Сделай Сам Свою Работу на 5

Оценка существенности ошибок и ее значение в аудите.





Аудиторские организации в ходе проведения проверок не должны устанавливать достоверность отчетности с абсолютной точностью, но обязаны установить ее достоверность во всех существенных отношениях.

Под достоверностью бухгалтерской отчетности во всех существенных отношениях понимается такая степень точности показателей бухгалтерской отчетности, при которой квалифицированный пользователь этой отчетности оказывается в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.

Аудитор обязан принимать во внимание две стороны существенности в аудите: качественную и количественную. С качественной точки зрения аудитор должен использовать свое профессиональное суждение для того, чтобы определить, носят или не носят существенный характер отмеченные в ходе проверки отклонения порядка совершенных экономическим субъектом финансовых и хозяйственных операций от требований нормативных актов РФ. С количественной точки зрения аудитор должен оценить, превосходят ли по отдельности и в сумме обнаруженные отклонения количественный критерий — уровень существенности.



Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большой степенью вероятности перестанет быть в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.

При нахождении абсолютного значения уровня существенности аудитор должен принимать за основу наиболее важные показатели, характеризующие достоверность отчетности экономического субъекта, подлежащего аудиту, далее называемые базовыми показателями бухгалтерской отчетности. Набор этих базовых показателей может быть различен в зависимости от отраслевых особенностей деятельности предприятий.

Далее аудиторская организация устанавливает допустимую долю (%) отклонений от базовых показателей (для одних, наиболее значимых — 2%, для менее значимых 5%, 10% и т.п.).

При проведении аудиторской проверки аудитор находит искажения, определяет их суммарную величину применительно к какому-либо базовому показателю, сравнивает эту суммарную величину с соответствующим показателем уровня существенности и делает вывод о влиянии найденных нарушений на бухгалтерскую отчетность.



 

9.Общие понятия аудиторского риска.

Под аудиторским риском понимается риск выражения аудитором ошибочного мнения в случае, когда в финансовой отчетности содержится существенное искажение.

Аудиторский риск включает 3 компонента:

Неотъемлемый риск (внутрихозяйственный риск) – означает подверженность остатка средств на счетах бухучета искажения, которые могут быть существенными при допущении отсутствия необходимых средств внутреннего контроля.

Для проведения оценки этого риска аудитор полагается на свое профессиональное суждение, для того чтобы учесть следующие факторы: опыт и знания руководства, изменения в его составе, характер деятельности аудируемого лица, факторы, влияющие на отрасль, сложность лежащих в основе учета операций, подверженность активов потерям или незаконному присвоению, завершение сложных операций к концу отчетного периода и другие факторы.

Большинство аудиторов при самых разных обстоятельствах устанавливают уровень неотъемлемого риска более 50%, а при ожидание существенных отклонений даже на уровне 100%.

Риск средств контроля. Он означает то, что искажения, которые могут иметь место в отношении остатка средств по счетам бухгалтерского учета и быть существенными не будет своевременно предотвращено или обнаружено и исправлено с помощью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Риск необнаружения. Риск того, что аудиторские процедуры по существу не позволяют обнаружить искажения остатков средств на счетах бухучета, которые могу быть существенны по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств по другим счетам.



Факторы, влияющие на риск:

-наличие соответствующей квалификации у внутренних аудиторов;

-опыт работы внешним аудитором;

-закрепление за внутренним аудитором определенных участков учета;

-отношение руководства экономического субъекта к системе внутреннего контроля;

-наличие специальной экономической литературы по бухгалтерскому и налоговому учету;

-наличие утвержденного плана проверки на определенный период;

-осуществление тематических проверок по проблемным участкам учета

 

10.Уровень существенности ошибок. Взаимосвязь между уровнем существенности и аудиторским риском.

Между существенностью и аудиторским риском существует обратная зависимость, т. е. чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот.

Обратная зависимость между существенностью и аудиторским риском принимается во внимание аудитором при определении характера, сроков проведения и объема аудиторских процедур. Например, если по завершении планирования конкретных аудиторских процедур аудитор определяет, что приемлемый уровень существенности ниже, то аудиторский риск повышается.

