Организация бухгалтерского учета и отчетности в банке
Содержание
Введение……………… ……………………………………..…………...…...3
1. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БАНКАХ…... …………………………...…..4
1.1. Организация бухгалтерского учета и отчетности в банках………..4
1.2. Оформление и учет кредитов и иных активных операций с
клиентами………………………………………………………………8
1.3.Оформление и учет операций по формированию собствен-
ного капитала…………………………………………………………15
1.4. Оформление и порядок отражения в учете операций в
иностранной валюте…………………...………………………..…….18
1.5. Оформление и учет финансовых результатов деятельности
банка……………………………………………………………...……22
2. РОЗНИЧНЫЙ БИЗНЕС В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ……………..…………24
2.1. Привлечение средств от населения…………..……………………..24
2.2. Предоставление кредитов населению……….……..……………….29
2.3. Банковские услуги по проведению расчетов для
физических лиц………………………………………………………..35
2.4. Выпуск и обслуживание банковских платежных карточек……….41
3. БАНКОВСКИЙ АУДИТ……………………………………………………...45
3.1. Система внутреннего контроля в банке и организация
внутреннего аудита ………..................................................................45
3.2. Аудит банковских операций ………………………..………………48
Индивидуальное задание …………………...………………….……..51
Заключение……………………………………………………………...…..59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………...…………………61
Введение
Преддипломная практика представляет собой последнюю ступень закрепления теоретических знаний, полученных в период занятий. В основе работы лежит подготовка к государственным экзаменам, в частности, это сбор нормативной и финансово-экономической информации по организации, где проходится практика, а также анализ полученных данных. Одновременно с этим изучается структура и специфика работы банка, уровень управления и оснащенности современными средствами труда, основные показатели работы.
Объектом практики выступает РКЦ №64 ЗАО «МТБанк». Юридический адрес - г. Барановичи, ул. Ленина, 21-3.
При прохождении практики были поставлены следующие задачи и цели:
· экономическое осмысление основ организации деятельности банка;
· изучение порядка осуществления банковских операций, их документального оформления;
· приобретение практических навыков в проведении финансового анализа деятельности банка;
· ознакомление с компьютерными программами осуществления банковских операций, закрепление опыта работы с электронно-вычислительной техникой и оргтехникой;
· проведение научных исследований и подбор практических материалов для дипломной работы.
В данном отчете собрана информация по деятельности ЗАО «МТБанк», приведены теоретические аспекты активных и пассивных операций банка, расчетных операций банка.
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ В БАНКЕ
Организация бухгалтерского учета и отчетности в банке
Организация бухгалтерского учета и отчетности в ЗАО "МТБанк" осуществляется в соответствии с Инструкцией №76 от 28.12.2007 года (ред. 28.06.2012 г.) и включает:
· организацию операционного дня;
· организацию внутреннего контроля;
· ведение регистров бухгалтерского учета;
· организацию работы по ведению лицевых счетов;
· формирование и хранение документов;
· составление отчетности;
· формирование учетной политики.
Руководитель обособленного подразделения обязан организовать бухгалтерский учет и создать необходимые условия для правильного его ведения, а также должен обеспечить неукоснительное выполнение всеми структурными подразделениями и работниками банка, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части соблюдения правил ведения бухгалтерского учета, оформления и представления для учета документов и сведений.
Руководство бухгалтерским учетом в обособленных подразделениях осуществляет главный бухгалтер, который подчиняется непосредственно соответствующему руководителю. В компетенцию главного бухгалтера входит постановка и ведение бухгалтерского учета, составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Указания и распоряжения главного бухгалтера в пределах его компетенции обязательны для всех структурных подразделений и работников банка.
Организация бухгалтерского учета в банке построена по принципу децентрализованного составления ежедневного баланса.
Документально обоснованные записи в бухгалтерском учете признаются изначально достоверными, если они полностью отражают сущность операции и соответствуют действующему законодательству Республики Беларусь.
Ведение бухгалтерского учета и отчетности в банке осуществляется с применением программно-технических средств, которые должны обеспечить хронологическое и полное отражение всех операций в регистрах аналитического и синтетического учета в соответствии с требованиями законодательства. Для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в банке используются программные технические комплексы «SC-Cash», TSF, «SoftClub»-пункт выдачи наличных, другое программное обеспечение.
Ведение бухгалтерского учета в банке осуществляется в соответствии с учетной политикой банка, сформированной в соответствии с законодательством Республики Беларусь и утвержденной Председателем Правления банка.
Организация бухгалтерского учета с использованием систем электронного документооборота регламентируется законодательством Республики Беларусь.
При организации бухгалтерского учета и формировании отчетности банк использует первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, книги регистрации открытых и закрытых лицевых счетов, формы отчетности, установленные законодательством, локальными нормативными правовыми актами банка, составленные на бумажном носителе информации или в электронном виде [6, с. 6].
Первичные учетные документы, утвержденные Национальным банком Республики Беларусь, на основании которых осуществляются записи по счетам бухгалтерского учета, подразделяются на:
· расчетные документы;
· кассовые документы;
· мемориальные ордера;
· внебалансовые ордера.
Расчетными документами производится оформление безналичных операций банка и его клиентов в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь [6, c. 8].
