Лабораторные работы сопровождаются методическими указаниями, включающими теоретические материалы и ход проведения. У каждого студента имеются разработанные на кафедре рабочие тетради по важнейшим разделам учебной дисциплины, в которых содержатся методические указания к выполнению лабораторных работ, рисунки микроскопических препаратов и морфологических структур растений, контрольные вопросы и задания.
Использование рабочих тетрадей способствует экономии времени при проведении лабораторных занятий, что позволяет концентрировать внимание на обратную связь с преподавателем в процессе беседы при анализе рассматриваемых объектов.
№№ и названия разделов и тем
| Цель и содержание лабораторной работы
| Результаты лабораторной работы
|
Лабораторная работа № 1: Общее знакомство с растительной клеткой. Пластиды, свойства цитоплазмы.
|
Раздел 1. Анатомия растений (1 семестр)
Тема 2.Растительная клетка. Основные черты организации растительных клеток.
| Изучить строение растительной клетки на примере эпидермы чешуи лука репчатого, листа элодеи. Познакомиться с некоторыми свойствами цитоплазмы.
| Изготовить микропрепараты – эпидерма чешуи лука, лист элодеи, хромопласты в мякоти плодов рябины. Рассмотрев микропрепараты, подписать рисунки, сделать соответствующие обозначения и выводы. Пронаблюдать плазмолиз и деплазмолиз в клетках листа элодеи. Сдать отчет преподавателю.
|
Лабораторная работа № 2: Запасные вещества в клетках растений. Твердые отложения солей в клетках растений.
|
Раздел 1. Анатомия растений (1 семестр)
Тема 2.Растительная клетка. Основные черты организации растительных клеток.
| Установить наличие крахмала (крахмальные зерна), белков (алейроновые зерна), моносахаров, жиров (липидные капли) в клетках растений. Изучить разнообразие твердых отложений солей в клетках растений.
| Изготовить микропрепараты – крахмальные зерна в клубне картофеля, алейроновые зерна и липидные капли в семенах клещевины. Рассмотрев микропрепараты, подписать рисунки, сделать соответствующие обозначения и выводы. Провести химические реакции на наличие моносахаров в плодах (виноград, яблоко). Сдать отчет преподавателю.
|
Лабораторная работа № 3: Образовательные и покровные ткани
|
Раздел 1. Анатомия растений (1 семестр)
Тема 3. Растительные ткани. Понятие о тканях. Принципы классификации. Разнообразие.
| Изучить строение апикальной (кончик корня, верхушка стебля) и латеральной (феллоген) меристемы.
Познакомиться со строением первичных, вторичных и третичных покровных тканей.
| Рассмотреть микропрепараты
Примечание. В этой и последующих работах каждый студент отчитывается за препарат с использованием микроскопа с препаратоводителем.
|
|
|
|
Лабораторная работа № 4:Механические и проводящие ткани.
|
Раздел 1. Анатомия растений (1 семестр)
Тема 3. Растительные ткани. Понятие о тканях. Принципы классификации. Разнообразие.
| Познакомиться со строением склеренхимы на примере изучения лубяных волокон льна, а также астро-, остео- и брахисклереид.
Изучить строение элементов ксилемы (сосудов, трахеид) и флоэмы.
| Приготовить препараты: лубяное волокно стебля льна, каменистые клетки из мякоти плодов груши.
Рассмотрев микропрепараты, подписать рисунки, сделать соответствующие обозначения и выводы о взаимосвязи структуры и функций клеток изучаемых тканей. Сдать отчет преподавателю.
|
Лабораторная работа № 5:Строение семян и проростков двудольных растений.
|
Раздел 1. Анатомия растений (1 семестр)
Тема 4. Зародыш и проросток – начальные этапы онтогенеза цветкового растения. Строение и типы семян, строение проростков.
| Познакомиться со строением семян двудольных растений.
На примере проростков гороха, фасоли изучить подземное и надземное прорастание.
| Изучив строение предварительно замоченных семян, установить сходство отличие между семенами покрытосеменных; между семенами и проростками двудольных и однодольных растений.
Подписать рисунки, сделать соответствующие обозначения и выводы.
|
Лабораторная работа № 6:Строение семян и проростков однодольных растений.
|
Раздел 1. Анатомия растений (1 семестр)
Тема 4. Зародыш и проросток – начальные этапы онтогенеза цветкового растения. Строение и типы семян, строение проростков.
| Познакомиться со строением семян однодольных растений.