Аудитор компенсирует это двумя способами: либо снизив предварительно оцененный уровень риска средств контроля там, где это возможно, и поддерживая пониженный уровень посредством проведения расширенных или дополнительных тестов средств контроля; либо снизив риск необнаружения искажений путем изменения характера, сроков проведения и объема запланированных процедур проверки по существу.

Понятия «существенность» и «аудиторский риск» используются в качестве основы методологии и инструмента планирования аудита.

Существуют два основных метода оценки уровня существенности и аудиторского риска: оценочный; расчетный.

Оценочный метод заключается в том, что аудиторы, исходя из собственного опыта и знания клиента, определяют уровень существенности и аудиторский риск на основании отчетности в целом или отдельных групп операций как высокий, средний и низкий.

Расчетный метод предполагает количественный расчет величины уровня существенности и аудиторского риска.

Указанные методы аудиторы используют в планировании аудита.

Аудитор обязан принимать во внимание уровень существенности и приемлемый аудиторский риск:

на этапе планирования при определении содержания, затрат времени и объема применяемых аудиторских процедур;

в ходе выполнения конкретных аудиторских процедур;

на этапе завершения аудита при оценке эффекта, оказываемого обнаруженными искажениями и нарушениями на достоверность бухгалтерской отчетности

Профессиональная ответственность аудиторов страхуется для того, чтобы компенсировать имущественный вред, который может быть причинен третьим лицам в ходе осуществления финансовых аудиторских проверок. При этом в качестве третьих лиц могут выступать не только фирмы, в которых проводятся проверки, но и те лица, которые используют их результаты.

 

11.Приминение выборочной проверки в аудите

При аудиторской проверке используется метод выборочного контроля. Выборка может быть обоснована двумя способами: статистическим и нестатистическим.

Статистическая выборка базируется на теории вероятностей. При ее использовании должна соблюдаться репрезентативность и принцип случайности выборки.

При использовании нестатистических (например, эвристических) методов произвольно отбираются и оцениваются какие-либо особо важные позиции, как правило, на основании опыта или интуиции аудитора. Например, обязательно проверяются те операции, которые не имеют четкого нормативного регулирования (это долгое время касалось операций лизинга, вексельных операций, операций доверительного управления и т.п.). Практически всегда необходимо проверять особо крупные операции или операции, оформленные нестандартным договором.

При проведении выборочной проверки с помощью и тех, и других методов возникает дополнительный риск. Он связан с вероятностью того, что аудитор сделает выводы, расходящиеся с теми, которые он мог бы сделать, проверяя все множество операций.

Рассмотрим подробнее применение статистических методов выборки при проведении аудиторских проверок.

Сначала устанавливается генеральная совокупность, которая включает множество однотипных документов, операций и т.п. Например, все накладные за год, все приходные кассовые ордера за год, все расходные кассовые ордера за год, все платежные поручения за год. Затем определяется величина выборочной совокупности. При этом можно использовать случайный, систематический и комбинированный методы отбора.

Случайный метод – это метод выборки на основе таблицы случайных чисел. При его применении достаточно высока уверенность, что все элементы множества отобраны с одинаковой вероятностью.

Систематический метод отбора состоит в выборе элементов с помощью определенного интервала между двумя отборами.

Комбинированный выбор представляет комбинацию различных методов случайного и систематического отбора.

Аудиторская организация имеет право использовать непрезентативную выборку только тогда, когда профессиональное суждение аудитора по итогам проведения выборки не должно распространяться на всю совокупность в целом, т.е. она может быть использована, когда проверяется отдельно взятая группа операций или определенный класс операций, по которым установлены возможные ошибки.

Аудиторская организация может провести сплошной контроль, если число элементов в проверяемой совокупности настолько мало, что применение статистических методов неправомерно, либо если проведение аудиторской выборки менее эффективно, чем проведение сплошной проверки.

Наряду с отбором выборочной совокупности следует установить критерий того, что считать нарушением, например, отсутствие подписи руководителя на расходных кассовых ордерах, неправильную корреспонденцию счетов в них и т.д. Найденные нарушения распространяются на всю генеральную совокупность.

В российском правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Аудиторская выборка» отмечено, что при определении объема (размера) выборки аудиторская организация должна установить риск выборки, допустимую и ожидаемую ошибки.

