Сделай Сам Свою Работу на 5

Технология ремонта при паяние





Основные понятия. Пайкой называется технологический процесс, который заключается в неразъемном соединении двух металлических поверхностей с помощью присадочного материала {припоя), имеющего температуру плавления ниже, чем у материала соединяемых деталей.

Процесс паяния условно можно разделить на следующие стадии:

прогрев металла до температуры, близкой к температуре плавления припоя;

-расплавление припоя до жидкого состояния, нанесение его на поверхность основного металла и заполнение шва;

-взаимная диффузия металлов в паяном шве.

Основное условие получения высококачественного соединения—создание условий для взаимодействия припоя с основным металлом (диффузия), т. е. чтобы атомы жидкого припоя вступили во взаимодействие с атомами твердого основного металла. Степень диффузии зависит от чистоты соединяемых поверхностей, температуры пайки, времени выдержки при этой температуре, количества оксидов, состава и марки флюса.

Пайка состоит из трех операций: подготовки деталей к пайке, пайки и обработки детали после пайки.

Подготовка деталей к пайке заключается в тщательной очистке от загрязнений, продуктов коррозии, оксидных пленок механическим путем, затем их подвергают химической очистке при помощи флюсов (травление). Очистка спаиваемых поверхностей деталей необходима, так как к грязной, жирной, покрытой окалиной поверхности припой не пристает. При очистке стальных деталей травлением применяют кислотные (смесь серной и соляной кислот) или щелочные (10 % едкого натра, 25 % углекислого натрия, 25 % тринатрийфосфата и 22 % жидкого стекла) растворы. Важный этап подготовки деталей к пайке—нагревание (до температуры, несколько превышающей температуру плавления соединяемых металлов). Все металлы при нагреве их на воздухе покрываются оксидной пленкой, при пайке эта пленка (беспрерывно образующаяся на поверхности деталей) будет препятствовать надежному сцеплению расплавленного припоя с поверхностью деталей. Поэтому для предотвращения образования пленки оксидов во время пайки поверхности деталей покрывают флюсом.



 

Следующий этап—плотная прогонка (выправка и припиловка) места спая деталей, обеспечивающая равномерное заполнение припоем промежутков спаиваемых деталей и получение тонкого шва.



Метки:очистка, пайка, поверхность, ремонт.

 
 


3.4-Ремонт бескантактно-транзисторной системе зажигания.

 

Основные неисправности бесконтактно-транзисторной системы зажигания.

1.1Неисправности системы зажиганиемогут является причинами затрудненного пуска двигателя, неустойчивой его работы на холостом ходу (двигатель глохнет)перебоев на всех режимах работы, потери мощности двигателя (двигатель плоха тянет) и повышенного расхода топлива. Основными неисправностями системы зажигания, вызывающими вышеуказанные признаки, является нарушение угла опережения зажигания (слишком раннее или позднее зажигание), перебои в один или в нескольких цилиндрах, а также полное прекращение зажигания.

Позднее зажигание характеризуется потери мощности и перегревом двигателя, а ранние зажигание - потерей мощности и стуком в двигателе, для устранение неисправности нужно проверить и при необходимости отрегулировать угол опережения зажигания или датчика- распределителя.

Перебой в одном цилиндре чаще всего вызывается неисправностью свечи зажигания, порчей изоляции провода высокого напряжения, присоединяемого к свече, а также плохим контактом этого провода в наконечнике свечи или в гнезде крышки распределителя.

 

Способы устранения неисправностей бесконтаетно-транзисторной

Системы зажигания.

После диагностирование всех деталей системы бесконтактно-транзисторной системы зажигания, детали необходимо делить на годные и негодных деталей.



Годные детали установить на место, а негодные детали и узлы восстановить или заменить на новые.

Под не годных деталей которые не подлежат ремонту подразумевается:

 

Конденсатор

Катушка возбуждение зажигании.

Резистор

Диод

Стабилитрон

Искровые свечи зажигания и.т.д.

