поверхностный обзор защитных техник позволяет про­следить, насколько правила соревнований диктуют защитные действия. Если в WTF не бьют руками в голову, зачем подни­мать руки и прижимать подбородок? Вот и получается, что, скажем, каратист, не имеющий опыта работы в боксёрских перчатках, не может реализовать свой тип защиты, а борцы слишком часто выигрывают у боксёров в «боях без правил» именно вследствие специфики и тактики борьбы на критичес­кой дистанции. Любой вид борьбы — это 80% времени нахож­дения в критической дистанционной зоне, для боксёра подоб­ная тактика — это 80 % времени нахождения в «клинче» — т. е. грубое нарушение правил. Вот и получается, что борцу стоит с горем пополам добежать до корпуса боксёра (скажем, подняв руки, закрывая голову) и поединок начнёт проходить уже по борцовским правилам, на борцовской дистанции.



Поговорим непосредственно о защите, важность правиль­ного формирования которой доказывали предыдущие при­меры. Защиту следует разделить на активную и пассивную.

Подактивнойпонимается система блоков, отбивов и зах­ватов, т. е. достаточно динамичная амплитудная техника.

Пассивная защита — это:

—набитые, укрепленные поверхности рук, ног, корпуса и, как следствие нечувствительность к боли;

— правильное положение локтей, прикрывающих корпус;

— крепкая шея, плечи, способные при необходимости закрывать большую часть головы;

— свободная, неширокая стойка, позволяющая быстро разорвать дистанцию и реагировать на удары противника.

То есть пассивная безопасность — это всё то, что не тре­бует специальных действий и должно быть у подготовленно­го спортсмена постоянно. Она (пассивная защита) хороша сама по себе, не стесняет действия спортсменов и является хорошим дополнением к любой активной защитной техни­ке, вне зависимости от стиля, так как не идёт вразрез ни с одними из принятых правил соревнований. Самой главной частью пассивной безопасности является укрепление повер­хностей тела. Для этого существует несколько методик:



1. Натирание голени, локтей, бедер и корпуса сухим мы­лом. Позволяет значительно укрепить мягкие ткани, не трав­мируя их.

2. Натирание тела гимнастической палкой со значитель­ным усилием. Позволяет укреплять надкостницу.

3. Легкие удары гимнастической палкой по предполагае­мым зонам поражения до появления легкой боли.

4. Набивание тела небольшим (до 1 кг) мешком с песком.

5. Удары голенью по боксёрскому мешку, набитому пес­ком.

6. Работа с партнёром. Попеременное нанесение ударов средней силы по неподвижному партнёру с целью пониже­ния его чувствительности к боли.

7. Различные формы хождения по телу партнёра ногами, коленями и т. д.

Укрепление тела, нечувствительность к боли, правильное положение рук и головы могут уберечь от незамеченных уда­ров и будут являться прекрасным дополнением к любым ак­тивным защитным действиям.


ЗОНЫ ПОРАЖЕНИЯ

В «КОИ НО ТАКИНОБОРИ РЮ»

 

С самого начала нужно заметить, что зоны поражения в значительной степени определяются, исходя из ограничений, вводимых в поединок правилами соревнований и формой одежды бойцов в случае боевого единоборства.

Спортивный раздел

 

В спортивном разделе рассмотрим поединки в стиле ка­ратэ «Кои но такинобори рю», т. к. на сегодняшний день это самый свободный от ограничений вид спортивного по­единка. Напомню, что поединок «Кои но такинобори рю» проходит в полный контакт, часто в абсолютной весовой категории, без протекторов и щитков, но в паховой рако­вине (и, по желанию, в защитных перчатках на руки). Ог­раничения в поединке сводятся к запрещению: захвата за волосы, ударов в шею, спину, затылок. Исходя из принци­па «Всё, что не запрещено, то разрешено», стоит предпо­ложить, что всё остальные удары и болевые приемы разре­шены. Это, в свою очередь, дает широкий выбор такти­ческих действий. Опираясь на опыт соревнований, можно отметить, что в поединках преобладают удары в голову и бедро. Такая узость технических действий при такой сво­боде выбора удивляет. Совершенно не используется такая мощная техника, как прямые удары руками в область сер­дца и солнечного сплетения, приводящая при определен­ных условиях к нокауту. Есть просто невостребованная тех­ника. Приведу только несколько ударов и болевых при­емов, способных вывести соперника из строя, причём в рамках правил:

— удар в нижнее прикрепление дельтовидной мышцы (ку­лаком);

— удар в левую кисть (кулаком);

— болевые на кисть;

— болевые на пальцы;

— болевые на локоть, в основание трицепса (предплечьем или коленом);

— удары по внутренней части плеча и в подмышку (кула­ком).

