Предпринимательский лоббизм в медицинском бизнесе
Медицинское бизнес-сообщество имеет в большинстве стран мира большой общественный вес, авторитет и влияние. Представляя, по преимуществу, большинстве малый и средний бизнес, частнопрактикующие врачи и медицинские компании широко представлены во всех регионах развитых государств, создают на местах десятки тысяч рабочих мест, выплачивают в бюджеты всех уровней значительные налоги.
Как и представители других отраслей малого и среднего предпринимательства, организаторы медицинского бизнеса испытывают те же трудности в своей деятельности – повышенный административный прессинг со стороны государственных и муниципальных чиновников, трудности с получением кредитов, слабую защиту интеллектуальной собственности, зарегулированность бизнеса, завышенные налоги и проч.
В целях отстаивания своих интересов представители медицинского сообщества объединяются в группы давления, которые обеспечивают принятие необходимых решений и последовательное претворение их в жизнь. Такой способ отстаивания профессиональных интересов получил название лоббизм.
Термин «лобби» происходит от англ. Lobby – кулуары; он означает непубличные переговоры бизнес-сообщества с представителями законодательной и исполнительной власти с целью принятия решений, выгодных тем или иным предпринимательским кругам. Чаще всего различные предпринимательские лобби проявляют активность на стадии принятия или отклонения какого-либо законодательного акта, затрагивающего интересы предпринимательского сообщества в целом или в отдельных его сегментах – например, при принятии налоговых правовых актов, законов о медицинском страховании, о регулировании фармацевтической и аптечной деятельности и проч. Но этой лишь сферой лоббизм не исчерпывается. В его арсенале имеется масса разнообразных инструментов, которые в условиях глобализации и распространения демократических свобод в мире чрезвычайно расширились, приобрели новое значение и возможности.
Предпринимательский лоббизм имеет давнюю историю. Во все времена представители предпринимательского класса пытались найти общий язык с правящей элитой для отыскания взаимоприемлемых решений. С этой целью использовались разнообразные способы достижения требуемых действий со стороны властей, – начиная от самых примитивных и криминальных, и кончая наиболее изощренными и многоходовыми. Обратимся к эволюции взаимоотношений организаторов медицинского бизнеса и государственных чиновников в части лоббирования профессиональных и коммерческих интересов.
Первоначально отношения по линии «организатор медицинского бизнеса – чиновник» строились на весьма примитивном уровне – бизнесмен зачастую просто «покупал» государственного служащего за деньги, либо добивался от него нужного решения путем шантажа или обещаний по предоставлению материальных благ в будущем. И хотя данный метод широко применяется и поныне, его эффективность в плане удовлетворения коллективных интересов медицинского сообщества невелика. Конечно, с помощью подобного взаимодействия организатору медицинского бизнеса можно решить какие-либо свои индивидуальные проблемы, однако групповые интересы государственного и частного здравоохранения указанная схема решить не может.
Главным пороком системы купли-продажи требуемого решения является ее нелигитимность, когда и организатор медицинского бизнеса и государственный чиновник преступают нормы закона, который трактует подобные действия как взяточничество и коррупцию. Единожды встав на такой путь, стороны становятся сообщниками в преступлении. Кроме того, и представитель медицинского бизнеса, и государственный чиновник становятся уязвимыми для взаимного шантажа.
Более приемлемой схемой продвижения своих интересов является для организаторов медицинского бизнеса консолидация усилий и финансовых ресурсов с целью введения своих представителей в органы законодательной и исполнительной власти. Для этого профессиональные медицинские объединения или отдельные крупные бизнесмены финансируют избирательные кампании кандидатов в депутаты всех уровней, с которыми имеется предварительная договоренность о взаимных обязательствах. Иными словами, пройдя в законодательное собрание (парламент) местного или федерального уровня, вновь избранный депутат становится лоббистом интересов тех предпринимательских кругов, которые финансировали его избирательную кампанию. Инвестиции, сделанные медико-предпринимательскими объединениями в определенную кандидатуру, начинают давать отдачу в последующие годы.
Аналогичная схема финансирования избирательных кампаний применяется и при выборах претендентов на ответственные посты в исполнительную власть – на должности мэров, глав администраций, губернаторов. В качестве возврата сделанных в чиновников капиталовложений медико-предпринимательское сообщество требует от своих протеже лояльности, принятия требуемых решений, назначения определенных лиц на ключевые посты, замены или корректировки экономических и социальных программ. Однако и эта схема не является идеальной. Ее основные недостатки заключаются в непрозрачности отношений по оси «чиновник – власть», неочевидность выгоды для общества от такого рода тандема, наличие теневых центров принятия решений.
Более цивилизованной системой представительства профессиональных медицинских интересов в органах государственной власти является парламентский лоббизм. В этой системе отношений интересы бизнес-сообщества начинают освобождаться от криминальной окраски и груза теневых отношений. О своих интересах представители медицинского бизнеса могут заявлять открыто, не скрывая, что они будут их лоббировать всеми законными способами.