 

 

Инструменты и приспособления для ремонта бесконтаетно-транзисторной системы зажигания. - подразумевает различные технологии ремонта и обслуживание контактно-транзисторной системы зажигания. Это означает только то, что необходимо позаботиться о вооружении в автосервис необходимых инструментов для ремонта, а также специализированную техническую документацию по обслуживанию автомобилей. Наличие технической документации, как инструмента для ремонта систем зажигания будет неотъемлемой частью и помощником в ремонте и решении проблем работы системы эажигания.

 

На сегодняшний день выбор инструмента для ремонта контактно-транзисторной системы зажигания.

 

 

Рис.34.основные инструменты для разборки и ремонта бескантактно-транзисторной системы зажигания.

 

Помимо стандартных инструментов существуют специальные наборы для ремонта, с помощью которых осуществляется ремонт и

регулировку исполнительных узлов. Дело в том, что новые

технологии заставляют производителя автомобилей идти на крайности, полагаясь только на то, что все автомобили необходимо обслуживать в специализированном сервисе, обладающими необходимыми инструментами и приспособлениями для ремонта агрегатов и не только.

 

 
 


РАЗДЕЛ -4

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ПРИ РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЕЙ

 

1. Общие требования

1.1. Все вновь поступающие на работу с ремонтом авто транспортным средством допускаются к исполнению обязанностей только после прохождения вводного инструктажа по охране труда, инструктажа на рабочем месте, а также медицинского осмотра.

1.2. Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый, текущий проводит непосредственный руководитель работ. О проведении инструктажа и проверке знаний делается запись в журнале регистрации с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

1.3. Повторный инструктаж проходят все рабочие, независимо от квалификации, образования и стажа работы, один раз в три месяца.

1.4. Администрация издательства в течение трех месяцев со дня зачисления работника в штат должна обучить его безопасным методам ведения работ.

1.5. При переводе на новую работу, с временной на постоянную, с одной операции на другую работники должны пройти новый инструктаж по охране труда на рабочем месте с оформлением в журнале регистрации.

1.6. Администрация обязана обеспечивать рабочих спецодеждой, а также средствами защиты в соответствии с выполняемой ими работой и согласно действующим нормам.

1.7. Каждый работник обязан соблюдать требования общей и настоящей Инструкции, трудовую и производственную дисциплину, правила технической эксплуатации оборудования, правила внутреннего распорядка, личной гигиены, требования электробезопасности и предупреждать своих товарищей о недопустимости нарушения этих правил и Инструкций.

1.8. Выполнение работ разрешается при включенной и эффективно работающей вентиляции, достаточном освещении рабочих помещений и мест.

1.9. Разрешается обслуживать только тот вид устройств, по которому проведено обучение и инструктаж.

2. Перед началом работы

2.1. Надеть костюм, застегнуть его на все пуговицы, волосы убрать под

 

головной убор.

2.2. Проверить наличие и исправность ручного инструмента, приспособлений и средств индивидуальной защиты: гаечные ключи должны соответствовать размерам гаек и головок болтов, не иметь трещин и выбоин; губки ключей должны быть строго параллельны и не закатаны; раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях (класть подкладки между губками ключей и головкой болта, а также удлинять рукоятки с помощью труб и болтов или других предметов запрещается).

2.3. О замеченных недостатках и неисправностях на рабочем месте немедленно сообщить руководителю работ и до устранения неполадок и разрешения к работе не приступать.

3. Во время работы

3.1. Привести рабочее место в надлежащий порядок. Убрать все мешающие работе посторонние предметы.

3.2. Проверить, есть ли на переносной электролампе защитная сетка, исправны ли шнур и изоляционная резиновая трубка. Напряжение переносных электроламп и ламп освещения в осмотровой яме должно быть не выше 12 В.

3.3. Приготовить подстилку для работы под автомобилем (лежанку или специальную тележку).

3.4. Не допускать к своему рабочему месту посторонних лиц.

3.5. При капитальном, среднем ремонте автомобиля убедиться в том, что бензобаки и бензопроводы освобождены от остатков бензина.

