Сделай Сам Свою Работу на 5

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ АФИН





 

В связи с неукоснительным соблюдением одного из основных принципов античной демократии – принципа суверенитета демоса – верховным и ничем не ограниченным органом власти в Афинах классической эпохи была экклесия – народное собрание. Афинское народное собрание включало всех взрослых совершеннолетних граждан мужского пола[2]. Оно созывалось часто и регулярно, как правило, 40 раз в год, т. е. приблизительно один раз в девять дней. Именно на нем рассматривались и решались все сколько‑нибудь важные вопросы жизни государства. Экклесия определяла внешнюю и внутреннюю политику государства, принимала иностранных послов, объявляла войну и ратифицировала международные договоры, контролировала финансы

Обсуждение любого вопроса в народном собрании зачастую сопровождалось бурными дебатами; после того как дискуссия заканчивалась, решение принималось путем общего голосования. В большинстве случаев оно было открытое – поднятием рук (такое голосование называлось хиротонией). Лишь по отдельным вопросам использовалось тайное голосование. В таких случаях афиняне опускали в урны псефы (камешки). Постановления экклесии назывались псефисмами, которую немедленно обретали силу закона и, как правило, записывалась на мраморной стеле.



В античном государстве не существовало разделения властей на ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Поскольку экклесия имела абсолютную власть в полисе, она сосредоточивала в своих руках самые различные государственные функции. Так, ей принадлежала вся полнота законодательной власти, она же осуществляла верховный контроль над исполнительной властью. Более того, на некоторых заседаниях экклесии устраивались судебные процессы (обычно политического характера), причем народное собрание могло взять на себя принятие решения по любому судебному делу.

Между заседаниями народного собрания ежедневно собирался буле, или Совет пятисот, – орган власти, который был создан в ходе реформ Клисфена. Являясь одним из важнейших властных институтов, он обладал правом законодательной инициативы, рядом функций исполнительной и судебной власти. Члены Совета пятисот (булевты) избирались по жребию сроком на один год из числа граждан не моложе 30 лет – по 50 человек от каждой из десяти фил. Перед вступлением в должность они проходили докимасию – проверку, которую проводил предыдущий состав булевтов, и приносили присягу.



Заседания Совета пятисот проходили ежедневно, кроме праздничных дней, в специальном здании на Агоре. Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение повестки дня экклесии и подготовка проектов решений. Совет пятисот играл важную роль во внешней политике государства, в частности представлял народному собранию иностранных послов. В компетенции Совета пятисот находились также многие текущие вопросы: в частности, этот орган вел списки граждан, служивших в кавалерийских подразделениях, контролировал состояние флота, организовывал военное обучение эфебов – афинских юношей, только что достигших совершеннолетия, надзирал над финансовой администрацией, за использованием государственных доходов, следил за поддержанием порядка в городе. Таким образом, полномочия Совета пятисот были весьма обширны, однако демократический характер государственного устройства Афин предусматривал полную подотчетность Совета экклесии, которая могла утвердить или отменить любое решение булевтов.

Для большей эффективности своей работы Совет пятисот был разбит на десять отделений (по количеству фил), которые поочередно дежурили в течение года. Члены дежурного отделения Совета назывались пританами. Пританы председательствовали на заседаниях буле и экклесии, а часть их несла круглосуточное дежурство в Толосе – круглом здании на Агоре. Из числа пританов по жребию избирался их глава – эпист ат. Он находился в этой должности лишь одни сутки (а затем сменялся следующим), но на этот краткий срок становился как бы временным главой государства.



Кроме Совета пятисот, в Афинах продолжал существовать и древний Совет ареопага, но он превратился в чисто судебный орган.

Однако основой афинской судебной системы классической эпохи являлась созданная еще Солоном гелиэя – суд присяжных. В V в. до н. э. она превратилась в один из важнейших элементов демократической политической системы и рассматривала подавляющее большинство судебных дел. В гелиэю входили 6000 дикастов – судей, которые при вступлении в должность приносили присягу. Столь большая численность суда присяжных при относительно небольшом населении афинского полиса была установлена для того, чтобы гарантировать демократический характер судопроизводства, а также во избежание подкупа судей со стороны тяжущихся сторон. Дикасты избирались по жребию сроком на один год из числа афинских граждан не моложе 30 лет. За исполнение должностных обязанностей дикасты получали жалованье.

Для разбора судебных дел гелиэя разбивалась на дикастерии – коллегии. Чаще всего в состав одной коллегии входили 500 человекв, впрочем, была возможна и меньшая (200–300 человек), и большая (1000–1500 человек) численность членов коллегии. В полном составе гелиэя заседала лишь в исключительных обстоятельствах. Следует отметить, что гелиэя являлась также высшим государственным судом: любой гражданин мог подать в нее жалобу‑протест на какое‑либо решение, принятое народным собранием, если считал эту псефисму противоречащей законодательству. В этом случае в одной из судебных коллегий возбуждался особый судебный процесс – «обвинение в противозаконии». Если присяжные признавали претензии обвинителя правомерными, псефисма аннулировалась, а тот политик, который инициировал ее принятие, подвергался суровому наказанию, вплоть до смертной казни. Таким образом, гелиэя была единственным органом, который мог ограничивать полновластие афинской экклесии.

