Своеобразие развития культуры в древнем Риме. Сущность романизации.
Суть культуры заключалась в том, что сначала он подрожал, а потом Гораций и Вергилий создали собственную культуру. Она была выне+сена за границы Италии на территории провинций. Везде появились акведуки, амфитеатры, скульптуры и пр.
Латинский язык становится языком общения на территории всей империи.
Латинская религия, архитектура, принципы урбанизации. Окраины подтягиваются до уровня центра.
Романизация – процесс подтягивания окраин до уровня Рима и Италии.
Рим, который за тринадцать веков прошел долгий путь от маленькой общины до мировой державы, далее развил античную культуру и сделал ее доступной всем народам Средиземноморья. Римляне перенимали все важнейшие достижения соседей. В области государственного устройства они заимствовали у этрусков многие атрибуты власти (курульное кресло, ликторов и т.д.). По своей сути римское государство было идентично греческим полисам. В римском обществе шло интенсивное усвоение культурных ценностей соседних народов и выработка своего оригинального пути в рамках античной цивилизации.
Религиозные представления и сама религиозная организация римского общества также отмечены рядом заимствований. Важнейшие жреческие коллегии – понтифики, гаруспики, весталки и т.д. – вместе с их функциями были восприняты от этрусков. Под влиянием этрусской религии широко распространились гадания по полету птиц, печени жертвенных, поведению священных птиц, клюющих зерно.
Первоначально римские божества длительное время были безликими, и только под воздействием греческой религии в Рим проникают образы олимпийских богов. Юпитер был уподобен Зевсу, Юнона – Гере, Марс – Аресу, Венера – Афродите, Минерва – Афине, Вакх – Дионису, Меркурий – Гермесу. Но яркая греческая мифология осталась чуждой для римской религиозной системы.
Религиозный культ в Риме отличался практицизмом и деловитостью. Все религиозные обряды и жертвоприношения совершались с целью получить от богов конкретную помощь по принципу, выраженному в поговорке: «Даю, чтобы ты (божество) дал». Исповедь и очищение души, как на Востоке, отсутствовали. Такая религия не порабощала душу, но и не давала душевного покоя.
Другое отличие римской религии – это широкое распространение культа умерших предков, которые после смерти превращались в божества (лары и пенаты), покровительствовавшие дому и членам семейной общины (фамилии).
Римская религия никогда не была замкнутой системой. Римляне легко включали в свой пантеон чужеземных богов, полагая, что это укрепляет их общество и обеспечивает покровительство небесных сил.
Римское общество было в основном земледельческим, что привело к обилию культов с красочными празднествами после окончания с/х работ. В них входили пиршественная трапеза, игры и представления различного рода.
Категория пространства. Для римского образа жизни была характерна теснота. Это проявилось в организации жизненного пространства, в частности жилища. Комнаты хозяев и каморки челяди тесно примыкали друг к другу. В Риме впервые появились многоэтажные жилые дома – инсулы, в которых комнаты уподоблялись ульям. Теснота заметна и в организации городской жизни. В домах, на улицах, в общественных зданиях царили теснота, скученность. Но теснота эта воспринималась в республиканскую эпоху как общезначимая ценность, как наглядное проявление в реальной жизни демократизма, простоты и равенства. Теснота не подавляла, а вызывала в человеке чувство социального оптимизма в результате ощущения сопричастности с жизнью коллектива равных себе.
Литература. В Древнем Риме рабство получило настолько широкое распространение, что практически вся интеллигенция, создавшая римскую культуру, состояла из рабов. Врачи ,учителя, скульпторы, архитекторы набирались из числа образованных слоев покоренных Римом народов. Это привело к тому, что основателем римской литературы стал раб Ливий Андроник, переведший на латинский язык Гомера. И произошло это довольно поздно – в 3 в. до н.э.
Однако древнеримская литература быстро избавилась от подражания иноземным образцам и создала самобытные произведения в прозе и поэзии. Расцвет последней связан с творчеством трех крупнейших поэтов – Горация, Вергилия и Овидия, создавших литературную «золотую латынь». Перу Горация принадлежит стихотворение «Памятник», где осмысливаются место и роль поэта в обществе. Этому произведению на протяжении веков подражали многие поэты Европы, в том числе и русские (Г.Р.Державин, А.С.Пушкин). В мировую литературу Гораций вошел как образец поэта – учителя жизни.