На практике лоббированием интересов бизнес-сообщества занимаются люди, имеющие опыт работы в государственных структурах, знающие специфику работы в тех или иных правительственных учреждениях или органах власти. Такие специалисты получили название GR-менеджеров (GR – government relations – взаимоотношения с представителями государства). В составе крупных медицинских и предпринимательских объединений и союзов функционируют соответствующие отделы и департаменты GR-менеджеров, функции которых заключаются в следующем:
§ установление личных контактов с представителями законодательной и исполнительной власти с целью предварительного обсуждения проблем, интересующих данное предпринимательское объединение или отраслевое бизнес-сообщество;*
§ сбор информации о персоналиях, комитетах, министерствах, экспертах, прочих лоббистских группах, работающих в сфере интересов медико-предпринимательского объединения;
§ анализ ситуации на том или ином участке лоббистской деятельности, выработка способов воздействия на тех или иных лиц или организационные структуры;
§ создание положительной мотивации для лиц, содействующих решению проблем, стоящих перед медико-предпринимательским сообществом (это могут быть денежные выплаты, высокие посты в предпринимательских структурах после ухода из государственных учреждений, дорогостоящее лечение, содействие в решении каких-либо личных проблем и проч.);
§ подбор экспертов из медико-предпринимательской или академической среды для подготовки необходимых правовых актов или поправок к действующим законам;
§ координация работы PR и GR-менеджеров для создания позитивного фона в общественном мнении для принятия соответствующих идей, начинаний или изменений в законодательстве.
В последние годы сформировалось и активно действует предпринимательское лобби в России. Вместе со становлением института парламентаризма в нашей стране, совершенствованием его культуры, непрерывно развивается и институт отечественного медико-предпринимательского лоббизма. Российские GR-менеджеры быстро усваивают мировой опыт функционирования парламентского лоббизма, дополняют и обогащают его новыми инструментами и подходами.
Как показывают специальные опросы, наиболее эффективными формами взаимодействия с государственной властью российские GR-менеджеры считают участие предпринимательских объединений в рабочих группах по подготовке законопроектов в Государственной Думе (47,5% респондентов) и по подготовке документов в министерствах и ведомствах (38%). А наименее действенными формами являются участие в заседаниях коллегий министерств и ведомств (13% респондентов) и работе комитетов Федерального собрания (7,3%).*
Усилиями российского фармацевтического лобби были проведены важные налоговые решения законодательной власти. Так, с 2002 г. вступил в силу Налоговый кодекс РФ, который на стадии разработки предполагал 20%-ный налог на добавленную стоимость при реализации изделий медицинского назначения. В результате консультаций представителей медицинского бизнеса и власти ставка налога была снижена до 10%. Как отмечает украинский еженедельник «Аптека», «фармацевтическое лобби добилось определенного успеха, поскольку понижение НДС с 20 до 10% является компромиссом между российским правительством, налоговыми службами и операторами медицинского рынка».1
В условиях демократизации общества, расширения прав и свобод граждан во многих странах мира, организаторы медицинского бизнеса и представители государственной медицины все более активно включаются в политические процессы, отстаивая свои интересы. При этом они применяют многие наработанные инструменты политического давления – проводят пикеты и манифестации, создают собственные партии, делегируют своих представителей в состав законодательной и исполнительной власти, используют всевозможные формы лоббизма своих идей и интересов. Как показывает опыт, подобная практика оказывается весьма плодотворной и потому в перспективе следует ожидать расширения активности представителей медицинских союзов и объединений на поприще лоббистской деятельности.
Контрольные вопросы:
1. Что представляют собой профсоюзные организации? Имеются ли профсоюзы в здравоохранении?
2. В чем состоят экономические интересы наемных медицинских работников и организаторов медицинского бизнеса? Что такое коллективный договор?
3. Рассматривает ли российское законодательство забастовку как легитимное мероприятие? Допускаются ли забастовки в медицине?
4. Что составляет финансовую основу медицинских профсоюзов? Может ли осуществляться медицинскими профсоюзами предпринимательская деятельность?
5. Какие цели преследуют предпринимательские профсоюзы? Имеются ли предпринимательские профсоюзы в России?
6. Для каких целей представители государственной и частной медицины объединяются в союзы и ассоциации?
7. Имеют ли медико-предпринимательские союзы и ассоциации собственные своды моральных правил?
8. Какие функции выполняют коммерческие суды в здравоохранении?
9. Почему организаторы медицинского бизнеса, врачи и пациенты пользуются, в основном, услугами коммерческих судов, а не государственных судебных инстанций?
10. Какой смысл вкладывается в термин «предпринимательский лоббизм»? Что такое GR-менеджмент? Используются ли инструменты лоббизма медицинским бизнесом?
Глава 14. ПРОДАЖА, РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЕ МЕДИЦИНСКОГО БИЗНЕСА
14.1. Продажа готового медицинского бизнеса
14.2. Повышение прибыльности медицинских компаний за счет переуступки прав и реорганизации бизнеса
14.3. Прекращение бизнеса и банкротство медицинских организаций
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|