Сделай Сам Свою Работу на 5

Закономерности роста и развития детского организма





В постнатальный период рост и развитие всех органов и систем происходит непрерывно, гетерохронно, с биологической надежностью.

Под развитием в широком смысле слова понимают процесс качественных и количественных изменений, протекающих в организме человека. Развитие включает в себя три основных процесса: рост, дифференцировку тканей и органов и формообразование, которые тесно взаимосвязаны между собой.

Под ростом понимают увеличение размеров развивающегося организма, прибавку массы тела, т. е. количественные изменения. Они связаны с увеличением количества клеток или их размеров. Например, увеличение легких происходит за счет увеличения разветвлений бронхов, количества и объема альвеол. Увеличение мышечной массы происходит за счет увеличения размеров мышечных волокон, в то время как их количество остается неизменным.

Под развитием понимают качественные преобразования в организме — дифференцировку тканей и органов (в процессе развития у клеток, вначале однородных, появляются специфические структурные и функциональные различия, происходит их специализация), усложнение и совершенствование функций всех органов и систем, механизмов регуляции функций, формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Постепенно нарастающие в процессе роста количественные изменения приводят к появлению у ребенка новых качественных особенностей. Рост и развитие протекают гетерохронно (неодновременно и неравномерно). Неравномерность роста проявляется в том, что периоды усиленного роста сменяются периодами снижения темпов роста. Интенсивно, но неравномерно происходит рост всех органов и длины тела в течение первых трех лет, особенно в первый год. За первый год прибавка в росте составляет в среднем 25 см, масса тела увеличивается втрое. Второй скачок роста (полуростовой)наблюдается в 6 — 7 лет, третий (пубертатный) — в подростковом возрасте.



Развитие, как и рост, протекает неравномерно: в периоды замедления темпов роста происходит интенсивное развитие организма детей и подростков.

Неодновременность роста и развития проявляется в том, что в процессе индивидуального развития созревание различных органов, даже отдельных клеток одного органа происходит не одновременно, а от степени созревания зависят приспособительные реакции ребенка, лежащие в основе его взаимодействия с окружающей средой. На каждом возрастном этапе максимального развития достигает та система, которая наиболее важна для организма в данный период времени.



Такая гетерохронность роста и развития способствует гармоничному (оптимальному) развитию детского организма, так как постепенно в деятельность включаются новые системы, необходимые для выполнения более сложных функций на каждом возрастном этапе.

В различные возрастные периоды отдельные системы ребенка наиболее чувствительны к развитию, эти периоды называют сенситивными (sensus — чувство) или критическими (например, критическим периодом для развития речи является возраст до 5 — 6 лет). Для процесса созревания сенсорных систем ребенка, его психического развития необходим приток афферентной информации из окружающей среды. Дефицит сенсорной информации (сенсорная депривация) в раннем постнатальном онтогенезе приводит к нарушению психического развития. До 10 лет процессы роста и развития не имеют резких половых различий, хотя девочки в некоторой степени обгоняют мальчиков. После 10 лет эти различия выражены в большей степени и девушки приходят к функциональному уровню взрослого организма на 1 — 3 года раньше юношей.

К общим закономерностям индивидуального развития организма А. А. Маркосян предложил отнести биологическую надежность. Органы и системы организма растут и развиваются при наличии запаса резервных возможностей (как в технике), что гарантирует организму, как биологической системе, сохранность и оптимальное протекание физиологических процессов при различных воздействиях. Надежность обеспечивается рядом морфологических и функциональных особенностей: парностью некоторых органов; наличием депо (запаса) для крови, углеводов, жиров; избыточностью количества нейронов в ЦНС; количества медиаторов, выделяющихся в синапсах при проведении нервных импульсов, и т. д.



Под физическим развитием понимают совокупность морфологических и функциональных признаков, обеспечивающих выносливость и работоспособность человека. Физическое развитие обусловлено наследственными факторами, но вместе с тем в значительной степени зависит от социально-бытовых условий жизни, степени загрязнения окружающей среды в месте проживания. Физическое развитие является одним из показателей состояния здоровья детей и подростков. Акселерация у современных детей требует систематического изучения уровня физического развития, так как необходимо пересматривать стандарты школьной мебели, спортинвентаря, физических нагрузок, педагогических приемов обучения и воспитания.

