Сделай Сам Свою Работу на 5

Лабораторные работы (лабораторный практикум)





Лабораторные работы сопровождаются методическими указаниями, включающими теоретические материалы и ход проведения. У каждого студента имеются разработанные на кафедре рабочие тетради по важнейшим разделам учебной дисциплины, в которых содержатся методические указания к выполнению лабораторных работ, рисунки микроскопических препаратов и морфологических структур растений, контрольные вопросы и задания.

Использование рабочих тетрадей способствует экономии времени при проведении лабораторных занятий, что позволяет концентрировать внимание на обратную связь с преподавателем в процессе беседы при анализе рассматриваемых объектов.

 

 

№№ и названия разделов и тем Цель и содержание лабораторной работы Результаты лабораторной работы
Лабораторная работа № 1: Общее знакомство с растительной клеткой. Пластиды, свойства цитоплазмы.
Раздел 1. Анатомия растений (1 семестр) Тема 2.Растительная клетка. Основные черты организации растительных клеток. Изучить строение растительной клетки на примере эпидермы чешуи лука репчатого, листа элодеи. Познакомиться с некоторыми свойствами цитоплазмы. Изготовить микропрепараты – эпидерма чешуи лука, лист элодеи, хромопласты в мякоти плодов рябины. Рассмотрев микропрепараты, подписать рисунки, сделать соответствующие обозначения и выводы. Пронаблюдать плазмолиз и деплазмолиз в клетках листа элодеи. Сдать отчет преподавателю.
Лабораторная работа № 2: Запасные вещества в клетках растений. Твердые отложения солей в клетках растений.
Раздел 1. Анатомия растений (1 семестр) Тема 2.Растительная клетка. Основные черты организации растительных клеток. Установить наличие крахмала (крахмальные зерна), белков (алейроновые зерна), моносахаров, жиров (липидные капли) в клетках растений. Изучить разнообразие твердых отложений солей в клетках растений. Изготовить микропрепараты – крахмальные зерна в клубне картофеля, алейроновые зерна и липидные капли в семенах клещевины. Рассмотрев микропрепараты, подписать рисунки, сделать соответствующие обозначения и выводы. Провести химические реакции на наличие моносахаров в плодах (виноград, яблоко). Сдать отчет преподавателю.
Лабораторная работа № 3: Образовательные и покровные ткани
Раздел 1. Анатомия растений (1 семестр) Тема 3. Растительные ткани. Понятие о тканях. Принципы классификации. Разнообразие. Изучить строение апикальной (кончик корня, верхушка стебля) и латеральной (феллоген) меристемы. Познакомиться со строением первичных, вторичных и третичных покровных тканей. Рассмотреть микропрепараты Примечание. В этой и последующих работах каждый студент отчитывается за препарат с использованием микроскопа с препаратоводителем.
     
Лабораторная работа № 4:Механические и проводящие ткани.
Раздел 1. Анатомия растений (1 семестр) Тема 3. Растительные ткани. Понятие о тканях. Принципы классификации. Разнообразие. Познакомиться со строением склеренхимы на примере изучения лубяных волокон льна, а также астро-, остео- и брахисклереид. Изучить строение элементов ксилемы (сосудов, трахеид) и флоэмы. Приготовить препараты: лубяное волокно стебля льна, каменистые клетки из мякоти плодов груши. Рассмотрев микропрепараты, подписать рисунки, сделать соответствующие обозначения и выводы о взаимосвязи структуры и функций клеток изучаемых тканей. Сдать отчет преподавателю.
Лабораторная работа № 5:Строение семян и проростков двудольных растений.
Раздел 1. Анатомия растений (1 семестр) Тема 4. Зародыш и проросток – начальные этапы онтогенеза цветкового растения. Строение и типы семян, строение проростков. Познакомиться со строением семян двудольных растений. На примере проростков гороха, фасоли изучить подземное и надземное прорастание. Изучив строение предварительно замоченных семян, установить сходство отличие между семенами покрытосеменных; между семенами и проростками двудольных и однодольных растений. Подписать рисунки, сделать соответствующие обозначения и выводы.
Лабораторная работа № 6:Строение семян и проростков однодольных растений.