3.6. Сливать масло и воду из агрегатов автомобиля только в специальную тару. Не допускать слив бензина, керосина и других растворителей в канализацию. Случайно пролитое на пол масло или оброненный солидол засыпать опилками или сухим песком и собрать в специальную тару; пол протереть насухо.

3.7. При сварочных работах соблюдать требования "Правил пожарной безопасности при проведении сварочных и других огневых работ".

3.8. Не работать под автомобилем, находящимся на наклонной плоскости. В случае крайней необходимости принять меры, обеспечивающие безопасность работы: поставить автомобиль на тормоз и включить низшую передачу, подложить клинья под колеса, ключ от замка зажигания убрать, а кабину закрыть.

3.9. При снятии и установке агрегатов (задние и передние мосты, рессоры, колеса и т.п.) установить раму автомобиля на специальные металлические козлы, а под колеса автомобиля подложить клинья.

3.10. При работе с домкратом устанавливать его только на твердом грунте. В случае необходимости установить домкрат на нерыхлой или вязкой почве, под домкрат нужно подкладывать специальные доски, обеспечивающие его устойчивое положение.

3.11. Не работать и не находиться под автомобилем, если последний стоит на домкрате без страхующих специальных подставок.

3.12. Залезать под автомобиль и вылезать из-под него только со стороны, противоположной проезду. Работая под автомобилем, размещаться следует между колесами вдоль машины. 3.13. При работе под автомобилем лежа необходимо использовать защитные очки.

3.14. Использованный обтирочный материал собирать в специально установленные металлические ящики с крышками. По окончании работы (ежедневно) обтирочный и промасленный материал удалять из рабочего помещения.

3.15. Не подходить к открытому огню, если руки или спецодежда смочены бензином, не курить и не зажигать спичек (зажигалок).

3.16. Накачку шин сжатым воздухом производить только в специальном ограждении (клети), убедившись в том, что запорное кольцо полностью легло в замковый паз диска.

3.17. Для подъема, снятия, установки и транспортирования тяжелых агрегатов, узлов и деталей автомобиля использовать исправные подъемно -транспортные механизмы и приспособления, обеспечивающие безопасность работ.

3.18. Не работать и не находиться под автомобилем, висящем на тросе грузоподъемного механизма.

3.19. Перед работой по ремонту автомобиля, установленного над осмотровой ямой (канавой), необходимо: проверить правильность установки колес; поставить автомобиль на тормоза и подложить под колеса распорные подкладки; убедиться в наличии свободного доступа в яму, исправности лестницы и напольной решетки.

3.20. Находясь в осмотровой яме (канаве), осмотр и ремонт автомобиля производить в защитных очках.

3.21. При работе с переносной электродрелью, гайковертом, шлифовальной машиной соблюдать требования "Инструкции по безопасности труда для работающих с электроинструментом".

3.22. Заменять рессоры только после их разгрузки и установки козелков под раму автомобиля. Совпадение отверстий ушка рессоры и серьги проверять только с помощью бородки или оправки.

3.23. При разборке и сборке рессор пользоваться слесарными специальными зажимными приспособлениями.

3.24. Работая молотком или кувалдой, принять все меры предосторожности по отношению к себе и находящимся рядом людям.

3.25. При использовании подъемника необходимо соблюдать требования инструкции по его эксплуатации.

3.26. При работе с подъемником необходимо следить за правильной установкой пяток под автомобиль. Выполнение работ под автомобилем допускается только после подъема его на определенную высоту и выключения механизма подъемника.

3.27. Работая у верстака, следить за тем, чтобы поверхность его была гладкой, обитой листовой сталью, не имела заусенцев.

 

обитой листовой сталью, не имела заусенцев.

3.28. При рубке, чеканке и подобных работах надевать защитные очки. Для защиты окружающих от отлетающих частиц металла на верстаке должны быть поставлены предохранительные сетки или щиты высотой не менее 1 м.

3.29. Сметать пыль и стружку с верстака и оборудования щеткой или щеткой - сметкой. Сдувать пыль и стружку сжатым воздухом или убирать стружку рукой запрещается.

