Сделай Сам Свою Работу на 5

Рабочие документы аудитора.






Рабочие документы аудитора — это материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Аудиторская организация должна оформлять все сведения, которые важны для подтверждения аудиторского мнения, что проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Требования к рабочим документам установлены Федеральным правилом (стандартом) № 2 «Документирование аудита», утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 №696 [19].Рабочие документы используются в следующих случаях:

· при планировании;

· осуществлении текущего контроля и проверки выполненной аудитором работы;

· для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых с целью подтверждения мнения аудитора.

Аудитор вправе, руководствуясь своим профессиональным мнением, определять объем рабочих документов по каждой конкретной аудиторской проверке.

При этом необходимо учитывать, что форма и содержание рабочих документов определяются:

· характером аудиторского задания;

· требованиями, предъявляемыми к аудиторскому заключению;



· характером, сложностью деятельности аудируемого лица;

· характером и состоянием систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица;

· необходимостью давать указания аудиторскому персоналу, осуществлять за ними контроль, проверять выполненную ими работу;

· конкретными методами и приемами, применяемыми в процессе проведения аудита.

Аудиторская организация может разрабатывать типовые рабочие документы. Их оформляют на бумажных, электронных носителях или в любой другой форме хранения информации. В рабочих документах необходимо отразить информацию: о наименовании аудируемого лица; периоде и времени проверки; лице, которое проводило аудиторские процедуры; а также лице, осуществляющем контроль (например, им может быть руководитель аудиторской проверки). Эти документы должны также включать в себя: описание бизнеса клиента, планирования аудита; предварительную оценку систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, подтверждение этой оценки в ходе аудита; оценку аудиторского риска, существенности; методы отбора и построения аудиторской выборки; выполненные тесты средств контроля; процедуры проверок по существу; результаты и выводы аудитора по проверке; другая информация, необходимая для подтверждения выводов аудитора.



При проведении согласованного аудита некоторые файлы (папки) рабочих документов могут быть отнесены к постоянным или текущим файлам. В постоянном файле содержится информация, раскрывающая особенность деятельности аудируемого лица, которая обновляется по мере поступления новой информации. В данный файл включаются копии устава, свидетельства о государственной регистрации, лицензий и другая аналогичная информация. В текущий файл входит информация, относящаяся к аудиту отдельного периода.

Внутренние рабочие документыхранятся в аудиторской организации и, как правило, не предоставляются аудируемому лицу, за исключением случаев, согласованных с аудитором. На практике это могут быть официальные ответы на консультации по вопросам клиента и копии внешних запросов, проводимых аудитором с согласия клиента.

Аудиторской организацией должна быть обеспечена конфиденциальность и сохранность рабочих документов (не менее пяти лет).

Рабочие документы являются собственностью аудитора. По усмотрению аудитора они могут быть представлены аудируемому лицу, однако не могут служить заменой бухгалтерских записей.

 

17.Виды аудиторских доказательств, методы получения аудиторских доказательств.

Аудиторские доказательства — это сведения, полученные в ходе осуществления аудита для достижения поставленной цели. Общие требования к аудиторским доказательствам определены в правиле (стандарте) № 5 «Аудиторские доказательства», утвержденном постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.



Аудиторские доказательства получают в результате проведения комплекса:

· тестов средств внутреннего контроля, которые проводятся для аудиторских доказательств в отношении надлежащей организации и эффективности функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

· процедур проверки по существу, которые проводятся для получения аудиторских доказательств существенных искажений в финансовой отчетности.

Аудиторские доказательства должны быть достаточными (по количеству) и надлежащими (по качеству). По источнику представления их подразделяют на внешние и внутренние, а по форме представления — на визуальные, документальные и устные.

Источниками получения аудиторских доказательствмогут быть:

· первичные документы, регистры бухгалтерского учета;

· письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица;

· информация, полученная из различных источников (от третьих лиц).

