|
Миркин, Б.М. Высшие растения: краткий курс систематики с основами науки о растительности: учеб. для студ. вузов / Б.М. Миркин, Л.Г.Наумова, А. А.Мулдашев.– М.: Логос ,2001.– 264 с.
Овеснов, С.А. Морфология и анатомия вегетативных органов высших растений: учеб. пособие для студ./ С.А. Овеснов; М-во образования и науки РФ, ПГУ. – Пермь: 2000. – 221 с.
Практикум по анатомии и морфологии растений: учеб. пособие для студ. вузов / ред. Дорохина Л.Н. – М.: Академия, 2001. – 176 с.
Дополнительная:
Ботаника: морфология и анатомия растений: учеб.пособие для студ. пед. ин-тов / А.Е. Васильев, Н.С.Воронин, А.Г. Еленевский. – 2-е изд. перераб. М.: Просвещение, 1988. – 479 с.
Жизнь растений. В 6-ти т. – М.: Просвещение, 1978-1982. Т. 4-6.
Работнов, Т. А. Фитоценология: учебное пособие для студентов /Т.А. Работнов. – 3-е издание. М.: Изд-во МГУ, 1992. 350 с
Рейвн П. Современная ботаника: В 2 т./ Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С.; пер. с англ. Гладковой В.Н.[и др.] ред. Тахтаджян А.Л. – М.: Мир, 1990.
Серебряков И.Г. Морфология вегетативных органов высших растений: Учеб. пособие. – М.: Советская наука, 1952.
Тахтаджян А. Л. Происхождение и расселение цветковых растений. –Л.: Наука, 1964
Яковлев, Г.П. Ботаника для учителя: в 2 ч. Ч.2 / Г.П. Яковлев, Л.В. Аверьянов.–М.:Просвещение.1997. –336 с.
Хржановский, В.Г. Курс общей ботаники: учебник для высших с-х учеб. зав. в 2 ч. 2-е, перераб. и доп./ В.Г. Хржановский – М.: Высшая школа, 1982.
Часть 1: Цитология, гистология, органография, размножение. – 384 с.
Часть 2: Систематика растений. – 544 с.
Эзау ,К. Анатомия семенных растений: В 2 кн. /Перевод с англ. А.Е. Васильевой и др.; под ред. А.Л. Тахтаджяна. – М.: Мир, 1980. Кн.1.– 218с. Кн.2– 558 с.
8.2.Материально-техническое и/или информационное обеспечение дисциплин
8.2.1. Компьютерный класс, который позволяет проводить занятия с подгруппой студентов при индивидуальном пользовании компьютером, или с группой студентов при работе студентов по двое на одном компьютере.
8.2.2.Мультимедийное оборудование используется на лекциях и лабораторных занятиях для демонстрации изучаемых объектов: фотографии микроскопических препаратов деталей анатомического строения вегетативных и генеративных органов, фотографии внешнего облика растений и отдельных органов, фотографии типичных биотопов, в состав которых входят определенные группы растений.
8.2.3. Электронный вариант виртуального гербария представителей ведущих родов и семейств региональной флоры Пермского края, по которому осуществляется контроль знаний студентами растений местной флоры.
8.2.4. Электронный вариант учебно-методического комплекса по изучаемой дисциплине. Размещён в компьютерной базе данных с доступом для всех обучающихся студентов.
8.2.5. Электронный вариант тестовых заданий по всем разделам курса. Размещен в компьютерной сети университета, используется для текущего контроля знаний, промежуточной и итоговой аттестации.
8.2.6. Приборы и оборудование учебного назначения: микроскопы, бинокуляры, препаратоуказатели, оборудование для приготовления микропрепаратов (покровные и предметные стекла, препаровальные иглы, лезвия для изготовления срезов,набор химреактивов, красителей и т. д.), набор готовых микропрепаратов, раздаточный гербарный материал, коллекции фиксированных в спирте объектов, живые коллекции водорослей, грибов, коллекция комнатных растений, определители растений.
8.3. Методические указания студентам
Для подготовки к лабораторным занятиям, коллоквиумам, экзамену студентам рекомендуются «Методические указания», где наряду с перечнем работ и их описанием имеются теоретические сведения по изучаемым объектам.
В соответствии с «Методическими указаниями» разработаны рабочие тетради, где приведены рисунки препаратов по анатомии и морфологии растений, изображения водорослей и грибов, сравнительные таблицы. Использование таких тетрадей значительно экономит время на занятиях, что позволяет более тщательно осуществлять контроль над освоением студентами изучаемого материала. Преподаватель на занятии работает с каждым студентом, проверяя знание микроскопических препаратов и живых объектов с помощью препаратоуказателя.
Для самостоятельной работы студентами могут быть использованы наглядные пособия, раздаточный материал, микроскопические препараты, что способствует более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентирует студентов на умение применять теоретические знания на практике.
Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (коллоквиум, экзамен). При этом проводятся: тестирование, экспресс-опрос на лабораторных занятиях, проверка письменных работ, проверка знаний микропрепаратов, коллективный рисунок на доске анатомического строения разных органов растений, схем циклов развития водорослей и грибов, проверка рабочих тетрадей.
Перечень рабочих тетрадей, разработанных для студентов, изучающих курс «Ботаника с основами фитоценологии»
Ботаника I часть:издание 3, переработанное и дополненное. Методические указания к лабораторным занятиям по анатомии и морфологии высших растений для студентов 1 курса факультета биологии и химии / Перм. гос. пед. ун-т; Сост. Л.В. Крюгер, В.Г. Логинова, Л.Г. Переведенцева, Ю.А. Петрухин–Пермь, 2005.–36 с.
Ботаника II часть:издание 3, переработанное и дополненное. Методические указания к лабораторным занятиям по анатомии и морфологии высших растений для студентов 1 курса факультета биологии и химии / Перм. гос. пед. ун-т; Сост. Л.В. Крюгер, В.Г. Логинова, Л.Г. Переведенцева, Ю.А. Петрухин. –Пермь, 2005.–36 с.
Ботаника: Методические указания к полевой практике по анатомии и морфологии высших растений для студентов 1 курса факультета биологии и химии / Перм. гос. пед. ун-т; Сост. Л.Г. Переведенцева, В.Г. Логинова. – Пермь, 2001. – 31с.
Ботаника: Методические указания к выполнению индивидуальных заданий и контрольных работ для студентов-заочников I-II курсов факультета биологии и химии (издание 2, переработанное и дополненное) / Перм. гос. пед. ун-т; Сост. Л.Г. Переведенцева, Е.М. Шкараба – Пермь, 2004. – 29с
Водоросли: Методические указания по систематике низших растений для студентов II курса факультета биологии и химии. / Перм. гос. пед. ун-т; Сост. Л.Г. Переведенцева, Е.М. Шкараба – Пермь, 2005. – 29с
Грибы: Методические указания к лабораторным занятиям по систематике низших растений для студентов II курса факультета биологии и химии. / Перм. гос. пед. ун-т; Сост. Л.Г. Переведенцева, Е.М. Шкараба – Пермь, 2005. – 32с.
Подготовлены к изданию и апробированы на лабораторных занятиях и полевой практике:
Высшие споровые и голосеменные растения: Тетрадь для лабораторных занятий по систематике высших растений и региональному курсу «Биоразнообразие растительного мира Прикамья» для студентов II курса факультета биологии и химии. Сост. Е.М. Шкараба, А.Е. Селиванов, З.М. Шаяхметова.
Покрытосеменные (цветковые) растения: Тетрадь для лабораторных занятий по систематике высших растений и региональному курсу «Биоразнообразие растительного мира Прикамья» для студентов II курса факультета биологии и химии. Сост. Е.М. Шкараба, А.Е. Селиванов, З.М. Шаяхметова.
Ботаника: Методические указания для полевой практики по ботанике с основами фитоценологии для студентов II курса факультета биологии и химии. Сост. Е.М. Шкараба, А.Е. Селиванов, З.М. Шаяхметова.
Разделы и темы для
самостоятельного изучения
| Виды и содержание самостоятельной работы
| Раздел 1. Анатомия растений (1 семестр)
Тема 1. Введение. Растительный мир как составная часть биосферы Земли.
| Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе).
| Раздел 1. Анатомия растений (1 семестр)
Тема 2. Растительная клетка. Основные черты организации растительных клеток, их отличие от клеток животных и грибов.
| Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе); самостоятельная работа с микропрепаратами.
| Раздел 1. Анатомия растений (1 семестр)
Тема 3. Растительные ткани. Понятие о тканях. Принципы классификации. Разнообразие.
| Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе); самостоятельная работа с микропрепаратами; определение типа покровных тканей у стеблей разных видов растений. Зарисовка формы чечевичек у растений, используемых в озеленении города, подготовка к коллоквиуму.
| Раздел 1. Анатомия растений (1 семестр)
Тема 4. Зародыш и проросток – начальные этапы онтогенеза цветкового растения. Строение и типы семян, строение проростков.
| Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе). Выращивание в домашних условиях проростков пшеницы, фасоли или гороха, изготовление гербария.
| Раздел 1. Анатомия растений (1 семестр)
Тема 5. Корень и корневые системы.
| Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе); самостоятельная работа с микропрепаратами. Рассмотреть корнеплоды, определить тип (флоэмный, ксилемный), вычислить, сколько было листьев у свеклы (по количеству камбиальных колец).