3.30. При работе на сверлильном станке соблюдать требования безопасности при выполнении работ на сверлильных станках.

3.31. Работая на наждачном заточном станке, пользоваться защитным экраном или надевать очки. Следить за тем, чтобы зазор между абразивным кругом и подручником был не более 3 мм, а подручник надежно закреплен. Затачиваемую деталь или инструмент плотно прижимать к подручнику и плавно подводить к абразивному кругу.

3.32. Не ремонтировать отдельные части автомобиля, находящиеся в движении, а также не находится под автомобилем при работающем двигателе.

3.33. При работе вблизи крыльчатки вентилятора во избежание несчастного случая снять с него приводной ремень.

3.34. При работе, выполняемой несколькими лицами, им необходимо согласовать свои действия.

3.35. При пуске двигателя(в случае необходимости) при открытом капоте не допускать близко к нему людей.

3.36. При запуске двигателя держать заводную рукоятку так, чтобы все пальцы руки обхватывали эту рукоятку с одной стороны.

3.37. При обкатке двигателя на стенде не производить никаких регулировок и не касаться вращающихся частей двигателя.

3.38. Во избежание создания загазованности воздуха не допускать продолжительной(более 5 мин.) работы двигателя в закрытом невентилируемом помещении.

3.39. При ремонте и обслуживании двигателя, работающего на этилированном бензине, соблюдать "Инструкцию по безопасности труда для работающих с этилированным бензином".

3.40. Не хранить на рабочем месте легковоспламеняющуюся и горючую жидкости в количестве, больше установленной нормы, согласно действующим "Правилам пожарной безопасности".

3.41. Для перегонки автомобиля на стоянку и проверки тормозов на ходу вызывать дежурного или основного водителя.

3.42. Запрещается: подкладывать под раму и колеса случайные предметы (кирпичи, обрезки дерева и пр.); применять для страховки поднятого кузова ломы, доски и другие случайные предметы.

4. В аварийных ситуациях

4.1. При возникновении возгорания немедленно сообщить администрации о пожаре и всем работающим в помещении приступить к тушению очага возгорания имеющимися средствами пожаротушения.

4.2. При несчастном случае необходимо, в первую очередь, освободить пострадавшего от травмирующего фактора. При освобождении пострадавшего от действия электрического тока следите за тем, чтобы самому не оказаться в контакте с токоведущей частью и под напряжением тока.

4.3. Пострадавшему необходимо оказать первую медицинскую помощь и сообщить администрации о происшедшем случае.

5. По окончании работы

5.1. Привести в порядок рабочее место, сделать запись в журнале о техническом состоянии оборудования.

5.2. О замеченных неисправностях в оборудовании сообщить руководителю работ.

5.3. Снять спецодежду, убрать ее в отведенное для этого место (шкаф).

5.4. Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом.

5.5. По окончании работ находиться в рабочем помещении не разрешается. Требования, предъявляемые к технике безопасности при техническом обслуживании и ремонте подвижного состава, определены, межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном транспорте. Правила распространяются на работников автотранспортных организаций, автотранспортных цехов, участков иных организаций, предоставляющих услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств (станции технического обслуживания, авторемонтные и шиноремонтные организации, гаражи, стоянки и т.п.), а также на предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров. На основании этих Правил работодатель разрабатывает инструкции по охране труда для работников соответствующих профессий.

Общие требования охраны труда при выполнении работ, связанных с ТО и ремонтом автомобилей гласят:

Все операции по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния АТС должны выполняться с соблюдением настоящих Правил.

Техническое обслуживание, ремонт и проверка технического состояния АТС производится в специально отведенных местах (постах), оснащенных необходимыми оборудованием, устройствами, приборами, приспособлениями и инвентарем.

АТС, направляемые на посты технического обслуживания, ремонта и проверки технического состояния, должны быть вымыты, очищены от грязи и снега. Постановка АТС на посты осуществляется под руководством ответственного работника (мастера, начальника участка, контролера технического состояния АТС и т.п.).