Самой ближней частью тела противника является рука. Обладая множеством суставов, нервных узлов и связок, руки крайне привлекательны как объект атаки. Особое значение руки как мишень приобретают при позиционной борьбе, когда оба противника предпочитают работать на дальней дистанции. В этом случае шокирующий удар кулаком по кисти соперника будет хорошим началом атаки. Не надо забывать, что удары по рукам должны быть крайне мощны­ми, хлёсткими, рассчитанными на тяжелое повреждение. Следует помнить, что удар в руку, как правило, проходит, но только один раз. Что касается болевых на кисть и локоть — это огромное разнообразие технических действий, кото­рые даже были выделены в отдельные виды единоборств — джиу-джитсу, хапкидо, айкидо. Вся значимость болевых на кисть и локоть заключается в том, что их при определенных условиях можно выполнять даже в стойке. И зачастую со­перник не готов к подобным техническим действиям, что расширяет тактические возможности.

Приоритетные зоны поражения

В прикладном разделе

 

Данный раздел предназначен для тренинга специальных задач под руководством преподавателя.

Из каких составляющих складывается эффективность по­ражения в контактном бою?

— Дистанция.

— Внезапность.

— Техника (траектория) удара.

— Скорость нанесения.

— Сила удара (масса).

— Форма одежды.

— Зона поражения.

Если рассмотреть всю динамику поражения, то мы ви­дим, что эффективный удар зависит от комплекса факторов, а результируется именно последствиями в зоне поражения. Верно выбранная точка приложения удара в конечном итоге определяет степень поражения. При определённом совер­шенстве техники, верно выбранной дистанции и значитель­ной собственной массе боец может пренебрегать акцентиро­ванными ударами в жёстко определённые зоны, так как боль­шой вес удара опасен сам по себе, но этот подход слишком прямолинеен и энергозатратен. Нанесение ударов по объек­тивно «слабым» зонам противника может:

· значительно повысить внезапность;

· утяжелить поражение;

· снизить энергозатраты;

· стабилизировать контроль над противником болевым методом;

· реализовать скрытые тактические задачи;

· компенсировать негативные особенности бойца (неболь­шие — вес, рост, физическая сила);

· добиться физического уничтожения противника без применения штатного оружия.

Что следует понимать под «зонами поражения»? Прежде всего это «точки» на теле человека, под которыми находятся жизненно важные органы или нервные окончания, а по во­сточной версии — энергетические узлы и каналы. То есть, исходя из важности поражаемого органа для жизнедеятель­ности, можно предположить степень, силу и продолжитель­ность поражения предполагаемого противника.

Какие тактические цели могут стоять и как они влияют на выбор зоны поражения?

Шокирующий удар. Применяется в начале тактического действия для отвлечения внимания противника от основной цели вашей атаки, а при идеальном исполнении может вызвать у противника состояние ступора (торможение психической де­ятельности). Шокирующие последствия после удара должны продолжаться не менее 2 секунд. Так как нанесение тяжёлого повреждения с первого удара не может носить гарантирован­ный характер, то и применять следует именно скоростные, внезапные удары с акцентом на болезненность повреждения, а не на возможные последствия для жизнедея­тельности в целом.

Зонами поражения для этого типа удара являются:

1. Пальцы стопы сверху (каблуком).

2. Голень спереди 1/3 снизу (сокуто).

3. Колено снизу (прямолинейно ребром стопы — сокуто, с проносом).

4. Камбаловидная мышца голени (нервный узел в сред­ней части, носком ботинка) сзади, снизу.

5. Копчик (коленом).

6. Вся кисть (разбить кулаком или сломать палец).

7. Надбровные дуги снизу (прямолинейно, снизу вверх, тей со).

8. Нос снизу (тей со) либо сверху (головой).

9. Подбородок снизу или сбоку (тей со, эмпи).

10 Вся шея и всё горло (проникающими ударами).

11. Основание черепа (эмпи или тей со).

12. Солнечное сплетение (коротко, внезапно).

13. Пах (для этого типа тактической задачи — коленом).

14. Уши (открытой ладонью либо отрыванием).