Физическое развитие подразумевает не только высокий уровень физической силы, мышечной массы, которые определяются ростом и весом. При оценке физического развития необходимо оценивать состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нейрогуморальной системы регуляции.

Индивидуальную оценку физического развития проводят с использованием следующих методов: 1. соматометрии (измерение различных размеров тела человека); 2. соматоскопии (внешний осмотр тела); 3. физиометрии (исследование функциональных показателей).

Метод соматометрии (антропометрии) - с его помощью оцениваются не только абсолютные значения роста, отдельных частей тела, веса, окружности грудной клетки, но и их соответствие возрастным нормам, пропорциональность телосложения, так как с возрастом у детей происходит изменение пропорций тела. Одно из основных требований соматометрии – строгая унификация (единообразие) методов измерения тех или иных показателей развития.

Метод соматоскопии – наружный осмотр тела. Этот метод позволяет оценить: особенности телосложения (конститутуцию), его пропорциональность, развитие скелетной мускулатуры, степень жироотложения; вид осанки; форму грудной клетки; форму ног; состояние стопы.

Метод физиометрии позволяет определить функциональные показатели организма человека. При изучении физического развития измеряют жизненную емкость легких (спирометрия), мышечную силу рук, становую силу (динамометрия), частоту сердечных сокращений, артериальное давление.

По темпам физического и психического развития среди сверстников по паспортному возрасту существуют значительные различия. Возраст развития или биологический возраст – понятие, отражающее степень морфологического и физиологического состояния организма. Биологический возраст зависит от наследственности и условий среды и образа жизни человека. Моложе своего возраста по паспорту становятся те люди, у которых здоровый образ жизни сочетается с положительной наследственностью. Критериями оценки биологического возраста являются:

1) половая зрелость (степень развития вторичных половых признаков);

2) скелетная зрелость (сроки и степень окостенения костей скелета);

3) зубная зрелость (сроки прорезывания молочных и постоянных зубов, стертость зубов);

4) конституция человека;

5) уровень развития психофизиологических функций;

6) возрастные изменения физиологических систем;

7) степень развития мышечной системы (мышечная сила, выносливость, координация движений);

8) антропометрические показатели.

Женщины в отличие от мужчин стареют медленнее и живут дольше в среднем на 6 – 8 лет.

Наряду с типичным развитием, характерным для большинства детей каждого возрастного периода, нередко встречаются и отклонения в развитии, которые проявляются в акселерации или ретардации.

 