Въезд АТС в производственное помещение станций и пунктов государственного технического осмотра (СГТО, ПГТО) и их постановку на рабочие посты проверки должны осуществлять контролеры технического состояния АТС, которые должны иметь удостоверения водителя АТС соответствующей категории.

После постановки АТС на пост необходимо затормозить его стояночным тормозом, выключить зажигание (перекрыть подачу топлива в автомобиле с дизельным двигателем), установить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение, под колеса подложить не менее двух специальных упоров (башмаков). На рулевое колесо должна быть повешена табличка с надписью "Двигатель не пускать - работают люди!". На АТС, имеющих дублирующее устройство для пуска двигателя, аналогичная табличка должна вывешиваться и у этого устройства.

Присутствие людей в полосе движения АТС при въезде, выезде или маневрировании в производственном помещении запрещается.

При обслуживании АТС на подъемнике (гидравлическом, электромеханическом) на пульте управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью "Не трогать - под автомобилем работают люди!".

В рабочем (поднятом) положении плунжер гидравлического подъемника должен надежно фиксироваться упором (штангой), гарантирующим невозможность самопроизвольного опускания подъемника.

В помещениях технического обслуживания с поточным движением АТС обязательно устройство сигнализации (световой, звуковой или др.), своевременно предупреждающей работающих на линии обслуживания (в осмотровых канавах, на эстакадах и т.д.), о моменте начала перемещения АТС с поста на пост.

Включение конвейера для перемещения АТС с поста на пост разрешается только после включения сигнала (звукового, светового) диспетчером или специально выделенным работником, назначаемым приказом по организации. Посты должны быть оборудованы устройствами для аварийной остановки конвейера.

Пуск двигателя АТС на постах технического обслуживания или ремонта разрешается осуществлять только водителю-перегонщику, бригадиру слесарей или слесарю, назначаемым приказом по организации и прошедшим инструктаж при наличии у них удостоверения водителя АТС.

Перед проведением работ, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания (перекрытие подачи топлива для дизельных автомобилей), нейтральное положение рычага переключения передач (контроллера), освободить рычаг стояночного тормоза.

После выполнения необходимых работ АТС следует затормозить стояночным тормозом.

 

Работники, производящие обслуживание и ремонт АТС, должны обеспечиваться соответствующими исправными инструментами, приспособлениями, а также средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

При необходимости выполнения работ под АТС, находящимся вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады, работники должны обеспечиваться лежаками.

При вывешивании части автомобиля, прицепа, полуприцепа подъемными механизмами (домкратами, талями и т.п.), кроме стационарных, необходимо вначале подставить под неподнимаемые колеса специальные упоры (башмаки), затем вывесить АТС, подставить под вывешенную часть козелки и опустить на них АТС.

Ремонт, замена подъемного механизма кузова автомобиля-самосвала, самосвального прицепа или долив в него масла должны производиться после установки под поднятый кузов специального дополнительного упора, исключающего возможность падения или самопроизвольного опускания кузова.

При ремонте и обслуживании верхней части автобусов и грузовых автомобилей работники должны быть обеспечены подмостями или лестницами-стремянками. Применять приставные лестницы не разрешается.

Убирать рабочее место от пыли, опилок, стружки, мелких металлических обрезков разрешается только с помощью щетки.

При работе на поворотном стенде (опрокидывателе) необходимо предварительно надежно укрепить на нем АТС, слить топливо из топливных баков и жидкость из системы охлаждения и других систем, плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею. При снятии и установке деталей, узлов и агрегатов массой 30 кг мужчинами и 10 кг женщинами (до двух раз в час) и 15 кг мужчинами и 7 кг женщинами (более двух раз в час) необходимо пользоваться подъемно-транспортными механизмами.

При снятии и установке агрегатов и узлов, которые после отсоединения от АТС могут оказаться в подвешенном состоянии, нужно применять страхующие (фиксирующие) устройства и приспособления (тележки-подъемники, подставки, канатные петли, крюки и т.п.), исключающие

 

самопроизвольное смещение или падение снимаемых и устанавливаемых агрегатов и узлов.

