Сделай Сам Свою Работу на 5

Анатомия и морфология растений





1.1.Организация типичной растительной клетки

1.2. Классификация и строение растительных тканей

1.3. Зародыш и проросток как начальные этапы онтогенеза цветковых растений

1.4. Корень и корневая система

1.5. Побег и система побегов

1.6. Воспроизведение и размножение растений: вегетативное размножение, спороношение, половой процесс

1.7. Семенное размножение

1.8. Общая схема цикла воспроизведения у цветковых

1.9. Происхождение цветка

1.10. Плоды. Способы распространения

1.11. Экологические группы и жизненные формы растений. Возрастные и сезонные изменения

2.Систематика

2.1. Цианобактерии. Роль в биосфере

2.2. Царство грибов. Особенности строения, способы питания, размножения, принципы классификации. Отделы грибов, основные классы и порядки

2. 3. Низшие растения. Водоросли: классы и порядки. Экология водорослей

2.4. Лишайники как симбиотические организмы. Принципы классификации

3.Высшие растения

3.1. Отделы: Мохообразные, Риниофиты, Плауновидные, Хвощевые, Папоротниковидные. Общая характеристика, классы, порядки, основные семейства

3.2. Отдел Голосеменные. Цикл воспроизведения. Классы, порядки, основные семейства



3.3. Отдел Покрытосеменные. Принципы номенклатуры. Классы, порядки, основные семейства

4.Основы фитоценологии

4.1. Понятие фитоценоза. Состав и структура фитоценозов

4.2. Ценопопуляции растений

4.3. Влияние растительности на среду

4.4. Динамика фитоценозов: циклическая изменчивость, сукцессии

4.5. Классификация и ординация растительности

 

 

Промежуточная аттестация - проверка всех знаний, навыков и умений студента, приобретенных в процессе изучения дисциплины «Ботаника с основами фитоценологии». Промежуточная аттестация предназначена для проверки достижения студентом всех учебных целей и выполнения всех учебных задач программы учебной дисциплины.

Экзамен –вид промежуточной аттестации по дисциплине «Ботаника с основами фитоценологии», предусмотрен по завершении каждого раздела, то есть в конце 1, 2, 3, 4 семестров.

Требования к организации промежуточной аттестации

Экзамены принимаются только у студентов, внесенных в экзаменационную ведомость и предъявивших зачетную книжку. Перед проведением экзамена в установленные расписанием сроки, преподаватель должен получить экзаменационную ведомость в деканате. Запрещается приём экзаменов без экзаменационной ведомости или экзаменационного листа, зачетной книжки у студента, а также у студента, фамилия которого отсутствует в ведомости. Экзаменационная ведомость является основным первичным документом по учету успеваемости студентов.



 

Форма проведения экзамена по каждому из четырех разделов курса «Ботаника с основами фитоценологии» – устная. На экзамене по разделу «Морфология и анатомия растений», кроме теоретического вопроса студентам предлагается работа по узнаванию и описанию микропрепарата анатомического строения тканей и органов растений. Для демонстрации знания морфологических структур растений предполагается использование комнатных растений. На экзамене по разделу «Высшие растения» (4-й семестр) предлагается набор живых растений, представителей семейств местной флоры, из которого студенту необходимо выбрать растения определенного семейства, указать их название и составить краткую биоморфологическую характеристику.

При проведении экзамена в устной форме студент имеет право на подготовку к ответу в течение 30 мин.

Экзаменатору предоставляется право:

  • освободить студента от полного ответа на данный вопрос, если он убежден в твердости его знаний;

· задавать студентам уточняющие вопросы по существу ответа и дополнительные вопросы, в соответствии с учебной программой;

· при определении экзаменационной оценки могут использоваться результаты текущего контроля по дисциплине.



После окончания ответа студента на основные и дополнительные вопросы преподаватель объявляет оценку (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

При несогласии с оценкой студент вправе сдавать экзамен в период экзаменационной сессии в целях повышения своего балла.

Оценка «отлично» ставится в том случае, когда студент глубоко и прочно усвоил весь программный материал (дидактические единицы, предусмотренные ГОС или рабочей программой по дисциплине), исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с задачами и практическими заданиями, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок.

Оценка «хорошо» ставится, если студент твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент освоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент не знает отдельных разделов программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания, задачи.

В случае использования студентом литературы без разрешения экзаменатора, он вправе удалить студента с экзамена с выставлением неудовлетворительной оценки.

Положительные оценки (отлично, хорошо, удовлетворительно, зачтено) заносятся сначала в экзаменационную ведомость, а затем в зачётную книжку Неудовлетворительная оценка проставляется только в экзаменационной ведомости. Неявка на экзамен по объявленному деканом расписанию отмечается в экзаменационной ведомости словами «не явился». После выставления оценок и отметок преподаватель производит подсчёт их количества и заносит результат в ведомость.