Раздел 1. Анатомия растений (1 семестр) Тема 4. Зародыш и проросток – начальные этапы онтогенеза цветкового растения. Строение и типы семян, строение проростков. Познакомиться со строением семян однодольных растений. На примере проростков пшеницы, изучить подземное прорастание. Изучив строение предварительно замоченных семян, установить сходство отличие между семенами покрытосеменных; между семенами и проростками двудольных и однодольных растений. Подписать рисунки, сделать соответствующие обозначения и выводы.
Лабораторная работа № 7: Анатомическое строение корня
Раздел 1. Анатомия растений (1 семестр) Тема 5. Корень и корневые системы.   Познакомиться с первичным и вторичным строением корня. Выяснить, с чем связаны вторичные изменения корня. Рассмотрев микропрепараты первичного строения корня ириса, вторичного корня тыквы, найти сходство и отличие, заполнить таблицу. Подписать рисунки, сделать соответствующие обозначения. Сдать отчет преподавателю по микропрепаратам..
Лабораторная работа № 8: Морфология корня, метаморфозы корней.
Раздел 1. Анатомия растений (1 семестр) Тема 5. Корень и корневые системы. Изучив гербарные образцы, определить тип корневых систем у разных растений.   Сравнить типы корневых систем по форме и происхождению. Сделать выводы.  
Лабораторная работа № 9: Метаморфозы корней.
Раздел 1. Анатомия растений (1 семестр) Тема 5. Корень и корневые системы. Познакомиться с метаморфозами корней, рассмотрев микропрепараты, живые объекты и гербарий. Установить природу корнеплодов. Отметить изменения в строении корня при симбиозе и паразитизме. Подписать рисунки, сделать соответствующие обозначения. Сдать отчет преподавателю по микропрепаратам.
Лабораторная работа № 10: Общая характеристика побега. Морфология листа.
Раздел 1. Анатомия растений (1 семестр) Тема 6. Побег и системы побегов. Общая характеристика побега. Лист – боковой орган побега. Познакомиться с морфологическим строением побега на примере комнатных растений и гербария. Изучив гербарные образцы, комнатные растения, определить листорасположение, прикрепление листьев к стеблю у разных растений. Познакомиться с методикой описания морфологических признаков листа. Отметить сходство в морфологическом строении побегов. Определить возраст ветки по почечным кольцам. Используя коллекцию листьев и предложенные схемы, в рабочих тетрадях заполнить таблицы – характеристика простых цельных листьев; характеристика простых листьев с расчлененной листовой пластинкой; классификация сложных дистьев.
Лабораторная работа № 11: Анатомическое строение листа.
Раздел 1. Анатомия растений (1 семестр). Тема 6. Побег и системы побегов. Общая характеристика побега. Лист – боковой орган побега. Познакомиться с анатомическим строением листьев камелии, ириса, хвои сосны. Сравнить анатомическое строение листьев разных растений, отметить признаки приспособления к условиям обитания. Подписать рисунки, сделать соответствующие обозначения и выводы. Сдать отчет преподавателю по микропрепаратам.
Лабораторная работа № 12: Анатомическое строение стеблей древесных растений.
Раздел 2. Морфология растений (2 семестр). Тема 7. Побег и системы побегов. Стебель – ось побега. Изучить анатомическое строение стеблей сосны и липы на поперечных и продольных разрезах, определить тип стелы. Сравнить анатомическое строение стеблей сосны и липы. Подписать рисунки, сделать соответствующие обозначения и выводы. Сдать отчет преподавателю по микропрепаратам.
Лабораторная работа № 13: Анатомическое строение стеблей двудольных травянистых растений.
Раздел 2. Морфология растений (2 семестр). Тема 7. Побег и системы побегов. Стебель – ось побега. Изучить анатомическое строение стеблей тыквы, кирказона, льна на поперечных разрезах, определить тип строения. Сравнить анатомическое строение стеблей двудольных травянистых растений. Подписать рисунки, сделать соответствующие обозначения и выводы. Сдать отчет преподавателю по микропрепаратам.
Лабораторная работа № 14: Анатомическое строение стеблей однодольных травянистых растений.
