Сделай Сам Свою Работу на 5

Обеспечить максимальную занятость всех учащихся на уроке.





Время, отводимое на занятия по плаванию, необходимо ис­пользовать как можно целесообразнее для изучения программно­го материала. Время урока уходит на восприятие, осмысливание и выполнение учащимися упражнений, наблюдение за выполнени­ем упражнений другими занимающимися и на интервалы отдыха между упражнениями. Преподаватель должен стремиться повы­сить моторную плотность урока - но только не за счет сокращения времени, необходимого для сообщения учащимся необходимых теоретических сведений, показа и объяснения упражнений. По­этому, ставя задачу повышения общей плотности урока, он подби­рает такие методы организации группы, при которых упражнения будут выполняться одновременно большим числом учащихся, ко­гда каждый занимающийся будет максимально занят в течение всего урока.


2. Организовать урок так, чтобы иметь возможность постоянно
контролировать и регулировать физическую нагрузку учащихся.

Физическая нагрузка определяется и регулируется количеством упражнений, числом повторений, временем выполнения каждого упражнения (длина отрезка, дисциплина), координационной сложностью (выбор способа плавания), условиями выполнения (по элементам, с дополнительным сопротивлением, с отягощени­ем и пр.). Трудность в регулировании нагрузки на уроке плавания заключается в том, что уровень плавательной и физической подго­товленности учащихся далеко не одинаков.



С целью более четкого дифференцирования нагрузки занимаю­щихся учебной группы разделяют на подгруппы — по уровню пла­вательной и физической подготовленности. При дозировании плавательной нагрузки преподаватель ориентируется на учащихся среднего уровня плавательной подготовленности; более сильным учащимся нагрузку увеличивает, слабым — уменьшает.

3. Расположить учебную группу, разделенную на подгруппы, на до­
рожках бассейна так, чтобы держать в поле зрения всех.
У

С более сильными учащимися могут проводить занятия инстру­кторы-общественники, подготовленные в школе. С не умеющими плавать занятия проводит преподаватель.

4. Обеспечить безопасность и страховку занимающихся при вы- |
полнении упражнений.



Необходимо строго следить за дисциплиной учащихся на заня­тиях. Оборудование и инвентарь надо проверить и подготовить до начала урока. Это даст возможность преподавателю не отвлекать­ся во время проведения занятия на воде и целесообразнее исполь­зовать время, предоставленное в бассейне.

5. Обеспечить на уроке формирование у занимающихся интереса к
занятиям плаванием.

Это во многом зависит от того, насколько интересно препода­ватель ведет занятие, насколько он последователен в своих требо­ваниях, предъявляемых к учащимся, учитывает их возрастные и индивидуальные особенности.

На занятиях по плаванию используются следующие методы ор­ганизации занимающихся.

Фронтальный метод. Всем учащимся класса (подгруппы) дается общее задание, и они выполняют его одновременно. Этот метод ча­ще всего применяют в подготовительной и заключительной частях урока, а в основной части — при разучивании упражнений, не тре­бующих страховки и помощи в процессе освоения с водной средой, при повторении хорошо разученных упражнений и элементов тех-

252 |


ники плавания. Его достоинство — максимальный охват учащихся и, следовательно, большая плотность урока. Однако фронтальный метод затрудняет наблюдение за каждым учащимся, усложняет ра­боту преподавателя по исправлению ошибок, дозированию нагруз­ки, адекватной подготовленности каждого занимающегося.

Поточный метод. Учащиеся один за другим выполняют одно или несколько упражнений, одинаковых для всех групп. Преиму­щество этого метода — возможность добиться высокой плотности урока. Ее можно увеличить, организуя не один, а несколько пото­ков (по числу имеющихся дорожек в бассейне).



Метод групповых занятий. Учащиеся выполняют упражнения в подгруппах (на отдельных дорожках бассейна), но каждая под­группа получает свое задание. Этот метод позволяет точнее диф­ференцировать нагрузку в процессе урока.

Круговой метод. Применяется главным образом в целях более точного дозирования нагрузки на уроке, развития самостоятель­ности учащихся и повышения плотности урока. Учащихся распре­деляют по уровню физической подготовленности на небольшие подгруппы (4—6 человек). Заранее готовится соответствующее ко­личество мест для занятий («станций»). Преподаватель объясняет задания: какие упражнения надо выполнять на каждой «станции», количество повторений этих упражнений (в зависимости от физи­ческой подготовленности занимающихся). Упражнения должны быть хорошо знакомы учащимся. Смена мест занятий («станций») производится по общему сигналу преподавателя. Как правило, круговой метод применяется в подготовительной части урока.

Метод индивидуальных заданий. Учащиеся поочередно выпол­няют определенные упражнения; остальные в это время наблюда­ют за выполняющим. Преподаватель может дать наиболее подго­товленным учащимся отдельные задания — более трудные, чем ос­тальным. Этот метод применяется в основном при проверке осво­ения учащимися отдельных элементов техники плавания.

