Сделай Сам Свою Работу на 5

Экологизация городского (муниципального) хозяйства





Городской образ жизни в развитых странах характерен не только для городов, но и для сельской местности. Экологические проблемы в населен­ных местах чрезвычайно разнообразны, и их можно объединить в две группы — архитектурно-планировочную и собственно муниципального хозяйства. С 1980 г. в ВИНИТИ ГК.НТ и АН СССР выходит реферативный журнал «Охрана и улучшение городской среды». За 10 лет он опубликовал более 40 ООО рефератов статей, посвященных рассматриваемой проблеме. В этот период я был его редактором. Обращу внимание на некоторые вопросы.

Архитектура и городская планировка крайне консервативны. Экологи­зации они поддаются с чрезвычайно большим трудом. Вопреки желанию более 80 % людей, города строят из многоэтажных жилых зданий почти без учета климатических факторов, шумовой нагрузки улиц, вообще особенностей среды жизни и психологии человека. Так называемая свобод­ная застройка, как было выяснено еще в 50-е гг. приводит к заболеваниям, названным англичанами «грустью новых городов». К тому же смертность среди детей, матери которых прожили в городе менее 3 лет, наивысшая. В ряде стран разработаны проекты «городов-садов» и «экополисов» с соотношением полезной площади многоэтажной и усадебной застройки 3:7 (многоэтажные гостиницы, офисы и часть жилых домов, главным образом типа общежитий для молодежи и престарелых) и сохранением не менее 50 % площади, не покрытой домами и дорогами. Гаражи для автомобилей в домах или многоэтажные. Часть улиц не имеет сквозного проезда, что снижает шум. Здания защищены шумовыми экранами и отнесены в глубь квартала, но сгруппированы в психологически приемле­мые комплексы. При отсутствии достаточно развитой автомобилизации объекты сферы услуг («лавочка за углом») находятся в зоне оптимальной пешеходной доступности. При высокой автомобилизации они вынесены главным образом за город в торговые агломерации. В населенном месте оставлено лишь самое необходимое.



В последние годы большое внимание уделяется внутриквартирной среде, чистоте воздуха, размерности комнат, квартир. Выяснено, что кухни, особенно с газовым отоплением, сильно загрязнены. Употребление асбеста в домостроении признано недопустимым. Выявлена повышенная концентрация радона на первых этажах и в домах из легких бетонов. Рекомендована лучшая вентиляция таких помещений — поток воздуха со скоростью 0,1 м/сек. Большая часть жилого фонда проверена на радио­активность (в СССР такая работа только была начата), загрязнение формальдегидом, веществами SOx и NOx, СО.



Для ориентировки приведем радиевый эквивалент для основных строи­тельных материалов (пКи/г), полученный при исследовании образцов из разных регионов страны1: строительный камень 0,9—15,9; бетон 0,5—10,1; глина 1,4—6,7; кирпич глиняный (красный) 2,2—7,0; отходы промышлен­ности и изделия на их основе 0,9—11,6 (по данным, полученным в Польше, шлак, пепел и фосфогипс — до 60 пКи/г); цемент 0,8—4,3; щебень извест­няковый 0,1—3,2, известь 0,1—2,6; песок 0,2—5,6; кирпич силикатный 0,3—2,8. Это данные по концентрации 40К, 226Ra, и 23 Th. Исследовано более 2500 образцов строительных материалов.

В качестве примера, вероятно, близкого к среднему, приведем структу­ру жилых помещений в Польше. На одну квартиру там приходится в среднем 3,45 помещения (3,46 в городах, 3,44—в сельской местности). Средняя площадь одного помещения 16,4 м2 (в деревне на 3,0 м2 больше, чем в городе). Средняя площадь квартиры 56,7 м2 (в сельской местности на 10,1 м2 больше, чем в городе). Среднее число жильцов на 1 помещение 1,07 (1,00 в городе и 1,15 в сельской местности). Средняя площадь на 1 жителя 15,2 м2 (14,9 м2 в городе и 15,6 м2 в деревне). Квартиры как пра­вило на 1 семью: число домашних хозяйств на 100 квартир 105 (107 в горо­де и 103 в сельской местности). В США показатели намного выше (среднее жилье более 100 м2), в Японии — ниже (средний размер жилья око­ло 40 м2).