На примере проростков пшеницы, изучить подземное прорастание.
| Изучив строение предварительно замоченных семян, установить сходство отличие между семенами покрытосеменных; между семенами и проростками двудольных и однодольных растений.
Подписать рисунки, сделать соответствующие обозначения и выводы.
|
Лабораторная работа № 7: Анатомическое строение корня
|
Раздел 1. Анатомия растений (1 семестр)
Тема 5. Корень и корневые системы.
| Познакомиться с первичным и вторичным строением корня. Выяснить, с чем связаны вторичные изменения корня.
| Рассмотрев микропрепараты первичного строения корня ириса, вторичного корня тыквы, найти сходство и отличие, заполнить таблицу.
Подписать рисунки, сделать соответствующие обозначения.
Сдать отчет преподавателю по микропрепаратам..
|
Лабораторная работа № 8: Морфология корня, метаморфозы корней.
|
Раздел 1. Анатомия растений (1 семестр)
Тема 5. Корень и корневые системы.
| Изучив гербарные образцы, определить тип корневых систем у разных растений.
| Сравнить типы корневых систем по форме и происхождению. Сделать выводы.
|
Лабораторная работа № 9: Метаморфозы корней.
|
Раздел 1. Анатомия растений (1 семестр)
Тема 5. Корень и корневые системы.
| Познакомиться с метаморфозами корней, рассмотрев микропрепараты, живые объекты и гербарий.
| Установить природу корнеплодов. Отметить изменения в строении корня при симбиозе и паразитизме.
Подписать рисунки, сделать соответствующие обозначения.
Сдать отчет преподавателю по микропрепаратам.
|
Лабораторная работа № 10: Общая характеристика побега. Морфология листа.
|
Раздел 1. Анатомия растений (1 семестр)
Тема 6. Побег и системы побегов. Общая характеристика побега. Лист – боковой орган побега.
| Познакомиться с морфологическим строением побега на примере комнатных растений и гербария. Изучив гербарные образцы, комнатные растения, определить листорасположение, прикрепление листьев к стеблю у разных растений. Познакомиться с методикой описания морфологических признаков листа.
| Отметить сходство в морфологическом строении побегов. Определить возраст ветки по почечным кольцам. Используя коллекцию листьев и предложенные схемы, в рабочих тетрадях заполнить таблицы – характеристика простых цельных листьев; характеристика простых листьев с расчлененной листовой пластинкой; классификация сложных дистьев.
|
Лабораторная работа № 11: Анатомическое строение листа.
|
Раздел 1. Анатомия растений (1 семестр).
Тема 6. Побег и системы побегов. Общая характеристика побега. Лист – боковой орган побега.
| Познакомиться с анатомическим строением листьев камелии, ириса, хвои сосны.
| Сравнить анатомическое строение листьев разных растений, отметить признаки приспособления к условиям обитания. Подписать рисунки, сделать соответствующие обозначения и выводы. Сдать отчет преподавателю по микропрепаратам.
|
Лабораторная работа № 12: Анатомическое строение стеблей древесных растений.
|
Раздел 2. Морфология растений (2 семестр).
Тема 7. Побег и системы побегов. Стебель – ось побега.
| Изучить анатомическое строение стеблей сосны и липы на поперечных и продольных разрезах, определить тип стелы.
| Сравнить анатомическое строение стеблей сосны и липы. Подписать рисунки, сделать соответствующие обозначения и выводы. Сдать отчет преподавателю по микропрепаратам.
|
Лабораторная работа № 13: Анатомическое строение стеблей двудольных травянистых растений.
|
Раздел 2. Морфология растений (2 семестр).
Тема 7. Побег и системы побегов. Стебель – ось побега.
| Изучить анатомическое строение стеблей тыквы, кирказона, льна на поперечных разрезах, определить тип строения.
| Сравнить анатомическое строение стеблей двудольных травянистых растений. Подписать рисунки, сделать соответствующие обозначения и выводы. Сдать отчет преподавателю по микропрепаратам.
|
Лабораторная работа № 14: Анатомическое строение стеблей однодольных травянистых растений.
|
Раздел 2. Морфология растений (2 семестр).