15. Глаза (пальцами — сверху вниз либо изнутри наружу — хлёстом).

При нанесении шокирующего удара важно помнить, что пло­щадь ударной поверхности должна быть минимальной либо очень жёсткой для увеличения ударного давления. Это означает, что в идеале бить следует ребром или основанием ладони, кончика­ми пальцев, локтем, головой, жёстким рантом обуви либо удар­ным приспособлением, рассчитанным на проникающие удары.

Упреждающий удар. Форма действий контратакующего типа. Задача, стоящая перед этим ударом, крайне проста — остановить противника с максимальной долей вероятности. Как правило, прямые удары руками в голову и грудь, без определённого прицеливания, ногами в живот и в бок (пе­чень, селезёнка, почки). Нельзя проводить этот тип удара из нестабильного положения при движении назад. Даже если вы отступаете, в момент проведения удара следует жёстко закрепить опорную ногу для стабилизации положения и ак­центирования удара.

Удар добивания. Самый ответственный по задаче тип уда­ра, потому что должен вызвать значительные повреждения либо смерть противника. Находясь в конце тактической це­почки, этот удар должен (при правильном выполнении пред­варительных действий) производиться с максимальной силой по контролируемому (максимально обездвиженному) против­нику. Причём внезапность и скорость, так необходимые в начале связки, теперь играют меньшую роль, чем правильно выбранная траектория (техника и зона поражения) и сила нанесения удара. Серьёзность задачи подразумевает особое внимание к выбору места нанесения удара. Положение про­тивника, выведенного из баланса, также накладывает свой отпечаток при завершении связки. Перечислим перспектив­ные зоны поражения для добивания противника.

1. Основание черепа (под волосяной покров), удар должен быть максимально тяжёлым, производиться основанием ла­дони (тей со), ребром ладони (суто) либо локтем (эмпи). Максимальная амплитуда, с проносом через центр цели и акцентом в точке приложения. При правильном выполне­нии происходит перелом основания черепа, что, как прави­ло, несовместимо с жизнью. Самое малое, что должно про­изойти, — это глубокий обморок.

2. Гортань, одно из наиболее распространенных мест на­несения завершающего удара. Удар наносится узкими удар­ными поверхностями: суто, нуките (кончики пальцев), вил­ка между большим и указательным пальцами. В этом виде поражения крайне важна прямолинейная траектория и ак­цент в точке приложения. При прямолинейном попадании наступает перелом гортани, сопровождающийся болевым шоком и удушьем.

3. Сонные артерии находятся в непосредственной близос­ти от гортани, максимально приближены к поверхности кожи под челюстью. Способ поражения аналогичен гортани, но можно добавить различные формы удушения, целью кото­рого является перекрыть доступ крови к головному мозгу. Потеря сознания при поражении этой зоны наступает в за­висимости от тяжести через 5 — 20 сек., причём при повреж­дении артерии летальный исход неизбежен.

4. Основание носа (снизу),способ поражения аналогичен «основанию черепа», вызывает большую кровопотерю, а при мощном исполнении — глубокий обморок с возможным кро­воизлиянием в мозг. Очень перспективным для поражения этой зоны является удар лобной частью головы, выполняе­мый с захватом двумя руками за одежду либо тело противни­ка.

5. Висок, темя, ключица, глаза, троичный нерв— зоны по­ражения, предпочтительные для ударов добивания вооружён­ной рукой.

6. Пах, удар в промежность следует наносить не стопой, а голенью (маэ-гери-киаги) либо коленом (хидза), при­чём, как и при ударе головой, захват осуществляется двумя руками с натягиванием противника на удар. Поражение вы­зывает столь мощные болевые ощущения, что возможны необратимые процессы в организме, при определённых ус­ловиях приводящие к смерти. Надо особо отметить, что при травме паха человек не в состоянии двигаться и кричать.

Сердце, солнечное сплетение, печень, почки, селезёнка, мо­чевой пузырьи многие другие точки поражения крайне инте­ресны при работе с холодным оружием, но добивающие уда­ры (без оружия) по ним не имеют гарантированного резуль­тата по объективным причинам — наличие одежды и затруд­нённый доступ при работе на критической дистанции. Суета и метания при добивании — непозволи­тельная роскошь, поэтому эти зоны поражения доминируют только при работе холодным оружием.

