Сделай Сам Свою Работу на 5

Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики





Работы при проведении аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики можно разделить на три последовательных этапа: ознакомительный, основной и заключительный.

1 этап – ознакомительный.

На данном этапе аудитор предварительно знакомится с клиентом, оформляет свои отношения с ним.

Производится проверка наличия и ознакомление с организационной и юридической документацией:

· приказ об учетной политике организации;

· график документооборота;

· рабочий план счетов;

· свидетельством о государственной регистрации;

· справками о постановке на учет в налоговом органе, о регистрации в органах статистики и соответствующих отделениях внебюджетных и экологических фондов;

· лицензиями на виды деятельности, подлежащие лицензированию в соответствии с законодательством;

· планами и прогнозами;

· прочей существенной документацией

Далее аудитор осуществляет планирование аудиторской проверки, путем ознакомления с деятельности аудируемого лица, расчета уровня существенности, оценки аудиторских рисков, оценки средств внутреннего контроля и составления плана и программы предстоящей аудиторской проверки.



2 этап – основной.

Это самый трудоемкий этап работы. На данном этапе производится проверка тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров учета, оценка правильности организации бухгалтерского учета и формирование учетной политики, а также иные аудиторские процедуры, предусмотренные программой аудита. Для каждой аудиторской процедуры аудитору необходимо разработать свой рабочий документ.

Аудиторские процедуры:

· тестирования средств внутреннего контроля;

· аудиторские процедуры по существу.

Процедуры проверки по существу проводятся с целью получения аудиторских доказательств существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Данные процедуры проверки проводятся в форме детальных тестов, оценивающие правильность отражения операций и остатка средств на счетах бухгалтерского учета, и в форме аналитических процедур.

Аудитор подтверждает информацию об организации бухгалтерского учета и учетной политике, изучает весь комплект представленной бухгалтерской отчетности. В результате проведения аудиторских процедур выявляются различные нарушения в организации бухгалтерского учета и формировании учетной политики, которые обобщаются на следующем этапе.



3 этап – заключительный.

На последнем этапе проверки аудитор завершает подготовку документации в виде аудиторского файла, подготавливает письменную информацию руководству проверяемого субъекта по результатам аудита, формулирует свое мнение о достоверности бухгалтерской отчетности проверенного экономического субъекта, подготавливает аудиторское заключение.

 

26.Применение компьютерных программ в аудиторской деятельности.

Рассмотрим основные подходы к автоматизации аудита на примере трех популярных программ комплексной автоматизации аудиторской деятельности: «IT Audit: Аудитор» («Мастер-Софт»), «ЭкспрессАудит: ПРОФ» (Консалтинговая группа «ТЕРМИКА»), AuditXP «Комплекс Аудит» («Гольдберг-Софт»).Регулируется правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Аудит в условиях компьютерной обработки данных» (КОД). Наличие среды КОД существенно влияет на процесс изучения аудитором системы учета экономического субъекта и сопутствующих ему средств внутреннего контроля. Аудитор не должен принуждать проверяемого экономического субъекта к применению системы КОД, известной аудитору. Экономический субъект обязан предоставить аудиторской организации необходимый доступ к системе КОД. Аудитору желательно иметь представление о техническом, программном, математическом и других видах обеспечения компьютерной техники, а также системах обработки экономической информации. В случае отсутствия у аудитора указанных знаний следует использовать работу эксперта в области информационных технологий. Аудитор должен быть способен определить, какое влияние на организацию, планирование и проведение аудита оказывают условия использования системы КОД у проверяемого экономического субъекта,в том числе на изучение системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, на оценку рисков, связанных с проведением аудита. Аудитор должен оформить в ходе работы документо проверяемом экономическом субъекте: 1)обеспечение КОД техническими средствами; 2)программное обеспечение КОД (составляется краткая характеристика, в частности кем разработано, когда внедрено программное обеспечение КОД, частота и метод обновления); 3)технологическое обеспечение (ввод данных, их верификация и т. д.) и др. В рабочем документе по бухгалтерскому программному обеспечению должно быть указано наличие лицензий на каждый из его элементов. Аудитор должен оценить и оформить рабочим документом возможности компьютерной системы в части: 1) гибкого реагирования на изменения хозяйственного, налогового законодательства; 2) формирования бухучета и внутренней управленческой отчетности; 3) осуществления аналитических процедур; 4) расширения функций компьютерной системы. Аудитор должен оценить квалификацию бухгалтерского персонала в области КОД (образование, курсы)самостоятельно. Организация данных бухучета у клиента в среде КОДоказывает влияние на профессиональный риск аудитора. Аудитор должен оценить надежность системы внутреннего контроля проверяемого экономического субъекта в соответствии с правилом (стандартом)«Изучение и оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита». При оценке среды КОД аудитор должен охарактеризовать: 1) соответствие применяемой формы учета используемой системе обработки данных; 2) способ организации, хранения и обновления данных; 3)обеспечение контроля ввода данных; 4) возможность вывода на печать данных о хозяйственных операциях и т. п. Аудитору необходимо убедиться в том, что: 1) регистры учета, формируемые системой КОД, соответствуют данным первичного учета, наличие системы КОД не освобождает экономический субъект от обязанности документировать в установленном порядке факты хозяйственной жизни; 2) отсутствуют несанкционированные изменения программного обеспечения (не одобренные и не проверенные разработчиком программного обеспечения).