Раздел 2. Морфология растений (2 семестр). Тема 7. Побег и системы побегов. Стебель – ось побега. Изучить анатомическое строение стеблей кукурузы, ржи, ландыша на поперечных разрезах, определить тип строения. Сравнить анатомическое строение стеблей однодольных травянистых растений. Подписать рисунки, сделать соответствующие обозначения и выводы. Сдать отчет преподавателю по микропрепаратам.
Лабораторная работа № 15: Морфология побега, ветвление, разнообразие по направлению роста.
Раздел 2. Морфология растений (2 семестр). Тема 7. Побег и системы побегов. Стебель – ось побега. Установить типы ветвления побегов и разнообразия по направлению роста. Установить тип ветвления побегов. Выяснить тип побегов по направлению роста и заполнить таблицу. Подписать рисунки, сделать соответствующие обозначения.
Лабораторная работа № 16:Метаморфозы побегов, стеблей и листьев.
Раздел 2. Морфология растений (2 семестр). Тема 7. Побег и системы побегов. Стебель – ось побега. Познакомиться с разнообразием метаморфозов подземных и надземных побегов. Выявить гомологичные и аналогичные ораны растений. Доказать, что тот или иной метаморфоз является видоизмененным побегом. Подписать рисунки, сделать соответствующие обозначения и выводы.
Лабораторная работа № 17:Соцветия.
Раздел 2. Морфология растений (2 семестр). Тема 7. Побег и системы побегов. Стебель – ось побега. Познакомиться с разнообразием соцветий по типу ветвления, степени ветвления, олиственности, поведению апикальных меристем. Подписать рисунки, сделать соответствующие обозначения и выводы. Заполнить таблицу. Сдать отчет преподавателю.
Лабораторная работа № 18:Строение цветка.
Раздел 2. Морфология растений (2 семестр). Тема 9. Репродуктивные органы цветковых растений. Плоды. Познакомиться с разнообразием строения цветка купальницы, редиса, яблони, огурца, примулы, ивы. Рассмотреть фиксированный материал. Составить формулы цветков, нарисовать диаграммы. Подписать рисунки, сделать соответствующие обозначения и выводы.
Лабораторная работа № 19:Строение завязи и пыльника.
Раздел 2. Морфология растений (2 семестр). Тема 9. Репродуктивные органы цветковых растений. Плоды. Изучить микропрепараты поперечного разреза завязи лилии поперечного разреза пыльника. Рассмотреть микропрепараты. Подписать рисунки, сделать соответствующие обозначения и выводы.
Лабораторная работа № 20:Строение и разнообразие плодов.
Раздел 2. Морфология растений (2 семестр). Тема 9. Репродуктивные органы цветковых растений. Плоды. Познакомиться с разнообразием плодов, рассмотрев коллекцию. Отметить особенности строения апокарпных и ценокарпных плодов. Рассмотреть коллекцию плодов, заполнить таблицы, сделать соответствующие обозначения и выводы.
Лабораторная работа № 21: Отдел Зелёные водоросли. Порядки - вольвоксовые, протококковые, улотриксовые, сифонокладальные, бриопсидальные (сифональные) водоросли.
Раздел 3. Систематика водорослей и грибов (3 семестр). Тема 12. Общая характеристика отделов водорослей. Рассмотреть живой материал и гербарий, найти представителей, относящихся к отделу Зелёные водоросли. Изобразить циклы развития. Подписать рисунки, ответить на вопросы, сделать выводы.
Лабораторная работа № 22: Отдел Зелёные водоросли. Классы – конъюгаты, харовые. Отдел жёлто–зеленые водоросли.
Раздел 3. Систематика водорослей и грибов (3 семестр). Тема 12. Общая характеристика отделов водорослей. Рассмотреть живой материал и гербарий, найти представителей, относящихся к отделам Зелёные и Желто-зеленые водоросли. Изобразить циклы развития. Подписать рисунки, ответить на вопросы, сделать выводы.
Лабораторная работа № 23: Отдел диатомовые водоросли.
Раздел 3. Систематика водорослей и грибов (3 семестр). Тема 12. Общая характеристика отделов водорослей. Рассмотреть живой материал и гербарий, найти представителей, относящихся к отделу Диатомовые водоросли. Изобразить циклы развития. Подписать рисунки, ответить на вопросы, сделать выводы.