Тема 7. Побег и системы побегов. Стебель – ось побега.
| Изучить анатомическое строение стеблей кукурузы, ржи, ландыша на поперечных разрезах, определить тип строения.
| Сравнить анатомическое строение стеблей однодольных травянистых растений. Подписать рисунки, сделать соответствующие обозначения и выводы. Сдать отчет преподавателю по микропрепаратам.
|
Лабораторная работа № 15: Морфология побега, ветвление, разнообразие по направлению роста.
|
Раздел 2. Морфология растений (2 семестр).
Тема 7. Побег и системы побегов. Стебель – ось побега.
| Установить типы ветвления побегов и разнообразия по направлению роста.
| Установить тип ветвления побегов. Выяснить тип побегов по направлению роста и заполнить таблицу. Подписать рисунки, сделать соответствующие обозначения.
|
Лабораторная работа № 16:Метаморфозы побегов, стеблей и листьев.
|
Раздел 2. Морфология растений (2 семестр).
Тема 7. Побег и системы побегов. Стебель – ось побега.
| Познакомиться с разнообразием метаморфозов подземных и надземных побегов. Выявить гомологичные и аналогичные ораны растений.
| Доказать, что тот или иной метаморфоз является видоизмененным побегом. Подписать рисунки, сделать соответствующие обозначения и выводы.
|
Лабораторная работа № 17:Соцветия.
|
Раздел 2. Морфология растений (2 семестр).
Тема 7. Побег и системы побегов. Стебель – ось побега.
| Познакомиться с разнообразием соцветий по типу ветвления, степени ветвления, олиственности, поведению апикальных меристем.
| Подписать рисунки, сделать соответствующие обозначения и выводы. Заполнить таблицу. Сдать отчет преподавателю.
|
Лабораторная работа № 18:Строение цветка.
|
Раздел 2. Морфология растений (2 семестр).
Тема 9. Репродуктивные органы цветковых растений. Плоды.
| Познакомиться с разнообразием строения цветка купальницы, редиса, яблони, огурца, примулы, ивы.
| Рассмотреть фиксированный материал. Составить формулы цветков, нарисовать диаграммы. Подписать рисунки, сделать соответствующие обозначения и выводы.
|
Лабораторная работа № 19:Строение завязи и пыльника.
|
Раздел 2. Морфология растений (2 семестр).
Тема 9. Репродуктивные органы цветковых растений. Плоды.
| Изучить микропрепараты поперечного разреза завязи лилии поперечного разреза пыльника.
| Рассмотреть микропрепараты. Подписать рисунки, сделать соответствующие обозначения и выводы.
|
Лабораторная работа № 20:Строение и разнообразие плодов.
|
Раздел 2. Морфология растений (2 семестр).
Тема 9. Репродуктивные органы цветковых растений. Плоды.
| Познакомиться с разнообразием плодов, рассмотрев коллекцию. Отметить особенности строения апокарпных и ценокарпных плодов.
| Рассмотреть коллекцию плодов, заполнить таблицы, сделать соответствующие обозначения и выводы.
|
Лабораторная работа № 21: Отдел Зелёные водоросли. Порядки - вольвоксовые, протококковые, улотриксовые, сифонокладальные, бриопсидальные (сифональные) водоросли.
|
Раздел 3. Систематика водорослей и грибов (3 семестр).
Тема 12. Общая характеристика отделов водорослей.
| Рассмотреть живой материал и гербарий, найти представителей, относящихся к отделу Зелёные водоросли. Изобразить циклы развития.
| Подписать рисунки, ответить на вопросы, сделать выводы.
|
Лабораторная работа № 22: Отдел Зелёные водоросли. Классы – конъюгаты, харовые. Отдел жёлто–зеленые водоросли.
|
Раздел 3. Систематика водорослей и грибов (3 семестр).
Тема 12. Общая характеристика отделов водорослей.
| Рассмотреть живой материал и гербарий, найти представителей, относящихся к отделам Зелёные и Желто-зеленые водоросли. Изобразить циклы развития.
| Подписать рисунки, ответить на вопросы, сделать выводы.
|
Лабораторная работа № 23: Отдел диатомовые водоросли.
|
Раздел 3. Систематика водорослей и грибов (3 семестр).