27.Аудит учета кассовых операций

Для всех организаций Российской Федерации установлены единые требования к порядку учета и хранения наличных денежных средств. Все операции по приему и расходованию наличных денежных средств, а также хранение денег и денежных документов должны осуществляться в кассе организации.

Основная цель аудиторской проверки кассовых операций налогоплательщика - установить их законность, достоверность и целесообразность совершения, а также правильность отражения в учете. От аудиторов требуется повышенное внимание, так как на практике наибольшее количество нарушений и злоупотреблений должностных лиц связано именно с этим участком учета.

В задачи аудита кассовых операций входят:

· проверка своевременного и полного отражения в бухгалтерском учете операций с денежными средствами при соблюдении требований законодательства Российской Федерации;

· правильное документальное оформление операций с денежными средствами в соответствии с установленными правилами ведения кассовых операций;

· контроль за сохранностью денежных средств, документов в кассе и их целевым использованием;

· своевременное проведение инвентаризации денежных средств в кассе, выявление ее результатов и отражение на счетах бухгалтерского учета.

Последовательность работ при проведении аудита денежных средств можно разделить на три этапа: ознакомительный, основной и заключительный. На каждом этапе должны быть выполнены определенные процедуры проверки, позволяющие достигнуть цели и решить задачи аудита денежных средств.

Полезным способом получения необходимых данных является тестирование по заранее подготовленному вопроснику. Вопросник аудитора составляется в трех экземплярах, на каждом из них проставляются должность, фамилия, имя и отчество лица, с которым будет проведена беседа.

По результатам данного вопросника аудитор оценивает состояние внутреннего контроля, дает предварительную оценку соблюдения кассовой дисциплины, определяет наиболее уязвимые с точки зрения злоупотреблений места и планирует основные процедуры.

После того когда составлен вопросник аудитор с целью упорядочения результатов аудита разрабатывает специальную программу проверки кассовых операций. Правильно составленная программа поможет аудитору последовательно проверить различные участки учета операций с денежными средствами, т.е аудитор проверяет правильность оформления первичных кассовых документов, книг, журналов. Для этого изучаются: кассовая книга, отчеты кассира, приходные кассовые ордера, расходные кассовые ордера, журналы (книги) регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, журнал (книга) регистрации выданных доверенностей, журнал (книга) регистрации депонентов, журнал (книга) регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей, оправдательные документы к кассовым документам, авансовые отчеты.

При проведении аудиторской проверки ведется выборочная проверка операций и документов. Проверка проводится выборочно исходя из предварительного знакомства с деятельностью организации и выявления критический точек. По которым наиболее вероятно появление ошибок. В этом случае аудитор может сэкономить время на проверке традиционных, рутинных операций, постоянно повторяющихся, ошибки по которым менее вероятны.