После проведения экзамена, как правило, в тот же день, преподаватель обязан лично сдать экзаменационную ведомость в деканат факультета, обучающего данных студентов. Преподаватель несет персональную ответственность за правильное заполнение экзаменационных и зачетных ведомостей.

Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения ректора университета (проректора по учебной работе, декана факультета) не допускается.

Для сдачи экзамена вне установленных учебным расписанием сроков, студент должен получить в деканате экзаменационный лист. Экзаменационный лист должен быть зарегистрирован в специальном журнале деканата и содержать:

• номер,

• наименование предмета, дисциплины,

• ФИО преподавателя;

• ФИО студента,

• номер зачётной книжки;

• факультет, курс, группу;

• срок действия,

• подпись декана.

При проведении экзамена вне установленных сроков положительные оценки заносятся в экзаменационный лист и зачетную книжку, неудовлетворительная оценка проставляется только в экзаменационный лист.

После проведения зачета или экзамена, как правило, в тот же день, преподаватель обязан лично сдать экзаменационный лист в деканат факультета. Деканат производит соответствующую отметку в журнале регистрации.

Результаты промежуточной аттестации и предложения по улучшению учебного процесса после завершения сессии докладываются на заседаниях кафедр, учёных советов факультетов и учёного совета университета.

Примерный перечень вопросов к экзаменам по дисциплине

«Ботаника с основами фитоценологии»

Раздел 1. Анатомия растений (1 семестр)

Понятие об автотрофных, гетеротрофных и симбиотрофных организмах, их роль в круговороте веществ и энергии в биосфере. Роль растительного покрова в биосфере Земли. Космическая (планетарная) роль земных растений. Значение растений в жизни человека.

Клетка. Основные черты организации растительных клеток и их отличие от клеток грибов и животных. Осмотические свойства растительной клетки. Механизмы поступления воды в клетку. Вакуоли и клеточный сок. Возникновение и развитие вакуолей. Состав клеточного сока. Важнейшие сахароносные, дубильные, алкалоидные, гликозидоносные растения. Пигменты клеточного сока, их роль. Клеточная оболочка, ее образование и рост. Химический состав и субмикроскопическая структура клеточной оболочки. Физико-химические свойства целлюлозной оболочки. Вторичные изменения химического состава и свойств клеточных оболочек (одревеснение, опробковение, кутинизация и др.). Биологическое значение этих изменений. Использование веществ оболочек растительных клеток человеком. Понятие о порах и перфорациях. Виды пор. Запасные внутриклеточные вещества. Важнейшие пищевые растения. Кристаллы в клетках растений.

Ткани. Образовательные ткани (меристемы) их роль и размещение в теле растения. Понятие о первичных и вторичных меристемах. Строение апексов корня и стебля. Пограничные (покровные) ткани. Понятие об эпидерме как сложной многофункциональной ткани. Строение и механизмы работы устьиц. Волоски – выросты эпидермы, их типы и биологическая роль. Перидерма и корка (образование, строение, функции). Типы корки. Чечевички, их строение и функции. Механические ткани, их значение, классификация, закономерности размещения в теле растения. Понятие о флоэме и ксилеме как сложных комплексных тканях. Трахеальные элементы ксилемы (трахеи, трахеиды), их строение, развитие, эволюция. Ситовидные элементы флоэмы, их развитие, строение, эволюция. Проводящие пучки, их типы, размещение в органах растений. Прото- и метаксилема, прото- и метафлоэма. Вторичная ксилема (древесина) и флоэма (луб). Ассимиляционные и запасающие ткани. Особенности их строения в связи с выполняемыми функциями. Выделительные ткани, их типы, строение, функции. Ткани проветривания (аэренхима и др.).

Семя. Строение семени цветковых растений. Типы семян. Покой семян, условия их хранения и прорастания. Строение проростков двудольных и однодольных растений. Типы прорастания.

Корень, его функции. Зоны корня. Ризодерма. Первичное строение корня (на примере корня ириса). Вторичные изменения в корнях двудольных травянистых растений (тыква). Значение этих изменений. Типы корневых систем, способы их формирования. Динамичность, специализация и экология корневых систем. Морфологическая природа корнеплодов и их анатомическое строение (морковь, редька, свекла). Метаморфозы корней.

Побег. Общая характеристика. Понятие о побеге как едином органе. Метамерность побега. Апекс и его органообразовательная роль. Пластохрон. Понятие о почке. Строение и виды почек (придаточные, спящие, зимующие, почки возобновления и др.), их роль в жизни растения.

