Сделай Сам Свою Работу на 5

Анализ развития розничного банковского бизнеса в Республике Беларусь





Розничные банковские услуги в последние годы в Беларуси развивались достаточно активно. Стабильность экономики и белорусского рубля вызывали у населения спрос на такие банковские услуги, как депозиты и кредиты. Граждане, у которых на руках оставались свободные денежные средства, вкладывали их в депозиты с целью сохранения и получения прибыли. У населения появилась возможность пользоваться дорогостоящими благами при помощи получения кредитов на различные цели.

В настоящее время банки Беларуси предлагают следующие кредитные продукты:

- потребительские кредиты (автокредиты; кредиты с использованием банковских пластиковых карточек; экспресс – кредиты, в том числе на покупку товаров непосредственно в магазинах;

- кредиты на приобретение (реконструкцию) недвижимости,

- овердрафтное кредитование с использованием банковских пластиковых карточек.

Потребительские кредиты.

В последние десять лет в Беларуси очень активно развивался такой сегмент кредитного рынка, как потребительской кредитование населения, наиболее востребованный и распространенный вид кредитования со стороны населения. К настоящему времени развитие банковского потребительского кредитования в Беларуси прошло несколько этапов (стадий), которые можно проследить по динамике количественных параметров.



Первый этап (2002- 2004 гг.) характеризовался интенсивным ростом количественных показателей потребительского кредитования (среднегодовые темпы роста задолженности населения по потребительским кредитам измерялись несколькими сотнями процентов), созданием локальных правовых актов, регулирующих потребительское кредитование в банках, постепенным структурированием банковского потребительского кредитования (формирование подвидов потребительских кредитов).

На втором этапе (2005 – 2007 гг.) произошло первичное насыщение рынка банковского потребительского кредитования данного рода услугами, что проявилось в постепенном снижении темпов роста задолженности населения перед банками. Рынок банковского кредитования в указанный период приобрел структуру, которая в последующем не претерпела существенных изменений с точки зрения продуктового «ряда». Около 95% задолженности по потребительским кредитам представляли собой долгосрочные кредиты (по срокам погашения от одного года и более), выданные банками физическим лицам на приобретение товаров длительного пользования. Наибольшим спросом пользовались кредиты, предоставляемые на приобретение автомобилей, бытовой и компьютерной техники, мобильных телефонов, отдых и туризм, медицинские услуги, обучение и другие потребительские нужды. Хорошо структурированный и безопасный рынок потребительского кредитования в Беларуси привлек внимание иностранных инвесторов, которые с конца 2007 г. начали создавать в стране новые банки или покупать контрольные акций в уже действующих банках.



Активация проникновения иностранного капитала в белорусский банковский сектор стала началом третьего этапа (2007 – 2008 гг.). Данный этап характеризовался нарастанием межбанковской конкурентной борьбы и формированием сетей центров банковских услуг (ЦБУ), охвативших все регионы Беларуси. Как следствие, предложение банками услуг по потребительскому кредитованию нарастало, что сказалось на динамике роста задолженности по этим кредитам. К 1 ноября 2008 г. кредитованием населения на потребительские цели занимались 27 из 29 банков страны, функционировавших в нормальном режиме. Наиболее крупными игроками на этом рынке на протяжении многих лет являются два системообразующих банка: ОАО «АСБ Беларусбанк» (31% задолженности) и ОАО «Приорбанк» (18% задолженности). Ведущие позиции указанных банков объясняются значительной ресурсной базой, разветвленной сетью отделений и филиалов, традиционной ориентацией на работу с физическими лицами.



В последние месяцы 2008 г. под воздействием глобального финансового кризиса экономические условия в Беларуси для развития потребительского кредитования ухудшились. Это привело к временному сжатию объемов рынка рассматриваемых услуг и его последующей структурной трансформации.

Четвертый этап (ноябрь 2008 г. – октябрь 2009 г.) характеризуется корректировкой рынка банковского потребительского кредитования под влиянием дефицита ликвидности и переоценки валютного и кредитного рисков.

Со стороны физических лиц сформировалось неприятие валютного риска по кредитным операциям. Это обусловилось тем, что проведенная в Республике Беларусь девальвация белорусского рубля реализовала валютные риски по ранее принятым обязательствам физическими лицами перед банками по кредитам в иностранной валюте. В результате рублевая доходность валютных кредитов (процентная ставка в иностранной валюте, скорректированная на темпы девальвации) весной 2009 г. поднялась до уровня 45-50% годовых. В сравнении с докризисным периодом (например, сентябрь 2008 г.) обслуживание валютных кредитов для физических лиц подорожало в 4-5раз. Процентная ставка по потребительским кредитам в белорусских рублях, несмотря на дефицит у банков ресурсов в рублях, показала слабую динамику. Оценивая реакцию населения на удорожание валютных кредитов, следует учитывать, что к началу девальвационного процесса национальной валюты физические лица накопили перед банками существенный объем задолженности по потребительским кредитам в иностранной валюте. На 1 октября 2008 года он был равен 2,14 трлн. бел. руб., что составляло 40,2% от всей задолженности населения по потребительским кредитам банков.