Риск выборки заключается в том, что мнение аудитора по определенному вопросу, составленное на основе выборочных данных, может отличаться от мнения по тому же самому вопросу, составленному на основе изучения всей совокупности.

Однако, учитывая невозможность сплошной проверки при аудите, аудитору приходится учитывать вероятность пропуска ошибки или завышенную оценку искажения отчетности. Чем больше выборка, тем меньше вероятность неверного заключения аудитора. В задачу аудитора как раз и входит определение разумного равновесия, т.е. обоснование такой выборки, которая даст ему разумную уверенность для оценки достоверности отчетности.

Размер выборки определяется величиной ошибки, которую аудитор считает допустимой. Чем ниже ее величина, тем больше необходимый размер выборки. Допустимая ошибка определяется на стадии планирования аудита в соответствии с определенным аудитором уровнем существенности. Для любой выборки аудитор обязан анализировать каждую ошибку, попавшую в выборку; экстраполировать полученные при выборке результаты на всю проверяемую совокупность; оценивать риск выборки. Анализ ошибок, выявленных при проверке выборки, позволяет определить тип ошибок и причины их возникновения, что будет способствовать их устранению в последующем. Аудиторская организация должна в обязательном порядке отражать в рабочей документации аудитора все стадии проведения аудиторской выборки и анализ ее результатов.

 

12.Порядок составления письма-обязательства аудиторской организации о согласии на проведение аудита, заключение договора на аудиторскую проверку.

Письмо направляется исполнительному органу клиента до заключения договора на проведение аудита во избежание неправильного понимания им условий предстоящего договора. Согласно ГК РФ это письмо, если оно составляется для разовых соглашений, является офертой. Оферта — это предложение заключить договор одной из сторон и ее акцепт (принятие предложения) другой стороной. Следовательно, клиент, получив письмо-обязательство, должен письменно подтвердить согласие на условия аудита, предложенные аудиторской организацией.

Если между клиентом и аудиторской организацией существует долгосрочный договор, в котором определены цель и масштаб аудита, то письмо-обязательство можно не составлять.

Письмо-обязательство должно содержать следующие обязательные указания:

по условиям аудиторской проверки

• об объекте, цели, порядке аудита филиалов, подразделений, дочерних компаний, о том, должно ли аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности клиента включать заключение о достоверности отчетности филиалов, подразделений, дочерних компаний;

• о законодательных актах и нормативных документах, на основе которых проводится аудит;

• о дополнительных вопросах, решаемых в ходе аудита;

по обязательствам аудиторской проверки

• о форме отчетности аудиторской организации по результатам проведенной работы;

• об ответственности; обязательство по соблюдению коммерческой тайны;

• о наличии риска необнаружения существенных неточностей или ошибок в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в связи с выборочным характером применяемых аудиторских процедур и несовершенством СВК клиента.

по обязательствам экономического субъекта

• об ответственности за полноту и достоверность документации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

• об обеспечении свободного доступа к документации и информации, необходимой для проведения аудита;

• о направлении клиентом по указанию аудиторской организации писем в адрес его дебиторов и кредиторов о подтверждении ими соответствующей задолженности;

• о неоказании давления на аудиторскую организацию в любой форме с целью изменения ее мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.

В письме может быть также отражен порядок обращения к руководству проверяемой организации за разъяснениями.

Кроме того, по усмотрению аудиторской организации и в соответствии с пожеланиями клиента могут быть включены в текст письма:

• общие сведения об оказываемых аудиторской организацией услугах, квалификации персонала, наиболее крупных клиентах, членстве в российских и международных аудиторских организациях;

• примерный календарный план проведения аудита и состав группы аудиторов, направляемой на проверку;

• общая характеристика методов проверки;

• предложения об использовании услуг других аудиторов или независимых экспертов и т.д.

При повторном аудите письмо-обязательство направляется клиенту лишь в отдельных случаях:

• при необходимости разъяснения целей, масштабов аудита, ответственности аудитора и клиента,

• при изменении в составе руководства, в условиях проверки,

• при изменении профиля фирмы или масштабов ее деятельности,

• при изменении законодательства, влияющем на содержание письма-обязательства.

