ДПП. Ф.01 Ботаника с основами фитоценологии (380 часов)
Ботаника с основами фитоценологии
Учебно-методический комплекс курса
Специальность 050102. 65 – «Биология с дополнительной специальностью»
Пермь
ПГПУ
УДК 58 (07)
Б 86
Р е ц е н з е н т :
Доктор биологических наук, профессор кафедры ботаники и генетики растений Пермского государственного университета С.А. Овеснов
Авторы-составители: д-р биол. наук, профессор Л.Г.Переведенцева; канд.биол.наук, доцент Е. М Шкараба; канд.биол.наук, доцент А. Е.Селиванов
Ботаника с основами фитоценологии :учеб.-метод. комплекс курса. Специальность 050102.65 – «Биология с дополнительной специальностью»/ авт.-сост. Л.Г.Переведенцева, Е. М Шкараба, А. Е.Селиванов; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. –50 с.
Учебно-методический комплекс по курсу «Ботаника с основами фитоценологии» составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050102.65 «Биология с дополнительной специальностью». Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.
Адресовано студентам, изучающим курс «Ботаника с основами фитоценологии».
УДК 58 (07)
Б 86
Печатается по решению учебно-методического совета
Пермского государственного педагогического университета
© Переведенцева Л.Г., Шкараба Е.М, Селиванов А.Е.составление,2008
© ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет», 2008
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| I. Рабочая программа дисциплины
|
| 1.Цели и задачи изучения дисциплины
|
| 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
|
| 3.Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля
|
| 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
|
| 3. 2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
|
| 4. Содержание курса
|
| 5. Темы семинарских занятий (коллоквиумов)
|
| 6. Лабораторные работы (лабораторный практикум)
|
| 7. Тематика курсовых/контрольных работ/рефератов
|
| 8. Учебно-методическое обеспечение
|
| 8.1. Литература
|
| 8.2.Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
|
| 8.3. Методические указания студентам
|
| 8.4. Методические рекомендации для преподавателя
|
| II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
|
|
I. Рабочая программа дисциплины
- Цели и задачи изучения дисциплины
Цели и задачи изучения дисциплины соотносятся с общими целями ГОС ВПО по специальности 050102.65, направлению «Биология с дополнительной специальностью. Цель курса – формирование у студентов четкой системы знаний о растении как целостном организме, его макро- и микроструктуре, изменениях в ходе онтогенеза и филогенеза, получение знанийо многообразии и функционировании представителей царств «Грибы» (в широком смысле), «Растения», анализ различных суждений о происхождении и классификации тех или иных таксонов, систематизация и обобщение знаний о разнообразии высших растений, их участии и роли в сложении растительного покрова Земли.
Задачи: при изучении курса: студенты должны научиться сравнивать и сопоставлять многочисленные данные о строении, особенностях биологии растений, выделять характерные признаки таксонов, квалифицированно анализировать разрозненные, противоречивые, нередко взаимоисключающие суждения о происхождении органов и отдельных групп растений и тенденциях их эволюции. Проанализировать разные взгляды на положение растений и грибов в современных системах органического мира; познакомиться с разнообразием грибов и растений, их ролью в экосистемах и использованием человеком. Усвоить основные понятия фитоценологии, важнейшие признаки фитоценозов и методы их изучения.
Государственный образовательный стандарт (выдержка)
ДПП. Ф.01 Ботаника с основами фитоценологии (380 часов)
Анатомия и морфология растений. Организация типичной растительной клетки. Классификация и строение растительных тканей. Зародыш и проросток как начальные этапы онтогенеза цветковых растений. Корень и корневая система. Побег и система побегов. Воспроизведение и размножение растений: вегетативное размножение, спороношение, половой процесс. Семенное размножение. Общая схема цикла воспроизведения у цветковых растений. Происхождение цветка. Плоды. Способы распространения. Экологические группы и жизненные формы растений. Возрастные и сезонные изменения.
Систематика. Цианобактерии. Роль в биосфере. Царство грибов. Особенности строения, способы питания, размножения, принципы классификации. Отделы грибов, основные классы и порядки. Низшие растения. Водоросли: классы и порядки. Экология водорослей. Лишайники как симбиотические организмы. Принципы классификации. Высшие растения. Отделы: Мохообразные, Риниофиты, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные. Общая характеристика, классы, порядки, специфика строения. Отдел Голосеменные. Принципиальный цикл воспроизведения. Классы, порядки, основные семейства. Отдел Покрытосеменные. Принципы номенклатуры. Классы, порядки, основные семейства.
