Сделай Сам Свою Работу на 5

Предмет и задачи возрастной анатомии и физиологии





Анатомия и физиология – важнейшие биологические науки о строении и функциях организма человека.

Анатомиячеловекаэто наука о формах и строении, происхождении и развитии человеческого организма, его систем и органов. Анатомия человека изучается, как правило, путем рассмотрения
различных органов.

Исторический очерк развития анатомии.Первые сведения о строении тела человека получены в Древнем Египте. Анатомические знания в то время были необходимы в связи с потребностями оказания врачебной помощи при травмах и ранениях, а также в связи с бальзамированием. Основоположником анатомии является Аристотель (384–322 гг. до н. э.), давший много ценных сведений. Греческие врачи Александрийской школы впервые описали сердечные клапаны, двенадцатиперстную кишку, правильно поняли значение нервов, научились их отличать от сухожилий. В индийских ведах (1 тыс. лет. н. э.) указывается, что у человека 500 мышц, 90 сухожилий, 900 связок, 300 костей, 107 суставов, 24 нерва, 400 сосудов, 9 органов. В эпоху Возрождения анатомией интересовались крупнейшие ученые и художники. Леонардо да Винчи произвел более 30 вскрытий человеческих трупов и оставил
13 томов анатомических рисунков. А. Везалий в 1543 году опубликовал свою книгу «О строении человеческого тела». В 1628 году У. Гарвей открыл круги кровообращения.



В России первые данные о строении тела появились в середине XVII века, когда на русский язык была переведена книга А. Везалия.

В созданных Петром I госпитальных школах в начале XVIII века было впервые в России введено преподавание анатомии. Первыми анатомами России стали М. И. Шага(1712–1762 гг.) и А. П. Протасьев (1726–1796 гг.). П. Ф. Лесгафт (1837–1909 гг.) является создателем теоретической анатомии и основоположником изучения анатомии применительно к задачам физической культуры и спорта.

B. П. Воробьёв (1876–1937 гг.) создал первый отечественный «Атлас анатомии человека».

Для удобства изучения строения тела человека материал анатомии излагается по системам органов, объединенных общей функцией, строением и развитием – систематическая анатомия.Анатомия подразделяется на остеологию учение о костях, артросиндесмологию – учение о соединениях костей, миологию – учение о мышцах, спланхнологию – учение о внутренностях (органах дыхания, пищеварения,
выделения и размножения), ангиологию – учение о кровеносной
и лимфатической системах, неврологию – учение о нервной системе, эндокринологию – учение о железах внутренней секреции, эстезиологию – учение об органах чувств. Раздел анатомии, изучающий
изменения формы и строения органов, закономерно возникающие
в различные возрастные периоды жизни человека, называется возрастной анатомией.



Кроме рассечения трупов в анатомических исследованиях используют киносъемку, рентген, компьютерные методы и др.

Физиология – наука, изучающая закономерности функционирования живых организмов, их отдельных систем, органов, тканей
и клеток, взаимосвязь и изменение функций в разных условиях окружающей среды и при различных состояниях организма.

Основным физиологическим методом исследования является эксперимент. Он может быть острым и хроническим. Острый опыт или вивисекция (vivus – живой, sectio – рассекание – живосечение) проводится на живом организме с применением обезболивающих средств,
с целью изучения функций организма, действия на него различных веществ, разработки методовлечения. В хронических опытах животные заранее подвергается соответствующей операции в стерильных условиях и после полного выздоровления на них в течение длительного времени изучаются функции в нормальных условиях жизни (например, наложение фистул при изучении функций органов пищеварения, вживление электродов, выведение протоков желез и др.).



Исторический очерк развития физиологии.Сведения о физиологии впервые получены от древнегреческого врача Гиппократа и философа Аристотеля. Как наука физиология берет начало от работ английского врача У. Гарвея, который дал представление о большом и малом кругах кровообращения и о сердце как о двигателе крови в организме. Достижения в физиологии неотъемлемы от успехов анатомии. Например, обнаружение в XVII веке лимфатических сосудов итальянским ученым Г. Азелли и датским анатомом Т. Бартолином дало возможность установить существование лимфообращения.