Процедуры получения аудиторских доказательств подразделяют на следующие виды:

· инспектирование — проверка записей, документов или материальных активов;

· наблюдение — отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами;

· запрос — поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами аудируемого лица;

· подтверждение — ответ на запрос об информации, содержащейся в бухгалтерских записях;

· пересчет — проверка точности арифметических расчетов в первичных учетных документах и бухгалтерских записях либо выполнение аудитором самостоятельно расчетов;

· аналитические процедуры — анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях аудируемого лица, а также изучение взаимосвязи этих соотношений и закономерностей с другой имеющейся в распоряжении аудитора информацией или причин возможных отклонений от нее.

 

18.Использование работы эксперта при сборе аудиторских доказательств.


В качестве эксперта может быть привлечен не состоящий в штате данной аудиторской организации специалист, имеющий достаточные знания и опыт в определенной области (отличной от бухгалтерского учета и аудита) — оценщик, инженер, геолог и т.д. Экспертом также может быть юридическое лицо.
Экспертом не может выступать (основной или преобладающий) учредитель, собственник, акционер, руководитель или иное должностное лицо проверяемого экономического субъекта, несущее ответственность за соблюдение бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо состоящее с указанными лицами в близком родстве или свойстве. Экспертом не может быть лицо, ранее оказывавшее данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности. Также нельзя привлекать в качестве эксперта специализированную организацию, если она является (основным или преобладающим) учредителем проверяемого экономического субъекта, собственником, акционером, кредитором, страховщиком, либо если проверяемый экономический субъект является ее учредителем, собственником, акционером, дочерним предприятием, филиалом (отделением), представительством, или если он имеет в своем капитале долю, принадлежащую организации-эксперту.
Привлечение эксперта должно быть отражено в договоре на аудиторскую деятельность, если такая потребность возникла в ходе проверки, то надо поставить в известность заказчика и получить его разрешение. Отказ должен быть в письменной форме, в этом случае аудиторское заключение может быть отличным от безусловно положительного.
С экспертом заключается договор возмездного оказания услуг (аудиторской фирмой или фирмой-клиентом). В нем должно быть дополнительно указано:
• цели и объем работы эксперта;
• описание вопроса, в отношении которого должно быть получено заключение эксперта;
• описание взаимоотношений эксперта с экономическим субъектом, если это потребуется;
• конфиденциальность информации экономического субъекта;
• сведения о предположениях и методах, которые эксперт собирается использовать в своей работе;
• форма и содержание заключения эксперта.
Заключение эксперта должно иметь следующие обязательные реквизиты:
• наименование документа;
• дата;
• личная подпись эксперта и ее расшифровка.
Оно должно, как правило, состоять из 3-х частей: вводной, исследовательской и выводов.
Аудитор должен оценить результаты работы эксперта с позиции возможности их использования в качестве аудиторских доказательств. Если они значительно расходятся с другими доказательствами, полученными аудитором, то необходимо или провести дополнительные процедуры, или привлечь другого эксперта.

19.Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.