Тема 12. Общая характеристика отделов водорослей.
| Рассмотреть живой материал и гербарий, найти представителей, относящихся к отделу Диатомовые водоросли. Изобразить циклы развития.
| Подписать рисунки, ответить на вопросы, сделать выводы.
|
Лабораторная работа № 24: Отдел Бурые водоросли.
|
Раздел 3. Систематика водорослей и грибов (3 семестр).
Тема 12. Общая характеристика отделов водорослей.
| Рассмотреть гербарий и микропрепараты представителей, относящихся к отделу Бурые водоросли. Изобразить циклы развития.
| Подписать рисунки, ответить на вопросы, сделать выводы.
|
Лабораторная работа № 25: Отделы - Красные водоросли, Цианобактерии.
|
Раздел 3. Систематика водорослей и грибов (3 семестр).
Тема 12. Общая характеристика отделов водорослей.
| Рассмотреть живой материал, гербарий и микропрепараты представителей, относящихся к отделам Красные водоросли и Цианобактерии. Изобразить циклы развития
| Подписать рисунки, ответить на вопросы, сделать выводы.
|
Лабораторная работа № 26: Отделы: Оомикота, Зигомикота, Аскомикота (эндомицетовые, тафриновые)
|
Раздел 3. Систематика водорослей и грибов (3 семестр).
Тема 14. Общая характеристика царства Грибы. Принципы классификации. Краткая характеристика отделов грибов.
| Познакомиться с разнообразием представителей (гербарий, живые объекты): фитофтора, мукор, ризопус, дрожжи, тафрина.
| Подписать рисунки, ответить на вопросы, сделать выводы. Отметить особенности строения, размножения, циклов развития.
|
Лабораторная работа № 27: Отдел Аскомикота. Порядки: эуроциевые, спорыньевые, ритизмовые. Группа порядков Дискомицеты.
|
Раздел 3. Систематика водорослей и грибов (3 семестр).
Тема 14. Общая характеристика царства Грибы. Принципы классификации. Краткая характеристика отделов грибов.
| Познакомиться с разнообразием представителей (гербарий, живые объекты): пеницилл, аспергилл, эризифе, сферотека, спорынья, ритизма кленовая, лофодермий сосновый, пецицицевые грибы.
| Подписать рисунки, ответить на вопросы, сделать выводы. Отметить типы плодовых тел (клейстотеции, перитеции, апотеции), особенности строения, размножения, циклов развития.
|
Лабораторная работа № 28: Отдел Базидиомикота. Группы порядков гастероидные, афиллофороидные и агарикоидные базидиомицеты.
|
Раздел 3. Систематика водорослей и грибов (3 семестр).
Тема 14. Общая характеристика царства Грибы. Принципы классификации. Краткая характеристика отделов грибов.
| Познакомиться с разнообразием представителей (коллекции грибов). Отметить грибы с закрытым, полузакрытым и открытым типами развития.
| Подписать рисунки, ответить на вопросы, сделать выводы.
|
Лабораторная работа № 29: Отдел Базидиомикота. Классы устилагино- и урединиомицеты.
|
Раздел 3. Систематика водорослей и грибов (3 семестр).
Тема 14. Общая характеристика царства Грибы. Принципы классификации. Краткая характеристика отделов грибов.
| Познакомиться с разнообразием паразитических грибов (гербарий), сделать и рассмотреть микропрепараты. Отметить особенности циклов развития головневых и ржавчинных грибов.
| Подписать рисунки, изобразить схемы циклов развития, ответить на вопросы, сделать выводы.
|
Лабораторная работа № 30: Лишайники.
|
Раздел 3. Систематика водорослей и грибов (3 семестр).
Тема 15. Лишайники. Общая характеристика
| Познакомиться с разнообразием лишайников (гербарий). Обратить внимание на строение апотециев, особенности морфологической структуры и вегетативного размножения. Рассмотреть микропрепараты.
| Подписать рисунки, ответить на вопросы, сделать выводы.
|
Лабораторная работа № 31: Отдел мохообразные.
|
Раздел 4. Систематика высших растений (4 семестр).
