Сделай Сам Свою Работу на 5

ДПП. Ф.01 Ботаника с основами фитоценологии (380 часов)





Ботаника с основами фитоценологии

 

 

 

Учебно-методический комплекс курса

 

Специальность 050102. 65 – «Биология с дополнительной специальностью»

 

 

Пермь

ПГПУ

 

УДК 58 (07)

Б 86

 

Р е ц е н з е н т :

Доктор биологических наук, профессор кафедры ботаники и генетики растений Пермского государственного университета С.А. Овеснов

 

Авторы-составители: д-р биол. наук, профессор Л.Г.Переведенцева; канд.биол.наук, доцент Е. М Шкараба; канд.биол.наук, доцент А. Е.Селиванов

 

Ботаника с основами фитоценологии :учеб.-метод. комплекс курса. Специальность 050102.65 – «Биология с дополнительной специальностью»/ авт.-сост. Л.Г.Переведенцева, Е. М Шкараба, А. Е.Селиванов; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. –50 с.

 

 

Учебно-методический комплекс по курсу «Ботаника с основами фитоценологии» составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050102.65 «Биология с дополнительной специальностью». Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.



Адресовано студентам, изучающим курс «Ботаника с основами фитоценологии».

УДК 58 (07)

Б 86

 

Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного педагогического университета

 

 

© Переведенцева Л.Г., Шкараба Е.М, Селиванов А.Е.составление,2008

© ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет», 2008

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  стр.
I. Рабочая программа дисциплины
1.Цели и задачи изучения дисциплины
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
3.Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
3. 2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
4. Содержание курса
5. Темы семинарских занятий (коллоквиумов)
6. Лабораторные работы (лабораторный практикум)
7. Тематика курсовых/контрольных работ/рефератов
8. Учебно-методическое обеспечение
8.1. Литература
8.2.Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
8.3. Методические указания студентам
8.4. Методические рекомендации для преподавателя
II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

 




I. Рабочая программа дисциплины

  1. Цели и задачи изучения дисциплины

 

Цели и задачи изучения дисциплины соотносятся с общими целями ГОС ВПО по специальности 050102.65, направлению «Биология с дополнительной специальностью. Цель курса – формирование у студентов четкой системы знаний о растении как целостном организме, его макро- и микроструктуре, изменениях в ходе онтогенеза и филогенеза, получение знанийо многообразии и функционировании представителей царств «Грибы» (в широком смысле), «Растения», анализ различных суждений о происхождении и классификации тех или иных таксонов, систематизация и обобщение знаний о разнообразии высших растений, их участии и роли в сложении растительного покрова Земли.

Задачи: при изучении курса: студенты должны научиться сравнивать и сопоставлять многочисленные данные о строении, особенностях биологии растений, выделять характерные признаки таксонов, квалифицированно анализировать разрозненные, противоречивые, нередко взаимоисключающие суждения о происхождении органов и отдельных групп растений и тенденциях их эволюции. Проанализировать разные взгляды на положение растений и грибов в современных системах органического мира; познакомиться с разнообразием грибов и растений, их ролью в экосистемах и использованием человеком. Усвоить основные понятия фитоценологии, важнейшие признаки фитоценозов и методы их изучения.



 

Государственный образовательный стандарт (выдержка)

ДПП. Ф.01 Ботаника с основами фитоценологии (380 часов)

Анатомия и морфология растений. Организация типичной растительной клетки. Классификация и строение растительных тканей. Зародыш и проросток как начальные этапы онтогенеза цветковых растений. Корень и корневая система. Побег и система побегов. Воспроизведение и размножение растений: вегетативное размножение, спороношение, половой процесс. Семенное размножение. Общая схема цикла воспроизведения у цветковых растений. Происхождение цветка. Плоды. Способы распространения. Экологические группы и жизненные формы растений. Возрастные и сезонные изменения.