Перед тем как представить аудиторское заключение аудитор должен предоставить письменную информацию по результатам проведения аудита. В ней содержатся сведения об обнаруженных недостатках, которые могут привести к существенным ошибкам в бухгалтерской отчетности и рекомендации по их устранению. Письменная информация или отчет по результатам аудита представляется аудиторской организацией руководству или собственнику в соответствии с правилом – стандартом «Письменная информация руководству экономическому субъекта по результатам проведения аудита».Каждая аудиторская фирма должна разработать единые внутрифирменные требования по форме подготовки данной информации. В ней должны содержаться сведения: реквизиты аудиторской организации, перечень и специализацию всех аудиторов и иных специалистов, участвующих в аудите, их ФИО, даты выдачи квалификационных аттестатов; реквизиты экономического субъекта, перечень должностных лиц, ответственных за составление отчетности юридического лица выявленные существенные нарушения установленного законодательства, которые влияют или могут повлиять на достоверность отчетности. В качестве дополнительной информации могут быть указаны:- особенности проведения проверки;- данные о штате бухгалтерии; перечень областей или направлений проверки; результаты проверки подразделений, филиалов и т.п.;- влияние частных результатов на итоги проверки всего экономического субъекта в целом. Письменная информация составляется в 2-х экземплярах: один направляется лицу, подписавшему договор на оказание услуг или в случае письменного указания лица, заключившего договор, второй остается у аудиторской организации. В процессе проверки руководству проверяющей фирмой может быть представлен предварительный вариант письменной информации для внесения в учет и отчетность исправлений и уточнений. Вместе с аудиторским заключением предоставляется окончательный вариант этой информации. Письменная информация является конфиденциальным документом. В случае смены аудиторской организации руководство проверяемого экономического субъекта обязано предоставить новой аудиторской организации копии письменной информации не менее чем за 3 предшествующих финансовых года. Перед тем, как представить аудиторской заключение, аудиторская фирма или аудитор должен представить письменную информацию по результатам аудита. При этом следует руководствоваться правилом (стандартом) "Письменная информация руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита". В письменной информации содержатся данные об обнаруженных недостатках, которые могут привести к существенным ошибкам в бухгалтерской отчетности и рекомендации по их устранению. Каждая аудиторская фирма обязана разработать внутрифирменный стандарт, содержащий требования по форме и содержанию отчета. В соответствии со стандартом в письменной информации должны содержаться следующие разделы:1) Обязательные- реквизиты аудиторской организации, как и во вводной части заключения, плюс перечень и специализация всех аудиторов и иных специалистов, их фамилии, номера квалификационных аттестатов, указание обязанностей в ходе проверки;- реквизиты проверяемого экономического субъекта, как и во вводной части заключения, плюс перечень лиц, ответственных за ведение БУ и составление отчетности;- период, к которому относится проверенная документация, дата подписания;- выявленные существенные нарушения, которые могут повлиять или влияют на достоверность отчетности;- результаты проверки организации и ведения БУ, составления отчетности и состояния СВК.- Дополнительные сведения:- особенности проведения проверки, обусловленные договором или возникшие в ходе проверки.- данные о штате бухгалтерии.- перечень областей или направлений проверки.- сведения о применяемой методике. результаты проверки подразделений, филиалов, дочерних фирм. влияние частных результатов на итоги проверки всего экономического субъекта в целом.

 

20.Аудиторское заключение как результат аудиторской проверки.

В ходе обязательного аудита все действия аудиторов направлены на достижение главной цели аудиторской проверки - формирование объективного мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Это мнение и составляет содержание аудиторского заключения.В Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» (ст. 10) отмечено:1. Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.2. Форма, содержание и порядок предоставления аудиторского заключения определяются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.При составлении аудиторского заключения аудитор руководствуется положениями: федерального правила (стандарта) «Аудиторское заключение о финансовой (бухгалтерской) отчетности» и российскими правилами (стандартами) «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности», «Прочая информация в документах, содержащих проаудированную бухгалтерскую отчетность», «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита», «Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям». Именно в этих стандартах имеются сведения о форме заключения, видах аудиторских заключений и др.Естественно, аудиторы при подготовке заключения используют и другие правила (стандарты).Выделяют следующие виды аудита: обязательный, инициативный, аудит по специальным аудиторским заданиям. Опыт показывает, что для всех трех видов аудита целесообразно использовать единую форму аудиторского заключения.Аудиторское заключение должно быть составлено на русском языке, стоимостные показатели в нем выражены в валюте Российской Федерации (руб.). Исправления не допускаются.Аудиторская организация обязана представить аудиторское заключение только экономическому субъекту в согласованном количестве экземпляров и в обусловленные сторонами сроки.В аудиторской организации (у аудитора) аудиторское заключение хранится обычно в специальном файле и представляет точный аналог документации, переданной заказчику.

 

21. Аудит учредительных документов и формирования уставного капитала.