| Раздел 1. Анатомия растений (1 семестр)
Тема 6. Побег и системы побегов. Общая характеристика побега. Лист – боковой орган побега.
| Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе); работа с тестами и вопросами для самопроверки. Описание морфологических признаков листьев комнатных растений, составление формулы и диаграммы листорасположения.
| Раздел 2. Морфология растений (2 семестр)
Тема 7. Побег и системы побегов. Стебель – ось побега. Анатомическое строение. Ветвление. Метаморфозы. Соцветие как специализированная часть системы побегов.
| Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе); определение типов ветвления побегов и возраста отдельных побегов растений, используемых в озеленении города. Прорастить клубень картофеля и луковицу лука репчатого и доказать, что это – видоизмененные побеги. Работа с тестами и вопросами для самопроверки, подготовка к коллоквиуму.
| Раздел 2. Морфология растений (2 семестр)
Тема 8. Воспроизведение и размножение растений. Общие сведения о размножении и воспроизведении растений. Половой процесс. Типы полового процесса. Понятие о цикле развития растений. Чередование поколений и смена ядерных фаз.
| Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе).
| Раздел 2. Морфология растений (2 семестр)
Тема 9. Репродуктивные органы цветковых растений. Определение понятия «цветок». Гинецей. Мегаспорогенез и мегагаметогенез (развитие зародышевого мешка). Андроцей. Микроспорогенез и микрогаметогенез. Цветение и опыление растений. Двойное оплодотворение. Плоды.
| Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе), работа с микропрепаратами.
| Раздел 2. Морфология растений (2 семестр)
Тема 10. Экологические группы и жизненные формы растений. Понятие о жизненной форме. Системы жизненных форм растений по К. Раункиеру и И.Г. Серебрякову.
| Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе).
| Раздел 3. Систематика водорослей и грибов (3 семестр)
Тема 11. Современные взгляды на систему органического мира и место в ней растений, грибов. Систематика растений как наука, задачи и методы. Принципы классификации.
| Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе).
| Раздел 3. Систематика водорослей и грибов (3 семестр)
Тема 12. Общая характеристика водорослей. Принципы классификации. Общая характеристика отделов водорослей.
| Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе). Собрать материал в разных водоемах, принести на занятия и проанализировать разнообразие обитающих водорослей. Самостоятельная работа с микропрепаратами.
| Раздел 3. Систематика водорослей и грибов (3 семестр)
Тема 13. Экологические группы водорослей, их значение в природных экосистемах, использование человеком.
| Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе).
| Раздел 3. Систематика водорослей и грибов (3 семестр)
Тема 14. Общая характеристика царства Грибы. Принципы классификации. Краткая характеристика отделов грибов.
| Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе); самостоятельная работа с микропрепаратами и коллекциями. Вырастить дома грибы родов: Мукор, Ризопус, Пеницилл, Аспергилл. Подготовка к коллоквиуму.
| Раздел 3. Систематика водорослей и грибов (3 семестр)
Тема 15. Лишайники. Общая характеристика. Экология грибов. Характеристика основных экологических групп грибов, их значение в природе и практической деятельности человека..
| Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе); самостоятельная работа с микропрепаратами и коллекциями.
| Раздел 4. Систематика высших растений (4 семестр)
Тема 16. Характерные признаки высших растений, их отличие от низших. Принципы классификации
| Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе)
| Раздел 4. Систематика высших растений (4 семестр)
Тема17. Гаметофитная линия в эволюции высших растений. Отдел мохообразные
| Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе). Составить в форме таблицы сравнительную характеристику классов и подклассов мохообразных
| Раздел 4. Систематика высших растений (4 семестр)
Тема 18. Спорофитная линия высших растений. Современные высшие споровые: плауны, хвощи, папоротники
| Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе). Составить характеристику отдела псилотовые, ископаемых представителей отделов плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные.
| Раздел 4. Систематика высших растений (4 семестр)
Тема19.Семенные растения, отличительные особенности. Отдел голосеменные
| Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе). Сравнить спору и семя, выявить черты сходства и принципиальные отличия. Составить характеристику ископаемых таксонов голосеменных: кордаиты, беннеттиты, семенные папоротники
| Раздел 4. Систематика высших растений (4 семестр)
Тема 20. Отдел покрытосеменные, цветковые растения
| Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе). Изучить раздел учебника: История систематики, составить краткий обзор систем покрытосеменных в историческом аспекте. По предложенному плану составить характеристики важнейших семейств двудольных и однодольных растений
| Раздел 4. Систематика высших растений (4 семестр)
Тема 21 Этапы исторического развития растительного мира. Становление флор
| Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе)
| Раздел 4. Систематика высших растений (4 семестр)
Тема 22. Основы фитоценологии Понятие о фитоценозе, его важнейшие признаки. Динамика фитоценозов, классификация и ординация растительного покрова
| Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе)
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|