Сделай Сам Свою Работу на 5

Мифология и религия древних греков.





 

(по пособию)

Греческая религия и мифология. Особенность светского характера греческой культуры во многом определяется своеобразием религии. В антич­но­с­ти отсутствовала замкнутая каста жрецов. На жреческие должности мог быть избран любой гражданин, не имевший физических недостатков.

Сама религия и связанная с ней мифология были наполнены гуманисти­че­с­ким звучанием. Это в определенной мере обусловливалось удивительной бли­зостью богов к людям в мифах. Боги, правившие миром, не обладали веч­ной и беспредельной властью. Человек мог полемизировать с богами и даже, как Одиссей, выйти в этом споре победителем. Представления о богах и мире, изложенные в древнегреческих мифах, дошли до нас в высокохудожественной литературной обработке, ориентированной на закрепление морально-этических ценностей. Так, в мифе о Кроносе, путем обмана свергшем с трона своего от­ца, действия героя осуждаются, даже несмотря на то, что двигало им желание освободить от мучений свою мать. Поведение его оценивалось как безнравст­вен­ное, поскольку им были попраны законы и нормы поведения.

Мифология выступала священной историей, объясняющей возникно­ве­ние и развитие космоса, человека и его место в мире.



 

(По учебнику)

В архаическую эпоху произошло окончательное оформление греческой религии и мифологии. Мифы были неразрывно связаны с древнейшими обрядами и представляли собой первую попытку человека в художественно‑образной форме осмыслить окружающий мир. Греческая мифология отличалась богатством сюжетов и своебразным морально‑этическим звучанием (именно это отличает греческую мифологию от древневосточной).

Религиозные верования древних греков прошли те же этапы развития, что и религии других народов. Пережитками тотемизма было поклонение богам в образах животных (например, Геру представляли в образе коровы).

В эпоху архаики окончательно сформировалась система религиозных верований, получившая название олимпийской религии, так как, по представлению эллинов, боги обитали на горе Олимп в Северной Греции. Об олимпийских богах рассказали миру Гомер в «Илиаде» и «Одиссее» и Гесиод в «Теогонии».



Олимпийские боги считались богами третьего поколения. Сначала был Хаос, который породил первую божественную пару: Землю – Гею и Небо – Уран. От них произошли могучие титаны. Один из них, коварный Крон, обманом захватив власть, свергнул своего отца, породив беззаконие, произвол и преступления. Он боялся, что дети могут лишить его трона, поэтому всех младенцев он проглатывал. Только последнего сына, Зевса, мать сумела спрятать. Подросший Зевс начал борьбу с отцом. Свергнув Крона, он вернул на землю мир. Зевс утвердился на Олимпе и, поделив с братьями весь мир, стал повелевать богами и людьми. Один его брат, Посейдон, стал владыкой морей, а другой – Аид – подземного мира.

Главных олимпийских богов было двенадцать, но в разных уголках греческого мира в их число часто включали различных «мелких» богов. Чаще всего в олимпийский пантеон, кроме упомянутых выше богов, включались дети Зевса: Арес – бог войны, Гефест – покровитель кузнечного мастерства и Аполлон – бог солнечного света, покровитель муз – богинь искусств, Артемида – целомудренная богиня‑дева охоты и живой, Афина – покровительница ремесел. К олимпийским богам причисляли богиню красоты и любви Афродиту и вестника богов Гермеса, а также бога Диониса и богиню плодородия Деметру.

С развитием социально‑экономических отношений боги у греков начинают выполнять новые функции. Так, Посейдон выступает покровителем коневодства и аристократии, Афина – покровительницей наук и демократии, Гермес становится богом торговли и покровителем путешественников. По мере становления полисного мира возникают представления о покровительстве отдельных божеств тем или иным городам, островам и т. п. Например, Афина была покровительницей города Афины, Зевс – Олимпии и т. д.



Помимо богов, греки почитали нимф, наяд, дриад, сатиров, силенов и т. д. Этих существ, которые якобы населяли окружающий мир, относили к младшим божествам.

Олимпийские боги представлялись бессмертными. Они обладали огромной властью, но не были всемогущими. Над миром богов царила безликая сила – Судьба (Атанка). Даже Зевс не в силах изменить ни судьбу бога, ни судьбу человека, нить жизни которого тянут три мойры – сестры‑богини судьбы.

Греческие боги во многом близки людям. Человек мог полемизировать с богами и даже, как Одиссей, выйти в этом споре победителем. Эллины представляли своих богов в образах прекрасных и физически совершенных людей, которые живут теми же чувствами, страстями и желаниями, что и простой смертный человек. Отражением этого стало широкое распространение культа героев, которые появлялись на свет в результате любовной связи бессмертных богов и людей.