3. Общая схема строения организма человека. Регуляция функций в организме. 4. Организм человека представляет собой сложноорганизованную систему многочисленных и тесно взаимосвязанных элементов, объединенных в несколько структурных уровней. Понятие о росте и развитии организма является одним из фундаментальных понятий в биологии. Под терминов «рост» в настоящее время понимают увеличение длины, объема и массы тела детей и подростков, связанное с увеличением числа клеток и их количества. Под развитием понимают качественные изменения в детском организме, заключающихся в усложнении его организации, т.е. в усложнении строения и функции всех тканей и органов, усложнение их взаимоотношений и процессов их регуляции. 5. Рост и развитие ребенка, т.е. количественные и качественные изменения тесно взаимосвязаны друг с другом. Постепенные количественные и качественные изменения, происходящие в процессе роста организма, приводят к появлению у ребенка новых качественных особенностей. 6. Весь период развития живого существа, от момента оплодотворения до естественного окончания индивидуальной жизни, называют – онтогенез (греч. ОНТОС – сущее, и ГИНЕЗИС – происхождение). В онтогенезе выделяют два относительных этапа развития: 7. 1. Пренатальный 8. 2. Постнатальный 9. Пренатальный – начинается с момента зачатия до рождения ребенка. 10. Постнатальный – от момента рождения до смерти человека. 11. Наряду с гармоничностью развития существуют особые этапы наиболее резких скачкообразных атомо – физиологических преобразований. 12. В постнатальном развитии выделяют три таких «критических периода» или «возрастного кризиса». Возраст Изменяющиеся факторы Последствия от 2х до 4х Развитие сферы общения с внешним миром. Развитие формы речи. Развитие формы сознания. Повышение воспитательных требований. Повышение двигательной деятельности с 6 до 8 лет Новые люди Новые друзья Новые обязанности Уменьшение двигательной деятельности с 11 до 15 лет Изменение гормонального баланса с созреванием и перестройкой работы желез внутренней секреции. Расширение круга общения Конфликты в семье и в школе Вспыльчивый характер 13. Важной биологической особенностью в развитии ребенка является то, что формирование их функциональных систем происходит намного раньше, чем это им требуется. 14. Принцип опережающего развития органов и функциональных систем у детей и подростков является своеобразной "страховкой", которую дает природа человеку на случай непредвиденных обстоятельств. 15. Функциональной системой – называют временное объединение различных органов детского организма, направленное на достижение полезного для существования организма результата. В человеческом организме постоянно функционируют процессы, направленные на осуществление его биологических потребностей, позволяющие приспособиться к различным изменениям окружающей среды. Регуляция — это изменение характера деятельности органа или системы органов с целью сохранить относительное постоянство внутренней среды нашего организма, достигнуть приспособительного характера. Например, такие показатели, как температура и газовый состав крови, содержание в ней химических соединений, будут оставаться неизменными и при значительных изменениях параметров среды обитания. В крови постоянно присутствуют вещества, которые обладают биологической активностью и способны оказывать влияние на работу тканей и органов. Одни из них вырабатываются самим организмом (гормоны), а другие являются продуктами обмена веществ. Так, например, в клетках образуется неорганическое соединение диоксид углерода (углекислый газ), которое, попав в кровь, изменяет характер дыхания (усиливает вентиляцию лёгких). Несмотря на многообразные и важные влияния химических веществ на всевозможные функции организма, гуморальная форма регуляции (через жидкость) осуществляется относительно медленно. Она не может обеспечить быстрой реакции организма человека на раздражители внешней, внутренней среды. Вместе с тем при малых энергетических затратах она очень точно регулирует те процессы в организме, изменение которых должно быть быстрым необязательно. В этом состоит специфика гуморального регулирования физиологических процессов. Деятельность нервной системы происходит рефлекторно, то есть в ответ на действие раздражителя. Благодаря этому организм успешно приспосабливается к меняющимся условиям среды, формирует к ним устойчивость и функционирует как единое целое. Как мы уже говорили, нервный и гуморальный механизмы регуляции взаимосвязаны и действуют совместно. Так, под постоянным контролем нервной системы находится выработка железами внутренней секреции гормонов. Это пример простой связи. В свою очередь, колебания содержания гормонов в крови оказывают влияние на нервную систему, повышая или понижая уровень её возбудимости. Это пример обратной связи (железы внутренней секреции — нервная система) между механизмами управления функциями организма. 