Сделай Сам Свою Работу на 5

Научные знания в Древнем Египте и Месопотамии.





Невзирая на то, что религиозно-магической мировоззрение глубоко пронизывала сознание людей того времени, все-таки потребности повседневной жизнедеятельности заставляли человека внимательно следить за явлениями природы, для того чтоб по возможности объективно понимать их внутренний смысл. Это постепенно приводило к появлению первых, еще весьма примитивных форм абстрактного мышления. Наблюдая сходные явления в природе, человек еще застенчиво и весьма неумело пытался их систематизировать, составляя по большей части с практической целью перечни животных, растений и камней. Так происходило зарождение научных познаний.
1. Наука в Египте.
Были развиты медицина, математика и астрономия.
Медицина: знания в области медицины были в руках жрецов. Они строились на наблюдении и изучении строения человеческого организма, которому, в частности, способствовал обряд мумификации. Проводились хирургические операции: ампутация, трепанация. Существовали окулисты, была развита рецептура. Появилась врачебная этика(врач говорил, будет ли он браться за лечение или нет, излечим человек или нет). Древними египтянами было составлено первое описание мозга. Также им приписывают изобретение клизмы и промывания кишечника. Была развита косметология.Тот и Исида считались богами врачевания.
Математика: древние египтяне измеряли высоту разливов Нила (для расчета налогов), разграничивали участки земли. Знали умножение и сложение, основы квадратных уравнений. При строительстве пирамид применялся принцип золотого сечения треугольника, техника строительства стен с наклоном граней, совпадающим с наклоном падения света. Египтяне знали основы геометрии.
Астрономия: были известны зодиакальные знаки, составлялись предсказания разливов Нила. Были составлены точные карты звездного неба, использовались водяные и солнечные часы.
Таким образом, все научные знания были предназначены для практики. Египтяне заложили фундамент для будущего развития наук.



2. Наука в Месопотамии.
1. Математические познания.
Из хозяйственных потребностей постепенно выросли древнейшие зачатки науки, в том числе математики и астрономии. Потребность подсчитывать число и масса продуктов и товаров, устанавливать число служебной силы, определять объем зданий, вычислять площадь участков планеты (полей) привела к появлению древнейших математических расчетов, к накоплению соответствующих познаний, к зарождению арифметики и геометрии. С глубокой шумерской древности выходят основы математических познаний старинных народов Месопотамии, в том числе те системы счисления, в основе которых лежат количества 5, 6, 10. Максимально примитивным способом исчисления был счет на пальцах одной руки - от единицы до 5. На это указывают шумерские наименования для 5 первых чисел. Наименования чисел 6, 7, 8 и 9 составлены из соединения названий пятерки и соответствующего дополнительного количества (6 = 1 +5, 7 = 2 +5, 8 = 3 +5, 9 = 4 +5). С шумерской эпохи идет шестидесятиричная система, основными единицами которой были 60, 602 = 3600 и 603 = 216 000. Зачатки десятичной системы появляются в шумерскую эпоху, когда возникает особое слово и клиновидный знак для обозначения 10. В Аккаде и в Ассирии пользовались особыми знаками для 100 и 1000, что указывает на развитие десятичной системы. Своеобразное сочетание десятичной и шестидесятиричной систем счисления привело к потребности выделения чисел 10,600 и 36000. Своеобразное сосуществование и комбинация разных систем счисления обнаружили свое отражение в делении г. на 360 суток и круга на 360 частей. О весьма существенном развитии математики еще в шумерскую эпоху утверждают математические статьи, в которых упоминаются возведение в степень, извлечение квадратных и кубических корней из особых формул и даже вычисление объемов. Возможно предполагать, что был известен принцип прогрессии, на что указывают арифметические прогрессии с увеличением на 16 и геометрическая с умножением на 2. При расчетах использовали дробь, чаще в общей сложности с числителем, равным единице. Хотя встречаются 2/3, 5/6, и шумерские наименования для обозначения дробей 3/6, 4/6 и 5/6.
На сугубо практический характер этой древней математики указывают таблицы умножения, сложения и вычитания с цифрами до 180 000 (при увеличении), которые обязаны были помогать с большой скоростью осуществлять арифметические действия. Сохранились и таблицы деления с делителями от 2/3 до 81. Сохранившиеся планы полей с расчетом их наружности, говорят о том, что первые познания в обл. геометрии образовались в связи с развитием сельского хозяйства и с необходимостью нередко проводить обмер земельных участков. Для того чтоб определить площадь поля, имеющего форму неправильного фигуры, данную поверхность разбивали на ряд прямоугольников, треугольников и трапеций, отдельно вычисляли площадь любой отдельной фигуры, а после складывали доступные количества.
Важным достижением вавилонцев в обл. естественнонаучных познаний было создание единой системы мер и весов, которое у них позже переняли иные древние народы Ближнего Востока и отдельными элементами которой ряд азиатских и европейских народов пользовался вплоть до XVIII в.
Элементарной весовой единицей в этой метрической системе был шеум (46,75 мг - вата ячменного зернышка). 180 шеумов составляли шекель (8,4 г.), 60 шекелей - мина (около 500г.), 60 мин - талант (30,3 килограмма). Объем измерялся в силах (0,84 л.) И гурах (300 сила). Мерой длины служили палец, ладонь, локоть.