В учебном процессе по плаванию различают следующие типы уроков:

комбинированный (смешанный) — включает все основные компо­ненты учебного процесса (обучение, закрепление учебного мате­риала, воспитание двигательных качеств);

контрольно-учетный — для проверки освоения учащимися пройденного материала.

Усвоение учащимися новых знаний, умений и навыков во мно­гом зависит от того, насколько учебный материал, предлагаемый им на уроке, соответствует их плавательной и физической подго-


товленности. Знание психологических возрастных особенностей учащихся имеет большое значение при выборе методов обучения. Например, известно, что в юношеском возрасте (15—18 лет) значи­тельно повышается способность точно воспроизводить различные движения; учащиеся хорошо владеют произвольным вниманием, которое необходимо для выполнения заданий, имеющих коорди­национную трудность, а также для того, чтобы не отвлекаться и преодолевать возникшее на занятии утомление. Учитывая это, на­до стараться от урока к уроку усложнять двигательные задачи, ча­ще применять индивидуальные задания, предусматривающие са­мостоятельное выполнение упражнений.

Эффективность упражнений, используемых для развития двига­тельных качеств, во многом определяется правильной последователь­ностью их вьшолнения на уроке. Общеразвивающие и специальные упражнения, выполняемые в зале «сухого плавания», проплывание заданных дистанций различными способами решают сопряженные задачи в системе учебных занятий по плаванию: обучения навыку плавания и совершенствования основных двигательных качеств.

Чтобы воспитывать у учащихся волевые качества, в процессе занятий плаванием нужно ставить перед ними конкретные, дости­жимые задачи — сначала на ближайшее время, потом на перспек­тиву (например, освоить способ плавания, проплыть определен­ную дистанцию, сдать норматив). Преподаватель должен убедить учащихся в доступности поставленных перед ними задач, посте­пенно выработать у них уверенность в своих возможностях. С по­мощью упражнений, выполняемых совместно всеми учащимися (главным образом, игр), можно повысить их активность и органи­зованность, выработать навыки поведения в коллективе (взаимо­помощь, уважение к сопернику, дисциплинированность и др.).

Оценка успеваемости учащихся.Оценка знаний, умений и навы­ков учащихся — один из трудных этапов в работе преподавателя, проводящего обучение плаванию.

В процессе учебной работы необходимо придерживаться следу­ющих рекомендаций:

—учет успеваемости проводить регулярно, а не только в форме
сдачи учащимися нормативов;

—итоговая оценка должна включать в себя оценку техники пла­
вания и количественный результат (длину и время проплываемой
дистанции);

— оценивая освоение учащимся программного материала по
итогам курса обучения, необходимо учитывать уровень его плава­
тельной подготовленности на первом занятии;


— оценка должна быть объективной (например, недопустимо
снижение оценки за пропуски уроков или недостаточно хорошую
дисциплину).

При оценке техники преподаватель анализирует выполнение учащимся движения при плавании одним из способов, учитывая отдельные недостатки, их влияние на технику плавания в целом и на количественный результат. Критерием качества техники плава­ния служит количество ошибок в выполнении отдельных элемен­тов и их влияние на координацию движений при проплывании контрольной дистанции.

Все ошибки, как уже говорилось, подразделяются на незначи­тельные — не вызывающие искажений в главных фазах движений, и грубые — существенно влияющие на технику плавания в целом.

Технику плавания новичков рекомендуется оценивать по следу­ющим основным показателям:

—оценка «5» - если учащийся проплывает контрольную дис­
танцию в основном правильно, допустив лишь несколько незна­
чительных ошибок;

—оценка «4» - если допущено не более одной грубой или не­
сколько незначительных ошибок;

—оценка «3» — если допущено две или несколько грубых оши­
бок;

—оценка «2» — если учащийся не может проплыть контрольную
дистанцию изучаемым способом.

Эффективность проведения занятий в группе определяется:

—точностью поставленных задач на уроке. Задачи должны быть
поставлены ясно и конкретно, в соответствии с учебной програм­
мой и успеваемостью группы, и должны быть скорректированы с
содержанием предшествующих уроков;

—полноценностью содержания урока. Исходя из возрастных
возможностей учащихся, необходимо подбирать наиболее эф­
фективные упражнения для обучения способам плавания,
развития двигательных качеств и воспитания личностных ка­
честв;

—эффективностью методики урока. При этом отмечаются
целесообразность распределения учебного материала по частям
урока, последовательность решения поставленных задач, пра­
вильность подведения итогов урока, соответствие методов и
приемов обучения содержанию учебного материала, высокая
плотность урока (общая и моторная), соответствие выполняе­
мых упражнений задачам урока, обеспечение безопасности на
занятиях.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.