4. Реактивность и резистентность организма детей и подростков. Реактивность организма (от лат. reactia – противодействие) – это его способность определенным образом отвечать изменениями жизнедеятельности на воздействие факторов внутренней и внешней среды. Реактивность присуща всему живому. От реактивности в большой степени зависит приспособляемость организма человека или животного к условиям среды, поддержание гомеостаза. Именно от реактивности организма зависит, возникнет или не возникнет болезнь при воздействии болезнетворного фактора, как она будет протекать. Вот почему изучение реактивности, ее механизмов имеет важное значение для понимания патогенеза заболеваний и целенаправленной их профилактики и лечения. Возрастные изменения реактивности. Реактивность организма ребенка существенно отличается от таковой взрослого человека. В общей форме можно считать правильным положение (Н.Н. Сиротинин, М.С. Маслов, Д.Д. Лебедев и др.), что, начиная с периода внутриутробного развития плода и в течение всей постнатальной жизни ребенка, его реактивность постепенно усложняется, становится более совершенной и многообразной. Это связано с развитием у ребенка прежде всего нервной системы, а также с постепенным становлением коррелятивных отношений между железами внутренней секреции (напр., гипофиз и надпочечники, гипофиз и половые железы и др.), которые характерны для взрослого. Развитие механизмов реактивности у ребенка теснейшим образом связано также с формированием процессов обмена веществ, присущих взрослому организму. Общее направление развития реактивности организма ребенка характеризуется также совершенствованием его защитных приспособлений против инфекций, интоксикаций и других вредных воздействий. Реактивность плода с его недоразвитой нервной, эндокринной и эффекторными (барьерные, лимфатическая, гистиоцитарная) системами менее совершенна, чем реактивность организма новорожденного. В процессе роста и развития ребенка происходит постепенная смена общих, диффузных, генерализованных реакций, характерных для плода, новорожденного и ребенка младшего возраста, на реакции локальные, ограниченные отдельными специальными видами приспособления, что присуще взрослому человеку. Эта закономерность изменения реактивности с возрастом легко обнаруживается при сравнении особенностей высшей нервной деятельности у детей различных возрастов, а также при изучении функций вегетативного и других отделов нервной системы. Установлено, что развитие рефлекторной деятельности нервной системы у эмбрионов проходит стадии так наз. генерализации. В этот период эмбрионального развития раздражение какой-либо одной части тела (напр., покалывание кожи) вызывает общую разлитую тоническую реакцию многих мышечных групп. Дальнейшее развитие и совершенствование нервной системы сопровождается появлением более локализованных, ограниченных рефлексов, возникающих в рамках той или иной определенной рефлекторной дуги. Так формируются чесательный, отряхивательный и многие другие рефлексы. Проявление обобщенных рефлекторных реакций в нервной системе в известной мере сохраняется еще у животных и у детей в периоде новорожденности. Так, известно, напр., что хватательный рефлекс у ребенка часто реализуется при участии обеих рук и даже ног. Склонность к обобщенным рефлекторным реакциям нервной системы в какой-то мере сохраняется и даже усиливается у новорожденных и грудных детей при нарушениях нервной деятельности под влиянием различных инфекций и интоксикаций. Ярким выражением такого обобщенного ответа нервной системы у маленьких детей является склонность их к судорожным реакциям при различных заболеваниях (кишечные инфекции, пневмо- и менингококковые инфекции, дифтерия, грипп и др.). Новорожденные мышата, крысята или щенята не заболевают типичной формой столбняка при отравлении их столбнячным токсином: у них отсутствуют явления местного столбняка и характерной для столбняка разгибатель ной контрактуры. Мальчики более