Если этих изменений не было, можно напомнить содержание прежнего письма.

Договор на проведение аудиторской проверки — это официальный документ, который регламентирует взаимоотношения аудитора с клиентом. От правильного и четкого составления договора во многом зависит качество и бесконфликтность проведения аудиторской проверки. В новом Гражданском кодексе отражен новый вид договора: договор на возмездное оказание услуг. В качестве одного из видов договоров указаны аудиторские услуги. Особенностями этого договора являются:

1. Понятие безвозмездного оказания услуг.

В отличие от договора подряда предметом ДВОУ является действие, а не результат. Так, в частности, по окончании аудиторской проверки составляется аудиторское заключение.

2. Порядок исполнения договора.

В отличие от договора подряда исполнитель ДВОУ обязан выполнить услуги лично. Привлечение «субподрядчиков» возможно только с согласия клиента. Кроме того, при выполнении договора на аудиторскую проверку право оценивать ее качество заказчику не предоставлено. Такие права имеют орган, выдавший лицензию, после соответствующей перепроверки, а также арбитражный или третейский суд. Это одно из основных условий независимости аудиторской проверки.

3. Оплата услуг.

Договор на аудиторскую проверку должен содержать обязательство заказчика об оплате работ вне зависимости от содержания аудиторского заключения. Кроме того, при решении вопроса об оплате надо предусмотреть распределение риска. Риск случайной невозможности исполнения договора, возникший по вине заказчика, несет заказчик. А услуги аудитора должны быть оплачены в полном объеме.

4. Определение последствий невозможности достижения результатов работы.

Суть в том, что если возникли обстоятельства, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает аудитору все расходы. Чтобы конкретизировать этот момент, надо согласовать возможную оплату исходя из количества и состава группы аудиторов и их почасовой оплаты.

5. Обязательства сторон при одностороннем отказе от исполнения договора.

В обычном договоре подряда одностороннее расторжение договора недопустимо. В ДВОУ и заказчик, и исполнитель могут это сделать. Но условием со стороны заказчика является оплата исполнителю фактически понесенных расходов, а со стороны исполнителя — полное возмещение заказчику убытков.

В договоре следует также определить сроки представления документов, оговорить возможность отказа от выражения мнения о достоверности отчетности в случае непредставления необходимых для проверки документов или увеличения времени проведения проверки и, соответственно, увеличения оплаты.

В договоре желательно предусмотреть предоплату (обычно от 50 до 100%), а также выделение клиентом отдельного помещения для работы аудиторов.

В договоре может быть предусмотрено при необходимости предоставление в распоряжение аудиторской группы работников фирмы-клиента для оказания помощи в отдельных участках работы, например, в проведении инвентаризации, в подборке договоров.

В договоре может быть предусмотрен также порядок обращения к руководству проверяемой организации за разъяснениями.

В стоимость аудиторских услуг, если они выполняются юридическим лицом, включается НДС, что также надо отразить в договоре.

В договоре может быть отражена необходимость привлечения специалистов — физических и юридических

 

13. Этапы и принципы планирования аудита, подготовка общего плана аудита, составление программы аудита