Тема 17. Отдел мохообразные. Общая характеристика. Цикл воспроизведения. Деление на классы и порядки.
| Изучить цикл воспроизведения мохообразных. Познакомиться с типичными представителями классов печеночники и листостебельные мхи. Изучить органы размножения маршанции и политрихума, особенности анатомической структуры сфагновых мхов.
| Подписанные рисунки в рабочей тетради. Заполненный словарь терминов. Умение узнавать на живых объектах и микропрепаратах вегетативные и генеративные органы мохообразных. Знания цикла воспроизведения, анатомических и морфологических особенностей мохообразных.
|
Лабораторная работа № 32: Отделы плауновидные и хвощевидные.
|
Раздел 4. Систематика высших растений (4 семестр).
Тема. 18. Спорофитная линия в эволюции наземных растений. Специфика цикла воспроизведения, особенности строения вегетативных и генеративных органов представителей отделов плауновидные и хвощевидные.
| Изучить циклы воспроизведения плауновидных и хвощевидных. Познакомиться с представителями классов плауновых и полушниковых. На натуральных объектах и микропрепаратах изучить строение вегетативных и генеративных органов равно- и разноспоровых плауновидных. На натуральных объектах и микропрепаратах изучить строение вегетативных и генеративных органов хвощей.
| Пописанные рисунки в рабочей тетради. Заполненный словарь терминов. Умение узнавать на гербарных образцах, живых объектах и микропрепаратах вегетативные и генеративные органы плауновидных и хвощевидных. Знание цикла воспризведения, анатомических и морфологических особенностей плауновидных и хвощей. Умение объяснить сущность разноспоровости.
|
Лабораторная работа № 33: Отдел папоротникообразные.
|
Раздел 4. Систематика высших растений (4 семестр).
Тема 18. Спорофитная линия в эволюции наземных растений. Специфика цикла воспроизведения, особенности строения вегетативных и генеративных органов представителей отдела папоротникообразные.
| На натуральных объектах и микропрепаратах изучить строение вегетативных и генеративных органов равно- и разноспоровых папоротникообразных.
Изучить последовательность этапов цикла воспроизведения равно- и разноспоровых папоротников.
| Пописанные рисунки в рабочей тетради. Заполненный словарь терминов. Умение узнавать на гербарных образцах, живых объектах и микропрепаратах вегетативные и генеративные органы папоротникообразных. Знание цикла воспризведения, анатомических и морфологических особенностей папоротникообразных.
|
Лабораторная работа № 34: Отдел голосеменные.
|
Раздел 4. Систематика высших растений (4 семестр).
Тема 19. Семенные растения, их отличительные особенности. Общая характеристика отдела голосеменные, цикл воспроизведения, особенности размножения на примере хвойных.
| На натуральных объектах и микропрепаратах изучить строение вегетативных и генеративных органов , на примере представителей класса хвойные.
Изучить последовательность этапов цикла воспроизведения голосеменных. Выявить отличительные особенности жизненного цикла семенных растений в сравнении со споровыми
| Подписанные рисунки в рабочей тетради. Заполненный словарь терминов. Умение узнавать на живых объектах и микропрепаратах генеративные органы голосеменных. Умение отличать виды хвойных местной флоры по вегетативным и генеративным органам. Знание цикла воспроизведенияа, анатомических и морфологических особенностей голосемянных.
|
Лабораторная работа № 35: Отдел покрытосеменные. Семейство Лютиковые.
|
Раздел 4. Систематика высших растений (4 семестр).
Тема 20. Отдел покрытосеменные. Класс двудольные. Порядок лютикоцветные. Семейство лютиковые. Деление на подсемейства. Важнейшие роды и типичные представители местной флоры.
| Изучить основные таксономические признаки семейства лютиковые. Выявить признаки, характерные для подсемейств и родов. На натуральных объектах изучить строение вегетативных и генеративных органов местных представителей семейства лютиковые.
| Подписанные рисунки в рабочей тетради. Составленный паспорт семейства, характеристики изученных видов по предложенному плану. Знание признаков подсемейств лютиковых. Умение относить виды лютиковых к подсемейству. Приобретение навыков определения родов и видов.
|
Лабораторная работа № 36: Отдел покрытосеменные. Семейства розовые и бобовые.
|
Раздел 4. Систематика высших растений (4 семестр).