Учреди́тельные докуме́нты — это документы, служащие основанием для деятельности юридического лица. Состав таких документов зависит от организационно-правовой формы создаваемого юридического лица. Целью проверки учредительных документов признается подтверждение законных оснований деятельности организации на протяжении всего периода ее функционирования от момента регистрации до фактической реорганизации или ликвидации .Источники информации: 1) устав или учредительный договор; 2)протоколы собрания учредителей; 3) свидетельство о государственной регистрации предприятия; 4) свидетельство о регистрации в Министерстве экономики РФ для предприятий с участием иностранного капитала; 5)свидетельство о регистрации в органах статистики, налоговой инспекции, во внебюджетных фондах; 6) проспекты эмиссии;7) реестр акционеров для акционерных обществ; 8)лицензии; 9) акты оценки имущества, внесенного в счет оплаты акций (долей уставного капитала); 10) учетные регистры и пр.Для достижения цели аудита учредительных документов должны быть решены следующие задачи.1.Определить юридический статус предприятия. Сферу деятельности и права его функционирования.2.Установить наличие лицензий по видам деятельности подлежащего лицензированию.3. Проверить полностью ли проведены все расчеты с учредителями, соблюдено ли законодательство по налогам. План и программа проверки. В ходе проверки учредительных документов необходимо установить: 1)структуру управления в организации и полномочия руководителей всех уровней при принятии соответствующих управленческих решений; 2)своевременность внесения изменений в учредительные документы (если таковые были); 3) виды деятельности предприятия; 4) учредителей организации, их права и обязанности; 5) размер уставного капитала и доли каждого учредителя; 6)своевременность внесения учредителями своих долей в уставный капитал; 7)правильность оформления документации по взносам в уставный капитал; 8)предусмотрено ли в уставе осуществление внешнеэкономической деятельности; 9)предусмотрено ли в учредительных документах создание резервного и других фондов; 10) имеет ли право организация создавать на территории РФ и за рубежом филиалы и другие структурные подразделения, выделенные на самостоятельный баланс;11) наличие лицензий на осуществление видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с действующим законодательством; 12)порядок распределения прибыли, оставшейся в распоряжении по итогам года после уплаты обязательных платежей; 13) правильность начисления доходов учредителей и акционеров и удержания налогов на доходы и т. п.Обобщение результатов проверки осуществляется исходя из целей и задач по проверке данного раздела в рабочих документах, где может быть отражена следующая информация: 1) соответствует ли кредитовый остаток по счету 80 заявленной в учредительных документах сумме уставного капитала; 2)полностью ли внесли учредители свои доли; 3)обоснованно ли произошло увеличение или уменьшение уставного капитала; 4)имеются ли в наличии подтверждающие документы по хозяйственным операциям и т. п. Уставный капитал представляет первоначальную сумму средств учредителей, необходимую для функционирования предприятия, и отражает закрепленное в уставе общества право на ведение собственной предпринимательской деятельности. В дальнейшем эта сумма может изменяться в зависимости от результатов деятельности.
Вкладами участников могут быть основные средства, другое имущество, нематериальные активы. Уставный капитал представляет собой совокупность средств, вложенных в активы, а также имущественные права, имеющие денежную оценку. В зависимости от организационно-правовой формы он может иметь различный вид. Например:

складочного капитала - в полном товариществе и товариществе на вере;
паевого фонда - в производственных кооперативах;
уставного фонда - в унитарных государственных и муниципальных предприятиях;
уставного капитала - в акционерных обществах, обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью.
Наиболее распространенной организационно-правовой формой является акционерная. Поэтому законодательство предусматривает повышенный уровень требований к выполнению гарантийной функции уставным капиталом этих предприятий.
Так, уставный капитал акционерного общества лимитируется государством и состоит из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Его задачей является установление меры ответственности каждого собственника и его участия в прибылях.
Уменьшение уставного капитала общества допускается с согласия кредиторов путем уменьшения номинальной стоимости акций либо путем покупки части акций в целях сокращения их общего количества пропорционально долям, определенным акционерными документами.
В производственных кооперативах формируется не уставный, а паевой фонд, который образуется за счет паевых взносов его членов в соответствии с уставом кооператива.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.