Лабораторная работа № 24: Отдел Бурые водоросли.
Раздел 3. Систематика водорослей и грибов (3 семестр). Тема 12. Общая характеристика отделов водорослей. Рассмотреть гербарий и микропрепараты представителей, относящихся к отделу Бурые водоросли. Изобразить циклы развития. Подписать рисунки, ответить на вопросы, сделать выводы.
Лабораторная работа № 25: Отделы - Красные водоросли, Цианобактерии.
Раздел 3. Систематика водорослей и грибов (3 семестр). Тема 12. Общая характеристика отделов водорослей. Рассмотреть живой материал, гербарий и микропрепараты представителей, относящихся к отделам Красные водоросли и Цианобактерии. Изобразить циклы развития Подписать рисунки, ответить на вопросы, сделать выводы.
Лабораторная работа № 26: Отделы: Оомикота, Зигомикота, Аскомикота (эндомицетовые, тафриновые)
Раздел 3. Систематика водорослей и грибов (3 семестр). Тема 14. Общая характеристика царства Грибы. Принципы классификации. Краткая характеристика отделов грибов. Познакомиться с разнообразием представителей (гербарий, живые объекты): фитофтора, мукор, ризопус, дрожжи, тафрина. Подписать рисунки, ответить на вопросы, сделать выводы. Отметить особенности строения, размножения, циклов развития.
Лабораторная работа № 27: Отдел Аскомикота. Порядки: эуроциевые, спорыньевые, ритизмовые. Группа порядков Дискомицеты.
Раздел 3. Систематика водорослей и грибов (3 семестр). Тема 14. Общая характеристика царства Грибы. Принципы классификации. Краткая характеристика отделов грибов. Познакомиться с разнообразием представителей (гербарий, живые объекты): пеницилл, аспергилл, эризифе, сферотека, спорынья, ритизма кленовая, лофодермий сосновый, пецицицевые грибы. Подписать рисунки, ответить на вопросы, сделать выводы. Отметить типы плодовых тел (клейстотеции, перитеции, апотеции), особенности строения, размножения, циклов развития.
Лабораторная работа № 28: Отдел Базидиомикота. Группы порядков гастероидные, афиллофороидные и агарикоидные базидиомицеты.
Раздел 3. Систематика водорослей и грибов (3 семестр). Тема 14. Общая характеристика царства Грибы. Принципы классификации. Краткая характеристика отделов грибов. Познакомиться с разнообразием представителей (коллекции грибов). Отметить грибы с закрытым, полузакрытым и открытым типами развития. Подписать рисунки, ответить на вопросы, сделать выводы.
Лабораторная работа № 29: Отдел Базидиомикота. Классы устилагино- и урединиомицеты.
Раздел 3. Систематика водорослей и грибов (3 семестр). Тема 14. Общая характеристика царства Грибы. Принципы классификации. Краткая характеристика отделов грибов. Познакомиться с разнообразием паразитических грибов (гербарий), сделать и рассмотреть микропрепараты. Отметить особенности циклов развития головневых и ржавчинных грибов. Подписать рисунки, изобразить схемы циклов развития, ответить на вопросы, сделать выводы.
Лабораторная работа № 30: Лишайники.
Раздел 3. Систематика водорослей и грибов (3 семестр). Тема 15. Лишайники. Общая характеристика Познакомиться с разнообразием лишайников (гербарий). Обратить внимание на строение апотециев, особенности морфологической структуры и вегетативного размножения. Рассмотреть микропрепараты. Подписать рисунки, ответить на вопросы, сделать выводы.
Лабораторная работа № 31: Отдел мохообразные.
Раздел 4. Систематика высших растений (4 семестр). Тема 17. Отдел мохообразные. Общая характеристика. Цикл воспроизведения. Деление на классы и порядки.   Изучить цикл воспроизведения мохообразных. Познакомиться с типичными представителями классов печеночники и листостебельные мхи. Изучить органы размножения маршанции и политрихума, особенности анатомической структуры сфагновых мхов. Подписанные рисунки в рабочей тетради. Заполненный словарь терминов. Умение узнавать на живых объектах и микропрепаратах вегетативные и генеративные органы мохообразных. Знания цикла воспроизведения, анатомических и морфологических особенностей мохообразных.