И. М. Сеченова по праву называют «отцом русской физиологии». Его научная деятельность многогранна. Он разрабатывал вопросы физиологии труда. Изучая процесс утомления, впервые научно обосновал и установил значение активного отдыха. Огромное значение имеют работы И. М. Сеченова (1829–1905 гг) по изучению функций центральной нервной системы. И. М. Сеченов вошел в историю науки как великий ученый – мыслитель, дерзнувший подвергнуть анализу естествоиспытателя самую сложную область природы – явления сознания высших отделов головного мозга.

Экспериментально-хирургические методики исследований
В. А. Басова, Л. Велла, Л. Тири, Р. Гейденгайна, И. П. Павлова и его учеников позволили изучить функции органов пищеварения.

Развивая идею И. М. Сеченова о рефлексах головного мозга,
И. П. Павлов открыл условные рефлексы и создал учение о высшей нервной деятельности.

Научная деятельность И. П. Павлова развивалась в трех основных направлениях: изучение проблем физиологии кровообращения (1874–1889 гг.), физиологии пищеварения (1889–1901 гг.), высшей нервной деятельности (1901–1936 гг.). В 1904 году И. П. Павлов получил международную награду – Нобелевскую премию. В 1935 году
Международный физиологический конгрессприсвоил ему звание «старейшины физиологов мира».

Одной из основных задач физиологии человека является изучение регулирующей и интегрирующей роли нервной системы в организме.

Учение о витаминах также является достижением отечественной физиологи. Работы ученого Н. И. Лунина показали необходимость для нормальной жизнедеятельности определенных веществ, которые в 1912 году К. Функ назвал витаминами.

Физиологию подразделяют на несколько, в значительной степени самостоятельных, но тесно связанных между собой научных дисциплин. Обычно выделяют общую и частную физиологию, сравнительную и эволюционную, специальную и прикладную (в том числе и возрастную) физиологию.

Анатомия и возрастная физиологияизучают особенности строения и функционирования организма человека в различные возрастные периоды жизни; закономерности роста и развития организма детей и подростков.

Гигиенамедицинская наука, изучающая влияние окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность, и разрабатывающая оптимальные требования к условиям жизни и труда. Гигиена создает основы текущего и предупредительного санитарного надзора, санитарных мероприятий по оздоровлению условий труда и отдыха человека. Одной из задач гигиены является экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода. Современная гигиена разрабатывает нормативы воздушной среды населенных мест
и промышленных предприятий, воды, продуктов питания, материалов одежды, обуви с целью сохранения здоровья человека и предупреждения заболеваний для увеличения продолжительности жизни.

Гигиенические нормативы, необходимые для сохранения здоровья человека, создаются на основе знаний анатомии и физиологии.

Из общей гигиены выделились ее разделы: коммунальная гигиена, гигиена питания, гигиена труда, гигиена детей и подростков (или школьная гигиена), военная гигиена, радиационная гигиена и др.

Гигиена детей и подростков наука, изучающая взаимодействие организма ребенка с внешней средой с целью разработки гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья.

Гигиена, как и любая другая наука, прошла долгий путь развития. Известны санитарные предписания в своде законов Древней
Индии, в которых указывалось на необходимость смены белья и одежды, ухода за кожей и зубами, запрещение в излишествах пищи.

Важную роль в развитии гигиены сыграли основоположники отечественной медицины С. Т.Зыбелин и М. Я. Мудров, которые обобщили и разработали систему гигиенических мероприятий по предупреждению многих болезней.

Ф. Ф. Эрисман (1842–1915 гг.) и В. Г. Хлонин (1863–1929 гг.) разработали нормативы школьной гигиены и умственного труда.
Л. П. Доброславин (1842–1879 гг.) и Ф. Ф. Эрисман являются первыми гигиенистами в России. Ф. Ф. Эрисман впервые предложил модель школьной парты.

Важное место в работе врачей в области гигиены детей и подростков отводится мероприятиям по профилактикеутомления и переутомления, по разработке наиболее благоприятных режимов учебных и производственных занятий для учащихся. Врачи школьных отделов санитарно-эпидемиологических станций контролируют физическое состояние и развитие детей и подростков, правильную организацию физкультурных занятий, учебную нагрузку.

Студентам педагогического вуза знания анатомии, физиологии
и гигиены детей и подростков необходимы для понимания основных закономерностей роста и развития детского организма, сохранения здоровья и правильной организации учебно-воспитательного процесса в учебных учреждениях.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.