Сделай Сам Свою Работу на 5

Банковские услуги по проведению расчетов для физических лиц

Порядок открытия счетов клиентам ЗАО “МТБанк” регламентируется прежде всего Инструкцией Национального банка «О порядке открытия и закрытия банковских счетов» от 20 июня 2007 г. N 127.

Она устанавливает единый порядок открытия банками в РБ текущих (расчетных) счетов, субсчетов, текущих счетов в иностранной валюте, благотворительных, временных, транзитных, карт-счетов, корреспондентских, депозитных и иных счетов.

Владельцы счетов вправе открывать необходимое им количество банковских счетов, в том числе текущих, как в белорусских рублях, так и в иностранных валютах.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе открывать второй и последующие текущие счета в белорусских рублях при соблюдении следующих условий:

· со дня государственной регистрации владельца счета прошло не менее трех лет;

· наличие прибыли (дохода), остающейся в распоряжении владельца счета после уплаты всех налогов;

· наличие положительного аудиторского заключения о результатах обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности по итогам предыдущего финансового года.

Для открытия текущего счета предприятие или предприниматель должны предоставить в банковское учреждение следующий пакет документов:

· заявление на открытие счета;

· копию документа о государственной регистрации (перерегистрации) предприятия, предпринимателя. Указанные копии должны быть удостоверены нотариально или регистрирующим органом;

· устав юридического лица и (или) учредительный договор юридического лица либо их копии, верность которых свидетельствована нотариально либо регистрирующим органом ;

· дубликат извещения о присвоении УНН;

· справку органов Фонда социальной защиты населения о регистрации в качестве плательщика обязательных страховых взносов и иных платежей в органах Фонда;

· карточку с образцами подписей должностных лиц юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющих право распоряжаться банковским счетом, и оттиска печати.



Открытие счета оформляется заключением договора текущего (расчетного) банковского счета.

После заключения договора банк открывает клиенту счет с присвоением ему номера, состоящий из 13 чисел, например, 3012607110015, который позволяет установить его принадлежность.

Об открытии счета банк в течение одного банковского дня обязан направить сообщение в инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, которая выдала дубликат извещения о присвоении УНН.

После открытия банковского счета документы по его открытию передаются в подразделение банка, уполномоченное оформлять и хранить дела по открытию и закрытию банковских счетов в соответствии с локальным актом банка.

Банк обязан обеспечить наличие в деле полного комплекта документов, предусмотренного настоящей Инструкцией и (или) законодательными актами, для открытия соответствующего банковского счета (счетов), а также для его переоформления и (или) закрытия. При этом дела хранятся в том обособленном (структурном) подразделении банка, в котором открыт банковский счет, за исключением случаев передачи дел, предусмотренных настоящей Инструкцией.

В случае открытия в банке нескольких банковских счетов одному владельцу банк вправе не требовать представления документов, полностью совпадающих с теми, которые уже имеются в деле.

Договор на открытие банковского счета, дополнения и изменения к нему также хранятся в деле.

Помимо указанных в настоящем пункте документов банк вправе дополнительно поместить в дело иные документы, касающиеся открытия, закрытия соответствующего банковского счета и его обслуживания.

Документы, помещенные в дело, владельцу счета не возвращаются.

На каждом деле проставляются номера открытых банковских (лицевых) счетов, даты их открытия, а в случае закрытия и даты закрытия.

В случае изменения нормативных актов или внесения дополнительных условий перезаключается новый договор на расчетно-кассовое обслуживание. Любое изменение условий договора на расчётно-кассовое обслуживание должно быть оформлено дополнительное соглашение.

Рассмотрим некоторые виды счетов, которые открывает банк:

· Текущий (расчетный) счет – по договору на расчетное обслуживание одна сторона (банк) обязуется открыть другой стороне (владельцу счета) текущий (расчетный) счет для хранения ее денежных средств, зачисления на этот счет денежных средств, поступающих в пользу владельца счета, а также обязуется выполнять поручения владельца счета о перечислении и выдаче соответствующих денежных средств со счета, а владелец счета предоставляет банку право использовать временно свободные денежные средства с уплатой процентов, а также уплачивать банку вознаграждение за оказанные ему банком услуги.

· Текуций расчетный счет, к которому выпускается банковская платежная карточка - открывается физическому или юридическому лицу, для отражения операций, осуществляемых ими с использованием банковских платежных карточек.