Лабораторная работа № 32: Отделы плауновидные и хвощевидные.
Раздел 4. Систематика высших растений (4 семестр). Тема. 18. Спорофитная линия в эволюции наземных растений. Специфика цикла воспроизведения, особенности строения вегетативных и генеративных органов представителей отделов плауновидные и хвощевидные.   Изучить циклы воспроизведения плауновидных и хвощевидных. Познакомиться с представителями классов плауновых и полушниковых. На натуральных объектах и микропрепаратах изучить строение вегетативных и генеративных органов равно- и разноспоровых плауновидных. На натуральных объектах и микропрепаратах изучить строение вегетативных и генеративных органов хвощей. Пописанные рисунки в рабочей тетради. Заполненный словарь терминов. Умение узнавать на гербарных образцах, живых объектах и микропрепаратах вегетативные и генеративные органы плауновидных и хвощевидных. Знание цикла воспризведения, анатомических и морфологических особенностей плауновидных и хвощей. Умение объяснить сущность разноспоровости.
Лабораторная работа № 33: Отдел папоротникообразные.
Раздел 4. Систематика высших растений (4 семестр). Тема 18. Спорофитная линия в эволюции наземных растений. Специфика цикла воспроизведения, особенности строения вегетативных и генеративных органов представителей отдела папоротникообразные. На натуральных объектах и микропрепаратах изучить строение вегетативных и генеративных органов равно- и разноспоровых папоротникообразных. Изучить последовательность этапов цикла воспроизведения равно- и разноспоровых папоротников. Пописанные рисунки в рабочей тетради. Заполненный словарь терминов. Умение узнавать на гербарных образцах, живых объектах и микропрепаратах вегетативные и генеративные органы папоротникообразных. Знание цикла воспризведения, анатомических и морфологических особенностей папоротникообразных.
Лабораторная работа № 34: Отдел голосеменные.
Раздел 4. Систематика высших растений (4 семестр). Тема 19. Семенные растения, их отличительные особенности. Общая характеристика отдела голосеменные, цикл воспроизведения, особенности размножения на примере хвойных. На натуральных объектах и микропрепаратах изучить строение вегетативных и генеративных органов , на примере представителей класса хвойные. Изучить последовательность этапов цикла воспроизведения голосеменных. Выявить отличительные особенности жизненного цикла семенных растений в сравнении со споровыми Подписанные рисунки в рабочей тетради. Заполненный словарь терминов. Умение узнавать на живых объектах и микропрепаратах генеративные органы голосеменных. Умение отличать виды хвойных местной флоры по вегетативным и генеративным органам. Знание цикла воспроизведенияа, анатомических и морфологических особенностей голосемянных.
Лабораторная работа № 35: Отдел покрытосеменные. Семейство Лютиковые.
Раздел 4. Систематика высших растений (4 семестр). Тема 20. Отдел покрытосеменные. Класс двудольные. Порядок лютикоцветные. Семейство лютиковые. Деление на подсемейства. Важнейшие роды и типичные представители местной флоры. Изучить основные таксономические признаки семейства лютиковые. Выявить признаки, характерные для подсемейств и родов. На натуральных объектах изучить строение вегетативных и генеративных органов местных представителей семейства лютиковые. Подписанные рисунки в рабочей тетради. Составленный паспорт семейства, характеристики изученных видов по предложенному плану. Знание признаков подсемейств лютиковых. Умение относить виды лютиковых к подсемейству. Приобретение навыков определения родов и видов.
Лабораторная работа № 36: Отдел покрытосеменные. Семейства розовые и бобовые.
Раздел 4. Систематика высших растений (4 семестр). Тема 20. Отдел покрытосеменные. Класс двудольные. Порядок розоцветные семейство розовые. Деление на подсемейства. Порядок бобовоцветные. Характеристика семейства бобовые. Изучить основные таксономические признаки семейств розовые и бобовые. Выявить признаки подсемейств и родов семейства розовые, родов семейства бобовые. На натуральных объектах изучить строение вегетативных и генеративных органов местных представителей семейств розовые и бобовые. Подписанные рисунки в рабочей тетради. Составленный паспорт семейства, характеристики изученных видов по предложенному плану. Знание признаков подсемейств и родов семейства розовые, родов семейства бобовые. Приобретение навыков определения родов и видов.