Религиозные верования пронизывали все сферы жизни древнегреческого общества. И важнейшие государственные мероприятия, и серьезный труд, и веселое развлечение начинались с ритуала богопочитания. Отношение греков к миру богов было во многом наивным, но в то же время древние греки воздавали богам должное лишь в той мере, в какой рассчитывали получить от них помощь в предстоящих делах.

В архаическую эпоху строятся первые храмы – жилища богов, оформляются обряды и ритуалы и появляются жрецы. В отличие от Востока в полисной Греции не сложилось замкнутой касты жрецов с жесткой иерархией. Жрецом мог быть избран любой гражданин, пользовавшийся авторитетом у окружающих и не имевший физических недостатков. Как правило, это были представители аристократических семей.

Богослужение проводилось с целью расположить к себе божество. Оно начиналось с торжественного шествия к святилищу для совершения жертвоприношения. Жертвенный алтарь находился за стенами храма, на священном участке.

В эту эпоху большую роль в религиозной и общественной жизни Греции стали играть святилища, прославившиеся своими оракулами, у которых через жрецов‑предсказателей можно было узнать волю богов и свою судьбу. Самым древнейшим оракулом, который упоминает еще Гомер, было святилище Зевса в Додоне (в Эпире), где воля громовержца определялась по шуму листьев священного дуба. На Балканах и в Малой Азии много оракулов находилось в храмах Аполлона, который считался богом‑прорицателем. Самым знаменитым стал оракул Аполлона в Дельфах (в Фокиде), на склоне горы Парнас.

Волю богов передавала жрица – пифия. Она сидела на треножнике над расщелиной, откуда поднимались дурманящие испарения, приводившие жрицу в состояние экстаза. Бессвязные слова и звуки, выкрикиваемые пифией, записывались жрецами, а затем излагались в стихотворной форме. Ее предсказания обычно носили образный и порой загадочный характер.

На протяжении длительного времени Дельфийский оракул играл важную роль в греческом мире. Он давал «информацию» по культовым вопросам, о выводе и устройстве колоний, о законодательстве, о новых конституциях, о войне и мире, о заключении союзов, а также по частным делам: о деловых предприятиях, о заключении брака, о путешествии и т. п.

Для защиты святилища была создана амфиктиония – союз полисов. Дельфийская амфиктиония приобрела большой авторитет и из религиозного объединения превратилась в сильный политический союз, в котором большую роль стала играть Спарта.

В греческой религии были также мистерии – культы, основанные на таинстве. Они носили закрытый характер, и в них могли принимать участие только мисты – посвященные. Широкое распространение получают элевсинские мистерии, учреждение которых в аттическом Элевсине гомеровская традиция приписывает богине плодородия Деметре. В мистериях могли участвовать и мужчины, и женщины, и дети, причем не только афиняне, но и чужестранцы.

Участники мистерий обязаны были пройти обряд посвящения, к которому тщательно готовились, очищая душу и тело. Мисты должны были хранить тайну того, что видели и слышали, поэтому об элевсинских мистериях известно немного. Церемониалом мистерий заведовал верховный жрец.Мистерии начинались с шествия по священной дороге в Элевсин. А основное действие разворачивалось ночью, когда при свете факелов в сопровождении музыки и пения разыгрывалось похищение Коры, блуждания Деметры и встреча матери с дочерью. Зрители вместе с героями священный драмы переживали и ужас, и горе потери, и радость обретения, и религиозный экстаз. Мисты верили, что они испытывали те же чувства, что и их души будут испытывать после смерти.

 

Роль Гомера в формировании мифологической картины мира.

Греческая литература появилась в VIII–VI вв. до н. э. и первоначально была представлена только эпической поэзией,которая «выросла» из устного народного творчества. Историю греческой литературы открывает творчество Гомера, создавшего самые яркие эпические произведения – «Илиаду» и «Одиссею». Гомер был одним из аэдов – странствующих певцов‑сказителей, которые, переходя из города в город, – исполняли эпические песни под аккомпанемент кифары. Как правило, это происходило на пирах знати. Поэмы Гомера отличает единство формы и содержания, яркий образный язык, цельность и законченность характеров героев и глубина образов. Гомеровский эпос, изложенный в стихотворной форме гекзаметра, по праву стал вершиной эпической поэзии.

Однако Гомер снискал славу не только великого древнегреческого поэта, но и самого мудрого из эллинов. Показывая в своих поэмах прекрасное и безобразное, достойное человека и низменное, поэт на примере эпических героев помогал грекам постигать мир, учил понимать, в чем смысл жизни. На всем протяжении эпохи античности герои поэм были образцами для подражания как для рядового общинника, так и для аристократа. Платон даже утверждал, что Гомер – «поэт, который воспитал Элладу».

26. Место агона в жизни древнегреческого полиса.
(По учебнику)

На рубеже предполисного и архаического периодов в греческой культуре начинает проявляться агон – соревновательное начало, предопределившее своеобразие как духовной и материальной культуры, так и всей древнегреческой цивилизации. Атональным началом были пронизаны все аспекты жизни и поведения греков, рационального постижения космоса и иррационального мироощущения.