Планирование аудиторской проверки производится в 3 этапа.
1 этап — предварительное планирование, которое производится на этапе выбора клиента; по результатам этой работы аудиторской проверки может вообще не быть, если обнаружится высокий уровень внешнего риска.
2 этап — разрабатывается общий план аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита.
3 этап — составляется аудиторская программа, определяющая объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур.
По окончании процесса планирования общий план и программа должны быть документально оформлены и завизированы.
Процесс планирования достаточно трудоемок, его 2-й и 3-й этапы могут занимать до 30% времени, затраченного на аудит. Поэтому время на его проведение должно предусматриваться бюджетом работ и оплачиваться клиентом.
При планировании должны быть соблюдены его общие принципы: комплексность, непрерывность, оптимальность.
Принцип комплексности предполагает взаимную увязку и согласованность всех этапов планирования.
Принцип непрерывности выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования со сроками.
Принцип оптимальности — следует разработать несколько вариантов плана и затем выбрать оптимальный. План аудита - это документ, который в частности, рассматривает характер, время и объем аудиторских процедур, которые должны выполняться работниками аудиторской фирмы для получения достаточных и соответствующих аудитор РСК доказательств с целью уменьшения аудиторского риска до принято низким уровнем. План аудита составляется в начале аудиторской проверки по результатам:1) знакомства с бизнесом клиента, общими направлениями и спецификой его деятельности;2) изучение системы учета, внутреннего контроля, степень их надежности;
План должен учитывать:условия договора на выполнение аудита; содержание аудиторского заключения, сроки его представления; ответственность аудитора, предусмотренную законодательством; систему и форму бухгалтерского учета ;уровень существенности задач аудита План аудита утверждается в начале выполнения процедур получения аудиторских доказательств, однако е он может пересматриваться в зависимости от изменения обстоятельств, возникающих в процессе аудита есть, план аудита не должна раз и навсегда сложившегося содержания, его содержание находится в процессе постоянного развития. План желательно согласовать с руководством предприятия Это даст возможность согласовать аудиторские процедуры с деятельностью персонала предприятия Общий план аудита разрабатывается настолько детально, чтобы аудитор имел возможность его базе подготовить программу аудита

программа аудита - это подробные инструкции, которым должны следовать работники аудиторской фирмы в процессе осуществления аудита финансовой отчетности или выполнении других зав дан. Аудиторская программа помогает управлять исполнителями аудита и контролировать их работу Аудиторская программа также содержит перечень объектов аудита по его направлениям, а также время, которое необходимо затратить на каждое направление аудита или аудиторскую процедуру. Аудитор утверждает программу, определяя сущность по процедурам аудита, проверяемой по каждому вопросу отдельно и масштаб проверки. Для разработки программ можно использовать стандартные аудиторские программы или контрольные листы по проведению аудита, которые разрабатываются аудиторской фирмой Стандартные аудиторские программы являются собственными и разработками аудиторской фирмы, они воплощают в себе накопленный профессиональный опыт выполнения различных видов работ и поэтому является своеобразным ноу-хау Когда используются стандартные программы или контрольные листы, необходимо их доделывать соответствии с условиями конкретной задач. При подготовке программы аудитору для выполнения работ по конкретному договору уместно учитывать следующие обстоятельства: определены оценки риска существенных искажений; уровень уверенности, который должен быть обеспечен при получении аудиторских доказательств в процессе выполнения процедур по существу; Есть два типа подготовки программы: максимально жесткий и максимально гибкий. При первом аудиторская фирма разрабатывает основную программу, в которой включает максимально важен объем информации Имея такую ??программу, аудитор может составить план своих действий, вычеркнув из программы пункты, которые не подходят для данного клиента. Наилучшим является смешанный вариант Аудитор, имея основную программу, составляет свою с учетом особенностей клиента. Программа может быть представлена ??в виде таблицы, содержащей перечень аудиторских процедур, необходимых для выполнения по каждому объекту проверки отдельно В начале программы указывается:- название предприятия;- период проверки;- дата проверки; объект проверкиВ программе кроме фамилии также указывают инициалы аудитора, который делал проверку конкретного объекта аудита, время, которое необходимо потратить на проверку конкретного объекта проверки, и предусматривают мы исце для отметок о фактическом выполнении плана аудита по каждому вопросу. Программа по каждому объекту аудита подписывается руководителем группы аудиторов или руководителем аудиторской фирмыПрограмма аудита также может быть составлена ??в виде программы тестов контроля и тестов (процедур) по сути Программа тестов контроля представляет собой совокупность действий, направленных на сбор информации об эффективности функционирования системы внутреннего контроля клиента Программа тестов по сути - это детальная пер верку правильности отражения в бухгалтерском учете оборотов и остатков по счетам, т.е. перечень действий для детальных конкретных проверок В этом случае аудитор определяет конкретные сферы аудит в (разделы бухгалтерского учета), которые он будет проверять, и составляет программу по каждой из ниих.С каждого раздела программы формируются документально подтверждены выводы, которые являются основой для формирования и выражения мнения аудитора в аудиторском отчете и заключенияПрограмма аудита, как и общий план, следует пересматривать в ходе проверки (если это необходимо) Причины всех изменений должны быть задокументированы