Систематика. Цианобактерии. Роль в биосфере. Царство грибов. Особенности строения, способы питания, размножения, принципы классификации. Отделы грибов, основные классы и порядки. Низшие растения. Водоросли: классы и порядки. Экология водорослей. Лишайники как симбиотические организмы. Принципы классификации. Высшие растения. Отделы: Мохообразные, Риниофиты, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные. Общая характеристика, классы, порядки, специфика строения. Отдел Голосеменные. Принципиальный цикл воспроизведения. Классы, порядки, основные семейства. Отдел Покрытосеменные. Принципы номенклатуры. Классы, порядки, основные семейства.

Понятие фитоценоза. Состав и структура фитоценозов. Ценопопуляции растений. Влияние растительности на среду. Динамика фитоценозов: циклическая изменчивость, сукцессии. Классификация и ординация растительности.

 

2.Требования к уровню освоения дисциплины

Настоящая программа направлена на решение всех поставленных задач в соответствии с требованиями к уровню освоения дисциплины и квалификационными характеристиками специалиста согласно ГОС ВПО. Курс «Ботаника с основами фитоценологии» – базовый курс подготовки биологов. Он знакомит студентов с основными принципами морфолого-анатомического строения высших растений. Основное внимание уделяется организации типичной растительной клетки, изучению тканевой структуры растений, строению вегетативных и генеративных органов. При изучении курса обращается внимание на формирование тканей и органов растений в онтогенезе и филогенезе, на взаимосвязь структуры и функций, на адаптивный характер структурных признаков, на специфику функционирования органов и тканей в разных условиях экологической среды, на сезонные изменения структур и функций растений. В дальнейшем детально изучаются основные таксоны грибов, низших и высших растений. Студенты должны усвоить систематику грибов, водорослей и высших растений, овладеть важнейшими понятиями фитоценологии, познакомиться с основной литературой по изучаемой дисциплине: монографиями, учебниками, периодическими изданиями.

 

В результате изучения дисциплины специалист должен:

иметь представление:о характерных особенностях строения растительной клетки, формировании тканей и органов растений в онтогенезе и филогенезе, о специфике функционирования органов и тканей в разных условиях экологической среды; о многообразии и разных взглядах на объем царств «Грибы», «Растения», о значении грибов и растений в природе и хозяйственной деятельности человека;

знать:принципы классификации, особенности строения в связи с выполняемой функцией, закономерности размещения в теле растенийразличных тканей;морфологическое и анатомическоестроение и функции вегетативных органов растений; общую характеристику отделов царств «Грибы», «Растения», их значение, особенности онтогенеза отдельных представителей;

уметь:на микроскопических препаратах отличатьразные ткани растений; узнавать первичное и вторичное анатомическое строение корня и стебля; установить тип ветвления побега; описать морфологическое строение листа, составить формулу и построить диаграмму листорасположения; составить формулу и диаграмму цветка, уметь ориентироваться в многообразии грибов, низших и высших растений, анализировать литературу, работать с определителями;

приобрести навыки:работы с микроскопическими препаратами; описания морфологических признаков вегетативных и генеративных органов растений, определения таксономической принадлежности растений с помощью определителей и диагностических ключей;

владеть, иметь опыт: изготовления микропрепаратов, анализа морфологических и анатомических структур растений, проведения геоботанических описаний растительных сообществ.

3.Объем дисциплины

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

3.1.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (форма обучения – очная)

Вид учебной работы Количество часов
  Всего по уч.плану В т.ч. по семестрам
Аудиторные занятия:
лекции
практические и семинарские занятия          
лабораторные работы (лабораторный практикум)
Самостоятельная работа
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ
Текущий контроль(количество и вид текущего контроля) коллоквиума коллоквиума коллоквиума коллоквиум,
Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет) экзамен экзамен экзамен экзамен

3.1.2. Объем дисциплины и виды учебной работы (форма обучения – заочная)

Вид учебной работы Количество часов
  Всего по уч.плану В т.ч. по семестрам
Аудиторные занятия:  
лекции  
практические и семинарские занятия          
лабораторные работы (лабораторный практикум)  
Самостоятельная работа
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ
Текущий контроль(количество и вид текущего контроля) Контрольная работа, 10 вариантов Межсессионное задание Межсессионное задание, тестирование Межсессионное задание, тестирование
Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет) экзамен экзамен зачет экзамен

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.