Для динамики потребительского кредитования существенную роль сыграло и расширение льготного кредитования населения на цели жилищного строительства, что в условиях ограниченных возможностей по формированию ресурсной базы привело к сужению границ потребительского кредитования, например, в ОАО «АСБ Беларусбанк». За первые десять месяцев 2009 г. этот банк выдал льготных кредитов на строительство жилья в 1,94 раза больше, чем в аналогичный период 2008 г. Такой рост льготного жилищного кредитования, при общей тенденции сокращения на 36,1% выдачи банками кредитов физическим лицам, связан с государственной политикой стимулирования экономического роста через развитие строительной отрасли Беларуси.

Среди важных реализованных направлений развития потребительского кредитования в 2009 -2011гг. – развитие конкуренции банков в области процентной политики, которая ведет к сокращению стоимости потребительского кредитования. В Беларуси были приняты меры по предотвращению недобросовестной ценовой конкуренции банков в сфере потребительского кредитования. Национальный банк ввел в банковскую статистику понятие «полной процентной ставки», отражающей помимо выплачиваемых клиентом процентов и комиссионные сборы. Кроме того, был рекомендован состав комиссионных сборов и иных платежей по кредитам.

2011 г. также характеризовался наличием кризисных явлений, что оказывало влияние на банковский сектор.

В среднем на 1 жителя республики на 1 апреля 2011 г. приходилось 2623,4 тыс.руб. кредитной задолженности, или 861,5 доллара США в эквиваленте, тогда как на 1 января 2011 г. – 2392,9 тыс. руб. или 797,6 доллара США. Следует отметить, что рост кредитной задолженности происходил в основном за счет кредитования населения на финансирование недвижимости. Удельный вес льготных кредитов на строительство и приобретение жилья составил 81,9 процента.

Ведущим банком по объемам выдаваемых кредитов физическим лицам, по-прежнему остается ОАО «АСБ Беларусбанк», доля которого составляет 69 процентов. Лидирующая позиция банка объясняется льготным кредитованием населения на строительство жилья.

Размещение средств в депозиты.

В последние годы наиболее востребованным со стороны населения видом услуг является размещение средств в депозиты. На конец 2013 года банковский сектор Республики Беларусь включал 31 действующий банк. Лицензию на право привлечения вкладов физических лиц имеют 24 банка. В целях поддержания ресурсной базы на необходимом уровне белорусские банки проводили гибкую депозитную политику. С учетом интересов клиентов ими предлагается достаточно широкий спектр новых видов вкладов на различных условиях (возможность досрочного снятия без потери процентов, пополнение вклада, дополнительных доход по достижении оговоренного срока и т.п.). В результате наблюдался рост общего объема привлеченных средств физических лиц. Начиная с 2004 г. в структуре привлеченных средств произошли кардинальные изменения в сторону увеличения доли рублевой составляющей. Если на 01.01.2004 г. в общем объеме привлеченных средств населения преобладали депозиты в иностранной валюте, то в последующем в результате проводимой Национальным Банком процентной политики, направленной на поддержание на более высоком уровне ставок по операциям в национальной валюте по сравнению с операциями в иностранной валюте, создание оптимальных условий для сбережений в национальной валюте, темпы роста депозитов в белорусских рублях стали значительно выше темпов роста депозитов в иностранной валюте. В свою очередь это повлияло на увеличение удельного веса депозитов в белорусских рублях.

По состоянию на начало 2013г. в структуре депозитов физических лиц лидирующие позиции принадлежат шестерке системообразующих банков. Лидером на данном сегменте розничного рынка остается Беларусбанк, в котором хранится более половины депозитов физических лиц – 53,6%. Еще 36,5% приходятся на следующую за Беларусбанком пятерку системообразующих банков: ОАО «Белагропромбанк» - 11,6%, ОАО «БПС-банк» - 9,7%, ОАО «Беливестбанк» - 6,7%, ОАО «Приорбанк» - 6,4%, ОАО «Белвнешэкономбанк» - 2,1%. Следующие пять позиций занимают дочерние структуры российских банков – Белгазпромбанк, Банк ВТБ (Беларусь), Банк москва-Минск, Белросбанк и Альфа – Банк. На их долю приходится примерно 6,2 привлеченных средств населения.