 
 


Не допускается:

работать лежа на полу (земле) без лежака;

выполнять какие-либо работы на автомобиле (прицепе, полуприцепе), вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т.п.), кроме стационарных; выполнять какие-либо работы без подкладывания козелков (упора или штанги под плунжер) под вывешенный АТС (автомобиль, прицеп, полуприцеп) на передвижные (в том числе канавные) подъемники и подъемники, не снабженные двумя независимыми приспособлениями, одно из которых - страховочное, препятствующие самопроизвольному опусканию их рабочих органов в соответствии с требованиями государственного стандарта; оставлять АТС после окончания работ, вывешенными на подъемниках; подкладывать под вывешенный автомобиль (прицеп, полуприцеп) вместо козелков диски колес, кирпичи и другие случайные предметы; снимать и ставить рессоры на автомобили (прицепы, полуприцепы) всех конструкций и типов без предварительной разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузова с установкой козелков под него или раму АТС; проводить техническое обслуживание и ремонт АТС при работающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя; поднимать (вывешивать) АТС за буксирные приспособления (крюки) путем захвата за них тросами, цепями или крюком подъемного механизма; поднимать (даже кратковременно) грузы, масса которых превышает указанную на табличке подъемного механизма; снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их стальными канатами или цепями при отсутствии специальных устройств; поднимать груз при косом натяжении тросов или цепей; работать на неисправном оборудовании, а также с неисправными инструментами и приспособлениями; оставлять инструменты и детали на краях осмотровой канавы; работать с поврежденными или неправильно установленными упорами; пускать двигатель и перемещать АТС при поднятом кузове; производить ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без предварительного его освобождения от груза и установки дополнительного упора;проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки; сдувать пыль, опилки, стружку, мелкие обрезки сжатым воздухом.

Перед снятием узлов и агрегатов систем питания, охлаждения и смазки АТС, когда возможно вытекание жидкости, необходимо предварительно слить из них топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их проливания.

 

 

Автомобили-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся, взрывоопасных, токсичных и т.п. грузов, а также резервуары для их хранения перед ремонтом необходимо полностью очистить от остатков вышеуказанных продуктов.

Работник, производящий очистку или ремонт внутри цистерны или резервуара (емкости) из-под этилированного бензина, легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей, должен быть обеспечен спецодеждой, шланговым противогазом, спасательным поясом со страховочным тросом; вне емкости должны находиться два специально проинструктированных помощника.

Шланг противогаза должен быть выведен наружу через люк (лаз) и закреплен с наветренной стороны.

К поясу работника внутри емкости прикрепляется страховочный трос, свободный конец которого должен быть выведен через люк (лаз) наружу и надежно закреплен. Помощники, находящиеся наверху, должны наблюдать за работником, держать страховочный трос, страхуя работающего в емкости.

Ремонтировать топливные баки, заправочные колонки, резервуары, насосы, коммуникации и тару из-под легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей можно только после полного удаления их остатков и обезвреживания.

Работы по техническому обслуживанию и ремонту холодильных установок автомобилей-рефрижераторов должны выполняться в соответствии с инструкциями завода-изготовителя.

Для перегона АТС на посты проверки технического состояния, обслуживания и ремонта, включая посты проверки тормозов, должен быть выделен специальный водитель (перегонщик) или другой работник, назначаемый приказом по организации.

В зоне технического обслуживания и ремонта АТС не допускается:

протирать АТС и мыть их агрегаты легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, растворителями и т.п.); хранить легковоспламеняющиеся жидкости и горючие материалы, кислоты, краски, карбид кальция и т.д. в количествах, превышающих сменную потребность; заправлять АТС топливом; хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными; загромождать проходы между осмотровыми канавами, стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами и т.п.;

хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов.

Разлитое масло или топливо необходимо немедленно удалять с помощью песка или опилок, которые после использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне помещения.