Проверяя расходование наличных денежных средств из кассы, аудитор должен обратить внимание на юридическую обоснованность выдачи денег, т.е. на наличие приказов и распоряжений на премирование сотрудников, на оказание материальной помощи, на командировки, на выдачу средств на представительские расходы; доверенностей от сторонних организаций; исполнительных листов и др. Устанавливается также целевое использование средств, полученных из банка по чеку.

На заключительном этапе аудита денежных средств организации формируется пакет рабочих документов аудитора и составляется аудиторский отчет, который представляется вместе с рабочей документацией руководителю проверки.

Аудиторский отчет содержит мнение аудитора. Это мнение выражается в одной из форм аудиторского заключения:

1. безусловно положительное заключение означает, что финансовая (бухгалтерская) отчетность дает достоверное представление о результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухгалтерского учета;

2. мнение с оговоркой должно быть выражено в том случае, если аудитор приходит к выводу о том, что невозможно выразить безоговорочно положительное мнение, но влияние разногласий с руководством или ограничение объема аудита не настолько существенно и глубоко, чтобы выразить отрицательное мнение или отказаться от выражения мнения;

3. отрицательное мнение следует выражать тогда, когда влияние какого-либо разногласия с руководством настолько существенно для бухгалтерской отчетности, что аудитор приходит к выводу, что внесение оговорки в аудиторское заключение не является адекватным для того, чтобы раскрыть вводящий в заблуждение или неполный характер финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Отказ от выражения мнения имеет место в тех случаях, когда ограничение объема аудита настолько существенно и глубоко, что аудитор не может получить достаточные доказательства и, следовательно, не в состоянии выразить мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.

28.Аудит учета операций по расчетным и валютным счетам.

Цельюаудиторской проверки операций на расчетном счете в банке является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по разделу "Денежные средства" и соответствии применяемой методики учета денежных средств на счетах в банке действующим в Российской Федерации нормативным документам.

Аудиторская проверка операций по счетам в банке начинается с того, что аудитор знакомится со сведениями о рублевых счетах и счетах в иностранной валюте в банках, приложенными к налоговой отчетности. При этом он устанавливает количество и номера счетов, открытых в банках; наименования банков. Эти данные нужны для проверки наличия банковских выписок по всем счетам и регистров синтетического учета по каждому счету.

Затем аудитор определяет юридические основы взаимоотношений организации и банка, проверяет соответствие договора банковского счета (договора на банковское обслуживание) нормам Гражданского кодекса Российской Федерации.

Операции по зачислению и списанию денежных средств со счетов в банке оформляют первичными документами, формы и порядок заполнения которых установлены инструктивными указаниями Центрального банка Российской Федерации.

Аудитор проверяет правильность оформления документов, проводит арифметическую проверку документов и проверку на законность совершаемых по банковским счетам хозяйственных операций.

Особое внимание аудитор должен уделить операциям по бесспорному (безакцептному) списанию банком денежных средств. Это возможно лишь на основании решения суда, прямого указания закона, договора клиента с банком.

Для подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности нужно проверить соответствие ее показателей данным синтетического и аналитического учета и выпискам банка.

При выявлении расхождений необходимо показать сумму отклонений и выявить их причины.

Таким образом, в ходе аудита операций по расчетным счетам в банке осуществляются следующие процедуры:

- проверка соответствия произведенных операций нормативным документам и законодательным актам, действующим на территории Российской Федерации;

- проверка правильности оформления выписок со счетов в банке и документов, приложенных к выпискам, подтверждающих операции;

- арифметическая проверка правильности выведения остатков на конец дня и подсчета оборотов по приходу и расходу денежных средств в выписках банка и регистрах по учету денежных средств в банке;

- проверка соответствия записей в выписках банка и регистрах бухгалтерского учета, регистрах бухгалтерского учета и Главной книге, а также сальдо по Главной книге и статей баланса.

Такая проверка проводится по каждому счету, открытому в банке. После проведения всех необходимых процедур проверки правильности отражения в учете операций на расчетных счетах аудитор все свои выводы, замечания и предложения указывает в аудиторском заключении.