С размером жилья и его благоустройством связан так называемый жилищный стресс: физиологическая реакция организма, связанная с разницей между качеством жилища, доступного семье, исходя из ее дохо­дов, социального статуса, предложения жилья и другими ограничениями с одной стороны, и качеством имеющегося в настоящее время у семьи жилища с другой. Иными словами, это стресс, связанный с возможностью реализации потребности в жилье и фактической ее реализацией. В разви­тых странах этот стресс снимается частыми переездами (в США '/5 населе­ния в год) с улучшением жилья, городского района или населенного места. При этом имеется тенденция к переселению из крупных городов в пригороды и из промышленных городов в университетские, вообще малые. В связи с существующими на территории бывшего СССР социально- экономическими и административными ограничениями жилищный стресс у нашего населения очень силен, и никто не пытается его уменьшить.

Один из образцов города-сада — Милтон-Кейнс на полпути между Лондоном и Бирмингемом — выглядит следующим образом. Число жите­лей—150 тыс. Распределение городских площадей: 53% — жилая за­стройка (явно излишне густая), 13%—зеленые насаждения и места отдыха; 11,3%—транспортные пути, 9% — промышленные и другие предприятия, 3 % — деловой и торговый центр, 4 % — школы и колледжи и 6,7 % — в резерве. В городе 500 промышленных предприятий (электро­ника, производство ЭВМ, машиностроение, фармацевтика, производство пластмасс, полиграфия, пищевкусовая и др. промышленность). Торговый центр из 140 магазинов под одной крышей —125 000 м2, 5 районных торго­вых центров и 57 субцентров с товарами повседневного спроса. На микро­район с 2—5 тыс. жителей детские сады, школы разных уровней. В городе 4 колледжа, университет. Средняя плотность застройки —20 жилых единиц на 1 га (т. е. 5 соток на домостроение; считается желательным иметь 4 сотки городской площади на человека; в Милтон-Кейнсе площадь города 8,88 тыс. га, следовательно, по 5,2 сотки на 1 человека).

Любопытно сравнение с Москвой. Внутри Садового кольца проживает около 300 тыс. человек, плотность населения тут 16 тыс. чел. на 1 км2 или 160 чел. на 1 га (0,6 сотки на 1 человека). В зоне между Садовым кольцом и Окружной железной дорогой проживает порядка 2,1 млн человек (12,5 тыс. чел. на 1 км2, 125 чел/га, 0,8 сотки на 1 человека). Между Окружной железной дорогой и Московской кольцевой автомобильной дорогой живет около 5,5—6,2 млн человек (8—9 тыс. чел. на 1 км2, 80— 90 чел/га, около 1,1 —1,2 сотки на 1 человека). В Токио плотность населе­ния 14 тыс. человек на 1 км2, в г. Осака—12 тыс., в трущобах Дакки (Бангладеш) 5 тыс., в Париже местами до 25 тыс, в метрополитенском ареале Неаполя 2030 с максимумом в Портичи—20 тыс. чел/км2. Плот­ность населения Москвы сопоставима с его плотностью в Токио и Осака и в 3—4 раза выше рекомендуемой.

В гражданском строительстве особое внимание обращают на энерге­тические параметры теплотрасс, зданий, особенно их несущих стен и окон. В некоторых случаях применяют специальное и тройное остекление. В последние годы делается попытка использовать солнечный подогрев и кондиционирование воздуха. Используют термальные воды (в особенно­сти в Исландии и Франции), в самое последнее время — тепловые насосы (даже в Скандинавии с ее сравнительно суровым климатом). У нас в Москве бесполезно теряется около 60 % энергии, идущей на коммуналь­ный сектор.