2. Астрономические познания
Исследование небесного свода и движенья небесных тел, умение делить время на годы, нед., мес., дни и часы превратились у шумеров в точную науку. Они строили башни-зиккураты, служившие им обсерваториями, сделали карты звездного неба и календарь. Шумерское имя Вавилона - "Тишенир", в буквальном переводе "крупная башня зерна и вина". Подобное имя наводит на интересную мысль о том, что провал Вавилонской башни независимо от любых настоящих или вымышленных башен, было не более олицетворением, метафорой провала многоязычного Вавилонского государства. Также, в Древнем Шумере существовало и духовное имя Вавилона как центра культуры бога Мардука - "Ка-асхда", т.е. "Варта божества". По-ассирийски это наименование звучало как "Халда", откуда и произошел термин "халдеи". Словом "халдеи" в Древней Греции презрительно обозначали уличных гадателей, астрологов, доля которых происходила из халдеев, из Вавилона.
В Месопотамии весьма благоприятный климат. Тут жрецы-ученые имели возможность следить за всем, что происходило на небе, практически год напролет. В Вавилоне делили время от восхода до захода Светила на 12 промежутков - часов. При этом дневное время в сер. лета был практически наполовину длиннее, чем зимой. Потом и греки начали делить сутки на 24 часа, и дневные часы сравнялись с ночными в каждое время г.. Летом в Месопотамии весьма жарко, потому для полевых работ применялись лунные ночи. Луна на В. постоянно играла крупную роль. Появление лунного календаря в Вавилоне относится к сер. 3-го тысячелетия до н. э. В повседневной жизнедеятельности земледельцев г. намного важнее мес.. Однако вычислить старт лунного мес. по молодому проще, чем уловить старт какого-либо сезона. Обнаружить продолжительность г. труднее. Полная смена лунных фаз происходила приблизительно за 29,5 дня, и на практике продолжительность мес. считалась 29 или 30 суток. Календарь приводили в согласие с мужчиной. Любой мес. начинался вечером того дня, когда после захода Светила на небе появлялся серпик юный Луны. В годы управления правителя Хаммурапи (1792-1750 годы до н. Э), что установил для целого царства единые законы, единым календарем для всей Вавилонии стал календарь города Ур.
Лунный календарь состоял из 12 месяцев, носивших семитические наименования, которые имели соответственно: нисана - 30 суток, Айру-29, Сиван-30, дуузу-29, абу - 30, улулу - 29, ташриту - 30, арахсамну - 29, кисливу - 30, тебету - 29, шабат - 30, Аддара - 29 суток. В названиях месяцев отразились особенности климатического фона и условий жизнедеятельности в данной местности. Допустим, имя мес. "нисана" случается от корня со значением "шагать, двигаться" "," Айру "обозначает" яркий, светлый "," абу "- враждебный (за палящего Светила)," шабат "- разрушение дождями и ливнями ( отсюда, к слову и происхождение слова "шабаш" - оргия, разврат), "Аддара" - мрачный. I мес. г. - нисана - начинался приблизительно с 22 мар.. С течением времени, создание вселенной объяснялось, частично, в эпической поэме о Гильгамеше, легендарного правителя города Урук в Шумере. Там рассказывается, как господь Марчук, победив чудище Тиамат (хаос), из частей его объекты сделал небо и нашу планету. Серьезно потом лунный календарь был все-таки изменен солнечно-лунным. Продолжительность лунного г. - 354 дня, а желтого - 365 суток. Чтоб в солнечном г. умещалось целое количество лунных месяцев, нужно было чрез определенный этап вставлять дополнительный 13-й мес.. Есть табличка с клинописью, где написано: "Итак, Хаммурапи утверждает: Так как г. не хорош, то следующий мес. обязан существовать отмечен как II-ая улулу. Вместо внесения десятин Вавилону 25 ташриту их нужно внести 25 улулу иного ". Подобное было произвольное включение дополнительного мес.. По клинописных табличках, где содержались астрономические сведения, стало установлено, что вавилонские ученые делали вставки 13-го мес. и согласно с положением Светила на эклиптике. В лунно-солнечном календаре согласование месяцев и лет проходит как в системе уравнений для 2-х переменных: так, 8 солнечных лет равны 2922 дням. Данное же количество суток содержится в 99 лунных месяцах, в 48 из которых по 29 суток, а в 51 - по 30 суток. Применяли и иное равенство: 19 солнечных лет = 235 лунным месяцам = 6940 дням. Хотя и там, и тут были неточности из-за того, что в г. и в мес. не целое количество суток. Приблизительно с 600 г. до н. э . в вавилонском календаре использовался 8-летний цикл, а с окончания ЧЕТВЕРТЫЙ столетия до н. э. - 19-летний цикл, достижение которого связывают с названием астронома Киденаса. Принято считать, что календарь Вавилона был заимствован Древней Ассирией, что разрушила Вавилон в 689 г. до н.э., а после и древними евреями.
Халдейские жрецы обогатили астрономию замечательным открытием. Они заметили, что затмения повторяются в прежнем порядке ч/з определенный промежуток времени, так называемый Сарос. Он равен 6585 дней. Используя эти познания, халдеи имели возможность предсказывать затмения. Как видим, познания, сравнительно звезд и светил, о движеньи Луны и Солнца в г., были довольно подробные и разработаны. Однако это были - долговременные наблюдения. Кратковременным же астрономическим явлениям в Древнем Вавилоне, уделялось намного менее внимания.