Прикладной раздел подразумевает использование холод­ного и ударного оружия. Типы и способы его применения будут отражены в отдельной публикации с грифом ДСП. Пока же хотим предложить поэкспериментировать с обычной су­повой ложкой, по сути, это универсальное холодное оружие колющего и рубящего типа.


РИТМЫ И ЗВУКИ

В МЕТОДИКЕ

«КОИ НО ТАКИНОБОРИ РЮ»

 

Осэнсэй Уэсиба потратил последние годы своей жизни на изучение звуков и их влияния на людей. Мало того, он утверждал, что существуют комбинации звуков, способные деморализовать или даже убить противника.

Постараемся рассмотреть эту проблему без налета восточ­ной мистики.

Типичные звуки, применяемые в боевых стилях.

1. Ки-ай.Жёсткое звуковое сопровождение удара (путь энергии).

2. Ос. Напряжённое, мобилизующее сочетание (терпи).

3. Раум.Звуковая форма, вызывающая агрессию.

4. Ом (Аум).Звуковая форма медитативного свойства.

5. Сэй. Звуковая форма, усиливающая акцент в выполне­нии движения.

6. Музыкальное сопровождение в муай тай.Заунывная му­зыка, вводящая бойцов в боевой транс.

Что же происходит при исполнении боевого крика?

1. В момент нанесения удара следует резко и жёстко вы­дохнуть для усиления концентрации и вывода углекислоты из нижних долей лёгких, что снижает утомляемость. Наибо­лее резкий и полный выдох происходит с криком.

2. В процессе боевого крика (правильно выполненного) кровь приливает к голове и лицу, повышая тем самым внутричереп­ное давление. Это «опустошает» сознание, переводя бойца в состояние рефлекторного восприятия, придает лицу решитель­ное выражение, которое японцы называют «мэцкей сутэми!» («тотальная решимость идти до конца»).

3. Крик, совмещённый с ударом, несет огромный заряд негативной для соперника информации, и при мощном ис­полнении эти две составляющие могут подавить волю, а при определённых условиях вызвать состояние перегрузки пси­хики — оцепенение у соперника.

4. Крик за счёт повышения внутричерепного давления вызывает состояние боевого транса, характеризующееся не­чувствительностью к боли и всплеску огромной физической силы. На моих глазах боец весом всего 70 кг в процессе ата­ки, сопровождающейся криком, оторвал у соперника кусок пояса. После соревнований мы пробовали разорвать этот пояс — безрезультатно.

Боевой крик, как правило, является частью ритуала шко­лы, зачастую носит мистический характер. Мне видится, что это должен быть резкий выкрик не более чем из двух звуков, подобранных индивидуально. Важно скорее не звучание, а энергичный способ произношения. В тренинге нужно представить, как ваш боевой крик парализует сопер­ника, чем он громче и резче, тем лучше. Стоит особенно выделить, что крик, продолжающийся и после удара, облег­чает судейство, но вызывает состояние ступора у самого кричащего, что недопустимо при боевом применении.

Любое действие бойца имеет ритмическую основу. Са­мый яркий пример зависимости тактики от ритма — бои муай тай. Заунывное, ритмически не выраженное музыкаль­ное сопровождение заставляет бойцов вести поединок в рас­кованной, вязкой манере. Всплески тактической деятель­ности происходят из состояния полного расслабления, что позволяет наносить жёсткие, тяжёлые удары. Считаю заб­луждением практику обучения связкам с нарастающим рит­мом. В этом случае связки обязательно разделятся на под­готовительную и основную части, а, учитывая фактор сило­вого доминирования, каждый удар должен производиться на поражение, без подготовительной суеты и эффектных финтов.

Другое дело, что привыкать к одному ритму — тоже вред­но, связка производится в одном темпе, а вот в каком именно — это должен выбрать сам боец, исходя из ситуации и осо­бенностей соперника. Ярким примером в работе с ритмом является Биг Джордж Форман. Боксер, возраст которого перевалил за 50, вынуждает (силовым доминированием) более молодых, физически сильных и скоростных спорт­сменов вести бой на его дистанции и в его темпе. Кстати, Форман крайне редко травмируется и также редко проиг­рывает. Правильно выбранный индивидуальный ритм — залог успеха бойца. Потеря индивидуального ритма либо неумение адаптироваться к другому темпу боя — стопро­центный проигрыш.

Боевые крики и ритмы особенно важны на высших ступе­нях обучения, но формироваться они должны с первых дней.

 


японская традиция

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.