Вергилий создал поэму «Энеида», прославляющую Рим и его основателей – династию рода Юлиев, к которому принадлежали также Юлий Цезарь и первый римский император Октавиан Август. Многие сюжеты его поэмы были затем использованы Данте в «Божественной комедии». Своим творчеством Вергилий учил познанию мира и его осмыслению.
В поэзии Овидия преобладают мотивы любовной лирики, то ироничные и шутливые, то серьезные и страстные. По-видимому, именно воспевание фривольной чувственности стало одной из причин ссылки поэта в далекий город Томы – небольшое селение на берегу Черного моря, где он и провел остаток жизни.
Архитектура и ее достижения. Древние римляне восприняли формы греческой ордерной архитектуры и создали множество прекрасных памятников. Храмы возводились из белого известняка и благородного мрамора. Таков, например, круглый храм Весты. В строительстве стал широко применяться кирпич, что отличает римскую архитектуру от греческой.
Применение кирпича и мрамора широко использовалось в строительстве купольных, сводчатых перекрытий и главным образом арок и арочных конструкций. На их основе сооружали виадуки, предназначенные для движения пешеходов, повозок и войск, и акведуки, снабжавшие города водой из источников, остоявших от них порой на десятки км. Арочные своды и конструкции использовались и при строительстве амфитеатров, где проводились различные представления, в том числе и гладиаторские игры, собиравшие по нескольку тысяч зрителей. И, конечно же, триумфальные арки (ставшие впоследствии элементами архитектурного убранства всех европейских столиц ,включая Москву), так же как и триумфальные колонны, подобные высящимся до сих пор в Риме колоннам в честь императоров Траяна и Марка Аврелия, распространились по всей Римской империи.
В Риме появляются и купольные сооружения, самым известным из которых является Пантеон (храм всех богов); его купол будет вдохновлять архитекторов эпохи Ренессанса. В культурной жизни Рима особую роль играли термы. Это были не просто бани с горячей и холодной водой, но и места, где проводили досуг римляне – в беседах, чтении литературных произведений, спортивных занятиях.
Римский портрет. Появление реалистического скульптурного портрета во многом было обусловлено культом предков, развитым в Древнем Риме. С умерших снимали посмертные маски, которые хранились в ларарии (домашнем святилище). Затем стали изготавливать бюсты предков, которые выставлялись на всеобщее обозрение в особенно торжественных случаях в жизни римских фамилий. Искусство создания бюстов достигло совершенства: наиболее талантливым художникам удавалось глубоко проникнуть в психологию, внутренний мир своих героев и точно, порой даже натуралистично, передать портретное сходство. Римский портрет заложил основу европейского скульптурного портрета.
Римское право. В нем было полно представлено публичное право, но наиболее полно и глубоко римские юристы впервые в истории человечества разработали нормы частного права, которые регламентировали все стороны функционирования частной собственности и взаимоотношения между различными агентами оборота.
В той или иной степени римское право послужило основой для формирования всех последующих правовых систем, а латинский язык превратился в язык юриспруденции и науки.
В период принципата прошла бурная романизация провинций. Р.П. - все провинции получили римскую фамилию как основную социально-экономичскую ячейку и получили рабовладельческую систему. Культура - 500 лет не было художественной культуры, но были религиозные культы, правда они были не оформлены и не было реального изображения богов Поэтому всю художественную культуру Риму стали создавать рабы. 3в. - эпоха эллинизма - эпоха повсеместного распространения рабства. Рим заимствовал всю архитектуру из Греции: храмы, коринфский ордер и т.д. - полностью воспроизведена древнегреческая архитектура. римская культура была вторична от греческой, скопированная кльтура. Большую роль также сыграла литература. Гораций основоположник литературного римского языка: Стихи к Мельпомене. Птом римляне начали разрабатывать свою архитектуру: виадук, акведук, стеклянная посуда, начали использовать бетон, триумфальные арки и колонны, купольное сооружение - пантеон, термы. - унифицировалась культура.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|