Многое за рубежом делается для сохранения привлекательного вида строений. Современные отделочные материалы практически «вечны». К тому же существует проверенная политика, стимулирующая или даже принуждающая хозяев заботиться о внешнем виде зданий, их благо­устройстве, энергетической оптимизации. Газоны вокруг домов содержат­ся в образцовом порядке. Даже несвоевременное их кошение облагается штрафом.

Чистота улиц в большинстве городов поддерживается путем механизи­рованной уборки, раздельного сбора мусора (как правило, бумаги, стекла и металла) и, местами, чрезвычайно строгими правилами поведения (штрафы очень высоки и неминуемы). В сверхкрупных городах тем не менее чистоту поддержать удается не всегда (Нью-Йорк, Токио и др.). Проблема мусороудаления очень сложна, ее решение дорого и пока, как правило, убыточно для муниципалитетов. Очень остра'ситуация с утили­зацией мусора и его захоронением. Полигоны для свалок стали дефици­том. Сжигание мусора дает вредные выбросы в атмосферу. Перерабо­танный в компост, он, как правило, содержит вредные вещества и неприго­ден для использования в сельском хозяйстве. Для лесного хозяйства и городского озеленения этот компост дорог. В последнее время делается ставка на плазменное сжигание мусора, но этот процесс очень энерго­емкий и пока низкорентабелен.

Весьма сложны проблемы водоснабжения и переработки сточных вод. Как правило, работают две системы водоснабжения — питьевая и про­мышленная, есть тенденция создания раздельной системы обработки сточных вод — муниципальных и промышленных. Иногда выделяют еще обработку сточных вод лечебных учреждений. Для очистки вод создают сложные автоматизированные системы, но нельзя сказать, чтобы вопрос был окончательно решен. Даже новейшие системы очистки далеки от совершенства.

Питьевое водоснабжение затрудняется тем, что используемые воды, даже подземные, загрязнены тяжелыми металлами, нитратами, пестици­дами, органикой. Предпочтение отдается природно чистой воде. Создают­ся крупные предприятия по очистке вод, иногда их взаимосвязанные системы. Вода подвергается многократной очистке и обработке, постепен­но от хлорирования переходят к озонированию и другим новым способам обезвреживания, однако муниципальная водоподготовка еще далека от совершенства. Нередко ее заменяют продажей чистой питьевой воды в бутылках.

Столь же далека от решения проблема городского транспорта. О ней уже говорилось в предыдущем разделе. Для городов важны проблемы часов пик, уличных пробок, транспортного загрязнения, в том числе шумового и светового. Общественный транспорт везде дорог и часто убыточен. Попытки сделать его бесплатным для привлекательности и отказа от личных автомобилей внутри города привели к взрыву ванда­лизма: бесплатное — «ничье».

В странах с теплым климатом перспективен велосипед. Например, в Японии и особенно в Китае он берет на себя заметную долю перевозок (В Китае всюду есть специальные дорожки или полосы для велосипед­ного движения, в Японии используют для этого тротуары). В Германии велосипедные дорожки составляют 10 % от общего количества автодорог. Однако в крупных городах с населением свыше 300 тыс. человек велоси­педные поездки не превышают 5 % от общего числа ежедневных перемеще­ний всеми видами транспорта, в более мелких городах—10 %. С учетом нашей зимы велосипед может взять на себя не более 2 % работы индиви­дуального транспорта.

Световое загрязнение наносит ущерб природной среде, особенно вредит миру птиц. Вообще биологическое состояние городов плачевно. Они переполнены крысами, тараканами, комарами, местами голубями (переносят орнитоз, загаживают стены, памятники и т.п.), воронами, бродячими собаками и кошками. Пока удается избегать массовых заболе­ваний человека, но благополучие едва ли устойчиво.