При осуществлении внешнеэкономической деятельности организации получают выручку от экспорта продукции (работ, услуг), производят платежи по импорту товаров, оплачивают расходы по загранкомандировкам и другие операции в иностранной валюте через валютные счета, открываемые в банках Российской Федерации, а также за границей. Порядок открытия валютных счетов и проведения операций по ним регулируется валютным законодательством и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

При проверке операций по валютным счетам в банке особое внимание аудитор должен обратить на:

- соблюдение правового режима текущих валютных операций и валютных операций, связанных с движением капитала;

- проведение валютных операций через уполномоченные банки, имеющие лицензии Центрального банка Российской Федерации на осуществление валютных операций;

- наличие разрешений и лицензий Центрального банка Российской Федерации, предоставляемых уполномоченному банку на проведение отдельных операций;

- осуществление расчетов в иностранной валюте юридическими лицами-резидентами в пределах имеющихся в их распоряжении валютных средств, которые должны иметь легальное происхождение;

- учет операций денежных средств в валюте на счете 52 "Валютный счет", к которому открываются субсчета "Транзитные валютные счета", "Текущие валютные счета", "Специальные транзитные счета", "Валютные счета за рубежом".

Аудит операций на валютных счетах осуществляется отдельно по каждому валютному счету, открытому в банке, в том числе и за рубежом.

При проверке операций по валютному счету особое внимание обращают на правильность отражения операций по покупке и продаже валюты, так как бухгалтеры организаций нередко допускают значительное количество ошибок как в методологии учета, так и при расчетах курсовых разниц по этим операциям и пересчете валюты в рубли.

 

29. Аудит операций по прочим счетам в банках

Бухгалтерский учет операций, связанных с расчетами по аккредитиву, по чекам , иным платежным документам ведется на счете 55 «Специальные счета в банках». К нему могут быть открыты следующие субсчета: 55-1 «Аккредитивы», 55-2 «Чековые книжки», 55-3 «Депозитные счета» и др.

Если на предприятии ведутся подобные расчеты, то аудитору необходимо провести проверку по следующим направлениям:

1. правильность и законность применения аккредитивной формы расчетов;

2. правильность документального оформления операций, оплаченных чеками из лимитированных и нелимитированных чековых книжек;

3. наличие депозитных сертификатов, приобретенных у банка (если были такие операции);

4. полнота и правильность документального оформления операций по движению средств целевого финансирования, поступивших на содержание социальных учреждений (детского сада, яслей и т. д.) от родителей и прочих источников;

5. предоставление балансов и других необходимых документов от структурных подразделений, выделенных на самостоятельный баланс;

6. правильность составления бухгалтерских проводок.

Соответствие записей в выписках банка по операциям счета 55 сверяется с главной книгой и журналом-ордером № 3 или соответствующей карточкой счета (машинограммой).

Для подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности нужно проверить соответствие ее показателей данным синтетического и аналитического учета и выпискам банка. Данная процедура проверки оформляется рабочими документами аудитора. При выявлении расхождений необходимо показать сумму отклонений и выявить их причины.

В Отчете о движении денежных средств используются записи на счетах бухгалтерского учета денежных средств счета 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути».

Статья бухгалтерского баланса «Денежные средства» должна отражать остатки денежных средств по счетам 50, 51, 52, 55, 57.

 

30.Проверка и подтверждение отчетной информации о наличии и движении денежных средств.

Целью: установление законности, достов-ти и целесообразности совершения операций с денежными средствами, правильности их отражения в учете.

Нормат-е док-ты: НК, ГК, ФЗ 129 «О бух учете», ФЗ «О применении контрольно кассовой техники», порядок ведения кассовых операций в РФ, положения банка «О правилах орг-ции наличного денежного обращения на терр РФ», формы первичных док-в по учету кассовых операций, Положение о безнал-х расчетах в РФ.

Источниками инф: учетная политика, ф 1, 2, 4, гл. книга, кассовая книга, приходные расходные кассовые ордера, регистры бух учета по сч: 50,51,52,55,57, банковские выписки, акт инвентаризации наличных ден-х ср-в, журнал кассира – операциониста, договора банковского счета; чековые книжки; аккредитивы; кредит-е договоры.