Агон зарождается еще в предполисный период в среде знати как демонстрация «лучшего», специфически аристократического образа жизни. Аристократам необходимо постоянно подчеркивать социальный статус. И при отсутствии в греческом мире возможности утверждать свое положение через накопленные богатства или близость к персоне царя (как на Востоке) в небогатом греческом обществе главную ценность приобретает время. Знать демонстративно тратит его на спортивные и военные упражнения и состязания (в то время как рядовой общинник, не разгибая спины, отдает все свое время производству материальных ценностей). Итогом демонстративного потребления времени становится первенствование,т.е. утверждение своего превосходства в силе, ловкости, военном мастерстве. Признанием победы в этих состязаниях становится оливковая или лавровая ветвь – приз, не имеющий никакой материальной ценности, но подчеркивающий принципиальное отличие образа жизни аристократа от бытия простого общинника. Эта ветвь давала славу, почет, уважение и подчеркивала высокий социальный статус участника состязания.

Уже у Гомера в центре внимания состязающихся не выгода, а доблесть и слава, которые должны быть по достоинству оценены окружающими, и прежде всего равными соревнующимся по общественному положению. Так в греческой культуре закладывается ориентация гражданина античного общества на одобрение или порицание, на стремление соответствовать системе ценностей полисного коллектива в условиях состязательного (агонального) образа жизни. А в самой системе ценностей одно из главенствующих мест занимает стремление «к доброй славе», которое объявляется высшим благом. Поиск славы и связанные с ними духовные ценности ставятся выше богатства. Эта положительная оценка славы и агонального духа останется доминирующей тенденцией в духовной жизни греков до конца античной эпохи и важнейшим фактором того культурного расцвета, который пережило греческое общество.

Дух состязательности проник во все области греческой жизни: политику, военное дело, экономику, культуру. Но наибольшее распространение агон получил в спортивных соревнованиях. Закономерным итогом этого стала организация Олимпийских игр.

Олимпийские игры, которые, по преданию, учредил Геракл, заняли одно из центральных мест в культуре эллинов. Историк эпохи эллинизма Тимей даже предложил вести счет лет в истории Греции по Олимпиадам. Первые Игры состоялись в 776 г. до н. э. Впоследствии они проводились раз в четыре года в местечке Олимпия, где находилось святилище Зевса. Участвовать в Играх и быть зрителями могли только полноправные граждане полисов, не запятнанные пролитием крови. На время Игр устанавливался священный мир. В программу состязаний входило пятнадцать видов спорта. Наградой олимпионику (победителю Олимпиады) был лавровый венок. Он рассматривался не только как приз за победу над другими из лучших атлетов, но и символизировал, что победитель стал любимцем богов. Олимпионик получал всемирную славу, почет и уважение. В родном полисе его осыпали почестями, поэты прославляли его в гимнах, в Олимпии и на родине ему воздвигали памятники.

Агон формировал весь мир мыслей, чувств и мотиваций поступков греков. Именно дух состязательности определял основополагающие духовные ценности греческой культуры: отношение к богатству, понимание счастья, стремление к славе, представление о бессмертии и т. д.

 

(По пособию)

Особую роль в развитии гуманистической направленности античной культуры сыграл агон (состязание), который возник в среде аристократов, где участие в соревнованиях и победа в них, были символами знатности и порядочности, не допускающей низменной корысти. Затем «агональный дух» проник и в другие социальные слои, и это утвердило в греческом обществе мысль, что высшую ценность в любой сфере деятельности представляет победа в состязании с соперником, которая приносит славу, почет, известность, но никак не связана с приобретением богатства или другой материальной выгодой.

Первоначально агон проявился в спорте, что вылилось в устройство всегреческих игр в Олимпии (VIII в до н.э.). Победитель на них награждался оливковой ветвью со священного дерева. Затем возникли игры в Афинах, Коринфе, Дельфах и в других полисах. Далее агон проник во все сферы материальной и духовной жизни, в экономику и политику; он присутствовал в философии, математик, астрономии. Ученые трактаты оформлялись в виде диалога с собеседником или спора, в ходе которых и выяснялась истина. Благодаря этому в Древней Греции впервые в истории человечества возникла наука со своими законами и системами доказательств. Диспут становится и основной формой обучения.

В литературе, музыке, а затем и в театре агон занимает ведущее место. Театральные представления были состязаниями драматургов, причем зрители определяли не только лучшую пьесу, но и лучшего актера и организатора постановки, которых награждали венками.

Таким образом, закрепившись в греческой культуре как ценность, агон оказал огромное влияние на формирование творчески активной, деятельной, бескорыстной личности, высшей наградой для которой был почет среди сограждан.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.