Во многих городах мира в бедственном положении находятся объекты озеленения — сады, парки, скверы. У нас в стране катастрофично состоя­ние зеленых зон. Например, в Москве зеленая зона даже ближайшего Подмосковья энергично застраивается многоэтажными домами. Вполне может возникнуть феномен Мехико — города с ужасными экологически­ми условиями. Сейчас стандартный показатель соотношения площади города с территорией окружающих город лесов и парков следующий (в скобках численность населения города): Нью-Йорк (7,1) —1:15; Лон­дон (7,3) —1:3,6; Санкт-Петербург (4,3) —1:2,3; Москва (9,0) —1:1,6. Совершенно очевидно, что в зеленой зоне Москвы (как и других городов) можно строить только дома усадебного типа. Если учесть, что большинство подмосковных полей и огородов дает продукцию, недопустимо заражен­ную ядами и, объективно говоря, непригодную для употребления, целе­сообразно после исследования вопроса перевести большую часть неблаго­получных пригородных сельхозземель в земли населенных мест и застроить домами усадебного типа с облесением, но без огородных приусадебных участков (как в США). При должной планировке это бы решило проблему жилья без возведения многоэтажных зданий. Можно было бы привлечь силы и средства многих людей, желающих жить не в «квартирятниках», а в домах. К тому же произошла бы и социальная реабилитация населения — в поселках сельского типа намного ниже преступность и другие социальные отклонения.

Здоровье горожан в развитых странах, как правило, слабее, чем сель­ских жителей, вероятная продолжительность жизни ниже. В бывшем СССР, как и в других слаборазвитых странах, наоборот, заболеваемость в городах несколько ниже, а продолжительность жизни в среднем выше. Связано это с крайней антисанитарией в сельских районах, плохим меди­цинским обслуживанием, алкоголизмом, отравлением пестицидами и отрицательным отбором в сельской среде — значительная часть здоровых селян была уничтожена во времена репрессий или ушла в города.

В некоторых странах (Япония, США) делают специальные усилия для оздоровления городского населения, особенно детского. Забота распространяется (как в Японии) даже на пренатальный (до рождения) период — беременных женщин нередко забирают в лечебные учреждения на 7-м месяце беременности. Эти усилия привели к очень высокой вероят­ной продолжительности жизни (80 и более лет) и минимальной детской смертности (5 на 1000 родившихся). Бывший СССР в этом отношении к концу 80-х гг. стоял на 57 месте среди 64 наиболее развитых стран мира (22,7 умерших детей до 1 года на 1000 родившихся).

В развитых странах очень высока адаптация людей и населенных мест к стихийным бедствиям. Антисейсмичные здания, хорошая органи­зация гражданской обороны, продуманные нормативы, которые все время ужесточаются и пунктуально соблюдаются. Всего этого, как показывает практика, нет в нашей стране. Более того, в Армении «было дано указание» не показывать на картах сейсмичность выше 7 баллов по 12-балльной шкале Медведева при реальной опасности 10-балльных землетрясений. Гражданская оборона у нас — часто синекура для отставников, обычно ничего не смыслящих в этом деле, нередко просто малограмотных.

В целом во всем мире делают значительные усилия по экологизации городского хозяйства. Вредные предприятия, как правило, оснащают очистными установками, морально устаревшие выводят за пределы горо­дов или от них «уходят» населенные места. Многие вопросы еще очень далеки от решения, но попытки их решить множатся. К сожалению, в нашей стране они очень слабы, нескоординированы, планировщики и градостроители безграмотны в области экологии и некому их научить. В архитектурных вузах экология практически как предмет отсутствует. В результате в Европе наши жилые здания самые высокие, имеют наи­более капитальную, но расточительную конструкцию, а квартиры — наименьшие по площади и к тому же наименее удобные.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.