Тема 20. Отдел покрытосеменные. Класс двудольные. Порядок розоцветные семейство розовые. Деление на подсемейства. Порядок бобовоцветные. Характеристика семейства бобовые.
| Изучить основные таксономические признаки семейств розовые и бобовые. Выявить признаки подсемейств и родов семейства розовые, родов семейства бобовые. На натуральных объектах изучить строение вегетативных и генеративных органов местных представителей семейств розовые и бобовые.
| Подписанные рисунки в рабочей тетради. Составленный паспорт семейства, характеристики изученных видов по предложенному плану. Знание признаков подсемейств и родов семейства розовые, родов семейства бобовые. Приобретение навыков определения родов и видов.
|
Лабораторная работа № 37: Отдел покрытосеменные. Семейства капустные (крестоцветные) и сельдерейные (зонтичные).
|
Раздел 4. Систематика высших растений (4 семестр).
Тема 20. Отдел покрытосеменные. Класс двудольные. Порядок зонтикоцветные. Семейство зонтичные. Порядок каперцовые, семейство крестоцветные.
| Изучить основные таксономические признаки семейств капустные и сельдерейные. Выявить признаки родов этих семейств. На натуральных объектах изучить строение вегетативных и генеративных органов местных представителей семейств капустные и сельдерейные.
| Подписанные рисунки в рабочей тетради. Составленные паспорта семейств, характеристики изученных видов по предложенному плану. Знание признаков родов семейств капустные и сельдерейные. Приобретение навыков определения родов и видов.
|
Лабораторная работа № 38: Отдел покрытосеменные. Семейства пасленовые, бурачниковые, норичниковые, яснотковые (губоцветные).
|
Раздел 4. Систематика высших растений (4 семестр).
Тема 20. Отдел покрытосеменные. Класс двудольные. Порядок бурачникоцветные, семейство бурачниковые. Порядок вербеноцветные, семейство губоцветные. Порядок пасленоцветные, семейство пасленовые. Порядок норичникоцветные, семейство норичниковые.
| Изучить основные таксономические признаки семейств пасленовые, бурачниковые, норичниковые, яснотковые. Выявить признаки родов этих семейств. На натуральных объектах изучить строение вегетативных и генеративных органов местных представителей этих семейств.
| Подписанные рисунки в рабочей тетради. Составленные паспорта семейств, характеристики изученных видов по предложенному плану. Знание признаков родов семейств пасленовые, бурачниковые, норичниковые, яснотковые. Приобретение навыков определения родов и видов.
|
Лабораторная работа № 39: Отдел покрытосеменные. Семейство астровые.
|
Раздел 4. Систематика высших растений (4 семестр).
Тема 20. Отдел покрытосеменные. Класс двудольные. Порядок сростнопыльниковые (Астровые), семество сложноцветные.
| Изучить основные таксономические признаки семейства астровые. Изучить строение соцветий и цветков разных типов. Выявить признаки подсемейств и родов семейства астровые. На натуральных объектах изучить строение вегетативных и генеративных органов местных представителей семейства астровые.
| Подписанные рисунки в рабочей тетради. Составленный паспорт семейства, характеристики изученных видов по предложенному плану. Знание признаков подсемейств и родов семейства астровые. Приобретение навыков определения родов и видов.
|
Лабораторная работа № 40: Отдел покрытосеменные. Семейство лилейные.
|
Раздел 4. Систематика высших растений (4 семестр).
Тема 20. Отдел покрытосеменные. Класс однодольные. Порядок лилиецветные. Семейство лилейные.
| Изучить основные таксономические признаки семейства лилейные. Выявить признаки родов семейства, традиционное и современное понимание объема семейства. На натуральных объектах изучить строение вегетативных и генеративных органов местных представителей семейства лилейные.
| Подписанные рисунки в рабочей тетради. Составленный паспорт семейства, характеристики изученных видов по предложенному плану. Знание признаков родов семейства лилейные. Приобретение навыков определения родов и видов.
|
Лабораторная работа № 41: Отдел покрытосеменные. Семейство мятликовые (злаки).
|
Раздел 4. Систематика высших растений (4 семестр).
Тема 20. Отдел покрытосеменные. Класс однодольные. Порядок чешуецветные, семейство злаки.
| Изучить основные таксономические признаки семейства мятликовые. На натуральных объектах изучить строение вегетативных и генеративных органов местных представителей семейства.
| Подписанные рисунки в рабочей тетради. Составленный паспорт семейства, характеристики изученных видов по предложенному плану. Знание признаков родов семейства мятликовые. Приобретение навыков определения родов и видов..
|
| | | | |
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.