Понятие фитоценоза. Состав и структура фитоценозов. Ценопопуляции растений. Влияние растительности на среду. Динамика фитоценозов: циклическая изменчивость, сукцессии. Классификация и ординация растительности.
2.Требования к уровню освоения дисциплины
Настоящая программа направлена на решение всех поставленных задач в соответствии с требованиями к уровню освоения дисциплины и квалификационными характеристиками специалиста согласно ГОС ВПО. Курс «Ботаника с основами фитоценологии» – базовый курс подготовки биологов. Он знакомит студентов с основными принципами морфолого-анатомического строения высших растений. Основное внимание уделяется организации типичной растительной клетки, изучению тканевой структуры растений, строению вегетативных и генеративных органов. При изучении курса обращается внимание на формирование тканей и органов растений в онтогенезе и филогенезе, на взаимосвязь структуры и функций, на адаптивный характер структурных признаков, на специфику функционирования органов и тканей в разных условиях экологической среды, на сезонные изменения структур и функций растений. В дальнейшем детально изучаются основные таксоны грибов, низших и высших растений. Студенты должны усвоить систематику грибов, водорослей и высших растений, овладеть важнейшими понятиями фитоценологии, познакомиться с основной литературой по изучаемой дисциплине: монографиями, учебниками, периодическими изданиями.
В результате изучения дисциплины специалист должен:
иметь представление:о характерных особенностях строения растительной клетки, формировании тканей и органов растений в онтогенезе и филогенезе, о специфике функционирования органов и тканей в разных условиях экологической среды; о многообразии и разных взглядах на объем царств «Грибы», «Растения», о значении грибов и растений в природе и хозяйственной деятельности человека;
знать:принципы классификации, особенности строения в связи с выполняемой функцией, закономерности размещения в теле растенийразличных тканей;морфологическое и анатомическоестроение и функции вегетативных органов растений; общую характеристику отделов царств «Грибы», «Растения», их значение, особенности онтогенеза отдельных представителей;
уметь:на микроскопических препаратах отличатьразные ткани растений; узнавать первичное и вторичное анатомическое строение корня и стебля; установить тип ветвления побега; описать морфологическое строение листа, составить формулу и построить диаграмму листорасположения; составить формулу и диаграмму цветка, уметь ориентироваться в многообразии грибов, низших и высших растений, анализировать литературу, работать с определителями;
приобрести навыки:работы с микроскопическими препаратами; описания морфологических признаков вегетативных и генеративных органов растений, определения таксономической принадлежности растений с помощью определителей и диагностических ключей;
владеть, иметь опыт: изготовления микропрепаратов, анализа морфологических и анатомических структур растений, проведения геоботанических описаний растительных сообществ.
3.Объем дисциплины
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
3.1.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (форма обучения – очная)
Вид учебной работы
| Количество часов
|
Всего по уч.плану
| В т.ч. по семестрам
|
|
|
|
| Аудиторные занятия:
|
|
|
|
|
| лекции
|
|
|
|
|
| практические и семинарские занятия
|
|
|
|
|
| лабораторные работы (лабораторный практикум)
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа
|
|
|
|
|
| ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ
|
|
|
|
|
| Текущий контроль(количество и вид текущего контроля)
|
коллоквиума
|
коллоквиума
|
коллоквиума
|
коллоквиум,
| Виды промежуточного контроля
(экзамен, зачет)
| экзамен
| экзамен
| экзамен
| экзамен
| 3.1.2. Объем дисциплины и виды учебной работы (форма обучения – заочная)
Вид учебной работы
| Количество часов
|
Всего по уч.плану
| В т.ч. по семестрам
|
|
|
|
| Аудиторные занятия:
|
|
|
|
|
| лекции
|
|
|
|
|
| практические и семинарские занятия
|
|
|
|
|
| лабораторные работы (лабораторный практикум)
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа
|
|
|
|
|
| ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ
|
|
|
|
|
| Текущий контроль(количество и вид текущего контроля)
| Контрольная работа, 10
вариантов
| Межсессионное задание
| Межсессионное задание, тестирование
| Межсессионное задание,
тестирование
| Виды промежуточного контроля
(экзамен, зачет)
| экзамен
| экзамен
| зачет
| экзамен
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|