 

14.Организация труда аудиторов в различных аудиторских фирмах


Все аудиторские фирмы могут быть разделены на универсальные и специализированные.
Универсальные имеют несколько аудиторских лицензий, соответственно, большой объем и полный спектр реализуемых услуг и численность аудиторов от 10 человек и более.
Специализированные имеют лицензию только на один вид аудита и, как правило, сосредотачивают свое внимание на определенных видах работ и имеют численность аудиторов в пределах 10 человек.
Аудиторы — физические лица, зарегистрированные как индивидуальные предприниматели, — обычно имеют одну лицензию и выполняют работу, какая им будет предложена, собственными силами.
Универсальные аудиторские фирмы имеют возможность лучшей организации труда в силу того, что имеют большой штат и могут выделить отдельную группу аудиторов, которая отвечала бы за высокий профессионализм работы фирмы. В полномочия этой группы должны входить изучение поступающих документов по правовым вопросам, учету, отчетности, налогообложению, разработка внутрифирменных стандартов, консультирование по наиболее сложным вопросам фирм-клиентов и т.п.
Профессиональные сотрудники аудиторской организации с точки зрения функций, выполняемых в ходе аудита, могут быть разделены на следующие категории:
а) руководители аудиторской организации;
б) руководители аудиторских проверок;
в) старшие аудиторы (руководители звеньев или групп);
г) рядовые участники аудиторских проверок.
Руководитель аудиторской организации — это сотрудник, входящий в состав администрации и (или) собственников аудиторской организации, имеющий право подписи аудиторских заключений от имени этой организации и, как правило, аттестованный на право осуществления аудиторской деятельности по одной из аудиторских специализаций.
Руководитель аудиторской организации обязан:
а) вести переговоры с руководством экономического субъекта;
б) назначать руководителя аудиторской проверки и комплектовать бригаду специалистов, направляемую на аудит экономического субъекта;
в) выражать мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности проверенного экономического субъекта, отраженное в аудиторском заключении.
Руководитель аудиторской проверки — это сотрудник аудиторской организации, которому поручено проводить проверку и руководить персоналом, занятым в аудиторской проверке конкретного экономического субъекта, и который в обязательном порядке аттестован на право аудиторской деятельности по аудиторской специализации, соответствующей требованиям конкретного аудиторского задания. Руководитель проверки назначается руководителем аудиторской организации и подотчетен ему. Руководитель аудиторской проверки несет ответственность:
а) за организацию и текущий контроль работы с конкретным экономическим субъектом;
б) за процедуру планирования работы (утверждает общий план и программу аудита);
в) за соответствие проводимого аудита и подготовленной по его результатам рабочей документации правилам (стандартам) аудиторской деятельности и внутрифирменным требованиям;
г) за доведение до сведения руководителя аудиторской организации основных результатов аудита, которые могут повлиять на содержание и выводы аудиторского заключения.
Старший аудитор является сотрудником аудиторской организации, которому поручено или может быть поручено в ходе данной аудиторской проверки руководить рядовыми участниками этой проверки и который, как правило, аттестован на право осуществления аудиторской деятельности по одной из аудиторских специализаций. Старший аудитор подотчетен руководителю аудиторской проверки и по отношению к нему является исполнителем.
Старший аудитор несет ответственность:
а) за подготовку, непосредственное осуществление и документальное оформление результатов аудиторских процедур;
б) за организацию и контроль работы подотчетных ему рядовых участников проверки.
Рядовой участник проверки — это сотрудник, подотчетный старшему аудитору или непосредственно руководителю проверки и по отношению к данным лицам являющийся исполнителем. Рядовые сотрудники аудита несут ответственность за выполнение обязанностей, порученных им в ходе осуществления аудита.
Аудиторские организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, могут иметь упрощенную двухуровневую систему управления: руководитель аудиторской организации, как правило, являющийся и руководителем проверки, и подчиненные ему рядовые участники проверки.
Аудиторы, работающие самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, несут ответственность за качество выполняемого аудита в соответствии с действующим законодательством.

15.Контроль качества работы внутри аудиторской организации.