До начала аудита кассовых операций следует провести инвентаризацию кассы ден-х ср-в, ден-х док-в и ЦБ в присутствии кассира и гл бух. После необх. проверить: созданы ли условия, необх. для обеспеч. сохранности ден. ср-тв; полноту и своеврем-ть оприходов. денег; прав-ть оформлен. ПКО и РКО, кассовой книги, журнала регистр; имеются ли подписи в получ. денег; прав-ть подсчета итогов в платежн. док-тах; прав-ть выдачи денег по доверенностям; соблюд-ся ли лимит хранения денег в кассе. По результатам проверки составляется акт, в котором указывается сумма излишка или недостачи и обстоятельства их возникновения. При проверке орг-ии работы кассы аудитору следует установить: должностное лицо, исполняющее в орг-ции обязанности кассира. Есть ли в орг контрольно-кассовая техника. Проверка правильного оформления ПКО и РКО, кассовой книги, своевременная сдача отчетов кассира, нет ли подчисток в ПРО и РКО, исправлений.

Осн-ые задачи Аа денежных средств: проверка сохранности денежных средств, законность и правильность операций по учету денежных средств, полнота и достов-ть расходов, своевременность поступления денежных средств, проверка лимита кассы, предельного размера наличной денежной суммы, которая может проходить ч/з кассу, все расчеты сверх норматива должны облагаться штрафом, проверка наличия письменного договора о полной материальной ответственности с кассиром.

Ошибки: Неполное оформление первичных док-в; наличие исправлений в первич док-тах; отсутствие док-та подтверждающего лимит; отсутствие дог-ра материальной ответственности, хищение ден-х ср-в, неоприходование поступивших сумм, повторное исп-е док-в, неправильный подсчет итогов, расчет наличными с юр лицами сверх уст-х сумм, отсутствие внезапных проверок.

Ааудит операций на р/с осущ-ся: уста-ет сколько у прдеприятия р/с и спец/сч открыты проверка соответствия произведенных операций нормативным док-м; проверка правильности оформления выписок со счетов в банке; арифметическая проверка правильности выведения остатков на конец дня; проверка соответствия записей в выписках банка и регистрах бух.учета и гл. книге. Ошибки: отсутствие выписок банка, подчистки и исправления в выписках; отсутствие оправдат-х док-в к выпискам; на док-х отсут-ет штамп банка о принятии док-тов для обработки и др. Задачи аудита валютных операций: установить кол-во открытых валютных счетов в банке; проверить законность операций по кажд. счету; Опред-ть обоснованность операций по поступлению и списанию ср-ств со счета, проверить правильность оформления док-тов; арифметич-ю проверку док-в; корреспонденцию счетов. Типич ошибки: подчистки и исправления в выписках банка, некорректная корреспонденция счетов, неправильный пересчет курса валют и др.

Аудит расчетов и прочих опер в банках: проверить своевременность отражения в учете операций на прочих счетах; изучить, какие открыты у пр-я прочие счета; проверить правильность составления бух-их записей и их соответствие выпискам банка

31.Аудит финансовых вложений

К финансовым вложениям согласно Положению по ведению бух учета и бух отчетности в РФ относятся инвестиции в госуд-ные ценные бумаги, облигации и иные ценные бумаги других организаций, а также предоставленные другим организациям займы. Финансовые вложения осуществляются с целью избежать обесценения денежных средств в условиях инфляции; получить дополнительные доходы, установить контроль за деятельностью другой организации.

Аудиторская проверка финансовых вложений проводится для формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по статьям «Долгосрочные финансовые вложения» и «Краткосрочные финансовые вложения» и о соответствии применяемой методики учета и налогообложения по финансовым вложениям действующим в Российской Федерации нормативным документам.

Как и при проверке других активов, аудитор исходят из предпосылок:- полноты- существования- прав и обязательств - оценки- точности-ограничения учетного периода- представления и раскрытия

Получение достаточных доказательств по проверяемым вопросам, позволяет дать независимую оценку указанным фактам и выявить нарушения и отступления от действующих нормативных актов и установленных правил бухгалтерского учета.