уязвимы к ограничениям при холерическом, а девочки – к стимуляции при флегматическом темпераменте. Дети с холерическим темпераментом в большей степени склонны к невротическим реакциям тревожного и возбудимого круга, с флегматическим темпераментом – к невротическим страхам и реакциям тормозимого круга. Нервно-соматическая ослабленность. Наиболее часто речь идет об общей соматической ослабленности, подверженности частым простудным заболеваниям, спазмам в области дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. Чаще это наблюдается на фойе невропатии и является одним из выражений общей измененной нервно-психической реактивности организма. Менее частым, чем невропатия, источником нервно-психической ослабленности организма будет резидуальная церебральная органическая недостаточность. Оба вида патологии способствуют возникновению астенических расстройств, на фоне которых легче фиксируются невротические симптомы, прежде всего страхи, навязчивые мысли и опасения. Часто речь идет об избирательной ослабленности или дефицитарности определенных систем организма, наиболее подверженных воздействию стресса Резистентность организма — это устойчивость организма к действию различных болезнетворных факторов (физических, химических и биологических). Резистентность организма тесно связана с реактивностью организма (см.). Резистентность организма зависит от его индивидуальных, в частности конституциональных, особенностей. Различают неспецифическую резистентность организма, т. е. устойчивость организма к любым патогенным воздействиям, независимо от их природы, и специфическую, обычно к определенному агенту. Неспецифическая резистентность зависит от состояния барьерных систем (кожи, слизистых, ретикулоэндотелиальной системы и др.), от неспецифических бактерицидных веществ сыворотки крови (фагоцитов, лизоцима, пропердина и т. д.) и системы гипофиз — кора надпочечников. Специфическая резистентность при инфекциях обеспечивается реакциями иммунитета. В современной медицине широко применяются методы повышения как специфической, так и неспецифической резистентности организма — вакцинация (см.), аутогемотерапия (см.), протеинотерапия (см.) и т. д. 5. Акселерация и ретардация развития. Под акселерацией понимается ускорение темпов роста и развития детей и подростков, а также абсолютное увеличение размеров тела взрослых. Этот термин был предложен Е.Кохом (1935). Акселерация была отмечена при сопоставлении антропометрических данных, полученных в начале 20-х годов XX века с данными 30-х годов XIX века, когда начали проводить антропометрические исследования детей. В настоящее время выделяют акселерацию эпохальную и внутригрупповую. Эпохальная акселерация обозначает ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. Она проявляется уже на стадии внутриутробного развития. У современных новорожденных длина тела больше на 0,7-1 см, а вес на 60-100 г. По мере роста эти различия возрастают. У современных детей раньше происходит становление репродуктивных функций. Существуют доказательства акселерации развития сердечно-сосудистой, дыхательной и двигательной систем. Внутригрупповая акселерация – ускоренное физическое развитие отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. Внутригрупповые акселераты характеризуются более высоким ростом, большей мышечной силой и возможностями дыхательной системы. У них значительно быстрее происходит половое созревание и раньше заканчиваются процессы роста. Таким образом, внутригрупповая акселерация часто сочетается с повышением физиологических возможностей организма. Однако, индивидуальная акселерация нередко сопровождается дисгармоническим развитием различных систем и функций, что приводит к физиологической дезинтеграции и снижению функциональных возможностей. У детей с повышенными темпами развития чаще наблюдаются эндокринные расстройства, хронический тонзиллит, нервные расстройства, кариес зубов, повышенное артериальное давление. После 60-70-х годов стали проявляться негативные явления акселерации. В первую очередь, диспропорциональность физического развития, особенно в сторону избыточности массы тела. Вторым негативным явлением акселерации является уменьшение жизненной емкости легких и снижение мышечной силы. Причиной дисгармоничности физического развития современных детей и подростков является низкая двигательная активность. Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Но существует ряд гипотез причин акселерации, их условно можно разделить на 3 основные группы. -В первую группу входят физико-химические гипотезы. Е.Кох считал, что современные дети подвергаются более интенсивному воздействию солнечных лучей, являющихся, по его мнению, стимулятором роста. По мнению Тайбера, стимулирующее влияние на рост и развитие оказывают электромагнитные волны, возникающие при работе многочисленных радиостанций. Д’Руддер связывает акселерацию с возможным изменением уровня радиации. Но большинство исследователей склоняются к гипотезе о стимулирующем влиянии отходов промышленного производства. Промышленные отходы, оказываясь в воздушной среде, попадая с питьевой водой, продуктами питания в небольших дозах обладают мутагенными свойствами и поэтому способны оказывать биостимулирующий гетерозисоподобный эффект. Подтверждением могут служить сроки регистрации акселерации в разных странах. Так, акселерация первоначально проявилась в Англии, Норвегии, Франции (с 1830-1840 гг.), в Швеции, Дании (с 1860 г.), затем в России, Японии и т.д. -Во вторую группу входят гипотезы, объясняющие акселерацию изменением социальных условий: улучшение питания (Н.Ленч), медицинского обслуживания (М.Кривогорский) и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития. -Третья группа – это гипотезы, согласно которым акселерация является результатом циклических биологических изменений гетерозиса и других явлений. Эффект гетерозиса связан с широкой миграцией современного населения и увеличением количества смешанных браков. При этом потомство первого поколения обладает временным преимуществом в физическом развитии. более правильным будет согласиться с мнением большинства авторов, считающих, что причина акселерации лежит в комплексном влиянии ряда факторов, причем в разных местах и в разное время ведущая роль принадлежит различным факторам. Анализ материалов последних антропометрических измерений показывает, что акселерация не является этапом прогрессирующего увеличения размеров тела человека, а представляет лишь фазу в его развитии. Начиная с 70-х годов настоящего столетия в наиболее экономически развитых странах, например, США, Англии, Швеции, уже отмечено снижение темпов акселерации или даже ее прекращение. По всей видимости, для акселерации конец XX и начало XXI столетия будут характерны полной ее стабилизацией, а затем, возможно, началом обратного процесса. Ретардация – явление, противоположное акселерации, – замедление физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков. биологические механизмы ретардации мало изучены. На современном этапе изучения выделяют две основные причины ретардации. Первая – различные наследственные, врожденные и приобретенные в постнатальном онтогенезе органические нарушения; вторая – различные факторы социального характера. Наследственные ретарданты, как правило, к моменту окончания процессов роста не уступают в этом показателе своим сверстникам, просто достигают этих величин они на 1-2 года позже. Причиной отставания могут явиться и перенесенные заболевания, но они приводят к временной задержке роста и после выздоровления темпы роста становятся выше, т. е. генетическая программа реализуется за более короткий срок. Существенное отрицательное влияние оказывает социальный фактор. В меньшей степени – низкий материальный доход семьи и в большей – отрицательный эмоциональный микроклимат, окружающий ребенка в семье или в детских учреждениях. Дети, воспитывающиеся в условиях недостаточного внимания со стороны родителей и дети, воспитывающиеся в детских домах и школах-интернатах, отстают в своем развитии на 1,5-2 года от сверстников. Таким образом, ретардация, не зависимо от причин, ее обусловливающих, сказывается как на темпах физического, так и психического развития. 6. Роль наследственности и среды в развитии детей. 7. Современная схема возрастной переодизации. 