· Депозитный счет - открывается в банках юридическим лицам, ИП и физическим лицам на основании договора банковского вклада для хранения свободных денежных средств на условиях срочности (до востребования), возмездности, возвратности.

· Субсчет - открывается нехозрачестным формированиям и подразделениям, находящимся вне расположения головного предприятия и проведения безналичных расчетов. Может быть открыт только в официальной денежной единице РБ.

· Благотворительный счет – открывается как в белорусских рублях, так и иностранной валюте для сбора, хранения и использования денежных средств в виде безвозмездной помощи или пожертвований. Для этого в заявлении на открытие указывается цель открытия и действия счета, необходимая сумма, порядок использования.

· Специальный счет - открывается для хранения купленной на внутреннем валютном рынке валюты.

· Временный счет - открывается строящемуся предприятию для его финансирования на срок до ввода его в действие. Средства с этого счета могут использоваться только для зачисления на текущий счет после государственной регистрации.

· Корреспондентский счет открывается Банком другому банку на основании межбанковского двухстороннего договора.

Организация безналичных расчётов в ЗАО “МТБанк” в форме банковского перевода осуществляется на основании Инструкции о банковском переводе №66 от 29 марта 2001 года. На практике наиболее распространенными видами платежных инструкций являются: платежное поручение; платежное требование.

Платежное поручение – это платежная инструкция, согласно которой банк-отправитель по поручению плательщика осуществляет перевод денежных средств в банк-получатель лицу, указанному в поручении (бенефициару). Для осуществления расчётов посредством платежного поручения клиент представляет заполненный расчетный документ в банк в течение 10 дней со дня его выписки в количестве не менее 2-х экземпляров. В случаях осуществления расчетов несколькими плательщиками одновременно – составляется сводное платежное поручение. Ответственный исполнитель банка-отправителя при приеме от клиента данного расчетного документа проверяет правильность его заполнения (т.е. заполнения обязательных реквизитов, соответствие подписей и оттиска печати заявленным образцам), наличие на счете плательщика достаточной суммы средств, необходимой для осуществления перевода.

Платежное требование – является платежной инструкцией, содержащей требование получателя денежных средств (бенефициара) к плательщику об уплате опреленной суммы через банк. Требование составляется на бланках установленной формы и предоставляется в обслуживающий банк в 3-х экземплярах в течение 10 календарных дней со дня его выписки. Платежное требование должно содержать такие обязательные реквизиты, как наименование расчетного документа, дату и номер, сумму цифрами и прописью и наименование валюты перевода, наименование плательщика, номер счета, к которому предъявляется требование, наименование плательщика, бенефициара, банка-отправителя и банка-получателя, а также назначение платежа. При поступлении платежного требования в банк плательщика ответственный исполнитель последнего снова проверяет правильность его оформления. Акцепт может быть предварительным (который получен банком до поступления платежного требования) и последующим [4].

Система "Клиент-Банк", используемая в банке, представляет собой совокупность взаимосвязанных программных и технических средств, обеспечивающих взаимодействие Банка с Клиентом по каналам связи, при проведении безналичных расчетов и других операций посредством передачи соответствующих электронных документов и сопутствующей информации.

При соблюдении всех условий, установленных для принятия расчетного и иного документа, переданного в электронном виде, ответственный исполнитель Банка создает копию расчетного и иного документа, переданного в электронном виде, на бумажном носителе, которую удостоверяет своей подписью и исполняет в порядке, установленном Законодательством, аналогично порядку оформления и исполнения расчетных и иных документов, полученных на бумажном носителе.

О результатах обработки расчетных документов, переданных в электронном виде, полученных через Систему, Банк по мере исполнения расчетных документов, переданных в электронном виде, направляет Клиенту электронное сообщение, подтверждающее исполнение документа либо информирующее об отказе в исполнении с пояснением причин.

Порядок обслуживания клиентов и организация учетно-операционной работы регламентируются графиком обслуживания клиентов и графиком документооборота. При совершении безналичных банковских операций в ЗАО “МТБанк” соблюдаются следующие основные правила документооборота. Ответственный исполнитель, ведущий счет клиента, принимает документы к безналичному проводу после проверки правильности оформления документа, в том числе по платежным поручениям и требованиям. В удостоверение этой проверки ответственный исполнитель подписывает документ и его копию (копии), предварительно убедившись в их тождестве.