Лабораторная работа № 37: Отдел покрытосеменные. Семейства капустные (крестоцветные) и сельдерейные (зонтичные).
Раздел 4. Систематика высших растений (4 семестр). Тема 20. Отдел покрытосеменные. Класс двудольные. Порядок зонтикоцветные. Семейство зонтичные. Порядок каперцовые, семейство крестоцветные. Изучить основные таксономические признаки семейств капустные и сельдерейные. Выявить признаки родов этих семейств. На натуральных объектах изучить строение вегетативных и генеративных органов местных представителей семейств капустные и сельдерейные. Подписанные рисунки в рабочей тетради. Составленные паспорта семейств, характеристики изученных видов по предложенному плану. Знание признаков родов семейств капустные и сельдерейные. Приобретение навыков определения родов и видов.
Лабораторная работа № 38: Отдел покрытосеменные. Семейства пасленовые, бурачниковые, норичниковые, яснотковые (губоцветные).
Раздел 4. Систематика высших растений (4 семестр). Тема 20. Отдел покрытосеменные. Класс двудольные. Порядок бурачникоцветные, семейство бурачниковые. Порядок вербеноцветные, семейство губоцветные. Порядок пасленоцветные, семейство пасленовые. Порядок норичникоцветные, семейство норичниковые. Изучить основные таксономические признаки семейств пасленовые, бурачниковые, норичниковые, яснотковые. Выявить признаки родов этих семейств. На натуральных объектах изучить строение вегетативных и генеративных органов местных представителей этих семейств. Подписанные рисунки в рабочей тетради. Составленные паспорта семейств, характеристики изученных видов по предложенному плану. Знание признаков родов семейств пасленовые, бурачниковые, норичниковые, яснотковые. Приобретение навыков определения родов и видов.
Лабораторная работа № 39: Отдел покрытосеменные. Семейство астровые.
Раздел 4. Систематика высших растений (4 семестр). Тема 20. Отдел покрытосеменные. Класс двудольные. Порядок сростнопыльниковые (Астровые), семество сложноцветные. Изучить основные таксономические признаки семейства астровые. Изучить строение соцветий и цветков разных типов. Выявить признаки подсемейств и родов семейства астровые. На натуральных объектах изучить строение вегетативных и генеративных органов местных представителей семейства астровые. Подписанные рисунки в рабочей тетради. Составленный паспорт семейства, характеристики изученных видов по предложенному плану. Знание признаков подсемейств и родов семейства астровые. Приобретение навыков определения родов и видов.    
Лабораторная работа № 40: Отдел покрытосеменные. Семейство лилейные.
Раздел 4. Систематика высших растений (4 семестр). Тема 20. Отдел покрытосеменные. Класс однодольные. Порядок лилиецветные. Семейство лилейные. Изучить основные таксономические признаки семейства лилейные. Выявить признаки родов семейства, традиционное и современное понимание объема семейства. На натуральных объектах изучить строение вегетативных и генеративных органов местных представителей семейства лилейные. Подписанные рисунки в рабочей тетради. Составленный паспорт семейства, характеристики изученных видов по предложенному плану. Знание признаков родов семейства лилейные. Приобретение навыков определения родов и видов.
Лабораторная работа № 41: Отдел покрытосеменные. Семейство мятликовые (злаки).
Раздел 4. Систематика высших растений (4 семестр). Тема 20. Отдел покрытосеменные. Класс однодольные. Порядок чешуецветные, семейство злаки. Изучить основные таксономические признаки семейства мятликовые. На натуральных объектах изучить строение вегетативных и генеративных органов местных представителей семейства. Подписанные рисунки в рабочей тетради. Составленный паспорт семейства, характеристики изученных видов по предложенному плану. Знание признаков родов семейства мятликовые. Приобретение навыков определения родов и видов..
         

 



 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.