8. Значение и общая схема строения опорно-двигательного аппарата. Значение опорно-двигательной системы К системе органов движения относят кости (скелет), связки, суставы и мышцы. Кости, связки и суставы являются пассивными элементами органов движения. Активной частью аппарата движения являются мышцы. Система органов движения – единое целое: каждая часть и орган формируются и функционируют в постоянной связи и взаимодействии друг с другом. Скелет служит опорой и защитой всего тела и отдельных органов, а многие кости являются еще и мощными рычагами, с помощью которых совершаются разнообразные движения тела и его частей в пространстве. Мышцы приводят в движение всю систему костных рычагов. Скелет образует структурную основу тела и определяет в значительной мере его размер и форму. Такие части скелета, как череп, грудная клетка и таз, позвоночный столб, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов – мозга, легких, сердца, кишечника и др. Еще недавно считалось, что роль скелета в организме человека ограничена функцией опоры тела и участием в движении. Опорно-двигательный аппарат человека состоит из костей (совокупность которых называется скелетом), соединений между ними (суставы и связки) и мышц [2]. Скелет человека (от греч. skeletos – высушенный) состоит более чем из 200 костей и делится на кости черепа, туловища, верхних и нижних конечностей (см. рис. 1.1.). Часть костей соединена между собой неподвижно (кости черепа, таза) или полуподвижно (позвонки, кости запястья и плюсны), часть – подвижно с помощью суставов (большинство костей конечностей) [60]. Рис. 1.1. Скелет человека Рис. 1.2. Схема осей и плоскостей в теле человека: 1 – вертикальная (продольная) ось; 2 – фронтальная плоскость; 3 – горизонтальная плоскость; 4 – поперечная ось; 5 – сагиттальная ось; 6 – сагиттальная плоскость В зависимости от формы суставных поверхностей суставы могут иметь одну, две и даже больше осей движения. Каждый сустав, как правило, имеет суставную сумку и несколько связок, которые его укрепляют и ограничивают в нем движения в определенных направлениях. Движения в суставах вокруг поперечной оси называются сгибанием и разгибанием, вокруг переднезадней (сагиттальной) – приведением и отведением и вокруг вертикальной – вращением (поворотом) (см. рис. 1.2.). Кости, соединенные между собой с помощью суставов, являются как бы системой рычагов 1 и 2 рода, приводимых в движение мышцами. Почти все мышцы прикрепляются к костям с помощью сухожилий. Всего в теле человека насчитывается около 400 мышц (см. рис. 1.3. а, б.). Каждая мышца снабжена большим количеством кровеносных и лимфатических сосудов, а также нервами. По одним кровеносным сосудам (артериям) к мышцам притекает кровь, приносящая им кислород и питательные вещества. По другим кровеносным сосудам (венам) кровь оттекает из мышц, унося с собой продукты обмена веществ и распада (углекислый газ, воду, остатки распавшихся белков и т.п.). По лимфатическим сосудам от мышц и других органов и тканей происходит отток межтканевой жидкости (лимфы). Лимфа образуется в межклеточных пространствах из плазмы крови, которая проникает в них сквозь стенки капилляров. По двигательным нервам в мышцы передаются импульсы возбуждения из центральной нервной системы (головной и спинной мозг). И, наоборот, из мышц и связок поступают импульсы в центральную нервную систему и «информируют» последнюю о том, что происходит на периферии, в каком состоянии находятся суставы и кости [40]. Основным свойством мышечной ткани является ее сократимость. Во время сокращения мышцы укорачиваются, что и вызывает движение частей тела, приближая более подвижные части к менее подвижным. Но функция мышц не ограничивается только передвижением костных рычагов. Гармоничное развитие мускулатуры способствует удержанию различных частей тела в правильном положении, придавая ему нормальную, красивую форму. Рис. 1.3. а. Мускулатура человека. Вид спереди 1 – лобные мышцы; 2 – круговая мышца глаза; 3 – круговая мышца рта; 4 – подкожная мышца шеи; 5 – грудино-ключично-сосцевидная мышца; 6 – большая грудная мышца; 7 – передняя зубчатая мышца; 8 – наружная косая мышца живота; 9 – дельтовидная мышца; 10 – двуглавая мышца плеча; 11 – трехглавая мышца; 12 – мышцы передней поверхности предплечья; 13 – поперечная связка; 14 – внутренняя плечевая мышца; 15 – сухожилия мышц – сгибателей пальцев; 16 – четырехглавый разгибатель голени; 17 – приводящие мышцы бедра; 18 – сухожилие четырехглавого разгибателя голени с заключенной в нем коленной чашечкой; 19 – передняя большеберцовая мышца; 20-21 – икроножные мышцы; 22 – мышцы – разгибатели пальцев Рис. 1.3. б. Мускулатура человека. Вид сзади 1 и 2 – затылочные мышцы; 3 – мышцы шеи (разгибание и поворот головы); 4 – трапециевидная мышца; 5 – дельтовидная мышца; 6 – трехглавая мышца плеча; 7 – широкая мышца спины; 8 – наружная косая мышца живота; 9 – большая ягодичная мышца; 10 – разгибатели пальцев; 11 – икроножная мышца; 12 и 13 – ахиллово сухожилие икроножной мышцы; 14 – мышцы – сгибатели