Обнаруженные в ходе проверки ошибки и нарушения фиксируются в рабочей документации аудитора и определяется их количественное влияние на показатели отчетности.

ошибки, которые выявляются в ходе проверки операций с финансовыми вложениями, являются следующие:

- отсутствие документов, подтверждающих фактические финансовые вложения;

- оформление документов с нарушением установленных требований;

- фиктивные документы и операции;

- некорректная корреспонденция счетов при отражении финансовых вложений в учете;

- несвоевременное отражение доходов по операциям с ценными бумагами;

- неправильное исчисление фактической себестоимости ценных бумаг;

- несовпадение данных синтетического и аналитического учета финансовых вложений.

 

32.Аудит расчётов с поставщиками и подрядчиками.

Цель– установить соответствие совершаемых операций по расчету с поставщиками и подрядчиками действующему законодательству и достоверность отражения операций в бух уч и отч-ти.

Нормат-е док-ты: ФЗ 402 «О бух учете», план счетов, ПБУ 9/99 «Доходы орг-ции», ПБУ 10/99 «Расходы орг», приказ Минфина «О формах бух отч-ти».

Исх инф: договор поставки продукции, накладные, с-ф, уч политика, акты сверок расчетов; акты инвентаризации расчетов; копии платежных док-в; книга покупок; учет.регистры по счету 60; 62, 75,76,79, гл книга.

Пров-ка расчетов с постав-ми/подряд-ми. 1 уст-ть наличие заключ-х дог-в на поставку матер-х ценностей (вып-х работ, оказ-х услуг), законность соверш-я сделки, прав-ть оформ-я дог-в. 2 пров-ся расчет-е операции по расчетно-платеж-м док-там и учет регистрам. выяс: дату возник-я и хар-р операции; соглас-ть цен на товарно-мат-ые ценности, указ-х в расчет-х док-тах, с ценами, указ-ми в дог-х поставки; прав-ть оценки получ-х мат-х ценностей при бартер-х сделках; полноту и своеврем-сть оприход-я получ-х мат-х ценностей. Если выявлено отсут-е сч-фактур, необх опросить: затребованы ли сч-фактуры. Если запросы были – просмотреть ответы. При отсут-и запросов м/б проведена сверка с поставщиком. 3 Обоснов-ть возмещ-я НДС; регистр-ся ли получ-ые сч-фактуры в книге покупок; соблюд-ся ли полнота и своеврем-сть исп-я обяз-ств; своеврем-но ли предъявл-ся штраф санкции к поставщикам при наруш-ии дог-х обяз-тв, обоснов-сть начисл-я сумм штраф-х санкций; законность и док-ое оформл-е спис-я задолж-ти, по кот истекли сроки иск-ой давности, выяс-ть причины ее возник-я; прав-ть оформ-я и отраж-е в учете выдан-х авансов; 4 прав-сть ведения анал-го учета и корреспонденции счетов, указ-х в учет-х регистрах по сч60; соответ-е данных регистров и отчет-ти. Обоснованность расчетов с подрядчиками на выполняемые работы должна подтверждатся, кроме заключ-ых договоров, наличием проектно-сметной док-ции, актов сдачи-приемки выполненных работ, счета-фактур.

 

33.Аудит расчётов с бюджетом и внебюджетным платежам.

Цель – подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечичсления в бюджет и внебюджетные фонды налогов, сборов и платежей.

Норм база: НК, ФЗ 402 «О бух учете», приказ Минфина «О формах бух отч-ти», план счетов, инструкции, положения.

Ист инф: уч.полит, ф1,2, декларации по налогам и платежам, расч-е ведомости по начислению зар/пл, журнал учета получ-х и выставленных сч-ф, книга покупок, книга продаж, учет.регистры по сч 19,68,69,70,76,90,91,99, гл книга и др.

Задачи: тщательное и своеврем-е консульт-е по вопросам налогообл-я с целью своеврем-го и прав-го расчета по нал с бюджетом, избежания переплат и предупреж-я фин санкций.