Под кассовыми операциями понимаются операции банка по приему и выдаче наличных денежных средств. В зависимости от направления движения наличных средств выделяют приходные и расходные кассовые операции.

Для приема и выдачи денежной наличности в течение банковского дня в банке создаются приходно-расходные кассы. Прием наличных денег от клиента производится по следующим документам:

· объявление на взнос наличными (комплект документов, состоящий из объявления, ордера и квитанции);

· приходный ордер;

· приходный кассовый ордер.

 

Выдача квитанции клиентам и зачисление сумм на их счета производится только после фактического поступления денег в кассу.

Клиент заполняет приходные кассовые документы и передает их ответственному исполнителю, который проверяет правильность заполнения документа и заносит данные в приходный кассовый журнал. В журнале указываются номер документа, номер счета клиента, суммы документа (общая и частные) и символ отчетности. Затем ответственный исполнитель передает приходные кассовые документы кассиру. Кассир проверяет наличие и тождественность подписей ответственных исполнителей банка и лиц, имеющих право контрольной подписи по имеющимся у него образцам, далее сверяет соответствие указанных в них сумм с цифрами и подписями. После проверки приходных кассовых документов кассир вызывает клиента и принимает от него наличные деньги. При соответствии сумм кассир подписывает приходные кассовые документы, ставит печать кассы на втором экземпляре приходного кассового ордера или на квитанции и выдает клиенту.

В конце рабочего дня на основании приходных кассовых документов кассир составляет отчетную справку кассовых оборотов за день и остатков ценностей (Приложение Х) и сверяет сумму по справке с суммой фактически принятой денежной наличности. Указанные в отчетной справке кассовые обороты сверяются с записями кассового журнала (Приложение Р), сверка оформляется подписями кассира в кассовом журнале и ответственного исполнителя на отчетной справке.

Выдача наличных денег из кассы осуществляется по следующим документам:

· расходный ордер;

· расходный кассовый ордер.

 

Для совершения расходных операций кассир получает от заведующего операционной кассой под отчет необходимую сумму денег. Выдача наличных денег клиентам производится только после отражения этой операции в кассовых документах и реального списания денежных средств с текущего счета клиента.

Для выдачи денежной наличности клиентом оформляются расходные кассовые документы, которые предъявляются ответственному исполнителю, ведущему счет клиента. Ответственный исполнитель, принявший расходный кассовый документ, должен убедиться в законности операции и возможности ее совершения по состоянию счета. Кроме того, он проверяет правильность оформления документов в соответствии с правилами, сличает подписи и оттиск печати клиента, подписывает документ и выдает получателю денег контрольную марку от денежного чека или отрывной талон от расходного кассового ордера для предъявления в кассу. Затем ответственный исполнитель направляет документ контролеру, на которого возложен контроль кассовых расходных операций. Контролер в свою очередь проверяет правильность заполнения документа, соответствие подписей и печатей имеющимся образцам, наличие на оборотной стороне денежного чека разрешительной подписи на оплату этого чека, подписывает документ, регистрирует его в кассовом журнале и передает в кассу. Кассир проверяет наличие подписей ответственных исполнителей и лиц, имеющих право контрольной подписи, сверяет сумму, проставленную цифрами с суммой прописью, проверяет наличие данных документа, удостоверяющего личность получателя средств, и подготавливает сумму денежной наличности, указанную в расходном кассовом ордере. Затем кассир вызывает получателя денег по номеру расходного кассового документа и спрашивает у него получаемую сумму. Далее он сверяет номер контрольной марки или отрывного талона с номером на расходном кассовом документе и приклеивает контрольную марку или талон к денежному чеку или ордеру, выдает наличные получателю и подписывает расходный кассовый документ.

В конце банковского дня кассир сверяет сумму денежной наличности, принятой под отчет, с суммой расходных кассовых документов и остатком денежной наличности. После чего кассир составляет отчетную справку, подписывает ее и приведенные в ней кассовые обороты сверяет с записями кассовом журнале исполнителей.

Учет кассовых операций осуществляется по счетам I класса 10-ой группы «Денежные средства». Поступление наличных денежных средств в кассу отражается бухгалтерской проводкой:

Д-т 1010 «Денежные средства в кассе»

К-т 3012 «Текущие (расчетные) счета коммерческих организаций».

Совершение расходных кассовых операций отражается в учете обратной проводкой:

К-т 3012 «Текущие (расчетные) счета коммерческих организаций»

Д-т 1010 «Денежные средства в кассе».



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.