4. Реактивность и резистентность организма детей и подростков. Реактивность организма (от лат. reactia – противодействие) – это его способность определенным образом отвечать изменениями жизнедеятельности на воздействие факторов внутренней и внешней среды. Реактивность присуща всему живому. От реактивности в большой степени зависит приспособляемость организма человека или животного к условиям среды, поддержание гомеостаза. Именно от реактивности организма зависит, возникнет или не возникнет болезнь при воздействии болезнетворного фактора, как она будет протекать. Вот почему изучение реактивности, ее механизмов имеет важное значение для понимания патогенеза заболеваний и целенаправленной их профилактики и лечения. Возрастные изменения реактивности. Реактивность организма ребенка существенно отличается от таковой взрослого человека. В общей форме можно считать правильным положение (Н.Н. Сиротинин, М.С. Маслов, Д.Д. Лебедев и др.), что, начиная с периода внутриутробного развития плода и в течение всей постнатальной жизни ребенка, его реактивность постепенно усложняется, становится более совершенной и многообразной. Это связано с развитием у ребенка прежде всего нервной системы, а также с постепенным становлением коррелятивных отношений между железами внутренней секреции (напр., гипофиз и надпочечники, гипофиз и половые железы и др.), которые характерны для взрослого. Развитие механизмов реактивности у ребенка теснейшим образом связано также с формированием процессов обмена веществ, присущих взрослому организму. Общее направление развития реактивности организма ребенка характеризуется также совершенствованием его защитных приспособлений против инфекций, интоксикаций и других вредных воздействий. Реактивность плода с его недоразвитой нервной, эндокринной и эффекторными (барьерные, лимфатическая, гистиоцитарная) системами менее совершенна, чем реактивность организма новорожденного. В процессе роста и развития ребенка происходит постепенная смена общих, диффузных, генерализованных реакций, характерных для плода, новорожденного и ребенка младшего возраста, на реакции локальные, ограниченные отдельными специальными видами приспособления, что присуще взрослому человеку. Эта закономерность изменения реактивности с возрастом легко обнаруживается при сравнении особенностей высшей нервной деятельности у детей различных возрастов, а также при изучении функций вегетативного и других отделов нервной системы. Установлено, что развитие рефлекторной деятельности нервной системы у эмбрионов проходит стадии так наз. генерализации. В этот период эмбрионального развития раздражение какой-либо одной части тела (напр., покалывание кожи) вызывает общую разлитую тоническую реакцию многих мышечных групп. Дальнейшее развитие и совершенствование нервной системы сопровождается появлением более локализованных, ограниченных рефлексов, возникающих в рамках той или иной определенной рефлекторной дуги. Так формируются чесательный, отряхивательный и многие другие рефлексы. Проявление обобщенных рефлекторных реакций в нервной системе в известной мере сохраняется еще у животных и у детей в периоде новорожденности. Так, известно, напр., что хватательный рефлекс у ребенка часто реализуется при участии обеих рук и даже ног. Склонность к обобщенным рефлекторным реакциям нервной системы в какой-то мере сохраняется и даже усиливается у новорожденных и грудных детей при нарушениях нервной деятельности под влиянием различных инфекций и интоксикаций. Ярким выражением такого обобщенного ответа нервной системы у маленьких детей является склонность их к судорожным реакциям при различных заболеваниях (кишечные инфекции, пневмо- и менингококковые инфекции, дифтерия, грипп и др.). Новорожденные мышата, крысята или щенята не заболевают типичной формой столбняка при отравлении их столбнячным токсином: у них отсутствуют явления местного столбняка и характерной для столбняка разгибатель ной контрактуры. Мальчики более уязвимы к ограничениям при холерическом, а девочки – к стимуляции при флегматическом темпераменте. Дети с холерическим темпераментом в большей степени склонны к невротическим реакциям тревожного и возбудимого круга, с флегматическим темпераментом – к невротическим страхам и реакциям тормозимого круга. Нервно-соматическая ослабленность. Наиболее часто речь идет об общей соматической ослабленности, подверженности частым простудным заболеваниям, спазмам в области дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. Чаще это наблюдается на фойе невропатии и является одним из выражений общей измененной нервно-психической реактивности организма. Менее частым, чем невропатия, источником нервно-психической ослабленности организма будет резидуальная церебральная органическая недостаточность. Оба вида патологии способствуют возникновению астенических расстройств, на фоне которых легче фиксируются невротические симптомы, прежде всего страхи, навязчивые мысли и опасения. Часто речь идет об избирательной ослабленности или дефицитарности определенных систем организма, наиболее подверженных воздействию стресса Резистентность организма — это устойчивость организма к действию различных болезнетворных факторов (физических, химических и биологических). Резистентность организма тесно связана с реактивностью организма (см.). Резистентность организма зависит от его индивидуальных, в частности конституциональных, особенностей. Различают неспецифическую резистентность организма, т. е. устойчивость организма к любым патогенным воздействиям, независимо от их природы, и специфическую, обычно к определенному агенту. Неспецифическ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.