В территориальном разрезе объем депозитов населения распределен в зависимости от количества населения, проживающего в регионе, уровне его доходов, концентрации отраслевых предприятий с наиболее высоким уровнем заработной платы и других факторов.

Основная часть привлеченных средств населения сконцентрирована традиционно в столичном регионе. На долю Минска и Минской области приходится 53,4 процента от общего объема депозитов физических лиц; на долю Брестской - 10,1 %, Витебской – 9,9%, Гомельской – 10,8%, Гродненской – 8,3%. На долю Могилевской области приходится наименьший удельный вес общего объема депозитов населения – 7,4% (по состоянию на конец 2012 г.).

Следует отметить, что банки достаточно быстро и гибко реагируют на изменения на рынке депозитов. В настоящее время банки внедряют новые виды вкладов (депозитов) на короткие сроки, которые пользуются у населения большой популярностью.

Можно отметить, что депозитные и кредитные операции банков зависят от экономической ситуации в стране, доходов населения. На протяжении нескольких лет, когда в Беларуси отмечали экономический рост, банки страны расширили сферу услуг по предоставлению кредитов и депозитов как в национальной, так и в иностранной валюте. Повышался спрос со стороны населения на данные виды услуг, что положительно сказалось на уровне жизни граждан Республики Беларусь. Благодаря этому развивалось строительство жилья, потребительские товары перестали залеживаться на складах магазинов, стало более доступно образование и др. Но при малейших колебаниях курса национальной валюты население быстро реагирует, боясь потерять свои сбережения.

Расчетные операции с использованием банковских платежных карточек.

Действующая в республике система безналичных расчетов позволяет клиентам банков осуществлять расчеты с использованием различных платежных инструментов. Одним из самых популярных платежных инструментов в системе электронных банковских услуг является банковская платежнаяая карточка. В целях снижения доли наличного оборота при совершении операций с карточками банками проводится работа, направленная на дальнейшую реализацию зарплатных проектов, расширения спектра услуг, оказываемых держателям карточек, а также развитие инфраструктуры по их обслуживанию. Набор фактически предоставляемых тем или иным банком держателям платежных карт услуг зависит от степени технической оснащенности и проводимой банком политики на этом сегменте рынка. В настоящее время банками обеспечен прием платежей за коммунальные услуги, услуги мобильной и электрической связи, услуги Интернет – провайдеров, телевизионных каналов, покупка авиабилетов, перечисление денежных средств с карт – счета на счет по учету вкладов (депозитов), открытый в банке, и другие услуги через банкоматы, инфокиоски, платежные терминалы, мобильные телефоны и др.

В Республике Беларусь эмитируются и используются банковские платежныеые карточки внутренней платежной системы «БелКарт», международных систем VISA и MasterCard, частных систем «Трастбанк», «Белинвест-Ликард». Эмиссию карточек осуществляют 23 банка Республики Беларусь. Увеличилось количество банков, эмитирующих банковские платежныеые карточки платежной системы «Белкарт». Такие банки, как ОАО «Белвнешэкономбанк», ОАО «Приорбанк», ЗАО «Трастбанк», начали эмиссию карточек данной системы.

За последние пять лет банками проделана значительная работа в области развития системы безналичных расчетов с использованием банковских платежных карточек. Эмиссия возросла более, чем в 3 раза. К концу 2012 г. эмиссия банковских платежных карточек составляла более 10 млн. штук, в то время, как в конце 2015 г. – 12,7 млн. карт. Постоянно растет количество установленных банкоматов, платежно – справочных терминалов самообслуживания (инфокиосков), платежных терминалов организациях торговли и сервиса.

В рамках реализации целей, предусмотренных Концепцией развития платежной системы Республики Беларусь на 2010 – 2015 годы, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 26 февраля 2010 года №29, проводятся работы по поэтапному переводу банков на эмиссию микропроцессорных карточек, соответствующих стандарту BMV. В настоящее время в республике доля банковских платежных карточек, соответствующих стандарту BMV, мала. Банковские платежные карточки, соответствующие стандарту BMV, сегодня эмитируют ОАО «Белгазпромбанк», ЗАО «АКБ «БЕЛРОСБАНК», ОАО «АСБ «Беларусбанк», ОАО «БПС-Сбербанк».