Лист, его функции и онтогенез. Анатомическое строение типичного зеленого листа. Проводящая система листа, ее связь с проводящей системой стебля. Листовые следы. Изменчивость анатомической структуры листа в связи с условиями жизни (световые и теневые листья, листья различных экологических групп растений: ксерофитов, мезофитов, гигрофитов, гидрофитов). Приспособительные особенности листьев вечнозеленых растений (хвойных и др.). Длительность жизни листьев. Листопад, его механизм и биологическое значение. Категории листьев на побеге. Гетерофилия. Анизофилия. Листорасположение. Его основные типы и закономерности. Формула и диаграмма листорасположения. Ряд Фибоначчи. Листовая мозаика, её значение. Классификация простых и сложных листьев.

 

Раздел 2. Морфология растений (2 семестр)

Общая характеристика побега. Понятие о побеге, как едином органе. Разнообразие побегов по направлению и характеру роста. Ветвление побегов. Значение. Типы ветвления. Степень ветвления. Примеры.

Анатомическое строение стебля хвойных деревьев (на примере сосны). Анатомическое строение стебля лиственных деревьев (на примере строения стебля липы). Гистологический состав древесины и луба лиственных и хвойных деревьев. Годичные кольца. Качество древесины. Ядровые и спелодревесные породы.

Анатомическое строение стеблей однодольных травянистых растений (кукуруза, купена, ландыш, рожь). Анатомическое строение стебля двудольных травянистых растений - первичное строение на примере клевера, тыквы. Вторичные изменения в анатомическом строении стеблей двудольных травянистых растений (на примере кирказона, подсолнечника). Значение вторичных изменений. Пучковое и сплошное строение стебля травянистых двудольных растений (стебель льна, кирказона).

Специализация и метаморфозы побегов. Примеры. Подземные и надземные луковицы, функции, строение, виды луковиц и способы их образования. Клубнелуковицы. Примеры. Подземные и надземные клубни. Функции, внешнее и внутреннее строение. Способы образования. Столоны подземные и надземные. Функции. Особенности строения, отличия от корневищ. Корневище, функции, строение. Способы формирования, ветвления корневищ. Понятие о гомологичных и аналогичных органах. Примеры.

Воспроизведение и размножение. Типы размножения. Понятие о бесполом, половом, вегетативном размножении. Циклы развития. Чередование поколений и смена ядерных фаз на примере папоротников.

Определение понятия «цветок». Общий план строения цветка. Околоцветник, типы, функции. Разнообразие венчиков. Симметрия цветка. Гинецей. Пестик, его части. Строение завязи. Типы гинецея, его эволю­ция. Строение семязачатков, их типы. Мегаспорогенез и мегагаметогенез (развитие зародышевого мешка). Андроцей. Строение тычинки и пыльника. Микроспорогенез и микрогаметогенез. Микроспоры. Пыльца, ее строение. Закономерности в строении цветка: расположение частей цветка на цветоложе, правило кратных отношений и чередование членов в кругах. Обоеполые и раздельнополые цветки. Однодомные, двудомные и многодомные растения.

Цветение и опыление у цветковых растений. Самоопыление и перекрёстное опыление, их биологическое значение. Адаптации у растений к опылению насекомыми. Узкая специализация у цветковых растений как результат сопряжённой эволюции (шалфей, орхидеи, юкка, кирказон, инжир). Опыление с помощью птиц, летучих мышей и нелетающих млекопитающих. Взаимная приспособленность опылителей и опыляемых растений как результат сопряжённой эволюции. Адаптации у растений к опылению ветром. Гидрофилия. Адаптации у растений к опылению водой. Самоопыление у растений. Приспособления к защите от самоопыления у обоеполых цветков.

Соцветие как специализированная часть побеговой системы. Классификация соцветий и их биологическое значение.

Двойное оплодотворение у цветковых растений, его биологическое значение. Развитие семени. Формирование зародыша и эндосперма. Перисперм. Апомиксис. Значение.

Плод. Понятие. Развитие и строение плода. Принципы классификации и эволюция плодов. Апокарпные, синкарпные, паракарпные и лизикарпные плоды. Соплодия. Распространение плодов и семян. Разнообразие приспособлений. Примеры.

Экологические группы и жизненные формы растений. Приспособление растений к условиям обитания. Понятие об экологических группах. Экологические группы по отношению к свету, температуре, воде. Морфологические и анатомические особенности растений разных экологических групп. Понятие о жизненной форме. Системы жизненных форм растений по К. Раункиеру и И.Г. Серебрякову.