Использованные обтирочные материалы (промасленные концы, ветошь и т.п.) должны немедленно убираться в металлические ящики с плотными крышками, а по окончании рабочего дня удаляться из производственных помещений в специально отведенные места.

4-1 ПОНЯТИЕ ОХРАНЫ ТРУДА.

1. Понятие, значение и содержание охраны труда

Охрана труда в широком смысле слова - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Охрана труда как институт трудового права - это совокупность норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников. Как правовой институт охрана труда включает в себя нормы, устанавливающие права и обязанности работников и работодателей по вопросам безопасности и гигиены труда, а также конкретизирующие их с помощью правил и инструкций по охране труда; специальные нормы о компенсациях для лиц, работающих в тяжелых, вредных или опасных условиях; нормы об охране труда женщин, несовершеннолетних работников, лиц с пониженной трудоспособностью; нормы, регулирующие организацию работы по охране труда; правила расследования и учета несчастных случаев на производстве.

Охрана труда имеет социальное, экономическое и правовое значения. Социальное значение охраны труда состоит в том, что охрана труда способствует укреплению (сохранению) здоровья работников от вредных и опасных производственных факторов. Экономическое значение охраны труда реализуется в росте производительности труда, подъеме экономики, увеличении производства. Правовое значение охраны труда состоит в правовом регулировании работы по способностям с учетом тяжестей условий труда, физиологических особенностей женского организма, организма подростков и трудоспособности инвалидов. Кроме того, вопросы охраны труда являются объектом организационно-управленческих отношений трудового коллектива (соответствующего профсоюзного органа) с работодателем, а также социально-партнерских отношений на федеральном, отраслевом, региональном уровнях.

В правовом регулировании охраны труда широко сочетаются централизованные нормы трудового законодательства, которые устанавливают минимум правовых мер по охране труда, с договорным методом, повышающим, конкретизирующим этот минимум на основании соглашений, коллективных договоров, а также трудовых договоров.

Статья 37 Конституции РФ декларирует, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Основными нормативными актами об охране труда являются: Основы законодательства об охране здоровья граждан, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации", иные нормативные правовые акты, принятые Президентом РФ, Правительством РФ, Министерством труда и социального развития РФ, специализированными федеральными инспекциями по надзору за охраной труда (Госкомсанэпиднадзором, Госгортехнадзором и др.). В настоящее время действуют единые отраслевые и межотраслевые правила по технике безопасности и производственной гигиене труда, многие из которых в целях унификации требований по охране труда взяты в стандарты, и разработана федеральная и отраслевая система стандартов безопасности труда.

Каждый работник имеет право на охрану труда, которое является основным правом, закрепленным в ст. 37 Конституции РФ и ст. 21 и 219 ТК РФ. Право на охрану труда работник реализует в процессе трудовой деятельности.

Содержание права на охрану труда включает право работника на: рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда; обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты за счет средств работодателя; обучение безопасным методам труда за счет средств работодателя; профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда; обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления, к работодателю, в профсоюзы по вопросам охраны труда;

личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания; внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра (обследования); компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если работник занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Статья 220 Трудового кодекса РФ закрепляет гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

4-2 ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ, правовые и нормативные документы, содержащие требования охраны труда и промышленной безопасности

Государственные нормативные требования охраны труда – это правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, содержащиеся в Федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, а также законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ (ст. 211 ТК РФ).

Требования промышленной безопасности – это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в ФЗ № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», других правовых актах РФ, а также в нормативных правовых актах (государственные стандарты, ПБ, инструкции), применяемых в установленном порядке (ст. 3 ФЗ № 116).

Кроме законодательных актов (Федеральных законов, Кодексов РФ, законов субъектов РФ), действует многочисленная и многообразная по содержанию группа правовых и нормативных документов (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, нормативно-методические документы), содержащая требования охраны труда и промышленной безопасности. В настоящее время по оценкам Всероссийского центра охраны труда (ВЦОТ) действует около 3 тысяч нормативных правовых актов по безопасности и охране труда.

 

Локальные нормативные акты, включающие требования охраны труда

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.