Система контроля качества работы аудиторской организации должна включать:
а) соблюдение профессиональными сотрудниками аудиторской организации требований независимости, честности, объективности, конфиденциальности и профессиональной этики;
б) укомплектование аудиторской организации профессиональными сотрудниками, обладающими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для надлежащего выполнения ими своих обязанностей;
в) поручение аудиторских заданий профессиональным сотрудникам, квалификация которых соответствует особенностям этих заданий;
г) выполнение всех видов работ в ходе аудита на основе направляющих указаний, текущего контроля и проверки выполненной работы таким образом, чтобы это отвечало необходимым требованиям качества;
д) получение сотрудниками при недостатке опыта или знаний в конкретных обстоятельствах соответствующих консультаций как внутри аудиторской организации, так и вне ее;
е) разработку и применение в аудиторских организациях на постоянной основе процедуры подбора и отклонения клиентов;
ж) осуществление мероприятий по регулярным проверкам надежности и эффективности функционирования внутрифирменной системы контроля качества работы;
з) принятие необходимых мер в отношении сотрудников аудиторской организации в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения ими возложенных на них обязанностей.
Руководитель аудиторской организации обязан утвердить до начала аудита руководителя и старших аудиторов конкретной проверки, что должно быть отражено в общем плане аудита. Руководитель проверки и старшие аудиторы обязаны проанализировать профессиональные способности рядовых участников проверки, спланировать работу, которая может быть им поручена, и определить специфику и объем направляющих указаний, текущего контроля и проверок выполненных работ.
Текущий контроль работы исполнителей состоит из руководящих указаний, которые должны соответствовать общему плану аудита, включая расчеты затрат времени на проведение аудита, и программе аудита, а также проверки выполненной работы. Профессиональные сотрудники, осуществляющие текущий контроль, выполняют следующие функции в ходе аудита:
а) проверяют, обладают ли исполнители необходимыми знаниями, умениями и навыками для выполнения порученной им работы;
б) проверяют, понимают ли исполнители соответствующие направляющие указания;
в) выясняют, соответствует ли выполняемая работа общему плану аудита и программе аудита;
г) выявляют существенные проблемы, связанные с бухгалтерским учетом и аудитом, встречающиеся в ходе аудита, дают им оценку и принимают в связи с этим в пределах своих полномочий решения о корректировке общего плана аудита и программы аудита;
д) принимают в пределах своих полномочий решения, основанные на профессиональном суждении аудитора, в случаях, когда однозначно и жестко определить порядок действий аудитора не представляется возможным, либо принимают решения о необходимости прибегнуть к консультациям.
При проверке результатов следует основное внимание уделять следующим вопросам:
а) выполнялась ли работа в соответствии с программой аудита;
б) документировались ли надлежащим образом проделанная работа и ее результаты;
в) все ли существенные замечания, возникшие по ходу проверки, были прояснены и нашли отражение в выводах аудитора;
г) достигнуты ли цели соответствующих аудиторских процедур;
д) вытекают ли сделанные аудитором выводы из полученных им результатов и служат ли результаты работы основой для мнения аудитора.
В ходе аудита сотрудники, отвечающие за проверку результатов работы, обязаны регулярно выполнять следующие действия:
а) следить за ходом выполнения общего плана аудита и программы аудита;
б) производить оценки внутрихозяйственного риска, риска средств контроля, в том числе по итогам тестирования средств контроля, риска необнаружения, и при необходимости вносить в пределах своей компетенции корректировки в общий план аудита и программу аудита;
в) следить за надлежащим документированием аудиторских доказательств, полученных в результате аудиторских процедур по существу, и проверять правильность выводов, сделанных по ходу работы, в том числе по итогам проведенных консультаций;
г) выяснять и оценивать степень влияния отмечаемых в ходе аудита ошибок и искажений и рекомендуемых в связи с этим исправлений на достоверность бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта.
Руководители аудиторской организации могут поручать проверку результатов проделанной работы не только членам той группы сотрудников, которые проводили аудит у данного экономического субъекта, но и другим специалистам, обладающим необходимой квалификацией. Такая независимая параллельная проверка в рамках аудиторской организации рекомендуется в случае аудита крупных и сложных экономических субъектов.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.