Раздел 3. Систематика водорослей и грибов (3 семестр)

Систематика как наука, её цели и задачи. Краткая история систематики растений. Методы систематики растений. Специфика приёмов и методов изучения низших растений. Современные представления о высших таксонах органического мира. Сходство и различия между прокариотами и эукариотами, их основные отделы. Место растений в системе органического мира, принципы классификации.

Типы строения тела у водорослей. Формы тела одноклеточных, колониальных, многоклеточных и неклеточных водорослей. Строение клетки водорослей: оболочка, органоиды, пигменты и запасные питательные вещества. Способы вегетативного и бесполого размножения у водорослей. Типы полового размножения у водорослей. Циклы развития у водорослей.

Золотистые, Динофитовые (Пиррофитовые), Эвгленофитовые водоросли, особенности их строения и образа жизни. Филогенетическое значение жгутиковых водорослей, их положение в системе органического мира.

Общая характеристика и классификация отдела Зеленые водоросли. Класс Собственно зеленые водоросли. Порядок Вольвокальных (общая характеристика и важнейшие представители). Порядок Хлорококкальные (общая характеристика и важнейшие представители). Сходство и различие между Вольвокальными и Хлорококкальными водорослями. Порядок Улотрихальные. Особенности строения, циклы развития, распространение. Порядки Бриопсидальные (Сифоновые) и Сифонокладальные водоросли. Класс Конъюгаты (сцеплянки). Класс Харофициевые водоросли.

Отдел Желто - зеленые водоросли. Особенности строения, образа жизни и размножения на примере вошерии.

Общая характеристика Диатомовых водорослей. Класс Перистые диатомеи. Центрические диатомеи. Экология, распространение и значение диатомей.

Общая характеристика отдела Бурые водоросли и принципы его классификации. Эктокарпусовые водоросли. Кутлериевые и Диктиотовые водоросли. Ламинариевые водоросли. Фукусовые водоросли.

Общая характеристика Красных водорослей: строение таллома, особенности строения клетки, пигменты, запасные питательные вещества. Способы размножения красных водорослей. Специфика полового процесса.

Цианобактерии (сине-зеленые водоросли), их специфика, положение в системе органического мира, разнообразие и экология.

Экологические группы водорослей, их краткая характеристика. Цветение воды, его причины и последствия. Значение водорослей в природе и жизни человека.

Общая характеристика царства грибов: строение клетки, способ питания, запасные питательные вещества. Многообразие форм строения тела у грибов. Принципы классификации грибов. Способы вегетативного и бесполого размножения у грибов. Типы полового размножения у грибов, их специфика.

Общая характеристика Оомицетов. Порядок Сапролегниевые грибы. Порядок Пероноспоровые грибы.

Отдел Зигомикота. Отдел Аскомикота. Общая характеристика Сумчатых грибов. Особенности полового процесса. Порядок Первичносумчатые (эндомицеты). Порядок Эуроциевые (аспергилловые). Порядок Эризифовые (мучнисторосяные грибы). Порядок Гипокреальные (включая Спорыньевые). Особенности строения и развития Тафриновых грибов. Порядки - Пецициевые и Трюфелевые грибы. Важнейшие представители паразитических Дискомицетов, особенности их биологии (порядки - Ритизмовые, Гелоциевые).

Общая характеристика Базидиальных грибов. Особенности полового процесса. Принципы классификации. Строение и разнообразие плодовых тел (базидиом) Гименомицетов. Афиллофороидные гименомицеты. Строение и эволюция формы плодовых тел. Трутовые грибы, их биология и значение в гигиене леса и народном хозяйстве. Агарикоидные базидиомицеты. Строение и развитие плодовых тел и гименофора. Гастеромицеты, биология, экология, роль в природе.

Характерные особенности Головневых и Ржавчинных грибов. Цикл развития Пыльной головни пшеницы и ячменя. Меры борьбы. Цикл развития Твердой головни пшеницы. Меры борьбы. Пузырчатая головня кукурузы, особенности цикла развития. Меры борьбы. Цикл развития Линейной ржавчины злаков. Характеристика типов спороношений и циклов развития Ржавчинных грибов. Меры борьбы со Ржавчинными грибами. Сходство и различие между Головневыми и Ржавчинными грибами.

Биоэкологические группы грибов, их характеристики. Сапротрофы, их значение в круговороте веществ в природе и жизни экосистем. Микоризные грибы, их значение в круговороте веществ в природе и жизни экосистем. Значение грибов в жизни человека.

Общая характеристика лишайников. Морфологические и анатомические типы слоевищ лишайников. Размножение лишайников. Классификация лишайников. Лишайники в системе живых организмов. Сущность взаимоотношений грибов и водорослей в лишайниках. Распространение лишайников, их значение в природе и жизни человека.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.