3. Развитие медицины
Постепенно накапливались познания и в области медицины и ветеринарии. Уже в эпоху Хаммурапи вавилонская медицина делилась на некоторые отрасли - хирургии, лечения глазных заболеваний и т. д. Анатомия была весьма слабо развита; врачи при определении признаков и при диагнозы выделяли лишь главные органы, к примеру, сердце, печень, почки. Хотя потребность постановки диагноза при помощи установления ряда признаков была не только лишь целиком осознана, но еще и вызвала I-е попытки объективного изучения заболеваний и реальной борьбы с ними. Так, вавилонские жрецы считали, что патология "не может оказаться успокоенная повязками и жало смерти не может оказаться вырван ... если доктор не узнает ее сути ". Медицинские тексты, относящиеся по большей части к позднему времени, содержат описание признаков разных заболеваний желудочно-кишечного тракта, органов дыхания (ринит, выделение мокроты, кровоизлияние из носа), ревматизма. Нередко описываются признаки гипертермии жар, холод, озноб, прохладный пот; образно описываются признаки "удара", который привел к параличу: "... губы пораженного сведены, глаза закрывается ... рот зажат и он не может говорить ". Вавилонские врачи пробовали лечить и иные патологии: патологии глаз, ушей, новообразования, кожных патологии (проказа), патологии сердца, почек, водянку, мочеполовые и женские патологии, даже нервные, вероятно душевные патологии, признаком которых является "упадок духа из-за горя". Порой в лечебниках упоминаются коллапс, когда человек "падает без сознания" и "ее глаза темнеют". Ярко описывается особая патология "височной жили", вероятно связана с приливом крови к голове, частично глаз, и с помутнением зрения. Важнейшие признаки этой патологии заключается в том, что "у человека схватывает висок, в ушах у него шум, его глаза светятся, затылок съедает ... его сердце возбуждено и в ногах у него астения ".
В сохранившихся медицинских текстах возможно обнаружить некоторую, хотя, часто непоследовательной, систематизацию. Так, к примеру, описания заболеваний органов дыхания объединены одним заголовком или, вернее, вводными словами: "Когда (дыхание) его рта затруднено". Так же объединены в специальные разделы описания заболеваний печени и желчного пузыря, наконец, выделены в специальный трактат патологии "огромной жили", похожие по собственным описаниям ревматизмом или подагрой. Для лечения всех таких заболеваний использовались наиболее разные средства, посреди которых на первом месте стояли наиболее разные, иногда весьма сложные медикамента. За исключением лекарств использовались притирки, компрессы, массаж и промывки. На широкое использование в медицине воды и масла указывает на то, что слово "доктор" в буквальном переводе обозначает "знающий воду" или "знающий масло".
Значительных успехов достигла в Месопотамии народная медицина, символом которой служило изображение 2-х змей, обвитых кругом жезла, - прообраз эмблемы современной медицины.
Очень престижной была в Месопотамии профессия бабы-повитухи (шумеры называли ее "Да, кто знает материнское лоно"). Баба-повивальная бабка, так сказать, была специалистом на все руки. Она не только лишь принимала роды, но еще и осуществляла регистрацию новорожденных.
Медицинские услуги в Месопотамии стоили весьма дорого и были доступны отнюдь не каждому. Бедняки выздоравливали или умирали сами, без поддержки медицинских работников. Геродот восторженно сообщал, что тех болящих, кому услуги медицинских работников были не по карману, выносили прямо на улицу, надеясь, что кто-нибудь поделится опытом, как он смог побороть такой же недуг, ведь пройти мимо пациента человека и не задать вопрос, на что она жалуется, в вавилонцев было принято).
Медицина в Месопотамии еще не стала наукой. Было сделано только I-е шаги по внедрению в медицинскую практику отдельных рациональных методов лечения, которые также сочетались с целым арсеналом магических действий i заклинаний, в целебные возможности которых население верило не меньше, чем мази, микстуры, компрессы, хирургического вмешательства. Причиной патологии считали вселения в тело "злых демонов", по этой причине старались выгнать их при помощи всевозможных сомнительных лекарств.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.