Итак, Республика Беларусь уверенным «шагом» движется по пути развития расчетов банковскими платежными карточками. С каждым годом увеличивается как выпуск карточек, так и расчеты с их использованием, расширяется техническая инфраструктура. Частичный отказ от «бумажных» денег и привлечение новых средств, таких, как платежные карточки оказывает влияние на скорость денежного оборота, что позволяет уменьшить реальную денежную массу на рынке, а также снизить рост инфляции.

К дополнительным розничным банковским услугам, предоставляемых белорусскими банками населению относятся:

- валютный обмен (услуги по наличным и безналичным конвепрсионным операциям для физических лиц);

- хранение ценностей и документов (предоставление в аренду сейфов, ответственное хранение ценностей и всевозможные сопутствующие услуги, например, пересчет и проверка банкнот, доставка наличности и т.д.);

- операции с ценными бумагами;

- консультационно – информационные услуги;

- операции с драгоценными металлами и камнями.

Cейфы-хранилища находятся в специально оборудованном помещении — депозитарии и имеют ячейки-сейфы разных размеров, что позволяет клиенту воспользоваться ячейкой-сейфом в соответствии с габаритами нуждающихся в хранении ценностей.

Основные этапы предоставления услуг депозитария:

1) Клиент обращается в банк с заявкой на предоставление ему в пользование индивидуального банковского сейфа.

2) Клиент вносит плату авансом за весь период пользования сейфом, а также сумму залога в кассу банка, либо перечисляет по безналичному расчету на соответствующий счет банка.

3) Банк заключает с клиентом договор о предоставлении банковского сейфа в пользование.

4) Банк предоставляет клиенту сейф в исправном состоянии и обеспечивает клиенту беспрепятственный доступ к сейфу в соответствии с режимом работы депозитария.

5) Банк предоставляет возможность конфиденциальной работы с предметом хранения не более определенного времени.

6) Клиент регулярно расписывается в листе регистрации посещений депозитария.

7) По истечении срока действия договора о предоставлении банковского сейфа в пользование, клиент сдает банку ключ от сейфа и предоставляет сейф работнику депозитария. При отсутствии у банка претензий к клиенту, банк возвращает клиенту сумму залога.

Пока операции с ценными бумагами для физических лиц занимают незначительный удельный вес, но с развитием рынка ценных бумаг в последующем их доля будет увеличиваться. Так, некоторые банки в качестве одного их инструментов привлечения денежных средств населения используют сберегательные сертификаты.

Существует и депозитарное обслуживание депонентов.

Депозитарий, например, ОАО «БПС-Сбербанк» осуществляет депозитарное обслуживание владельцев ценных бумаг – резидентов и нерезидентов Республики Беларусь на основании депозитарного договора, включающего следующие услуги:

- открытие счета «депо» на имя депонента и обслуживание счета «депо»;

- проведение операций с ценными бумагами по счету «депо» депонента по его поручению;

- расчеты по итогам торгов ценными бумагами на бирже;

- обременение ценных бумаг обязательствами, учет ценных бумаг, переданных в залог;

- погашение ценных бумаг и (или) выплата доходов по ним;

- учет и подтверждение прав на ценные бумаги депонента путем предоставления выписок о состоянии его счета «депо» на определенную дату (об операциях по счету «депо» депонента за определенный период).

Среди развивающихся направлений розничного бизнеса – операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Активизировалось такое направление розничного банковского бизнеса, как операции купли – продажи мерных слитков из золота, серебра или платины, памятных и юбилейных монет Национального банка.

Многие банки осуществляет реализацию страховых полисов по следующим видам страхования:

- обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории Республики Беларусь;

- обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории стран-членов системы «Зеленая карта»;

- добровольное страхование от несчастных случаев;

- страхование от несчастных случаев и внезапных заболеваний во время поездки за границу.

В целях активации работы по привлечению денежных средств населения в банковскую систему, расширению спектра услуг банки уделяют внимание рекламному сопровождению процесса оказания розничных банковских услуг. Наряду с традиционными способами доведения до клиентов информации о данных услугах (телевидение, радио, газеты, рекламные буклеты и наружная реклама) применяются мультимедийные средства (Интернет, видеоэкраны, информационные ленты информагентств и др.). В большинстве банков созданы и функционируют в актуальном режиме с постоянным информационным наполнением сайты в сети Интернет.