Необх-о проверить все ли налоги предпр-е платит, не платит ли лишнее, по каким налогам и сборам орг-я ведет расчет с бюджетом (налог на прибыль, НДС, акцизы, налог на им-во, транспор-й налог и др). ознак-ся с рез-тами предыд-х аудит-х и нал-х проверок. Ознак-ся с уч политикой для целей налогообл-я.

Необходимо определить вид деят-ти и по к-ими налогам и платежам пред-тие предпр-е облаг-ся налогом. Для учета расчетов с бюджетом испол-ся сч 68, с/сч: расчеты по НДФЛ; расчеты по налогу на прибыль, по НДС, по налогу на имущество, по налогу на рекламу, акцизы, транспортный налог. Аудитор д помочь предприятиям избежать убытков, связанных со штрафными санкциями налоговых органов. Аналит-й учет по сч 68 ведется по видам налогов.

По каждому налогу необходимо определить правильность: исчисления налогообл-й базы; применения ставок налогов и платежей; расчетов сумм налогов; применения льгот; полноты и своевременности уплаты платежей в бюджет; составления бух проводок; составления и своевременности представления в налоговую инспекцию отч-ти по видам налогов; ведения аналит и синт учета по сч 68, составления налоговой декларации, подтверждение соответствия фин-ых и хоз-ых операций действующему налоговому зак-ву

Берется декларация и провер-ся соотве-ет ли нал-й и БУ с декларацией.

Налог на имущество 2,2%: имеют льготы упрощенцы, неком-е орг, с/х, религиозные не платят. НДС ставки 18,10,0%. Налог на прибыль 2% в терр-й фонд, 18% в фед-й. Страховые фонды 34%: в Пенс ф 20%, накопительная часть Пенс ф 6%, соц страх 2,9%, фед-й мед страх 3,1%, терр-й мед страх 2%. Льготы по НДФЛ: вычеты 400 руб, 1000р на каждого ребенка.

Ошибки: неверное исчисление налогообл-й базы; неправомерное отражение налоговых вычетов по НДС; ненадлежащее ведение учетов; неправильное определение налоговых льгот; несоответствие данных анал.учета синтетич-у учету и показателям отч-ти; нарушение срока платежей; применение неверной ставки налога; неточный учет пеней и штрафов; сокрытие данных, представляемых налоговым органом; неправильное классификация или расчет доходов, учитываемых при налогооблажении в качестве освобожденных от налогообл-я; проведение в учете фиктивных сделок по расчетам м/у материнским и дочерними структурами для получения льгот по налогоблажению

 

 

34.Аудит расчётов с персоналом по оплате труда и прочим операциям.

Цель- установление соответствия применяемой в орг-ции методики учета и налогообложения операций по оплате труда действующем в РФ в проверяемом периоде нормативным док-м.

Задачи аудита: оценка существующей в орг-ции системы расчетов с персоналом и ее эфф-ти, оценка сост-я синтетического и аналитического учетов операций по оплате труда, оценка полоты отражения совершенных операций в учете, проверка соблюдения орг-ции налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда.

Информац-я база: ФЗ 402 «О бух учете», приказ Минфина «О формах бух отч-ти», план счетов, унифицир формы первичной учетной док-ции по учету труда и его оплаты, ГК, ТК, НК.

Источники инф: ф 1, 2, 4, 5, уч. политика, гл книга, оборотно-сальдовая ведомость, аналит учет по сч 70, 68, 69, трудовой договор, приказы, распоряжения руководителя, табель учета рабочего вр, штатное расписание, личные карточки, график отпусков, расчетные платежные ведомости, книга учета депонированной заработной платы, расходные кассовые ордера, заявления работников.