Кассовые документы используются при оформлении операций, предусмотренных нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь по кассовой работе. К кассовым операциям относятся все операции, отраженные по группам счетов 10 "Денежные средства", 130 "Драгоценные металлы и драгоценные камни".
Мемориальные ордера применяются для совершения и отражения в бухгалтерском учете внутрибанковских операций и операций банка и клиентов по безналичному перечислению средств в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь.
Внебалансовыми ордерами (приходными или расходными) оформляются операции по внебалансовым счетам.
Кроме того банк может самостоятельно разрабатывать и утверждать первичные учетные документы, на основании которых осуществляются записи по счетам бухгалтерского учета, с учетом требований законодательства Республики Беларусь по наличию в них обязательных реквизитов
Первичные учетные документы, на основании которых осуществляются записи по счетам бухгалтерского учета, должны содержать номер корреспондирующего счета по дебету и кредиту, сумму операции, назначение платежа, содержащее необходимую информацию о характере операции, дату операции, подписи ответственного исполнителя, контролера (если операция подлежит дополнительному контролю).
При составлении их в электронном виде банк обеспечивает:
· защиту информации;
· сохранение архива по данной информации в течение срока, установленного законодательством для ее хранения;
· возможность получения надлежащим образом заверенных копий;
· подтверждение их подлинности путем использования электронной цифровой подписи или других средств, подтверждающих достоверность и целостность содержащейся в них информации.
Основными составляющими организации операционного дня в банке являются:
· обеспечение единого подхода к срокам отражения операций, совершенных в течение операционного дня, в регистрах бухгалтерского учета;
· прием (оформление), контроль первичных учетных документов при осуществлении операций и отражении их в бухгалтерском учете;
· распределение обязанностей и полномочий между ответственными исполнителями по приему (оформлению), контролю первичных учетных документов при осуществлении операций и отражению их в бухгалтерском учете, формированию отчетности;
· соблюдение установленного банком документооборота.
Организация операционного дня банка требует установления порядка прохождения документов по всем стадиям обработки. Для этого составляется график документооборота, регулирующий движение первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета по временному интервалу, который утверждается приказом Председателя Правления, руководителя обособленного подразделения. График документооборота составляется главным бухгалтером ОПЕРУ, филиала, отделения на основании предложений руководителей структурных подразделений и после согласования с ними. Ответственность за соблюдение графика документооборота несут лица, составившие и подписавшие документы, указанные в графике. Контроль за соблюдением исполнения графика документооборота осуществляет главный бухгалтер ОПЕРУ, филиала, отделения.
График документооборота должен включать:
· время начала и завершения операционного дня (в том числе банковского дня). Оформление отдельного приказа по установлению времени начала и завершения банковского, операционного дня не требуется. Продолжительность банковского дня устанавливается с учетом режима работы структурных подразделений банка, платежных систем, времени приема к исполнению платежных инструкций банками-корреспондентами;
· порядок осуществления документооборота с определением структурных подразделений, ответственных за формирование и передачу, прием и обработку документов в пределах установленных временных интервалов, в том числе:
· движения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и других документов между структурными подразделениями;
· приема, вскрытия и обработки почтовой банковской информации, подготовки и отправки межбанковской корреспонденции;
· формирования, подсчета, брошюрования первичных учетных документов за предыдущий день, представления необходимых выходных форм, их сверки с ежедневным балансом;
· завершения обработки информации и формирования ежедневных балансов в белорусских рублях и иностранной валюте;
· другие особенности документооборота, необходимые для организации бухгалтерского учета и отчетности.
Основными формами синтетического учета в Банке являются:
- ежедневный баланс (используется для выверки аналитического и синтетического учета, как по оборотам, так и по остаткам);
- оборотные ведомости (квартальные (нарастающим итогом с начала года) и годовая оборотные ведомости составляются в обязательном порядке);
- кассовые журналы по приходу и расходу;
- проверочные ведомости (для учета отдельных операций, проверка соответствия данных аналитического и синтетического учета осуществляется с использованием ведомостей остатков, составляемых на бумажном носителе на 1-е число каждого месяца) [10, c. 3].
Исправление в бухгалтерском учете ошибочных записей в лицевых счетах, произведенных в результате ненадлежащего исполнения ответственным исполнителем документов при оформлении и совершении внутрибанковских операций, осуществляется в соответствии с п. п. 44 - 47 Правил организации учета в банках.
Регистры бухгалтерского учета.
Аналитический учет отдельных операций в банке ведется с учетом особенностей, изложенных в учетной политике, других локальных нормативных правовых актах банка.
Допускается с учетом особенностей используемого программного обеспечения лицевые счета хранить в электронном виде при условии обеспечения возможности вывода их на бумажный носитель информации и сохранения архива по данной информации в течение срока, установленного законодательством Республики Беларусь.
В подтверждение всех проведенных за день по счету клиента операций клиенту выдается или направляется выписка из лицевого счета.
Структурными подразделениями, осуществляющими бухгалтерский учет, составляются и выводятся на бумажный носитель проверочные ведомости на 1-е число месяца по лицевым счетам, закрепленным за ответственными исполнителями этих структурных подразделений. Проверочные ведомости могут составляться отдельно по каждому ответственному исполнителю либо в целом по структурному подразделению.
Итог ведомости остатков сверяется с остатком по соответствующему лицевому счету в проверочной ведомости на 1-е число месяца.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|