В настоящее время на качественно новом уровне развивается справочно – информационное консультирование по оказываемым банковским услугам. В отдельных банках созданы и действуют Call – центры, предоставляющие консультации по телефону и через Интернет. Они, по данным банков, укомплектованы высококвалифицированными операторами банков, которые предоставляют необходимую информацию клиентам по различным вопросам банковского обслуживания. Как показывает опыт работы некоторых банков, Call – центры и Контакт – центры стали не просто источником информации о предоставляемых ими услугах, но и своего рода видом дистанционного обслуживания клиентов. Исходя из интересов последних, специалисты банков подбирают наиболее подходящий вид банковского продукта, подготавливают пакет необходимых документов, и весь процесс осуществляется без посещения клиентами банков, им только остается прийти и поставить свои подписи.

Итак, развитие рынка розничных банковских услуг возможно только при создании благоприятных экономических условий. Решение проблем развития сферы розничных банковских услуг может быть обеспечено путем проведения соответствующих преобразований в экономике в целом и непосредственно в банковской системе. Важную роль в развитии отечественного рынка розничных банковских услуг играет изучение, а также адаптация к национальным особенностям и использование опыта развитых стран.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во время прохождения практики в РКЦ №64 ЗАО «МТБанк» изучены поставленные программой задачи и отражены полученные знания по этим вопросам в отчете.

На сегодняшний день ЗАО «МТБанк» устойчиво сохраняет свою позицию в банковской сфере Республики Беларусь. Применяя в своей деятельности передовой мировой и отечественный опыт, банк своевременно реагирует на возникновение новых инструментов в различных сферах банковских услуг, что позволяет наиболее полно соответствовать потребностям клиентов. ЗАО «МТБанк» осуществляет активные, пассивные, посреднические банковские операции, также финансовое посредничество, операции с недвижимым имуществом, аренда и коммерческая деятельность.

Следует отметить позитивные изменения в деятельности банка: происходит активное привлечение внешних источников ресурсов, возрастают объёмы кредитования субъектов хозяйствования и населения, расширяется перечень оказываемых услуг и, как следствие, повышается финансовая результативность деятельности банка. На достижение высоких конечных результатов деятельности ориентирован выбор банком преимущественно экономических механизмов управления своими структурными подразделениями и оптимизация филиальной сети.

МТБанк реализует социально значимые проекты и занимается спонсорской и благотворительной деятельностью, поскольку миссия Банка заключается в обеспечении каждого белоруса возможностью пользоваться всеми благами современной финансовой цивилизации и воплощать свои мечты. Финансовая помощь МТБанка содействовала высоким достижениям широкого ряда спортивных организаций Республики Беларусь: ФК «Минск» (бейсбольная команда), ХК «Юность-Минск», ГУ «Городской центр Олимпийского резерва по теннису управления физической культуры, спорта и туризма Мингорисполкома», Многопрофильный культурно-спортивный комплекс «Минск-Арена».

В 2015 году МТБанк продолжил традицию поддержки интеллектуального движения в Республике Беларусь. Именно поэтому банк является партнером Игры «Что? Где? Когда?» и «Брейн-ринг», объединяющих по всей стране тысячи школьников, студентов, всю интеллектуальную элиту.

Сотрудники МТБанка оказывают помощь детским домам, Белорусскому детскому хоспису, подшефным школе и дет.саду, кроме того, работниками банка регулярно собирается и перечисляется денежны средства.

- Яворскому Ярославу (2010 г.р).

- Саванцу Андрею для обследования в Германии

- Участие в акции «Построим новый Хоспис»

Также доброй традицией стал Благотворительный проект «Подари ребенку целый мир». Весь август сотрудники собирали детскую литературу и 1 сентября передали ее в детские дома и интернаты.

МТБанк сохраняет окружающую среду, сокращая использование природных ресурсов. Сотрудники банка заботятся о природе, как в локальном, так и в глобальном масштабе. Доброй традицией банка стало озеленение территории, посадка деревьев и цветов возле отделений. В наших офисах стараются по возможности использовать черновую бумагу, устанавливают энергосберегающее оборудование. Картриджи для принтеров заправляются повторно, что снижает количество неразлагающихся отходов. Банк поощряет потенциальных клиентов для принятия мер, направленных на снижение энергоемкости и повышение энергоэффективности.

К примеру, в 2012 году МТБанк отказался от печати Годового отчета, а на сэкономленные деньги закупил для БГЭУ ноутбуки для студентов.

Услышать и понять проблемы других, в нужный момент прийти на помощь - именно такими принципами руководствуется ЗАО «МТБанк», оказывая благотворительную помощь нуждающимся.

Имидж ЗАО «МТБанк» как надёжного делового партнёра и впредь будет подкрепляться безукоризненным исполнением своих обязательств.

ЗАО «МТБанк» меняется. На фундаменте лучшего из накопленного опыта, привнося новое, сегодня банк закладывает традиции будущего.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.