Аудитор уста-ет формы и системы оплаты труда, определяет списочный состав и категории работников, проверке первичных док-в и табелей учета рабочего вр-и, проверка правильности оформления расчетно-платежных док-в, наличие подписей должностных лиц, правильность заполнения всех реквизитов, нет ли в документах подчисток, неоговоренных исправлений, арифм-х ошибок, нет ли случаев повторного начисления сумм, повторения фамилий одних и тех же лиц, правильность применения тарифных ставок (окладов), расценок, разрядов, правильность орг-ции аналитического и синтетического учета по счету 70. Проверка оформления трудового договора. Проверка начислений з/пл и др выплат, обоснованность начисления премиий, надбавок, доплат, отпусков, вознаграждений, за выслугу лет. Проверка удержаний из оплаты труда. В ходе проверки аудитор должен установить своевременность и полноту удержаний, правильность определения налоговой базы; правомерность применения налоговых вычетов; правильность применения налоговых ставок; правильность начисления и своевременность перечисления налога.

Проверка расчетов с персоналом по прочим операциям. Проверяя расчетные операции по предоставлению займов работникам орг-ции, уста-0ется: наличие договоров на выдачу займа; предусмотрено ли начисление процентов по займам; производится ли удержание из оплаты труда в случае непогашения задолженности. Возмещению работниками материального ущерба, аудиторы выясняют: причины возникновения ущерба; обоснованность удержанных, взыскиваются ли недостачи мат-х ценностей по рыночным ценам; полностью ли отнесены на виновных лиц суммы по недостачам. Проверка обоснованности орг-ции по подготовке и переподготовке кадров; проверка правильности начисления взносов во внебюджетные фонды. Проверка обоснованности начислений за особые условия труда; проверка правильности документирования и оплаты простоев и оплаты работы в случае брака; проверка правильности расчета среднего заработка для различных целей; проверка правомерности применения вычетов; проверка правильности удержаний по исполнительным листам.

Ошибки: отсутствуют док-ты подтверждающие осуществление начислений и удержаний из зар платы, допущены обшики при начислении выплат по ср заработку, отпусков, по нертудоспособности, неправильная корресп сч, ошибки при расчете сумм НДФЛ; расхождения м/у данными аналит и синт учета, не применяются типовые формы первич док-в по оплате труда; не ведутся табели учета рабочего вр-и.

 

35.Проверка соблюдения законодательства о труде. Проверка документального оформления трудовых отношений.

Цель:контроль соблюдения нормативно-правовых актов, касающихся трудового законодательства, правильности начисления заработной платы и удержания из нее; документального оформления и отражения в учете всех видов расчетов между организацией и работником; определение обоснованности и правильности начисления основной и дополнительной заработной платы, различных доплат и удержаний.

Источники информации: 1)документы по зачислению, увольнению и переводу работников; 2)приказы, распоряжения, контракты; 3)договоры гражданско-правового характера; 4)договоры личного страхования; 5)договоры на выдачу ссуд; 6)табели учета рабочего времени; 7)наряды; 8)листки временной нетрудоспособности.

Нормативная база.Основным документом законодательства о труде является Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ), вступивший в действие с 1 февраля 2002 года. Статья 56 ТК РФ рассматривает понятие и стороны трудового договора. Существенными условиями договора являются: место работы, дата начала работы, наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием и т. д. В статье 59 ТК РФ оговорены случаи заключения срочного договора: замена временно отсутствующего работника, проведение срочных работ, работа в организациях – субъектах малого предпринимательства, работа за границей, работа творческих работников, с руководителями, заместителями руководителей, главными бухгалтерами организаций всех форм собственности. Другие случаи прекращения трудового договора предусматривает глава 13 ТК РФ. В статье 40 ТК РФ рассмотрен порядок заключения коллективных договоров, которые должны регулировать социально-трудовые отношения в организации, заключаемые работниками и работодателями в лице их представителей.

План и программа проверки.

1. Проверка применения типовых форм документов по учету личного состава: 1)личные карточки на работников; 2)приказы (распоряжения) о предоставлении отпуска, о переводе на другую работу, о прекращении трудового договора (контракта).

2. Установление ведения трудовых книжек на работников.

3. Проверка соответствия применяемых окладов и разрядов рабочих, установленных в штатном расписании.

4. Проверка ведения в цехах (отделах) табеля рабочего времени.

Прежде всего целесообразно проконтролировать, как осуществляет

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.