Судопроизводство в демократических Афинах имело публичный и состязательный характер, но ни прокуроров, ни адвокатов античность не знала. Истец и ответчик самостоятельно отстаивали перед судьями свою правоту. Заслушав их речи, присяжные выносили приговор путем тайного голосования, опуская псефы в специальные урны. По результатам подсчета голосов оглашался приговор, который обычно тут же приводился в исполнение. Приговор гелиэи был окончательным и опротестованию не подлежал.

Как правило, члены суда присяжных не очень хорошо знали законы. Ведь дикастами избирались по жребию самые обычные граждане, не имевшие юридических знаний. При принятии решений присяжные руководствовались своей «гражданской совестью», в основном обращая внимание на то, доводы какой из тяжущихся сторон кажутся им более убедительными.

Одним из важных элементов политической системы афинской демократии были коллегии магистратов – должностных лиц, осуществлявших исполнительную административную власть. Количество должностных лиц в Афинах V в. до н. э. было весьма велико. По оценке Аристотеля, их насчитывалось до 700 человек, а круг обязанностей каждого был весьма узок. Такое рассредоточение полномочий предпринималось в целях предотвращения концентрации власти в руках одного человека, чтобы не допустить установления тирании. В Афинах, как и во всех полисах, магистрат занимал свою должность обычно в течение года; при этом на большинство должностей нельзя было быть избранным дважды в течение жизни. Выборная система занятия постов и исполнение должностных обязанностей в свое личное время, причем частично за свой счет, привели к тому, что античный полис – единственный тип государства, который не знал бюрократии.

При избрании на многие должности активно применялась жеребьевка. Считалось, что жребий являет собой выражение воли богов, он исключает проявление личных пристрастий, к тому же имеет наиболее демократический характер

В Афинах классической эпохи высшими должностными лицами были девять архонтов. Но в V в. до н. э., утратив значительную часть своих полномочий, архонты сохраняли лишь номинальный авторитет, выполняя в основном представительские, церемониальные функции. В частности, в обязанности архонтов входили надзор над религиозной жизнью полиса, организация государственных праздников, председательство в судебных процессах, проходивших в коллегиях гелиэи (впрочем, без права голоса при вынесении приговора).

Фактически наиболее влиятельными должностными лицами в демократических Афинах стали десять стратегов. На эту должность можно было переизбираться неограниченное количество раз . Главной обязанностью стратегов было обеспечение обороны государства, командование войском и руководство всеми военными мероприятиями. Однако, поскольку войны постоянно вторгались в жизнь любого полиса и военная организация была неразрывно связана с гражданской, стратеги играли чрезвычайно большую роль в политике государства. Можно сказать, что именно они отвечали за решение большинства важнейших проблем, встававших перед полисом. Именно стратеги очень часто вносили в Совет пятисот и народное собрание проекты постановлений, затем обретавших силу закона.

Назовем некоторые из многочисленных коллегий магистратов, действовавших в демократических Афинах (все перечислить невозможно). Финансами государства управляло несколько коллегий казначеев, каждая из которых имела свои обязанности. Так, в ведении десяти «казначеев богини Афины» находилась казна полиса, хранившаяся в храме Афины на Акрополе; десять эллинотамиев имели под своим надзором казну Афинской архе; десять полетов занимались продажей и сдачей в аренду государственного имущества.

Ряд коллегий отвечал за поддержание общественного порядка. Десять астинОмов наблюдали за чистотой на городских улицах, десять агораномов – за то, чтобы торговля на Агоре велась без нарушений. В связи с тем что одним из важнейших предметов импорта в Афинах был хлеб, важную роль играла коллегия из десяти ситофилаков, следивших за тем, чтобы хлебные торговцы не завышали установленные государством цены. В компетенцию «коллегии одиннадцати» (по числу членов) входило приведение в исполнение приговоров суда, в том числе смертной казни. Афиняне направляли своих магистратов и во многие союзные полисы. Должности самого низшего ранга, считавшиеся недостойными свободного гражданина, занимали государственные рабы. Так, отряд рабов‑скифов нес в Афинах полицейскую службу.

Все должностные лица были полностью подконтрольны афинскому народному собранию. Каждое сколько‑нибудь серьезное их действие должно было получить утверждение на одном из заседаний экклесии. После окончания годичного срока пребывания в должности магистрат давал полнейший отчет о своей деятельности народному собранию или уполномоченным им органам: Совету пятисот, коллегиям гелиэи. Если отчет по какой‑либо причине признавался неудовлетворительным, проштрафившегося магистрата отдавали под суд. Впрочем, любое должностное лицо могло быть смещено и привлечено к судебной ответственности и в период исполнения им своих обязанностей.

Афинская демократия являлась политической системой, обеспечивавшей наиболее широкое вовлечение граждан в реальное управление государством. Практически каждый гражданин хотя бы раз в жизни (а обычно гораздо чаще) успевал либо поработать в одной из коллегий, либо быть избранным дикастом или членом Совета пятисот, а кроме того, более или менее регулярно участвовал в работе экклесии. В условиях полиса политическая активность граждан представлялась не только их правом, но и в какой‑то мере обязанностью. Уклонение от участия в государственных мероприятиях, демонстративный уход в частную жизнь порицались.

В тесной связи с политической организацией демократических Афин находилась военная организация, представленная ополчением граждан призывного возраста (в возрасте 20–60 лет). Юноши, только что достигшие совершеннолетия (эфебы в возрасте 18–20 лет), проходили военное обучение под руководством специальных наставников и несли сторожевую службу на границах Аттики.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.